что смотрят дети по телевизору
Консультация педагога–психолога для родителей «Телевидение и дошкольник, или Что смотрит ваш малыш»
Галина Гончаренко
Консультация педагога–психолога для родителей «Телевидение и дошкольник, или Что смотрит ваш малыш»
Консультация педагога– психолога Гончаренко Г. А. для родителей «ТЕЛЕВИДЕНИЕ И ДОШКОЛЬНИК, ИЛИ ЧТО СМОТРИТ ВАШ МАЛЫШ»
В современном мире телевидение получило очень широкое распространение. Трудно представить жизнь современной российской семьи без телевизора. Родители начинают приучать детей к телевизору с самого раннего детства. А телевизор это очень удобно – приносит удовольствие ребёнку, а так же расширяет его кругозор. Но часто родители забывают, что телевизор не всегда несёт в себе только положительные аспекты. И если по началу родителей радует, что сидя за компьютером или телевизором ребенок получает полезную информацию, то со временем начинают замечать, что поведение любимого чада заметно изменилось. Ребенок стал капризным, отказ в игре или просмотре мультиков вызывает бурную негативную реакцию, откуда-то появилась плаксивость и раздражительность. Вот так незаметно банальный просмотр мультфильмов формирует у ребенка вредную привычку, а в дальнейшем может привести к возникновению риска развития компьютерной и телевизионной зависимости, с патологическими и необратимыми изменениями в личности ребенка.
Подмечено вредное влияние телевизора и компьютера на здоровье детей. Долгое сидение перед «голубым» экраном приводит к развитию близорукости, нарушению осанки, обмена веществ, нередко приводящее к ожирению, нарушению деятельности сердечно-сосудистой системы, ослаблению иммунитета и т. д.
Кроме того, выявляются различные нарушения в психическом и эмоциональном развитии детей.
Если говорить о психическом развитии, то, прежде всего, как ни странно, страдает развитие мыслительной сферы, внимания, памяти, поскольку визуальный канал информации является самым простым и не требует серьезных умственных усилий для его восприятия. Тем самым ребенок просто заглатывает большие потоки информации, не осмысливая и не анализируя ее. В детском возрасте уровень развития мышления тесно связан с уровнем речевого развития. Во время сидения у телевизора ребенок не нуждается в том, чтобы задействовать механизмы активной речи – он только слушает.
Поэтому речь детей в игре становится скудной — они ограничиваются восклицаниями, обрывками фраз и нелепыми имитациями звуков, сопровождая их роботоподобными движениями. На речь отрицательно влияет не только молчание перед телеэкраном. Передачи в основном построены стереотипно и никак не побуждают ребенка развивать собственную фантазию и творческие способности. Кроме влияния на речь, телевидение способствует потере интереса ребенка к спонтанным, творческим играм и естественному движению. Таким образом у детей тормозится развитие психических функций: замедляется развитие речи и мышления, нет стимула для формирования воображения, нет эмоционального контакта с родителями, не развивается связная речь, дети не могут сконцентрироваться на содержании или пересказать его. Читая ребенку сказку, обучая пересказу, составлению собственных рассказов, заставляя ребенка говорить, вы способствуете его интеллектуальному развитию.
Но самый большой вред зависимость от компьютера и телевидения наносит эмоциональному развитию ребенка.
Таким образом, возникает опасность, что ребенок может «проскочить» тот возрастной период, когда дети активно учатся вступать в контакт и налаживать межличностное взаимодействие и дружеские связи. В дальнейшем такому ребенку будет трудно адаптироваться в новом коллективе и заводить новых друзей.
В настоящее время практически не вызывает сомнения тот факт, что сцены насилия, демонстрируемые с экранов телевизоров, способствуют повышению уровня агрессивности у детей.
Главные герои мультфильма агрессивны, они стремятся нанести вред окружающим, нередко калечат или убивают других персонажей. Последствием просмотра такого мультфильма может стать проявление жестокости, безжалостности, агрессии ребёнком в реальной жизни.
При выборе детской передачи или мультфильма родителям надо быть в 10 раз осторожнее, чем при выборе книги, потому, что зрительные образы воздействуют на ребёнка гораздо сильнее. Поэтому очень часто именно просмотр телепередач обуславливает возникновение детских страхов.
