что стало с арагорном и арвен после войны
Арвен Ундомиэль (Arwen Undomiel)
Раса | Эльф |
Дата рождения | 241 год Третьей Эпохи |
Дата смерти | 121 год Четвёртой Эпохи |
Место жительства | Ривенделл и Лотлориэн; Минас Тирит и Аннуминас |
Родители | Эльронд и Келебриан |
Братья | Элладан и Эльрохир |
Супруг | Арагорн |
Дети | 1 сын Эльдарион и несколько дочерей |
Цвет глаз и волос | тёмные волосы, серые глаза |
Содержание
Биография
Арвен Вечерняя Звезда была дочерью эльфийского лорда Эльронда. Она была очень красива, у неё были тёмные волосы и серые глаза. Арвен называли Ундомиэль, Вечерняя Звезда её народа. Красоту Арвен сравнивали с красотой Лутиэн, и, как и Лутиэн, она отказалась от бессмертия ради любви к смертному мужчине. После Войны Кольца Арвен вышла замуж за Арагорна, Короля Элессара, и стала Королевой Воссоединённого Королевства.
В 2509 году мать Арвен, Келебриан, была схвачена Орками на Перевале Багрового Рога. Её пытали и ранили отравленным кинжалом. И хотя сыновья спасли её, а муж исцелил тело, ужасные воспоминания продолжали мучить её, и на следующий год она покинула Средиземье.
Арвен много времени проводила в Лотлориэне со своей бабушкой Галадриэлью. В 2951 году она вернулась в Ривенделл навестить своего отца и там встретила Арагорна. Арагорн полюбил Арвен, но Эльронд сказал ему, что возраст, жизненный опыт и происхождение Арвен ставят её гораздо выше него, а если она всё же решит остаться с ним, то должна будет отказаться от бессмертия Эльфов и расстаться со своим народом.
Арагорн ушёл из Ривенделла и путешествовал по Средиземью, набираясь знаний и опыта. В 2980 году он пришёл в Лотлориэн и там вновь встретился с Арвен. И когда она увидела Арагорна, идущего ей навстречу, её выбор был сделан. Много недель провели они вместе в Лотлориэне, а в Канун Дня Середины Лета они обручились, стоя на вершине Керин Амрота. Но Эльронд сказал, что его дочь не будет женой ни одного Смертного, кроме Короля Арнора и Гондора. Арагорн вновь отправился в опасные странствия.
В 3009 году Эльронд попросил Арвен вернуться в Ривенделл, потому что Туманные Горы и земли к востоку от них стали опасны. В октябре 3018 года Арагорн и Арвен встретились в Ривенделле, куда он привёл Фродо Бэггинса, но двумя месяцами позже Арагорн вновь ушёл как один из членов Братства Кольца. В Лотлориэне Арагорн получил от Галадриэли Элессар, Эльфийский Камень, который Арвен оставила для него.
После падения Саурона Арвен и её отец отправились в Гондор. Они прибыли в Минас Тирит в Канун Дня Середины Лета в 3019 году. Свадьба Арагорна и Арвен состоялась в День Середины Года, и Арвен стала Королевой Воссоединённого Королевства.
Арвен понимала, что Фродо всё ещё страдает из-за своей ноши. Она подарила ему белую жемчужину, которая должна была облегчить его страдания. Также Арвен сказала, что если боль и воспоминания будут слишком тяжелы, то Фродо может вместо неё уплыть на Запад, где его раны могут быть исцелены. Неизвестно, как она сумела дать Фродо такой дар. Возможно, Арвен попросила Гэндальфа, посланника Валар, позволить Хоббиту уйти вместо неё.
Она отправилась в Эдорас, сопровождая погребальную процессию Короля Теодена. После похорон Арвен и Эльронд поднялись в холмы, что находились рядом с Эдорасом. Там они попрощались друг с другом, ибо это была их последняя встреча. 29 сентября 3019 года Эльронд взошел на корабль, уплывавший за Море в Бессмертные Земли, где он вновь встретился со своей женой Келебриан.
Арвен и Арагорн счастливо прожили вместе 120 лет. У них родился сын Эльдарион и несколько дочерей. В 15 году Четвёртой Эпохи Король и Королева отправились в Северное Королевство. Арвен надела Элендильмир на чело Арагорна, когда он принял власть над Арнором. Некоторое время они жили на берегу Озера Эвендим. Они ездили к Мосту Брендивина, чтобы встретиться с Сэмом Гэмджи, Мерри Брендибаком и Пиппином Туком. Арвен назначила дочь Сэма Эланор своей фрейлиной.
Арагорн умер в 120 году Четвёртой Эпохи. Велико было горе Арвен, и только теперь поняла она горечь смертной доли. Она попрощалась с детьми и ушла в Лотлориэн, где умерла следующей зимой. Её могила находилась на вершине Керин Амрота, где она когда-то обменялась клятвами с Арагорном.
Важные Даты
241 – рождение Арвен.
2509 – Орки захватили в плен и пытали Келебриан, мать Арвен.
2510 – Келебриан решила покинуть Средиземье и уплыла в Бессмертные Земли.
2951 – Арвен вернулась из Лотлориэна в Ривенделл и встретила Арагорна.
2980 – Арвен и Арагорн встретились в Лотлориэне, и в День Середины Лета обручились.
3009 – Арвен вернулась в Ривенделл по просьбе отца.
20 октября – Арагорн приводит в Ривенделл Фродо Бэггинса. 24 октября – Арвен присутствует на пиру в честь Фродо. 25 декабря – Арагорн покидает Ривенделл с Братством.
3021, 29 сентября – Эльронд уплывает за Море в Бессмертные Земли.
15 – Арагорн и Арвен отправляются в Северное Королевство.
Этимология
Имя Арвен означает «Королева» от ar – «королевский» и wen – «дева».
The Silmarillion: «Appendix – Elements in Quenya and Sindarin Names» entries for ar and wen.
Ундомиэль означает «Звезда Сумерек» или «Вечерняя Звезда». Элемент ndu означает «закат (солнца)». Элемент domi означает «сумерки». Элемент el – «звезда». Арвен называли так из-за её красоты и из-за того, что жила она в годы угасания – сумерки – Эльфов в Средиземье.
The History of Middle-earth, vol. V, The Lost Road and Other Writings: «The Etymologies,» entries for DOMO, EL, & NDU
Вечерняя Звезда (Evenstar):
Вечерняя Звезда – перевод Ундомиэль на Всеобщий Язык.
Леди Ри́венделла, Имла́дриса, Ло́риэна (Lady of Rivendell, Lady of Imladris, Lady of Lorien):
Арвен называли этими титулами.
The Return of the King: «The Passing of the Grey Company» p. 48; Appendix A of The Lord of the Rings: «The Tale of Aragorn and Arwen» p. 340
Арвен Прекрасная (Arwen the Fair):
Арвен называли Прекрасной из-за ее красоты.
Appendix A of The Lord of the Rings: «The Tale of Aragorn and Arwen» p. 340
Королева Объединённого Королевства (Queen of the Reunited Kingdom):
Арвен стала Королевой Воссоединённого Королевства Арнора и Гондора, когда вышла замуж за Короля Элессара.
Генеалогия
Переводы
Имя Арвен, по счастью, никем не переводилось (разве что, возможен вариант Арвэн). А вот её второе имя всеми переводчиками транслитерировалось по-разному.
Арвен. Вечерняя звезда.
На синдарине имя «Arwen» означает «королева» от «ar» – «королевский» и «wen» – «дева». Другое её имя – Ундомиэль – означает «Звезда Сумерек» или «Вечерняя Звезда». Элемент «ndu» означает «закат (солнца)». Элемент «domi» означает «сумерки». Элемент «el» – «звезда». Арвен называли так из-за ее красоты и из-за того, что жила она в годы угасания – сумерки – Эльфов в Средиземье.
Арвен провела большую часть своего времени с бабушкой Галадриэль в Лотлориэне. В 2951 Т. Э. Арвен вернулась в Ривенделл и встретилась с двадцатилетним Арагорном, который первоначально принял её за явившуюся ему Лютиэн. Арагорн тут же влюбился в девушку и узнавший о его чувствах Элронд, посоветовал дунадану не связывать свою судьбу с Арвен, поскольку это обрекло бы её на горестную разлуку с отцом, ведь ей пришлось бы отказаться от бессмертия, дарованного эльфам, и от возможности отплыть в Валинор к своему народу. Вскоре после этого разговора Арагорн оставил Имладрис и отправился в дальние странствия, противостоя Саурону вместе с Гэндальфом.
Через двадцать девять лет (2980 Т. Э.) Арвен и Арагорн вновь встретились в Лориэне, куда её пригласила Галадриэль. Когда Арвен вновь увидела Арагорна, в расцвете сил походящего на одного из владык эльдар, то полюбила его. В течение следующего года они проводили вечера в прогулках рука об руку по Лориэну.
Всё это время, пока шла Война Кольца, Арвен пребывала в Имладрисе и мысленно следила за Арагорном, сохраняя надежду и вышивая для него большое королевское знамя Элендиля. Это знамя Арвен отправила возлюбленному вместе с отрядом дунэдайн севера, также посоветовав Арагорну обратить внимание на угрозу с моря и пройти Тропами Мёртвых.
После гибели Саурона, Арвен с отцом едут на юг в Гондор. Они приехали в Минас Тирит летом 3019г. Арвен и Арагорн поженились и она стала Королевой Воссоединённого Королевства.
Арвен и Арагорн счастливо прожили 120 лет и у них родились сын, Эльдарион, и несколько дочерей. В 120 Ч. Э. Арагорн умер.
Арвен, выбравшая удел смертных, попрощалась с детьми и ушла в опустевший после ухода жителей Лотлориен. Её судьбой было умереть как смертной, и когда начался листопад мэллорнов, ещё до наступления весны (121 Ч. Э.), Арвен упокоилась на Керин Амрот; там находилась её зелёная могила до тех пор, пока мир не изменился, и все дни её жизни не были окончательно забыты грядущими поколениями людей, а эланоры и нифредили не перестали цвести к востоку от Моря.
Парадоксально, но история казалось бы с хэппиэндом, оказывается чертовски грустной, когда читаешь про жизнь персонажей после. Как по мне, Толкин сделал гениальную вещь, дав персонажам не только отрезок времени в конкретной истории, но и дав им полный хронометраж жизни, от рождения до смерти. Ведь обычно читатель не задумывается о том, что после. Для него персонажи зависают в вакууме, а тут, он действительно создал живой мир.
Женщины, как правило, не женятся, они выходят замуж. Или «она вышла замуж за Арагорна», или «Арвен и Арагорн поженились» 🙂
Какая-то она кривая и угловатая на фотке от руки
Арвен, Арвен, но пост всё равно посвящён Лив Тайлер 🙂
Как я сох по ней в свое время. А отечественные толчки были склонны называть её «орчихой, затесавшейся среди эльфов».
Почти Австралия
Арт «Хоббитон»
Хоббиты: Начало
Про полуэльфов, их выбор и судьбу
Полуэльфы (с англ. Half-Elven), с синдарина — Пэрэдиль (мн. ч. Peredhil, ед. ч. Peredhel, элемент «per» означает «полу». Слово «edhel» означает «Эльф»), с квенья — Пэрэльдар (мн. ч. Pereldar, ед. ч. Perelda).
Все известные полуэльфы:
— Элуред, Элурин и Эльвинг, дети Диора и Нимлот (также известная как Линдис).
— Эарендиль, сын Туора и Идриль.
— Эльронд и Эльрос, сыновья Эарендиля и Эльвинг.
— Эльрохир, Элладан и Арвен, дети Эльронда и Келебриан.
— Галадор и Гильмит, дети Имразора и Митреллас.
— Диор, сын Берена и Лутиэн, внук Мелиан, фактически являлся человеком, поскольку был рождён смертными родителями, после выбора Лутиэн. Также и с детьми Эльроса (потомки которого были смертными), и с Эльдарионом вместе с его сёстрами, что были детьми Арагорна и Арвен.
Также в черновиках упомянуты:
Хеорренда, сын Эриола и Найми.
Тамар Хромоногий, сын Бэтоса и девы из рода гномов.
(прим. Больше о них и их судьбе ничего не известно)
«Все, у кого в жилах течет кровь смертных людей – велика её часть или мала – смертны, если другая участь не будет дарована им».
(c) История Средиземья. Том 5. Заключительная часть «Квента Сильмариллион».
Пару слов о роде Берена и Лутиэн
В соответствии с решением Манвэ, Диор – наследник Тингола, сын Берена и Лутиэн, был смертным независимо от выбора своей матери, которой в качестве абсолютного исключения было позволено выбрать, к какому народу принадлежать; так она смогла избавиться от бессмертия и стать смертной.
Дар Манвэ полуэльфам из рода Эарендиля
В конце Первой Эпохи Манвэ постановил, что Эарендилю, Эльвинг и их сыновьям предстоит сделать окончательный выбор – к какому роду им принадлежать в дальнейшем (полуэльфам других родов, а из них известен лишь род Имразора и Митреллас, выбор дан не был). Эарендиль предоставил Эльвинг выбирать за них обоих, и она выбрала расу Эльфов. Сам он выбрал бы расу Людей, но ради Эльвинг принял её выбор.
«Манвэ объявил своё решение, и молвил он так: «В этом деле приговор выношу я. Опасность, на которую пошёл он во имя любви к Двум Народам, да не коснется Эарендиля, равно как и жены его Эльвинг, что бросила вызов опасности из любви к нему; но нет им отныне обратной дороги ни к эльфам, ни к людям Внешних земель. Вот какова моя воля: Эарендилю и Эльвинг, и сыновьям их, даётся свободный выбор; пусть каждый решает сам, удел какого народа принять, по законам какого народа судим он будет».
Тогда Эарендиль молвил Эльвинг: «Выбирай ты, ибо устал я от мира». И Эльвинг избрала участь Перворождённых Детей Илуватара, памятуя о судьбе Лутиэн; и ради неё Эарендиль предпочел тот же удел, хотя сердцем своим стремился скорее к людям, к народу своего отца».
(c) Сильмариллион. Глава 24. О путешествии Эарендиля и Войне Гнева. Подобная цитата есть и в Истории Средиземье. Том 5. Квента Сильмариллион.
Выбор сыновей Эарендиля и Эльвинг
Эльрос предпочел стать королем людей, но смертным; он приобрел основную черту людей, противопоставляющую их квенди, — «стремление к иному», как называли это эльдар, «усталость» или желание уйти из мира. Так что все его потомки тоже смертны и принадлежат к особо благородному роду, хотя долголетие их убывает. Пример — Арагорн (обладавший, однако, более долгим сроком жизни, нежели его современники: двойным по меркам людей, хотя и не тройным, как изначально у нуменорцев).
Эльронд предпочел остаться среди эльфов и стал впоследствии великим мудрецом своего рода. Его детям, Эльрохиру, Элладану и Арвен (с обновленной эльфийской наследственностью), также пришлось делать выбор. Им, как и Высшим эльфам, жившим тогда в Средиземье, была дарована особая милость: почувствовав усталость от жизни в землях смертных, они могли сесть на корабль в Серой Гавани и отплыть к берегам Закатного Края или же остаться, стать смертными и умереть в Средиземье.
Галадор и Гильмит, дети Имразора и Митреллас.
Потомки Имразора и Митреллас, род правителей Дол Амрота, а также все, кто заключал с их родственниками брачные союзы, имели толику эльфийской крови, а это потомки от Тенгеля и Морвен из Лоссарнаха, потомки Денетора и Финдуилас, сестры Имрахиля, потомки Эовюн и Фарамира, а также потомки Эомера и Лотириэль, дочери Имрахиля.
Примечание: если ничего непонятно, прикладываем схему, как это всё хитро выглядело:
Полуэльф = Смертный по умолчанию.
Полуэльф (выбравший эльф. судьбу) из рода Эарендиля + Эльф = Обновленная эльфийская наследственность у дитя-полуэльфа, имеется право выбора судьбы, как в случае с Арвен.
Полуэльф (выбравший эльф. судьбу) из рода Эарендиля + Смертный = Смертный потомок без права выбора судьбы.
Смертный Полуэльф + Эльф = Смертный Полуэльф.
Смертный + Смертный Полуэльф = Смертный потомок без права выбора судьбы.
Смертный + Эльф = Смертный Полуэльф.
Потомки Смертного Полуэльфа = Люди.
Вот так, получается, весьма непросто, но логично и непротиворечиво.
За публикацию спасибо @Aer1on.
Первые орки
Комментарий автора (перевод мой):
Разрушение Утумно (как и осада Мордора силами Последнего союза в более поздние годы) — работа, законченная лишь наполовину. Мелькор низложен и заточён, но многие из его слуг, великих и малых, прячутся в тенях и просачиваются в мир как ядовитые миазмы после того, как Валар покинули Средиземье. И вновь это диссонанс Мелькора, источник зла, неизбежно играющий свою роль в теме Творения, и именно в это время на сцене впервые появляются орки, выведенные во тьме из семени пленных эльфов. Мне нравится представлять, что орки этих времён все ещё в некоторой степени эльфы. Поколения пыток превратили их в уродливых, сломленных созданий, но в какой-то степени они по-прежнему похожи на то, за что их приняли первые эльфы, столкнувшиеся с ними, т. е. за эльфов, которые стали дикими и злыми, «тёмным феями», если угодно, гоблинами. Поэтому я представляю, какими их будут помнить люди: другая половина мира, сотканного из древней магии, в который они впервые явились, прямая противоположность «дивного народа».
Тот, что слева, был задуман как вождь или жрец/духовные лидер среди своего народа, связующее звено с тёмным властелином, который создал всех орков; вероятно, «болдог» или какой-то промежуточный ранг. Возвышающаяся груда черепов была вдохновлена статуями многоголовых демонов из юго-восточной Азии и трёхголовыми норвежскими троллями. Один череп над головой принадлежит гному, а два с обеих боков напротив головы — оркам, возможно, соперникам, а может быть и его братьям. Мне представляется что братоубийство Каином Авеля — важный для орков символический мотив, который, вероятно, способствует их духовному вырождению.
О внешности Хоббитов
Толкин неоднократно описывал внешность хоббитов, но цвету их кожи особого внимания не уделял (например, этого нет в Письме 27). При описании этого народа в «Хоббите» (гл. 1) он пишет, что хоббиты «have long clever brown fingers» («у них длинные ловкие коричневые пальцы рук») – и это единственное указание на цвет кожи.
У нас есть два цветных рисунка к «Хоббиту», где герой определённо изображён светлокожим, включая кисти рук (Бильбо у орлов и Бильбо, плывущий на бочке). Оба они (наряду с некоторыми другими, к нашему вопросу отношения не имеющими) были созданы в мае-июле 1937 г., когда американский издатель попросил дополнительные цветные иллюстрации, и оба противоречат тексту в некоторых деталях: так, Бильбо изображён в обуви (Толкин попытался объяснить это в письме 27), а на картинке с бочками изображено другое время суток.
«In his lap lay Frodo’s head, drowned deep in sleep; upon his white forehead lay one of Sam’s brown hands, and the other lay softly upon his master’s breast».
«Голова объятого глубоким сном Фродо лежала у него на коленях; одна из коричневых рук Сэма прикрывала бледный лоб Фродо, а другая мягко покоилась на груди его хозяина».
«White» может означать не только «белый», «белокожий», но и «бледный». Во всяком случае, это свидетельство о том, что у Фродо, по крайней мере, частично, была светлая кожа.
В другой раз упоминание встречается в главе 1 книги 5 (вновь по контрасту со светлым – на этот раз, со вспышкой фиала):
«Sam drew out the elven-glass of Galadriel again. As if to do honour to his hardihood, and to grace with splendour his faithful brown hobbit-hand that had done such deeds, the phial blazed forth suddenly »
«Сэм снова достал эльфийскую склянку Галадриэли. Как будто для того, чтобы почтить его мужество и украсить великолепием его верную коричневую хоббичью руку, совершившую такие деяния, фиал внезапно засиял ».
В черновиках эпилога «Властелина колец» (не вошедшего в опубликованный текст) Сэм беседует с дочерью Эланор. Сначала даётся её описание:
«on a stool beside him sat Elanor, and she was a beautiful child more fair-skinned than most hobbit-maids and more slender».
«…на табурете перед ним сидела Эланор, и была она прекрасным ребёнком, более светлокожим, чем большинство девушек-хоббитов, и более стройным».
В другом варианте сказано:
«She was a beautiful girl, more fair of skin than most hobbit-maidens, and more slender, and the firelight glinted in her red-gold hair».
«Она была прекрасной девчушкой, с более светлой кожей, чем большинство хоббитских девушек, и более стройной, и отсветы огня блестели в её рыжевато-золотистых волосах».
Под конец же говорится:
«Her hand felt for his, and his brown hand clasped her slender fingers».
«Её рука ощутила его [руку], а его коричневая рука обхватила её тонкие пальцы».
В «Прологе» к «Властелину колец» Толкин дал объяснение присутствию светлокожих и темнокожих хоббитов. Существовало три племени (породы, «breeds») хоббитов: Stoors, Harfoots и Fallohides. Все три названия образованы от древних английских слов. Stoor – «широкий, сильный», Harfoot – «обладающий ступнёй, покрытой шерстью», а Fallohide происходит от «fallow» (бледный, желтоватый) и hide (шкура или кожа). Условно можно перевести их как «крепыши», «шерстоноги» и «бледнокожие» (далее под «бледнокожими» имеются в виду именно Fallohides и образованное от этого слова прилагательное Fallohidish).
Одна из ветвей хоббитов, Stoors, предки Голлума, в отношении цвета кожи, по-видимому, занимала промежуточное положение. Две другие, в числе прочих различий, характеризуются так:
«The Harfoots were browner of skin The Fallohides were fairer of skin and also of hair The Harfoots were the most normal and representative variety of Hobbit, and far the most numerous. The Fallohides, the least numerous, were a northerly branch. In Eriador they soon mingled with the other kinds that had preceded them, but being somewhat bolder and more adventurous, they were often found as leaders or chieftains among clans of Harfoots or Stoors. Even in Bilbo’s time the strong Fallohidish strain could still be noted among the greater families, such as the Tooks and the Masters of Buckland».
«Шерстоноги были более коричневыми кожей Бледнокожие были светлее кожей, а также волосами Шерстоноги были самой стандартной и репрезентативной разновидностью хоббитов, и представлявшей подавляющее большинство. Бледнокожие, наименее многочисленные, были северной ветвью. В Эриадоре они вскоре смешались с другими разновидностями, которые им предшествовали, но будучи в некотором роде более решительными и более склонными к приключениям, они часто оказывались лидерами или вождями среди кланов шерстоногов или крепышей. Даже во времена Бильбо всё ещё можно было заметить сильную линию признаков бледнокожих среди более видных семей, таких как Туки или хозяева Бакленда».
Слово «предшествовали» здесь я понимаю не как «являлись предками», а как «раньше пришли в Эриадор». Тем не менее, я предполагаю, что более светлая кожа не была изначальной характеристикой бледнокожих, а была ими приобретена в результате того, что они стали северной (то есть когда-то переселившейся на север) ветвью хоббитов.
Концепция трёх ветвей хоббитов – поздняя, возникшая после написания основного текста, включавшего эпилог, в 1948 г., но до лета 1950 г. В основном тексте из них упоминаются лишь крепыши, но это очень поздняя вставка. Концепция эта родилась при подготовке Приложения о языках (F), но затем Толкин решил переместить эту информацию в Пролог. Описание цвета кожи хоббитов принципиально не отличается от опубликованного варианта, однако в черновике присутствовало следующее примечание:
«Thus it is said to have been clans of a still markedly Stoorish strain that first moved on west again from Bree and colonized the Shire, attracted originally to the riverbanks of the Baranduin. In Bilbo’s time the inhabitants of the Marish in the East Farthing, and also of Buckland, still showed Stoorish characteristics. Yet even there the chief families, notably the Brandybucks, had a strong Fallohidish strain in their make-up».
«Таким образом, говорится, что именно кланы, всё ещё обладавшие ярко выраженной линией признаков бледнокожих, первыми снова двинулись на запад из Бри и колонизировали Шир, первоначально привлёкший их берегами Барандуина. Во времена Бильбо обитатели Мариша в Восточном фартинге, а также Бакленда, всё ещё проявляли характеристики шерстоногов. Но даже там главенствующие семьи, в особенности Брендибаки, имели в облике сильную линию признаков бледнокожих».
(Я предполагаю, что бледнокожие хоббиты появились в развитие описания Фродо, ранее данного Гэндальфом: «But this one is taller than some and fairer than most». Слово «fairer» здесь можно понять по-разному: он может быть «более красивым», чем большинство хоббитов, или же «более светлым», причём во втором случае также неясно – светлее ли он по цвету кожи или волос.)
Можно добавить, что в неоконченном варианте 1960 г. Толкин перестроил всё описание хоббитов, и в обновлённом тексте упоминание о цвете пальцев пропало: «They had long and skilful fingers and made many useful and well-shaped things, mostly of wood or clay or leather [> glass]». Однако он отказался от переделки сказки, и в третьей редакции (1965) сохранился исходный фрагмент с «коричневыми» пальцами.
С учётом сказанного в Прологе «Властелина колец», я считаю невероятным существование «мозаичных» хоббитов, у которых белый лоб, а коричневые – лишь кисти рук. Я считаю, что в конце Третьей Эпохи и начале Четвёртой кожа большинства хоббитов была целиком коричневой, что позволяло описывать «коричневые пальцы», говоря о хоббитах в целом. Типичным представителем хоббитов, в том числе по цвету кожи, был Сэм Гэмджи с его «коричневой» рукой. Однако крупные и влиятельные семейства (greater, а по черновому примечанию – chief, «главенствующие») – Туки, Брендибаки и другие (к которым принадлежали, по крайней мере, по материнской линии, главные герои – Бильбо, Фродо, Мерри и Пиппин), сохраняли заметные внешние признаки происхождения от бледнокожих, в частности, более светлую кожу – настолько, что по контрасту с кожей рук обычного хоббита её можно было назвать «бледной» (или даже «белой»).
Эланор, дочь и наследница Сэма, по-видимому, получила благословение свыше за заслуги её отца, и это проявилось в редком золотом цвете волос и том, что она получила прозвание «Fair» («Прекрасная»), а её потомки – «Fairbairns». В эпилоге (в опубликованный текст и авторские комментарии к нему эта концепция не вошла) Эланор характеризуется не только как более стройная, но и как обладающая более светлой (fair) кожей, чем большинство её ровесниц, и чем её отец – при том, что семья её матери, Коттоны, вряд ли была светлокожей. Можно расценить это как свидетельство того, что светлая кожа у хоббитов имеет положительную коннотацию. Другим свидетельством, на мой взгляд, является то, что бледнокожие не покорили шерстоногов, а выдвинулись в представители их политической и экономической элиты благодаря достоинствам – личным и своего рода.
Особый вопрос – что подразумевается под словом «коричневый». Как и русское слово, английское brown относится ко всем вариантам коричневого – от очень светлого медово-коричневого и золотисто-коричневого – до бронзового, кофейного и шоколадно-коричневого, в связи с чем английская «Википедия» пишет, что кожа большинства людей носит коричневый оттенок. В современном английском языке это слово применительно к общностям людей может относиться к людям южноазиатского, ближневосточного и латиноамериканского происхождения, но оно не столь жёстко и явно закреплено, как «белые» и «чёрные». Какой именно оттенок коричневого имел в виду Толкин, нам неизвестно.
В заключение хотелось бы отметить, что с «коричневой рукой» Сэма перекликается встречающаяся незадолго до этого в тексте «коричневая рука» южанина – тоже «brown hand». И именно глазами Сэма мы видим погибшего южанина. Но насколько различна судьба этих персонажей, оказавшихся вдали от дома! Один, поддавшийся ли злу всем сердцем, или уступивший лжи или угрозам, бесславно погиб. Другой стал главным героем повествования. И не только судьба делала этот выбор, но и они сами – собственными поступками, не зависящими от цвета кожи.