что случилось с бензином в приморском крае
Отсутствие бензина на заправках Дальнего Востока — не системный, а рукотворный кризис
Цены на оптовом рынке превысили розничные, и торговля стала убыточной, заявил господин Чирсков.
Странно, но больше всего тревогу бьют не водители (спрос на премиальное топливо в регионе минимален), а некоторые независимые АЗС, которые недовольны происходящим на рынке, прежде всего, снижением своей маржи. Дело в том что цены на заправках стабильны. Сверху они ограничены постановлением правительства от 2018 года, снизу — маржой (алчностью) АЗС. В то же время отпуск топлив с НПЗ идет по плавающим ценам, биржевым.
Стоит отметить, что недовольство независимых розничных игроков звучит только когда ситуация выводит их из зоны комфорта. Так в I квартале 2020 года независимые АЗС получили сверхприбыли благодаря обвалу мировых цен на нефть. Экспортная пошлина на нефтепродукты снизилась и как следствие потянула за собой и оптовые цены. При этом в рознице цена оставалась неизменной. Получается — АЗС покупали дешево, а продавали выгодно. Маржинальность АЗС в такие моменты достигает 20%. Подобное возникает достаточно часто, но, как правило, получать сверхмаржу получается недолго. Как только показатель маржинальности падает до 10-12% представители независимых розничных сетей начинают инициировать обсуждение темы цен на АЗС.
Особенно остро эта проблема стоит для Дальнего Востока. Обусловлено это двумя факторами — в регионе работает лишь 2 НПЗ: Комсомольский принадлежит компании «Роснефть», и Хабароскский — ННК. Основные сети АЗС принадлежат не крупным нефтяным компаниям, а независимым игрокам. Крупные компании, у которых есть свои нефтеперерабатывающие заводы, поставляют топливо в свои сети и на биржу. На бирже их могут покупать независимые компании, которые владеют АЗС. В целом биржевое ценообразование — прозрачно и понятно. Но именно эта прозрачность заставляет АЗС выкручивать руки и потребителям и властям. Независимым АЗС выгодней покупать топливо на нефтебазах, и они не хотят мириться с тем, что им предлагается осуществлять закупки на бирже на рыночных условиях.
«Владимир Чирсков давно уже приобрел известность на дальневосточном топливном рынке благодаря своим спекуляциям и агрессивным популистским кампаниям, — отмечает генеральный директор Центра политической информации Алексей Мухин. — Он не подавал заявок на покупку бензина у „Роснефти“, а теперь пытается представить ситуацию так, будто нехватка некоторых видов топлива связана с тем, что ему не предоставили необходимые объемы. В действительности же, Чирсков не хочет закупать данные объемы по рыночной цене и создает искусственный дефицит, обвиняя в этом госкомпанию. Он не желает мириться с потерей сверхприбылей, которые „независимые“ сети получали в момент резкого падения цен на нефть этой весной. Очевидно, что этот человек, выступающий от имени некоего Дальневосточного топливного союза обслуживает определенный политический заказ и работает на дестабилизацию социальной обстановки в регионе. Принадлежащая Чирскову розничная сеть „Октант“ в прошлом не раз закупала бОльшие объемы топлива, чем способна реализовать через собственные АЗС, чтобы заниматься затем спекулятивными продажами. Это способствовало возникновению дефицита топлива на Дальнем Востоке. А „независимые“ во главе с Чирсковым переводили стрелки на госкомпании, шантажируя государство и региональные власти и угрожая дестабилизацией обстановки».
Традиционно летом спрос на топливо начинает расти. Обусловлено это сельхозработами, северным завозом дизеля и мазута в отдаленные поселения, сезоном отпусков. Вслед за спросом растет и биржевая цена на топливо. Однако в последний месяц цены растут не сильно, на копейки за литр АИ-95. Обусловлено такое ценообразование сложной налоговой системой в нефтепереработке и рознице. Механизм демпфера, по словам экспертов, не работает, у НПЗ — минимальная, а иногда и отрицательная маржа, розница также не приносит существенной прибыли. «В себестоимости бензина на нефть приходится лишь около 30%, остальное — на налоги. Именно они не позволяют топливу реагировать на изменения рыночной конъюнктуры. Теоретически, чем ниже будет налоговая составляющая, тем гибче станут цены, а значит и у розницы появится возможность реагировать на цены» — заявил Директор Академии управления финансами и инвестициями Арсений Дадашев.
Хотя проблем с топливом на Дальнем Востоке хватает. Потребление всего макрорегиона — до 3 млн тонн в год, а производится на двух НПЗ только 1,5 млн тонн топлива. Везти далеко и дорого и часто нерентабельно, — с этой проблемой хорошо знакомы бизнесмены Дальнего Востока. Каждый год тарифы на транспортировку нефтепродуктов увеличиваются, а инвесторов, способных помочь в решении проблемы, отпугивает ручное управление ценами и «фискальный фанатизм».
