что случилось в арзамасе в 1988
Истинные причины трагедии, унёсшей жизни 91 человека, до сих пор вызывают споры.
4 июня 1988 года в Арзамасе случилась одна из самых серьёзных катастроф перестроечного СССР. Проходивший через станцию Арзамас-1 грузовой поезд, перевозивший свыше ста тонн взрывчатых веществ, в буквальном смысле слова взлетел на воздух. Жертвами взрыва стали 91 человек, ещё несколько сотен пострадали. Несмотря на тщательное расследование с привлечением высокопоставленных государственных деятелей, причину трагедии так и не удалось установить. А многие официальные лица, участвовавшие в расследовании, и по сей день уверены, что это была не случайность, а целенаправленная диверсия. И, если бы не задержка этого поезда на другой станции, жертв могло быть гораздо больше.
В субботу, 4 июня, в 9:32 утра грузовой состав, двигавшийся из Дзержинска, проходил станцию Арзамас-1. В трёх вагонах этого состава находились взрывчатые вещества общей массой 117,7 тонны: гексоген, аммонит, аммонал и т.д. Груз предназначался для шахт Казахской ССР.
Мощность взрыва была такова, что в его эпицентре образовалась воронка в форме эллипса глубиной 10 метров и диаметром свыше 80. Более 100 частных домов, находившихся на расстоянии нескольких сотен метров от станции, разнесло в щепки. В момент взрыва на переезде стоял рейсовый автобус, ожидавший прохождения поезда. Почти все его пассажиры погибли. Там же ждали проезда несколько легковых автомобилей. Находившихся в них людей постигла та же судьба.
Жертвами взрыва стали 91 человек, включая 17 детей. Свыше 700 пострадали, из них почти 300 получили тяжёлые ранения. Последствия взрыва для городской инфраструктуры напоминали налёт эскадрильи тяжёлых бомбардировщиков. Почти 200 домов разрушены до такой степени, что не подлежали восстановлению. Ещё 600 домов были повреждены чуть менее сильно. Пострадали также социальные объекты: школы, детские сады, больницы, сильным разрушениям подвергся железнодорожный вокзал, а также все ж/д коммуникации. В результате взрыва был повреждён газопровод, город остался без электричества, водопровода, канализации и телефонной связи.
В 150 метрах от места взрыва вагонов. Фото © ТАСС / Владимир Войтенко
Уже через несколько часов в Арзамас прибыли командующий войсками Московского военного округа и представители правительственной комиссии во главе с заместителем председателя Совета Министров Геннадием Ведерниковым, который возглавил расследование.
Место взрыва вагонов. Фото © ТАСС / Владимир Войтенко
Вообще, несмотря на тщательное расследование, длившееся достаточно долго, причину взрыва установить не удалось. Следственные эксперименты так ни к чему и не привели. Материалы расследования не были опубликованы, а официальный вывод был максимально расплывчато сформулирован: «Причиной взрыва явилась совершенно не допустимая правилами погрузки и перевозки разрядных грузов совместная перевозка инициирующих и детонирующих взрывчатых веществ, а также нарушения правил их загрузки по типам, укупорке и креплению». Неудивительно, что на фоне молчания официальных источников буйным цветом расцвели теории заговора.
Авантюристка и мошенница: почему баронессу Ольгу фон Штейн считали преемницей Соньки Золотой Ручки
На месте взрыва проложен новый путь. Фото © ТАСС / Владимир Войтенко
Определённой популярностью пользуется версия о спецпоезде. Якобы в тот день на станции Арзамас находился секретный поезд, который вёз из Арзамаса-16 груз с ядерными боеголовками для Северного флота. Состав охранял отряд морских пехотинцев, и именно он и был главной целью террористов. Поскольку маршруты движения подобных поездов и их расписание никогда не публикуются, подтвердить или опровергнуть эту версию невозможно.
Некоторые сторонники этих версий в качестве аргумента используют обычный настенный календарь на 1988 год с изображением Олега Янковского. По какому-то чудовищному стечению обстоятельств в этом календаре дата 4 июня была выделена, а часы на руке актёра показывали 9:35 — почти точное время взрыва. Некоторые сторонники версии о диверсии считают, что это не простое совпадение, а коварно закамуфлированное предупреждение или вообще инструкция для исполнителей.
Они также указывают на целую цепочку похожих событий, последовавших вскоре за арзамасской трагедией. Ровно через четыре месяца, утром 4 октября 1988 года, аналогичная катастрофа произошла в Свердловске. А ровно через год, 4 июня 1989 года, на перегоне Аша взорвался пассажирский поезд. Эта катастрофа стала крупнейшей в истории отечественных железных дорог, погибло 575 человек.
Как правило, должностные лица всеми силами открещиваются от теорий заговора и сомнительных гипотез. Однако арзамасская катастрофа стоит особняком. По меньшей мере трое высокопоставленных участников расследования публично придерживались версии о теракте.
— Следственные органы так и не установили причину, хотя проводили массу экспериментов. Моё субъективное мнение, и пока ещё меня в этом никто не переубедил, — это была диверсия.
В 2008 году в интервью «Нижегородской правде» свою версию выдвинул Михаил Балакин, в 1988 году возглавлявший Арзамасский горком.