Что такое экономическая карта
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КАРТА
Экономические карты отображают географию народного хозяйства в целом или отдельных его отраслей. В одном ряду с ними стоят карты населения и социально-экономические карты. Соответственно различают общеэкономические (всего народного хозяйства) и отраслевые карты (населения, промышленности, сельского хозяйства, транспорта, экономических связей, сферы услуг).
На некоторых картах, они называются частными, отражаются те или иные узкие вопросы внутриотраслевого значения.
При составлении такого рода карт и атласов необходимо помнить, что система принятых для них условных обозначений должна полностью соответствовать обозначениям, используемым в экономической картографии. Для некоторых частных карт, например для схем использования земель, можно разработать свою систему обозначений. В легенде к общеэкономической карте сначала перечисляются условные знаки, связанные с природной средой, далее с населением, отраслями промышленности, затем сельского хозяйства и транспорта.
Результаты статистической обработки материалов экономико-географического исследования нередко приходится показывать на картограммах и картодиаграммах. Их широко используют и в краеведческой работе при изучении своей области, края, республики.
В отличие от любого типа карт, на которых отображается действительное размещение объектов и явлений, картограммы, а часто и картодиаграммы относят показатели к значительным, заранее обусловленным территориям, не привязывая их к определенным точкам. Обычно те или иные размеры явления отражаются в разрезе районов, областей, краев, республик или отдельных хозяйств, т. е. даются по клеткам административно- хозяйственного деления территории.
Картодиаграмма отличается тем, что внутри каждой такой заранее обусловленной клетки-ячейки помещается диаграмма (в виде квадратов, кругов, столбиков). В данном случае такая диаграмма отражает количественную характеристику объекта или явления для соответствующей территориальной единицы. Среди наиболее употребительных картодиаграмм можно назвать следующие: распределения природных ресурсов, размеров производства промышленной продукции, размещения городского и сельского населения.
Картограммы при помощи штриховки или окраски различной интенсивности выражают степень развития изучаемого явления внутри единиц административно-хозяйственного деления или даже просто внутри условно взятых квадратов. На картограммах, как правило, показываются относительные показатели, например: плотность населения, лесистость территории, удельный вес какой-либо сельскохозяйственной культуры во всей посевной площади.
Если требуется показать тот или иной объект, какое-нибудь явление более детально и в более крупном масштабе по сравнению с исходной картой, то в таком случае применяются картосхемы. На картосхеме можно представить экономико-географическое положение предприятия, города или района, показать их производственно-экономические связи, транспортную обеспеченность территории, каскады ГЭС и т. п.
Особенно наглядны так называемые картосхемы-рисунки. Их еще называют перспективными картосхемами. Вместе с основной смысловой нагрузкой, которая дается не в виде абстрактных значков, а в виде изображения реальных объектов, на такил картосхемах вмонтированы объемные рисунки рельефа, городских кварталов, культурных ландшафтов и т. п.
Территория представляется как бы с высоты птичьего полета.
К такого рода изображениям местности близки схемы-планы небольших участков территории в очень крупном масштабе или вне масштабные схемы, которые без конкретной территориальной привязки отражают суть явления или объекта в самых общих чертах. Примером могут быть схемы энергосистемы, открытых разработок (угольных карьеров), оросительной системы, гидроузла.
В краеведческой работе по экономической географии важно не только собрать исходные факты и цифры, но и обобщить их, наглядно представив результат исследований. Эта задача решается составлением обзорных справочных экономических карт и картосхем. Объекты картографических исследований в данном случае самые различные. Ими могут быть промышленные сельскохозяйственные предприятия, населенные пункты, административные районы и даже бассейны малых рек. Если в итоге предусмотрена подготовка социально- экономического атласа родного края, то заранее разрабатывается его программа и содержание. Необходимо предусмотреть составление карт и картосхем для следующих разделов: общеэкономический, население, природные ресурсы и их использование, промышленность, сельское хозяйство, транспорт и экономические связи, сфера услуг.
4. Центральный экономический район. Состав Центрального экономического района: Брянская, Владимирская, Ивановская, Калужская, Костромская, Московская, Орловская.
Транспорт и экономические связи. Транспортная система Северного экономического района включает все виды современного транспорта.
Социально-экономические карты
Глава 17. Общие социально-экономические карты
17.1. Классификация общих социально-экономических карт
Раздел общеэкономических карт в комплексных атласах — итоговый, призванный показать наиболее общие стороны и свойства, а также важнейшие особенности организации и функционирования всех элементов хозяйства картографируемого региона. Наряду с отраслевыми картами экономики создаются общие экономические карты — комплексные или синтетические произведения, отражающие территориальные и организационные взаимосвязи и взаимодействие основных отраслей хозяйства. К общеэкономическим относятся и серии частных карт, углубляющих и конкретизирующих общеэкономические характеристики территории, и синтетические карты социально-экономического районирования.
Методика общеэкономического картографирования складывалась постепенно. Первая большая общеэкономическая карта была издана в 1842 г. министерством финансов. О ее содержании говорится уже в самом ее названии: «Карта промышленности Европейской России с показанием фабрик, заводов и промыслов, административных мест по мануфактурной части, главнейших ярмарок, водяных и сухопутных сообщений, портов, маяков, таможен, главнейших пристаней, карантинов и пр.» (масштаб 1:2 940 000). На карте территория подразделена на «полосы»: лесную, промышленную (с выделением подрайонов мануфактурной и горнозаводской промышленности), черноземную, или земледельческую, и пастбищную. Карта отличалась полнотой содержания, выразительностью обозначений и хорошим оформлением [31].
Замечательная «Торгово-промышленная карта Европейской России» (1911 г.), составлением которой руководил В. П. Семенов-Тян-Шанский, также относится к общеэкономическим. Основное ее содержание — это экономические районы, выделенные на основании особенностей как промышленного, так и сельскохозяйственного развития, характеризуемые по преобладающему типу хозяйства с учетом его специализации и относительных размеров торгово-промышленного оборота, в расчете на каждую единицу населения. Было выделено 1065 районов, которые затем были сведены в 75 групп и далее в 12 «торгово-промышленных полос». Кроме того, на карту нанесено около 7 тыс. населенных пунктов, размер их соответствует объему торгово-промышленного оборота.
К 40-м гг. XX столетия Н. Н. Баранским был разработан классический вариант общеэкономической карты, предполагающий показ величины и отраслевой структуры промышленности, специализации сельскохозяйственных районов, изображение транспортной сети, населения; из элементов природы, кроме рек, характеризуемых по их роли в экономике, обозначен иногда и рельеф. Такие карты были созданы на ряд районов нашей страны: для Новосибирской и Кировской областей, Коми АССР, Башкирской АССР, союзных республик Закавказья и др.
С тех пор методы и подходы к созданию общеэкономических карт немного изменились, в большей степени стали зависеть от того, составляется ли единичная карта, или серия таковых; или карта в составе атласа; а также стала важна дифференциация карт по предназначению (для чего (кого) создается картографическое произведение). В настоящее время создаются общие социально-экономические карты аналитические и комплексные (если отображаются отдельные элементы хозяйства), а также типологические и синтетические (дающие общую, иногда подробнейшую, характеристику экономических территориальных комплексов).
Для общеэкономических карт особенно существен системный подход: характеристика социально-экономических территориальных систем и подсистем различного ранга с указанием особенностей их структуры, динамики и функционирования, а также роли и значения отдельных территориальных элементов. По полноте содержания общеэкономические карты также весьма неоднородны: детальные, научно-справочного характера и оперативно-хозяйственного значения; или совсем простые карты-схемы.
В тематическом аспекте классификация общеэкономических карт населения представлена следующим образом (рис. 17.1).
Рис. 17.1. Классификация общеэкономических карт по тематике
Карты энергопроизводственных циклов — это отображение связей между несколькими отраслями или составляющими одной, хорошо развитой отрасли. Используя это определение, проще всего сначала выделить экономические пункты, центры и узлы, являющиеся средоточием экономической деятельности. Их иерархическая классификация строится на анализе их функциональных особенностей и характера производственных связей (по сырью, энергии, готовой продукции и т. п.). Другими словами, в процессе синтеза выделяются разные уровни территориальной организации и системы разного ранга — от низшего до межрайонного, национального и международного. Примером низовых систем могут служить экономические пункты с полями их влияния, сельско- и лесохозяйственные предприятия.
Карты общеэкономического районирования дают синтетическую характеристику достаточно крупных территориальных единиц: районов и подрайонов, показывают их экономическое развитие, направление хозяйственной деятельности, характер внутренних и межрайонных экономических связей.
В качестве основных характеристик для экономических районов могут использоваться не только основные статистические показатели (стоимость валовой продукции или основных фондов), но и некоторые другие характеристики, расшифровка содержания которых дается в легенде. Задача дополнительной информации — объективное отображение основных закономерностей и специфических особенностей экономического развития. Пример такой карты — «Рост капиталовложений» в атласе Словакии (1980 г.). С помощью способа картодиаграмм для обозначенных на карте экономических районов указаны объемы и динамика инвестиций с 1961 по 1970 г., а также рост числа жителей с 1961 по 1975 г. (в %). Способом структурной (полосчатой) картодиаграммы (рис. 17.2) на территории каждого экономического района показана доля инвестиций в каждую отрасль хозяйства (ширина полосы 5 мм соответствует 100 млн крон капиталовложений).
Рис. 17.2. Фрагмент и легенда карты «Рост капиталовложений». По атласу Словакии, 1980 г.
Дополнительно на картах общеэкономического районирования могут быть даны характеристики крупнейших экономических центров, являющихся ядрами районообразования и фокусами всей экономической жизни, линий экономических связей (например, магистральные трубопроводы, важнейшие ЛЭП и т. д.). Пример такого картографического произведения — «Экономическая карта Армении» (атлас Армении, 1980 г.), где отражена специализация экономических районов по ведущим отраслям экономики, показаны промышленные центры с выделением в них тех производств, продукция которых имеет республиканское значение, отмечены границы и специализация сельскохозяйственных районов. Линиями движения дана характеристика межрайонных связей по основным видам продукции.
Экономическая характеристика территории может быть дополнена обобщенным показом природных ресурсов и других факторов, определявших исторический уровень экономического развития. На картах исторического содержания для более качественной оценки хозяйственной освоенности территории показывают ее транспортный потенциал, транспортную обустроенность. Экономические связи и пути сообщения можно давать в сравнении с современными (по величине связей, технической оснащенности путей сообщения и т. п.).
Общеэкономические карты перспектив развития (прогнозные карты) содержат характеристику природных и экономических предпосылок развития хозяйства. Чаще всего эта характеристика носит прогнозный характер. Она дается на базе оценки потенциальных ресурсов и возможных вариантов их освоения. Общей основой такой вероятностной оценки территории может быть характеристика капиталовложений в новое хозяйственное строительство с учетом сроков их окупаемости, что согласуется с указанием размеров основных фондов на картах территориальной организации производства. Характеристика зон может иметь более конкретный характер, если дополнить ее оценкой степени вероятности изменений в размещении разных отраслей хозяйства, а также при выделении тех отраслей, для которых намечаются максимальные изменения.
Вероятностная характеристика полезна и для некоторых экономических пунктов: наиболее крупных, а также тех, в которых ожидается значительный рост хозяйственной деятельности. На картах также изображаются в перспективе важнейшие экономические связи, например, намеченные к реализации в результате пуска строящихся или планируемых железных дорог, трубопроводов, каналов и т. д.
17.2. Показатели для синтетических общеэкономических карт
Для синтетических общеэкономических карт в качестве количественных показателей, позволяющих соизмерять различные экономические явления, используются: а) численность занятого населения в разных отраслях производства и непроизводственной сфере; б) стоимость валовой продукции, в) стоимость основных фондов разных отраслей производства и непроизводственной сферы. С их помощью передаются количественные характеристики стадий различных производств, классифицируются территориальные цепочки взаимосвязей, указываются экономическая роль и значимость пунктов картографируемого региона.
Другой показатель — стоимость основных фондов — отображает накопление и размещение материально-технических ценностей разных отраслей экономики и сферы обслуживания. Под основными фондами в статистике понимают выраженную в денежных единицах совокупность произведенных общественным трудом материально-технических ценностей, которые многократно участвуют в производственном процессе, сохраняя при этом свою натуральную форму, постепенно изнашиваясь, перенося свою стоимость по частям на вновь создаваемую продукцию.
Показатель стоимости основных фондов устойчив, не зависит от конъюнктуры, относительно медленно изменяется во времени. Общеэкономические карты, составленные на его базе, дают достаточно полное представление о хозяйственной освоенности территории, степени пространственной концентрации материальных ценностей.
На основании данных о стоимости основных фондов могут быть составлены общеэкономические карты разных видов: а) карты экономических пунктов с указанием размеров их фондов; б) карты «экономического рельефа» по плотности стоимости основных фондов на км 2 территории; в) карты, показывающие структуру основных фондов по районам.
Иногда на общеэкономических картах используется такой показатель, как валовой внутренний продукт (ВВП). Он определяется как сумма стоимости всех товаров и услуг, произведенных за год во всех отраслях экономики на территории страны (субъекта федерации). На картах мира чаще всего показывают общий объем ВВП по странам и ВВП на душу населения или на одного занятого в производстве; иногда при помощи способа картодиаграмм на карте или дополнительными диаграммами отображают динамику ежегодного изменения этого показателя. Данные по общей величине ВВП, как правило, отражают уровень развития экономики стран мира, а показатель величины душевого ВВП используется в качестве индикатора уровня жизни населения.
Рассмотренные показатели для синтетических общеэкономических карт (занятости населения, валовой продукции, стоимости основных фондов, общего объема ВВП) характеризуют размещение экономических явлений в сопоставимых величинах, но не раскрывают связи взаимодействия и взаимной соподчиненности экономических пунктов.
17.3. Карты территориально-производственных комплексов (ТПК)
Карты ТПК детализируют содержание карт экономического районирования. Территориально-производственный комплекс — это совокупность взаимосвязанных промышленных и сельскохозяйственных предприятий, формирующихся на определенной территории (не всегда в границах существующих административно-территориальных единиц) и активно участвующих в общей системе территориального разделения труда.
Экономический район определяется как ТПК, если он специализируется в масштабе всей страны на выпуске продукции, которая при данных природных, экономических и социальных условиях может быть получена с наименьшими затратами материальных средств и труда.
Энергопроизводственные циклы — это совокупность производственных процессов, последовательно развертывающихся в экономическом районе на базе сочетания данного вида сырья и энергии: от добычи и облагораживания сырья до получения всех видов готовой продукции, которые можно производить на месте, разумно используя все сырьевые и энергетические ресурсы.
Карты энергопроизводственных циклов отображают не только характеристики ресурсов, размещение производств, но и структуру самого производственно-технологического процесса, его территориальную специфику. На этих картах должны быть указаны особенности производства в каждой отрасли, районе или на предприятии посредством количественных и качественных характеристик с подразделением производственного процесса на стадии. Показывая на карте мощность и долю в общем объеме производства каждой ступени цикла, можно передать ее место и роль в территориальном разделении труда.
Размещение и деятельность предприятий обозначаются в комплексе с другими отраслями, которые непосредственно связаны с деятельностью этих предприятий. Кроме деятельности предприятий карта должна обязательно передавать основные производственные и технологические связи, обеспеченность природными ресурсами, энергией, полуфабрикатами, деталями и т. д. В целом же, нужны карты не только разной тематики, но и различного назначения, играющие свои роли в картографическом обеспечении ТПК. Например, оперативные карты дают характеристику современного состояния ТПК по какому-либо параметру на определенную дату или на ближайшую перспективу.
Прежде чем начать составление карты энергопроизводственного цикла, необходимо четко уяснить характер производств, которые входят в его отдельные звенья, выявить и обозначить его стадии.
Приступая к составлению карты, необходимо обозначить границы промышленного территориально-производственного комплекса. Они определяются расстоянием перевозок основной массы сырья и продукции, маятниковыми миграциями трудовых поездок населения, производственно-технологическими связями предприятий комплекса в пределах определенного энергопроизводственного цикла.
Обозначив границы ТПК, целесообразно отобразить на карте основные элементы природных условий и факторов, которые влияют на формирование и развитие комплекса, определяют особенности размещения его составных частей, территориальную организацию звеньев цикла (минерально-сырьевую базу, водные ресурсы, климатические условия, неблагоприятные природные процессы и явления).
Для того чтобы выявить особенности размещения составляющих элементов комплекса, требуется отобразить обеспеченность территории транспортной инфраструктурой (железными и автомобильными дорогами, трубопроводами, транспортными узлами). Особенного внимания требует показ трудовых ресурсов. Сельское хозяйство важно отображать для тех комплексов, где преобладают производства по переработке сельскохозяйственного сырья. Легенда карты ТПК для промышленного узла требует тщательной проработки всех ее элементов (рис. 17.3).
Рис. 17.3. Легенда карты производственно-территориального комплекса
промышленного узла (по Я. И. Жупанскому)
Я. И. Жупаньский [9] приводит методику построения карты производств энергостроительного цикла, в котором выделяет четыре основных стадии:
1) добыча и первичная обработка нерудных строительных материалов;
2) производство строительных материалов;
3) производство строительных деталей и конструкций;
4) сооружение зданий.
Наиболее приемлемый способ изображения экономических пунктов — значковый. Линейные знаки используют для показа экономических связей и путей сообщения. Связи между стадиями цикла могут показываться штриховкой части линейного знака или заливкой определенным цветом, который соответствует виду продукции, поступающей на стадию обработки или переработки. Связи с другими пунктами системы и производствами смежных циклов обозначаются, как правило, масштабными структурными линиями.
Для фона карты используют характеристики территориальной организации. Выделяют зоны тяготения к различного ранга экономическим пунктам (например, с привлечением карт потенциала поля расселения) и определяют их интегральные хозяйственные характеристики (например, по срокам окупаемости капитальных вложений).
Целесообразно изобразить на карте и показатели экономической эффективности каждого предприятия. При большой нагрузке рекомендуется основные элементы содержания давать наиболее выразительными условными знаками, все остальные характеристики отображать нейтральными цветами.
При составлении карт промышленных ТПК необходимо решить следующие задачи:
• отобразить то количество показателей, которые обосновывают правомерность выделенных комплексов;
по возможности объединять эти показатели, отбирая наиболее типичные для каждого комплекса;
• не допустить ухудшения читаемости карты за счет большого количества показателей.
В процессе подготовки материалов, кроме сбора статистических данных по предприятиям, необходимо установить место каждого из них в определенных стадиях развития цикла, что потребует дополнитель-ных исследований. Вместе со сведениями о предприятиях в территориальном аспекте следует характеризовать их и в отраслевом плане, а также дать другие объекты, которые имеют отношение к этому циклу.
Картографирование производственных циклов, как правило, требует составления для отдельных территорий ряда карт крупных масштабов. Они составляются и для комплексов низкого и среднего таксономического ранга (узлов, районов). Это дает возможность показать связи не только внутри каждого цикла, но и между ними, а также установить области тяготения к различным экономическим пунктам и узлам.
Картографирование ТПК представлено совсем небольшим числом произведений, так как процесс картографирования циклов до сих пор достаточно сложен как с точки зрения сбора материалов, так и техники картосоставления.
17.4. Карты агропромышленных комплексов (АПК )
Агропромышленный комплекс — это совокупность взаимосвязанных отраслей промышленности и сельского хозяйства, задачей которой является производство, переработка, хранение сельскохозяйственной продукции и доведение ее до потребителя.
Размещение сельского хозяйства, его специализация по районам и связанная с ним локализация предприятий по промышленной переработке сельскохозяйственного сырья формируют территориальную структуру агропромышленного производства.
В структуре АПК существуют два крупных подкомплекса: 1) по производству и реализации продуктов питания, который образует продовольственный комплекс (ПК); 2) по производству и реализации промышленных предметов потребления из сельскохозяйственного сырья.
Основные задачи картографирования АПК:
• разработка тематического содержания, которое бы легло в основу карты, предназначенной для решения проблем сельского хозяйства;
• отображение связей сельского хозяйства с другими отраслями и производствами;
• раскрытие территориальных особенностей структуры землепользования;
• характеристика развития производительных сил;
• обозначение места регионов в общественном разделении труда.
При картографировании АПК предусматривается создание карт, характеризующих условия и факторы его формирования (социально-экономические, природные, особенности землепользования) и карт, характеризующих продовольственные АПК разной специализации и территориального охвата (типы предприятий и районы специализации). Кроме того, для создания полноценной картины необходимо изображение производственных связей аграрных циклов и территориальной организации отраслей (рис. 17.4).
Рис. 17.4. Тематика для карт агропромышленного комплекса
(по А. В.Березкину, Л. И. Горбуновой, В. Л. Каганскому)
АПК на карте могут быть представлены как элементарные комплексы (например, перерабатывающее предприятие и его зоны), специализированные районы (сосредоточение элементарных комплексов однородной специализации) или специализированные зоны (сосредоточение на большой территории однородных специализированных районов и промышленных предприятий, которые их обслуживают). Каждый тип производственного комплекса требует соответствующей территориальной организации транспорта.
Процесс создания комплексных карт АПК и его звеньев, условий и факторов их функционирования имеет свои особенности, обусловленные своеобразием сельского хозяйства и других отраслей, входящих в комплекс. Однако по картографированию АПК отсутствуют какие-либо инструкции и редакционные указания по составлению, не разработаны общепринятые картографические обозначения. Кроме того, у различных авторов существуют самые разные подходы к изучению этого производства. Важным моментом является отбор показателей, которые наиболее полно характеризовали бы тему и были отображены на карте в динамике за несколько лет или периодов (например, показатель хода выполнения сельскохозяйственных работ или показатель достигнутого уровня).
Системное картографирование продовольственного АПК состоит из двух стадий: системного анализа и собственно картографического моделирования. Первый включает определение объекта картографирования (выявление характера и функционирования АПК, временных и пространственных параметров производственно-технологических процессов); второй — структурный анализ (расчленение процесса по вертикали и горизонтали, составление графических моделей АПК). Объектами системного картографирования является интегральный продовольственный АПК, его составляющие и функционирование их важнейших звеньев.
17.5. Проблемы общеэкономического картографирования
Для создания общеэкономических карт весьма эффективно применение методов математической обработки данных, включая факторный и компонентный анализы, которые обеспечивают получение синтетических, оценочных и прогнозных характеристик. Построенная по итогам математического анализа карта, являясь важным средством изучения экономико-географических явлений, может быть использована как исходный материал для дальнейшей математической обработки с целью получения более глубокого представления о моделируемых свойствах и отношениях, недостаточно раскрытых на первой стадии математического анализа изысканий. Результаты второй стадии анализа также можно представить в виде карты и т. д. Таким образом, становится возможной стыковка и комбинирование математических моделей на базе картографического метода исследования.
Значение общеэкономических карт обобщающей, интегральной тематики возрастает из года в год в связи с необходимостью комплексной характеристики природных и социально-экономических территориальных систем, совмещенного отображения основных сторон экономической и социальной жизни общества по их территориальным совокупностям.
Современное состояние экономики и те изменения, которые произошли в общественной жизни на рубеже XX–XXI вв., заставляют по-новому взглянуть на проблемы общеэкономического картографирования и путем расширения содержания карт перейти к созданию современных общих социально-экономических картографических произведений. Такие карты могут дать новый взгляд на картографирование основных отраслей экономики: промышленности, транспорта, сельского и лесного хозяйства и новое представление о социально-экономических и экологических процессах и явлениях, характерных для картографируемой территории.
На общеэкономических картах важно шире использовать новаторские тематические сюжеты с использованием показателей размещения населения и социальной сферы. Такие карты, помимо общей характеристики состава населения и отраслей общественного обслуживания, будут служить материалом для анализа демографической и медико-экологической обстановки, продолжительности жизни, рождаемости и смертности, заболеваемости населения, включая и оценку социальной напряженности.
При картографировании промышленности, помимо размещения и территориальной организации производства, на общих социально-экономических картах следует показывать устойчивые производственные связи, определяющие межрегиональное и межрайонное разделение труда, обмен сырьем, топливом, энергией, полуфабрикатами и готовой продукцией. На картах желательно также давать экономическую оценку эффективности производства, влияние промышленности на экологическую обстановку.
При отображении транспортной составляющей целесообразно помимо характеристики транспортных сетей, оценить эффективность работы транспорта и уровень обеспеченности им хозяйства и населения, включить в содержание карты некоторые показатели воздействия транспорта на человека и природу.
Интересным может быть переход от создания отдельных общеэкономических карт к сериям социально-экономических карт, дающих углубленную характеристику населения и хозяйства, в том числе к оценочным и прогнозным картам, создаваемым с помощью данных дистанционного зондирования.
Особое значение приобретает системное изображение земельных ресурсов, в том числе на оценочных и прогнозных картах, с применением конкретных количественных показателей. Пристального внимания требуют: совершенствование отображения экологического состояния почв, перспективы использования фонда малоценных земель как резерва для сельскохозяйственного строительства, создание коттеджных поселков и т. п.
Прогнозные общеэкономические карты необходимы для нужд регулирования и управления. Они показывают варианты экономического развития территории. С показателями карты планово-проектных исследований могут быть сопоставлены объемы капиталовложений, их плановая структура, а также уровни развития производственной инфраструктуры, строительной базы, транспортных возможностей. В зависимости от реальных условий по этой карте могут рассчитываться варианты очередности строительства и введения объектов в действие.
Примером системного общеэкономического картографирования является «Экономическая карта социалистических стран Европы» для высшей школы (1986 г.) масштаба 1: 1 000 000 для вузов. На этой карте показаны:
• функциональная типология экономических узлов, центров и пунктов;
• характеристика основных направлений экономического использования территории;
• характеристика топливно-энергетической и сырьевой базы;
• крупные экономические районы — по сетке Госплана СССР тех лет.
В начале XXI в. на общей социально-экономической карте важно отразить не только размещение, качественные и количественные характеристики природных, экономических и трудовых ресурсов, условия хозяйственного освоения территории и социально-политическую обстановку, но и степень сформированности, специализацию и пространственную структуру производственного комплекса, систему сложившихся связей по труду, сырью, комплектующим материалам и готовой продукции. Общеэкономические карты должны обеспечивать научную разработку, выбор и исполнение плановых и управленческих решений, а рекламировать их следует в широких кругах населения, учебном процессе в средней и высшей школе.
В задачи редакционных работ по общим социально-экономическим картам входит тщательное согласование составляемых карт с картами всех остальных разделов социально-экономической тематики. Помимо проверки, уточнения и согласования оригиналов карт и приложений с источниками и между собой, может возникнуть необходимость изменения содержания карт или технологии их создания, в том случае, если редактор определит целесообразность и допустимость таких изменений.