что случилось с баржей фортуна
Трубоукладчики «Северного потока — 2» вернулись в Россию
Трубоукладчики «Северного потока — 2» вернулись в Россию. Последним пришел «Академик Черский», который, несмотря на модернизацию, так и не смог стать главным судном проекта.
По данным навигационных порталов, в ноябре в Россию вернулся второй из двух трубоукладчиков «Северного потока — 2» — «Академик Черский». В конце июля он завершил работы на проекте, но отправился не в Россию, а в немецкий Киль, где и пробыл до 5 ноября.
По данным Vesselfinder, последние дни «Академик Черский» находился на рейде Санкт-Петербурга, а сегодня, 24 ноября, направился в сторону порта.
Иллюстрация: vesselfinder.com
В Россию трубоукладчик вернулся почти через два года отсутствия. «Академик Черский» покинул Дальний Восток в феврале прошлого года и прибыл в немецкий порт Мукран, базу «Северного потока — 2», в мае. После этого судно прошло модернизацию и дооборудование. Однако полноценно поучаствовать в строительстве «Северного потока — 2» так и не смогло. Судя по тендерной документации «Газпромфлота», трубоукладчик должен был укладывать до двух километров в сутки. Этого, однако, не случилось по неизвестным причинам, и проходка составляла в среднем 600 метров в сутки. Поэтому после достройки первой нитки в июне баржа «Фортуна» заменила трубоукладчик на строительстве второй и стала основным судном проекта. Несмотря на свои более низкие технические характеристики, баржа, по сути, достроила весь газопровод, уложив около 150 километров.
По данным Vesselfinder, сейчас баржа «Фортуна» стоит в порту Ломоносова, что у Санкт-Петербурга. Судно завершило строительство второй нитки «Северного потока — 2» в начале сентября, после чего и отправилось обратно — в Россию.
Иллюстрация: vesselfinder.com
Из-за участия в проекте балтийского газопровода оба трубоукладчика находятся под санкциями США, а ранее поменяли собственников, чтобы нивелировать их действие. Очевидно, теперь суда будут использовать на внутрироссийских проектах.
«Фортуна» снова улыбнется «Северному потоку — 2»
В октябре трубоукладочная баржа «Фортуна», которая уже участвовала в «Северном потоке — 2», поменяла собственника. Предыдущий отказался участвовать в проекте из-за санкций. За баржей, которая стоит в немецком Висмаре, вышло судно снабжения Морспасслужбы. Российское ведомство сейчас обеспечивает «Северный поток — 2» своим флотом.
Трубоукладочная баржа «Фортуна», которую прочили в достройщики балтийского газопровода, но владельцы отказались, сменила собственника. Такая информация содержится в выписке из регистрации судна в Российском международном реестре судов. С 6 октября владельцем «Фортуны» значится российское ООО «Универсальная транспортная группа». По данным sbis.ru, его шесть лет назад зарегистрировали в Москве, а генеральным директором и собственником является Андрей Владимирович Апреленко. Его полный тезка еще в 2019 году руководил ОАО «Центр аварийно-спасательных и экологических операций» («Экоспас»), а в 1998—2012 годах был гендиректором ЗАО «Роснефтефлот».
Иллюстрация: srs.marinet.ru.
Интриги с дальнейшей судьбой «Фортуны» добавляет то, что баржа находится в немецком порту Висмар и туда сейчас направляется судно снабжения Морспасслужбы. По данным Vesselfinder, «Артемис оффшор» должен прибыть туда 28 ноября и, вполне вероятно, возьмет баржу на буксир. Суда Морспасслужбы уже несколько месяцев активно участвуют как в рейсах между базой «Северного потока — 2» в немецком Мукране и Калининградом, так и в работе с трубоукладчиком «Академик Черский».
Иллюстрация: vesselfinder.com.
Иллюстрация: vesselfinder.com.
Трубоукладочная баржа «Фортуна» уже участвовала в строительстве «Северного потока — 2» и с октября 2019 года находилась в немецком Мукране, который является логистическим центром «Северного потока — 2». Судно называли одним из двух будущих участников достройки газопровода и под него оператор Nord Stream 2 AG даже получил у Датского энергетического агентства разрешение на использование судов с якорным позиционированием, которым и является баржа. Вместе с «Академиком Черским» они бы могли вести одновременную трубоукладку по двумя ниткам «Северного потока — 2».
