что ссср предложил за пепси

что ссср предложил за пепси. Смотреть фото что ссср предложил за пепси. Смотреть картинку что ссср предложил за пепси. Картинка про что ссср предложил за пепси. Фото что ссср предложил за пепсиmasterok

Мастерок.жж.рф

Хочу все знать

Прочитал такую историю. что в 1989 году в обмен на концентрат для производства газированного напитка «Пепси-Кола» Советский Союз передал компании-владельцу знаменитого бренда целую флотилию – 17 подводных лодок, один фрегат, один крейсер и один торпедоносец.. Это дало повод исполнительному директору PepsiCo Дональду Макинтошу Кендаллу в шутку говорить, что он разоружает СССР быстрее, чем правительство Джорджа Буша-старшего.

Как же такое могло произойти? Надо узнать подробнее…

Экономические связи между США и Советским Союзом начали укрепляться в 1959 году, когда Хрущёв и Эйзенхауэр договорились о проведении выставок достижений двух стран. Первой из них стала советская выставка в Нью-Йорке в июне того же года. Затем американским компаниям дали возможность представить продукцию на ответной выставке в Москве. Этим шансом воспользовался Дональд М. Кендалл – в ту пору он отвечал за международную торговлю «Пепси». Стенд в московском парке Сокольники стал местом, где советские граждане впервые попробовали газировку «Пепси-Кола». Немалую роль в этом сыграло американское внешнеполитическое ведомство – заместитель госсекретаря лично попросил Кендалла привезти свой товар в СССР. Таким способом руководство США, очевидно, рассчитывало «подсадить» русских на западный образ жизни.

После того, как Кендалл угостил сладким напитком разгорячённого в ходе дебатов Никиту Хрущёва, его ждал успех. «Пепси-Кола» стала первым в истории американским потребительским продуктом, который пустили на рынок СССР. Завод по разливу газировки в 1974 году открылся в Новороссийске. За год до этого журнал «Огонёк» опубликовал интервью с Дональдом М. Кендаллом, в котором американский бизнесмен оценил русских как «надёжных и интересных партнёров в бизнесе», а также сообщил, что в обмен на концентрат PepsiCo получает от Советского Союза коньяк, водку и шампанское.

Бартер был необходимостью, так как советский рубль не входил в число конвертируемых валют. «Пепси» смогла популяризировать среди американцев водку «Столичная», сделав советский бренд крепкого напитка вторым на рынке США после шведской водки Absolut. В год объем продаж «Столичной» достигал в Америке 150-200 миллионов долларов.

В 1989 году, когда у компании «Пепси» был уже 21 завод в Советском Союзе, за очередную партию сиропа Москва отдала 17 старых субмарин, фрегат, крейсер и торпедоносец. В статье от 10 мая 1989 года «Soviets Buy American» журналистка «Нью-Йорк Таймс» Флора Льюис привела подробности сделки, которую она назвала «неплохим способом помочь перестройке». Как оказалось, каждая из подлодок обошлась американцам всего лишь в 150 тысяч долларов. Примечательно, что во время Второй мировой войны Дональд М. Кендалл служил не где-нибудь, а в военно-морских силах США, и прекрасно разбирался в кораблях. Возможно именно поэтому он согласился на советское предложение. В то же время Кендалл закупил советские нефтеналивные танкеры для создания совместного предприятия при участии партнёров из Норвегии.

«Пепси» продолжала практику бартерного обмена до самого распада СССР. Весной 1990 года, например, компания получила несколько грузовых кораблей и очередную партию водки. Однако открыть, как планировалось, еще 26 заводов на прежних монопольных условиях у «Пепси» не получилось. С 1992 года российская экономика стала рыночной, и бартерная торговля отошла в прошлое.

Источник

Сделка века: как СССР поменял 17 подводных лодок на газировку Pepsi

В 1959 году президент США Дуайт Эйзенхауэр и Генсек Никита Хрущев попытались наладить отношения между СССР и США. Сначала в Нью-Йорке прошла выставка достижений советского хозяйства, а 29 июля того же года в Москву приехали американцы.

Впервые советские люди попробовали буржуазную газировку Pep­si, которая оказалась по вкусу и закостенелым коммунистическим лидерам.

