что случилось с акциями тесла
Акции Tesla обвалились на фоне опроса Маска о продаже части его пакета
На Мосбирже котировки на минимуме падали до ₽79 020 за акцию, что на 8,1% ниже закрытия пятницы, 5 ноября.
Снижение в акциях производителя началось на новости о предстоящей продаже крупной доли в компании гендиректором Tesla Илоном Маском. Глава Tesla в выходные запустил опрос в Twitter, в котором спросил пользователей, стоит ли ему продать 10% из принадлежащих ему акций компании, чтобы уплатить налоги.
«В последнее время слишком много говорят о том, что нереализованная прибыль — это средство уклонения от уплаты налогов, поэтому я предлагаю продать 10% моих акций Tesla», — написал Маск.
I will abide by the results of this poll, whichever way it goes
По американским законам, владелец акций не платит налог на прибыль до тех пор, пока не продаст их. Прибыль, полученная только на бумаге, называется нереализованной.
Большинство из 3,5 млн пользователей Twitter, которые прошли опрос — 57,9%, — поддержали идею о продаже акций, 42,1% оказался против.
В 2018 году Маск отказался от зарплаты. Вместо этого было принято решение, что в течение десяти лет его работа будет вознаграждаться опционами, которые Маск получит, если выполнит поставленные цели по росту выручки, EBITDA и капитализации Tesla. Этим шагом бизнесмен хотел убедить акционеров в том, что намерен серьезно работать над достижением поставленных целей.
«Нереализованная прибыль как средство ухода от налогов», про которую пишет Маск — актуальная тема на повестке дня в США. Так, в июне Маск оказался среди миллиардеров, упомянутых в расследовании Pro Publica о том, как сверхбогатые уклоняются от уплаты налогов. Кроме того, он стал мишенью для членов Конгресса, которые настаивают на налогообложении миллиардеров.
«Платит ли вообще самый богатый человек мира налоги, не должно зависеть от результатов опроса в Twitter, — процитировал Bloomberg сенатора от штата Орегон Рона Уайдена. — Пришло время подоходного налога для миллиардеров».
«Все это закончится слезами». Инвесторы о феномене Tesla
Такой рост акций Tesla многие аналитики считают неоправданным. По их мнению, по фундаментальным показателям компания сильно переоценена. «Рост цен на акции и тот факт, что Tesla стоит больше, чем Fiat Chrysler, General Motors и Ford вместе взятые, не имеет ничего общего с реальностью», — сказал Боб Лутц, который занимал руководящие посты в Ford, Chrysler и General Motors.
Перспективы и прогнозы
Другие, наоборот, придерживаются мысли, что рост акций отражает перспективы бизнеса компании и ее технологий. Инвесторы вкладываются в акции в надежде на их будущий рост. И у них есть на то причина. Последние три квартала бумаги Tesla показывали прибыль, и такого же результата ждали и от второго квартала 2020 года. Но наступила пандемия, и компании пришлось остановить работу сборочного завода в Калифорнии.
Поэтому многие аналитики сомневались, что второй квартал 2020 года будет для компании прибыльным. Однако Tesla снова всех удивила. Компания сообщила, что поставила на рынок значительно больше новых автомобилей и спортивных внедорожников, чем ожидалось: 90,7 тыс. автомобилей во втором квартале, на 4,9% меньше, чем в таком же периоде прошлого года. Однако аналитики предполагали, что из-за пандемии поставки упадут на 24%.
Это четвертый подряд прибыльный квартал для Tesla. А значит, теперь у компании есть возможность попасть в индекс S&P 500. Для того чтобы бумагу включили в этот индекс, нужно, чтобы компания показывала прибыль за четыре последних квартала, включая самый последний. Если Tesla попадет в S&P 500, это вызовет приток средств в акции компании со стороны фондов, инвестирующих в индексы.
Боязнь упустить возможность
Вряд ли сейчас найдется хоть один инвестор на рынке, который смог бы остаться в стороне от феномена Tesla. Все разделились на два лагеря — тех, кто верит в компанию несмотря ни на что, и тех, кто ждет, когда этот карточный домик рухнет. Первые инвестируют в акции, боясь упустить потенциальную прибыль, и чуть ли не молятся на Tesla. Своим энтузиазмом они заражают и других более неопытных инвесторов.
«Это вечное человеческое желание быть частью толпы, или то, что мы сегодня назвали бы FOMO — fear of missing out, страх упустить», — пишет американский журналист Джейсон Цвейг в своей колонке о феномене мыльных пузырей на фондовом рынке.
Мы спросили у российских инвесторов, что они думают по этому поводу и почему решили инвестировать в бумаги компании или, наоборот, почему обходят ее стороной. Вот что они ответили.
Роберт Закиев, частный инвестор
Я смотрю на безумный рост акций Tesla со стороны, но сам пока покупать не планирую — слишком высокий риск потерять капитал. Текущая цена, на мой взгляд, — это чрезмерный оптимизм инвесторов. Они думают, что компания захватит рынок беспилотных автомобилей и грузовиков и выйдет на лидирующие позиции по продаже автомобилей во всех странах. Сложно сказать, что будет с Tesla через пять — десять лет.
Инвестирование — наука о вероятностях наступления того или иного сценария будущего, которое мы не можем с точностью предсказать. Акции могут еще вырасти, так как многие инвесторы смотрят на прошлое и проецируют его на будущее. Но котировки также могут упасть и уничтожить чей-то капитал. Поэтому я бы не стал вкладывать жизненно важные накопления в Tesla и оставил деньги в более надежных акциях с хорошей дивидендной доходностью. Я отношу себя к консервативным инвесторам, которые больше заботятся о том, как сберечь капитал, нежели о том, как его быстро приумножить с помощью рискованных инвестиций типа биткоина или акций Tesla.
Российский инвестор, который предпочел остаться анонимным
Я делаю расчеты перед покупкой самостоятельно. И по Tesla вижу только феерическую доходность. Мнения псевдоэкспертов, которые пропустили весеннее падение рынка, меня особо не интересуют — я думаю своей головой. Недавно на одном из каналов об инвестициях эксперт решил «шортить» Tesla. Но акции не падали, и у него случился маржин-колл. Так что, можно сказать, он получил красные шорты от Илона Маска.
Сергей Попов, частный инвестор
Я покупал и продавал Tesla много раз — всего у меня было несколько десятков сделок. Покупал в основном перед выходом отчетов, продавал после выхода, когда бумага сильно выросла. Всего за девять месяцев удалось заработать около 100% прибыли. Сейчас я уже не покупаю эти акции на долгий срок, торгую только внутри дня, потому что слишком много рисков, особенно в преддверии отчета.
Больше новостей об инвестициях вы найдете в нашем телеграм-канале «Сам ты инвестор!»
Акции Tesla упадут в пять раз в августе. Но инвесторы ничего не потеряют
Tesla проведет сплит акций в пропорции 5:1. Это значит, что одна акция «распадется» на пять: каждый акционер компании Илона Маска получит еще четыре бумаги. При этом стоимость каждой упадет в пять раз — рыночная капитализация Tesla останется прежней.
Инвесторы, которые будут владеть акциями по состоянию на 21 августа, получат четыре дополнительные бумаги на одну старую. Торги по новым ценам возобновится в понедельник, 31 августа.
Зачем Tesla нужен сплит?
Tesla хочет «сделать владение акциями более доступным для сотрудников и инвесторов». Обычно это главная причина дробления бумаг для любой компании.
Сплит поможет акциям Tesla вырасти?
Дробление акций не влияет на фундаментальные показатели, однако может положительно сказаться на котировках благодаря низким ценам и притоку новых инвесторов. Однако в последнее время эффект от сплита любой компании уменьшился: отдельные финтех-платформы, вроде сверхпопулярного у американской молодежи сервиса Robinhood, дают клиентам возможность покупать акции по частям.
Поэтому многие мелкие инвесторы уже вложились в Tesla — например, в том же Robinhood бумаги производителя электрокаров входят в топ-10 по популярности.
Кажется, Tesla должна войти в S&P 500. Это подтолкнет котировки вверх?
Еще один фактор, способный подогреть интерес инвесторов к Tesla в ближайшей перспективе — возможное включение акций компании в индекс S&P 500. Производитель электрокаров отчитался о прибыли по итогам последних четырех кварталов, не помешал даже COVID-19. Тем самым Tesla выполнила критерий, необходимый для вхождения в индекс.
Естественные последствия включения в S&P 500 — покупка акции индексными фондами и многочисленными управляющими, которые так или иначе ориентируются на индексы. Однако никаких гарантий включения Tesla в индекс нет, поскольку у комитета S&P 500 нет жестких правил относительно этой процедуры, зато есть право реагировать на рыночные события на свое усмотрение.
Включение акций в S&P 500 приведет к новой волне покупок. В то же время во «Фридом Финансе» допустили, что это решение может быть отложено, чтобы компания продемонстрировала прибыльность в течение более длительного периода. Тогда, наоборот, стоит ждать распродаж.
В любом случае сплит никак не повлияет на перспективы Tesla войти в S&P 500 или ее значимость в нем — вес каждой компании в индексе пропорционален ее капитализации.
Что будет с акциями Tesla после сплита?
Вадим Меркулов заявил, что лидерство Tesla в сегменте электромобилей будет сохраняться в среднесрочной перспективе, поскольку компания реализует больше электрокаров, чем 10 прочих крупнейших производителей электромобилей вместе взятых. Он добавил, что успешный запуск фабрики в Китае и подготовка площадки для запуска в Германии окажут поддержку финансовым показателям в среднесрочной перспективе.
Старший персональный брокер по международным рынкам «БКС Брокер» Тимур Баянов с ним не согласился. По его мнению, потенциал роста для акций Tesla еще далеко не исчерпан.
Ведущий аналитик «Открытие Брокер» по международному рынку акций Алексей Корнилов воздержался от конкретных прогнозов. «Дальнейшая динамика акций компании Tesla имеет высокую степень неопределенности на фоне назревающей конкуренции со стороны крупных игроков в автомобильной отрасли. Tesla понадобится близкое к идеальному исполнение своих бизнес-планов, чтобы оправдать свою капитализацию, которая превышает стоимость компаний Toyota и Ford вместе взятых», — с осторожностью сказал эксперт.
Больше новостей об инвестициях вы найдете в нашем телеграм-канале «Сам ты инвестор!»
Термин, обозначающий вероятность быстрой продажи активов по рыночной или близкой к рыночной цене. Подробнее Стоимость компании на рынке, рассчитанная из количества акций компании, умноженного на их текущую цену. Капитализация фондового рынка – суммарная стоимость ценных бумаг, обращающихся на этом рынке. Расчетный показатель. Позволяет оценить уровень недооцененности или переоцененности активов рынком. Считается как отношение показателя, содержащего рыночную стоимость актива (капитализация, цена акции, стоимость бизнеса) с отчетным финансовым показателем (выручка, прибыль, EBITDA и др.). Недооцененность или переоцененность актива оценивается при сравнении значения мультипликатора с мультипликаторами конкурентов.
Что случилось с акциями Tesla и как на них заработать
С начала 2020 года акции Tesla удвоились. Илон Маск снова стал хедлайнером Уолл-Стрит, инвесторы прокатились на ралли, а шортистов разорвало на части. Это интересный сюжет и хороший повод разобраться: почему выросла цена акций, что происходит с финансовой отчетностью компании, и какая существует торговая стратегия.
Дисклеймер: статья отражает мое субъективное видение ситуации и не является торговой рекомендацией. Я могу быть прав, а могу ошибаться. Поэтому проведите собственный анализ и самостоятельно примите решение.
Что произошло
Росту предшествовал ряд событий:
1. Запуск нового завода в Китае
2. Начало массовых поставок автомобилей в Китай
3. Два положительных квартальных отчета
4. Презентация электрического пикапа Cybertruck
После роста тоже был интересный момент. Давайте положим новости на график акций и вкратце по ним пройдемся.
17 октября 2019. Министерство промышленности Китая разрешило Telsa производить электромобили в КНР. Источник: Reuters.
21 ноября 2019. Илон Маск представил первый электрический пикап Tesla. Сказал, что электрокар бронированный, после чего разбил стекло металлическим шаром. Илон провалил презентацию, но получил 146k предзаказов. Источник: твиттер Илона Маска.
30 декабря 2019. Tesla начала массовые поставки автомобилей в Китай. Источник: твиттер китайского отдела компании.
19 января 2019. Tesla согласилась приобрести федеральную землю в коммуне Грюнхайде для строительства новой фабрики в Германии. Ожидается, что с лета 2021 года завод будет производить 150k электрокаров в год. Источник: Интерфакс.
14 февраля 2020. Tesla отзовет 3183 Model X из Китая. Причина: потенциальная проблема, которая может усложнить рулевое управление и привести к столкновению. Источник: Reuters.
Почему выросли акции
Основных причин три:
1. Tesla показала два прибыльных квартала подряд
2. Tesla начала экспансию на Китайский рынок
3. Шортисты попали на маржин-колл
Разберемся подробнее. Сначала Tesla запускает завод в Китае, после чего показывает квартальную прибыль, вопреки ожиданиям аналитиков. Эти события обеспечивают стартовый импульс.
Затем, компания начинает поставки в Поднебесную. Соответственно, это новый большой рынок, а значит — большой потенциал роста выручки. Инвесторы любят рост выручки, поэтому покупают акции и провоцируют ралли.
Выходит второй сильный отчет: очередной прибыльный квартал, рекорд по поставкам электрокаров, перевыполнение планов компании. На отчет накладываются смежные позитивные новости, и аналитики рисуют радужные перспективы. Итог: котировки вырастают на 20% за день.
Итого по причинам роста:
1. Позитивные новости обеспечили январское ралли
2. Выходы шортистов создали февральский ажиотаж
Что говорит отчетность
Надо признать, что отчетность Tesla улучшается. Выручка компании растет, чистая прибыль положительная в двух последних кварталах, EBITDA положительная в трех последних кварталах.
Кроме того, Tesla заметно повысила маржинальность бизнеса: с 12,5% в начале года до 18,9% в конце.
Поставки автомобилей растут:
География поставок расширяется. Особенно симпатично выглядит Китай, доля которого может сильно увеличится к 2021 году.
Но самое интересное происходит с производственными мощностями. Из Q4 2019 Update следует, что Tesla может производить 640.000 электрокаров в год.
В том же отчете Илон Маск обещает увеличить производственную мощность во Фримонте и совокупно производить полмиллиона Model 3 и Model Y в год. То есть на сто тысяч больше, чем есть сейчас.
Про планируемую мощность Китайской фабрики в отчете не говорится. Но в статье Fortune есть упоминание про полмиллиона электрокаров со ссылкой на китайского директора по производству. Конкретные сроки выхода на мощность не уточняются, поэтому вряд ли это случится в 2020 году.
Какая торговая идея существует
Если верить отчетности, то в конце 2019 года результаты Tesla лучше, чем когда-либо. Курс акций это подтверждает. Аналитики тоже. Но несмотря на все «за», мое личное мнение — шорт в среднесрочной перспективе.
1. Успех Tesla уже заложен в стоимость акций. То есть текущие котировки находятся там, где они должны быть в случае выполнения обещаний. Но обещать не значит жениться, а заявить не значит произвести.
2. Косвенные признаки показывают, что Q1 2020 может принести проблемы компании. Учитывая раздутые цены, это претендует на триггер для падения.
Теперь посмотрим, в каких количествах компания поставляла продукцию. За 2018 год Tesla поставила 245.000 электрокаров. За 2019 год Tesla поставила 367.000 электрокаров.
Количество поставленных машин — ключевой показатель Tesla, который беспокоит инвесторов, и от которого зависит динамика выручки. Фактически, это основной драйвер роста. Поэтому мы соотнесем цену акций с количеством электрокаров и выведем мультипликаторы.
2. Удобства ради, опустим тысячи и составим пропорцию: 330 / 245 = 1,35.
2. Тогда мультипликатор будет: 330 / 367 = 0,9.
Соответственно, средний мультипликатор за два года получится 330 / ((245+367)/2) = 1,08.
Итого мы имеем три мультипликатора:
1. Оптимистичный: x1,35
2. Нейтральный: x1,08
3. Пессимистичный: x0,9
Также мы имеем данные по производственным мощностям Tesla:
1. Текущая: 640k электрокаров в год
2. Обещанная: 740k электрокаров в год
3. Гипотетически возможная: 1090k электрокаров в год
Строим таблицу и прогнозируем диапазон цен в зависимости от поставок электрокаров:
И видим, что расти особо некуда. Только в идеальном сценарии (который выглядит совсем сказочным) акции имеют запас хода. Остальное — либо близко к текущим ценам, либо вообще ниже них. При этом поставки мы только прогнозируем, а цены уже сегодня видим на графике.
Кроме того, Tesla может притормозить первый квартал. Рекорды в конце года не ставятся в рабочем режиме. Вместо этого они требуют максимальной отдачи от персонала, поставщиков и прочих участников. Вечно такая интенсивность продолжаться не может, но проваливать лучше начало года, а не конец. Поэтому компании выжимают последние соки перед годовым отчетом и восстанавливаются после него.
В прошлом году с Tesla было нечто подобное:
В этом году история может повториться. Косвенный аргумент: Илон Маск провел дополнительное размещение акций, вопреки предыдущему заявлению. Причина, которая напрашивается: он видит ажиотаж инвесторов сегодня, но сомневается в нем завтра.
Когда лучше шортить
Шортить лучше консервативно: дождаться нового выноса шортистов и зайти, когда они будут фиксировать убытки. Признак выноса: резкое одно-двухдневное движение вверх.
31 января 2019 года Tesla имела 16% коротких позиций. Сейчас их меньше, но на один short squeeze должно хватить.
«Маск избаловал инвесторов»: почему акции Tesla упали после хорошей отчетности
Что случилось
Tesla в очередной раз представила инвесторам позитивные результаты за III квартал — общая выручка компании выросла в два раза, она показала лучшую квартальную прибыль в своей истории. Но акции Tesla все равно снизились.
Что это значит
Компания продала на 73% больше автомобилей, чем в III квартале 2020 года, — в основном за счет машин из Китая, пишет The Wall Street Journal. Завод в Китае остается ее крупнейшим экспортным хабом. Ложкой дегтя является то, что Tesla по-прежнему не может удовлетворять растущий спрос на автомобили и так и не решила до конца проблемы с комплектующими и логистикой.
Зачем мне это знать
Уже полтора года автопроизводители во всем мире борются с дефицитом полупроводников. Ситуация ухудшилась в 2021 году, когда из-за слишком быстрого восстановления экономики начались перебои в поставках. В результате автопроизводители вынуждены сокращать или останавливать производство. Это коснулось и Tesla — дефицит мешает наращивать объемы производства, написала компания в отчетности.
В долгосрочной перспективе Tesla рассчитывает, что продажи авто будут расти в среднем на 50% в год. Но это будет зависеть от мощности оборудования, а также от стабильности цепочек поставок, предупредила она. Сейчас Tesla расширяется и скоро достроит заводы в Остине и Берлине, а завод в Шанхае увеличит объем производства. Кроме того, все автомобили стандартной линейки перейдут на литий-железо-фосфатные батареи (LFP) во всем мире, пишет CNBC. Это значит, что затраты на производство автомобилей должны снизиться, так как батареи LFP доступнее в производстве.
Goldman Sachs сохраняет рекомендацию покупать акции Tesla. «Хотя новые производственные мощности и проблемы с цепочкой поставок могут отрицательно повлиять на стоимость в ближайшей и среднесрочной перспективе, мы по-прежнему видим возможности для увеличения рентабельности по мере того, как компания наращивает объемы и увеличивает свой набор программного обеспечения», — говорится в аналитической записке банка.
«Акции ведут себя зигзагообразно, потому что это (такая отчетность. — Forbes) было ожидаемо», — сказал Bloomberg Джин Мюнстер.
Кроме того, впервые за десять с лишним лет после выхода на биржу глава компании Илон Маск пропустил квартальный звонок с инвесторами. Еще в июле он сообщил, что больше в таких встречах участвовать не будет, разве что ему нужно будет сообщить что-то важное. А популярность Маска среди инвесторов и клиентов является важным активом компании, пишет Reuters.
Илон Маск сделал инвесторов Tesla более избалованными, написал в своем Telegram-канале президент компании «Московские партнеры» Евгений Коган. «Пока она генерировала убыток из квартала в квартал — ее акции покупали в расчете на будущие успехи. Главным показателем был рост продаж. Теперь же, когда даже в период пандемии компания стабильно наращивает финансовые показатели, рынок ждет только роста, превосходящего ожидания рынка», — написал он.