При этом стабильно снабжать топливом требуется огромный регион, что существенно удорожает транспортировку нефтепродуктов. Если в Москве цена логистики за литр бензина — 1,8 рубля, то во Владивостоке показатель достигает уже 3,7 рубля, а в Южно-Сахалинске, куда топливо завозится только по морю — и вовсе 6,2 рубля за литр. В итоге получается чудо-логистика: на Сахалине добывают нефть. Ее везут в Комсомольск-на-Амуре, там перерабатывают и только затем на танкерах возвращают обратно. Выходит на 25-30% дороже, чем бензин в других регионах Дальнего Востока.
«В регионе не хватает перерабатывающих мощностей, — заявляет генеральный директор Инфо-ТЭК Терминал Рустам Танкаев. — В Центральном регионе 10 НПЗ, на Дальнем Востоке — 2. И не нужно перекладывать проблемы с больной головы на здоровую. Тот же Комсомольский НПЗ не может перерабатывать больше топлива, чем позволяют его мощности. Решать этот вопрос нужно на государственном уровне, создавая нормальные фискальные условия для реализации новых нефтеперерабатывающих проектов на Дальнем Востоке, снижая транспортные тарифы, чтобы можно было по адекватным ценам закупать топливо в других регионах, развивая альтернативную систему топливообеспечения. На сегодняшний день одним из самых быстрых способов разрешения ситуации могло бы стать развитие сети автомобильных газонаполнительных компрессорных станций. С данной инициативой недавно выступил глава совета директоров „Газпрома“ Виктор Зубков. Это — комплексное решение вопросов как экологической, так и энергетической безопасности».
Однако сейчас возник искусственный дефицит премиальных бензинов — АИ95 и АИ-98 — эти марки в полном объеме, необходимом для нужд региона производятся на местных НПЗ.
«Не кричите и не материте»: названа причина дефицита топлива на АЗС в Приморье
Причину дефицита топлива на АЗС в Приморье озвучили местным автолюбителям, сообщает otvprim.ru.
Предположительно, сотрудник заправки обратился к водителям через соцсети:
«Хотелось бы внести ясность по поводу АЗС ННК и Роснефть. Сейчас действительно перебои с топливом. Происходит всё это, потому что бензовозчики массово уволились и пошли в Газпром. Ну и конечно же- есть проблема с бензовозами(ремонтировать их некогда, работают круглосуточно, и имеют свойства ломаться).
Вы пожалуйста не кричите, и не материте операторов. Они совершенно ни при чём. Хотя… Доказать это вам, людям не касающимся этого, сложно. Ведь даже при поднятии цен-виноваты по вашему операторы».
Многие прониклись пониманием и отметили, что никогда не пугаются с операторами. Однако большинству такие объяснения «не зашли»: «Bce АЗС обнаглели в край, цена на топливо конская, а зп водителям заплатить не могут, поэтому и ушли Все массово, да и в целом сервиса за те деньги которые приходится платить нет!», «Никогда не ругался с операторами, но вот сейчас я какую то ахинею прочитал от якобы их лица. Предположим топляк в Приморье доставляет 20-30 бензовозов на заправки ннк и роснефть. Заправок сколько? 100+ на край? Окей, заправок газпрома, около 10? И все 20-30 водил, побежали возить топляк исключительно на газпром. Такой дичью попахивает… Вопрос, бензо и другие азс, почему там водители не ушли? Топляк то у них есть и привозят регулярно, а у ннк и роснефти проблемы».
В Приморье продолжаются перебои с поставками топлива (ФОТО)
В Приморском крае в разгар сезона отпусков сохраняются сложности с поставками бензина. Трудности с заправкой испытывают и водители во Владивостоке, сообщают о проблемах в Находке и в Штыково.
Корреспонденты VL.ru снова отправились в рейд по заправкам, чтобы проверить, решились ли во Владивостоке проблемы с бензином и дизелем. Оказалось, что заправиться можно, однако не на всякой АЗС есть все виды топлива.
Вечером в понедельник, 26 июля, была закрыта заправка «ННК-Приморнефтепродукт» на Магнитогорской, в районе Зари не было АИ-95, а на Моргородке собралась длинная очередь из машин.
Во вторник, 27 июля, в «зелёной» сети закрыты заправки на Баляева, в районе Дома молодёжи. На другой заправке на Баляева нет ДТ, АИ-92 и АИ-95, на Вилкова нет АИ-95, на Чайке нет ДТ и АИ-80, которым заправляют некоторые грузовики, на Снеговой отсутствуют АИ-92 и АИ-98, на Руднева – АИ-95 и АИ-98.
