Что такое эффект сотой обезьяны
«Ничто не существует, пока оно не измерено» (Нильс Бор).
Хорошее дело интернет, на любой вопрос найдешь ответ. На днях мой товарищ рассказал, что вычитал в интернете о потрясающем «эффекте сотой обезьяны» и настоятельно советовал мне прочесть, а затем высказать по этому поводу свое авторитетное мнение, как ученого.
Я не замедлительно обратился к компьютеру и обнаружил довольно таки много продублированных сообщений об этом эффекте. В многочисленных перепечатках суть дела была изложена следующим образом.
Эксперименты с макаками
На японском острове Косима (Koshima) обитала колония диких обезьян макак, которых ученые кормили сладким картофелем (бататом), разбрасывая его по песку. Обезьянам нравился батат, но не нравился песок на нем. Они пытались лапами счистить песок с картофелин. И вот однажды 18-месячная самка Имо обнаружила, что может решить эту проблему, вымыв батат. Она научила этому трюку свою мать и подружек. В период с 1953 по 1958 год все молодые обезьянки научились мыть батат от песка. Взрослые матери учились от своих детенышей. Лишь взрослые самцы продолжали грызть батат с песком. Потом произошло что-то поразительное. Когда осенью 1958 года на острове количество обезьян мывших бататы достигло 100, то случился качественный скачок: почти все обезьяны в колонии этого острова стали мыть картофель перед едой. Создалось впечатление, что именно сотая обезьяна каким-то образом привела к такому качественному прорыву. Более того, привычка мыть батат перед употреблением в пищу каким-то образом в дальнейшем перепрыгнула через море. Колонии обезьян на других островах и на материковой горе Takasakiyama также начали мыть батат без какого бы то ни было внешнего побуждения к тому.
Податели сего сенсационного материала все как один ссылаются на две нашумевшие книги американских авторов: на книгу «Сотая обезьяна» Кена Кейса (Ken Keyes )и на книгу «Жизнепоток: биология бессознательного» Лайэлла Ватсона (Leally Watson), в которых описан изложенный выше научно-исследовательский эксперимент с японскими обезьянами. Однако не будем спешить с выводами, а обратимся к первоисточнику. Вот как этот эксперимент описан японскими исследователями в журнале Primates:
Как видим, не было никакого упоминания о критическом числе обезъян для интенсивного распространия приобретенного навыка во всей колонии. Старшие обезьяны остались с прежними привычками. Кроме того, не было также упоминания о бесконтактной передаче приобретенных навыков мытья картофеля в другие колонии обезъян. Там были замечены лишь единичные случаи мытья картофеля отдельными особями, но им можно, видимо, дать и другие простые объяснения. Если проявилась первая Имо в одной колонии, то что мешает проявиться таким же Имо и в других колониях, независимо от первой.
В середине 80-х Элейн Майерс (Elaine Myers) тщательно изучила все публикации японских ученых по рассматриваемым экспериментам и пришла к выводу, что ни о каком «эффекте сотой обезьяны» в них нет речи даже близко, и что данная история в трактовке Ватсона является сплошной выдумкой. При этом сам Ватсон признал, что он ни с кем из участвующих в этих экспериментах японских учёных не контактировал и что историю сотой обезьяны следует воспринимать как красивую метафору. Тем не менее, эта история продолжает активно цитироваться, и жить своей жизнью. Что же касается коллективного обучения приматов, то есть другие методики их перевоспитания, противоположные по смыслу описанному выше эффекту и более им понятные. Речь идет о традициях, которые очень трудно менять, особенно если ты один, а соблюдающих традицию намного больше.
Так, например, в качестве эксперимента ученые сажали в металлическую клетку пять обезьян и кормили их не вкусной пищей. В верхнем углу развешивали бананы, но чтобы добраться до них, нужно было наступить на пластину и тем самым подключить всю клетку к электрическому току. Обезьяны, конечно же, пытались добраться до бананов, но их било током и они отступали. В итоге, почти все поняли, что приближаться к бананам не очень приятно. Лишь одна оказалась непонятливой и продолжала попытки сорвать банан, но так как током било всех, то остальные обезъяны начали ее колотить за настырность. Битье подействовало, и глупышка прекратила дальнейшие попытки.
Затем ток в клетке отключили, и бананы можно было брать спокойно, но никто уже не пытался к ним подойти. Далее заменили одну обезьяну на новую и та естественно рванула к бананам, но ее тут же поколотили. Все ее попытки сорвать бананы не находили понимания среди остальных, в итоге и она угомонилась и перестала соваться к бананам. Постепенно заменили по одной всех остальных, в результате чего в клетке сидели обезьяны, которых ни разу не било током, но никто не пытался сорвать бананы, так как за это били сокамерники.
Обычно этот пример приводят для того, чтобы можно было наглядно пояснить, как можно изменить традиции в коллективе, если эти традиции неправильные. И вывод здесь был один, либо заменить сразу три обезьяны, либо посадить к четверым одну большую, которая будет всех остальных колотить и тем самым изменит привычки. И в том, и в другом случае битье определяло сознание.
Теперь вернемся к «эффекту сотой обезьяны». Впервые он был описан Ватсоном в начале 80-х. Может быть этот эффект был им выдуман потому, что хорошо ложился на известную научную гипотезу о едином энергоинформационном поле и едином групповом сознании. В дальнейшем история была подхвачена и пересказана ещё одним любителем мифотворчества Кейсом. Его книга так и называлась «Сотая обезьяна», а выводы, сделанные в ней из описанного Ватсоном эффекта, необоснованно распространялись на все человеческое общество. После книги Кейса этот эффект стал широко приниматься как общеизвестный факт, активно цитируемый мифологами, психологами и прочими. Самое поразительное то, что указанный эффект прочно вошел в науку и получил название «эффект сотой обезьяны».
Он стал применяться при рассмотрении человеческих отношений. Принималось что, для того чтобы какая-то группа людей получила новую информацию или сделала открытие, необходимо было образовать критическую массу ищущих ответ на поставленный вопрос. При этом необходимое количество людей могло не принадлежать упомянутой популяции. Однако, не все ученые безоговорочно принимали полученные таким образом результаты.
Эксперименты с людьми
Так группа австралийских и английских исследователей решила проверить гипотезу «сотой обезъяны» применительно к человеческой популяции. С этой целью было смонтировано общее панно из нескольких сотен разных размеров фотографий лиц англичан. Причем при первом взгляде на это панно можно было разглядеть без посторонней помощи только шесть или семь лиц. Затем в Австралии была отобрана группа жителей, принадлежащих к разным слоям населения, которые должны были за определенное время найти как можно больше лиц на представленном панно.
В результате проведенного опыта ученые убедились в том, что люди обладают чем-то, что еще не было известно науке. Интересно, что аборигены Австралии всегда знали о такой «неизвестной» особенности человека, а именно, что существует энергетическое поле, объединяющее людей. Даже в нашем обществе мы наблюдали, как кто-то на одном конце планеты изобретает что-то очень сложное, а в это же самое время на другом конце Земли кто-то изобрел то же самое, используя те же принципы и идеи. Каждый изобретатель обычно говорил: «Ты украл это у меня. Это мое. Я первый сделал это». Случалось иногда и так, но для большинства дублирующих изобретений или открытий, идеи приходили к авторам индивидуально. Таким образом, после австралийского эксперимента ученые начали понимать: есть нечто, объединяющее всех нас и требующее дальнейшего всестороннего изучения. Что же касается «эффекта сотой обезьяны», то эту историю, по выражению самого автора (Лайэлла Ватсона), действительно следует воспринимать не более, чем красивую метафору.
Для обоснования подобных эффектов, биолог-теоретик Руперт Шелдрейк в 1981 году в своей книге «Новая наука жизни : гипотеза формообразующей причинности» предложил радикально новую теорию, объясняющую, как обучаются живые существа и как они изменяют форму. Гипотеза Шелдрейка состоит в следующем: если то или иное поведение повторяется достаточно часто, оно запечатлевается в неком «морфогенетическом (или формообразующем) поле». Это поле (для краткости «морфическое») обладает своего рода кумулятивной памятью, хранящей все, что происходило с данным видом в прошлом. Представители каждого вида (речь идет не только о биологических организмах, но также о молекулах, кристаллах и даже атомах) настроены на свое отдельное морфическое поле, которое простирается во времени и пространстве, проявляясь посредством процесса, называемого «морфический резонанс».
Представленная Шелдрейком теория объясняет, как могут произойти фундаментальные (или архетипические) изменения в человеческой психике. Сначала такие изменения в поведении или отношениях даются с трудом, но по мере того, как предлагаемую модель поведения перенимает все большее число индивидуумов, новым людям становится проще измениться – даже без прямого влияния со стороны окружающих. Согласно теории, люди посредством морфического резонанса настраиваются на новую модель в морфическом поле и испытывают все более сильное влияние с ее стороны, – это объясняет, почему со временем перемены даются все легче.
Сам Шелдрейк отмечает связь между своими идеями и теорией Карла Юнга. Но есть и важное отличие, выражающее то, что теорию Юнга применяют лишь в отношении человеческого опыта и человеческой коллективной памяти, а Шелдрейк предполагает, что подобный принцип действует во всей Вселенной, а не только в человеческой психике. Однако всеохватывающие предположения Шелдрейка на сегодняшний день не подтверждены опытами, а потому остаются в ранге гипотезы. По крайней мере, опыты с обезьянами не дали положительного ответа.
Что же касается человеческого общества, то здесь обсуждаемый эффект, возможно, в какой-то степени проявляется, но требует еще дополнительных экспериментальных исследований, хотя идеи Шелдрэйка и резонируют с широкой публикой и некоторыми физиками, такими как Дэвид Бом, Ганс-Питер Дюрр и другими.
Давайте думать вместе
Коллега Эйнштейна Дэвид Бом считал, что гипотеза Шелдрэйка не противоречит его собственным идеям. Доказательством этого может служить следующее утверждение великого физика: «… сейчас стало возможным для определенного количества индивидуумов, объединенных общей целью и доверяющих друг другу, образовать единое сознание, которое бы действовало как одно целое. И если бы десять человек или сто человек могли бы действительно быть как единое целое, то сила их воздействия была бы многократно выше, чем одного человека». И далее Дэвид Бом продолжает: «… и таким образом, станет возможным пробуждение сознания как отдельных групп, так и всего человечества … Настоятельная необходимость этого в настоящее время совершенно очевидна».
В наших силах, а точнее в силах каждого человека, живущего на нашей планете попытаться понять, что в мире происходит и начать позитивные изменения в себе и вокруг себя, тем самым способствуя распространению этих изменений во всем мире. При этом суть таких изменений простая: не делай другому того, что ненавистно тебе. Но для многократного усиления эффекта воздействия на окружающий мир желательно объединиться в своих мыслях – намерениях с другими, думающими в унисон с тобой, людьми. Наши друзья, знакомые, родственники, соседи, коллеги, почти все они пока еще пребывают в «спячке».
Хорошо, если бы мы смогли разбудить их и присоединить их мысли к своим. Хорошо, если бы нашей общей заветной целью стало стремление к тому, чтобы все человечество превратилось в единый планетный организм, подобный нашему телу, где каждая клеточка работает на весь организм, а организм в свою очередь заботиться о благополучии каждой своей клеточки. Только в таком обществе мы все будем счастливы.
Эффект сотой обезьяны
В сё меняется. Ничто не может оставаться неизменным. Каждый новый день привносит новые изменения в жизнь. Если сравнить общество, которое было хотя бы 100 лет назад, и современное, отличия будут кардинальными. А если посмотреть вглубь веков, то можно увидеть, что не только жизнь, но и восприятие мира, мировоззрение большинства людей изменились кардинально.
За счёт чего и почему происходят перемены? И как то, что ещё вчера было чем-то из ряда вон выходящим, становится нормой?
Некоторые люди пребывают в иллюзии существования каждого индивида отдельно от общества, мира вокруг и так далее. Однако окружающая среда влияет на нас и кардинальным образом воздействует на наше развитие, определяя его вектор. Если понаблюдать за тем, какими мотивациями живёт современный социум, то можно прийти к выводу, что в большинстве своём они деструктивны. Однако несмотря на это, большинством принимаются за норму. И если опять-таки обратить внимание на то, как жило общество ещё 100 лет назад, можно заметить, что многие современные деструктивные концепции если и допускались как возможные, то уж никак не были нормой.
Почему произошла такая трансформация, которая явно не принесла пользы большинству? Разумеется, есть те, кто получил выгоду от этих негативных перемен в обществе, — эту выгоду получили те, кто делает бизнес на пороках. А, как известно, бизнес, который делается на пороках, — самый прибыльный. Но как удалось привнести деструктивные концепции и модели поведения в общество?
Ещё в прошлом веке, в 1952-м году, в Японии был проведён любопытный эксперимент, который позже подробно был описан учёными Лоуренсом Блэром и Лайаллом Уотсоном. Этот эксперимент был описан в их книгах: «Ритмы видения» и «Правила жизни». В качестве территории эксперимента был взят отдельный остров, на котором жили дикие обезьяны. Учёные стали кормить их несвойственной для них пищей — бататом (сладким картофелем). Овощ просто бросали обезьянам на землю, и те его ели прямо в таком виде — с песком, которым он был вымазан.
Учёным было известно, что обезьяны легко обучаемы многим простым действиям, поэтому одну из обезьян на острове научили мыть батат прежде, чем его есть. Затем обезьяну вернули в привычную среду обитания, к её сородичам, и те стали копировать её поведение. Это вполне привычное поведение для таких животных — они копируют поведение своих сородичей, но удивительный факт произошёл дальше.
Постепенно обезьяны начали обучаться этому навыку, и учёные подсчитывали каждый день количество обезьян, которые научились мыть батат. В тот день, когда количество таких обезьян достигло 100 особей, произошло невероятное — было отмечено, что на соседних островах обезьяны также стали мыть батат перед его употреблением в пищу.
Таким образом, обезьяны, никак не контактировавшие с теми, которых научили мыть батат, стали также повторять эту модель поведения. Существует предположение, что, возможно, одна из обезьян с экспериментального острова могла переплыть на другой и научить своих сородичей.
Но это предположение не выдерживает никакой критики по двум простым причинам. Во-первых, обезьяны не только одного, а нескольких соседних островов переняли этот навык. А во-вторых, даже если предположить, что действительно какая-то обезьяна переплыла на соседний остров, навык мыть батат распространялся бы среди обезьян достаточно долго, но учёными было отмечено, что это произошло буквально одномоментно.
Как можно объяснить данный феномен, и что нам могут дать результаты этого эксперимента?
Психолог Карл Густав Юнг ввёл такой термин, как «коллективное бессознательное». С точки зрения этой концепции, все люди (да и не только люди, а вообще все живые существа) связаны между собой на некоем тонком уровне. И это значит, что между всеми живыми существами (по крайней мере, между существами одного биологического вида) существует некая связь и возможность обмениваться информацией.
Именно этим и можно объяснить «эффект сотой обезьяны». Когда количество животных, освоивших навык мытья батата, достигло определённого уровня, модель поведения закрепилась в сознании, затем вошла в индивидуальное бессознательное, а затем опустилась ещё глубже и закрепилась в коллективном бессознательном.
Это, разумеется, всего лишь одна из версий, которая объясняет это феномен обмена информацией на некоем необъяснимом тонком уровне.
И такая же схема действует в обществе — если какая-либо часть общества принимает какую-либо концепцию, эта концепция начинает очень быстро распространяться. И подобные версии озвучивались неоднократно. Единственное отличие между этими версиями — называются разные цифры того количества людей, при котором начинается влияние на общество. В том числе и духовные учителя также выдвигали подобные версии.
К примеру, основательница Сахаджа-йоги Шри Матаджи Нирмала Деви озвучивала версию, что если 1 % общества серьёзно встанет на путь духовного самосовершенствования, весь мир очень быстро начнёт эволюционировать. Из различных источников можно слышать цифры от пяти до десяти процентов. И подобные заявления не кажутся такими уж невероятными, если рассмотреть недавнюю историю нашей страны.
В 80-х годах прошлого века в СССР началось активное увлечение западной культурой — музыка, фильмы, одежда… Но самое главное — новыми моделями поведения: «сексуальная революция» и так далее. И если сначала новый образ жизни принимался меньшинством, то впоследствии мода на новое мировоззрение стала распространяться довольно стремительно и уже через несколько лет стала практически нормой. Это яркий пример того, как действует концепция «сотой обезьяны».
Стоит отметить, что увлечение западными ценностями и западным образом жизни в СССР существовало и ранее, однако принималось лишь единицами, а большинством было порицаемо. И, видимо, лишь в 80-х количество тех, кто увлёкся западными ценностями и западным образом жизни, стало критическим; и сработал тот самый «эффект сотой обезьяны».
Эффект сотой обезьяны: путь к эволюции
Важно понимать, что эффект сотой обезьяны — это не хорошо и не плохо. Это лишь инструмент, с помощью которого можно как разрушить общество, так и его возродить. И если в случае с вышеуказанным примером мы можем видеть разрушение общества, падение морали и так далее, то в современном обществе можно видеть обратную тенденцию, которая пока маловыраженна, но она уже видна. Если сравнить сегодняшний день и 2005–2010 годы, то можно заметить, что духовное развитие, йога, вегетарианство и так далее стали более популярными в обществе.
Всё больше людей задаются вопросом о том, зачем и для чего они живут. Их начинают терзать сомнения в том, что карьера и деньги это самое главное в жизни. И если 10–15 лет назад вегетарианство воспринимали чуть ли не как отклонение в психике, то сегодня уже большой процент общества если и не следует вегетарианству, то понимает, что это более полезный и здоровый тип питания.
Даже на уровне ВОЗ уже объявлено, что мясо является причиной раковых заболеваний. Разумеется, никто не осмелится рекомендовать на таком высоком уровне вовсе исключить мясо. Но ВОЗ уже рекомендует значительно уменьшить процент мяса в рационе. И это яркий пример того, как меньшинство влияет на большинство.
Если ещё совсем недавно йога воспринималась в нашем обществе как «индийская гимнастика», то сегодня уже большой процент населения знает, что это универсальная система самосовершенствования, и не столько физического, сколько духовного.
И даже больше — сегодня становится модно вести здоровый образ жизни, правильно питаться и так далее. И пусть часто бывает так, что под здоровым образом жизни подразумеваются весьма странные вещи, позитивная тенденция, что называется, налицо.
Что делать и кто виноват
Проблема дореволюционной России была в том, что многие верили в «доброго царя-батюшку», который вот-вот всё изменит. Перекладывая ответственность на кого-либо, — будь то правительство, бог или ещё кто-нибудь — мы никогда не изменим ни свою жизнь, ни жизнь общества.
Эффект сотой обезьяны ясно показывает нам, что изменив только лишь себя и своё окружение, уже можно создать предпосылки для того, чтобы начала меняться наша страна, а затем и весь мир.
Изменение мира мы можем начать только с себя. Важно понять: кроме нас никто не поменяет нашу жизнь. И только когда мы начинаем менять себя, начинает меняться мир вокруг. Меняя свои привычки и мотивации, мы создаём причины для того, чтобы эти привычки и мотивации менялись и у людей вокруг. «И свет во тьме светит, и тьма не объяла его» — написано в Библии, и в этом секрет изменения мира.
Если хотя бы один человек сможет пробудиться от сна лени и апатии и начнёт менять свою жизнь, свет во тьме будет только расширяться, сначала на его семью, потом на друзей, знакомых и так далее. Вокруг такого человека будут неизбежно происходить позитивные перемены. И когда количество «пробудившихся» людей достигнет критической точки, произойдёт тот самый скачок эволюции, который произошёл в эксперименте с обезьянами.
Каждый из нас живёт в той реальности, которую он заслуживает. Поэтому не стоит пенять на несовершенство мира — если мы не прикладываем никаких усилий для того, чтобы что-то изменить, значит, нас всё устраивает. Часто люди осуждают окружающих за те же пороки, которые есть и у них. Это как в поговорке про бревно в своём глазу и соломинку в чужом. И это может показаться невероятным, но когда человек преодолевает свои пороки, рано или поздно с окружающими его людьми начинают также происходить позитивные перемены.
Очень вдохновляюще об этом написал Пауло Коэльо в своём легендарном «Алхимике». Там он раскрыл секрет того, как же алхимики из свинца получали золото. Автор предположил, что золото — это высшая точка эволюции металла, и чтобы свинец превратился в золото, алхимики «затворялись в своих лабораториях и пытались развиваться наподобие золота, ибо они поняли, что если развивается что-то одно, то изменяется и всё, что находится вокруг».
Ничто не существует в нашем мире само по себе, независимо от окружающего мира. И если хотя бы один человек начинает развиваться, общество неизбежно, рано или поздно, начнёт эволюционировать. Работая над собой, человек будет влиять на окружающий мир. И это главный секрет того, как можно изменить мир — просто начать с себя. И чудеса не заставят себя долго ждать, вы и сами это заметите.
КАК РАБОТАЕТ МЫСЛЬ.
Эффект сотой обезьяны
На японском острове Косима обитала колония диких обезьян, которых ученые кормили сладким картофелем (бататом), разбрасывая его по песку. Обезьянам нравился батат, но не нравился песок на нем. Сами знаете, животные не едят грязную пищу. И вот однажды 18-месячная самка Имо обнаружила, что может решить эту проблему, вымыв батат. Она научила этому трюку свою мать и других обезьян. А когда число научившихся мыть батат обезьян достигло 100, все обезьяны, жившие на близлежащих островах, вдруг, без какого бы то ни было внешнего побуждения, тоже начали мыть картофель.
Как такое может быть, спросите вы? В науке это явление получило название «эффект сотой обезьяны».
Казалось бы, ничего сверхъестественного. Но дело в том, что несколько групп учёных наблюдали за обезьянами на совершенно разных островах. И в один момент, когда число обезьян, научившихся чистить бататы достигло определённого количество (условно — сто), все обезьяны на всех островах стали чистить бататы. Учитывая то, что между ними не было абсолютно никакого контакта, объяснить этот феномен становится очень трудно.
И произошло это со всеми обезьянами Японии, даже в зоопарках. Хотя неизвестно, возможно и во всём мире, но таких глобальных наблюдений не проводилось. Как же объяснить этот феномен? Многие связывают это явление с информационной оболочкой земли, либо с сигналами из космоса.
Версий много. Но доказать ни одну из теорий до сих пор не удалось. Пока это остается загадкой…
У этих обезьян не было никакой возможности общения друг с другом, поэтому выводы ученых были сенсационными. По их мнению, для того чтобы какая-то популяция (например, человечество) получила новую информацию или сделала какое-то открытие, необходима критическая масса особей (людей), которые искали бы ответ на поставленный вопрос.
В глухом закарпатском селе, в небольшой деревушке, затерянной в горах, единственный музыкальный инструмент — скрипка, на ней играет и стар и млад. четырехлетний ребёнок берёт в руки скрипку и… Игорь Ойстрах рвёт на себе остатки волос. Так виртуозно играть просто невозможно! Кто ты учился, мальчик? — Нигде, у нас все так играют. Я смотрел как папа играет, взял смычок и тоже стал играть. Это не фантастика, это быль. Есть документальный фильм об этом.
Еще пример. Вы помните как 5 или 8 лет назад студенты учились кататься на сноуборде?
Тогда все катались на лыжах, и сноуборд был в диковинку. Вставали на доску, даже имея уже навык катания на горных лыжах, долго и мучительно, с синяками и разбитыми боками. На третий или четвёртый день, кое как начинали спускаться со скрипом. Кто дадвно катается, тот помнит.
А что сейчас? Посмотрите, прошло всего несколько лет, сотая обезьянка научилась кататься на борде. Люди едут сами в первый же день! Почти сразу! Значит что-то произошло на полевом уровне? Ведь физически человек не изменился нисколько.
Еще пример. Сто лет назад Джонни Вейсмюллер (будущий Тарзан в кино) проплывает дистанцию 100 метров кролем быстрее всех в мире — за 1 минуту 22 секунды. Чемпион мира! Никто быстрее не плавает на всей планете.
Проходит всего 50 лет и 1 минута 22 секунды это только второй юношеский разряд по плаванию. Вы представляете, несколько миллионов человек на Земле спокойно могут проплыть стометровку быстрее, чем Джонни Вейсмюллер!
Пример из мира материи: Человеку, в рамках знаний средней школы, доподлено известен физический «ЭФФЕКТ», именуемый, как «критическая масса» радиоактивного распада урана, что и использовано при создании АТОМНОЙ БОМБЫ.
Можно ещё поразмышлять на эту тему. Обратимся к мировой истории. Многие великие изобретения были совершены абсолютно разными людьми в практически одно и тоже время. Взять тот же телефон. Разница всего в 2 часа. И ведь нет никаких сомнений в честности обоих изобретателей. Наверное, так бывает, что одинаковые идеи приходят в голову множеству людей, но не все их реализуют.
Как можно объяснить все эти случаи изменения результатов при неизменных начальных условиях? Приводятся разные версии — телепатия, передача мысли на расстоянии…
Логичное объяснение такое: когда человек рождается, он гениален бесконечно, он знает и умеет уже абсолютно всё, как голографический слепок вселенной, у которой есть бесконечные запасы информации, навыков, умений. И сразу после рождения начинает забывать, разучиваться, информационные каналы закрываются, связь с Космосом, Вселенским Информационным Банком уменьшается. Ему начинают перекрывать каналы для общения с Бесконечностью.
Есть такая теория, что изначально человек умеет всё, потом всё забывает, и обучаясь например вождению, он просто вспоминает, лучше или хуже, быстее или медленнее, как он умел водить в оригинале. То же самое с иностранными языками, игрой на музыкальных инструментах, навыками в других науках и искусствах.
Если ребенок с самого детства погружается в мир, например скрипки, музыки, если он с пелёнок видит и слышит, что все вокруг играют как живут, легко и непринуждённо, то он просто ничего не забывает, то что знал уже и умел изначально, и играть на скрипке для него становится — это как дышать.
Вернёмся к случаю сотой обезьянки. Предположим, открываться может не широкий канал связи с Банком, но узкий, достаточный для прорыва на узком участке фронта. Одна обезьянка наладила помывку картофеля, информация об этом тонкой ниточкой пошла наверх, это очень слабое воздействие, и обратной связи пока нет.
Две, пять обезьянок, десять, стали делать то-же самое. Канал намного расширился. Но незначительно. 99 обзьянок. Канал уже широкий, мощный, но еще нет обратной связи, информация поступает только в одном направлении, условно — снизу вверх.
И вот сотая обезьянка присоединяется к остальным. Барьер взят, плотина прорывается, информация начинает циркулировать в ОБЕ СТОРОНЫ! Снизу-вверх и сверху-вниз.
Очевидно что обмен информацией происходит как-то избирательно, в зависимости от вида, обезьяны настроены на определенную (условно) частоту, еноты на другую, человеки на свою. Эти потоки не пересекаются, а действуют неизвестным образом избирательно только своему виду.
Поэтому когда сотня обезьянок усилили и расширили канал в одну сторону, то он открылся и в другую, причем уже не узким рупором, а практически на весь земной шар! Перечитайте результаты эксперимента, это не фантастика, это можно проверить, ученые пишут об обезьянах на других островах, и даже в зоопарках в других странах.
«ЭФФЕКТ СОТОЙ ОБЕЗЬЯНЫ» демонстрирует закономерности в адекватном, разумном поведении обезьян, кстати, не только обезьян.
Поведение человеческих масс — строго соответствует «критической массе» мыслительного процесса, о чем в СМИ — запрещено даже упоминать!
Дело тут вот в чем: если люди воспринимают, отображают и понимают наблюдаемые процессы и явления, то, все, кто мыслит таким образом — все они мыслят единообразно, а значит «едино — образно, что порождает „критическую массу“ истинного отображения действительности — мышления.
Тогда на практике реализуются слова Жеглова: „Вор должен сидеть в тюрьме!“.
И, что самое интересное — не сидеть вор в тюрьме, в таких обстоятельствах — просто не может! — как не может не взорваться критическая масса урана — если она есть!
Перед нами — закон эволюции, который проявляет себя как «критическая масса адекватно мыслящих личностей» — после достижения критической их численности — в обществе все начинают понимать — например, кто и как ворует — и вор оказывается за решеткой — по Жеглову.
В истории с обезьянами критической массой стала сотая обезьяна, которая захотела очистить грязный картофель. Как только она приступила к этой работе, критическая масса была достигнута, и барьер с потоков информации был снят. Новую информацию получили сразу все обезьяны, жившие на близлежащих островах.
Получается, что согласно этой закономерности, все научные открытия и достижения в нашей истории происходили именно тогда, когда количество исследователей достигало критической массы. Разумеется, для каждого открытия или новой информации существует своя критическая масса людей, занятых решением данной проблемой. Но в любом случае все Ньютоны, Менделеевы и Коперники — по сути, те же «сотые обезьяны» на пути открытий.
Выходит, что от каждого из нас зависит, во что мы в итоге трансформируемся как вид во времени. Возможно ли такое? — ДА. Просто очень трудно поверить в то, что мысли простого человека, соединенные с множеством таких же устремленных, могут повлиять и изменить весь мир.
Можно вспомнить и молитву, обращение в Сути, и не обязательно даже синхронную. Остается только определить, на что мы должны направить все свои усилия? Размышления о смысле жизни и устройстве мира все чаще будоражат сознание землян.
Переоценка ценностей и поиск смысла дальнейшего существования — вот основной вопрос, к которому подошло земное человечество сегодня. Этот вопрос и должен сплотить землян в совместном поиске ответа на него.
Конечно, это будет посложнее, чем найти решение в случае с грязным картофелем.
Так что вот так вот бывает в жизни. ЛовИте информацию из космоса, из информационных полей, не важно откуда, и воплощайте свои идеи в жизнь, пока это кто-то не сделал за Вас!
Ну, а собственно, каким образом мы можем влиять на стремительно развивающиеся процессы? Остановить вращение Земли вокруг Солнца мы не можем да и не нужно это.
В наших силах, а точнее в силах каждого землянина живущего на нашей планете, — это попытаться понять, что происходит и производить изменения в себе, и вокруг себя, тем самым способствуя распространению этих изменений во всем мире.
Осознать, что помочь себе и всей планете можешь только ты сам, и никто другой. Только от тебя зависит все, происходящее в этом мире, и только ты один можешь его изменить. Ведь критическая масса перехода в новое качество нам неизвестна. Так что, вполне возможно, что «сотая обезьяна», изменившая мир, — это именно ТЫ.
Лично ты, можешь увеличивать количество проснувшихся обезьянок вокруг себя. Ваши друзья, знакомые, родственники, сослуживцы, соседи, коллеги, почти все они спят. Почти все они находятся под гипнозом. Вы можете будить их, как девочка Герда разбудила Кая и вытащила у него из глаза ледяной осколок, и растопила его сердце.
Многие думают: «Ну что от меня ОДНОГО может зависеть?».
Может, еще как может.
Мир может изменить все что угодно, что воздействует на сознание человека. В начале ХХ века это были фотографии, сейчас телевидение, кино и т.д… Мир может изменить сущий пустяк, наверняка все слышали околонаучный термин «эффект бабочки».
«Эффект бабочки» — как изменяется изучаемое явление, если из цепи его эволюции вдруг исключается или добавляется одно маленькое звено.
Понятие «эффект бабочки» ввел Рэй Брэдбери в своем рассказе «И грянул гром». По сюжету, человек, приехавший в прошлое на экскурсию, раздавил там бабочку и, вернувшись, не узнал своего настоящего, настолько все изменилось.