Необходимо учитывать особую впечатлительность детей и способность детской психики к внушению. Страшные сны, образы или звуки, могут беспокоить его и привести к повышенной тревожности или невротическим симптомам, а так же к появлению страхов у ребёнка.
Все родители прекрасно знают о вреде телевизора на воспитание детей. Но не все родители серьезно относятся к данной проблеме. Так хочется доверять телевизору, отдать ему своего ребенка хотя бы на час-другой, что бы самому заняться своими делами. А потом удивляются, что их малыш безжалостный и нервный. А он всего лишь копирует героев, которых увидел по телевизору. Телевизор принимает активное участие в воспитании детей дошкольного возраста. Поэтому родители должны контролировать просмотр телепередач детьми. Кроме негативного психологического влияния на подсознание малышей, чрезмерное количество просмотров передач приводит к проблемам с осанкой и ухудшению зрения. Совсем исключать телевизор при воспитании малышей дошкольного возраста не нужно да это и не возможно. Необходимо только придерживаться правил просмотра телепередач, и с какого возраста позволять их смотреть, чтобы знать, как влияет воспитание детей дошкольного возраста при помощи телевизора. Для детей дошкольного возраста рекомендуется смотреть телевизор не более 1 часа, для школьников – до 2 часов в день.
В качестве компенсации подойдут любые совместные занятия с ребенком, такие как рисование, лепка, чтение, подвижные игры, домашние дела или просто совместная прогулка. При этом не нужно брать на себя роль массовика-затейника. Главное — разбудить в ребенке естественную тягу к деятельности и направить ее. Потом ребенок и сам отлично сумеет себя занять.
Не нужно использовать телевизор для засыпания. Он только возбуждает нервную систему ребенку. При просмотре телевизора расстояние до экрана должно быть не менее 3 метров. Просмотр только в сидячем положении. Контролировать, что смотрит ребенок, позволять смотреть только добрые передачи. … Нужно разумно сочетать время, проведенное у компьютера и телевизора с двигательной активностью ребенка, общению со сверстниками, друзьями, с умными, понимающими взрослыми, книгами, музыкой, живописью и т. п.
Что же делать, если все же компьютер и телевизор заняли огромное место в жизни малыша и вызывают беспокойство у родителей?
1. В первую очередь подсчитайте время, проведенное им перед экраном. Результаты подсчитанных «телечасов» вполне могут вас неприятно удивить. Поставьте простую и реалистичную цель, например, ограничьте время просмотра двумя мультфильмами в день. Приучите детей обходиться без телевизора. Возможно, вначале вы встретите некоторое сопротивление, однако в таком раннем возрасте дети легко примут новые правила игры. Но, безусловно, не стоит этой цели добиваться в первый же день.
2. Стоит также обратить внимание на место, где стоит ваш телевизор. Лучше всего поставить его в зал. Не желательно устанавливать телевизор в спальне ребенка, чтобы уберечь его от соблазна вместо полезных занятий бестолково щелкать пультом.
3. Обязательно растолкуйте ребенку условия, при которых телевизор будет выключен.Специалисты советуют: прием пищи, чтение, игры не следует совмещать с просмотром «голубого экрана». Первый шаг в борьбе с телезависимостью –ограничение свободного времени ребенка: почаще гуляйте с ним на свежем воздухе. Увлекательные занятия не только заинтересуют ребенка и развеют его скуку, но и позволят ему забыть о телевизоре. Предлагайте ему регулярно те интересные занятия, которые оказывают наибольшее влияние на развитие структур головного мозга,а именно: 1) разнообразные виды речи (устная, письменная, например, читайте с ребенком книги, рассказывайте сказки, учите скороговорки; 2) упражнения по координации движения кисти (лепка, рисование, конструкторы и т. д.). Почаще пойте вместе с ребенком – это развивает его речевые навыки и слух. Играйте с ребенком в подвижные игры.
5. Постарайтесь отвлечь малышаинтересными занятиями: рисованием, чтением книги, различными играми. Достаньте старые игрушки, займитесь изучением алфавита и цифр.Предложите ребенку помочь Вам по дому: дети просто обожают помогать маме в мытье посуды и уборке комнаты.
Таким образом, способов отвлечь ребенка от телевизора великое множество, а от Вас требуются лишь силы и терпение. Но зато, впоследствии Ваш ребенок сможет без каких-либо затруднений найти себе занятие по душе, если рядом не будет телевизора. А этим в наше время может похвастаться далеко не каждый.
Итак, дорогие родители, подведем некоторые итоги. Оставляя своих детей у телевизора, мы не только доверяем их воспитание чужим дядям и тетям, не только наносим урон их здоровью, провоцируя задержку моторного развития, гиподинамию и ухудшение зрения. Телевизор «помогает» нам сформировать у детей пассивность и инертность характера, посредственность мышления. День за днем, незаметно методом накопительного эффекта наш уникальный ребенок становится частью толпы, серой и посредственной. И при этом главная ответственность лежит на нас, родителях. Пусть наши дети будут завтра среди тех, кто будет проектировать оригинальные здания, делать уникальные операции, делать яркие репортажи и ставить новые мировые рекорды. Но сегодня для начала нужно просто выключить телевизор и помочь своим детям сохранить свою неповторимую уникальность.
Консультация «Организация коррекционно-логопедической работы в детском саду с учетом рекомендаций педагога-психолога» «Организация коррекционно-логопедической работы в детском саду с учетом рекомендаций педагога-психолога».На занятиях, для успешного запоминания.
Консультация для родителей «Гиперактивный дошкольник: есть ли повод для беспокойства?» Подготовила: воспитатель МАДОУ № 21 Володина Светлана Александровна Высокая двигательная активность, неустойчивость внимания и импульсивность.
Консультация для родителей «Малыш и музыка вокруг» Музыкальное воспитание в раннем возрасте Раннее развитие ребенка в настоящее время стало довольно модной тенденцией. Одной из областей раннего.
Консультация педагога-психолога для родителей «Роль семьи в воспитании дошкольников» МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №5 «БЕРЁЗКА» Г. БЕЛОГОРСКА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ.
Консультация педагога-психолога «Повышение профессиональной компетентности педагогов» Цель: повысить знания педагогов о профессиональной компетентности, снять мышечное напряжение у участников тренинга. Задачи: 1. Определить.
Консультация для родителей «Малыш и телевизор» Диван-пульт-экран. В этом «бермудском треугольнике» пропадают не только взрослые, но и дети. Не допустите, чтобы это произошло и с вашим.
Памятка педагога-психолога для родителей «Что должен уметь ребенок в 3–4 года» Внимание. Выполнять задания, не отвлекаясь в течение 5-7 минут. Удерживать в поле зрения 4-5 предметов. Складывать разрезную картинку из.
«Поиграем, малыш!» Консультация для родителей Игра и движение для ребёнка не только жизненная необходимость- это сама жизнь. Правильно подобранные и организованные игры решают целый.
Дети с пультом: что смотрят юные телезрители и как на них повлияла самоизоляция
ТВ остается одним из самых популярных медиа среди российских детей. Во время самоизоляции время телепросмотра среди детей выросло больше чем на треть — это рекордное значение среди других групп телезрителей. Какой контент смотрят дети по телевизору, как меняются контентные предпочтения детей по мере взросления и способы использования телевизора – в обзоре Mediascope
В 2019 году хотя бы раз в месяц телевизор включали 97% детей в возрасте 4–17 лет, проживающих в российских городах с населением более 100 тыс. человек, каждый второй ребенок включал ТВ в ежедневном режиме. В среднем за день ребенок проводил у телевизора 102 минуты.
При этом на детей приходится самый большой среди всех групп телезрителей объем совместного просмотра — более 40% общего объема просмотра ТВ они находятся у телевизоров вместе с другими членами семьи.
График 1. Среднесуточный охват ТВ | TV Index, Россия 100k+, охват за сутки, % от населения,
с 1 августа 2019 данные содержат информацию о просмотре не только дома, но и на дачах
Время телепросмотра и охват ТВ отличаются в зависимости от возраста. По данным Mediascope за 2019 год с учетом дачного просмотра, дети в возрасте 4–8 лет смотрят ТВ 121 минуту в день. Охват телевидения, как и время просмотра, в этой группе наиболее высокий среди всей детской аудитории — 59% включают телевизор каждый день. По мере взросления дети меньше и реже смотрят ТВ. Так, дети в возрасте 9–13 лет уделяют просмотру ТВ около 100 минут в день, а ежедневно включают ТВ 48%. Меньше остальных телевизор смотрят подростки 14–17 лет: время просмотра — 76 минут в день, среднесуточный охват — 39%.
За последние несколько лет линейный просмотр ТВ в детской аудитории сократился, однако телевизор как экран по-прежнему привлекает детей: они стали больше использовать ТВ для просмотра различного видеоконтента (просмотр видео со сторонних носителей, записи каналов, просмотр видео через приложения Smart TV, видеоресурсы и др.). Так, в 2019 году самые юные телезрители 4–8 лет каждый день смотрели видеоресурсы на ТВ 22 минуты в день, дети 9–13 лет — 17 минут, подростки 14–17 лет — 13 минут.
Рост времени альтернативного использования ТВ заметно замедлил темпы снижения общего объема телепросмотра в детской аудитории за последние несколько лет.
График 2. Динамика времени просмотра ТВ и видео на телевизоре | TV Index, Россия 100k+,
среднее время просмотра в сутки, минуты, с 1 августа 2019 данные содержат информацию о просмотре не только дома, но и на дачах.
На графике приведено сравнение с 2015 годом.
Total TV — время просмотра линейного ТВ, Total TV+video — время просмотра линейного ТВ и видео на телевизоре
График 3. Cреднесуточное время просмотра видео на телевизоре | TV Index, Россия 100k+, Other TV Set,
минуты, с 1 августа 2019 данные содержат информацию о просмотре не только дома, но и на дачах
Основной детский контент на телевидении — анимация и детские программы. Самые юные телезрители (4–8 лет) более 60% времени у телевизора проводят за просмотром мультсериалов (54%) и мультфильмов (8%). К 9–13 годам доля анимационного контента и детских передач снижается до трети от всего времени телепросмотра, дети начинают больше смотреть телесериалы (20%), развлекательные программы и кинофильмы — по 15% от всего времени просмотра ТВ. Контентные предпочтения подростков выглядят совсем иначе: на первое место выходят телесериалы — 27% от общего времени просмотра, затем следуют развлекательные программы (21%) и кинофильмы (19%), а мультики и детские передачи занимают только 15% времени, которое подростки проводят у телевизоров.
График 4. Распределение времени просмотра ТВ по жанрам программ | TV Index, Россия 100+, 2019 год,
с 1 августа 2019 данные содержат информацию о просмотре не только дома, но и на дачах, % от общего времени просмотра
Как самоизоляция повлияла на детскую телеаудиторию
Противоэпидемические меры, переход на удаленную работу и введение режима всеобщей самоизоляции в России в марте — мае 2020 года привели к изменению медиапотребления и существенному росту аудитории ТВ. В апреле время телепросмотра среди всех жителей российских городов с населением более 100 тыс. человек старше 4 лет выросло на четверть по сравнению с аналогичным периодом 2019 года, до 269 минут в день. По сравнению с мартом 2020 время просмотра выросло на 13%.
Телевизор стали больше смотреть россияне всех возрастов, но сильнее всего время телепросмотра выросло среди детей (4-17 лет) — по сравнению с апрелем 2019 сразу на 34%, почти до 130 минут в день. По сравнению с мартом 2020 — на 16%. В прошлом году время телепросмотра в детской аудитории в апреле по сравнению с мартом, наоборот, сокращалось.
Дети стали больше смотреть ТВ начиная со второй половины марта — на это, вероятно, повлияла отмена посещений детских садов и школ. Если в феврале и первой половине марта 2020 зрители 4–17 лет смотрели ТВ 104 минуты в день, то во второй половине марта — уже 115 минут. Пиковых значений объем просмотра ТВ среди детей достиг в самый активный период самоизоляции (с 30 марта по 11 мая) — 129 минут в день. При этом наиболее высокий прирост детской телеаудитории наблюдался в утреннее и дневное время в рабочие дни.
График 5. Прирост времени просмотра линейного ТВ среди детей разных возрастов | TV Index, Россия 100+, домашний и дачный просмотр, минуты.
На графике приведено сравнение с периодом 3 февраля — 15 марта.
График 6. Аудитория ТВ в течение дня среди детей 4–17 лет | TV Index, Россия 100+,
домашний и дачный просмотр, телевизионный рейтинг, % от населения, рабочие дни
Сильнее всего время телепросмотра во время самоизоляции выросло среди подростков. Если в феврале и первой половине марта россияне 14–17 лет смотрели ТВ в среднем 63 минуты каждый день, то в самый активный период самоизоляции (30 марта — 11 мая) — 85 минут, рост составил 34%. В аудитории 4–8 лет время телепросмотра за этот же период увеличилось на 26%, до 164 минут в день, а среди зрителей 9–13 лет — на 20%, до 116 минут. Во второй половине мая время телепросмотра среди детей стало сокращаться, но оно все равно остается достаточно высоким.
Вместе с просмотром линейного ТВ во время самоизоляции дети стали больше смотреть видео на экране телевизора. В первой половине мая по сравнению с февралем и первой половиной марта доля просмотра видеоресурсов от общей аудитории ТВ среди аудитории 4–17 лет выросла с 18 до 21%. Сильнее всего аудитория видео выросла среди детей 9–13 лет — с 17% до 22% — и подростков 14–17 лет — с 18 до 23%. Доля аудитории видео среди самых юных зрителей — с 18% до 20%.
График 7. Доля аудитории просмотра видео на телевизоре | TV Index, Россия 100+, Other TV Set,
домашний и дачный просмотр, % телезрителей
Сегодня в эфире: что дети и подростки смотрят по телевизору и в интернете
Телевидение и интернет для многих компаний и брендов – это главные каналы маркетинговых коммуникаций с целевой аудиторией. Какие ТВ-программы и сайты привлекают внимание современных детей и подростков? Реклама в каких телевизионных шоу и на каких интернет-площадках позволяет получить наибольший охват? Ответить на эти вопросы и составить оптимальный медиаплан игрокам детского рынка помогут актуальные данные, которые предоставила исследовательская компания Mediascope.
TV Index Mediascope: дети перед телевизором
Согласно исследованию TV Index, проведенному компанией Mediascope, несомненным лидером детского телесмотрения в России и 2020 году, и в январе – июле 2021 года стал телеканал «Карусель». Он обошел других участников рейтинга с существенным отрывом, однако в этом году доля его аудитории незначительно сократилась.
При этом дети в возрасте от 4 до 17 лет с интересом смотрели не только специализированные детские телеканалы: в топ популярных у дошкольников и школьников источников телевизионного контента также попали федеральные телекомпании, ориентированные на широкую аудиторию.
Среди различных ТВ-шоу детей и подростков в целом больше привлекают именно детские программы и мультфильмы, однако рейтинг телевизионных программ, собравших у телевизоров самое большое количество юных зрителей, в 2021 году возглавили передачи, посвященные Дню Победы.
WEB-Index Mediascope: подростки в интернете
Актуальной для отделов маркетинга компаний, выпускающих продукцию для подростков, также будет информация о том, какие сайты чаще всего посещают россияне в возрасте от 12 до 17 лет.
Согласно исследованию Mediascope, на верхних позициях WEB-Index вполне ожидаемо оказались социальные сети, сайты поисковых систем, почтовые сервисы и видеохостинги. Однако в целом рейтинг свидетельствует о том, что эта часть аудитории уже самостоятельно выбирает товары, регулярно посещает новостные онлайн-ресурсы.
Влияние телевидения на детей
Позволяя ребенку смотреть телевизор, важно делать это не в ущерб физактивности и учебной деятельности
Телевидение играет важную роль в жизни каждого ребенка. Благодаря ему дети погружаются в мир, полный магии, приключений, супергероев, и живут в нем. Иногда это вызывает беспокойство родителей – в зависимости от того, какие фильмы и телепередачи смотрят дети.
Телевидение формирует характер и личность ребенка, оно может даже изменить его взгляды на жизнь. Если вы примете меры предосторожности, ваш ребенок будет смотреть телепередачи, не подвергая себя негативному влиянию телевидения.
Если ребенок смотрит криминальные драмы или фильмы ужасов, а затем страдает от кошмаров, у него сформировались негативные привычки, связанные с телевидением. Дети проводят перед экранами телевизоров значительную часть своего свободного времени, и это формирует их личность. Правильные телевизионные программы дают ребенку необходимые сведения об окружающем мире и обществе, а также обеспечивают его социальное, эмоциональное и когнитивное развитие. Важно соблюдать баланс между просмотром телепрограмм, играми и учебой, если вы хотите, чтобы ребенок оставался физически активным.