Однако в июне 2020 года трубоукладчик покинул Мукран, а в августе официальный представитель АО «Межрегионтрубопроводстрой» заявил агентству РБК, что общество не собирается предоставлять трубоукладочную баржу «Фортуна» для достройки «Северного потока — 2». Кроме того, МРТС не являлось собственником «Фортуны», а арендовало судно по договору бербоут-чартера. Владельцем была люксембургская компания Maritime Construction Services (MCS), которая могла попасть под санкции США, запрещающие владельцам трубоукладчиков участвовать в «Северном потоке — 2».
Сейчас любая информация о «Фортуне» исчезла как с сайта Maritime Construction Services (MCS), так и АО «Межрегионтрубопроводстрой».
Смена собственников судов, которые будут участвовать в «Северном потоке — 2», началась еще летом этого года. Тогда, чтобы свести к минимуму риск санкций США, владельцем трубоукладчика «Академик Черский» стал вместо «Газпром флота» самарский фонд СТИФ, а судов снабжения «Иван Сидоренко» и «Остап Шеремета» — АО «Нобилити».
Российское судно начало достройку «Северного потока-2»
Российское судно-трубоукладчик «Фортуна» начало достройку участка газопровода «Северный поток-2», проходящего по шельфу в исключительной экономической зоне Германии. Об этом говорится в сообщении оператора проекта, компании Nord Stream 2 AG, единственным акционером которой является ПАО «Газпром», передает ТАСС. РБК направил запрос в Nord Stream 2.
В компании сообщили, что трубоукладчик «Фортуна» уложит 2,6-километровый участок газопровода в водах на глубине менее 30 м. Там подчеркнули, что все работы ведутся в соответствии с полученными разрешениями.
Согласно данным сервиса слежения за движением морских судов MarineTraffic, «Фортуну» сопровождают суда снабжения «Катунь» и «Балтийский исследователь».
Немецкий участок — самый короткий из оставшихся недостроенных.
По данным S&P Platts, всего осталось уложить чуть более 150 км трубопровода, из них около 147 км в водах Дании, и несколько километров в Германии. Кроме того, участок у берегов Германии еще и намного мельче, чем датский. Глубина в этом районе не превышает 30 м (а 90% участка находятся на глубине мельче, чем 20 м), что позволяет использовать для строительства «Фортуну», не обладающую системами динамического позиционирования. На больших глубинах в соответствии с законодательством европейских стран строительством должны заниматься суда именно с безъякорной системой позиционирования, однако после введения санкций США и отказа швейцарской Allseas в достройке проекта у России осталось немного вариантов продолжения строительства. Помимо «Фортуны», не обладающей допуском к глубоководным работам, строительство может вести только судно «Академик Черский», курсирующий сейчас по Балтике.
Арендатор способной завершить «Северный поток-2» баржи отказался его строить
Арендатор баржи-трубоукладчика «Фортуна», которая способна завершить строительство газопровода «Северный поток-2», не принимает и не намерен принимать участия в работах по укладке газопровода в Балтийском море. Об этом сообщает РБК.
Как пояснил представитель арендатора «Фортуны» «Межрегионтрубопроводстрой» (МРТС), компания отказалась предоставлять трубоукладочную баржу для достройки российского проекта, «ставшего мишенью американских санкций».
В МРТС также пояснили, что компания никогда не владела баржей, а арендует ее по договору бербоут-чартера для использования в других проектах.
4 августа стало известно, что Дания разрешила «Газпрому» достраивать газопровод «Северный поток-2». Апелляций против соответствующего решения Датского энергетического агентства так и не поступило.
У России оказалось одно аналогичное судно, способное завершить проект, — «Академик Черский». Однако его не получилось использовать в полной мере из-за сложностей со страховкой. Большинство компаний не хотят страховать его из-за опасения попасть под американские ограничения. Другим способом завершить проект было использование «Фортуны».
Газопровод «Северный поток-2» из России в Германию по дну Балтийского моря должны были запустить в конце 2019 года. Срок запуска проекта перенесли на рубеж 2020-2021 годов сначала из-за позиции Дании, которая не согласовывала маршрут прохождения проекта через свои воды, а затем из-за санкций США в отношении компаний, участвующих в проекте.
УТГ успешно вышла на баржу
Трубоукладочная баржа «Фортуна», участвовавшая в строительстве российского участка экспортного газопровода «Северный поток-2», недавно сменила владельца — им стало ООО «Универсальная транспортная группа», следует из данных Российского международного реестра судов (РМРС). Опрошенные РБК эксперты считают, что теперь судно может принять участие в достройке газопровода, по крайней мере его небольшого участка в водах Германии.
«Фортуна» 6 октября 2020 года была перерегистрирована в Российском международном реестре судов, новым владельцем указана Универсальная транспортная группа (УТГ). Первым на это внимание обратило информационное агентство EADaily. Прежним владельцем трубоукладчика в реестре значилось АО «Межрегионтрубопроводстрой» (МРТС). Но с точки зрения Кодекса торгового мореплавания России судовладельцем может называться лицо, эксплуатирующее судно. Например, по договору бербоут-чартера (разновидность морской аренды. — РБК). МРТС уточнял в августе, что он арендует баржу «Фортуна» у собственника, которого не называл.
РБК направил в Минтранс (отвечает за судовые реестры) запрос, является ли УТГ фрахтователем или собственником баржи. В ответе министерства сообщается: «Судно находилось в бербоут-чартерном реестре, затем было перерегистрировано в Российском международном реестре судов. Универсальная транспортная группа является владельцем судна».
«На данный момент МРТС не имеет никакого отношения к судну. Договор был расторгнут по инициативе собственника», — сообщил РБК представитель компании, переадресовав дальнейшие вопросы о судьбе судна его собственнику.
Кто владел «Фортуной»
Изначально «Фортуна» была зарегистрирована в Гонконге. Местная компания Strategic Mileage Ltd до 1 декабря была указана собственником судна в морской базе Equasis. Это действующая компания, бенефициары которой неизвестны. В 2010 году гонконгская газета South China Morning Post писала, что собственником баржи «Фортуна» является люксембургская компания Maritime Construction Services (MCS), связанная с некой «российской офшорной компанией». После постройки в 2010 году на китайской верфи «Фортуна» сразу была отправлена работать к берегам Сахалина.
Между тем в базе Equasis говорится, что MCS управляла, а не владела «Фортуной». Трубоукладочная баржа «Фортуна» упоминалась на нидерландском сайте MCS вплоть до конца ноября (у РБК есть скриншот). Сейчас «Фортуна» на сайте MCS не упоминается.
Новым зарегистрированным собственником баржи «Фортуна» является Универсальная транспортная группа, следует из записи в базе Equasis (база обновилась 1 декабря). Она же указана как управляющая компания для судна. Эти изменения вступили в силу 2 октября. Из базы следует, что УТГ должна была приобрести баржу у прежнего владельца, гонконгской Strategic Mileage.
Что известно об Универсальной транспортной группе
УТГ — микропредприятие, следует из реестра малого и среднего бизнеса ФНС. Ее выручка в 2019 году составила 105 млн руб., чистый убыток — 2,2 млн руб., указано в СПАРК. В компании числятся два сотрудника. Гендиректором и владельцем 100% является Андрей Владимирович Апреленко. Он же, исходя из тождества ИНН, являлся соучредителем ликвидированных ранее ООО «Инстон Интернешнл» и НП «Хуторок Василек».
Его полный тезка с 1998 по 2012 год занимал пост гендиректора ЗАО «Роснефтефлот», затем с 2013 по 2015 год руководил ОАО «Центр аварийно-спасательных и экологических операций» (бренд «Экоспас»). Однако по ИНН невозможно проверить, один это человек или два разных.
Корреспондент РБК нашел офис Универсальной транспортной группы по ее адресу, указанному в ЕГРЮЛ, однако не смог пройти из-за пропускной системы на входе. На ресепшен предоставили контакты гендиректора фирмы Андрея Апреленко, который в настоящее время «находится в командировке». РБК задал ему вопросы по электронной почте.
Какие работы собирается возобновить Nord Stream 2
Швейцарская проектная компания Nord Stream 2 AG объявила 28 ноября, что в декабре возобновит строительство газопровода «Северный поток-2» в водах Германии. Планируется проложить небольшой участок (протяженностью 2,6 км) в исключительной экономической зоне Германии. Проектная компания не раскрыла конкретное судно, которое будет это делать, но заявила, что речь идет о якорном судне. Около 90% немецкого участка пролегает на глубине менее 20 м, что не подразумевает использование судов с системой динамического (безъякорного) позиционирования.
В уведомлении для мореплавателей, размещенном Управлением по водным путям и судоходству Германии по городу Штральзунд (побережье Балтийского моря), говорится, что работы, предположительно, будут вестись c 5 по 31 декабря, трубоукладчик (неназванный) будет удерживаться несколькими якорями. Другое российское трубоукладочное судно «Академик Черский», которое неоднократно называлось в качестве кандидата на достройку «Северного потока-2», обладает динамической системой позиционирования — в отличие от якорной «Фортуны».
Баржа «Фортуна» в настоящее время стоит в немецком порту Висмар на побережье Балтийского моря, следует из данных сервиса MarineTraffic. Пресс-служба Nord Stream 2 в ответ на запрос РБК не предоставила название судна, которое будет вести работы на немецком участке.
Что случилось со страховкой «Фортуны»
Баржа «Фортуна» ориентировочно до конца сентября имела страховку от норвежского клуба взаимного страхования судовладельцев Skuld (входит в международную группу International Group of P&I Clubs). Однако сейчас судно не покрывается страховкой ни одного из 13 клубов взаимного страхования, следует из онлайн-поиска International Group of P&I Clubs.
Представитель Skuld сказал РБК, что компания не уполномочена раскрывать детали конфиденциального сотрудничества с клиентами, и посоветовал обратиться к судовладельцу. В сентябре клубы, входящие в международную группу, объявили, что не будут предоставлять страховое покрытие судам, которые могут участвовать в строительстве газопровода «Северный поток-2».
«Можно предположить, что страховку это судно может, скорее всего, получить в какой-то российской страховой компании», — сказал РБК управляющий партнер московского офиса коллегии адвокатов Pen & Paper Антон Именнов.
Может ли «Фортуна» принять участие в достройке газопровода
Вероятность, что именно «Фортуна» будет использоваться для достройки «Северного потока-2», достаточно высокая — смена владельца явно неслучайна, заявила РБК эксперт по санкциям в Университете Цюриха Мария Шагина.
Проект Nord Stream 2 ждет именно якорное вспомогательное судно для достройки его немецкой части, указывает Именнов. Однако ключевым этапом должна стать достройка участка газопровода в водах Дании, где глубина работ превышает 30 м. «Фортуна» плохо приспособлена для укладки глубоководных участков. Таким образом, видимо, придется ждать прихода другого вспомогательного судна для более эффективной работы», — предположил Именнов. Ранее датский регулятор разрешил Nord Stream 2 использовать суда с динамической системой позиционирования в комбинации с якорными судами (до этого предполагалось только участие трубоукладчиков с динамической системой).
В то же время Федеральное морское и гидрографическое агентство Германии сообщило 1 декабря, что исходит из того, что укладывать трубы в водах Германии будет «Академик Черский» (принадлежит АО «Самарский теплоэнергетический имущественный фонд». — РБК), передал Bloomberg.
26 ноября норвежское классификационное общество DNV GL, с самого начала оказывавшее различные услуги (тестирование, проверка судов, сертификация труб) компании Nord Stream 2, объявило, что из-за американских санкций вынуждено прекратить оказание определенных услуг, связанных с проверкой (верификацией) судов и оборудования на судах, обслуживающих проект «Северный поток-2».
Представитель DNV отказался отвечать на вопрос РБК, оказывала ли компания или собиралась ли оказывать услуги барже «Фортуна».