что ссср предложил за пепси. Смотреть фото что ссср предложил за пепси. Смотреть картинку что ссср предложил за пепси. Картинка про что ссср предложил за пепси. Фото что ссср предложил за пепси

Выставка достижений капиталистических США

В столичном парке Сокольники было установлено множество стендов, рядом с которыми советских людей знакомили с прелестями капиталистического мира. Огромный успех у посетителей мероприятия имела «Пепси-Кола». За все время работы выставки советские граждане выпили 3 миллиона стаканчиков напитка.

Знакомство с достижениями капиталистической экономики:

что ссср предложил за пепси. Смотреть фото что ссср предложил за пепси. Смотреть картинку что ссср предложил за пепси. Картинка про что ссср предложил за пепси. Фото что ссср предложил за пепси

что ссср предложил за пепси. Смотреть фото что ссср предложил за пепси. Смотреть картинку что ссср предложил за пепси. Картинка про что ссср предложил за пепси. Фото что ссср предложил за пепси

что ссср предложил за пепси. Смотреть фото что ссср предложил за пепси. Смотреть картинку что ссср предложил за пепси. Картинка про что ссср предложил за пепси. Фото что ссср предложил за пепси

В составе американской делегации прибыл и исполнительный директор компании Pep­si­Co Дональд Макинтош Кендалла, который дал попробовать напиток Хрущеву.

что ссср предложил за пепси. Смотреть фото что ссср предложил за пепси. Смотреть картинку что ссср предложил за пепси. Картинка про что ссср предложил за пепси. Фото что ссср предложил за пепси

Никите Сергеевичу Pep­si очень понравился, и начались переговоры насчет прямых поставок газировки в СССР. В 1972 году, уже при Леониде Брежневе Дональд Кэндалла добился монопольного права на продажу напитка в Советском Союзе.

Вы нам газировку, а мы вам водку

Таким образом, Pep­si стала первые «продуктом капитализма», попавшим на прилавки советских магазинов. К моменту развала Союза на его территории находилось 21 американский завод. Концентрат напитка, рецепт которого хранился в тайне, привозился из США, а в СССР он разбавлялся и разливался по бутылкам с фирменными этикетками.

что ссср предложил за пепси. Смотреть фото что ссср предложил за пепси. Смотреть картинку что ссср предложил за пепси. Картинка про что ссср предложил за пепси. Фото что ссср предложил за пепси

Уникальность договора заключается и в том, что рубль не был валютой международного расчета и стороны договорились о бартере. В обмен на газировку СССР поставляла в США водку марки «Столичная».

что ссср предложил за пепси. Смотреть фото что ссср предложил за пепси. Смотреть картинку что ссср предложил за пепси. Картинка про что ссср предложил за пепси. Фото что ссср предложил за пепси

Благодаря американцам русская водка стала международным брендом и ежегодно продавалась в Европе и Америке на сумму в 200 миллионов долларов.

Сделка века

Договор с Pep­si был подписан до 1989 году и когда его действия закончилось, Генсек Горбачев обратился к американцам с просьбой о продлении поставок. Однако ситуация изменилась, водка для обмена на концентрат газировки западных партнеров больше не устраивал. Советское руководство предложило новый бартер. Взамен сиропа Pep­si СССР согласились отдать флотилию дизельных подводных лодок.

что ссср предложил за пепси. Смотреть фото что ссср предложил за пепси. Смотреть картинку что ссср предложил за пепси. Картинка про что ссср предложил за пепси. Фото что ссср предложил за пепси

Американцев это устроило они и выдали новую партию сладкого сиропа. Всего СССР передало 17 субмарин — 613, построенных в период между 1951 и 1957 годами. Предварительно с них сняли все вооружение. Также в первую партию вошли фрегат, крейсер и торпедоносец. Подводные лодки и суда компания Pep­si­Co продала на металлолом. Каждая подлодка принесла корпорации 150 тысяч долларов.

Потребление победило оружие

Все субмарины были устаревшими и списанными, однако в этой сделке было больше символизма, чем бизнеса. Часть могучего флота СССР отдавалась на лом взамен капиталистической газировке, которая гражданам и руководителям страны развитого социализма оказалось дороже престижа вооруженных сил Родины.

что ссср предложил за пепси. Смотреть фото что ссср предложил за пепси. Смотреть картинку что ссср предложил за пепси. Картинка про что ссср предложил за пепси. Фото что ссср предложил за пепси

Коммунизм проиграл в борьбе с капитализмом, и победили его не бомбами и танками, а джинсами, видеомагнитофонами, голливудскими фильмами и газировкой Pepsi.

что ссср предложил за пепси. Смотреть фото что ссср предложил за пепси. Смотреть картинку что ссср предложил за пепси. Картинка про что ссср предложил за пепси. Фото что ссср предложил за пепси

В 1991 году, когда СССР развалился и в уже независимые республики пришел капитализм, действие договора прекратилось. Директор компании Pep­si­Co Дональду Макинтошу Кендаллу, который дружил с Хрущевым и Брежневым в 2004 году получил из рук президента Российской Федерации Владимира Путина «Орден Дружбы».

А вы знали, что у нас есть Instagram и Telegram?

Подписывайтесь, если вы ценитель красивых фото и интересных историй!

Источник

Как получилось, что Советский Союз обменял военные корабли на Pepsi

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

что ссср предложил за пепси. Смотреть фото что ссср предложил за пепси. Смотреть картинку что ссср предложил за пепси. Картинка про что ссср предложил за пепси. Фото что ссср предложил за пепси

История проникновения Pepsi на советский рынок началась в далёком 1959 году. Тогда вице-президент США, Ричард Никсон, приехал в Советский Союз на выставку. Она проходила в парке «Сокольники» в Москве. Там он встретился с Генеральным секретарём ЦК КПСС, Никитой Хрущёвым.

Американцы совместно с Советским Союзом организовали национальную выставку. Целью её было продвижение американских товаров, искусства, моды и, конечно же, идей капитализма. На выставке был специально оборудован и представлен макет американского дома. Он был оснащён самой современной бытовой техникой и всевозможными удобствами. Там были такие невиданные простыми советскими гражданами чудеса, как цветной телевизор, пылесос, стиральная машина.

что ссср предложил за пепси. Смотреть фото что ссср предложил за пепси. Смотреть картинку что ссср предложил за пепси. Картинка про что ссср предложил за пепси. Фото что ссср предложил за пепси

Стоя посреди образца американской кухни, лидеры двух соперничающих стран весьма горячо обсуждали достоинства и недостатки коммунистического и капиталистического режимов. Никсон говорил Никите Хрущёву: «Ваша страна планирует опередить нашу. Особенно это касается производства товаров народного потребления. Я надеюсь, что наше соревнование сможет улучшить жизнь не только наших народов, но и людей во всём мире. Я считаю, что свободный обмен идеями нам просто необходим». Позже американский президент подвёл Хрущёва к киоску, где продавали «Пепси». Он вручил ему стакан этой сладкой газировки, которой в стране Советов никогда раньше не пробовали.

В киоске Pepsi были представлены две разных вариации этой сладкой газировки. Одна, как говорят, на американской воде, а другая была замешана из концентрата, на советской. Хрущёв заявил, что та, что сделана на родной воде, явно лучше и гораздо более освежает. Когда Хрущёв пил, он настоял на том, чтобы товарищи, собравшиеся вокруг него, тоже попробовали чудо-напиток. Фотографы, которые там присутствовали, моментально засверкали вспышками камер.

Пресса просто сошла с ума! Фотографии Хрущёва с Pepsi и надписью «Хрущёв хочет быть общительным». Это было прямой отсылкой к лозунгу Pepsi в США того времени: «Будьте общительны, выпейте Pepsi».

Никакие, самые баснословные, затраты на рекламу не смогли бы принести компании столько внимания, сколько принесли эти исторические снимки! Фотографии были напечатаны в СМИ по всему миру. О такой рекламной кампании Pepsi не могла даже мечтать! В итоге в 1965 году Кендалл из руководителя корпорации PepsiCo превратился в её генерального директора. Его роль в событиях 1959 года невозможно переоценить.

что ссср предложил за пепси. Смотреть фото что ссср предложил за пепси. Смотреть картинку что ссср предложил за пепси. Картинка про что ссср предложил за пепси. Фото что ссср предложил за пепси

Совместные действия Никсона, который подвёл Хрущёва к ларьку с пепси, и Кендалла, подающего напиток, вызывающий привыкание, не были импровизацией. Это была идея Кендалла, как и вообще участие компании Pepsi в выставке. Это было сделано вопреки желанию его начальства. Дело в том, что руководство компании было убеждено, что попытки продать американский продукт коммунистической стране – это пустая трата сил, времени и денег. Вечером перед выставкой Кендалл встретился со своим старым приятелем, Никсоном. Их давно связывали крепкие дружеские отношения. Коммерсант попросил президента, чтобы он вручил стакан напитка прямо в руки советскому лидеру.

Кендаллу в 1972 году удалось заключить с Советским Союзом эксклюзивную сделку. Это произошло тринадцать лет спустя после описанных эпохальных событий. Договор запрещал главным конкурентам Pepsi, компании Coca-Cola, всяческий доступ на советский рынок. Во всём этом, однако, была всего лишь одна загвоздка. Советская валюта была абсолютно бесполезной за пределами СССР. Она не имела в рыночной экономике никаких функций настоящей валюты. Советский рубль можно было счесть некими корпоративными ваучерами или жетонами. Стоимость данной денежной единицы определялась не рынком, а устанавливалась и регулировалась государством. Нужно было придумать некую альтернативную систему оплаты. На помощь пришёл старый добрый бартер! Советский Союз обретал права на продажу и производство пепси, а взамен компания Pepsi получила эксклюзивные права на марку водки Stolichnaya.

что ссср предложил за пепси. Смотреть фото что ссср предложил за пепси. Смотреть картинку что ссср предложил за пепси. Картинка про что ссср предложил за пепси. Фото что ссср предложил за пепси

Pepsi обладатель звания первого капиталистического бренда, который не просто продавали, а производили в СССР. Согласно соглашению, PepsiCo стали поставлять необходимое оборудование и концентрат напитка для десяти будущих заводов. Там на месте уже концентрат должны были разводить, разливать по бутылкам и распространять по торговым точкам всего Союза.

Одна работница завода в Новороссийске вспоминала об этом времени так: «У каждого работника была сшитая индивидуально форма. Она была очень красивая. Мы были похожи на врачей. У нас были белые головные уборы, халаты. Работать на этом заводе было очень большой честью». Тогда считалось невероятным везением устроиться туда, это было престижно.

что ссср предложил за пепси. Смотреть фото что ссср предложил за пепси. Смотреть картинку что ссср предложил за пепси. Картинка про что ссср предложил за пепси. Фото что ссср предложил за пепси

Генеральный директор PepsiCo, Кендалл, говорил, что это самый лучший и современный завод компании во всём мире. Завод был построен в самые кратчайшие, даже рекордные сроки — всего за одиннадцать месяцев. Это просто поразило тогда Кендалла.

Первый завод вначале планировали строить в Сочи. Неожиданно возникли проблемы с водой. Рядом не оказалось никаких её пресных источников. Поэтому пальма первенства досталась Новороссийску. Когда завод начал свою работу, все советские граждане стремились приехать сюда. Здесь можно было не только отдохнуть на Чёрном море, но и отведать вожделенную Pepsi. К концу 1982 года появилось ещё семь заводов: в Москве, Ленинграде, Киеве, Ташкенте, Таллинне, Алма-Ате и Сухуми.

Цена за бутылку пепси превышала цену любого советского безалкогольного напитка вдвое. Невзирая на это рынок Pepsi увеличивался, продажи росли не по дням, а по часам. Уже в конце восьмидесятых годов у компании было более двадцати заводов в СССР. Советские граждане выпивали почти миллиард порций пепси в год. Это было, конечно же, намного больше, чем американцы выпивали водки Stolichnaya. Ввиду ограниченности американского рынка водки, Кендаллу пришлось начать поиски других советских продуктов, годных для бартера. Тут пришла на помощь просто гениальная идея: списанные Советским Союзом боевые корабли!

что ссср предложил за пепси. Смотреть фото что ссср предложил за пепси. Смотреть картинку что ссср предложил за пепси. Картинка про что ссср предложил за пепси. Фото что ссср предложил за пепси

что ссср предложил за пепси. Смотреть фото что ссср предложил за пепси. Смотреть картинку что ссср предложил за пепси. Картинка про что ссср предложил за пепси. Фото что ссср предложил за пепси

Чуть больше года спустя компании PepsiCo удалось заключить с Советским Союзом ещё одну, беспрецедентно крупную сделку. Её условия предполагали получение более трёх миллиардов долларов прибыли. Взамен Советский Союз должен был построить десяток судов, в основном нефтяных танкеров. Компания PepsiCo планировала их либо сдавать в аренду, либо продать на международном рынке. Это была, без сомнения, эпохальная сделка. К сожалению, ей не суждено было состояться. Не прошло и года, как Советский Союз распался.

Теперь компании неожиданно пришлось иметь дело с пятнадцатью штатами, вместо одного. Корабли находились в недавно обретшей независимость Украине. Там тоже желали хоть что-то выторговать для себя. Значительно усугубляло положение то, что на рынок теперь вышел основной конкурент PepsiCo — Coca-Cola. Теперь компании пришлось изо всех сил стараться, чтобы удержать свою долю рынка в России.

На сегодня Россия всё также является огромным рынком сбыта для компании Pepsi за пределами США, занимая второе место в мире. Правда сейчас большинство россиян всё же предпочитают продукцию конкурентов из Coca-Cola. Доля PepsiCo на российском рынке составляет более чем скромную цифру в восемнадцать процентов. Если сравнивать с их конкурентом Coca-Cola, то у них цифра в два раза больше. Pepsi сейчас продаёт меньше, чем многие напитки производства местных компаний.

У Pepsi на сегодняшний день, пусть не крупные, но довольно прочные позиции на российском рынке. Компания производит там очень широкий ассортимент продукции. Несмотря на это, время от времени россияне с невероятной ностальгией вспоминают о том самом, уникальном вкусе советского пепси в стеклянной бутылке. Многие говорят, что он намного вкуснее, чем сегодня, потому что пластик портит вкус. Недавно один счастливый обладатель оригинальной бутылки Pepsi советских времён предложил её продать за рекордные 6400 рублей (110 долларов). Продукт, конечно, с уже истекшим сроком годности, но всё же приятная находка для любителей винтажных вещей!

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Источник

Как, Пепси обзавелась судами советского военного флота

что ссср предложил за пепси. Смотреть фото что ссср предложил за пепси. Смотреть картинку что ссср предложил за пепси. Картинка про что ссср предложил за пепси. Фото что ссср предложил за пепси

Эта история о Пепси, которая, кажется, взята из шпионского фильма. Владелец заокеанского бренда хотел, чтобы Пепси стала первым западным продуктом в СССР. И, как оказалось позже… владельцем части советского военного флота.

Все произошло из-за потения Хрущева

В 1959 году президент США Эйзенхауэр хотел, чтобы советские граждане не понаслышке знали. Что такое американский образ жизни и преимущества капитализма перед коммунизмом. Поэтому американское правительство организовало в Москве «Американскую национальную выставку». В СССР был направлен Никсон (в то время вице-президента США) представлять американское правительство.

что ссср предложил за пепси. Смотреть фото что ссср предложил за пепси. Смотреть картинку что ссср предложил за пепси. Картинка про что ссср предложил за пепси. Фото что ссср предложил за пепси

Исторический момент, Никита Сергеевич пробует западную газировку. В центре — Никсон, Справа — Кендалл. фото: promenade.miraheze.org

На выставке встречаются советский лидер Хрущев и Никсон. Они смотрели новейшие американские технологии и потребительские товары, когда начали дискуссию о преимуществах коммунизма и капитализма. Горячий разговор плюс июльская жаркая погода заставили Хрущева заметно попотеть. Дональд М. Кендалл, в то время вице-президент по маркетингу Пепси, подоспел на помощь Хрущеву и протянул ему стакан Пепси. Репортеры в этот момент оживились как встревоженный улей. Полученные фотографии разошлась по миру и стали лучшей рекламой Пепси.

Рубль нельзя было обменять на доллары

После выставки 1959 года ничего примечательного не произошло. Теперь нам нужно переместиться в 1972 год. Дональд Кендалл был президентом Пепси с 1963 года и годами стремился привезти Пепси в СССР. Кендалл был другом Никсона (который уже был президентом США). Не упуская возможности Кендал пытался разыграть эту карту при поддержке Никсона. Тот, в свою очередь использовал свое политическое влияние. Чтобы заключить торговое соглашение о доставке напитка в Советский Союз.

В 1972 году сделка была почти подписана, но возник важный вопрос: как Советский Союз будет платить компании Пепси? Проблема заключалась в том, что у СССР не было доступа к иностранной валюте. И рубль нельзя было обменять на международном рынке. Решением было — заплатить водкой! У Советского правительства было большое количество водки, так как большинство марок этого напитка принадлежали государству. Поэтому было решено, что СССР заплатит водкой «Столичная». Брендом, созданным в 1901 году по рецепту известного русского химика Дмитрия Менделеева.

Первая платная реклама на экранах телевизоров появилась в 1988 году. А рекламировал бренд Пепси, конечно, сам Майкл Джексон. видео: www.youtube.com

Это соглашение было историческим: Пепси стала первым западным продуктом, продаваемым в СССР. Более того, Пепси вышла на рынок алкогольных напитков. Так как стала эксклюзивным импортером знаменитой водки «Столичная» для американского рынка.

Жившие в СССР в 1990 году, наверняка вспомнят эту рекламу Пепси. видео: www.youtube.com

Пепси и ее военный флот

В 1989 г. истекало первоначальное соглашение между Пепси и СССР, и поэтому начались переговоры о подписании нового. На тот момент у Пепси уже было более 20 заводов в СССР. Которые изготавливали напиток и разливали по бутылкам для продажи. Новое торговое соглашение обошлось примерно в три миллиарда долларов. В этот момент стало очевидно, что только эксклюзивности водки «Столичная» не хватало, чтобы заплатить за Пепси. У СССР все еще были трудности на международном рынке с обменом рублей. Поэтому им пришлось искать альтернативный способ оплаты.

Советский Союз снова нашел решение. Если в 1970-х у них было много водки, то теперь, в 1980-х, у них было много военной техники. Унаследованной от холодной войны. СССР предложил заплатить Пепси дизельными судами советского военного флота. Пепси согласилась на сделку. Потому что они знали, что это единственный способ продолжать продавать их продукт в СССР.

что ссср предложил за пепси. Смотреть фото что ссср предложил за пепси. Смотреть картинку что ссср предложил за пепси. Картинка про что ссср предложил за пепси. Фото что ссср предложил за пепси

Вот такие суда советского военного флота получила Пепси, взамен за свою продукцию. фото: e-news.su

Соглашение включало 17 подводных лодок, крейсер, фрегат и эсминец. Которые были проданы компании для дальнейшей переработки в лом. Эти 17 подводных лодок сделали Пепси, на несколько дней, 6-й по величине военной державой в мире. По количеству дизельных подводных лодок. Президент Пепси Дональд Кендалл сказал советнику по национальной безопасности США: «Мы разоружаем СССР быстрее, чем вы».

Источник

Все за сегодня

Политика

Экономика

Наука

Война и ВПК

Общество

ИноБлоги

Подкасты

Мультимедиа

Общество

«Пепси» — за советские подводные лодки

Весной 1990 года у Дональда М. Кендалла появился повод для радости. Компания «Пепси», в которой он проработал всю жизнь, только что подписала выгодный контракт с Советским Союзом на три миллиарда долларов на ближайшие десять лет. Правда, вместо денег американцы должны были получить водку и небольшую флотилию грузовых кораблей, но в торговле с СССР такое было в порядке вещей.

Москве хронически не хватало твердой валюты, поэтому значительная часть торговых сделок проводилась по бартеру. Для Кендалла сделка стала продолжением истории, которая началась для него в июле 1959 года во время первого визита в Москву.

Кухонный разговор

Тогда отношения между Советским Союзом и Соединенными Штатами потеплели, и американский президент Дуайт Эйзенхауэр договорился со своим советским коллегой Никитой Хрущевым о проведении выставок двух стран, чтобы таким образом поспособствовать взаимопониманию. Советская выставка в Нью-Йорке особенного резонанса не вызвала, а вот американская выставка в московском парке Сокольники произвела фурор.

Американцы воспользовались выставкой как возможностью продемонстрировать все свои потребительские товары. Центром была модель типичного дома за 14 тысяч долларов, который мог себе позволить средний американский рабочий. В кухне были невероятные для советских граждан по тем временам предметы вроде морозилки и посудомоечной машины.

Советский Генсек Никита Хрущев воспринял это как провокацию и пообещал американскому вице-президенту Ричарду Никсону, который водил Хрущева по выставке, что через пару лет СССР не только догонит Соединенные Штаты, но и перегонит их по уровню жизни. Этот «кухонный разговор» впоследствии лег в основу огромного количества советских анекдотов.

Но Кендаллу было все равно. Он добился другого успеха. Перед визитом Хрущева на выставку Кендалл сказал Ричарду Никсону, что как один из спонсоров настаивает на том, чтобы Хрущев попробовал его лимонад.

Так и случилось, и фотография советского Генсека со стаканчиком «Пепси» в руках обеспечила Кендаллу карьерный рост. Через шесть лет после выставки он стал исполнительным директором целого концерна.

В 1972 году он одержал новую победу. Кендалл добился монополии «Пепси» в Советском Союзе, которая продолжалась вплоть до 1985 года. Начались поставки кола-сиропа в СССР, где его уже разливали по бутылкам. Однако была всего одна, но принципиальная проблема — деньги.

Его Величество бартер

Советский рубль был неконвертируемым, а крайне ограниченные запасы твердой валюты тратились исключительно на закупку западных технологий, а не на потребительские товары. Так что компания «Пепси» договорилась о товарном обмене: от СССР она получала водку «Столичная», которую затем продавала на американском рынке.

Система работала, и «Столичная» оказалась в США на втором месте по продажам, уступив только шведской водке Absolut. Годовые продажи «Столичной» достигали 150-200 миллионов долларов. Однако потребление водки оставалось в Соединенных Штатах в целом на одном и том же уровне. А вот компания «Пепси» хотела увеличить продажи в СССР, поэтому ей пришлось присмотреться и к другим товарам, которые могли бы принести на западных рынках какой-то доход.

Так в 1989 году состоялся, вероятно, самый курьезный товарный обмен в истории холодной войны. В обмен на сироп для производства «Пепси» компания получила от СССР 17 старых подводных лодок, один фрегат, один крейсер и один торпедоносец.

«Поглядите-ка, мы разоружаем Советский Союз быстрее, чем удается вам», — заявил Дональд Кендалл в шутку советнику по национальной безопасности президента Джорджа Буша Бренту Скоукрофту. В тот период он вел переговоры с Михаилом Горбачевым о разоружении. Конечно, Кендалл преувеличивал.

«Например, подводные лодки были построены по проекту 613, и к тому времени отслужили уже 35-39 лет. С них сняли все вооружение, забрали практически все ценное, даже корабельные винты. В тот период стоимость металлолома была высокой, поэтому для Москвы продажа оказалась выгодной. Но через два года покупная цена резко упала», — рассказывает московский историк Глеб Бараев.

С такими же проблемами сталкивались и другие экспортеры. В начале 80-х годов канадские экспортеры пшеницы попытались обменять на нее тракторы марки «Беларусь». Но вскоре поняли, что перед продажей импортированную технику нужно основательно перебрать, и все равно поломки случались слишком часто.

Контекст

Противоракетный ‘бартер’ между Россией и США

Дружба по бартеру

И все же такие сделки были возможны. В конце 70-х годов менеджер популярной шведской группы АВВА Стиг Андерсон продал Советскому Союзу права на четыре диска группы в обмен как раз на нефть.

Визит к Ленину

Некоторым бизнесменам удавалось невероятно обогатиться на этой хаотичной системе. Самый известный пример — американский миллиардер Арманд Хаммер. Его отец Юлиус помогал первому неофициальному советскому торговому атташе в Нью-Йорке Людвигу Мартенсу обеспечивать поставки в большевистскую Россию. По словам одного из его биографов, в 1918 году Москва финансировала эту деятельность за счет контрабанды алмазов в Соединенные Штаты. Юлиус Хаммер якобы занимался сбытом этих драгоценных камней, часть из которых была конфискована у русских аристократов и других жертв большевиков. Арманд Хаммер отвергал подобные обвинения, но остается фактом, что именно в те годы семья переехала из скромной квартиры в Бронксе в роскошные апартаменты в отеле «Ансония» на Манхеттене.

Впоследствии Юлиус был осужден на три года за нелегальные аборты. Арманд Хаммер всегда утверждал, что подлинной причиной была политическая деятельность его отца.

Так или иначе, но в 1921 году Арманд Хаммер, которому тогда было всего 23 года, отправился в большевистскую Россию и встретился с самим лидером революции Владимиром Лениным. Тот распорядился, чтобы молодой американец получил лицензию на добычу чего-нибудь в Советском Союзе. «Пусть даже она будет фиктивной, например, на добычу асбеста на Урале, или вы сами что-нибудь придумайте. Нам надо, чтобы везде писали о том, что американский бизнесмен заинтересован в лицензии. Это важно с политической точки зрения», — написал Ленин Людвигу Мартенсу, которого тем временем американские власти выслали из Нью-Йорка, и он работал в экономическом совете страны. Потом Хаммер убеждал других американских бизнесменов продавать большевикам технологии. Также он продавал тракторы Форда в советской России и даже организовал поездку советских инженеров, чтобы те освоили методы серийного производства на заводах Форда.

После войны Хаммер занялся нефтехимическим бизнесом и снова выступил в роли связующего звена между Советским Союзом и западными бизнесменами. Его статус человека, который лично беседовал с Владимиром Лениным, открывал ему двери в кабинеты всех кремлевских лидеров, включая Никиту Хрущева и Леонида Брежнева.

Самого большого успеха Хаммер достиг в 1973 году. Он договорился построить в Советском Союзе несколько фабрик по производству искусственных удобрений в обмен на то, что СССР ежегодно будет поставлять миллион тонн готовых удобрений, которые его компания будет продавать по всему миру. Стоимость сделки достигла 20 миллиардов долларов.

Палка о двух концах

Интересным исключением в сфере торговли с Советским Союзом была Финляндия. Она подписала договор с СССР о том, что экспорт и импорт будут иметь одинаковую стоимость, то есть речь шла о продуманном бартере.

Финляндия импортировала в основном нефть, газ и оборудование для атомных электростанций. В СССР Финляндия отправляла суда, приспособленные для арктических плаваний, продукцию тяжелого машиностроения, а также потребительские товары, такие как одежда, и продукты питания. Все, кто жил в 80-е годы в СССР, конечно, помнит плавленый сыр марки Viola, который из-за своего высокого качества казался откровением в полупустых советских магазинах. Объемы торговли росли, и в середине 80-х годов четверть финского экспорта отправлялась с Советский Союз.

«Но потом начались проблемы. Москва задерживала поставки, и на них больше нельзя было положиться. Распад СССР нанес нам большой ущерб, ведь наши производители привыкли к тому, что обладали практически монополией на поставки в Союз, и никаких усилий предпринимать было не нужно. И вдруг целый рынок исчез», — прокомментировал ситуацию в одном интервью финский премьер-министр Пааво Липпонен. Финляндия погрузилась в кризис, который был хуже, чем в 30-е годы. ВВП снизилось на 13%, а безработица выросла с 3,5% почти до 19%.

С проблемами столкнулась и компания «Пепси». Воодушевленная успехом сделки с подводными лодками в 1990 году компания заключила контракт об обмене сиропа для лимонада на как минимум десять танкеров и грузовых кораблей. Компания собиралась их продать или сдать в аренду транспортным компаниям. Также компания открыла два филиала Pizza Hut и хотела перейти со стеклянных бутылок, которые были тяжелыми и неудобными для транспортировки, на более дешевую пластиковую тару.

Распад СССР в 1991 году расстроил эти планы. Сеть Pizza Hut рассчитывала на то, что моцареллу будет поставлять латвийская сыроварня, однако новое самостоятельное правительство согласилось продавать сыр только за деньги, сославшись на то, что на латвийских судоверфях танкеров не производят. Те же аргументы были у Белоруссии, где находился завод по производству пластиковых бутылок. Руководство судоверфи в украинском Николаеве, где строилось большинство кораблей, заявило, что не может платить лимонадом своим поставщикам и рабочим. Кроме того, свою агрессивную кампанию начала «Кока-кола», которая за пару лет стала самым продаваемым лимонадом на постсоветском рынке.

Для «Пепси» российский рынок остается крупнейшим в мире после американского. Однако Дональд М. Кендалл, который через два месяца отпразднует 97-й день рождения, уже, наверное, знает, что делать ставку на одну карту невыгодно.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *