Что такое эквализация в музыке

Эквализация

Процесс эквализации можно условно разделить на две части: техническую эквализацию и художественную эквализацию.

Содержание

Техническая эквализация [ править ]

При сведении [ править ]

В акустической музыке (оркестры), где эквализация невозможна и звук инструментов не меняется, избежать проблемы частотных конфликтов можно только правильной аранжировкой и оркестровкой. В электронной же музыке, где нет «устоявшихся» звуков, эквалайзеры применяются в 90% случаев, решая постоянно возникающие частотные конфликты между инструментами. Таким образом, основная задача технической эквализации и стоит в разрешении этих конфликтов.

При живых выступлениях [ править ]

Основное назначение эквалайзеров при живых выступлениях сводится к получению адекватного (линейного) звучания исходного материала, частотная характеристика которого может искажаться из-за недостатков акустических систем, межблочных приборов обработки, параметров помещения и т.д.

Любое акустическое пространство делает какие либо звуковые частоты громче или тише, чем другие. Это связано со стоячими волнами производимыми размерами комнаты, используемыми в ней материалами, формой, количество зрителей в зале и многое другое — все это может сильно изменять частотную характеристику воспроизводимого материала. Эквалайзер используется для компенсации этих расхождений в акустике помещения. В идеале, звуковая система должна воспроизводить плоскую АЧХ. В этом случае специалисты используют три основных компонента: высокоточный измерительный микрофон, анализатор спектра и эквалайзер. Все это позволяет выяснить, какие частоты «пропадают» в данном помещении, а какие выделяются, и в соответствии с этим произвести коррекцию. Это стандартная практика для студий звукозаписи, живых выступлений и некоторых высоко качественных систем.

Наиболее часто эквалайзер используется при живых выступлениях, где одновременно работают микрофоны и колонки. Основная проблема заключается в возникновении эффекта обратной связи, который создаёт неприятные для слуха гудение и пищание. В этом случае звукооператор использует многополосный графический эквалайзер для поиска резонансных частот и подавляет их. Однако для устранения обратной связи не все специалисты используют графический эквалайзер, т.к. для этого существуют специальные приборы — цифровые автоматические подавители обратной связи, которые представляют собой параметрический эквалайзер, с автоматическим подбором резонансной частоты, где фильтры имеют очень высокую добротность.

Художественная эквализация [ править ]

При художественной эквализации тембру звука придаются определённые характеристики. Тембр может быть приукрашен или изменён до неузнаваемости. Большое количество художественной эквализации применяется в электронной музыке и диджеинге.

Многие музыканты при записи или выступлениях используют различные эквалайзеры для получения неповторимого звучания своих инструментов, а также особых эффектов, связанных с ярким выделением специфических частотных полос. Например, убрав с помощью эквалайзера все низкие и высокие частоты и оставив только средний диапазон, можно получить эффект «старого радиоприемника».

При художественной эквализации живых инструментов существуют определённые области частот, добавление или вырезание которых придаёт инструменту определённых характеристик (дыхания, плотности, атаки и т.д. ). Ознакомиться с частотами эквализации живых инструментов можно в статье «Эквализация инструментов».

При художественной эквализации не живых инструментов (синтезированные партии, синтезированные бочки, неживые хэты и т.д.), электронных стилей музыки например таких как House, Trance, Techno и т.д., нет определённых «советов». Причина в том, что частотные характеристики синтезированных звуков довольно различны, каждый звук имеет свои индивидуальные особенности, применять к ним какие-либо шаблоны не имеет смысла.

Диапазоны слышимых частот [ править ]

Перед тем, как рассмотреть основные принципы эквализации, нужно разобраться, на какие участки подразделяется диапазон слышимых частот, и как каждый из них воздействует на слух. Весь звуковой диапазон можно разделить на шесть чётких частотных полос, каждая из которых значительно влияет на общее звучание записи.

Принципы эквализации [ править ]

Профессиональный инженер предварительно вычисляет, каким должен быть каждый звук в отдельности, чтобы впоследствии занять правильное место в миксе. Для этого вы должны визуально представить себе финальный микс и затем представить, какое место в нем занимает каждый из звуков. Но, если вы не слышали исполнителя или группу раньше, вы не можете себе представить, как может звучать финальный микс. Большинство инженеров эквализируют звуки так, что они звучат «хорошо» (натурально или «необычно»). Но проблема в том, что понятие «хорошо» разное для различных стилей музыки, песен и людей. Как бы то ни было, инженеры обычно стараются сделать так, чтобы звук не был слишком мутным, надоедливым или скучным.

При работе с эквалайзером очень важно понимать, что усиление какой-либо частотной полосы приводит к усилению общего уровня аудио-сигнала, и чрезмерное усиление полос может зачастую привести к искажениям звукового сигнала. В связи с этим ослабление «ненужных» частот зачастую даёт более качественный результат, нежели усиление «нужных». Поэтому эквалайзером следует пользоваться очень аккуратно и не использовать его, если в этом нет очевидной надобности.

Источник

Эквализация

Этой статьёй я начинаю цикл статей посвященных эквализации.
Данная статья просвещенна общим вопросам по еквализации вот небольшой план:
1. Что такое еквализация
2. Зачем нужна еквализация
3. Виды еквализации, кратко
4. Советы по еквализации

Что такое эквализация в музыке. Смотреть фото Что такое эквализация в музыке. Смотреть картинку Что такое эквализация в музыке. Картинка про Что такое эквализация в музыке. Фото Что такое эквализация в музыке

Эквализация— это обработка звукового сигнала еквалайзером. А именно коррекция, усиление или уменьшение частотного диапазона звука.

Эквализация-нужна для корректировки частотного диапазона,инструмента или голоса. Эквализация нужна, для решения частотных конфликтов, нужна для выделения инструмента в миксе, нужна для для понижения громкости не нужной частоты.

Виды еквализации: есть 2 вида еквализации, Mid(mono) и Side(Stereo)– разберем данный вид еквализации на примере. К примеру, у нас есть семпл с голосом и нам надо с семпла убрать голос. Мы переключаем еквалайхер в режим mid и подрезаем моно составляющую. Или к примеру у насть есть Pad и он сильно конфликтует с бассом, о мы так же можем в педе подрезать моно составляющую освободив бочке и бассу место.

Советы по применению еквализации:
Если можно обойтись без еквализации то лучше обойтись без нее.

Если вы применяете еквализацию то применяйте её в меру

Если вырезаете, то вырезайте узкокой полосой, а поднимайте, широкой

Определить зудящую частоту можно сделав узкую полосу, подняв её на +10 и пройдясь по всему частотному диапазону.

Вот несколько таблиц которые помогут вам при еквализации:

Что такое эквализация в музыке. Смотреть фото Что такое эквализация в музыке. Смотреть картинку Что такое эквализация в музыке. Картинка про Что такое эквализация в музыке. Фото Что такое эквализация в музыке

Что такое эквализация в музыке. Смотреть фото Что такое эквализация в музыке. Смотреть картинку Что такое эквализация в музыке. Картинка про Что такое эквализация в музыке. Фото Что такое эквализация в музыке

Что такое эквализация в музыке. Смотреть фото Что такое эквализация в музыке. Смотреть картинку Что такое эквализация в музыке. Картинка про Что такое эквализация в музыке. Фото Что такое эквализация в музыке

Что такое эквализация в музыке. Смотреть фото Что такое эквализация в музыке. Смотреть картинку Что такое эквализация в музыке. Картинка про Что такое эквализация в музыке. Фото Что такое эквализация в музыке

Вот 3х часовое видео которое поможет вам раставить все точки над и

Источник

Общие принципы эквализации

Данная статья является частью цикла статей «Основы эквализации»

Содержание

Зачем нужна эквализация [ править ]

Без эквализации не может обойтись ни одна композиция. Сразу стоить заметить, что лучшего эквалайзера нет и каждый выбирает то, что ему больше нравится.

В акустической музыке (оркестры), где эквализация невозможна и звук инструментов не меняется, избежать проблемы частотных конфликтов можно только правильной аранжировкой и расстановкой инструментов. В электронной же музыке, где нет «устоявшихся» звуков, эквалайзеры используются в 90% для каждого отдельно взятого инструмента. Основная задача эквализации как раз и стоит в разрешении этих самых частотных конфликтов.

Прежде чем эквализировать инструмент, подумайте нуждается ли он в этом.

Что такое эквализация в музыке. Смотреть фото Что такое эквализация в музыке. Смотреть картинку Что такое эквализация в музыке. Картинка про Что такое эквализация в музыке. Фото Что такое эквализация в музыке

Что такое эквализация в музыке. Смотреть фото Что такое эквализация в музыке. Смотреть картинку Что такое эквализация в музыке. Картинка про Что такое эквализация в музыке. Фото Что такое эквализация в музыке

Позже мы разберёмся почему необходимо использовать именно эти принципы при эквализации.

Слуховую маскировку звуков можно частично решить панорамированием. Скачайте этот проект для примера => Dimaskir. Послушайте 1й паттерн, на нём звучит 2 звука с похожими спектрами частот, 3o3ish громкий и 3o3ish 5 тихий, 3o3ish 5 почти неслышно. Это происходит потому, что если звучит 2 звука из одной точки в пространстве, более громкий звук с похожим спектром частот маскирует более тихий, этот эффект называется бинауральным маскированием. Но если развести 2 звука по панораме (паттерн 2), то более тихий звук становится слышен, этот эффект называется бинауральным демаскированием. Таким образом, панорамирование может частично решить частотный конфликт.

Во время сведения композиции есть смысл использовать Моно режим, т.к. если при качественной эквализации картина «выстроится» в моно режиме, то она и в Стерео режиме будет звучать не хуже.

Практическое применение [ править ]

Рассмотрим 1 из принципов приведённых выше, а именно шестой принцип: решение частотных конфликтов проще всего делать по группам инструментов. Это делать проще всего т.к. если у вас нет определенной слуховой тренировки, то будет очень сложно определить проблемные (конфликтующие) инструменты в композиции. Для этого условно разделим композицию на 3 части, данный момент сильно упрощён для более лучшего понимания (см. рисунок ниже), эти значения могут разниться в зависимости от композиции.

Что такое эквализация в музыке. Смотреть фото Что такое эквализация в музыке. Смотреть картинку Что такое эквализация в музыке. Картинка про Что такое эквализация в музыке. Фото Что такое эквализация в музыке

Примерное количество частот различных инструментов в каждом диапазоне можно посмотреть на рисунке ниже. Заметьте, это также примерное количество частот, и схема рисунка также значительно упрощена для более лучшего понимания, эти значения могут значительно различаться в зависимости от композиции.

Что такое эквализация в музыке. Смотреть фото Что такое эквализация в музыке. Смотреть картинку Что такое эквализация в музыке. Картинка про Что такое эквализация в музыке. Фото Что такое эквализация в музыке

После того как мы определились в каком диапазоне располагаются инструменты, попробуем это применить на практике. Скачайте этот проект => Проект. В данном проекте применяется анализатор АЧХ Voxengo SPAN. Откройте паттерн 1, здесь одновременно звучат инструменты, которые мы будем эквализировать.

На 2м и 3м паттернах звучат бочка и бас, которые занимают весь спектр частот, на данном этапе мы их не будем эквализировать, т.к. они и должны занимать весь спектр частот (но это не означает, что они не нуждаются в эквализации, просто на данный момент это не цель). Откройте паттерн 4 и послушайте как звучит клэп, в его звуке довольно отчётливо слышно присутствие низких частот, если вы не уверены что вы слышите низкие частоты в клэпе то анализатор Voxengo SPAN поможет вам их увидеть:

Что такое эквализация в музыке. Смотреть фото Что такое эквализация в музыке. Смотреть картинку Что такое эквализация в музыке. Картинка про Что такое эквализация в музыке. Фото Что такое эквализация в музыке

Как уже было написано выше, необходимо эти низкие частоты срезать т.к. они должны быть только у баса и бочки. Включите эквалайзер у клэпа на его канале, и вы услышите как пропадут низкие частоты, также это можно посмотреть и в анализаторе. Проделайте те же самые операции на 5м и 6м паттернах, там тоже достаточно низких частот.

Давайте сразу определимся почему необходимо было срезать низкие частоты. Данный проект содержит всего 5 звуков, но представьте себе композицию, в которой, к примеру, содержится 2 клэпа, открытый хэт, 3 закрытых хэта, 5 перкуссий, пад, лид, стринги, крэш, бас, бочка и несколько Fx (к примеру 3). Складываем это всё и получаем в результате 20 инструментов, обратим внимание на низкие частоты поэтому не будем считать бас и бочку (18). Теперь представьте если у этих звуков содержатся не очень заметное количество низких частот, немного в клэпах, хэтах, лидах и т.д., по отдельности в звуках низкие частоты могут быть и незаметны. Но представьте ситуацию когда эти звуки звучат одновременно. От одного звука немного низких частот, от другого, в результате эти частоты складываются и их становится много, они прибавляются к басу и бочке и как результат на низких частотах получается каша. Пропадает чёткость бочки и баса!

Главное при срезании частот не переборщить, а то может получиться «пластмассовый», безжизненный звук. Наверное вы заметили, что в проекте звук тарелки на пятом паттерне звучит «пластмассово», тонко, безжизненно после включения эквалайзера. И подумали, что-то тут тарелка сильно срезана, очень «пластмассово» звучит. Да, на пятом паттерне тарелка звучит ужасно! Пришло время поговорить о звучании инструмента в композиции (миксе) в целом.

Эквализация в миксе [ править ]

Скачайте это проект => Eq_frec_n4_2. В этом проекте изменен эквалайзер у клэпа на паттерне 4, в результате паттерны 4 и 5 стали звучать «пластмассово», ужасно! Но откройте паттерн 1 и послушайте одновременное звучание всех инструментов. Эта «пластмассовость» пропала, попробуйте в то время когда звучат все инструменты отключить эквалайзеры у клэпа (третий канал микшера) и хэта (четвёртый канал микшера). Звук немного изменится, но он не будет пластмассовым! В итоге мы освободили ещё больше частот для других инструментов, а конкретно в данном случае для инструмента leads 3 (если у вас нет определённой слуховой тренировки, вы этого можете и не заметить) он стал звучать более отчётливо! Вывод: эквализацию отдельных инструментов необходимо проводить при прослушивании всего микса в целом. Даже если после эквализации по отдельности инструменты звучат ужасно!

Стоить заметить, что решение обрезать большое количество частот в инструменте и сделать его пластмассовым не всегда является лучшим. Да при полном миксе инструмент звучит нормально, но представьте ситуацию, если этот инструмент будет звучать к примеру в яме, где мало инструментов. Тут и проявится вся «пластмассовость» инструмента. Вывод: если инструмент периодически звучит 1 или с малым количеством инструментов, позаботьтесь чтобы он и в такие моменты звучал хорошо. Можно, например, настроить выключение эквализации в яме с помощью автоматизации.

В яме, «пластмассовость» в звуке будет заметна. Но если инструмент звучит всегда только в тех местах где присутствует большое количество инструментов, её можно оставить «пластмассовой», т.к. это не будет заметно, тем самым освободив частоты для других инструментов.

Скажем, что данный способ срезания низких частот у высоко частотных инструментов не всегда является лучшим. В ряде случаев, к примеру у тарелки лучше не срезать низкие частоты, а даже прибавить их. Это может привнести в трек больше Грува и «кача». Думайте! Как лучше сделать, это уже творческая часть.

Каждому инструменту свой частотный диапазон [ править ]

Начнём с объяснения принципа работы человеческого уха.

Работу человеческого уха можно сравнить с работой анализатора АЧХ (для примера возьмём Voxengo SPAN). Анализатор показывает сумму спектров всех инструментов на определенной частоте, а наше ухо слышит только самый громкий звук на этой частоте. См. рисунок ниже, 2 звука с одинаковыми спектрами, слышен будет только громкий.

Что такое эквализация в музыке. Смотреть фото Что такое эквализация в музыке. Смотреть картинку Что такое эквализация в музыке. Картинка про Что такое эквализация в музыке. Фото Что такое эквализация в музыке

Спектр показываемого звука в анализаторе может не совпадать с вашими слуховыми ощущениями. Анализатор может показать, что определённую частоту необходимо вырезать, хотя на слух всё будет звучать хорошо. В первую очередь опирайтесь на слух, а только потом на анализатор.

Решение частотных конфликтов проще делать по группам инструментов инструментов:

Данные группы упрощены, в реальных ситуациях происходит более сложное деление по группам. Если вы занимаетесь созданием электронной музыки в которой существует большое количество не живых, синтезированных инструментов, то конфликты инструментов могут происходить с чем угодно и где угодно. Яркий пример можно проследить в Electro House музыке, когда бас с большим количеством высоких частот может начать конфликтовать с тарелками и перкуссией.

В данной статье не будут приводиться примеры решения частотных конфликтов. Т.к. каждый музыкант или звукорежиссёр, столкнувшись с конфликтом, могут решить этот конфликт по разному. Приведённый здесь пример может вызвать несогласие и спор. Но примеры можно посмотреть в разделе авторских статей, где разные авторы высказывают собственную точку зрения.

Также ниже будут приведены ссылки на авторские статьи, связанных с эквализацией.

Художественная эквализация [ править ]

Также существует художественная эквализация. При такой эквализации стремятся придать звуку определённые характеристики Тембру, или как либо приукрасить его. Большое количество художественной эквализации применяется в электронной музыке.

Если вы занимаетесь эквализацией живой музыки то посмотрите статью «Эквализация инструментов». Если же вы занимаетесь эквализацией не живых инструментов (Синтезаторы, синтезированные бочки, неживые хэты и т.д.), таких стилей как House, Trance, Techno и т.д. То изучение этих частот вам мало чего даст, т.к. при эквализации живых инструментов необходимые частоты давно известны, потому что к примеру звук скрипки и через 100 лет останется звуком скрипки с теми же частотами и характеристиками. А электронная музыка, в которой содержится большое количество синтезаторов и неживых инструментов, постоянно разная, каждый синтезированный звук имеет свои особенности и свои индивидуальные характеристики, применять к ним какие либо шаблоны не имеет смысла.

К не живым звукам, можно определить только общие принципы приведённые в таблице ниже:

Приведённые в этой статье советы довольно общие, не принимайте их как «неотступные» (табу). Если ваш художественный замысел идёт в противоречия со статьёй, отдайте приоритет замыслу.

Так же хочется сказать что нет такой статьи или видео урока по эквализации которая позволила бы вам изучить ее на сто процентов. Развивайте слух и постоянно тренируйтесь, это самое главное!

Источники [ править ]

Статья частично составлена с использованием материалов:

Источник

Эквализация: базовые принципы

Цели применения эквализации и принципы, которые нужно обязательно знать перед работой

Эквализация — тема обширная, поэтому я разбил её на несколько частей:

Уверен, если ты внимательно прочтёшь весь этот цикл статей, вопросы типа «как эквализировать бас» или «настройки эквалайзера для гитары» отпадут навсегда. Итак,

Что такое эквализация и для чего используется

Эквализация (англ. equalization — выравнивание) это частотная корректировка звука. То есть, принцип эквализации заключается в понижении или повышении уровня громкости определённых частот.

Какие задачи решает эквализация?

Как видишь, не важно какую ты чаще выполняешь роль в аудиопродакшне (ну там, пишешь музыку, сводишь или мастеришь) — эквализация это неотвратимая часть процесса. И, наряду с компрессией, неправильная работа с ней может загубить даже самую классную идею трека.

Типы эквализации

Прежде чем перейдём к базовым принципам эквализации, обращу внимание на то, что в зависимости от типа эквализации, могут применяться совершенно разные (вплоть до полностью противоположных) подходы в настройке эквалайзера.

Эквализация художественная

Применяется когда нужно вмешательство в тембр отдельного звука. Здесь нет никаких ограничений и правил, полная свобода творчества. Действуем лишь исходя из того, каким мы видим финальный звук. Зачастую интуитивно.

Так, из звучащего по всему частотному спектру семпла можно вырезать всё кроме высокочастотного шипения, стилизовать вокал под голос из телефонной трубки, оставить от барабанного лупа только «железо», оставить от звука только резонирующий фидбек и тому подобное. Пространство для экспериментов необъятное, а результаты могут оказаться совершенно неожиданными.

В общем-то, художественная эквализация это как раз то, чем занимаются новички, не понимая принципов эквализации и сведения. Здесь никаких рецептов и советов быть не может — лишь здравый смысл и дело вкуса

А вот эквализация, применяемая при сведении и мастеринге, — прямая противоположность эквализации художественной, и имеет определённые закономерности и рамки.

Эквализация техническая

Этот тип эквализации формирует общее звучание трека и направлен на устранение частотных конфликтов в миксе. Поэтому носит более академический характер и требует теоретических знаний и опыта.

Несложно догадаться, что дальнейший разговор пойдёт исключительно в контексте технической эквализации. Но перед погружением нужно обязательно обратить внимание ещё на 3 крайне важные детали, напрямую связанные с процессом эквализации — это эффекты слуховой маскировки, звуковой памяти и нелинейности слуха.

Эффект слуховой маскировки

В силу ряда причин (эволюционных и биологических), из двух и более звуков, одновременно звучащих в близком частотном диапазоне, человеческий слух воспринимает только тот звук, который звучит громче.

Поэтому тебе приходится кричать находящимся совсем рядом бармену или другу в клубе, поэтому в шумной компании слышно только самых громких или басовитых/писклявых, поэтому после того как мимо тебя проехала скорая на улице, твой телефонный собеседник просит повторить что ты говорил и так далее.

Микс — не исключение из этого правила: когда в одном частотном диапазоне оказывается несколько инструментов, нормально прослушивается только самый громкий.

Это самая распространённая ошибка начинающих продюсеров — пытаться исправить ситуацию добавлением громкости нечитаемых звуков

Эффект звуковой памяти

Тебе наверняка доводилось слышать выражение «замыливание слуха» или «усталость ушей», но серьёзного значения ты этому не придаёшь, верно? А вот зря.

Опять же, слуховой аппарат современного человека — инструмент очень гибкий. В целях безопасности, после даже не очень длительного воздействия громких, резких и прочих не вполне естественных для нас звуков — наши уши к ним привыкают. На фестивалях и концертах киловатты звука уже ко второму треку становятся нормой, в шумных цехах токарю не нужны беруши, неумолкающие звонки телефонов в офисе становятся обычным делом и так далее.

Адаптируя к музыке: 4-й раз слушая зацикленную часть микса, тощий на самом деле бас становится нормальным, тарелки и хеты не такими уж и ядовитыми, а вокал перестаёт плохо читаться за партией синтезатора. Это состояние и называют замыливанием слуха. Ловушка заключается в том, что в такие моменты действительно нужное и адекватное звучание инструмента для тебя будет как раз «неправильным».

Эффект нелинейности слуха

Да-да, тоже заложено в нас природой:) Человеческий слух нелинеен, что экспериментальным путём подтвердили учёные Флетчер и Менсон. Возможно, тебе приходилось уже видеть их график:

Что такое эквализация в музыке. Смотреть фото Что такое эквализация в музыке. Смотреть картинку Что такое эквализация в музыке. Картинка про Что такое эквализация в музыке. Фото Что такое эквализация в музыке

Что это значит? А то, что в зависимости от уровня громкости (а также от качества контрольных мониторов, твоего возраста, физического и психического здоровья) восприятие частотного спектра может значительно отличаться. Но в любом случае, чем тише общая громкость, тем громче воспринимаются средние частоты (особенно в пределах 3-5kHz) на фоне низких и высоких частот. Поэтому будь готов к тому, что на разных громкостях, даже одинаковые сигналы будут звучать по-разному.

Пожалуй, этого материала достаточно чтобы получить базовое представление об эквализации. Дальше более предметно поговорим о работе с эквалайзером.

Источник

EQализация: устранение частотных конфликтов

Начнем с того, что

Зачастую новички сталкиваются с проблемой неслаженности своей музыкальной композиции: все инструменты по отдельности звучат хорошо, как надо, а в миксе получается невнятная «каша». А причина этого «недоразумения» в особенности строения нашего слухового аппарата, в так называемой слуховой маскировке.

Пара слов о слуховой маскировке

Если инструменты имеют сходные (или пересекающиеся) частотные спектры, то более тихий тембр будет слышен хуже либо мозг слушателя вообще не сможет выделить этот сигнал. Представьте, как Вы стоите на перроне в метро и мило беседуете, а мимо проносится поезд с таким визгом, что Вы перестаете друг друга понимать. Дело в том, что частотный спектр нашего голоса пересекается с частотным диапазоном гула проезжающей электрички — вот Вам и эффект маскировки.

Есть проблема? Найди решение!

К превеликому счастью решение уже давно нашли и без нас, так что нам остается только пожинать плоды и радоваться. Решение это — эквализация.

Эквалайзер (EQ)

Эквалайзер – инструмент корректировки амплитудно-частотной характеристики (АЧХ) аудиосигнала, то есть это прибор, позволяющий «ретушировать» исходный тембр путем изменения амплитуды его частотной составляющей.
Стоит, наверное, начать с того, что основных типов эквалайзера 2: графический и параметрический. Существует еще парагрфический (гибрид первого и второго типа) и шельфовый, который используется в основном при финальной обработке фонограммы, то есть на этапе мастеринга. В рамках этой статьи 2 последних эквалайзера рассмотрены не будут, ибо не те дебри.

Графический эквалайзер

Что такое эквализация в музыке. Смотреть фото Что такое эквализация в музыке. Смотреть картинку Что такое эквализация в музыке. Картинка про Что такое эквализация в музыке. Фото Что такое эквализация в музыке
«Железный» графический эквалайзер

Что такое эквализация в музыке. Смотреть фото Что такое эквализация в музыке. Смотреть картинку Что такое эквализация в музыке. Картинка про Что такое эквализация в музыке. Фото Что такое эквализация в музыке
Программный графический эквалайзер

а все остальные имеют «колоколообразную» характеристику:

Что такое эквализация в музыке. Смотреть фото Что такое эквализация в музыке. Смотреть картинку Что такое эквализация в музыке. Картинка про Что такое эквализация в музыке. Фото Что такое эквализация в музыке

Ширина и частота каждой полосы запрограммирована в таком эквалайзере, поэтому данный тип не отличается гибкостью настройки и вмешивается в исходный аудиосигнал довольно-таки грубо. Поэтому оставим это чудо техники тихо посидеть в сторонке и перейдем к следующему, более важному для нас, типу эквалайзера — параметрический.

Параметрический эквалайзер

Что такое эквализация в музыке. Смотреть фото Что такое эквализация в музыке. Смотреть картинку Что такое эквализация в музыке. Картинка про Что такое эквализация в музыке. Фото Что такое эквализация в музыке

Данный тип эквалайзера имеет куда более гибкие настройки каждой полосы в сравнении со своим «собратом»:

Параметрический эквалайзер — находка для решения такого рода задач как устранение частотных конфликтов, так как возможность выбора частоты для корректировки просто необходима. Итак, обо всем по порядку.

Краткий обзор 3-х параметрических EQ

Вы никогда не имели дела с эквалайзером? Как раз на этот случай я представлю Вам хорошие (на мой взгляд) программные EQ.

Примечание: представленные ниже эквалайзеры являются плагинами стандарта VST/RTAS/DX или AU (Mac), требующие наличие хоста (программного секвенсора): Cubase/Nuendo, Sonar, Ableton, Logic Pro, Pro Tools, FL Studio и т.д.

Что такое эквализация в музыке. Смотреть фото Что такое эквализация в музыке. Смотреть картинку Что такое эквализация в музыке. Картинка про Что такое эквализация в музыке. Фото Что такое эквализация в музыке

Это «классика жанра» в мире программных параметрических эквалайзеров. Sonnox Oxford имеет 5 секций настройки соответствующих 5 полос, 2 из которых фильтры – High Pass (фильтр высоких частот) и Low Pass (фильтр низких частот).

Что такое эквализация в музыке. Смотреть фото Что такое эквализация в музыке. Смотреть картинку Что такое эквализация в музыке. Картинка про Что такое эквализация в музыке. Фото Что такое эквализация в музыке
Low Pass (красный) и High Pass (синий)

обладающие весьма неплохой крутизной – 36 дБ на октаву (этого вполне достаточно в большинстве случаев). Имеется 2 блока настроек и кнопки «A» и «B» по центру для быстрого переключения между вариантами этих настроек.

EQality от DMG Audio

Что такое эквализация в музыке. Смотреть фото Что такое эквализация в музыке. Смотреть картинку Что такое эквализация в музыке. Картинка про Что такое эквализация в музыке. Фото Что такое эквализация в музыке

Довольно неплохой эквалайзер c тремя фазовыми режимами (с фазово-частотной характеристикой эквалайзеров при желании можно познакомиться), хорошим спректроанализатором с высоким разрешением, с шестью полосами и 2-мя фильтрами с потрясающим срезом в 48 дБ на октаву. Имеется возможность отката изменений (Undo, Redo), сохранения и загрузки пресетов, а также гибкие настройки интерфейса. Грузит ЦП слабенько, так что можно смело цеплять его хоть на каждую шину в микшере.

Из минусов я бы отметил то, что при миксдауне (рендеринге) в аудиофайл обработка и автоматизация параметров этого эквалайзера куда-то пропадает. Возможно проблема только у меня, но я бы настоятельно рекомендовал проверить этот эквалайзер перед использованием на наличие подобного дефекта.

FabFilter Pro–Q
Что такое эквализация в музыке. Смотреть фото Что такое эквализация в музыке. Смотреть картинку Что такое эквализация в музыке. Картинка про Что такое эквализация в музыке. Фото Что такое эквализация в музыке

Лично его использую, очень доволен. Можно создать до 24 полос (включая фильтры LP и HP), эквализировать левый и правый каналы по отдельности, имеет 2 блока настроек (как Sonnox) и прекрасный анализатор спектра работающий в двух режимах: Pre-EQ (до обработки эквалайзером) и Post-EQ (после обработки, соответственно). Недостатков, простите, не выявил. Нет, вру я, честному человеку придется выложить за это чудо 150 евро (если это, конечно, можно назвать недостатком).

К сожалению, все эти 3 EQ являются платными, а в качестве бесплатного Вы можете попробовать ReaEQ, входящий в состав пакета ReaPlugs VST FX Suite от компании Cockos (создателя рабочей станции REAPER)

Теперь у Вас уже есть из чего выбрать, поэтому приступим!

Устранение частотных конфликтов

Бас и бочка

Самый распространенный случай – это конфликт баса и бочки, на этом примере и разберем «что к чему». Подобный конфликт не может быть даже частично решен путем панорамирования (удаление двух инструментов друг от друга в пространстве, т.е. по левому и правому каналам), так как оба этих инструмента должны находиться по центру. И решения остается 2: SideChain-компрессия (в интернете достаточно много познавательных материалов на эту тему), позволяющая приглушить бас в момент атаки бочки, и эквализация, когда подобный «кач» (как при SideChain) просто не нужен.

Можно, конечно, изначально подобрать такие бас и бочку, которые не будут конфликтовать друг с другом. Но вот другое дело, когда нравится именно этот бас и именно эта бочка, тут эквализация — глоток чистого воздуха.
Для начала эквализации в разрыв (Insert) баса и бочки необходимо «повесить» по эквалайзеру (что, надеюсь, не вызовет затруднений) и включить анализатор спектра (в цепи — после EQ), либо уши, если вы доверяете своему безупречному слуху, а лучше и то и другое. Если в вашем эквалайзере нет встроенного спектроанализатора, я бы посоветовал использовать SPAN от Voxengo – хороший (а самое главное бесплатный) анализатор, ознакомится с которым вы можете тут.

Что такое эквализация в музыке. Смотреть фото Что такое эквализация в музыке. Смотреть картинку Что такое эквализация в музыке. Картинка про Что такое эквализация в музыке. Фото Что такое эквализация в музыке

На этом снимке изображен процесс работы анализатора при параллельном включении. В таком режиме SPAN способен анализировать два аудиосигнала в одном окне, что несомненно удобно. Подобное Вы сможете повторить и у себя дома, это совершенно безопасно, и даже полезно! Здесь сказано, как это сделать.

Итак, перед нами 2 спектра (слева спектр баса, а справа бочки):
Что такое эквализация в музыке. Смотреть фото Что такое эквализация в музыке. Смотреть картинку Что такое эквализация в музыке. Картинка про Что такое эквализация в музыке. Фото Что такое эквализация в музыке

Так как бочка с ярко выраженной низкочастотной составляющей (крайний большой горб), погасив которую мы потеряем всю динамику оной, задача становится сложнее. Если подобрать горб в районе 150 Гц (второй малый горб), можно потерять характерный пинок бочки и получить бубнящую болванку.
Исходя из того, что в проекте есть саб-бас, занимающий полосу до 90 Гц, мы подберем у баса все ниже 90 Гц и узкой полосой (вырезаем всегда узкой полосой!) режем у баса 150-160 Гц (Чуть правее горба). Это будет выглядеть примерно так:

Что такое эквализация в музыке. Смотреть фото Что такое эквализация в музыке. Смотреть картинку Что такое эквализация в музыке. Картинка про Что такое эквализация в музыке. Фото Что такое эквализация в музыке

Примечание: конфликт саб-баса и бочки в данном случае был устранен с помощью SideChain-компрессии.

У бочки можно выделить характерный щелчок для лучшей читаемости в миксе. Чтобы понять, где этот щелчок находится, необходимо создать узкую полосу в районе 1000 Гц, поднять ее на 6-9 дБ и пройтись этой полосой до 2000-3000 Гц (редко чуть выше), вы должны его услышать. Определив то самое место, где «спрятался» клик бочки, опускаем полосу до 2-4 дБ (главное не переборщить) и делаем ее чуть шире:

Что такое эквализация в музыке. Смотреть фото Что такое эквализация в музыке. Смотреть картинку Что такое эквализация в музыке. Картинка про Что такое эквализация в музыке. Фото Что такое эквализация в музыке

Устранение конфликта баса и бочки методом эквализации дело не всегда простое, зачастую требующее творческого подхода. Если «горбы» этих инструментов сильно перекрывают друг друга, возможно, стоит задуматься о смене бочки, эквализация в подобном случае может испортить весь микс.

Конфликт баса и инструментов среднего частотного диапазона

В среднем частотном диапазоне находятся практически все инструменты и многие из них имеют низкочастотную составляющую (гулы и шумы), которая может конфликтовать с басом. Поэтому у многих можно подрезать низы без ущерба звучанию партии в миксе.
Создаем Low Pass фильтр на выбранном инструменте, нажимаем «Play» и начинаем прибирать низы до тех пор, пока вы не почувствуете изменений.

Что такое эквализация в музыке. Смотреть фото Что такое эквализация в музыке. Смотреть картинку Что такое эквализация в музыке. Картинка про Что такое эквализация в музыке. Фото Что такое эквализация в музыке

Примечание: в данном случае не используйте слишком большую крутизну среза (36 или 48 дБ), чтобы оставалось что то вроде «кроссфейда» спектров.

Главное чтобы партия звучала «как надо» в миксе, а не отдельно, именно поэтому мы режем низы при воспроизведении. Как только вы почувствуете, что тембр начинает терять плотность, остановитесь и сделайте небольшой откат. Таким образом, можно поработать со многими инструментами и устранить большинство конфликтов в нижней середине.

Частотные конфликты инструментов

Со всеми остальными инструментами дело обстоит куда проще, чем с басом и бочкой, хотя бы только потому, что можно панорамировать эти инструменты в разные каналы, пользуясь одним очень важным правилом: чем выше частотный диапазон, занимаемый инструментом, тем дальше от центра его можно панорамировать. После этого их можно эквализировать, исходя из их положения в пространстве.

Несколько слов о «нише» для вокала

Если в Вашей композиции присутствует вокал, то для него необходимо освободить место, иначе конфликт с инструментами среднего частотного диапазона просто неизбежен. Благо вы уже знаете, что такое анализ спектра и как его применить при эквализации. Почему именно освободить место, а не прибрать в некоторых местах сам вокал? Дело в том, что вокал эквализируется минимально и очень осторожно, вырезаются в вокале чаще всего низы (до 150-200 Гц) и небольшой участок в районе 1000 Гц, чтобы устранить неприятный «носовой» призвук.

Подводя итоги

Важно: в некоторых моментах данной статьи отражена субъективная точка моего зрения; все описанное здесь не аксиома и имеет познавательный характер.

Друзья, коллеги, успехов Вам во всех творческих начинаниях!

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *