что случилось в курске в 1996 году

Начнет ли Россия войну с США из-за гибели подлодки «Курск»?

Экс-командующий Северным флотом раскрыл тайну гибели атомохода

что случилось в курске в 1996 году. Смотреть фото что случилось в курске в 1996 году. Смотреть картинку что случилось в курске в 1996 году. Картинка про что случилось в курске в 1996 году. Фото что случилось в курске в 1996 году

что случилось в курске в 1996 году. Смотреть фото что случилось в курске в 1996 году. Смотреть картинку что случилось в курске в 1996 году. Картинка про что случилось в курске в 1996 году. Фото что случилось в курске в 1996 году

что случилось в курске в 1996 году. Смотреть фото что случилось в курске в 1996 году. Смотреть картинку что случилось в курске в 1996 году. Картинка про что случилось в курске в 1996 году. Фото что случилось в курске в 1996 году

Атомная подводная лодка К-141 «Курск» затонула из-за столкновения с подлодкой НАТО, заявил адмирал Вячеслав Попов, который в момент трагедии командовал Северным флотом. Он говорил об этом и ранее, но без деталей.

По словам Попова, субмарина военного блока следила за российской подлодкой, но потеряла с ней акустический контакт и сблизилась, чтобы его восстановить. Однако, в результате маневра «Курска» произошло столкновение. Сдетонировали торпеды, был потерян первый отсек, повреждены другие.

Натовская подлодка от столкновения с «Курском» и взрыва торпед также получила повреждения и легла на грунт до восстановления управляемости. Ее название Попову известно «с вероятностью 90%». При этом он отказался озвучить его, так как для этого надо предъявить доказательства.

В день столкновения был зафиксирован сигнал SOS, который подавал автомат, а не человек. На российских лодках такого нет, пояснил Попов. Кроме того, на поверхности воды был замечен радиобуй иностранной субмарины. Противолодочная авиация РФ обнаружила ее у берегов Норвегии.

По информации СМИ, в районе учений находились американские атомные подлодки Memphis и Toledo и британская Splendid. Минобороны РФ запрашивало у США и Британии разрешение на инспекцию подлодок, но получило отказ и заверения, что субмарины находятся в рабочем состоянии.

Внезапные признания бывшего командующего Северным флотом на фоне усиления геополитической напряженности, нового витка противостояния России и НАТО не могут не вызывать вопросы. С какой целью Западу брошены в лицо практически прямые обвинения в гибели «Курска» и чем это может закончиться?

Капитан 1-го ранга запаса Константин Сивков отмечает, что Россия в начале нулевых обманывалась насчет истинных намерений США.

— Признания экс-командующего Северным флотом означают, что те, кто знаком с этой историей, наконец, начали говорить правду. Сейчас это стало возможно. Хотя все серьезные военные моряки об этом непублично говорили и раньше. И я тоже говорил. Все было очевидно еще в дни трагедии.

Это было именно столкновение с чужой подводной лодкой. Американская лодка пришла в норвежский порт на ремонт. Мой однокашник по военно-морской академии командовал эскадрой в районе трагедии. Он прямо говорил, что сам видел радиобуй американской подлодки.

«СП»: Можно ли говорить о преднамеренной атаке, таране американцев?

— Это была трагическая случайность. Сдетонировали торпеды. Мы потеряли великолепный корабль. С точки зрения логики времен холодной войны, подобного рода инцидент с подлодкой — рядовое событие. Столкновения надводных и подводных кораблей тогда происходили регулярно. Но в конце 1990-х, начале нулевых годов такой случай рассматривался как нечто экстраординарное.

В ту пору США считались нашими партнерами, друзьями. По идее американские подводные лодки не должны были находиться в наших водах. С учетом этого слежка их субмарины за нашей подлодкой — недружественный акт. Но на деле они продолжали практику холодной войны. Тогда было желание все замолчать.

«СП»: — Так может Америке это сейчас «предъявить»? Воевать из-за этого, наверное, никто не решится, но…

— Сейчас поднять шум на эту тему надо. Чтобы было понятно, что США никогда не были нашими союзниками и всегда действовали в логике холодной войны.

Военный эксперт Виктор Литовкин объясняет внезапные признания бывшего командующего Северным флотом желанием снять с себя ответственность.

— Не исключаю, что все могло быть именно так. Хотя есть разные гипотезы. Я не могу утверждать что-то с полной уверенностью. Но если это было столкновение с американской подводной лодкой, то где эта лодка? Не бывает, чтобы одна подлодка была повреждена, а вторая в целости и сохранности.

«СП»: — Стопроцентно доказать, что с «Курском» столкнулась именно та американская субмарина, которая заходила в ремонтный док Норвегии, действительно не удалось. Пентагон в инспекции нам предусмотрительно отказал…

— Когда о столкновении говорят публично спустя 20 лет после трагедии, то это похоже на то, что военноначальник пытается выгородить себя, обелить не очень красивую собственную роль в этой истории. Пусть Попов объяснит, почему, когда «Курск» лег на грунт, все наши корабли ушли из этого района далеко-далеко и только потом вернулись искать лодку. Там много неясных вещей.

О том, может ли Россия использовать вскрывшиеся факты в актуальных политических целях рассказал политолог-американист, эксперт Центра исследования проблем безопасности РАН Константин Блохин.

«СП»: — Сейчас Россия сильнее. Впереди переговоры по стратегической стабильности. Нельзя ли напомнить нашим американским визави об их вине в трагедии «Курска» и тем добиться какого-то преимущества?

— Вряд ли можно использовать историю с «Курском» как рычаг давления на возможных будущих переговорах. Даже не представляю, как это можно сделать. В этом нет никакого смысла. Это трагический случай из прошлого, момент современной истории России.

Мнение военного обозревателя «СП»

Возможно, самое важное в этом сильно запоздалом заявлении адмирала Вячеслава Попова о самой крупной катастрофе в истории нашего подводного флота: почему оно сделано именно сегодня? Почему Попов, возглавлявший спасательную операцию Северного флота в августе 2000-го и за два десятилетия, прошедших с той поры, сделавший по этому поводу уйму заявлений, до сих пор ни разу не был столь категоричен по поводу «девяностопроцентной», по его словам, вины американцев?

Уж не потому ли, что только сегодня, на фоне быстро сползающих в политическую бездну межгосударственных отношений России и Соединенных Штатов, Кремль, похоже, более не считает себя обязанным придерживаться неких «джентльменских» соглашений с Вашингтоном по поводу обстоятельств гибели «Курска»? А в том, что такие договоренности два десятилетия назад наверняка были достигнуты, на наш взгляд, свидетельствует множество фактов.

Вероятно, главный из них: верховная власть в России в те годы была полна «постельцинских» иллюзий, будто мы и американцы оставили позади эпоху конфронтации времен холодной войны и приступили к взаимоуважительному и равноправному мирному сотрудничеству. Дополнительным свидетельством, что даже и в голове у Владимира Путина в ту пору существовали подобные заблуждения, стал, к примеру, добровольный вывод наших военных с Кубы и закрытие там в 2002 году (т. е. — всего через два года после гибели «Курска») важнейшего для обороны России Центра радиоэлектронной разведки в Лурдесе. Того самого центра в Лурдесе, который мы сегодня, после множества жесточайших разочарований в «партнерах» из США, так мечтаем вернуть. Возможно — слишком поздно.

Еще несколько вопросов относительно весьма вероятного фактического сговора Кремля с американцами относительно «Курска» назвал в свое время автор множества книг по истории флота, профессор Военно-морской академии капитан 1 ранга Виталий Доценко. Вот они:

— почему после катастрофы с «Курском» американцы отказались от работ по созданию новой системы противоракетной обороны, на которую уже были израсходованы огромные средства?

— чем был вызван спешный приезд директора ЦРУ Джорджа Тенета в Москву (официально он прилетел в нашу страну 18 августа 2000 года)?

— почему после катастрофы с «Курском» Запад почти сразу списал с России долги в сумме 10 миллиардов долларов?

Наконец, почему уже 15 декабря 2000 года, всего через полгода после катастрофы, когда остатки погибшей подлодки еще не были подняты на поверхность и не осмотрены российскими следователями, председатель правительственной комиссии по расследованию причин катастрофы Илья Клебанов заявил журналистам, что «истинные причины гибели АПК скорее всего, никогда не будут установлены»? Уже тогда Клебанов что-то знал о негласных договоренностях наших властей с американцами?

И еще. Не исключено, что и лично адмиралу Попову многие годы выступать с подобными заявлениями было как-то не с руки в силу возникшей с 2002 года (через два года после трагедии «Курска») его принадлежности к политической элите РФ. Ведь именно в том году бывший командующий Северным флотом, обладавший, конечно, всей полнотой информации о катастрофе, с чего-то вдруг был спешно избран в сенаторы. И в членах Совета Федерации пробыл до 2011 года. Выскажи он в ту пору нечто подобное — это было бы не личное мнение отставного флотоводца, а официальное заявление высокопоставленного политика. Таковое вряд ли могло бы состояться без предварительного согласования с Кремлем. А для чего Кремлю столь сенсационные и столь сокрушительно неприятные для его реноме в глазах электората откровения?

