что строят в балаклаве на набережной
Что думают севастопольцы о реконструкции набережной в Балаклаве
Настоящее и будущее Балаклавы. Три километра непрерывной прогулочной зоны вокруг бухты. Такой её видят разработчики проекта яхтенной марины. Ожидания у жителей города – конечно, эстетические, но и экономические.
«Здесь станет лучше сама техническая оснащённость, то есть новые причалы, соответственно, катера высшего уровня, яхты: привлечёт это больше туристов, соответственно, повлияет и на наш доход, как капитанов», – делится капитан маломерного судна Игорь Лось.
Балаклаву нужно привести в порядок – с этим мнением согласны и другие капитаны и владельцы судов. Но зонирование должно быть грамотным: небольшая площадь бухты не дает права на ошибку. Ошибочным Олег Жуков называет решение сделать пассажирский причал не возле городского пляжа, как сейчас, а на территории бывшего завода «Металлист». Таким образом катеру вместо прохождения короткого плеча от входа в бухту, придется проделать путь сквозь всю гавань.
«Это очевидно ухудшит логистику, создаст дополнительную нагрузку, напряжение в судоходстве. бухта – это узкость. Она не такая большая, ширина бухты – 200-400 метров. Лучше вернуться к исторически сложившемуся. А там, где сейчас находятся остатки завода Металлист, – там рационально разместить зону технического обслуживания яхт, место спуска судов, катеров на воду. Краны, соответствующая инфраструктура и эти вещи должны быть разнесены», – рассказывает владелец катера Олег Жуков.
Пока же на этом месте идут проектно-изыскательские работы. Все новые причалы будут на сваях. Но прежде дно очистят и углубят.
Увеличится и количество мест для стоянки водного транспорта. Сейчас в сезон в бухте швартуются 450-500 судов от «яликов» до яхт. После реализации проекта смогут 600. Конечно, у тех, кто работает сейчас возникает вопрос: а как это отразится на стоимости аренды?
«Мы не собираемся увеличивать стоимость. А для тех, кто, например, у нас есть категория сейчас – это наши небольшие суда, но, при этом, не ведущие коммерческую деятельность. Вот у них как была такая самая низкая оплата, так это и останется. Никто не собирается не то, что не вытеснять, а даже никто не собирается сейчас с тех мест, которые они используют, перемещать», – объясняет заместитель губернатора г. Севастополя Мария Литовко.
Основную прибыль планируют получать от стоянки транзитных яхт. Налоговые поступления обеспечат новые гостиницы и отели. Но на их строительство конкретных планов нет. Семь миллиардов, заложенные в федеральную целевую программу на реализацию проекта марины, пойдут, прежде всего, на создание инфраструктуры: чтобы сделать Балаклаву привлекательной для инвесторов.
«Чтобы к нам приезжали не экскурсанты, которые пользуются несколько часов нашей инфраструктурой, а чтобы они оставались и на ночь. Средний чек такого туриста – минимум в три раза выше», – рассказывает заместитель губернатора г. Севастополя Мария Литовко.
Объекты культурного наследия, а их больше 20, планируют реконструировать и реставрировать постепенно. Пока средства заложены на одно здание – бывшую водолечебницу. Менее известное учреждение долгие годы скрывал забор рудоуправления. В открытых источниках есть только одна фотография 1944 года. Сейчас сохранилось лишь несколько элементов, выдающих изначальный мавританский стиль здания. В проекте на этом месте планируется возведение учебного центра.
В 80-е годы 19 века земельный участок (тогда с грязевым бассейном) арендовал Казимир Скирмунт. Он создал лечебницу на 12 коек. В планах было создание крупного специализированного курорта. Но им не суждено было сбыться: после революции лечебницу национализировали. А Балаклавские грязи уже нельзя было использовать: выше залежей построили рудоуправление, а его отходы начали стекать в бухту.
Сейчас в бухту и за ее пределы сливают канализационные стоки. И ключевой момент проекта – инженерные сети всех видов, в том числе очистные сооружения. А ещё – специальный приемник для так называемых черных и серых вод, которые сейчас тоже попадают в море с яхт.
Есть ещё один вопрос, который не находится в плоскости проекта, но так же важен для его успешной реализации – это правила перемещения вдоль севастопольского побережья, считает Василий Калмыков. Сейчас свободно можно передвигаться от мыса Айя до Фиолента, дальше – обязательно согласование с таможней.
«Вот если я хочу полететь за границу – проблем никаких, но если я сажусь на катер и иду вокруг побережья из одной бухты в другую, я уже преступник, я должен согласовывать, не дай Бог отклонюсь, время просрочу или что-то. В черте города поделили нас на какие-то зоны. По берегу, пожалуйста, на Фиолент, а по воде на расстоянии одной мили от берега – нельзя, в черте одного города», – удивляется владелец катера Василий Калмыков.
Еще одно направление в реализации проекта – дороги и парковки. Небольшое количество мест для стоянки отмечают пользователи социальных сетей. В профиле губернатора пост о проекте собрал самое большое количество комментариев за месяц. Здесь люди также пишут о грамотном зонировании территории:
«Пожалуйста, озелените вечно-зелеными субтропическими растениями: китайская веерная пальма, лавровишня, мушмула, кипарисы, олеандры, магнолии», – просит юзер tikhonsinitsyn.
«Зачем «дублировать» в балаклаве архитектуру Севастополя. (Матросский клуб, гостиница Севастополь. ) шпили, колонны. Балаклава она другая! Она милая, уютная. », – пишет voytovich_0lga.
Мнения горожан о проекте, порой, противоположные. Как и в жизни.
«Да, есть люди, которые говорят: «тут у вас самобытность какая-то сохранилась». Другие приходят: «вы знаете, это просто убогость, а не самобытность», сколько людей приезжающих, которые бывали за границей. да, надо поднимать уровень, это безусловно», – рассказывает владелец катера Василий Калмыков.
Звучат и предложения о спортивных площадках и даже детской школе яхтинга. Кажется, основные дискуссии идут как раз в социальных сетях. Возможно, причина в том, что документы, размещенные на площадке онлайн-обсуждений, не профессионалу понять сложно без пояснительной записки. За неделю с момента публикации проекты просмотрело в сумме почти 7 тысяч человек. Но в строке предложений стоит ноль. Однако снования для внесения изменений в проект дают комментарии, оставленные официально. И для их высказывания у севастопольцев есть еще пять дней.
Вероника Андреева, Александр Попов, Анастасия Пипенко
Балаклаву ждёт «зачистка» ради яхт
На сайте правительства Севастополя представлена экспозиция по проекту планировки и межевания будущей яхтенной марины.
Ранее ForPost сообщал о начале общественного обсуждения проекта — с 3 по 17 декабря желающие могут ознакомиться с планами межевания и эскизами того, как, по мнению идеологов проекта, должна выглядеть Балаклава после реализации задуманного.
Проект планировки и межевания разрабатывало крымское ООО «Геоплан», в представленных материалах описаны земельные участки, на территории которых должна раскинуться будущая марина и её инфраструктура, а также форма собственности и ограничения использования по участкам.
Приведён также перечень участков, в отношении которых предполагается изъятие для государственных и муниципальных нужд — в основном эти участки находятся на наб. Назукина и улицах Мраморной и Крестовского.
Примечательно, что на эскизах, изображающих будущую панораму Балаклавы с яхтенной мариной, нет целого ряда привычных объектов — таких как рестораны «Татьянин мыс» и «Золотой берег», недостроенная многоэтажная гостиница на ул. Мраморной, отель РОТА Chalet Marina и т.д. — но есть много новых.
В приложенной документации перечислены объекты культурного наследия, в отношении которых при будущих работах необходимо обеспечить различные охранные мероприятия, — указан 21 такой объект, от охотничьего домика князя Юсупова до дома Михайли — забота о которых возложена на плечи Севнаследия.
Стоит отметить, что в ходе заседания правительства Севастополя 5 декабря директор департамента финансов Владимир Штоп сообщил о планах потратить на яхтенную марину 6,9 млрд рублей в рамках ФЦП. Эти цифры он озвучил в ходе обсуждения проекта бюджета города-героя на ближайшую трёхлетку.
Вице-губернатор Мария Литовко в ходе своего утверждения в должности депутатами Законодательного собрания Севастополя озвучила намерение начать строительство яхтенной марины уже в 2021 году.
Изначально все проектные работы, предусматривающие создание в Балаклаве «центра яхтенного туризма мирового класса» должны были быть закончены до конца 2019 года. Озвученные инвестиционные ожидания правительства Севастополя от проекта яхтенной марины и рекреационного комплекса составляют 13 млрд рублей — хотя чьи они будут, пока неясно: 6,9 млрд, которые сегодня были озвучены на заседании правительства, относятся к бюджетным деньгам, о частных инвесторах до сих пор ничего не сообщалось.
Тем не менее в рамках необходимых мероприятий ряд объектов Балаклавского рудоуправления был демонтирован для передачи территории в собственность города. Как ранее сообщала Мария Литовко, принять в собственность землю город предполагал до конца текущего, 2020 года. По сведениям собственных источников ForPost в правительстве, к настоящему моменту «приём» не состоялся.
Стало известно, как будут застраивать Балаклаву
Комплексная застройка одного из самых живописных районов Севастополя – Балаклавы – был одобрен архитектурно-художественным советом города. Для реализации проекта уже есть инвестор. Об этом стало известно сегодня, во время заседания правления «Совет предпринимателей Севастополя».
«Проект (застройки Балаклавы, – прим.) получил самые положительные оценки. На мой взгляд, это один из самых лучших проектов в Севастополе. В нем есть дух Балаклавы. Удачные планировочные решения. Первые этажи являются объектами, обслуживающими население. Интересная с точки зрения архитектуры композиция застройки проекта, въездная часть. Все это связано с парком. Это территория бывшего кирпичного завода. Вся территория обеспечена необходимым количеством парковок. Надеюсь, что в этом же виде проект и будет реализован», – сказал директор департамента архитектуры Александр Моложавенко.
Читайте также: На архитектурном совете Севастополя обсудили будущее 7-го километра
По его словам, данные проект является одним из примеров комплексного устойчивого развития территории, которые будут реализовываться в Севастополе. Всего под такие проекты власти выделили 14 территорий общей площадью 830 гектаров.
Вторым проектом этой группы, который исполнительная власть региона собирается воплощать в жизнь, значится идея комплексного развития района 7-го километра Балаклавского шоссе, который должен стать главными въездными воротами Севастополя. Там, на участке в 60 гектаров предполагается строительство спортивных объектов, торгового центра и административного центра, цирка, гостиниц, авто- и железнодорожного вокзала.
Концепция развития инфраструктуры Балаклавской бухты
Недалеко от Севастополя, рядом с крошечным городом Балаклава, стоит грустная Балаклавская бухта. Сейчас она выглядит тоскливо — серый пейзаж, набережная в ржавых урнах, полуразрушенный завод «Металлист».
Из достопримечательностей — пляж, целиком состоящий из бетона. А ведь вообще-то это удивительная бухта, она расположена так, что в ней не бывает штормов. Во всем Черном море нет более удобной бухты для швартовки кораблей.
В студии разработали грандиозную концепцию развития Балаклавской бухты. Мы придумали, как превратить неухоженную гавань в марину мирового уровня.
Что такое марины и зачем они нужны?
Марины — это специальные стоянки для яхт, катеров и лодок. Считается, что для удобного яхтенного туризма они должны располагаться через каждые пятьдесят километров, но на практике стоянок почти нет. Для яхтовладельцев это большая проблема, им приходится оставлять суда в Турции, где и находятся ближайшие хорошие марины.
Марина станет смыслообразующим центром обновленной Балаклавской бухты. Рядом с ней появятся общественные пространства, рестораны и отели, судоремонтная зона, уютная набережная и пляж.
Многофункциональный общественный комплекс
Сейчас побережье выглядит неопрятно — зимой тут стоят одинокие кафе без посетителей, летом появляются ларьки с сувенирами и сушеной рыбой. Вместо хаотично выросших забегаловок и палаток построят современный общественный комплекс с яхт-клубом, ресторанами и магазинами — центр общественной жизни Балаклавы.
Это будет красивое трехэтажное здание с открытой крышей. Поднимаешься — попадаешь на обзорную площадку с лучшими видами на город и бухту. Нежно покачивают волны, качаются яхты, горят огни.
Благоустройство набережной
Набережная преобразится и станет главным городским местом для прогулок. В ней продумано все, чтобы пешеходу было удобно — спуски к воде, газоны, скамейки, навесы, создающие тень.
Вдоль моря выстроились уютные галереи с перголами, под которыми можно спрятаться от палящего солнца. Они легкие и воздушные, по форме рифмуются со всеми новыми зданиями Балаклавской бухты.
Сервисная зона марины
Невероятно изящно мы решили вопрос с судоремонтным комплексом. Краткая предыстория:
Каждой марине нужны мастерские по ремонту яхт. Лодки время от времени ломаются, и было бы отлично чинить их там, где они припаркованы.
А на берегу Балаклавской бухты стоит заброшенный завод «Металлист». Раньше он считался градообразующим предприятием, а сейчас еле жив — работают несколько цехов, остальные здания аварийные.
Мы предложили построить на базе завода комплекс по ремонту, обслуживанию и хранению судов. Это решит две проблемы: в марине появится полноценный сервис, а в городе возникнут новые рабочие места (сейчас с ними все очень плохо).
Комплекс расположен в торце бухты и виден издалека, поэтому его архитектурный облик особенно важен. Необычная форма придает комплексу современный вид, а благодаря светоотражающей облицовке он гармонично сочетается с природным окружением.
Мост над сервисной зоной
Одним из главных новых объектов станет пешеходный мост. Зачем он нужен?
Около судоремонтного комплекса находится Балаклавский военно-морской музей с исторической военной техникой и подводными лодками. Это самая популярная местная достопримечательность, музей посещают практически все туристы.
К сожалению, пройти к нему по красивой дороге невозможно, участок побережья у завода закрыт, и людям приходится несколько километров ковылять по камням и щебенке.
Мост свяжет удаленные участки бухты и гармонично впишется в новый архитектурный образ.
Мост состоит из нескольких смотровых площадок, с каждой из которых открываются невероятные виды на бухту и город.
На промежуточных платформах стоят скамейки. Они расположены так, что большую часть дня на них падает естественная тень от моста.
В самой высокой части — смотровая площадка с дополнительным освещением, под ней — проезд в зону длительного хранения судов.
Реконструкция объектов
Как проходит реконструкция?
Берем уродливое бетонное здание, достраиваем входную группу, балконы, изогнутую крышу, красим все в приятные цвета, добавляем дерева — бэмс! — и перед нами красивый новый отель.
Так поступаем со всеми домами, пригодными для сохранения.
Например, советская столовая (это не здание, а ужасный разрушающийся каменный мутант) минимальными усилиями превращается в чудесный ресторанный комплекс с навесом и зеленой террасой.
Общественный пляж
Мы не могли сохранить пляж в таком виде (и не хотели!), поэтому все серьезно изменится. Для начала бетон закроют деревянным настилом, а существующую пляжную зону расширят и дополнят бассейном.
Зона выставок на воде
Участок акватории возле общественного центра остался свободным (не закрывать же такой вид навсегда!).
Во время важных парусных мероприятий на воду кладутся деревянные понтоны, по которым можно ходить, и начинается смотр яхт, катеров, лодок и снаряжения.
Выставки привлекают внимание яхтсменов и туристов со всего мира.
Дизайн-код и навигация
Заключительный этап в благоустройстве Балаклавской бухты — разработка дизайн-кода и навигации.
Дизайн-код спасет исторические здания от визуального мусора, а продуманная навигация поможет ориентироваться в бухте.
Альбом
Концепция развития Балаклавской бухты подробно описана в красиво сверстанном альбоме. Это большая книга о том, как превратить заброшенную гавань в один из туристических центров России.
Проект яхтенной марины в Балаклаве: мнения за и против
Изменится внешний вид бухты
По мнению Сергея Пушкарева, авторы проекта не учли многие факторы при планировке территории. Например, современные постройки могут значительно поменять внешний вид Балаклавской бухты и даже испортить его.
Кроме того, яхтенная стоянка на 600 мест потребует построить мощную ремонтную базу, которая займет максимально ценные для общественного использования береговые зоны бухты. Также все это может привести к загрязнению воды и воздуха, пишет Пушкарев.
Местные жители будут не рады
Сергей Пушкарев настаивает на том, что в Севастополе и так есть несколько значительных по площади стоянок для маломерных судов, которые уже обеспечивают все потребности владельцев яхт. Поэтому он сомневается в том, что такой огромный яхтенный комплекс международного уровня действительно необходим, и обращает внимание не геополитические проблемы «в свете восприятия Крыма со стороны многих стран современного мира».
Да и местные жители, по его мнению, вряд ли будут рады соседству с шикарными яхтами и их владельцами.
Улучшится инфраструктура
В ответе на критику вице-губернатор Мария Литовко делает акцент на том, что при строительстве марины значительно улучшится вся инфраструктура Балаклавы. Многие инженерные сети там не заменялись годами, а некоторых видов инфраструктуры, по словам Литовко, «нет в помине», например, современной канализации.
Рыбаков никто не выгонит
В соцсетях многие высказывают опасения в том, что на современной набережной с велодорожками в Балаклаве не будет места привычным рыбакам, а среди стоянки дорогих яхт не смогут уместиться прогулочные катера и ялики, которые возят туристов на ближайшие пляжи. Однако чиновница заверяет, что все направления морской деятельности, которые существуют сейчас в Балаклаве, останутся на месте.
Старые здания останутся на месте
Другой вопрос, интересующий севастопольцев: впишутся ли в современную застройку старые здания Балаклавы? Или их снесут или значительно переделают из-за «обшарпанного» вида? На это Литовко отвечает, что каждый объект культурного наследия остается в проекте, более того, планируется их поэтапная реставрация.
Яхтенная марина, по задумке властей, должна привлечь в Балаклаву больше туристов, которые останутся тут не на пару часов, а на несколько дней, а соответственно, принесут больше доходов городу. Средний чек такого туриста, по данным чиновников, в 3 раза выше, чем чек того, кто приехал в Балаклаву с экскурсией.
Как сообщал сайт РИА Новости Крым ранее, сейчас в Севастополе идут электронные общественные слушания по поводу проекта яхтенной марины. Визуализацию проекта выложили на сайте правительства города. Согласно рисункам, в Балаклаве должна появиться канатная дорога, новая многоуровневая площадь и большая стоянка для яхт.