что строят в финском заливе
У Финского залива хотят построить портовый комплекс — ради него вырубили 260 га леса. Почему против проекта выступают зоозащитники и что говорят власти
На берегу Финского залива в районе Приморска к 2022 году планируют построить портовый комплекс, в котором будут работать с углем и минеральными удобрениями. Ради его создания вырубили около 260 гектаров леса. Местные жители выступают против строительства порта и говорят, что «не хотят дышать угольной пылью», а биологи опасаются, что он повредит растениям и кольчатым нерпам.
«Бумага» рассказывает, кто владеет новым погрузочным комплексом, как с ним пытаются бороться жители Ленобласти и что о проекте говорят власти, экологи и экономисты.
К 2022 году у Финского залива хотят построить портовый комплекс за 90 млрд рублей
В феврале 2019 года на инвестиционном форуме в Сочи губернатор Ленобласти Александр Дрозденко и предприниматель Рамис Дебердеев подписали соглашение о строительстве универсального многопрофильного глубоководного портового комплекса «Приморский УПК» стоимостью около 90 млрд рублей.
Грузовые терминалы разместят на площади 760 гектаров, общий грузооборот составит до 70 млн тонн, 25 из них придется на уголь. Для сравнения, в «Восточном Порту» в Находке, жители которого уже несколько лет жалуются на угольную пыль, грузооборот угля за 2018 год составил 24,2 млн тонн.
Как сообщает администрация Ленобласти, строительство порта позволит создать до 3 тысяч рабочих мест. Владельцы УПК также планируют построить ЖК для сотрудников, который вместит до 6 тысяч жителей, пишут СМИ. Однако в пояснительной записке на сайте проекта сообщается, что строительство жилья и социальной инфраструктуры не предусмотрено.
Ради строительства комплекса вырубили около 260 гектаров леса. Экологи опасаются за природу у залива
Для строительства терминалов у Приморска еще до начала общественных слушаний вырубили около 260 гектаров леса. Всего планируется вырубка около 350 гектаров.
По словам председателя комитета по природным ресурсам Ленобласти Павла Немчинова, до вырубки была проведена экспертиза освоения лесов, в которой принимали участие сотрудники «Ленобллеса» и независимые экологи. Немчинов пообещал, что «Приморский УПК» восстановит лесной массив такой же площади на другой территории, но не уточнил сроки и место реализации проекта.
На сайте погрузочного комплекса сообщается, что он «предусматривает минимальное воздействие на экологию за счет применения самых чистых современных технологий, с постоянным последующим мониторингом экологической обстановки». При этом в пояснительной записке сказано, что во время работы предприятия будут нарушаться условия роста деревьев, а животных может беспокоить шум. «Приморский УПК», согласно опубликованной документации, обещает в будущем рассчитать объем компенсаций за ущерб животному и растительному миру.
Экологи опасаются, что строительство погрузочного комплекса повлияет на популяцию балтийской кольчатой нерпы. По словам биолога Анны Лосевой, в 4 километрах от будущего терминала расположена охраняемая природная зона «Березовые острова», где нерпы выращивают потомство. На угрозу также обратили внимание сотрудники петербургского «Фонда друзей балтийской нерпы», назвав строительство терминалов «нехорошими новостями для Финского залива и его обитателей».
При этом адвокат международной коллегии адвокатов Евгений Баклагин считает, что оценка воздействия УПК на окружающую среду выполнена с нарушениями и опасна для экологии. По его словам, документация по терминалам в Приморске представляет собой компиляцию из различных источников, в которых приводятся аналогичные исследования по порту в Усть-Луге.
Представители комплекса в Приморске говорят, что будут использовать закрытый тип транспортировки грузов, за счет чего уменьшат выброс вредных веществ в воздух. Однако, по словам Артема Тремболева, руководителя общественной организации «Надежда», которая защищает права человека в Находке, уголь становится пожароопасным, если находится в закрытом помещении. По словам активиста, практически во всем мире используют систему транспортировки частично-закрытого типа, когда уголь хранится на улице. Однако в Усть-Луге и на Дальнем востоке существуют подобные терминалы.
Местные жители выступают против комплекса. Петицию с просьбой остановить строительство подписали 7 тысяч человек
Жители Ленобласти создали группу против строительства комплекса, на нее подписалось уже более 1,5 тысячи человек. Петицию на имя президента Владимира Путина с просьбой остановить возведение терминалов подписали около 7,5 тысячи человек.
«Фактически Ермиловское побережье превратится в промзону, экологии побережья и акватории Финского залива будет нанесен непоправимый ущерб, территория произрастания нескольких краснокнижных растений будет уничтожена, местные жители потеряют ближайшие рекреационные зоны, а главное — нашему здоровью будет нанесен серьезный вред. Мы не хотим дышать угольной пылью, не хотим, чтобы наши дети болели легочными, онкологическими и другими заболеваниями, которые вызывает близкое соседство с угольным портом!»
Большинство местных жителей, побывавших на общественных слушаниях, также выступили против строительства комплекса, однако один из них сообщил, что хотел бы работать в порту.
Погрузочный комплекс должен составить конкуренцию терминалам в Прибалтике. Эксперты называют проект спорным
«Приморский УПК» решили построить в Выборгском районе Ленобласти для «переориентации российских внешнеторговых грузов из морских портов Прибалтики в морские порты России», пишет «РИА Новости». При этом эксперты отмечают, что создание порта может быть «экономически нецелесообразным».
Как рассказал генеральный директор агентства «Infoline-Аналитика» Михаил Бурмистров, строительство терминала может быть неэффективным из-за планов Евросоюза по отказу от угля. При этом, по словам эксперта, терминалы для работы с минеральными удобрениями и зерном могут быть интересны инвесторам, «однако запланированная инфраструктура комплекса для них избыточна».
Генеральный директор агентства Infranews Алексей Безбородов сообщает, что сейчас на Северо-Западе простаивает около 50 % мощностей по перевалке универсальных грузов, а строительство новых комплексов будет востребовано только через 15–20 лет.
В материалах «Программы развития транспортной системы Санкт-Петербурга и Ленинградской области на период до 2020 года» признается проблема простоя грузовых комплексов. В тексте сообщается, что «ухудшение экономической ситуации и введение санкций привело к недозагруженности мощностей портовых терминалов». На начало 2016 года профицит портовых мощностей составил 67,5 млн тонн.
При этом губернатор Ленобласти Александр Дрозденко называет новый комплекс «весомым проектом». По его словам, он «даст возможности как для развития припортовых территорий, так и для переориентации российских экспортных грузов из иностранных портов Прибалтийского региона».
«Приморский УПК» принадлежит пятерым бизнесменам. Среди них — совладелец порта в Усть-Луге и петербургский миллиардер
ООО «Приморский УПК» зарегистрировано в 2015 году. Основными долями компании владеют бизнесмены Рамис Дебердеев и Илья Трабера.
Бизнесмен Рамис Дебердеев был заместителем территориального управления Росимущества Ленобласти, совладелец порта в Усть-Луге. СМИ называют его другом губернатора Ленобласти Александра Дрозденко.
Петербургский миллиардер Илья Трабер, отставной офицер-подводник, занимался продажей антиквариата. Дмитрий Песков подтверждал знакомство Трабера с Путиным. По его словам, они «в свое время работали в Санкт-Петербурге над проектом по строительству нефтеналивного терминала, в связи с чем неоднократно официально обращались к руководству мэрии Санкт-Петербурга». Испанская полиция связывала Трабера с тамбовско-малышевской ОПГ.
Многомиллиардный проект под Петербургом напугал экологов
Петербургский центр экспертиз ЭКОМ представил заключение общественной экологической экспертизы проектной документации «Приморский универсально-перегрузочный комплекс». Экологи считают, что проект может оказать разрушительное воздействие на окружающую среду четверти Карельского перешейка. По их мнению, разработчики забыли просчитать возможные негативные эффекты, которые потом «внезапно» возникнут и на этапах строительства, и в процессе функционирования порта.
Первый универсальный
«Приморский УПК» — первый в Балтийском бассейне проект глубоководного универсального морского портового комплекса. Документация (747 томов) подготовлена ООО «Онего Шипинг Лтд» в рамках контракта с ООО «Приморский УПК» (28,5% доли принадлежат петербургскому предпринимателю Илье Траберу), заключенного 6 марта 2020 года.
Планируемый пока объем инвестиций — от 77 до 90 млрд руб. (впрочем Андрей Сизов, генеральный директор ООО «Приморский универсально-перегрузочный комплекс», говоря о перспективе, заявил на ПМЭФ-2019, что инвестиции в порт он оценивает в 200 млрд руб.). На площади в 710 га (включая 27 га намыва) планируется построить десять морских причалов для перевалки угля, минеральных удобрений, контейнеров, генеральных грузов и зерна, а также складской логистический центр. Общая мощность — до 70 млн т в год, из которых 25 млн — уголь. Ввод объекта в эксплуатацию по первоначальным планам был намечен на 2022 год.
Разрушительный проект
Согласно заключению ЭКОМ, проект не будет безопасным ни в экологическом, ни в техническом плане. Разработчики, по мнению экспертов ЭКОМ, не проводили исследования, которые могли бы выявить слишком серьезные проблемы. Между тем, проект может оказать разрушительное воздействие на окружающую среду четверти Карельского перешейка и акватории вокруг Берёзовых островов, говорится в заключении.
«Чтобы не оценивать реальный ущерб, инвестор порта сначала вырубил лес, засыпал ручьи с нерестилищами, а потом сказал: тут так всё и было, можно строить, природы нет. Но это неправда, — заявил РБК Петербург директор ЭКОМ Александр Карпов. — Чтобы никого не напугать, разработчики не оценивали воздействия огромных транспортных потоков, перемещения грунта, новых рек воды и пр. Они старались как можно меньше выходить за границы площадки проектирования, как будто проектируют не порт, а лодочную станцию». По его словам, разработчики забыли посчитать многие проблемы, которые потом «внезапно» возникнут и на этапах строительства, и в процессе функционирования порта (если его удастся построить).
Эксперты ЭКОМ утверждают, что проект может нарушить несколько федеральных законов, а также «обязательных» международных конвенций (и ещё парочку «необязательных»). «И это обернётся международными же неприятностями», — отмечает Александр Карпов.
Компания исключает вред экологии
Позицию «Приморского УПК» относительно воздействия проекта на окружающую среду изложил ее генеральный директор Андрей Сизов на конференции по модернизации портов и терминалов Smart Ports Russia в марте 2021 года. Как утверждает гендиректор, компания будет применять разработанную и запатентованную «Приморским УПК» закрытую технологию перевалки угля и других сыпучих грузов, исключающую негативное воздействие на окружающую среду. Кроме того, предполагается, по его словам, создание принципиального нового портового флота, работающего на СПГ- топливе, что будет способствовать улучшению экологической обстановки в Балтийском море. «Создавая наш передовой порт с использованием современного и высокотехнологичного оборудования, мы не просто наблюдаем процесс перехода от традиционного проектирования и строительства промышленного объекта к «зеленому» строительству, которое характеризуется экологической безопасностью, благоприятными здоровыми условиями жизнедеятельности человека и учитывает интересы будущих поколений, но и являемся участниками этого процесса», — утверждает Андрей Сизов.
На просьбу РБК Петербург прокомментировать заключение ЭКОМ «Приморский УПК» ответил: «В 2020 году проект строительства портового комплекса уже проходил общественную экологическую экспертизу и получил положительное заключение о применении при строительстве проработанных технологических решений и методов их применения, позволяющих минимизировать риски и воздействие на окружающую среду. Кроме того, в январе 2021 года также было получено положительное заключение государственной экологической экспертизы о соответствии требованиям российского законодательства в области охраны окружающей среды».
Что касается претензий ЭКОМ к технологической составляющей проекта, то «Приморский УПК» утверждает, что высокая степень технологичности применяемых в проекте «зеленых» решений, была подтверждена европейскими экспертами в рамках независимого аудита, проведенного международной консалтинговой компанией в области инжиниринга и управления проектами Royal Haskoning DHV (Нидерланды).
Жители и экологи против
Жители окружающих территорий, между тем, с самого начала протестовали против проекта, не желая получить вблизи домов открытую перевалку угля и удобрений. Как ранее сообщал РБК Петербург, они не верят обещаниям компаний-инвесторов перевозить по железной дороге и переваливать в порту все сыпучие грузы закрытым способом, ссылаясь на высказывания независимых экспертов. «Если уголь находится в закрытом помещении, то он становится пожароопасным. Поэтому во всем мире такие комплексы частично-закрытого типа. В таком случае уголь все равно хранится на улице, его ворошат, чтобы он не загорелся», — заявил ресурсу «Луна» Артем Трембовлев, руководитель общественной организации «Надежда».
Местное население также возмущено уничтожением лесных угодий. Как утверждает адвокат Евгений Баклагин, представляющий интересы жителей припортовых районов, «Приморский УПК» еще до утверждения проекта и до публичных слушаний вырубил 265 га леса под площадку для строительства порта. Впрочем, признает адвокат, лес вырубали по закону — в рамках договора с Комитетом по природным ресурсам Ленобласти на аренду лесных участков Рощинского лесничества для заготовок древесины, но как обычный лесозаготовитель, а не строитель порта. Позднее был заключен новый договор — о строительстве на территории, где прошли вырубки леса, линейных объектов (железной и автомобильной дорог, ЛЭП и др.). «Но строят они никакой не линейный объект, а порт, — возмущается Евгений Баклагин. — Я вижу в этом нарушение».
Из-за вырубки леса дачники поселка Балтийское потеряли защитную зеленую зону — она отделяла их от действующего соседнего порта, в котором грузятся танкеры компании «Транснефть — Порт Приморск». Жители говорят, что от порта «воняло и раньше, но стало еще сильнее». Возник скандал, в ходе которого глава Комитета по природным ресурсам Ленобласти Павел Немчинов пообещал, что «Приморский УПК» восстановит лес в полном объеме. Однако позже компания заявила, что собирается восстановить лес лишь частично — только на территории, свободной от инфраструктуры порта.
Жители Приморска и близлежащих поселков регулярно проводят акции протеста, направляют обращения властям всех уровней. В их обращении к президенту говорится: «Фактически Ермиловское побережье превратится в промзону, экологии побережья и акватории Финского залива будет нанесен непоправимый ущерб, территория произрастания нескольких краснокнижных растений будет уничтожена, местные жители потеряют ближайшие рекреационные зоны, а главное — нашему здоровью будет нанесен серьезный вред. Мы не хотим дышать угольной пылью, не хотим, чтобы наши дети болели легочными, онкологическими и другими заболеваниями, которые вызывает близкое соседство с угольным портом!».
Экономический просчет
Некоторые эксперты, опрошенные РБК Петербург, считают проект спорным и с экономической точки зрения. Треть будущего грузооборота рассчитана на экспорт угля. До недавнего времени этот расчет основывался на серьезном (из-за девальвации рубля в 2014 году) увеличении мирового спроса на российский уголь. Однако в последние годы по ряду причин (как экономическим, так и политическим) этот спрос начал падать и сейчас большинство экспертов прогнозируют сокращение российского экспорта угля, которое будет происходить в перспективе 5 — 10 лет.
Главным драйвером падения угольной конъюнктуры является Европа, переключающаяся на газ и альтернативную энергетику, а Евросоюз и вовсе решил к 2035 году полностью отказаться от использования угля для выработки электрической и тепловой энергии. Российские порты Балтики экспортируют грузы в основном именно в Европу, поэтому падение там спроса и цен на уголь вообще и на российский в частности делает, по мнению экспертов, бесперспективным расчет на дальнейшее увеличение грузооборота портов за счет угольного экспорта.
Справка
В сентябре 2020 года стало известно о намерении Минтранса включить ООО «Приморский УПК» в национальный проект «Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры на период до 2024 года» (КПМИ), содержащий проекты по морской перевалке грузов. В нацпроект включаются только мероприятия, по которым есть бюджетные обязательства. По плану правительства РФ суммарная стоимость входящих в КПМИ проектов должна быть не менее 828,1 млрд рублей, 193,5 млрд руб. из которых предоставляет бюджет (остальное — частные инвесторы). Какую часть бюджетных средств сможет получить «Приморский УПК» пока не известно.
В Финском заливе планируют построить искусственные острова за 400 млрд рублей. Чем они опасны для Петербурга и как связаны с «кремлевским поваром» Пригожиным
После 2021 года в Финском заливе планируют создать искусственные острова площадью 200 гектаров. Их стоимость оценивается в 400 млрд рублей. Там хотят построить жилье, небоскреб и подводный тоннель. Экологи и Смольный говорят об опасности островов, несмотря на это, суд уже выступил на стороне застройщика и потребовал от правительства согласовать проект.
Что еще может появиться на искусственных островах, почему, по мнению экологов Росводресурсов, намывы могут привести к «катастрофическим последствиям» при ЧП и почему инвестора проекта связывают с «кремлевским поваром» Евгением Пригожиным — в материале «Бумаги».
Проект искусственных островов передали в Смольный в конце 2017 года. На намывах должны появиться десятки домов и небоскреб
В декабре 2017 года в правительство Петербурга передали на рассмотрение проект «Залив островов», который предусматривает создание в Финском заливе искусственных островов. Они должны появиться вблизи береговой линии Приморского района и «Лахта Центра». Имя инвестора изначально не раскрывали.
Как следует из ответа вице-губернатора Петербурга Игоря Албина депутату Закса Борису Вишневскому, площадь островов составит 200 гектаров (примерно в два раза больше, чем площадь Нижнего парка Петергофа). На них планируют разместить жилую и коммерческую недвижимость. Албин также отметил, что возможность реализации проекта оценят лишь после 2021 года, когда будет утвержден Генеральный план города.
В апреле 2018 года «Фонтанка» показала презентацию предварительной концепции проекта, которую создали консультанты международной консалтинговой компании Knight Frank St Petersburg.
Из презентации следует, что 1,8 млн квадратных метров недвижимости на островах отдадут под коммерческую застройку, а 3,2 млн квадратных метров — под жилье, в котором смогут поселиться более 60 тыс. человек. В центре островов планируют построить 250-метровый небоскреб, который должен стать главной обзорной точкой застройки.
При этом в материалах презентации говорится об идее перенести автомобильное движение на острове под землю и сделать «территорию, свободную от автомобилей». Ранее в документах находили информацию об идее построить подводный тоннель к транспортным магистралям в Лахте. К тому же, как говорится в презентации, на острове хотят установить навесы и купола, чтобы защищаться от дождя и снега, а также очищать воздух микроводорослями.
Из расчетов консультантов международной компании по продаже недвижимости Colliers International Saint-Petersburg следует, что на реализацию подобного проекта потребуется около 400 млрд рублей (это около 74 % от доходов бюджета Петербурга в 2018 году).
Чиновники и экологи раскритиковали проект островов. Его называли нереалистичным, непроработанным и опасным
Как рассказывали в комитете по градостроительству и архитектуре, изначально проект содержал лишь общие данные: укрупненные показатели объемов застройки, эскизы транспортных связей с береговой линией города, модель будущего снабжения и обеспечения образуемой территории. Однако в нем не было расчетов по подключению к городской улично-дорожной сети.
Как сообщали источники «Фонтанки» в городском парламенте, в Смольном проект вызвал «больше вопросов, чем одобрения». Они опасаются, что постройки на острове создадут новые доминанты в городе — например, их, возможно, будет видно с побережья Петергофа.
Федеральное агентство водных ресурсов России (Росводресурсы) также изучило проект и заявило, что любое новое строительство в акватории может навредить экологии Петербурга и привести к «катастрофическим последствиям в период чрезвычайных ситуаций». Ранее экологи уже говорили, что намывные острова могут серьезно уменьшить площадь водной чаши Невы. По словам эколога Александра Карпова, строительство островов сделает потенциально опасным слив водных масс в дельту после наводнений. К тому же он говорил, что в Финском заливе недостаточно земельных ресурсов для создания островов.
В бизнес-среде проект вовсе не считают реализуемым. Источники в сфере бизнеса анонимно рассказывали «Фонтанке», что это «абсолютно футуристический проект» — «из тех, что никогда не воплощаются». Они говорили, что на постройку таких островов и недвижимости потребуется как минимум 15–20 лет.
Другие чиновники выступили в поддержку проекта из-за его амбициозности. Рассмотреть проект поручил Медведев
Некоторые чиновники отнеслись к проекту положительно. Так, глава Приморского района Николай Цед говорил, что не имеет ничего против искусственных островов в Финском заливе. По его словам, чем больше в Петербурге таких амбициозных проектов, тем лучше.
Компанию-инвестора связывают с «кремлевским поваром» Пригожиным. Бизнесмен это не комментирует
Еще во время передачи проекта на рассмотрение Смольному источники «Фонтанки» в правительстве города указывали на то, что строительство островов финансирует петербургский бизнесмен Евгений Пригожин, которого называют «кремлевским поваром».
Когда вице-губернатор Албин отчитывался о проекте, он впервые объявил название компании-инвестора — это «Зингер Девелопмент», небольшая фирма, зарегистрированная в Пушкине. Компания учреждена в июле 2016 года, единственный владелец на ноябрь 2018 года — Юлия Зосимова. До этого момента ни Зосимова, ни компания не упоминалась в интернете. Доходы «Зингер Девелопмент» за 2017 год составили 310 тыс. рублей, расходы — 1,1 млн рублей.
В качестве контактного номера компании в системе «СПАРК-Интерфакс» указаны координаты ООО «Эталон», где учредителем является Виолетта Пригожина — мать Евгения Пригожина. Дозвониться по указанному номеру ни одному изданию не удалось.
«Бумаге» не удалось связаться ни с компанией «Зингер Девелопмент», ни с Пригожиным для подтверждения информации. Другим изданиям бизнесмен также не комментировал ситуацию.
Смольный не согласовал проект островов. Однако суд признал это решение незаконным
Комитет имущественных отношений отказал «Зингер Девелопмент» в согласовании проекта еще в феврале 2018 года, однако это решение компания решила обжаловать в суде. Там на стороне Смольного в качестве третьих лиц выступили комитет по развитию транспортной инфраструктуры, комитет по экологии, дирекция комплекса защитных сооружений Петербурга Минстроя и ряд других структур.
Несмотря на это, в октябре Арбитражный городской суд признал отказ комитета незаконным и потребовал от Смольного согласовать проект. Суд также отказал в проведении экспертизы о воздействии на окружающую среду. Смольный планирует «с высокой вероятностью» обжаловать это решение.
Предложение создать подобный проект поступало за полгода до обнародования «Залива островов». От «одной из российских политических партий», говорит архитектор
В мае 2017 года в Союзе архитекторов Петербурга рассказали о проекте кольцевого намыва в Финском заливе, который должен был включать в себя девять островов. Эскизы были готовы, но проект так и не начали реализовывать.
О заказчиках проекта рассказывали мало. По словам члена правления союза Геннадия Соколова, разработать эскиз поручила одна из российских политических партий, название которой он не раскрыл.
Проект предполагал освоение территорий в 20 раз больших, чем «Залив островов», однако находился в том же месте и тоже был основан на искусственных намывах территорий.
В Петербурге уже есть намывные территории. В основном их строят в безвыходных ситуациях, говорит эксперт
Генплан развития Петербурга активно включал в себя намывные территории с 1973 года. Как говорит руководитель проектов девелопмента и развития территорий Becar Assept Management Group Александр Кириятских, почти вся улица Кораблестроителей, часть набережной реки Смоленки и бывший стадион имени Кирова расположены на намывах. Западный-скоростной диаметр (ЗСД) также построен на намывных территориях.
Среди минусов намывов называют вред экологии и оторванность от городской инфраструктуры. Так, по словам Кирятских, создание намывов имеет смысл только тогда, когда невозможно предпринять иной шаг для развития того или иного района города. Например, чтобы решить проблему транспортной доступности или соединить кратким путем районы города. «В остальных случаях такого рода масштабные проекты являются, скорее всего, не более чем PR-акцией», — говорит он.
Подобные «Заливу островов» намывы уже строятся в Петербурге. Так, с 2006 года на территории Васильевского острова создается «Морской фасад» площадью 476 гектаров. Дата окончания строительства еще не называется.
К тому же компания «Северо-Запад Инвест» планирует построить намывную территорию в Финском заливе. Ее площадь составит 376 гектаров.
Предположительного инвестора островов Евгения Пригожина называют «кремлевским поваром» и связывают с «фабрикой троллей». Он включен в санкционный список США
Евгений Пригожин — петербургский бизнесмен, которого связывают с «фабрикой троллей» и частной военной компанией «Вагнер». Его компании обслуживают военные города, а также поставляют питание для школьников и застраивают элитные коттеджные поселки. Он владеет ресторанным бизнесом и внесен в санкционный список США.
Пригожина называют «кремлевским поваром» из-за руководства компанией, которая поставляла питание в Кремль. Согласно последнему расследованию «Новой газеты», его сотрудники причастны к нападениям на оппозиционных блогеров, испытаниям неизвестных препаратов на пленниках в Сирии, а также слежке и участию в подставном ДТП.
Пригожин давно застраивает Лахту. Например, его компания «Конкорд Менеджмент и Консалтинг» построила ЖК «Северный Версаль» — элитный поселок с домами, стилизованными под петербургские дворцы. Там же с помощью компании установлены ЖК «Лахтапарк» и гостиница «Лахта-плаза».