А так сегодня — это просто размышления 75-летнего хотя и очень уважаемого, но все же военного пенсионера. Которые можно принимать в расчет, а можно и не принимать. В зависимости от политической конъюнктуры. Но некий сигнал Вашингтону все равно послан.

Сергей Ищенко, капитан 1 ранга запаса

Источник

«Наши ребята не дождались помощи» 21 год назад затонула подлодка «Курск». Почему погибли люди и можно ли было их спасти?

12 августа 2000 года произошла самая страшная катастрофа в истории российского подводного флота — в Баренцевом море погибла атомная подводная лодка К-141 «Курск». По главной версии, на крейсере взорвалась торпеда, однако почему это произошло — до сих пор неизвестно. Нет ответов и на другие важные вопросы: сколько времени оставались в живых моряки, запертые в девятом отсеке подлодки, и можно ли было их спасти. Cпециальный корреспондент «Ленты.ру» Сергей Лютых попытался разобраться в причинах катастрофы и встретился с теми, чью жизнь она изменила навсегда.

Впервые этот текст был опубликован в 20-летнюю годовщину катастрофы с подлодкой «Курск». «Лента.ру» публикует его повторно.

«12.08.2000 г. 15.25 Здесь темно писать, но на ощупь попробую! Шансов похоже нет, % 10-20. Будем надеяться, что хоть кто-нибудь прочитает. Здесь список л/с отсеков, которые находятся в 9-м и будут пытаться выйти. Всем привет, отчаиваться не надо! Колесников»

Это одна из четырех записок, обнаруженных у погибших на «Курске». Они документально подтвердили страшные догадки: после серии взрывов, уложивших подлодку на грунт, 23 уцелевших моряка собрались в девятом кормовом отсеке и до конца боролись за жизнь, как их учили с первых дней службы.

Они надеялись на спасение, но оно так и не пришло. Эта трагедия шокировала страну.

Здание, в котором находится Санкт-Петербургский клуб моряков-подводников, украшает огромное граффити в виде подводной лодки. Организация занимает всего несколько подвальных помещений, но в одном только кабинете ее руководителя и сооснователя — капитана I ранга Игоря Курдина — собрано столько книг, фотографий, схем, карт, моделей и прочих артефактов, что хватило бы на целый музей.

В голове у Игоря Кирилловича тоже целая картотека. Тема гибели «Курска» для него близка не только потому, что он в прошлом был командиром атомной подводной лодки, и не только потому, что все эти годы клуб поддерживает родственников погибшего экипажа. Курдин уже 20 лет пытается разобраться, что на самом деле погубило подводников. В этом году он опубликовал книгу, в которой не только восстановил хронологию событий августа 2000 года, но и рассказал многое другое.

Итак, в четверг, 10 августа 2000 года, «Курск» вышел из губы Западная Лица в район учений. На борту были не только члены экипажа, но и офицеры штаба дивизии, а также военпред и инженер с завода «Дагдизель». Всего 118 человек.

11 августа в полдень «Курск» успешно выполнил стрельбу практической ракетой «Гранит», ушел на глубину и направился в район, где планировались торпедные стрельбы. На переходе командир подлодки капитан I ранга Геннадий Лячин держал связь с командным пунктом Северного флота (КП СФ), докладывая обо всех своих действиях.

В шесть утра 12 августа лодка заняла назначенный район, куда в роли «противника» должен был прийти отряд российских боевых кораблей во главе с флагманом — тяжелым атомным ракетным крейсером «Петр Великий».

Но взрывы почувствовали и намного дальше. Норвежская сейсмическая станция ARCES, которая находилась в 470 километрах от места происшествия, зафиксировала два толчка. Источник первого, мощностью до 200 килограммов в тротиловом эквиваленте, был на глубине 40 метров, а мощность второго — на глубине 100 метров — оценили в 5 тонн тротила.

В 14:12 корабли, выступавшие в роли учебных мишеней для «Курска», вышли из района, в котором находилась лодка, и легли в дрейф. Все ждали, что К-141 всплывет для доклада об удачной или неудачной стрельбе, но этого не произошло. В небо подняли вертолеты.

В 15:25 «Петр Великий» пытался вызвать подлодку по звукоподводной связи. В воду стали сбрасывать взрывпакеты — это был сигнал подводникам об экстренном всплытии в надводное положение

Но «Курск» все еще не считали аварийным. Даже к 17:00, когда этого уже однозначно требовали правила ВМФ.

Только в 17:20 спасательному судну «Михаил Рудницкий» определили готовность к выходу в один час. Реально же спасатели выйдут в море только через восемь часов.

В 18:00 задачу искать «Курск» получили самолет Ил-38, спасательный буксир СБ-523 и «Петр Великий».

Только в 23:30 командование Северного флота официально признало то, что уже было понятно морякам. На «Курске» произошла авария. В Москву последовал первый доклад.

Старпом Дудко

Многие члены экипажа «Курска» были потомственными военными. Среди них — старший помощник командира, капитан II ранга Сергей Дудко. Он был первенцем коменданта гарнизона Видяево.

Стать подводником Сергей хотел, еще будучи школьником. У него были небольшие проблемы со зрением — где-то 0,7-0,8. В девятом классе он написал письмо министру обороны, в котором попросил разрешить ему поступать в военно-морской университет.

Ему разрешили, но с одним условием: сохранить зрение хотя бы на том же уровне. Следующие два года — особый спортивный режим, диета, полезная для глаз тертая морковь трижды в день — на завтрак, перед обедом и ужином.

В Видяево, где базировался «Курск», Сергей вернулся с молодой женой и годовалым сыном.

Он был опытным моряком. Еще в 1994 году в составе экипажа атомной подлодки Б-414 участвовал в походе к Северному полюсу, где впервые российские подводники подняли Андреевский флаг. Дудко отличился на борту лодки во время настоящей, не учебной тревоги — смог предотвратить пожар в первом отсеке. В поход молодой офицер ушел инженером гидроакустической группы, а сошел на пирс ее командиром.

Старпомом «Курска» Сергей стал в 1999 году после Высших специальных офицерских классов. В августе 2000-го ему был 31 год.

За день до выхода на августовские учения друг семьи посоветовал Сергею оставить флот, ведь зарплату не платили, а квартира в Видяево, где жила его семья уже с двумя детьми, толком не отапливалась. Ради чего, говорили ему, служить дальше?

Сын тогда ответил: «Не все измеряется деньгами»,

— рассказала «Ленте.ру» мать старпома София Петровна. Последние 20 лет она пытается сделать все возможное, чтобы о гибели ее сына и еще 117 человек в Баренцевом море никто не забыл, на свою пенсию подготовила и издала памятную книгу о подводниках.

Дети Сергея Дудко по стопам отца во флот не пошли.

Взрыв

По данным следствия, 12 августа в 11 часов 28 минут и 26,5 секунды в первом отсеке атомного подводного ракетоносного крейсера К-141 «Курск» взорвалась практическая торпеда калибра 650 миллиметров, которую приготовили к учебной стрельбе и загрузили в торпедный аппарат №4.

Трое находившихся там моряков погибли мгновенно. Через пробоину в отсек под огромным давлением хлынула вода, и крейсер, который двигался на глубине 18 метров со скоростью 6 узлов (11,1 километра в час), пошел ко дну под углом 30 градусов. 154-метровая лодка врезалась в грунт и пропахала его носом, после чего замерла в почти горизонтальном положении.

Примерно через десять минут погибли и те, кто находился в четвертом, пятом и пятом-бис отсеках.

«И тогда капитан-лейтенант Рашид Аряпов, командир шестого реакторного отсека, намертво задраивает переборку между шестым и соседним отсеками, пятым-бис», — описывает последовательность случившегося Курдин.

Выжившие члены экипажа собрались в девятом кормовом отсеке, ставшем их убежищем. Именно там был оборудован специальный аварийно-спасательный шлюз для эвакуации.

Капитан-лейтенант Аряпов

Командир трюмной группы дивизиона движения (реакторного отсека) капитан-лейтенант Рашид Аряпов был родом из Узбекистана. Оттуда его и призвали на срочную службу в советский еще ВМФ. Как одного из лучших матросов Аряпова направили в Высшее военно-морское училище имени Дзержинского. Окончил он его в 1995 году, уже в новой стране.

В училище он сдружился с Дмитрием Колесниковым, с которым проведет последние часы жизни в девятом отсеке. Они оба сразу после училища получили направление на АПРК «Курск».

Аряпов — именно тот человек, благодаря которому катастрофа подлодки не стала ядерной катастрофой

Высококлассный профессионал, он требовал от подчиненных того же. Реактор и все, что было с ним связано, содержалось в идеальном состоянии, функционировало по всем инструкциям и в момент взрыва сработало как часы: глушить ядерные реакторы матросам не потребовалось. Это произошло автоматически.

В 2000 году Рашид женился во второй раз. Супруга Халима была в положении, и то лето стало для них с мужем самым счастливым в жизни. А потом он ушел в свой последний поход, и все разом оборвалось.

Сын Рашида Ильгиз родился в феврале 2001 года. Сейчас он перешел на второй курс МИФИ, увлекается физикой и математикой, связывает свое будущее с IT.

«Все хорошо. Я замужем. Дочке семь лет, — говорит Халима корреспонденту «Ленты.ру». — Все, что положено по закону от государства, получали и получаем. Обычно 12 августа бываем на кладбище, где похоронен муж. Во дворе местной школы проходит небольшое мероприятие в его память. В этом году в связи с пандемией все вроде отменили, но какая разница, когда именно поминать и молиться. Главное, что мы помним, любим».

Девятый отсек

«Судмедэксперты мне говорили, что паники не было: там по биохимии устанавливается состояние человека, и они до конца боролись за жизнь так, как их этому учили», — рассказывает опытный подводник Алексей Расшивалов. Во время гибели «Курска» он был полковником медслужбы на Северном флоте, а теперь на пенсии, руководит музеем в питерской школе №134, которая носит имя старпома «Курска» Сергея Дудко, хотя старпом никогда там не учился.

На витринах вещи, которые были найдены на «Курске». Несколько форменных курток, чудом сохранившийся бумажный складень с иконами, нательный крестик, связки ключей, дискета 3,5 дюйма, фотографии жены и ребенка.

Пережившие взрывы члены экипажа собрались в девятом отсеке. С собой они взяли гидрокомбинезоны, водолазное белье, все дыхательные аппараты ИДА-59М, а также банки В-64 с пластинами для регенерации воздуха.

Командование принял капитан-лейтенант Колесников.

Запасов кислорода, воды и пищи им должно было хватить на 8-10 суток, но судмедэксперты, проводившие вскрытие тел, пришли к выводу, что узники девятого отсека прожили не больше четырех с половиной — максимум восемь часов после взрывов. Впрочем, этому верят не все.

«Мне такая версия не кажется убедительной, поскольку с ней не согласны другие авторитетные специалисты, — размышляет Игорь Курдин. — Анализируя информацию, в том числе и о стуках из девятого отсека, скорее следует считать, что подводники в нем оставались живыми как минимум до 4:00 13 августа»

Таким образом, по его версии, подводники были живы 16,5 часа и могли продержаться еще дольше. Запас пищи и воды был почти не израсходован — выпили примерно по 0,7 литра на человека. Все указывает на то, что произошло что-то еще.

«Они потеряли сознание и скончались без мучений», — резюмирует Расшивалов.

В тысяче километров от Петербурга, в городе Курске, в честь которого была названа подлодка, есть еще один музей — в средней школе №18. По команде экскурсовода в зале без окон гаснет свет, прямо как тогда в девятом отсеке. В полной темноте начинает едва уловимо мерцать табло прибора, который доставили сюда с подлодки «Курск», — их делали фосфоресцирующими, чтобы показания можно было увидеть даже при отказе всего освещения.

При этом призрачном свете моряки писали свои последние записки со дна моря.

«Милые мои Наташа и сынок Саша! Если у вас это письмо, значит, меня нет. Я вас обоих очень люблю. Наташа, прости меня за все. Сашуля, будь мужчиной. Я вас крепко целую. Борисов А.М.»

Убийца авианосцев

«Курск» не был экспериментальным или как-то неудачно сконструированным крейсером. Он был двенадцатым из тринадцати в своей серии. Первая лодка проекта 949 «Гранит-Антей» К-525, созданного для борьбы с авианосно-ударными группами противника, испытывалась всеми возможными способами в 1980-х годах.

Этих «убийц авианосцев» на флоте прозвали «батонами»: АПРК «Курск» был, как и прочие, двухкорпусной лодкой цилиндрической формы, разбитой на десять прочных отсеков (девятый был крайним со стороны кормы, так как, помимо пятого, был отсек пятый-бис).

Тогда же, с августа по октябрь, «Курск» в одиночку нес боевую службу в Средиземном море. Отечественный военно-морской флот к тому времени давно перестал заниматься подобными маневрами, лишившись прежних баз, средств, а главное — целей.

То, что нервировать базировавшийся там шестой американский флот отправили именно экипаж Геннадия Лячина, говорит в пользу того, что его считали лучшим в подводном флоте России.

«Курску», как он рассказывал в феврале 2000 года в интервью газете «Курская правда», удавалось срывать устойчивое слежение, которое пытались установить за ним американцы. «Были напряженные моменты, когда после сеанса связи мы принимали целеуказание, и лодка была готова к выполнению самых неожиданных маневров и вообще боевых задач, когда, образно говоря, руки были на кнопках пуска», — вспоминал он.

По возвращении крейсера на базу командира «Курска» представили к званию «Герой России», а 72 члена его экипажа — к другим государственным наградам.

Но за девять месяцев до августовского похода никто из них своих орденов не увидел. Их наградили лишь потом — посмертно. Те же, кто служил в Средиземном море, но не погиб в Баренцевом, так награды и не получили.

Военный журналист Владимир Гундаров полагает, что в ноябре 1999 года с подачи главкома ВМФ Владимира Куроедова было решено расширять присутствие российских военных кораблей и подлодок в Мировом океане. Куроедов, по его мнению, просто не понимал, что флот тогда «продолжал по инерции катиться под откос».

«Москва делала большие ставки, не имея на руках козырей», — полагает он.

На пределе

«Морячим потихоньку, только от этих морей уже тошно. Не успел прийти из морей со старым экипажем (150 эк.), к которому привык и знаешь всех в лицо и по имени, как перевели на другой экипаж (141 эк. или куряне)… 20 июля пришли в Западную Лицу… До 26 июля возились с ракетами, загружать и выгружать несложно, только вот всякая ерунда получалась, когда проверяли ракеты (боевой режим для проверки борта ракет, то ракета неисправна, то комплекс сломался или опять какая-нибудь залипуха. Вот и копались до 4 часов утра, спать, а в 7.00 подъем, завтрак, в 9.00 подъем Андреевского флага и Атас — и опять работа целый день с перерывом на обед и ужин и до 4 утра. Вот так целые дни напролет. Доходило до того, что с закрытыми глазами включали комплекс, нажимали кучу кнопок и тумблеров, садились в кресло, ноги на приборы (выше головы) и с закрытыми глазами сидели, ждали и молили бога, чтобы все прошло нормально. И наконец все проходит нормально, остается нажать кнопку «Залп», чтобы проверить, отойдет ли борт-разъем. И когда все проходит замечательно, бегаем по посту, как малые дети, и кричим «ура», а в это время весь экипаж спит…»

«Я узнаю в нем себя. Сам был таким же молодым старлеем и писал домой письма, бравируя трудностями службы подводника», — говорит «Ленте.ру» капитан I ранга Курдин.

При этом Курдин признает, что флот был в очень непростой ситуации. Провести учения, как того требовали нормативные документы ВМФ, было невозможно. «Документы были старые, исходили из условий и возможностей флота, существовавших в разгар холодной войны, когда было достаточно средств и топлива», — рассуждает он.

Источник

Новое в блогах

Безразличие и ложь Путина. Подлинная история гибели подлодки «Курск».

что случилось в курске в 1996 году. Смотреть фото что случилось в курске в 1996 году. Смотреть картинку что случилось в курске в 1996 году. Картинка про что случилось в курске в 1996 году. Фото что случилось в курске в 1996 году

Одним из первых трагических скандалов, давших гражданам РФ первое представление о том, кто вскарабкался на кремлевский трон с помощью Ельцина, что за человек, была история гибели и расследования гибели подводной лодки «Курск».

20 октября 2000 года к месту гибели АПЛ «Курск» прибыла экспедиция с российскими и норвежскими водолазами.

7 ноября водолазная операция закончена, из развороченного отсека извлечены в общей сложности пятнадцать тел моряков. 24 марта 2001 года подписано распоряжение о подъеме АПЛ «Курск», а 18 мая того же года подписан контракт на подъем лодки с голландской фирмой Mammoet. 6 июля экспедиция по подъему выходит в Баренцево море.

А вот 31 мая 2002 года начался подъем первого отсека подводки «Курск». Длился он долго и был завершен лишь 21 июня 2002 года. Видимо, собирали все мельчайшие обломки со дна. Неровен час поднимут какие-нибудь соседи-норвежцы. И будут доказательства столкновения с американцами.

Я живо помню псевдокомиссию по расследованию и ежедневные выступления по телевидению замерзшего Ильи Клебанова чуть не с палубы занимавшегося подъемом «Курска» судна. Эта самая длинная в истории РФ ложь длилась едва ли не год. Я сидел в это время в тюрьме «Лефортово» и с отвращением наблюдал всероссийскую ежедневную операцию: по приказу президента длительно лгали российским гражданам.

Вот дополнительные факты по трагедии «Курска», чтобы у граждан РФ не было сомнений. РИА-Новости от 6 декабря 2000 года, заголовок:»Российские военные самолеты преследовали иностранную подлодку 17 августа в Баренцевом море». Текст:

«Российские военные самолеты преследовали иностранную подводную лодку в Баренцевом море в районе учений Северного флота. Это, как передает корреспондент РИА-Новости, подтвердил Министр обороны России Игорь Сергеев. Накануне об этом факте сообщил на днях ушедший в отставку норвежский адмирал Эйнар Скорген. При этом он не исключал возможности столкновения российской подлодки «Курск» с американской субмариной. Адмирал также подтвердил факт захода в конце августа в один из норвежских портов подлодки «Мемфис» ВМС США. Комментируя высказывания норвежского адмирала, маршал Сергеев заявил, что специальная комиссия завершила работу и должна сделать выводы. При этом, по словам российского министра, сообщение Скоргена будет приобщено к документам комиссии и подвергнуто «самому глубокому анализу». Между тем США продолжают отрицать возможную причастность к гибели подлодки «Курск» в Баренцевом море американской субмарины. Как стало известно РИА-Новости из информированных источников в российской военной делегации в Брюсселе, шеф Пентагона Уильям Коэн заявил министру обороны Игорю Сергееву, что американская подводная лодка не могла быть причастна к возможному столкновению с «Курском»».

Сайт http://www.br.com тогда же сообщал в информации под заголовком «Гибель АПЛ «Курск»: новые подробности»:

«В Брюсселе министр обороны России Игорь Сергеев заявил, что по-прежнему приоритетной версией гибели АПЛ «Курск» остается столкновение с иностранной подводной лодкой и подтвердил вместе с этим факт подъема в воздух шести боевых противолодочных самолетов авиации Северного флота. Между тем министр обороны США Уильям Коэн продолжает утверждать, что американские подводные лодки к катастрофе отношения не имеют. Однако факты подтвердил норвежский вице-адмирал Эйнар Скорген, который пояснил, что поднимал пару своих самолетов на перехват российских машин. По сведениям из Норвегии американская подводная лодка «Толедо» после столкновения с «Курском» ушла с места катастрофы малым ходом. На лодке была разбита «морда», погибло семь моряков, частично разрушен винт и рулевая группа. В течение двух суток экипаж сумел справиться с последствиями столкновения и 15 августа под прикрытием двух натовских «Орионов» смог вывести лодку на глубину. Заход 18 августа АПЛ «Мемфис» для ремонта антенных устройств в норвежский порт был всего лишь частью операции по выводу из-под удара «Толедо». Также как и сообщение о возврате на базы всех английских многоцелевых АПЛ якобы из-за обнаруженных неисправностей в работе реактора на одной из них. Некоторые обстоятельства стали известны после увольнения Скоргена, который не сошелся во мнениях с руководством НАТО, точнее, с командованием ВМФ США, и позволил себе недвусмысленно указать на причастность американцев к катастрофе».

Еще 16 сентября 2000 года, то есть через месяц после катастрофы, на сайте Корреспондент.net была опубликована информация, взятая из газеты «Стрингер», под названием «Курск» столкнулся с американской подлодкой!» с подзаголовком «Последний таран». Привожу текст в сокращении: «118 жизней на алтарь победы Альберта Гора на выборах президента США возложил президент России. В редакции оказались материалы, безоговорочно доказывающие, что причиной гибели атомной подлодки «Курск» стало столкновение с американской субмариной SSN-23 USS Jimmy Carter класса «See wolf»(то есть «Морской волк»)». Далее редакция «Стрингера» пускается в оправдание президента Путина:

Далее «Стрингер» обосновывает свой текст.

Первый и второй идентифицируются с местом обнаружения АПРК «Курск» с круговым вероятным отклонением 150 метров. Третий был зафиксирован примерно в 700-1000 метров от точки, где находится «Курск». /:/ Все вышеизложенное позволяет сделать вывод о том, что версия о поражении «Курска» боевым изделием, взрывом водорода или минно-взрывным способом не представляется возможной. Так как в таком случае необъясним временной промежуток между двумя первыми взрывами.

Имеющиеся данные указывают на то, что вероятной причиной детонации боекомплекта в первом торпедном отсеке могло стать столкновение «Курска» с дном Баренцева моря, которое последовало после первого взрыва в 7.30 12 августа. На дне отчетливо виден след от лодки, длиной около 120 метров.

Далее «Стрингер» цитирует материалы Министерства обороны РФ о кораблях и самолетах НАТО в районе Баренцева моря.

17 же августа замначальника штаба ВМФ РФ вице-адмирал Александр Побожий провел в Брюсселе переговоры с командующим объединенными силами НАТО в Атлантике. По окончании встречи было заявлено, что достигнуто «полное взаимопонимание». Национальная принадлежность лодки-убийцы была окончательно установлена. 18 августа контр-адмирал Крейг Куигли из Пентагона заявил: «Из аварии «Курска» не следует делать выводовотносительно состояния готовности российского военно-морского флота. Ни из этой, ни из какой-либо другой аварии не следует делать подобных «макровыводов». Подобные несчастные случаи могут случаться по разным причинам с разными ВМС по всему миру. Сейчас наша забота в том, чтобы попытаться спасти членов экипажа, находящихся на борту подводной лодки». Результатом выступления адмирала Куигли стало то, что западная пресса как по приказу сменила тон в освещении трагедии «Курска». До этого западные СМИ писали о «кончине военно-морского флота РФ и мечтаний Путина о возрождении морской славы России». После стал преобладать человеческий, сострадательный мотив.

5 ноября 2001 года сайт Дни.ру сообщил, ссылаясь на Интерфакс, о позиции Генпрокуратуры: «Генпрокурор Владимир Устинов в очередной раз опроверг сообщение о том, что подводная лодка «Курск» могла погибнуть в результате столкновения с другой подводной лодкой. Как сообщает Интерфакс, Владимир Устинов заявил, что ни одного такого заключения на данный момент у следствия нет».

Между тем, все крупнейшие российские военно-морские специалисты высказались единодушно независимо один от другого, однозначно: да, было столкновение с подлодкой-убийцей.

«Была зафиксирована масса косвенных признаков наличия в непосредственной близости от аварийного «Курска» второго подводного объекта, также, возможно, аварийного. «Петр Великий» зафиксировал этот объект гидроакустическими средствами. Это было зафиксировано и визуально людьми, которые пытались вытащить из воды аварийные буи:

— Почему же найденный буй не был поднят? Ведь он мог бы являться доказательством столкновения.

— Буй удерживался кабель-тросом на глубине около трех метров. Фактически, он как бы висел на якоре. Этим якорем могло быть что угодно.

— В том числе другая подводная лодка?

— Да. И когда офицер пытался подцепить буй багром, у него ничего не получилось. К сожалению, дальнейшие обстоятельства привели к потере буя из-за ухудшения погоды. К вечеру 13 августа наши летчики на расстоянии примерно 18 миль к северо-западу от «Курска зафиксировали всплывавшие топливные пузыри. Потом противолодочные самолеты обнаружили уходящую из Баренцева моря подводную лодку. Такой же вылет был сделан на следующие сутки, чтобы подтвердить местонахождение этой подлодки, и по всем каналам сигнал наших гидроакустических буев был прицельно подавлен системой подавления «друзей» из НАТО.

— Почему же обнаруженный «подводный объект» был потерян, причем такими кораблями как «Петр Великий», «Адмирал Чабаненко», которые специально предназначены для поиска подводных лодок?

— Я, как начальник штаба, признаю, что это упущение. «Петр Великий», когда обнаружил затонувшую подлодку и зафиксировал при этом второй подводный объект, своей главной задачей считал наведение в кратчайший срок на «Курск» сил спасения. Может быть, это было неправильно. В этой ситуации нужно было выполнять и задачу спасения, и задачу выявления истинной причины катастрофы».

Еще одно признание: «Двадцать три человека в девятом отсеке, может быть, и погибли через восемь часов после катастрофы, уже тогда, когда отсек был затоплен. А в пятом и в пятом-бис могли и дальше оставаться живые моряки, которые продолжали стучать. И последние стуки мы слышали в 11.00 14 августа». Это неприятное для президента Путина признание. Ведь он дал санкцию ВМФ на привлечение иностранной помощи для спасения экипажа (напомню, что своих технических средств не было) только 16 августа. Когда уже двое суток как прекратился стук.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *