что стало с колоссом родосским
Колосс Родосский: бронзовый гигант и символ конца эпохи Александра Македонского
Колосс Родосский — огромная, 38-метровая бронзовая статуя древнегреческого бога Солнца — Гелиоса, воздвигнутая островитянами с Родоса для того, чтобы увековечить память о героической обороне города и отдать дань уважения своему богу-заступнику. Одно из семи чудес света, несмотря на свои внушительные размеры и благородный вид, оказалось самым недолговечным из всех: Колосс Родосский простоял на своих широких могучих ногах у входа в греческий город всего полвека, после чего преклонил колени, но не перед людьми, а перед жестокой стихией, которая буквально предала тело бога Солнца Гелиоса земле. Но это было значительно позже, а началось всё с развала эпохи Александра Македонского.
Нашествие Циклопа на Родос
После смерти великого полководца Александра Македонского в 323 году до нашей эры в империи завоевателя начался «раздел наследства»: сатрапы, полководцы и приближённые к царю с помощью междоусобных войн, заказных убийств и прочих не самых законных методов пытались выяснить, кому достанется самый лакомый кусочек государства. Всё это привело к тому, что в 302 году до н.э. бывший полководец Александра Македонского, Антигон I Одноглазый, прозванный в народе по понятным причинам Циклопом, отправил своего сына Деметрия Македонского с 40-тысячным войском на Родос с целью его захватить и присоединить к своим владениям.
Антигон, конечно, возмутился столь грубому отказу Родоса и послал 40 тысяч человек во главе со своим сыном на осаду острова. Противники македонян тоже были не лыком шиты и имели в своём арсенале хорошую оборону, много провизии, ресурсов и вполне боеспособное войско, которое, правда, было совершенно не готово сдерживать наступление 40 тысяч обученных опытных бойцов. Родосцы пытались «сгладить углы» всеми возможными методами, самый радикальный и самый забавный из них заключался в том, что островитяне воздвигли в центре города две огромные статуи Антигона и Деметрия и, чтобы умаслить захватчиков, поклонялись им как своим царям и богам. Даже посреди осады греки сетовали на досадное недоразумение, уверяя, что с Циклопом остров находится в дружеских отношениях, и что вообще они его подданные и не понимают, почему у берега острова развернулась внушительная наступательная операция.
Однако Деметрий был непреклонен в своих намерениях и настаивал на военном захвате Родоса. Неизвестно, сыграла ли роль врождённая кровожадность полководца или у него просто чесались руки доказать отцу свою боеспособность, но Деметрий Македонский подошёл к осаде ответственно и изобретательно, использовав новейшие военные достижения своей армии. Для начала он закрыл кораблями всё водное пространство вокруг острова, чтобы не допустить подкрепления от союзников Родоса. Потом македонцы высадились на берег и начали планомерно разрушать богатые предместья города: рубили деревья, собирали провизию, грабили население и занимались другими типичными для завоевателей делами.
Для обороны было задействовано всё население города, стоит признать, что родосцы взялись за дело с должным энтузиазмом. Местные меценаты жертвовали собственные деньги для вооружения и укрепления обороны, боеспособное население тренировалось каждый день, ремесленники и инженеры работали над защитными сооружениями и снарядами, даже женщины помогали, чем могли — таскали камни и отрезали волосы на тетиву для луков.
Деметрий же вспомнил о своих инженерных талантах и после нескольких неудачных боевых вылазок начал активно готовиться к осаде. Он выстроил орудия поистине невиданных размеров, начав, однако, всего с двух огромных «черепах», заведомо защищённых деревянными навесами от прямых и метательных атак. На этом он не остановился и построил две осадные башни, высотой превосходившие стены гавани Родоса, напоследок укрепив их частоколом для обороны сооружений со стороны моря.
В качестве дани уважения мужественной обороне греков он даже оставил им на память одну из своих огромных осадных машин. В итоге грекам и македонцам всё-таки удалось заключить взаимовыгодный союз, который обязал родосцев оказывать поддержку Деметрию и Антигону в обмен на свободу города. В результате осады, продлившейся целый год, Деметрий получил прозвище Полиоркет, то есть «Осаждающий», а Птолемея стали звать Сотером, или «Спасителем».
Колосс Родосский — бронзовый гигант во славу Солнца
Чтобы отпраздновать долгожданный триумф над Македонией и заодно восславить Гелиоса, жители Родоса решили продать брошенные Деметрием осадные орудия и на полученные суммы построить огромную статую в честь своего покровителя. Важно отметить, что Гелиоса островитяне почитали не просто так: по легенде, он буквально поднял Родос из морских глубин, чтобы его будущие обитатели могли восхвалять могущество бога Солнца.
Греки поручили изготовить Колосса знаменитому мастеру по скульптуре — Харесу. Он согласился воздвигнуть 18-метрового гиганта из преимущественно глины и бронзы, однако впоследствии родосцы с присущей им гиперболизацией решили, что 18 метров недостаточно, и попросили мастера увеличить высоту в два раза, заплатив также в два раза больше. Харес, будучи скульптором, а не математиком, с радостью согласился, но, как выяснилось, для того, чтобы увеличить статую в 2 раза, требовалось в 8 раз больше материалов, поэтому мастеру, чтобы не упасть в грязь лицом, пришлось занимать колоссальные, как само творение Хареса, суммы у друзей и знакомых.
Недолгий век Колосса Родосского
Бронзовый гигант, на изготовление которого ушло примерно 13 тонн бронзы и 8 тонн железа, простоял на своих могучих ногах очень недолго: чуть больше 50 лет понадобилось стихии, чтобы «спустить» Гелиоса с небес на землю. Колосс Родосский был вынужден преклонить колени перед землетрясением, происшедшим примерно в 225 году до нашей эры. Даже лёжа на земле, гигант поражал своим величием и предсмертным благородством. По утверждениям древнегреческих летописцев, далеко не каждый человек мог целиком обхватить большой палец поверженного Колосса.
Однако Колосс Родосский не погиб бесследно: он не только остался известен современным людям как одно из чудес света, но и нашёл своё перерождение в американской статуе Свободы. Известно, что архитектор вдохновлялся образом Колосса, когда работал над символом независимости США. Внутри совместного произведения Фредерико Бартольди и Густава Эйфеля даже расположена бронзовая табличка с выгравированным на ней стихотворением Эммы Лазарус под названием «Новый Колосс».
Куда подевался бронзовый «Колосс Родосский», чья высота достигала 33 метров?
Если бы мы жили в 280 году до нашей эры, фантазируют авторы статьи, то не знали бы статуи больше, чем Гелиос Родосский — древнегреческого бога Солнца. Какова история этого величественного 33-метрового гиганта, не имеющего аналогов? И куда он исчез?
ы близко подошли к порту Мандраки. Ваше путешествие из Александрии было легким и вы смогли достигнуть острова Родос. Теперь посмотрите вверх на величественную статую Гелиоса Родосского — древнегреческого бога солнца. Мир никогда не видел статуи больше!
«Гелиос защитил нас от Деметрия и его солдат, поэтому мы установили огромную статую, чтобы выразить свою благодарность нашему защитнику и покровителю Родоса», — говорят капитаны. Если бы мы жили в 280 году до нашей эры, то не знали статуи больше, чем Гелиос Родосский. Какова история этой величественной статуи? И куда же она делась?
Родос, Гелиос и Александр Македонский — остров, Бог и правитель!
Прежде чем рассказать историю статуи, нам следует узнать об острове, на котором она была возведена. Остров Родос расположен в 18 километрах от побережья Малой Азии. Он является воротами между Средиземным и Эгейским морями. Благодаря своему географическому положению остров Родос на протяжении всей своей истории имел важное значение в качестве связующего звена между островами Греции, Египтом и Азией.
Согласно древнегреческим мифам, этот остров был создан богом солнца Гелиосом, который назвал его в честь своей жены Родос. Поэтому жители острова поклонялись Гелиосу и считали его защитником и покровителем острова.
В 408 году до н. э. была основана столица — город Родос. К концу IV века до нашей эры Родос был крупной торговой и морской державой в регионе, обладающей огромными богатствами. Это помогло ему избегать конфликтов, вспыхивающих вокруг него в регионе.
Родос вышел на политическую арену античного мира после смерти Александра Македонского. Как известно, Александр Македонский не оставил после себя наследника, поэтому его гигантская империя погрузилась в пучину гражданских войн, вошедших в историю как войны диадохов.
По итогам этих войн возникли три великих королевства:
1. Египет, которым правил Птолемей I;
2. Империя Селевкидов в Персии, управляемая Селевком I Никатором;
3. Территория Малой Азии, управляемая Антигоном I Одноглазым.
А также остался автономный остров Родос.
Хотя Родос решил сохранять нейтралитет, не заключая союз с каким-либо из этих трех великих государств, он установил тесные отношения с правителем Египта Птолемеем I, что вызвало недовольство Антигона I Одноглазого. Тот считал, что если Птолемей станет союзником Родоса, то он получит флот и всю мощь острова, с которой он, Антигон, не сможет справиться. Поэтому он решил попытаться захватить остров Родос.
В 305 году до н. э. Антигон отправил своего сына Деметрия I во главе сорокатысячного войска для захвата Родоса. Здесь следует отметить, что жители острова собрали всего 7 тысяч бойцов против армии Деметрия.
Колосс Родосский — величественный гигант, не имеющий аналогов!
Эта статуя должна быть не похожей ни на что другое, и больше, чем все статуи, которые когда-либо воздвигались, чтобы отблагодарить бога, спасшего их от захватчиков.
Жители острова обратились к местному скульптору по имени Харес с просьбой построить эту гигантскую статую. Харес — ученик знаменитого скульптора Лисиппа, пользовавшегося благосклонностью самого Александра Македонского. Он согласился возвести статую Гелиоса, что оказалось очень непростым делом.
Согласно источникам, строительство статуи длилось 12 лет. Бронзовые листы внешней оболочки были закреплены на железный внутренний каркас. Основание же было выполнено из белого мрамора. Сперва были установлены ноги, а затем и сама статуя.
Статуя возводилась постепенно. Бронзовая форма божества была укреплена железными и каменными конструкциями, а верхняя часть была построена с использованием вышек и строительных лесов. Греческий философ Филон Александрийский писал: «Скульптор постепенно насыпал вокруг еще незаконченного Колосса огромный холм земли, который скрывал уже завершенные ярусы и позволял изготавливать следующие на уровне земли». По окончании работ землю расчистили, а сама статуя достигала высоты около 33 метров.
Точное местонахождение Колосса остается неизвестным по сей день, хотя древние свидетельства помещают его в разные точки вокруг гавани Мандраки.
Сначала считалось, что статуя стояла в воротах порта Мандраки, но в таком случае при разрушении она полностью заблокировала бы вход в порт из-за своего большого размера. Недавние исследования показывают, что статуя была возведена либо на восточном мысе гавани Мандраки, либо где-то дальше на суше.
Основным источником фактических данных о легендарном бронзовом великане стало произведение Плиния Старшего, написанное в I веке нашей эры, то есть примерно через 200 лет после возведения этой статуи. Он объясняет, почему тогда Колосс вызывал такое удивление своими размерами.
«Статуя Гелиоса, ранее стоявшая на Родосе, была работой Хареса Линдского; Лишь немногие люди могут обхватить обеими руками большой палец руки статуи», — пишет он об этом древнем чуде света.
Плиний и другие говорили лишь о размере, но никто не описывал вид самой статуи. Таким образом, все, что мы о ней знаем основано только на поэтических описаниях.
К сожалению, «второму солнцу Хареса» не суждено было продержаться столетия. Колосс, наряду со многими другими сооружениями на Родосе, был разрушен землетрясением в 225 или 226 году до нашей эры, то есть спустя полвека после возведения.
Большинство источников сходятся во мнении, что во время землетрясения статуя переломилась на уровне колен. Правитель Египта Птолемей III выделил огромные средства на ремонт монумента, но оракул запретил жителям Родоса восстанавливать Колосс, поэтому осколки остались там, где они упали.
Интерес Птолемея III к Колоссу показывает тесные связи между Родосом и Египтом, а также страх перед Гелиосом, царивший в этом регионе. Любопытно отметить, что Птолемей III изображал себя Гелиосом в короне из солнечных лучей на монетах.
Кстати говоря, обломки гигантской бронзовой статуи пролежали на земле восемь столетий.
Многие люди посещали это место на протяжении многих лет. Статуя, несмотря на свое положение, продолжала удивлять всех, кто ее видел. Но после завоевания острова мусульманами в 654 году нашей эры, еврейский торговец из города Эдесса (Верхняя Месопотамия) купил бронзовые обломки статуи. Колосс Родосский был расплавлен, а металл использовался повторно для бытовых целей. Согласно источникам, торговцу понадобилось 900 верблюдов, чтобы перевести обломки Колосса на Восток.
Стоит отметить, что в 2015 году появились предложения по восстановлению старой статуи. Молодые европейские археологи, архитекторы и инженеры-строители предложили построить «современный Колосс Родосский» с учетом стандартов XIX века.
Цель этого проекта — не воссоздать копию 33-метровой бронзовой конструкции, а вызвать те же чувства, что испытывали люди, которые видели эту статую более 2200 лет назад. Предлагается возвести статую Гелиоса в пять раз больше высоты оригинала, внутри которой будут размещаться выставочный зал, библиотека, музей культуры и маяк. Увидим ли мы день воскрешения Колосса Родосского? А как насчет остальных семи чудес света Древнего мира?
Колосс Родосский – почему изваяние простояло всего полвека?
История искусства сохранила память о грандиозных творениях рук человеческих. К сожалению, мы, люди XXI века, можем увидеть лишь незначительную часть сохранившихся скульптур и картин. К величайшим произведениям искусства, которые не дожили до наших дней, принадлежит и легендарный Колосс Родосский, олицетворявший силу и богатство древнегреческого острова Родос. Неизвестный античный поэт писал:
“Жители Родоса, племя дорийцев, колосс этот медный величиной до небес, Гелий, воздвигли тебе”.
И это действительно так – Колосс Родосский был образом солнечного бога Гелиоса, что считался главным покровителем острова. Как же выглядела знаменитая скульптура? Почему судьба Колосса столь печальна?
История статуи
Колосс Родосский по праву принадлежит к одному из “семи чудес света”. И если сегодня обывателей сложно удивить грандиозными сооружениями, то творения людей, воздвигнутые ещё до нашей эры, вызывают невольное восхищение. О Колоссе немало упоминаний в источниках, однако учёные до сих пор пытаются выяснить точное месторасположение и внешний облик изваяния.
История Колосса Родосского начинается после смерти Александра Македонского. Тогда царь Египта Птолемей укрепил своё влияние на греческом острове Родосе. В качестве взаимовыгодного сотрудничества греки и египтяне заключили союз, позволяющий контролировать торговлю в Средиземноморье.
Возможно, Колосс Родосский выглядел так
Тем не менее, Родос продолжал оставаться “лакомым кусочком” для амбициозных правителей других стран. В 305 году до нашей эры Деметрий Македонский прибыл на остров с войском, насчитывавшим сорок тысяч солдат. Это была невероятно многочисленная и сильная армия по тем временам.
Главный город Родоса пробыл в осаде около года, однако не пал даже под натиском стенобитных орудий. Деметрий Македонский вынужден был отступить. Это была личная победа всех родосцев, а потому народ решил воздвигнуть памятник богу Гелиосу, который, как гласили предания, охранял их от врага.
Гелиос – бог Солнца, в честь которого был воздвигнут Колосс Родосский
Рельеф из храма АфиныТрои, III в.до н.э.,
Местонахождение: Музей Пергама, Берлин, Германия
Воплощение бога Гелиоса
Согласно мифам, в древние времена Гелиос извлёк из моря небольшой клочок суши, создав тем самым остров Родос. С той поры эта земля находилась под властью солнечного божества, а жители поклонялись ему.
Чтобы построить прекрасную и поистине огромную статую любимого бога родосцы продали орудия, брошенные противником, а вырученные средства направили на строительство и подготовку материалов.
Скульптором был выбран Харес, древнегреческий мастер, ученик выдающегося Лисиппа. Изначально родосцы планировали воздвигнуть статую высотой 18 метров, но в дальнейшем решено было увеличить “рост” Колосса в два раза. Несмотря на постоянный сбор средств, вырученной суммы не хватало на такого бронзового гиганта, поэтому Харес брал в долг у родственников и друзей, чтобы воплотить столь смелый замысел в жизнь.
Творение Хареса
Над заказом жителей Родоса скульптор работал около 12 лет, однако результат превзошёл все ожидания. Колосс Родосский представлял собой фигуру стройного юноши с лучистым венцом на голове. Он стоял, слегка отклонившись назад и вглядываясь в даль.
Вероятно, изваяние находилось в порту Родоса или чуть поодаль. В любом случае фигура бога смотрелась крайне живописно. Он словно всматривался в каждый корабль, что направлялся к берегам Родоса, выступая защитником своего острова.
Сальвадор Дали «Колосс Родосский»,1954 год
Местонахождение: Музей изящных искусств, Берн, Швейцария
Сама скульптура была создана из глины на каркасе из камня и железа, поверх которого были наложены бронзовые листы. Фрагменты, найденные археологами, указывают на то, что одна рука Гелиоса была поднята ко лбу, а устойчивость статуе обеспечивали ноги и копьё (либо полы плаща).
Примечательно, что скульптор использовал новаторский приём для создания изваяния бога. По мере возвышения статуи создавался поднимающийся холм, который в дальнейшем убрали. Это значительно облегчало работы.
Франтишек Купка «Колосс Родосский», 1906 год
Местонахождение: Центр современного искусства, выставочный Дворец, Прага, Чехия
Печальный финал истории Колосса
Колосс Родосский простоял на своём острове тоже совсем недолго – чуть более 50 лет. В 226 году до нашей эры произошло сильное Родосское землетрясение. Высокая статуя не устояла и упала на землю.
Царь Птолемей III предложил родосцам оплатить восстановление символа их острова, но они отказались. Почему же? Причина крылась в предсказании дельфийского оракула. Согласно прорицанию, изваяние нельзя было поднимать, поскольку это могло вызвать гнев бога солнца.
Где-то здесь стоял Колосс Родосский / © Наталья Антипас / grekomania.ru
Упоминания о Колоссе встречаются в творениях самых разных античных авторов. Страбон пишет, что “статуя лежала на земле, поверженная землетрясением и переломленная у коленей”. Однако и поверженный гигант вызывал восхищение народа. У Плиния Старшего указывается, что немногие люди могли обхватить обеими руками большой палец Колосса.
Далеко не все знают, что образ Колосса Родосского пережил своё возрождение. Именно его образ стал вдохновляющим для скульптора Фредерика Бартольди, создавшего знаменитую статую Свободы. Она в немалой степени напоминает Колосса – тот же лучистый венец, поднятая рука и, конечно, впечатляющие размеры.
Младшая сестра Колосса – статуя Свободы в США, созданная скульптором Огюстом Бертольди / vasuan.com
Мы так и не можем сказать, как точно выглядел Колосс Родосский. Античные писатели не оставили детального описания скульптуры, однако, без сомнения, она представляла собой грандиозное изваяние, вызывавшее восхищение у каждого человека, прибывшего на Родос. Он действительно был истинным “чудом света”.
Колосс Родосский – великое чудо света
Колосс Родосский – одно из древних чудес света, украшавших вход в гавань на острове Родос.
В статье вы узнаете факты и историю статую на острове Родос. Как правильно ставить ударение в слове, относится ли колосс к семи чудесам света. Итак, 2300 лет назад, величественная статуя была построена на греческом острове Родос. Нарекли её Колосс Родосский за свои огромные по тем временам размеры.
Колосс Родосский: краткое описание и история
Колосс Родосский – знаменитое чудо света, которое установили на входе в гавань острова Родос в 304 году до н.э. В античности Родос занимал важную экономическую роль, располагаясь на юго-западе Малой Азии.
Главной город — Родос, носил имя острова и был заложен в 407 году до нашей эры. В 358 году до н.э. остров был завоеван царем Мавсолом, да-да именно тем, в честь кого возведено одно из семи чудес света — мавзолей в Галикарнасе.
Позже, в 340 году до н.э. остров перешёл во владение Персов, а через восемь лет его захватил Александр Македонский. После смерти Македонского, который скончался в садах Семирамиды (ещё одно из семи чудес света), полководцы начали борьбу за право унаследования империи.
Родос поделили на три части, которые достались Птолемею, Селевку, Антигону. Так получилось, что родосцы были на стороне Птоломея, который ещё до этого правил Египтом. Зависть затуманила глаза Антигона и он с помощью своего сына Демитрия пошёл войной на Родос. Огромная армия насчитывающая более 40 000 (больше всего населения острова) солдат обрушилась на стены портового города. Для покорения Родоса была сооружена огромная осадная башня, установленная на шести кораблях!
Но тут Демитрия постигла неудача, внезапный ураган опрокинул конструкцию в воду. Антигон не сдавался и приказал своему сыну построить ещё одну башню-гигант высотой 150 футов и основанием 75 квадратных футов.
Вторая башня несла на себе множество катапульт, солдатов на ней защищали шкуры животных и щиты из дерева. Родосцы и тут не спасовали, вылив кучу нечистот с наружной стороны стены. В итоге огромная башня завязла, так и не добравшись до места назначения. Как раз во время поспел флот из Египта, который отбил атаку Демитрия, обратив его в бегство.
Как создавался Колосс Родосский
Чтобы увековечить свою победу, островитяне решили построить громадную статую Гелиоса — бога солнца, который по приданию, вынес остров из глубин морских. Для строительства были использованы средства получены с продажи осадных машин Демитрия, которые были брошены за стеной. Строительство началось в 304 году до н.э. и длилось двенадцать лет, Колосс Родосский был установлен на холме, который был создан на входе в гавань.
Статую окружала земляная насыпь, которая росла вместе со скульптурой. Харес преследовал две цели, сооружая эту преграду. Во-первых, до поры до времени статуя была скрыта от глаз любопытствующих, а во-вторых, насыпь служила своеобразной платформой, позволяющей работникам осуществить каждый последующий этап сборки.
Очень часто, на фото Колосс Родосский изображают с широко расставленными ногами, между которых корабли проплывают в гавань, однако это не так – статуя была установлена на берегу. Высота Колосса составляла около 110 футов, прибавьте сюда ещё 50 футов, которые давал постамент.
Скульптура представляла из себя полуобнаженного бога, который правой рукой закрывал глаза от солнца, а левой держал своё одеяние. Среди историков бытует мнение, что большая часть скульптуры состояла из глины налепленной на каркас из стали, а поверх неё уже накладывали бронзовые листы. По свидетельству Пилона Византийского, на статую ушло 15 тонн бронзы и 9 тонн железа.
Создателем статуи был Херес родом из Линда, учившийся у известного скульптура Лисиппа. К сожалению Херес так и не увидел результата своей работы.
Колосс Родосский: бесславная кончина гигантской статуи
Колосс простоял 65 лет. В 222 или 226 г. до н.э. статую разрушило землетрясение. Почти семьсот лет пролежали части статуи у входа в гавань, привлекая туристов и купцов.
В VII веке н.э. арабы, завоевавшие Родос, раскололи бронзовые части Колосса на более мелкие и продали купцам-арабам, после, обломки попали в руки к еврейским богачам из Сирии. В предании говорится: для того чтобы вывезти “останки” скульптуры, понадобилось 900 верблюдов! До сих пор среди историков бушуют споры об истинном местонахождении статуи.
В наше время предпринимаются меры по возведению нового колосса выполненного из светящихся элементов. Стоимость проекта, задуманного в 2008 году, составляет около 200 миллионов евро, а высота статуи после реконструкции по данным из разных источников, составит от 60 до 100 метров.