что составляет существо политического прогресса

34. Политический прогресс и его критерии

Политическим прогрессом называется направленность развития политических отношений по линии их совершенствования, нарастания полноты отражения в политической системе разнообразных социальных интересов, в большей степени учета человеческого разнообразия и свободы.

Критериями политического прогресса выступают следующие параметры существования политических систем:

1) Степень структурной дифференциации политических отношений, разнообразие функций.

О том, насколько высока степень развития политических отношений, свидетельствует в первую очередь наличие в обществе разделения исполнительной, законодательной и судебной властей. В то же время сосредоточение этих властей в одном органе или человеке является признаком примитивизации политических отношений, происходящей в силу тех или иных причин.

2) Характер стимулов политической деятельности.

В ходе политического прогресса как неуклонного движения вперед происходит переход от внешних к внутренним стимулам, движение от предписаний к вовлеченности, рост значения в регуляции политического поведения людей внутренней сознательной мотивации инициативы субъекта политического действия.

3) Наличие в рамках определенной системы политических отношений специального компонента или органа, способного к точной, критичной оценке, а не к апологетике собственного состояния.

В современном обществе эту роль выполняют общественное мнение, свободная печать, не зависимые от правительства исследовательские организации.

4) Нарастание роли знания, рационализации в осуществлении политических функций, в планировании и управлении в сфере политики, постепенное освобождение политического сознания от давления мифологических представлений, мистической символики, выход политики из подчинения религиозному истолкованию действительности.

Критерии политического прогресса не изолированы друг от друга, их необходимо использовать во взаимосвязи с учетом того, что каждый отражает лишь определенный аспект политического прогресса. Рассматривать, прогрессивен или регрессивен ход политического развития общества, необходимо, учитывая все критерии прогресса.

Источник

Политический прогресс и его критерии

Политическим прогрессом называется совершенствование политических от­ношений по линии нарастания полноты отражения в них разнообразных социальных интересов, в бо́льшей степени учёта человечес­кого разнообразия и свободы.

Критериями политического прогресса выступают:

1) Степень структурной дифференци­ации политических отношений, разнообразие их функций.

0 том, насколько высока степень развития политических отношений, свидетельствует в первую очередь наличие в обществе разделения исполнительной, законодательной и судебной властей. В то же время сосредоточение этих властей в одном государственном органе или в руках одного человека является признаком примитивности политических отношений.

2) Характер стимулов политической деятельности.

В ходе политического прогресса как неуклонного движения вперёд происходит переход от внешних к внутренним стимулам, движение от предписаний к вовлечённости, рост значения в регуляции политического поведения людей внутренней сознатель­ной мотивации инициативы субъекта поли­тического действия.

3) Наличие в систе­ме политических отношений специального компонента или органа, способного к точ­ной, критичной оценке, а не к апологетике собственного состояния.

В современном обществе эту роль выпол­няют общественное мнение, свободная пе­чать, не зависимые от правительства иссле­довательские организации.

4) Нарастание роли знания, рационали­зации в осуществлении политических функ­ций, в планировании и управлении в сфере политики, постепенное освобождение поли­тического сознания от давления мифологичес­ких представлений, мистической символики, выход политики из подчинения религиозному истолкованию действительности.

Критерии политического прогресса взаимосвязаны; каждый отражает определённый аспект политического прогресса. При оценке политического развития общества, необходимо учитывать все критерии прогресса.

3. Соотношение экономики, политики и права

В жизни общественного организма важнейшими составляю­щими являются: экономика, политика и право.

Экономикой называют совокупность про­изводственных отношений, соответствующих данной ступени развития про­изводительных сил, т.е. способ производства в конкретном обществе.

Политикой называют систему отношений между людьми, которые возникают по пово­ду организации и использования государ­ственной власти в обществе.

Правом называют систему общеобязатель­ных, формально определённых юридических норм, выражающих общественную, классовую волю (конкретные интересы общества, клас­сов, религии, нации и т. п.), устанавливаемых и обеспечиваемых государством и направлен­ных на урегулирование общественных отно­шений.

В вопросе, какая из составляющих являет­ся важнейшей, мнения учёных расходятся. Существуют две принципиальные точки зрения в рассмотрении соотношения этих понятий.

Одни учёные считают, что среди этих по­нятий нельзя выделить приоритетное. Оди­наково важны как экономика, так и политика, и право. По этому мнению, первичными фак­торами развития и функционирования обще­ственных отношений (в том числе производ­ственных, политических, правовых) выступа­ют интересы людей. (Далее маленькая фальсификация – интересы-то людей разные, в т.ч. и в первую очередь, экономические, а нам предлагают сосредоточиться только на юридических и политических, не обращая внимания на фундаментальную причину всех революций, в т.ч., и буржуазных – экономическую.) [Сытый на баррикады не пойдёт; все революции делались руками голодных.]

В этой ситуации можно говорить о при­оритете права перед экономикой (в эпоху буржуазных революций в Западной Европе сначала принимались законы, а потом на их базе формировались новые экономические отношения. А зачем же брали Бастилию и рубили королю голову?). Однако имеют место случаи, ког­да интересы сначала претворяются в новые производственные отношения, а затем за­крепляются в праве. В этой ситуации можно говорить о приоритете экономики над пра­вом. Политика в данном контексте выступа­ет посредником между данными явления­ми и соответственно понятиями.

По второй точке зрения, экономика опре­деляет политику и право. Политика и пра­во являются надстроечными категориями и зависят от базиса (способа производства). Политика и право, опираясь на экономику, могут оказывать и обратное воздействие на нее, либо стимулируя, либо сдерживая раз­витие производственных отношений. Поли­тика тоже выступает в виде посредника между экономикой и правом.

Тема: Власть как важнейший элемент

Социальных отношений.

1. Теория власти и властных отношений.

2. Сущность и особенности политической

3. Природа и функции политической власти.

4. Механизм осуществления политической власти.

5. Типы истолкования власти.

6. Структура власти как политологического понятия.

7. Легитимность политической власти и её типы.

а) Типы политического господства по М. Веберу

б) Уровни легитимности власти.

Литература:

Основная

Василенко И.А. Политология. Учебник для бакалавров. – 3-е изд. – М.: Юрайт, 2016.

Кравченко А.И. Политология: Учебник – М.: Проспект, 2016.

Перевалов В.Д. Политология Учебник – М.,Норма, 2014.

Политология: Учебник. / Под ред. М.А. Василика – М.: Юристъ, 2014. Гриф МО РФ.

Дополнительная

Ашин Г.К., Кравченко С.А., Лозанский Э.Д. Социология политики. Сравнительный анализ российских и американских политических реалий. – М.: Экзамен, 2007.

Ашин Г.К., Переделкова А.В. и др. Основы политической элитологии.- 2-е изд. – М.: Приор, 2009.

Иванов И.С. Внешняя политика России и мира. – М.: Россиэн, 2008.

Мелешкина Е.Ю. Политический процесс: основные аспекты и способы анализа. – М.: ИНФРА, 2007.

что составляет существо политического прогресса. Смотреть фото что составляет существо политического прогресса. Смотреть картинку что составляет существо политического прогресса. Картинка про что составляет существо политического прогресса. Фото что составляет существо политического прогресса

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).

что составляет существо политического прогресса. Смотреть фото что составляет существо политического прогресса. Смотреть картинку что составляет существо политического прогресса. Картинка про что составляет существо политического прогресса. Фото что составляет существо политического прогресса

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.

что составляет существо политического прогресса. Смотреть фото что составляет существо политического прогресса. Смотреть картинку что составляет существо политического прогресса. Картинка про что составляет существо политического прогресса. Фото что составляет существо политического прогресса

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.

что составляет существо политического прогресса. Смотреть фото что составляет существо политического прогресса. Смотреть картинку что составляет существо политического прогресса. Картинка про что составляет существо политического прогресса. Фото что составляет существо политического прогресса

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.

Источник

Политический прогресс и его критерии

Цели и средства в политике

Политика является целенаправленной деятельностью, которая пользуется для достижения намеченных целей соответствующими средствами.

Целью в политике называют идеальный, желательный результат, ради которого и осуществляется политическая деятельность.

Цели политики можно классифицировать по общим, родовым, признакам:

1) по их значению: общие (достижение всеобщего равенства, благополучия и т. п.) и частные (формирование правительства народного доверия);

2) по содержанию политики: социальные, экономические, идеологические, экологические, политико‑юридические и др.;

3) по очередности: ближайшие, промежуточные, более отдаленные, конечные (для конкретного политического процесса);

4) по сферам политической деятельности: внутренние (внутригосударственные) и внешние (международные) и т. п.

Средствами в политике называют инструмент достижения целей, превращения идеальных стремлений в реальные действия и результаты.

В политической жизни используются такие средства, как забастовки, пропагандистские кампании, вооруженные действия, популистские обещания, критика политических оппонентов, запугивание людей, митинги, демонстрации, выборы, референдумы, этические и правовые нормы, традиции и т. д.

Цели могут быть жесткими (крайними), нацеленными на быстрое, без задержки на промежуточных этапах, получение желаемого результата, и мягкими (умеренными), использование которых дает множество промежуточных результатов, требует большего времени и не порождает столь острых конфликтов, как первый тип средств.

Цели и средства взаимозависимы, и между ними происходит взаимодействие: цель предопределяет используемые средства, но и средства, влияя на достигнутый результат, определяют реалистичность или утопичность цели, корректируют ее основные параметры, вплоть до отказа от недостижимых идеалов.

Умение соизмерять цели и средства, использовать в оптимальном варианте те или иные средства для достижения конкретных целей – в этом и заключается искусство политики.

И хотя Макиавелли говорил, что цель оправдывает средства, для реализации политических целей приемлемы далеко не любые средства: от целей, достигнуть которых можно только с помощью антигуманных действий, политику следует отказаться.

Политическим прогрессом называется направленность развития политических отношений по линии их совершенствования, нарастания полноты отражения в политической системе разнообразных социальных интересов, в большей степени учета человеческого разнообразия и свободы.

Критериями политического прогресса выступают следующие параметры существования политических систем:

1) Степень структурной дифференциации политических отношений, разнообразие функций.

О том, насколько высока степень развития политических отношений, свидетельствует в первую очередь наличие в обществе разделения исполнительной, законодательной и судебной властей. В то же время сосредоточение этих властей в одном органе или человеке является признаком примитивизации политических отношений, происходящей в силу тех или иных причин.

2) Характер стимулов политической деятельности.

В ходе политического прогресса как неуклонного движения вперед происходит переход от внешних к внутренним стимулам, движение от предписаний к вовлеченности, рост значения в регуляции политического поведения людей внутренней сознательной мотивации инициативы субъекта политического действия.

3) Наличие в рамках определенной системы политических отношений специального компонента или органа, способного к точной, критичной оценке, а не к апологетике собственного состояния.

В современном обществе эту роль выполняют общественное мнение, свободная печать, не зависимые от правительства исследовательские организации.

4) Нарастание роли знания, рационализации в осуществлении политических функций, в планировании и управлении в сфере политики, постепенное освобождение политического сознания от давления мифологических представлений, мистической символики, выход политики из подчинения религиозному истолкованию действительности.

Критерии политического прогресса не изолированы друг от друга, их необходимо использовать во взаимосвязи с учетом того, что каждый отражает лишь определенный аспект политического прогресса. Рассматривать, прогрессивен или регрессивен ход политического развития общества, необходимо, учитывая все критерии прогресса.

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Источник

Политический прогресс и его критерии

19. Политический прогресс и его критерии

Политический прогресс — это направленность развития политических отношений по линии их совершенствования, нарастания полноты отражения в политической системе разнообразных социальных

интересов, в большей степени учета человеческого разнообразия и свободы.

В качестве критериев политического прогресса выделяют следующие параметры существования политических систем:

— степень структурной дифференциации политических отношений, разнообразие функций. О достаточно высокой степени их развития свидетельствует, например, наличие в обществе разделения исполнительной, законодательной и судебной властей. И, наоборот, их сосредоточение в одном органе или человеке — верный признак примитивизации политических отношений, наступающей в силу тех или иных причин;

— характер стимулов политической деятельности: в ходе политического прогресса происходит переход от внешних к внутренним стимулам, движение от предписаний к вовлеченности, рост значения в регуляции политического поведения людей внутренней сознательной мотивации инициативы субъекта политического действия;

— наличие в рамках определенной системы политических отношений специального компонента или органа, способного к точной, критичной оценке, а не апологетике собственного состояния. Эту роль выполняет прежде всего общественное мнение, свободная печать, независимые от правительства исследовательские организации;

— нарастание роли знания, рационализации в осуществлении политических функций, в планировании и управлении в сфере политики, постепенное освобождение политического сознания от давления мифологических представлений, мистической символики, выход политики из подчинения религиозному истолкованию действительности.

Эти критерии политического прогресса не изолированы друг от друга, их необходимо использовать во взаимосвязи с учетом того, что каждый отражает лишь определенный аспект политического прогресса, но не весь его в целом.

Демидов А.И., Федосеев А.А. Основы политологии. М., 1995. Гл. 4. § 4.

Ильин В.В., Панарин АС., Ахиезер А.С. Реформы и контрреформы в России. М., 1996.

Ковалев А.М. Многомерность общественного процесса и политики // Вестник МГУ. Сер. Политические науки. 1996. № 1.

Мальцев В.А. Основы политологии. М., 1997. Гл. 13. § 3.

Мельник В.А. Политология. Минск, 1996. С. 282—297.

Политология: Курс лекций / Под ред. М.Н. Марченко. М., 1997. С.354—368.

20. Соотношение экономики, политики и права

Экономика — это совокупность производственных отношений, соответствующих данной ступени развития социальных производительных сил, способ производства конкретного общества.

Политика — это система отношений между людьми, которые возникают по поводу организации и использования государственной власти в обществе.

Право — это система общеобязательных, формально определенных юридических норм, выражающих общественную, классовую волю (конкретные интересы общества, классов, религии, нации и т.п.), устанавливаемых и обеспечиваемых государством и направленных на урегулирование общественных отношений.

Существуют две принципиальные точки зрения в рассмотрении соотношения данных понятий. Одни ученые считают, что между этими понятиями нет приоритетного. Первичными факторами развития и функционирования общественных отношений (в том числе производственных, политических, правовых) выступают интересы людей. В определенных случаях интересы получают реализацию прежде всего в праве и лишь затем претворяются в другие сферы социальных связей. Здесь можно говорить о приоритете права перед экономикой (например, в эпоху буржуазных революций в Западной Европе сначала принимались законы, а потом на их базе формировались новые экономические отношения).

Но бывает и наоборот, когда интересы сначала претворяются в новые производственные отношения, а затем закрепляются в праве. Здесь уже можно говорить о приоритете экономики над правом. Политика же выступает посредником между данными явлениями и соответственно понятиями.

Согласно второй точке зрения экономика определяет политику и право. Последние являются надстроечными категориями и зависят от базиса (способа производства). Однако эта доминирующая роль проявляется лишь в конечном счете, ибо политика и право, опираясь на экономику, могут оказывать и обратное воздействие на нее, стимулируя либо сдерживая развитие производственных отношений.

Политика здесь тоже выступает в виде посредника между экономикой и правом.

Соотношение же между политикой и правом проявляется в двух вариантах: в первом определяющим фактором выступает политика, во втором — право.

Венгеров А.Б. Теория государства и права. Ч. 2. Теория права. М., 1996. Т. 1.Тема 4.

Лившиц Р.З. Теория права. М., 1994. С. 6—8.

Мальцев В.А. Основы политологии. М., 1997. Гл. 7.

Общая теория права и государства / Под ред. В.В. Лазарева. 2-е изд. М., 1996. Тема 31.

Общая теория права / Под ред. А.С. Пиголкина. 2-е изд. М., 1995. Гл. 7.

Общая теория права / Под ред. В.К. Бабаева. Н. Новгород, 1993. Лекция 8.

Основы политической науки / Под ред. В.П. Пугачева. М., 1994. Ч. 1. С. 89—102.

Политология / Под ред. Г.В. Полуниной.М., 1996. Гл. 12.

Политология: Курс лекций / Под ред. М.Н. Марченко. М., 1997. Гл. 7,17.

Теория государства и права / Отв. ред. В.М. Корельский, В.Д. Перевалов. М., 1997. Гл.6.

Теория государства и права / Под ред. М.Н.Марченко. 2-е изд. М., 1996.

Теория политики: Общие вопросы / Под ред. И.Н. Коновалова, А.В. Малько. Саратов, 1994. С. 10—23.

Источник

Общественный прогресс

что составляет существо политического прогресса. Смотреть фото что составляет существо политического прогресса. Смотреть картинку что составляет существо политического прогресса. Картинка про что составляет существо политического прогресса. Фото что составляет существо политического прогресса

Понятие общественного прогресса

Прогресс — это тип развития, при котором происходит переход от низшего к высшему, от простого к более сложному. Задача прогресса — улучшать.

Критерии прогресса:

Развитие человеческого разума.

Совершенствование нравственности людей.

Возрастание степени свободы, которую общество может предоставить человеку.

Прогресс науки и техники.

Развитие производительных сил общества.

Прогресс может развиваться в двух формах:

Реформа — усовершенствование в общественной жизни, которое происходит через постепенные преобразования, при этом не затрагивает фундаментальные устои общества (традиции, обычаи, церковь, семью).

Революция — качественное изменение всех или большинства сторон общественной жизни, которое затрагивает основы существующего социального строя.

В современном обществе преобладают две формы общественных изменений:

Инновация — однократное улучшение, которое обеспечивает повышение возможностей адаптации социального организма в конкретных условиях.

Модернизация — это процесс полной или частичной реконструкции общественной системы с целью ускорения ее развития.

Противоположность общественного прогресса — это регресс.

Регресс — это такой тип развития, для которого характерно движение назад, переход от высшего к низшему, понижение уровня организации, возвращение к отсталому.

Стагнация— задержка общественного развития.

Прогресс — это не только положительное явление. Особенности прогресса:

Противоречивость общественного прогресса

Позитивные и негативные последствия прогресса

Примеры

Прогресс в одних областях может привести к застою в других.

Период сталинизма в СССР. В 30-е годы резко повысились темпы развития промышленности. В то же время социальная сфера развивалась слабо и легкая промышленность работала по остаточному принципу. Результатом стало ухудшение качества жизни людей.

Плоды научного прогресса можно использовать как во благо, так и во вред людям.

Развитие информационных систем. Интернет — величайшее достижение человечества, которое открыло людям широкие возможности. Когда интернет стал доступен массам, появились новые болезни: игровая и компьютерная зависимость.

Достижения прогресса сегодня могут привести к отрицательным последствиям в будущем.

Освоение целинных земель в правление Никиты Хрущева.

Сначала люди получили действительно богатый урожай, но через некоторое время возникла эрозия почв.

Прогресс в одной стране не всегда благоприятен для прогресса в другой.

Государство Золотая Орда — огромная империя в начале XIII века с многочисленным войском, передовой военной техникой.

Прогрессивные явления в этом государстве стали бедствием для многих стран, в том числе и для Руси, которая более двухсот лет находилась под игом Орды.

Перейдем к свойствам и критериям общественного прогресса.

Критерии общественного прогресса

Критерий — это средство проверки истинности и достоверности знаний.

Общественный прогресс — это движение, которое предполагает развитие разных сфер жизни. В рамках школьной программы по обществознанию выделяют четыре критерия общественного прогресса. Рассмотрим их характеристики в таблице.

Социальный

Отражение уровня развития общества.

Индикаторы: политические свободы, качество жизни граждан, уровень богатства и бедности.

Средний класс — один из важнейших показателей: чем больше его процент, тем более развито общество.

Экономический

Оказывает влияние на все другие сферы.

Индикаторы: ВВП (его рост или падение на душу населения), развитие кредитной сферы.

Особенность экономики — ее основа, то есть на чем базируется доход. В XXI веке в наибольшей опасности находятся страны, чья экономика основана на энергоресурсах.

Научно-технический

Развитие науки и техники, появление новых продуктов и инструментов.

Культурный (духовный)

Роль морали в обществе и уровень нравственного развития большинства индивидов в социуме.

Есть противоречие в том, что то или иное изменение может считаться как прогрессом, так и регрессом в зависимости от культуры.

Чем более совершенно общество, тем более гуманистических взглядов оно придерживается.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *