что собой представляет контраварийная подготовка контраварийное вождение
Экстремальное вождение или контраварийная подготовка? В чем разница?
Экстремальное вождение – модное сегодня сочетание слов, и соответствующие курсы вождения пользуются большой популярностью. Но наш опыт обучения водителей показывает, что не всем водителям нужно именно экстремальное вождение и что у людей произошла подмена понятий. Часто бывает, человек хочет научиться контраварийным приемам вождения в экстремальных ситуациях и называет это экстремальным вождением, что не совсем так. А бывает, водители интересуются именно экстремальным вождением, в прямом смысле, но в процессе обсуждения учебной программы выясняется, что нужно-то как раз не это. Так что я решил mettre les points sur les i (расставить точки над «i»), написать о разных видах курсов и водительских навыков и объяснить разницу между курсами экстремального вождения, контраварийной подготовкой, курсами безопасного вождения и безаварийным вождением.
Курсы экстремального вождения
В чем суть?
Популярная тема как среди водителей, так и среди моих коллег, обучающих опытных водителей. Что это такое? Я бы это назвал «квази-спорт». Это курсы, где водители учатся приемам гонщиков-раллистов или близким к ним. Их объединяет следующее:
— разворот «с ручником»
— разворот и повороты с помощью ритмического заноса
Отсутствие практической пользы
Конечно, это интересные курсы, дают адреналин, драйв, открывают новые возможности автомобиля и водителя. Но главный подводный камень этих курсов в том, что изученные приемы экстремального вождения неприменимы на дорогах общего пользования.
Ну, представьте, вы едете по Садовому кольцу, из офиса домой или везете ребенка в школу. Вы будете отключать систему стабилизации? Очень сомневаюсь. Вам надо развернуться – вы будете дергать «ручник»? Вам надо повернуть на светофоре направо – вы пройдете поворот в управляемом заносе? А главное, как вам все это поможет при возникновении аварийной ситуации? Скажем, на дорогу выбежал пешеход – вы будете делать полицейский разворот? Или вы тут же отключите на вашей BMW систему стабилизации и добавите газу, чтобы объехать человека в заносе? Если хотя бы на один вопрос вы ответили утвердительно, напишите мне об этом на e-mail, мне бы очень хотелось посмотреть на это вживую :)))
Повышение аварийности
То есть водитель прошел курсы экстремального вождения, научился супер-приемам управления автомобилем, но по факту остался безоружным перед реальными критическими ситуациями на дороге. Выходит, курсы экстремального вождения не имеют практической применимости и ценности. Но водитель же чему-то научился! Он же лучше почувствовал машину! Он же поднялся на новую ступень водительского мастерства! Да, но вопрос: к чему же это приводит? А приводит это к повышению самооценки водителя, появлению самоуверенности и изменению манеры вождения в сторону большего риска и увеличению числа аварийных ситуаций. Что, кстати, уже давно подтверждено специальными исследованиями в Европе.
Итак сделаем промежуточные выводы. Курсы экстремального вождения повышают уровень водительского мастерства, но не имеют практического применения на дорогах общего пользования и часто приводят к повышению самооценки водителя и уровню его аварийности.
Зачем нужны курсы экстремального вождения?
Нужны ли такие курсы вообще? Да, нужны — почему бы и нет? — людям нравится! Все эти нетрадиционные приемы вождения интересны и реально повышают чувство машины и уровень водительского мастерства. В нашей школе есть такие курсы: «Искусство дрифта» (для заднего и полного приводов) и «Секреты управляемого заноса» (для переднего привода). Есть еще курс «Вождение по гоночной трассе«, где отрабатывается гоночная техника пилотирования и движение автомобиля на пределе сцепления шин с дорогой. Чем не экстремальное вождение? Только, по нашему мнению, подготовка водителей должна не начинаться с этих курсов, а заканчиваться ими. И уж точно эти программы не должны быть единственными в цикле обучения. А что же еще должно быть в программе? Читайте дальше!
Контраварийная подготовка
В чем суть?
Прежде чем переходить к курсам экстремального вождения или к так называемым курсам высшего водительского мастерства, нужно получить базу и пройти курсы контраварийной подготовки. На которых как раз можно научиться приемам предотвращения критических ситуаций и выхода из них, если вы все ж таки в них попали. То есть контраварийное вождение – управление автомобилем в критических ситуациях, часто встречающихся на дорогах общего пользования.
Особенности этих курсов в том, что… в общем, прочитайте еще раз особенности курсов экстремального вождения – там все с точностью до наоборот 🙂 А именно туда входит:
— отключения электронных систем
— использования ручного тормоза
— вождения в управляемом заносе
— разворота на 180 и 360 градусов с помощью ручного тормоза или ритмического заноса
Практическая польза
Как видите, содержание правильной контраварийной подготовки максимально привязано к реальному городскому вождению. Соответственно, все контраварийные приемы применимы на дорогах общего пользования, а сами курсы контраварийной подготовки дают водителям ощутимые выгоды и повышают безопасность вождения.
Что касается самооценки водителей после прохождения контраварийной подготовки, то по нашему опыту, она не повышается и становится более адекватной. Водители глубже понимают степень опасности автомобиля и необходимость высочайшего уровня водительского мастерства для полного контроля машины и дорожной ситуации. В итоге они начинают ездить спокойнее, медленнее, осторожнее и не злоупотребляют своими возможностями.
Отделяйте мух от котлет
Почему я употребил выражение «правильная контраварийная подготовка»? Потому что бывает и не совсем правильная. Часто мои уважаемые коллеги из других школ выдают за контраварийную подготовку курсы экстремального вождения. Не хочу никого критиковать и склонять вас к обучению в нашей школе, скажу только, что вы можете сами определить, какие именно курсы вам предлагают. Еще раз прочитайте особенности курсов экстремального вождения и контраварийной подготовки и узнайте, что именно входит в программу того курса, который вы планируете пройти. Есть там полицейский разворот? Отключаются ли системы стабилизации? Дергают ли водители «ручник» на занятиях? Если хотя бы один ответ «да», значит это попахивает экстремальщиной. А если все ответы положительные, то это точно не контраварийная подготовка, а курсы экстремального вождения, что бы вам ни говорили менеджеры по продажам или инструкторы этих школ.
И тут уже только вам решать, надо ли идти на этот курс и что вы вообще хотите получить от обучения. Если вы хотите научиться делать полицейский разворот, идите и учитесь, пусть эти курсы и преподносятся вам как контраварийные. Но если стоит задача повысить свой уровень безопасности вождения и быть вооруженным перед реальными дорожными ситуациями, то вам точно не туда.
А вообще, скажу, что в Европе на курсах контраварийной подготовки уже давно никто не дергает «ручник» и не занимается всеми остальными экстремальными мульками. Там люди не развлекаются, а повышают безопасность дорожного движения. И если кому-то нужно освоить раллийные приемы вождения, то для этого есть специальные курсы, но к дорожной езде это никакого отношения не имеет.
Помните, что при прохождении любых подобных курсов на собственной машине на автодроме не действует ни страховой полис ОСАГО, ни полис ДСАГО, ни полис КАСКО. Поэтому все риски возможного ДТП ложатся на вас, так что будьте особенно осторожны и внимательны! Либо проходите курсы на машине школы.
Что в итоге?
Курсы экстремального вождения дадут вам навыки нетрадиционного управления автомобилем, использующиеся в ралли. Приемы не имеют применения на дорогах общего пользования, часто повышают самооценку водителей, что приводит к повышению аварийности.
Контраварийная подготовка даст вам навыки предотвращения аварийных ситуаций, которые могут произойти на дороге общего пользования в реальном дорожном движении. Кроме того, в результате водители глубже осознают степень опасности вождения автомобиля и становятся более адекватны в самооценке и более ответственны и осторожны за рулем.
В следующей статье я напишу о безопасном вождении и безаварийном вождении.
Что такое контраварийная подготовка водителей и всем ли она нужна?
Избежать столкновения
Чрезвычайные ситуации подстерегают водителя на дороге постоянно: одно неверное движение, поворот руля, секундная паника — и последствия могут стать фатальными. Как научиться избегать неприятностей? В автошколе этому не учат: сдал экзамены, получил права — дальше крути баранку как сам сообразишь. Тем не менее многие водители, которые сознательно подходят к поведению на дороге, всерьез озабочены тем, как снизить вероятность ДТП до минимума. И отправляются на курсы контраварийной подготовки. Почему так важно знать свою машину от и до, помог разобраться многократный чемпион Беларуси по ралли, руководитель “Центра контраварийной подготовки” Сергей Овчинников.
Фото Владимира Шлапака
— Большинство водителей не понимают возможностей своего автомобиля, где его границы управления, — рассказывает эксперт. — Используют только 20—30% возможностей машины. Не знают, какая скорость опасна, каков тормозной путь и ориентируются в основном не на собственные знания о своем автомобиле, а на электронную систему. Уроки контраварийной езды, или “пограничное вождение”, в Северной Европе — часть программы в автошколе: человек должен понимать, где нужно ехать медленнее, когда автомобиль может потерять управляемость и так далее.
Кстати, часто в аварии попадают не новички и даже не лихачи, а как раз водители с приличным стажем: полагаются на опыт, теряют бдительность, переоценивают возможность своих реакций.
— Поэтому на курсы люди приезжают на личных машинах. Они должны разобраться именно с поведением своего транспортного средства, — подчеркивает Сергей. — Отработав навыки выхода из экстремальных ситуаций на полигоне, понимают, что на дороге места намного меньше. Поэтому в реальных ситуациях начинают ездить намного медленнее.
Контраварийному вождению учат как начинающих водителей, так и с большим стажем. Навыки формируются в двух направлениях. Первое — прогнозирование ситуации, ее моделирование и техники ее предупреждения. Например, дорога заледенела, а сверху выпал снежок: водитель легко может перебрать со скоростью и машина вылетит с трассы. А можно заранее себя обезопасить и, видя такой участок, замедлить движение. Также обучаются прогнозировать поведение других участников движения.
Второе — формирование автоматических навыков вождения, которые помогут выйти из экстремальной ситуации, если она возникла. У водителя должны сформироваться четкие схемы действий, которые он тут же сможет применить.
Контраварийное вождение: 10 полезных уроков
Чувствуете, что способны за рулем на большее, но негде реализовать свой драйверский потенциал? Не на дорогах же общего пользования этим заниматься. Правильно, куда безопаснее для вас и окружающих тренироваться на закрытой площадке. А еще полезнее, если свои навыки вы будете отрабатывать под присмотром профессионального инструктора.
Полноценная контраварийная подготовка — удовольствие не из дешевых. Однако все полученные навыки и уроки не только обязательно придут вам на помощь в экстренных ситуациях, но и помогут получать большее удовольствие и комфорт при езде.
Грамотный инструктор по контраварийного подготовке — универсальный педагог. Кроме непосредственной тренировки навыков управления автомобилем он заставит вспомнить законы физики, элементы физиологии человека и проведет психотерапию. Да, ученику придется напрягать извилины, переступать через самые естественные и укоренившиеся психологические барьеры, но вся эта работа позволит ему совершенно по-другому воспринимать банальное перемещение на машине из пункта А в пункт Б.
Фэн шуй
Физиология человека очень важна в деле управления машиной. Первым делом инструктор заставит ученика правильно усесться в водительском кресле. Практически вертикальное положение туловища и малое расстояние до руля — такова гоночная посадка. Однако на поверку в этом нет ничего спартанского.
№1. Вестибулярный аппарат человека работает идеально именно при вертикальном положении туловища. Благодаря этому водитель может своевременно ощутить начало потери стабильного движения автомобиля (зародыши сноса из заноса). Обратная сторона медали — к примеру, у меня проблемы со спиной и она болела около недели, привыкая к своему новому положению. Зато после тренинга спина заметно реже устает и беспокоит. Даже поездка на автомобиле с откровенно неудобными сиденьями уже не доставляет столько дискомфорта, как прежде.
№2. Близкое положение к рулю — залог максимальной быстроты его вращения. Это крайне важно при экстренных маневрах, существуют даже нормативы для водителей-профессионалов специальных служб: за определенное время нужно успеть повернуть баранку от упора до упора определенное число раз. Даже с правильной посадкой придется потренироваться ради хорошего результата, а если сесть неправильно, в норматив точно не уложиться.
№3. Только при правильном положении рук на руле можно точно прокладывать траектории движения, будь то поворот или экстренный объезд препятствия. При этом водитель хорошо чувствует сцепление передних колес с дорожным покрытием. Такую обратную связь важно не терять, когда приходится поворачивать руль на большие углы. В этом случае, перехватывая руль, важно сохранить правильное положение рук.
С неправильной посадкой за рулем чувство автомобиля притупляется, а действия водителя станут недостаточно точны. Это хорошо видно, к примеру, при скоростном проезде змейки на площадке. Но, как только инструктор донесет до ученика суть проблемы и посадит его правильно, результат сразу же улучшится.
№4. Дополнительно улучшить качество маневров водителя поможет использование площадки под левую ногу. В свое время для меня это стало откровением. При резких маневрах, особенно с сиденьями без ярко выраженной боковой поддержки и с обычными трехточечными ремнями, водитель незаметно для себя начинает держаться за руль. Соответственно, качество работы с рулем сильно падает. Однако стоит упереться левой ногой в площадку, и ту же змейку можно проезжать на гораздо большей скорости.
Синдром
Психология человека очень коварна. Несколько, казалось бы, естественных и логичных инстинктов самосохранения частенько приводят к плачевным результатам. К примеру, важно даже то, куда именно устремлен взгляд водителя.
№5. Какими бы навыками ни обладал водитель, он всегда приедет туда, куда смотрит. Ни в коем случае нельзя фокусироваться на препятствии при его объезде. Загадочным образом этот психологический нюанс заставляет совершать любые действия, кроме правильных. Именно поэтому даже на просторной снежной площадке всегда можно приехать в единственный столб, целенаправленно тренируясь или просто получая удовольствие от езды боком!
№6. Наверное, самый опасный психологический рефлекс — экстренно тормозить до последнего. Максимально погасить скорость, безусловно, важно. Однако также необходимо уметь отпускать тормоз, чтобы торможение не помешало правильно осуществить маневр. Этот нюанс не потерял своей актуальности даже с приходом систем курсовой устойчивости и простейшей антиблокировочной системы тормозов ABS.
При резком торможении на автомобиле, который обделен даже простейшим электронным помощником ABS, велик риск блокировки передних колес. В этом случае бесполезно крутить руль — машина продолжит движение по прямой. ABS и система курсовой устойчивости сохраняют возможность управления автомобилем в различных условиях, но не отменяют законов физики. На передние колеса постоянно действуют продольные силы (ускорение и замедление) и поперечные (поворот). Их взаимодействие характеризует окружность Камма. К примеру, заблокированное при торможении колесо (излишняя продольная сила) уже неспособно передавать никакого поворотного усилия (поперечная сила). Поэтому даже при вмешательстве ABS нажатая в пол педаль тормоза сильно увеличивает радиус поворота. И напротив, никакие помощники не заставят автомобиль вписаться в поворот, когда скорость движения машины слишком высока.
Сложные для восприятия законы физики до ученика лучше всего доносит упражнение «переставка». Оно повторяет известный «лосиный тест», но предусматривает интенсивное торможение перед объездом препятствия. Инструктор расставляет конусы таким образом, что вписаться в искусственные рамки очень сложно. Действовать нужно точно. Если не отпустить педаль тормоза перед поворотом руля, даже при наличии электронных помощников автомобиль пойдет по более широкой дуге и снесет пару пластиковых ограничителей.
Кроме демонстрации закона окружности Камма, «переставка» также наглядно показывает влияние перераспределения массы автомобиля. При торможении ее значительная часть переносится на переднюю ось, и машина клюет носом. Одновременно с этим существенно повышается и сцепление передних колес за счет их более сильного прижатия к дороге. Если отпустить педаль тормоза одновременно с началом поворота руля, то можно добиться малого радиуса дуги, по которой пойдет автомобиль, и вписаться в узкий коридор из конусов. В этот момент совпадает несколько удачных факторов. При отпускании тормоза уменьшается продольная сила, действующая на колесо, также какое-то время передняя ось машины остается загруженной и сохраняется повышенное сцепление шин с дорогой. Поворот руля в этот момент обеспечит максимальное поворачивающие усилие.
Рефлексы
№7. Переступить через себя и в экстренной ситуации нажать газ — тоже очень важный психологический момент. Лично у меня на взлом этого рефлекса ушло больше всего времени. Для простоты возьмем пример с переднеприводным автомобилем. При возникновении неожиданного заноса в повороте, когда задняя ось начинает обгонять переднюю, поворачиваем руль в сторону заноса с добавлением газа, и машина стабилизируется. Тут главное не словить так называемый хлыст. Если вовремя не поставить руль прямо, то машину в итоге занесет еще сильнее, но в другую сторону. Инструктор обязательно продемонстрирует ученику и этот крайне важный момент.
№8. Классическая траектория позволяет проходить повороты с большей скоростью. Не стоит относиться к этому моменту пренебрежительно. Она помогает не только в гонках, но и в обычной жизни. Всегда есть масса факторов, когда скорость перед поворотом оказывается слишком большой: невнимательность водителя; отсутствие знака о крутом изгибе дороги; сложные погодные условия. Зачастую ширина полосы (до 3,75 м) позволяет сделать траекторию маневра более пологой — от внешнего радиуса поворота к внутреннему. Это можно легко натренировать при повседневной езде, не досаждая другим участникам движения.
№9. Если водитель научится специально провоцировать занос и поймет природу его возникновения, то впоследствии он попросту не допустит случайного заноса. Это как освоить велосипед — потом уже не разучишься. Проще всего занос провоцируется (за исключением ручного тормоза) простым сочетанием маневров: поворот руля при отпускании газа. Это является продолжением темы с перераспределением массы автомобиля и окружностью Камма. Чаще всего такой «маневр» можно наблюдать зимой в затяжных поворотах в исполнении неопытных водителей. По какой-то причине человек резковато отпускает дружественный газ, передняя ось автомобиля дополнительно нагружается, повернутые колеса обретают дополнительное сцепление — и автомобиль уходит в занос. Инструктор не только научит делать это специально, но и покажет, как правильно погасить занос или, наоборот, поддержать его, когда это необходимо. С таким багажом знаний и практики водитель уже не будет совершать опасных действий на дорогах общего пользования.
№10. Знание законов физики придет на помощь, даже когда во время поворота автомобиль продолжает двигаться по прямой. То есть вы переборщили со скоростью на входе. Дополнительно нагружать повернутые колеса торможением уже бесполезно. Естественно, в некоторых случаях можно довернуть заднюю ось ручным тормозом, чтобы вписаться в поворот. Но это слишком опасный прием. Куда безопаснее многократный кратковременный возврат руля в положение прямо и повторный поворот. Придется вновь ломать психологический барьер. При возвращении руля в положение прямо потерявшие сцепление с полотном передние колеса вновь его обретают. Повторный поворот руля, если сделать это плавнее, позволяет лучше реализовать поворотное усилие. Многократное повторение маневра частенько спасает ситуацию и помогает все же вписаться в дугу поворота.
Все полученные навыки рано или поздно помогают в реальной жизни. На моем опыте это была летняя «переставка» на обочину, когда не рассчитал скорость, дистанцию, погодные условия и чуть не догнал дорогущий седан. В период межсезонья полученный опыт помог вписаться в слепой крутой поворот и не вылететь на встречку под грузовик. Скорость была вроде бы нормальной, и знак опасного поворота я тоже видел, но никак не мог предположить, что доблестные дорожники разлили в этом месте воду, которая подмерзла ночью. Классическая траектория и отпускание педали тормоза перед маневром помогли выйти из ситуации без потерь.
Курсы контраварийного вождения очень обширны и имеют массу упражнений. Поэтому очень важно посетить их как летом, так и зимой. К примеру, упражнения с заносом проще проводить зимой — так они лучше воспринимаются учеником. А оттачивание «переставки» больше подходит для лета.
Вот лишь некоторые столичные школы контраварийной подготовки:
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
Контраварийная подготовка приводит к повышению аварийности на дорогах?
Всем привет! В этой статье хочу разобраться в вопросах: а нужна ли контраварийная подготовка обычному водителю? Действительно ли она приводит к повышению безопасности управления автомобилем? Или наоборот, водители в результате совершают больше аварий?
На эти темы было, есть и, похоже, будет много споров. Есть мнение, что контраварийная подготовка, или, как это сегодня часто называют, курсы экстремального вождения автомобиля, скорее зло, чем добро. Якобы после них самооценка водителя повышается куда больше, чем реальный уровень водительского мастерства. Об этом говорят уже не один год и не только в нашей стране. Что ж, давайте разбираться.
Исследователи против
Недавно мне попалась на глаза цитата австралийского специалиста: «Контраварийная переподготовка обычно неэффективна с точки зрения снижения рисков. Исследователи уверены, что это следствие того, что выработка более совершенных водительских навыков приводит к гораздо более рискованному вождению, поскольку водитель уверен, что теперь, когда он более подготовлен, он может ездить с более высокой скоростью» (Christie, R. «The effectiveness of driver training as a road safety measure: A review of the literature», Melburn, Australia, RACV, 2001).
Что я думаю об этом? Конечно, в этих словах есть рациональное зерно. Более того, европейцы уже много лет назад обнаружили этот негативный эффект от курсов экстремального вождения и нашли решение, но об этом ниже. И я сам через это прошел: 15 лет назад я впервые посетил курсы экстремального вождения в ЦВВМ профессора Э.С. Цыганкова и… стал попадать в аварии с завидной регулярностью :)) И именно это меня натолкнуло тогда на поиск истины!
Германия – лидер по безопасности и…по контраварийной подготовке
С одной стороны, да, критики контраварийной подготовки в чем-то правы. С другой – если бы это можно было принять за чистую монету, Германия не была бы одним из мировых лидеров в области дорожной безопасности. А ведь там построены сотни автодромов для контраварийной подготовки, и они никогда не пустуют
К завышенной самооценке приводят курсы спортивного вождения
Теперь расскажу, в чем фишка. В России термин «контраварийная подготовка» ввел, если не ошибаюсь, профессор Цыганков, еще лет 30 назад. Он же стал ее родоначальником и долгое время был монополистом, в результате в России сложился стереотип «контраварийная подготовка – Цыганков». И теперь задам ключевой вопрос: а что же входит в контраварийную подготовку профессора Цыганкова и его многих последователей? Когда учился я, туда входили по сути базовые навыки спортивного вождения, ралли. Управляемый занос, создаваемый либо пробуксовкой задних колес (дрифт), либо ручным тормозом, поворот автомобиля на различные углы в заносе, змейка в заносе, езда по кругу в заносе, полицейский разворот, разворот передом на 180 градусов, ритмический занос, вращение автомобиля и другие интересные мульки. Естественно, научившись все это делать даже на базовом уровне, начинаешь себя чувствовать… ну если не Шумахером, то Вальтером Рёрлем точно :)) То есть, после всего этого самооценка выросла больше, чем реальный уровень водительского мастерства. И в итоге все это привело к повышенному риску на дороге и к регулярным, хотя и мелким ДТП. Проверено на себе!))
Аналогичные курсы проводились и в Европе, и еще раньше, чем у нас. В частности, я слышал про финский опыт, который закончился тем же: водители, прошедшие курсы контраварийной (а по сути – спортивной) подготовки, стали чаще попадать в аварии. На этом программу прикрыли, посчитав ее неэффективной.
Контраварийная подготовка – это НЕ спортивное вождение
Теперь, что сделали немцы, австрийцы (во главе с Францем Вурцем, который, кстати, 3-кратный чемпион Европы по ралли) и некоторые другие страны. Они поняли тупиковость этого пути и убрали из курсов повышения водительского мастерства приемы откровенно спортивного вождения. Электронные системы всегда включены, никакого дрифта и прохождения поворотов в заносе уже быть не может в принципе. Никаких приемов, неприменимых на дороге тоже нет: полицейского разворота, змейки, тем более, в заносе нет. И оставили только то, что реально может пригодиться на дороге:
Вот это и есть настоящая современная контраварийная подготовка. Программа составлена так, чтобы вместо повышения самооценки возникало трезвое представление об ограниченных возможностях автомобиля и здоровый пессимизм. Такая подготовка имеет следующие задачи:
Наша Академия водительского мастерства работает по этим же технологиям, и наши ученики по окончании говорят одну из двух фраз: «мы поняли, что ни черта не умеем, надо ездить тише» или «надо ездить на метро» )))
Самооборона и бой на поражение – разные дисциплины
Споры на тему контраварийной подготовки аналогичны спорам на тему занятий школьниками восточными единоборствами или вообще боевыми искусствами. Одни считают, что это мужское воспитание, развитие силы воли, дисциплины, что это учит мужчину постоять за себя в опасной ситуации и прививает чувство ответственности за свои действия. И я с этим согласен. А другие (как было модно говорить в СССР) говорят, типа, каратэ – подготовка убийц, надо это запретить. И та, и другая точки зрения, по своему, правильны, но все зависит от того, как и чему учить людей. Одно дело, секция джиу-джитсу при спортивном клубе ДОСААФ, а другое дело – подготовка спецназа ВДВ. И то, и другое – боевые искусства. И что теперь, если спецназовец может снять часового, руками сломав ему шею, надо запретить детям изучать джиу-джитсу? ))) Это разные дисциплины, нужно четко понимать, что представляет каждая из них, и не путать одно с другим.
Кстати, на сайте одной из московских школ рукопашного боя я нашел очень простую и наглядную диаграмму, которая демонстрирует разницу между этими дисциплинами:
Видно, что вещи совсем разные, хотя частично пересекаются. В случае с контраварийной подготовкой ровно та же история.
Контраварийная подготовка и спортивное вождение – разные дисциплины
В итоге, европейцы отделили мух от котлет создали из автодромных курсов повышения водительского мастерства два разных курса: дорожный курс и спортивный курс. Дорожные курсы – это и есть контраварийная подготовка (они это называют Road Safety Training), а набор фишек, мулек и финтов – это псевдоспортивное вождение (Race Training, Drift Training и т.д.) – которые в России сегодня именуют экстремальным вождением. И в Европе всем все давно понятно. А в России до сих пор путаница и подмена понятий. Большинство школ проводит спортивное вождение и выдает это за контраварийную подготовку.
Да, а почему я выше употребил термин «псевдоспортивное» вождение? Потому что все изучаемые экстремальные финты к реальному автоспорту имеют отдаленное отношение. Как на диаграмме дисциплин рукопашного боя – чуть пересекаются, но совсем не одно и то же. И чтобы водителям было проще проводить аналогии, я нарисовал похожую картинку по нашим, водительским дисциплинам:
Итоги
Что же мы имеем в сухом остатке?
1. Любые курсы, тренинги, семинары, лекции, консультации, занятия для водителей можно назвать общим термином «повышение квалификации водителя» или «повышение водительского мастерства».
2. Дисциплин в повышении водительского мастерства много, формы обучения тоже бывают разные: за компьютером, в аудитории, в автомобиле на улице, в автомобиле на автодроме.
3. Автодромная подготовка делится на два разных типа:
4. Спортивные курсы, проводимые для неподготовленного (как по навыкам, так и психологически) водителя, часто приводят к повышению самооценки, риска и аварийности.
5. Дорожные курсы приводят к трезвой оценке ограниченных возможностей автомобиля и водителя, большей осознанности и осторожности за рулем. В Германии эти курсы добровольно проходит большинство водителей, а в Австрии они вообще обязательны для всех.
Друзья, надеюсь, я все понятно и справедливо описал. Будут вопросы, комментарии – пишите, я всегда рад конструктивному общению! Что ж, давайте учиться отделять мух от котлет и…удачи вам на дорогах!