Положительное влияние телевидения на детей
Просмотр телепрограмм имеет для детей ряд преимуществ. Рассмотрим некоторые из них.
Детские телепередачи учат детей различным навыкам: справляться со сложными эмоциями, общаться со сверстниками, выходить из сложных ситуаций. Просматривая развлекательные шоу и викторины, дети развивают воображение.
Образовательные программы подталкивают детей к действиям. Если ребенку не нравятся традиционные методы обучения, образовательные программы могут стать отличным способом заставить его учиться. Такие программы развивают у детей навык решения проблем и аналитическое мышление.
Просмотр спортивных программ (футбол, баскетбол и т. д.) может вызвать интерес ребенка к занятиям спортом и играм на улице. Спортивные шоу мотивируют детей проявлять физическую активность, вести здоровый образ жизни. В конечном итоге это приводит к физическому и эмоциональному благополучию.
Ваш ребенок любит исследовать окружающий мир и путешествовать? С помощью культурных телепрограмм и тревел-шоу он может познакомиться со всеми чудесами мира. Изучение разных культур способствует социальному развитию ребенка. Он становится более толерантным к представителям других культур и начинает мыслить более целостно.
Телевизионные программы могут касаться любых тем: от кулинарии и различных ремесел до музыки и театра. Телеканалы об искусстве и отдельные программы о музыке, художественном искусстве и т.д. побуждают детей искать свое призвание и проявлять творческие способности.
6. Успеваемость в школе
Ответственный просмотр телепрограмм приводит к эмоциональному благополучию ребенка. Это, в свою очередь, приводит к улучшению успеваемости. Исследователи утверждают, что дети, которые смотрят информационные и образовательные программы, в академической успешности превосходят сверстников.
7. Здоровые способы снятия стресса
Просмотр телепрограмм является для детей здоровым способом справиться со стрессом, который они получают в школе. Телевидение в разумных дозах может улучшить настроение ребенка и помочь ему справиться с эмоциональными проблемами.
8. Современные технологии
Благодаря доступу к телевизионному контенту дети учатся использовать новые технологии и следят за социальными тенденциями. Телевидение делает детей более осведомленными и информированными.
9. Языковое и эмоциональное развитие
Если ребенок изучает иностранный язык, вы можете помочь ему понять лексику и грамматику с помощью образовательных телепрограмм или фильмов. Кроме того, позитивные передачи учат ребенка здоровому эмоциональному поведению и социальным навыкам, которые в будущем сыграют важную роль в их успешности в жизни.
10. Поддержание интереса
Если ваш ребенок постоянно бегает по дому и не может усидеть на месте ни минуты, позвольте ему посмотреть телевизор. Это избавит его от скуки. Ребенку будет интересно, а телевизионный контент будет развивать его познавательную сферу. Однако вам стоит следить за тем, чтобы это практиковалось лишь изредка и не входило в привычку.
11. Социальное развитие
Дети, которые видят по телевизору положительных героев, стараются имитировать их поведение. Это касается как задач, связанных с соперничеством, так и сотрудничества с людьми. Например, если любимый персонаж ребенка хорошо учится, занимается спортом, принимает участие в общественных мероприятиях, ребенок будет стараться поступать так же. Таким образом, телевидение помогает ребенку в социальном развитии.
12. Личностный рост и независимое мышление
Просмотр телепередач развивает независимое и нестандартное мышление ребенка. Эти навыки очень важны в мире, в котором ценится креативность и разностороннее мышление.
Негативное влияние телевидения на ребенка
Просмотр телепрограмм может иметь на ребенка и негативное влияние. Рассмотрим главные недостатки телевидения для детей.
1. Телевидение крадет время
Дети, которые проводят перед телевизором слишком много времени, могут упустить возможности, которые им предоставляет жизнь. Уделяя слишком много внимания просмотру телепрограмм, ребенок тратит драгоценное время, которое мог бы посвятить более важным делам: общению с друзьями, выполнению домашних заданий, играм на улице и т. д.
2. Недостаточно развитые языковые и социальные навыки
Вам может показаться, что данный пункт противоречит тому, что было сказано по поводу преимуществ телевидения. Но телевидение действительно вредит детям до двух лет. В этом возрасте мозг ребенка развивается. Ребенок развивает социальные и эмоциональные навыки. Проблема в том, что телевизор, в отличие от людей, не улыбается, не разговаривает и не взаимодействует с ребенком. В этот период он уязвим, поэтому телевидение влияет на психическое состояние ребенка. Даже в более позднем возрасте излишнее время перед экраном может ограничивать социальное взаимодействие ребенка. В долгосрочной перспективе это может негативно повлиять на его языковое и социальное развитие.
3. Телевидение плохо влияет на творчество и воображение ребенка
Если ребенок постоянно смотрит телевизор вместо того чтобы играть на улице и исследовать реальный мир, он не сможет хорошо развить свое воображение. Дети, привыкшие смотреть телевизор, не могут стимулировать свое воображение, самостоятельно формулировать идеи. Они пассивно потребляют, а не создают.
4. Невозможность сконцентрироваться
Дети, которые ежедневно проводят перед экраном 2-3 часа и больше, часто в школе страдают от дефицита внимания. У таких детей существует большая вероятность развития синдрома дефицита внимания с гиперактивностью. Ребенок не может концентрировать внимание и сосредотачиваться. Это касается не только учебы, но и спорта, и других сфер. Ребенок может не хотеть участвовать в занятиях творчеством.
5. Низкая продуктивность
Продуктивность – это ключ к достижениям в жизни. Если ребенок постоянно смотрит телевизор и ничего не делает для достижений в учебе, социальной или эмоциональной жизни, он напрасно тратит свое время.
Дети, которые слишком много смотрят телевизор, подвержены риску развития ожирения и других проблем со здоровьем. Часто привычка проводить все свободное время за экраном продолжается у ребенка и в подростковом возрасте.
7. Проблемы со зрением и сердечно-сосудистые заболевания
У ребенка, который злоупотребляет просмотром телепрограмм, может развиться т. н. «синдром ленивого глаза». Оно заключается в размытом или ослабленном зрении, которое нельзя исправить с помощью очков или линз. Злоупотребление телевидением также приводит к низкой физической активности и малоподвижному образу жизни. Это может повлиять на сердечно-сосудистую систему и мозг. Впоследствии это может привести к сердечно-сосудистым заболеваниям и сужению артерий.
8. Плохое поведение
9. Проблемы с самооценкой
Телевидение дает детям искаженное представление о мире. Передачи, в которых показывается идеальная жизнь, может снижать самооценку ребенка
10. Эмоциональные изменения
11. Плохая успеваемость
Если ребенок слишком много времени проводит за просмотром телепрограмм, он меньше занимается другими делами. Иногда дети даже пропускают уроки или не делают домашние задания из-за того, что смотрят телевизор. В конечном итоге это плохо сказывается на их успеваемости.
12. Расстройства обучения
Чрезмерный просмотр телепрограмм может вызывать ряд проблем: от недостаточно развитых навыков слушания и творческих навыков до нарушений мелкой моторики. Это происходит тогда, когда ребенок не проявляет умственную и физическую активность. Если у ребенка развивается синдром дефицита внимания с гиперактивностью, он не может сосредоточиться на учебе.
Как родителям защитить ребенка от вредного воздействия телевидения
Рассмотрим конкретные действия, которые могут совершить родители, чтобы предотвратить вредное воздействие телевидения.
Можно ли давать маленьким детям смотреть телевизор?
Детям младше двух лет нельзя смотреть телевизор, поскольку их мозг еще развивается и остается уязвимым. В этом возрасте у детей развиваются эмоциональные и социальные навыки, поэтому родители должны общаться с ними, заботиться об их эмоциональных потребностях, учить их читать, писать и рисовать.
В этом возрасте развивается познавательная сфера ребенка, поэтому лучше всего держать телевизор подальше от детей до двух лет.
В просмотре телепрограмм важно соблюдать меру. Убедитесь, что ребенок смотрит качественные программы и продуктивно проводит свое свободное время – так вы обеспечите его правильное развитие. Просмотр телепередач – это часть ежедневной жизни и, если подойти к нему правильно, это может пойти ребенку на пользу.