На заправке «Роснефти» на Минёров нет дизельного топлива, на заправках сетей «Октант» и «Бензо» все виды топлива есть. Однако у «Бензо» по сравнению с прошлой неделей всё подорожало: бензины на 2 рубля, дизель – на 1 рубль.
На аналогичные проблемы жаловались и жители Находки – на выходных многие заправки «Роснефти» были закрыты или отпускали только дизель, а на ННК стояли очереди, но был в наличии только бензин. Заправка «Роснефти» в Штыково была закрыта в пятницу, 23 июля, а в воскресенье, 25 июля, вечером там не было АИ-92.
По информации VL.ru, с наличием топлива на заводах особых проблем нет, во всяком случае у ННК. А вот бензовозов при резко возросшем спросе в сезон отпусков не хватает. При этом в крае действует сезонное ограничение на движение большегрузов, однако на топливо оно не распространяется.
Стоит отметить, что из-за высоких температур, установившихся в регионе, перевозить топливо тоже проблематично – бензин нагревается и увеличивается в объёме, из-за чего заполняемость цистерны снижается.
Бензин не для всех: жители Приморья призывают власти разобраться с дефицитом, которого якобы нет (ФОТО; ВИДЕО)
В редакцию VL.ru сообщают об отсутствии топлива в Приморском крае. Заправочные станции «ННК-Приморнефтепродукт», которые в некоторых населённых пунктах являются единственной заправкой в радиусе десятков километров, не отпускают АИ-95 и АИ-92. Где-то висят таблички «ремонт», но тут же заправляются машины госслужб.
Очередь в несколько сотен метров собралась перед заправкой ННК в Арсеньеве. По сообщениям операторов, здесь идёт ремонт, но заправляют по топливным картам машины госслужб, причём не только экстренные, но и те, с кем заключён государственный контракт.
«Это очередь на одной-единственной заправке в Арсеньеве, – показывает на видео читатель. – Остальные заправки «Альянса» (старое название «ННК-Приморнефтепродукт». – Прим VL.ru) повесили таблички «ремонт» и не отпускают топливо. Отпускают только якобы государственным [службам], по госконтрактам, и пошло-поехало. А людям с детьми, кто едет далеко в районы, заправляться негде. Каждая вторая машина по госконтракту – с канистрой».
Далее мужчина заходит со включённой камерой на телефоне в помещение АЗС и просит, чтобы ему продали 20-25 литров топлива. Операторы, которые тоже начинают снимать его в ответ, отказывают ему в продаже, говоря, что это «распоряжение администрации «Альянса».
Мужчина указывает, что, несмотря на табличку «ремонт», на колонках с АИ-92 и АИ-95 заправка всё же производится – причём автомобили заливают не только в баки, но также льют топливо и в канистры. Семья направлялась в Чугуевку, но не добралась до дома.
«Простояли только что на последней коммерческой заправке в Арсеньеве – и топливо закончилось. Теперь реально придётся искать, где ночевать с двумя детьми, не добравшись до дома. Искусственно создаваемый дефицит топлива вопреки заявлениям губернатора о десятидневном запасе! Олег Николаевич, вы сегодня на совещании говорили, что проблем нет, что у вас создан десятидневный запас топлива», – говорит мужчина.
В Варфоломеевке на заправку стоит очередь из десятков автомобилей.
О ситуации в Приморском крае сообщил зампреду правительства РФ по энергетическому комплексу Александру Новаку и глава «Российского топливного союза» Евгений Аркуша. Копия обращения есть в распоряжении редакции VL.ru.
«В этом году объёмы переработки нефти, производства и поставок высокооктановых автомобильных бензинов на внутренний рынок снижаются, плановые показатели, рекомендованные Минэнерго РФ, в полном объёме не выполняются, товарные остатки на НПЗ и ПНПО нефтяных компаний критически низкие. На многих базисах сбытовых структур нефтяных компаний наблюдается ограничение отгрузок предоплаченного товара, по товару, купленному на биржевых торгах, сроки отгрузки увеличиваются сверх установленного нормативного срока в 30 дней. Снижение производства привело к нарушению баланса спроса/предложения, в том числе и на биржевом рынке, резкому росту биржевых индикаторов, вслед за которыми повысились и мелкооптовые цены. В условиях недостатка предложения некоторые нефтяные компании покупают топливо на бирже в ходе основной торговой сессии, оказывая негативное влияние на рост биржевых индикаторов. С 21 декабря 2020 года по 22 января 2021 года биржевые индикаторы по автомобильным бензинам выросли примерно на 16%, или на 8000 рублей за тонну, а розничные цены выросли в соответствии с темпами инфляции, что привело к диспаритету оптовых и розничных цен. В этих условиях оптовые цены для розничных операторов практически сравнялись с потребительскими, а в ряде регионов даже превысили их. Особенно тяжёлая ситуация сложилась в регионах, моторное топливо в которые традиционно поступает с удалённых от них нефтеперерабатывающих заводов. Для примера, на сегодняшний день в Приморском крае оптовая цена топлива с учётом доставки превышает розничные цены от 1 до 3 рублей за литр в зависимости от базиса отгрузки. Диспаритет цен, к сожалению, уже сегодня вынуждает независимых операторов в ряде регионов поднимать розничные цены выше темпов инфляции», – говорится в обращении.
«Российский топливный союз» просит принять меры для стабилизации обстановки, в частности, увеличить объёмы переработки нефти и производства автомобильных бензинов, увеличить нормативы продаж до 11% и 7,5% для бензина и дизельного топлива соответственно, ускорить реализацию принятого решения о субсидировании тарифов на железнодорожные перевозки автомобильного бензина и дизельного топлива до балансовых пунктов, расположенных на территории ДФО, а также ряд других.
Отметим, что УФАС по Приморскому краю посчитало заявление о диспаритете цен потенциальным нарушением. В заявлении главы «Приморского топливного союза» Владимира Чирскова, который сказал, что Дальний Восток – это единственный регион с таким положением дел, усмотрели потенциальное нарушение закона о защите конкуренции.
«В связи с публичным заявлением о прогнозе роста цен автомобильных бензинов на АЗС края, Приморская ФАС России выдала президенту «Приморского топливного союза» предостережение о недопустимости совершения планируемых действий (бездействия) в связи с тем, что такое поведение может привести к нарушению части 5 статьи 11 и части 1 статьи 11.1 Федерального закона от ФЗ «О защите конкуренции». Приморское УФАС России напоминает, что коммерческим и некоммерческим организациям запрещено осуществлять координацию экономической деятельности, кроме того, запрещены согласованные действия хозяйствующих субъектов-конкурентов, если такая координация или такие действия могут привести, в том числе к установлению или поддержанию цен», – говорится в сообщении ведомства.
При этом никаких проблем ни в реальном росте цен на топливо, ни в сложившихся посреди зимы перебоях с поставками бензина антимонопольная служба не замечает.
С 1 декабря Владивосток останется без АЗС известной в Приморье сети 18:54, 24 ноября 2021 Версия для печати
С 1 декабря во Владивостоке резко сократится количество АЗС под маркой «Бензо», сообщают «Вести:Приморье».
Об этом говорит vl.ru со ссылкой на генерального директора сети Игоря Лапчука. По его словам, компании не удалось договориться о новой цене с арендодателем, поэтому с зимы «Бензо» продолжит работать лишь на своих собственных заправках. Так предприниматель прокомментировал слухи, которые появились после резкого скачка цен на «дизель».
Накануне, 23 ноября, владивостокцы сообщали об очередном скачке цен на одной из городских сетей АЗС: дизельное топливо на «Бензо» за сутки подорожало почти на 3 рубля – до 64,99 рубля, – горожане заметили такое обновление на стеле по Некрасовской, 50-52. Как удалось выяснить на горячей линии сети АЗС, это произошло из-за перехода на зимнее топливо. Оператор также сообщил, что, вероятно, рост стоимости одного литра бензина и «дизеля» этим не ограничится – частные заправки закупают топливо на бирже Санкт-Петербурга и вынуждены считаться с её расценками.
На фоне очередного подорожания появилась информация о том, что АЗС «Бензо» на Некрасовской, 50-52 закрывается. И в итоге эти слухи подтвердил руководитель сети, добавив, что закроется не одна, а четыре точки по продаже топлива.
Ожидается, что продажу топлива на арендованных площадях «Бензо» прекратит с 1 декабря. Судя по данным официального сайта сети, непосредственно в черте Владивостока сохранятся АЗС по следующим адресам: проспект 100-лет Владивостока, 156г; Тухачевского, 66; Военное Шоссе, 2; переулок Лесной, 1; Маковского, 35а. Также сеть представлена в Шкотовском районе, Фокино, Большом Камне.
Напомним, 10 ноября на «Бензо» дизельное топливо резко подорожало сразу на 8,8%, или на 5 с небольшим рублей. А ранее на сети АЗС, наоборот, наблюдалось удешевление АИ-92 и АИ-95. В целом, по оценкам горожан, бензин и «дизель» здесь были дороже, чем у конкурентов. Частным сетям в Приморье традиционно сложно соперничать с монополистами «автозаправочного» рынка.