что стало с вороной в отсутствие герды
Урок-игра по сказке Х.К. Андерсена «Снежная королева»
Урок-игра по сказке Х.К.Андерсена «Снежная королева»
— В начале сказки «Снежная королева» Х.К.Андерсен писал: «Дойдя до конца нашей истории, мы будем знать больше, чем теперь». Думаю, что мы с вами, внимательно прочитав сказку, действительно знаем больше, чем раньше. Проверим, так ли это.
1. Как звали мальчика и девочку из сказки «Снежная королева»? (Кай и Герда)
2. Кто смастерил зеркало? (Злой тролль)
3. Куда попали Каю осколки зеркала? (В сердце и в глаз)
4. Что произошло с Каем? (Сердце Кая превратилось в кусок льда)
5.Что сделала Снежная королева, чтобы Кай забыл и Герду, и бабушку? (Поцеловала его)
6. Что отдавала Герда реке, чтобы она вернула ей Кая? (Красные башмачки)
7. Где старушка забыла стереть розы? (На соломенной шляпе)
8. Где должен был оставить Герду олень? (У куста с красными ягодами)
9.Что растопило лёд в сердце Кая? (Слёзы Герды – символ христианского сострадания)
II. Узнайте литературного героя.
1. Эта героиня была такая упрямая и избалованная, что могла укусить свою мать за ухо. Но её тронула история девочки, которая ищет названого братца. Она приказала северному оленю отнести Герду к дворцу Снежной королевы. (Маленькая разбойница)
2. Вся она была так прелестна, так нежна, вся из ослепительного льда и всё-таки живая! Глаза её сверкали, как звёзды, но в них не было ни теплоты, ни красоты… (Снежная королева)
3. Она вышла из домика, опираясь на клюку. Затем вошла в воду, зацепила лодку своей клюкой, притянула её к берегу и высадила Герду. (Старушка, умеющая колдовать)
4. Герде опять пришлось присесть отдохнуть. Он прыгал прямо перед ней. Затем долго-долго смотрел на девочку и заговорил с ней, не очень хорошо выговаривая слова. (Ворон)
5. Она положила оленю на голову кусок льда, затем принялась читать то, что было написано на сушёной треске. Прочитала все слова три раза, пока не заучила наизусть. Потом она посадила Герду на спину оленя, и тот бросился бежать со всех ног. (Финка)
6. «Сильнее, чем она есть, я не могу её сделать. Не видишь разве, как велика её сила? Не видишь, что ей служат и люди, и животные? Ведь она босая обошла полсвета». (Герда)
III. Найдите и исправьте ошибки. (Тексты распечатаны)
2. Однажды Кай катался на лыжах, и его украла Снежная королева. (На санках)
3. Отважная Герда отправилась на поиски Кая. Ей помогли учёные сороки, король с королевой, маленькая разбойница, олень. ( Вороны, принц и принцесса)
4. Снежная королева превратила сердце Кая в комок снега, но любовь принцессы спасла его. (Кусок льда, Герда)
I V. О каких предметах идёт речь?
1. Миллионы его осколков наделали ещё больше бед, чем оно само. (Зеркало)
2. С их помощью оттаивало чудесное кругленькое отверстие, а в него выглядывал весёлый, ласковый глазок. (Монеты)
3. Карета, в которую принц и принцесса посадили Герду, была набита ими битком. (Фрукты и пряники)
4. Они росли в большом деревянном ящике. (Розы)
5. Вот ужас! Она вытащила его, острый, сверкающий, и легла с ним спать. (Нож)
6. Бабушка сидела на солнышке и читала эту книгу: «Если не будете как дети, не войдёте в царствие небесное!» (Евангелие)
V. Работа с карточками. (Каждый вытягивает по одной и отвечает на вопрос)
1. На чём написала письмо лапландка? (На сушёной рыбе).
«…низенькая, грязная женщина, ходила полуголая…» Кто это? (Финка).
2. Кто отвез Герду в Лапландию? (Северный олень).
3. Кому принадлежат слова: «Сильнее, чем она есть я не могу её сделать.… Ведь она босая обошла полсвета! Не у нас ей занимать силу, её сила в её сердце!» (Финка).
4. «Он и представить себе не мог более умного, более пленительного лица…Она представлялась ему совершенством» Кто? (Снежная королева).
5. Что думала Герда, когда Кай исчез? (Что он умер)
6. Сколько голубей было у маленькой разбойницы? (Больше сотни)
7. На каком острове чертоги Снежной королевы? (На острове Шпицберген)
8. Что сделала старушка, чтобы Герда забыла Кая? (Расчесала ей гребешком волосы)
9. Какое слово не мог составить Кай? (Вечность)
10. Какую молитву читала Герда? («Отче наш»)
11. Что обещала подарить Каю Снежная королева? (Коньки)
12. Что стало с вороном в отсутствии Герды? (Он умер)
13. Какую силу для Герды просил северный олень? (Силу двенадцати богатырей)
— Я загадала 3 слова, которые вы должны отгадать по моим подсказкам.
2. Сплоченный, единодушный.
3. Общаться, переживать, выручать.
4. Доверие укрепляет ее и делает прочнее.
Определите первое слово? (Дружба)
2. Надежный, стойкий.
3. Не предавать, хранить, любить.
4. Стойкость и неизменность в чувствах, отношениях, в исполнении своих обязанностей, долга.
Определите слово? (Верность)
2. Беззаветная, бескорыстная.
3. Обожать, боготворить, страдать.
4. Испытывать внутреннюю склонность к чему-либо.
Определите слово? (Любовь)
Подведение итогов игры. Выставление оценок.
Домашнее задание. Прочитать другие сказки Андерсена (2-3 сказки по выбору).
Письменно ответить на вопрос «Почему Герда победила Снежную королеву?»
Не детский взгляд на детскую сказку. Снежная королева. (Часть II)
Отдыхая у колдуньи, Герда набирается сил, в ней проявляется естественное стремление к развитию. По мнению Беловой М., Бисеновой Л.[2]:
«Если девочка удачно прошла этот этап, осознала его плюсы и минусы, она научается пользоваться своим умением отдыхать в мире грез, книг, фантазий».
Герда убегает от колдуньи и встречает ворона, между ними происходит следующий диалог:
«- Вот если бы ты понимала по-вороньи, я рассказал бы тебе обо всем куда лучше.
— Нет, этому меня не учили! – сказала Герда. – Бабушка – та понимает! Хорошо бы и мне уметь!»
Однако, Герда отлично находит взаимопонимание с вороном, что помогает ей осознать в себе умения бабушки, что делает Герду еще немного взрослее. С помощью ворона Герде попадает во дворец, а также знакомится с Принцем и Принцессой.
«Девочка могла жить да поживать во дворце припеваючи, но она прогостила всего несколько дней и стала просить, чтобы ей дали повозку с лошадью и пару башмаков, – она опять хотела пуститься разыскивать по белу свету своего названого братца. Ей дали и башмаки, и муфту, и чудесное платье, а когда она простилась со всеми, к воротам подъехала золотая карета с сияющими, как звезды, гербами принца и принцессы; у кучера, лакеев и форейторов – ей дали и форейторов – красовались на головах маленькие золотые короны. Принц и принцесса сами усадили Герду в карету и пожелали ей счастливого пути».
Герда снова отправляется в путь. Однако, «карета блестела, как солнце, и сразу бросилась в глаза разбойникам».
Maленькая разбойница держит взаперти живых зверей и пугает их. У нее есть любимый Олень, который с восторгом говорит о царстве Снежной королевы: «там вечный снег и лед, чудо как хорошо!» и «Там я родился и вырос, там прыгал по снежным равнинам!»
Олень у северных народов считается одним из главных магических животных Например, у саамов олень является необходимым спутником шамана в Мир Мёртвых. Маленькая разбойница «отерла слезы Герде» и отпустила ее, отдав девочке своего любимого оленя, чтобы он доставил Герду в царство Снежной королевы.
«Северный олень подпрыгнул от радости. Маленькая разбойница посадила на него Герду, крепко привязала ее, ради осторожности, и подсунула под нее мягкую подушечку, чтобы ей удобнее было сидеть.
— Так и быть, – сказала она затем, – возьми назад свои меховые сапожки – будет ведь холодно! А муфту уж я оставлю себе, больно она хороша! Но мерзнуть я тебе не дам; вот огромные матушкины рукавицы, они дойдут тебе до самых локтей! Сунь в них руки!» и «Вот тебе еще два хлеба и окорок!»
Еще долго путешествует Герда, постепенно слабея, но северные жители – Лапландка и Финка поддерживают ее. Лапландка согрела Герду, покормила и напоила, «написала пару слов на сушеной треске для Финки, велела Герде хорошенько беречь ее, потом привязала девочку к спине оленя, и тот снова помчался». А потом Герда встретилась с финкой, которая дала указание оленю: «В двух милях отсюда начинается сад Снежной королевы. Отнеси туда девочку, спусти у большого куста, покрытого красными ягодами, и, не мешкая, возвращайся обратно!»
Царство Снежной королевы – холодное безжизненное пространство, вечные льды и снега – воплощение самой смерти. Солнце — символизирует жизнь, оно не проникает в загробный мир, ледяные залы Снежной королевы освещаются не солнцем, а северным сиянием, следовательно, герой, попавший туда — умерший.
«Поцелуи Снежной королевы сделали его нечувствительным к холоду, да и самое сердце его стало куском льда. Кай возился с плоскими остроконечными льдинами, укладывая их на всевозможные лады». «Он складывал из льдин и целые слова, но никак не мог сложить того, что ему особенно хотелось, – слово «вечность».
Кай хотел постичь мир, не понимая, что это невозможно сделать без чувств, одним холодным, пусть и абсолютным, разумом.
Хлюпин В.в статье «Зловещее очарование туфельки» пишет: «У детей, воспитанных в невротически-стерильной среде возникает риск атрофии инстинкта выживания, утрачивания психологической гибкости, и, если это случается, они превращаются, что называется, в вечных детей (puer aeternus), вечных студентов и т.д. Личность застывает, цепенеет в своем развитии, меняются только персоны. Прилагательное «вечный» в этом смысле имеет значение консервативный, неизменный. В семейном мифе таких детей всегда можно обнаружить «замороженных» родителей, Снежного короля-отца или Снежную королеву-мать».
Похожую мысль излагает и Т.Василец[ 3]: «Злой Тролль, разбивший волшебное зеркало, и Снежная Королева — отражение негативных аспектов отца и матери».
Возвращаемся к сказке, Герда нашла Кая, но «Он сидел на одном месте – такой бледный, неподвижный, словно неживой», тогда Герда «заплакала; горячие слезы ее упали ему на грудь, проникли в сердце, растопили его ледяную кору и расплавили осколок. Кай взглянул на Герду, а она запела:
Розы цветут… Красота, красота! Скоро узрим мы младенца Христа.
Кай вдруг залился слезами и плакал так долго и так сильно, что осколок вытек из глаза вместе со слезами. Тогда он узнал Герду и очень обрадовался».
Герда так радовалась, что «даже льдины пустились в пляс, а когда устали, улеглись и составили то самое слово, которое задала сложить Каю Снежная королева; сложив его, он мог сделаться сам себе господином, да еще получить от нее в дар весь свет и пару новых коньков».
Когда Кай и Герда вернулись домой, «Бабушка сидела на солнышке и громко читала Евангелие: «Если не будете как дети, не войдете в царствие небесное!»
Финка сказала о Герде: “Сила – в ее милом, невинном детском сердечке».
Герда ведет себя как ребенок, она открыто проявляет чувства. Открытое проявление чувств – признак психологически здоровой личности. Она живет полной жизнью, потому что жить – это чувствовать. Чувствовать и проявлять всю палитру эмоций, например, таких, как радость, печаль, счастье и боль.
Она разрешает себе и поныть: «Ай, я без теплых сапог! Ай, я без рукавиц! – закричала Герда, очутившись на морозе», потому что сапоги и рукавицы остались у Финки.
Когда ей было страшно и грустно, Герда плакала, например, когда лодка вместе с ней отошла от берега, Герда «ужасно испугалась и принялась плакать и кричать»;
она плакала, поняв, что в цветнике нет горячо любимых ею роз;
плакала, когда расставалась с принцем, принцессой и воронами;
плакала, когда на нее напали разбойники;
«смотрела на финку такими умоляющими, полными слез глазами»;
Герда заплакала, когда нашла Кая, а «он сидел … неподвижный и холодный». Может сложиться впечатление, что Герда слишком часто плачет, но, также искренне она проявляет и другие чувства, например,
«Герда прыгала от радости» в красивом цветнике колдуньи;
когда Кай «узнал Герду … радость была такая, что даже льдины пустились в пляс».
Для Герды характерно проявлять свои чувства через поцелуи, так, она
«принялась целовать розы, выросшие на месте ее слез в цветнике старушки»;
«поцеловала Кая в обе щеки, и они опять зацвели розами, поцеловала его в глаза, и они заблистали, как ее глаза; поцеловала его руки и ноги, и он опять стал бодрым и здоровым».
Герда говорит о своих желаниях. Когда ей что – то нужно, просит, например, у принца и принцессы она попросила: «чтобы ей дали повозку с лошадью и пару башмаков», и получала значительно больше, чем ожидала.
Она не забывает сказать: «Спасибо!» каждому, кто помогает ей, и проявляет уважение даже к вороне, перед которой «Герда присела и поклонилась».
Неудивительно, что Герда стремилась к Каю, ее желание подогревали реальные приятные воспоминания: Герда и Кай жили в мире гармонии, покоя и уюта, они одним прыжком могли очутиться в гостях друг у друга, Герда пела Каю, а он ей подпевал, они устраивали веселые игры, а «Как он улыбался ей, когда они, бывало, сидели рядышком под кустами роз!»
На протяжении всей сказки Герда ни разу не вспомнила Кая недобрым словом, несмотря на то, что в последнее время он был злым, насмешливым, надменным. Она умеет концентрировать внимание на хорошем. «О Кай, мой милый Кай…» – твердит девочка. Герда верит в то, что Кай ею любит: «Только бы Кай услышал, что я тут, сейчас бы прибежал за мною!»
И у нее есть основания верить в него и гордиться им. У Кая много положительных качеств. Например, Кай стремился защитить Герду от Снежной королевы, Андерсен пишет, что в круглом отверстии на замерзшем стекле «выглядывал веселый, ласковый … мальчик», когда ворон рассказывал о принце, который «держался очень свободно и мило», Герда узнала в нем известные ей качества Кая; привлекательна и тяга Кая к знаниям, он умел считать, и знал много информации о различных странах.
Таким образом, мы видим, что положительный образ Кая – это не фантазии Герды, а реальность.
Литература, используемая автором для подготовки статьи:
Андерсен Г.Х. Снежная королева.
Белова М., Бисенова Л. Женская инициация. Мама и счастье в личной жизни (по сказке «Снежная королева»).
Василец Т. Мужчина и Женщина — тайна сакрального брака.
Любимов П. «ЛЕДЯНАЯ ИГРА РАЗУМА» или КАК СЛОЖИТЬ СЛОВО «ВЕЧНОСТЬ»
Резникова К.В. «СНЕЖНАЯ КОРОЛЕВА» КАК ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ИНТЕРПРЕТАЦИЯ СЕВЕРНОГО МИФА «ХРОНИКА УРА ЛАНДА»
Самадуров.М.«СНЕЖНАЯ КОРОЛЕВА» ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ГЕРОЕВ СКАЗКИ.
Судакова Ю. Женские инициации: посвящение в силу.
Шаманка Голда. Про Снежную Королеву.
Штерн А. «СНЕЖНАЯ КОРОЛЕВА» И ПРОБЛЕМЫ ИНИЦИАЦИИ.
Лига психотерапии
4.2K поста 22.6K подписчика
Правила сообщества
Поддерживайте авторов и комментаторов плюсами.
Задавайте любое количество уточняющих вопросов.
Ведите диалог уважительно.
Все посты и обсуждения по датам
Онлайн сейчас и за последние сутки
Мы дорожим атмосферой безопасности и доброжелательности в нашем сообществе, оскорбления ведут к немедленному вызову модератора сайта и санкциям.
Я правильно понял, сказку Андерсона(того ещё типка), считают детской?!)
Может ещё и Кэрролла к нему же?
Случаи из практики 111
— Должно быть вашей семье пришлось сильно поменять рацион?
— Папа немного побурчал вначале, предлагая готовить для меня в отдельности, но мать сказала, что у нее не шесть рук, и он будет есть то же что и я. Помню, как он тяжело вздохнул и согласился. С тех пор я питалась только тем, что готовилось дома, без исключений – даже когда приходилось куда-то уезжать, со мной всегда был контейнер. Со временем я привыкла к этому и перестала облизываться, проходя мимо какой-нибудь пекарни.
— И все же, такой образ жизни доставляет вам проблемы.
— На первом курсе меня пригласил на свидание довольно симпатичный парень. На встречу пришел с двумя стаканчиками мороженого, но пришлось есть самому. Узнав, что мне нельзя большую часть из того, что едят обычные люди, он невольно задался вопросом чем же меня угостить. Казалось бы, ну какие проблемы – просто не предлагай мне во время свиданий еду и все. Но нет, это для парней что-то вроде непреодолимого препятствия – будто у них мозги работают только на одной волне.
— Им приходилось бы отступать от привычной концепции и подстраиваться под ваши нужды – не каждый может на такое пойти.
— Мой идеал – красивый, умный, умеет поддержать разговор, общие ценности. Он даже сам готовил для нас еду – говорил, что ему нравится обо мне заботиться. Жили душа в душу, так что я даже начала задумываться о детях. А потом однажды по дороге домой решила заскочить к его матери чтобы завести документы – она моя начальница. Прихожу, а там мой благоверный сидит на кухне и объедается шашлыком. Чтобы вы понимали – на столе находилось с полдесятка блюд и ни одно из них мне нельзя есть. А Костя уплетает все это, я бы сказала запихивается, будто с голодного края, а в глазах стоят слезы. Увидев меня, он поперхнулся и еще пару минут откашливался, а потом сказал, что он терпел как мог, но сил его больше нет.
— Он порвал с вами и не сделал даже попытки поговорить и обсудить это?
— И с тех пор вы боитесь заводить новые отношения, опасаясь повторения истории?
Случаи из практики 110
— Скажите честно: я – уродина? – неожиданно спросила клиентка, молодая и довольно симпатичная дама с длинными рыжими волосами.
Опыт подсказывает что в таких ситуациях нельзя говорить: «Да», поскольку это может обидеть собеседника, но и «Нет» говорить тоже не стоит – в абсолютно подавляющем числе случаев, человек, задающий подобные вопросы, заранее уверен, что все вокруг считают, что он именно такой, и отрицание со стороны психолога только все ухудшит.
— Не знаю, а как вы сами считаете?
— Мне кажется, что я вполне себе красивая, но блин – почему-то мужики шарахаются от меня как от прокаженной.
— Это происходит повсюду или в каких-то конкретных моментах, вроде рабочих отношений или при попытках наладить более тесное общение?
— Нет, в работе у меня все хорошо – никаких проблем. Я ведь начальница – попробуют они только мне слово сказать…
— То есть проблема находится за пределами офиса?
— Ну да! – она раздраженно сняла очки и положила их на стол перед собой. Затем повернула их так чтобы они лежали горизонтально. Потом что-то тихо пробубнила под нос и, вытащив из сумочки футляр, положила их на место. – Мне уже не двадцать лет и хотелось бы начать создавать нормальную семью, а не вот это вот все. Мысль о том, чтобы через десять лет превратиться в стервозную тетку с тремя кошками приводит меня в ужас – но любые мои попытки наладить личную жизнь кончаются провалом.
— Понимаю… может быть расскажете о том, как у вас обычно это происходит? Где вы знакомитесь, кого ищете, как проходит первое свидание?
— Интернетом не пользуюсь, если вам это интересно – там кроме кучки озабоченных никого не найти. Пытаюсь найти себе мужчину через знакомых или друзей, несколько раз пыталась завести служебный роман – но тут вообще все глухо. Плюс моя мама постоянно кого-нибудь находит. А насчет характеристик кандидата – то тут все как у всех: чтобы была работа, без вредных привычек, чистоплотный и не уродливей почтового ящика.
Я, если честно, не особо терпеливая дама, поэтому если попадается подходящий кандидат, то сразу же беру быка за рога – предлагаю сходить куда-нибудь посидеть, по дороге интересуюсь его жизнью, привычками и увлечениями. Мужики же обычно любят, когда их хоть кто-нибудь слушает, вот я и задаю им вопросы что бы они могли выговориться.
— Давайте представим, что я ваш потенциальный кавалер, нас совсем недавно познакомили и вы хотели бы начать общение – как вы поступите? Давайте проиграем всю сцену шаг за шагом…
В следующие пятнадцать минут выяснилось, что клиентка сама звонит мужчине и в довольно категоричной форме предлагает ему сходить куда-нибудь, причем не называет это свиданием, вместо этого используя фразы вроде: «Я целый день работала и устала как собака, пойдем куда-нибудь поедим». Затем, она буквально забрасывает его вопросами, из-за чего встреча начинает походить на допрос с пристрастием, в ходе которого мужчина не успевает задать ни одного собственного вопроса или хотя бы сменить тему. В итоге, незадачливый кавалер пропадает с горизонта и не выходит на связь.
— В таком случае, может помочь недолюбливаемый вами интернет – там есть возможность оформить максимально подробную анкету со своими пожеланиями и взглядами на жизнь, и заодно самостоятельно посмотреть на анкеты других участников. Если для вас настолько важна скорость – то перебор кандидатов из базы данных может оказаться самым быстрым способом найти партнера.
— Подождите, так вы замужем?
— А я что, не сказала об этом? Ну да, у меня есть муж, но он меня не устраивает и поэтому я решила найти себе другого – собственно говоря я за этим к вам и пришла…
Случаи из практики 109
— Вы говорите о чисто физиологических аспектах или о чем-то ином?
— К счастью, рост происходит постепенно и у вас было время чтобы адаптироваться.
— Кстати о мужчинах – вы состоите с кем-нибудь в отношениях?
— А найти мужчину своего роста вам, наверное, очень трудно?
— И вы собрались выяснить правду?
Случаи из практики 101
Случаи из практики 101
— Кто эти люди? – бесстрастно спросила я.
— Довольно необычно… Вы пришли потому что у вас возникли трудности с одним из партнеров?
— Попробуйте для начала рассказать, как вы пришли к этим отношениям.
— И вы можете сохранить ее в тайне.
— Нет, нет – вы правы! Я должна об этом рассказать – возможно, вы начнете лучше понимать меня… Все началось еще в далеком детстве, когда моя семья снимала квартиру в Екатеринбурге. В одном подъезде с нами жила девочка Вероника, моя ровесница. Мы очень дружили, ходили вместе в детский сад и в школу. Потом пришло время выбирать институт, и она отправилась покорять медицину, а я твердо решила стать педагогом. Обычно, после такого, дороги у людей расходятся, но мы продолжили дружить. Правда потом она все-таки уехала – сюда, в Санкт-Петербург. Здесь, в одной из частных клиник работала ее тетка – она и предложила помочь ей с трудоустройством.
— А вы остались на прежнем месте?
— Наверное, это был самый трудный период в вашей жизни?
— Вы пошли в полицию?
— И тут появилась Вероника?
— Должно быть, вы переживали что стесняете их?
— Переживала, но Вероника сказала, что все нормально и мне не стоит забивать себе голову. Они вдвоем целый месяц устраивали мне культурную программу, возили повсюду и делали все, чтобы я оправилась от пережитого. Выяснилось, что Славик работает всего полдня – у него была своя маленькая столярная мастерская, где он делал деревянные статуэтки на продажу. Все остальное время он занимался домашним хозяйством: стирал, мыл и готовил. Причем ему это действительно нравилось – особенно радовать нас своими кулинарными изысками.
— Мечта, а не мужчина?
— Прямо-таки семейный бюджет.
— Собственно говоря так ваши отношения и вышли на другой уровень?
— Я со стыда чуть под землю не провалилась, когда осознала, что наделала. Схватила вещи, начала метаться по квартире, пытаться найти сумку чтобы сбежать и не испортить все еще больше. А потом видела улыбающуюся Нику, стоящую в проходе. Я тут же бросилась к ней с извинениями и слезами, но она остановила мой бесконечный поток эмоций и заверила что все нормально, и она ничуть не расстроена. Ведь это же была я, а не кто-то там со стороны…
— А потом все повторилось…
— Вы должно быть счастливы?
— Вас смутило то, что возможно, для этого им придется зарегистрировать отношения и вы формально окажетесь в стороне?
— Вы ей об этом сказали?
— Конечно, но она как обычно – махнула рукой и попросила не переживать по этому поводу, типа залететь она всегда успеет. А Славик вообще обнял нас обеих и заявил, что ему все равно, лишь бы мы были счастливы.
— Да уж, непростая ситуация…