Что такое экзорцизм в православии

Отчитка (экзорцизм)

Если Бог за нас, то кто против нас?
Рим. 8:31

Отчи́тка (экзорци́зм) – особый моле­бен, во время кото­рого свя­щен­ник, име­ю­щий на это бла­го­сло­ве­ние архи­ерея и духов­ную силу, читает закли­на­тель­ные молитвы на изгна­ние из чело­века падших духов. В это время могут про­ис­хо­дить разные физи­че­ские явле­ния с бес­но­ва­тыми: крик, страш­ная ругань и хула на Бога, лаяние по-соба­чьи и другие нече­ло­ве­че­ские про­яв­ле­ния: судо­роги, паде­ние в обмо­рок и проч. А может вообще ничего види­мого не про­ис­хо­дить, что чаще и бывает.

В какой-то сте­пени мы все под­вер­жены воз­дей­ствию дья­вола, но сте­пень одер­жи­мо­сти у нас разная. Этот чин может быть совер­шён лишь в особых слу­чаях, когда злые духи пора­бо­тили волю чело­века, дей­ствуют через его тело, гово­рят его устами.

Этот чин должен совер­шаться опыт­ным свя­щен­ни­ком над одним чело­ве­ком, кото­рый явно одер­жим злым духом. Мас­со­вые «отчитки» появи­лись лишь в послед­нее время, как нару­ше­ние при­ня­того в Церкви порядка совер­ше­ния этого чина.

Для про­верки, явля­ется ли чело­век одер­жи­мым или пси­хи­че­ски нездо­ро­вым, перед ним ставят несколько ста­ка­нов с водой, в одном из кото­рых будет вода святая (есте­ственно, боль­ному об этом не гово­рят). Если чело­век дей­стви­тельно бес­но­ва­тый, он этот стакан почув­ствует и будет бояться его взять, как бы ни меняли ста­каны.

Отчитка может быть исполь­зо­вана в редких слу­чаях при явных симп­то­мах бес­но­ва­ния. Для того чтобы быть недо­ступ­ным дей­ствию каких-то злых сил, надо жить насто­я­щей хри­сти­ан­ской жизнью, регу­лярно испо­ве­до­ваться, при­ча­щаться Святых Хри­сто­вых Таин и ста­раться испол­нять запо­веди Божии.

В Еван­ге­лиях име­ется четыре подроб­ных опи­са­ния бесо­из­гна­ния Спа­си­те­лем: ( Мк.1:21-28; 5:1-20; 7:24-30; 9:14-29 ), весьма крат­кие сооб­ще­ния ( Мф.9:32-34; 12:22 ) ( Лк.11:14 ) и мно­же­ство упо­ми­на­ний и выска­зы­ва­ний о том, как Хри­стос справ­лялся с бесами ( Мк.1:32-34, 39; 3:7-12 ); ( Деян. 10:38 ).

При­ме­ча­тельны вос­по­ми­на­ния об извест­ном старце из Псково-Печер­ского мона­стыря, архи­манд­рите Адри­ане (Кир­са­нове), духов­ника Дон­ского мона­стыря иерос­хи­мо­наха Вален­тина (Гуре­вича):

“В своих бесе­дах неза­долго до смерти отец Адриан озву­чил уди­ви­тель­ную вещь. Он, про­смат­ри­вая свою жизнь, понял, что вся его дея­тель­ность по отчитке бес­но­ва­тых была напрасна. Ну, может быть, не совсем напрасна с точки зрения «уве­ре­ния совре­мен­ного Фомы», как это видно из случая с моим ново­про­све­щен­ным зна­ко­мым. Однако напрасна с точки зрения соб­ственно помощи самим бес­но­ва­тым.

— Не было, — гово­рил старец, — ни одного такого случая, чтобы я кому-нибудь на самом деле по-насто­я­щему помог. Потому что на место изгнан­ного беса потом при­хо­дили семь злей­ших духов ( Мф. 12: 45 ).

И эти люди снова появ­ля­лись на отчит­ках… А еще сокру­шался:

— Это же Гос­подь попус­кает бес­но­ва­ние как крест, а я, пусть и по любви, но эти кресты, полу­ча­ется, снимаю?

Когда при­хо­дится при­ча­щать бес­но­ва­тых, так им и гово­ришь:

— Это ваш крест. Все равно, как бес будет дей­ство­вать: сна­ружи или изнутри. Помните, что есть те, кто, донеся этот крест до конца, этой мукой и спа­са­ются.

Отец Адриан оста­вил нам это очень важное откро­ве­ние своих послед­них дней: сколько он сам пре­тер­пел мести от этих изгнан­ных им бесов, а эти люди не шли в Цер­ковь, не кая­лись по-насто­я­щему, не при­ча­ща­лись, и эта демо­ни­че­ская реаль­ность вновь погло­щала их.

Источник

Православный экзорцизм в современной церкви

Сейчас в России стало модно поклоняться всему оккультному, верить в сглаз и порчу, гадать на картах Таро и следовать указаниям гороскопов. На фоне таких греховных ритуалов среди православных начало проглядываться странное отношение к обряду «отчитки» (изгнанию темных сил из человека), как к процессу избавления от порчи.

Отношение православной церкви

В православной церкви экзорцист — это отдельный высокий чин священника, не каждый может обладать таким даром и силой. Для того чтобы совершать подобные таинства нужно получить разрешение высшего руководства.

Так называемая «отчитка» в православной церкви приветствуется не всеми:

В православной практике не существовало массовых отчиток, на которые сейчас может попасть любой желающий. На таких обрядах могут присутствовать не только одержимые, но и психически больные люди, которые кричат, стараются подражать звериным рыкам.

Все это записывается журналистами или любопытными зеваками на видео, диктофоны и разносится по просторам интернета, снимаются целые фильмы. Такой экзорцизм может быть небезопасен для человеческих душ.

Поэтому православная церковь, в которой проводится обряд, закрывается на весь день. Там находится только прихожанин, над которым совершается обряд и священник или священники, которые допущены к проведению обряда.

Краткая историческая справка

В Библии описывается сюжет с изгнанием бесов, как и в Ветхом Завете, где злой дух поразил царя Сеула и обряд изгнания провел Давид, играя на гуслях. В Священном Писании также можно найти много описаний изгнания бесов Спасителем и его преемниками.

Упоминания об одержимости в разные времена истории:

Что такое одержимость

Одержимость имеет ряд признаков:

Правила проведения обряда

Обряд экзорцизма нужен для изгнания демонов из человека одержимого.

О других обрядах православной церкви:

Несколько обязательных правил:

Отчитка в России все еще проводится. Изгнание демонов — очень ответственное дело и не каждый священник решится заниматься этим. Экзорцизм опасен для обоих сторон.

Отчитки проводятся в Сергиевом Посаде в Троице-Сергиевой Лавре. Отец Герман — единственный, кто имеет разрешение епископа на этот обряд.

Источник

Экзорцизм

«Гос­подь дотоле хранит душу твою, доколе ты хра­нишь язык твой».
Анто­ний Вели­кий (из книги «Отеч­ник» св. Игна­тия Брян­ча­ни­нова)

А.И. Осипов,
про­фес­сор Мос­ков­ской Духов­ной Ака­де­мии

Магизм как состо­я­ние созна­ния воз­мо­жен всюду. Яркий пример его в хри­сти­ан­ской прак­тике – кре­ще­ние, при­ча­ще­ние, вен­ча­ние или мона­ше­ский постриг по при­нуж­де­нию или по чисто житей­ским побуж­де­ниям (напри­мер, чтобы не болеть и т.п.), а не по вере, как об этом гово­рит Гос­подь ( Мк. 16:16 ).

Выра­же­нием того же маги­че­ского созна­ния явля­ется рас­про­стра­ня­ю­ще­еся в послед­ние деся­ти­ле­тия так назы­ва­е­мое отчи­ты­ва­ние (экзор­цизм). Зани­ма­ются им отдель­ные свя­щен­ники, не име­ю­щие на то (напри­мер, в Мос­ков­ской епар­хии) бла­го­сло­ве­ния епи­скопа, без кото­рого иерей в прин­ципе не имеет права совер­шать ни одного свя­щен­но­дей­ствия. (Ссылки закли­на­те­лей на раз­ре­ше­ние духов­ника явля­ются не более как попыт­кой само­оправ­да­ния, поскольку в любом случае тре­бу­ется бла­го­сло­ве­ние епи­скопа, без кото­рого любое свя­щен­но­дей­ствие и тем более отчи­ты­ва­ние пре­вра­ща­ется в деяние анти­ка­но­ни­че­ское, губи­тельно дей­ству­ю­щее и на закли­на­теля, и на боль­ного.) Лаоди­кий­ский собор (364) поста­но­вил: «Не про­из­ве­ден­ным от епи­ско­пов не должно закли­нати ни в церк­вах, ни в домах…» (пр. 26). Это крас­но­ре­чиво сви­де­тель­ствует как о том, насколько нецер­ков­ный харак­тер имеет новая прак­тика, так и о духов­ном состо­я­нии отчи­ты­ва­ю­щих. Пре­по­доб­ный Иоанн Кас­сиан Рим­ля­нин очень опре­де­ленно гово­рит о послед­нем: «А кто желает пове­ле­вать нечи­стыми духами, или чудесно пода­вать здра­вие боля­щим, или являть перед наро­дом какое-либо из дивных зна­ме­ний, тот хотя при­зы­вает имя Хри­стово, но бывает чужд Христа, поелику, над­мен­ный гор­до­стью, не сле­дует Учи­телю сми­ре­ния… Посему-то отцы наши нико­гда не назы­вали тех мона­хов доб­рыми и сво­бод­ными от заразы тще­сла­вия, кото­рые хотели слыть закли­на­те­лями…»1

Экзор­цизм имел место в Древ­ней Церкви в силу особых даро­ва­ний, нис­по­сы­ла­е­мых ей в тот период, но был пре­кра­щен. «Поста­нов­ле­ния апо­столь­ские» (III в.) уже запре­щают постав­лять экзор­ци­стов, моти­ви­руя это тем, что «слав­ный подвиг закли­на­ния есть дело доб­ро­воль­ного бла­го­рас­по­ло­же­ния и бла­го­дати Божией через Христа, нaи­тиeм Свя­того Духа, потому что полу­чив­ший даро­ва­ние исце­ле­ний пока­зу­ется через откро­ве­ния от Бога и бла­го­дать, кото­рая в нем, явна бывает всем». В V в. экзор­ци­сты уже не упо­ми­на­ются2. Спе­ци­аль­ный же чин отчи­ты­ва­ния в треб­нике мит­ро­по­лита Петра Могилы (XVII в.) като­ли­че­ского про­ис­хож­де­ния, и в Рус­ской Церкви он не полу­чил ника­кого прак­ти­че­ского при­зна­ния. Ни один из рус­ских святых не отчи­ты­вал, и именно потому, что был свят, то есть имел дар Свя­того Духа, кото­рым и совер­шал исце­ле­ния.

Пра­во­слав­ная Цер­ковь всегда сле­до­вала словам Спа­си­теля, что «сей род изго­ня­ется только молит­вою и постом» ( Мф. 17:21 ), то есть пра­виль­ной подвиж­ни­че­ской жизнью, бла­го­даря кото­рой хри­сти­а­нин по мере сми­ре­ния дости­гает бес­стра­стия и полу­чает от Бога дар побеж­де­ния злых духов. Только достиг­ший бес­стра­стия спо­со­бен без вреда для боль­ных и для себя всту­пить в откры­тую борьбу с духами тьмы. Однако тако­вых и в древ­но­сти были еди­ницы3, а о насто­я­щем вре­мени и гово­рить не при­хо­дится. Поэтому свя­щен­ник, даже самый бла­го­че­сти­вый, но дер­за­ю­щий сам с помо­щью особых молитв и свя­щен­но­дей­ствий («ех opere operate») изго­нять (отчи­ты­вать) злых духов «Иису­сом. Кото­рого Павел про­по­ве­дуют» ( Деян. 19:13 ), рис­кует не только себя под­верг­нуть тому пору­га­нию от них, о кото­ром про­мыс­ли­тельно повест­вует книга Деяний апо­столь­ских, но вверг­нуть и бес­но­ва­того в еще боль­шие болезни и стра­да­ния. Не имея дара Свя­того Духа. нельзя созда­вать види­мость дей­ствия Его дара. Свя­ти­тель Игна­тий с горе­чью вос­кли­цал о подоб­ных попыт­ках: «Душе­па­губ­ное актер­ство и печаль­ней­шая коме­дия – старцы, кото­рые при­ни­мают на себя роль древ­них святых Стар­цев, не имея их духов­ных даро­ва­ний»4.

Бесов могли изго­нять только святые, и не из всех подряд, а лишь из тех, на кото­рых ука­зы­вал им Сам Гос­подь. При этом святые исце­ляли «просто» молит­вой, боль­шей частью внут­рен­ней, неви­ди­мой для других, реже – внеш­ней (см., напри­мер молитвы свя­ти­те­лей Васи­лия Вели­кого, Иоанна Зла­то­уста), совер­шая таин­ства Пока­я­ния, Собо­ро­ва­ния, Евха­ри­стии, но без какого-либо спе­ци­аль­ного закли­на­тель­ного чино­по­сле­до­ва­ния5, поскольку тако­вой уже совер­ша­ется над всеми веру­ю­щими перед таин­ством Кре­ще­ния и явля­ется освя­ще­нием их акта созна­тель­ного отре­че­ния от сатаны и всех дел его.

Гос­подь запре­щал гово­рить бес­но­ва­тым, и святые отцы кате­го­ри­че­ски запре­щали слу­шать их и вхо­дить в какой-либо кон­такт с гово­ря­щими духами, теперь же во время отчи­ты­ва­ния бесы полу­чают полную сво­боду «про­по­ве­до­вать», вво­дить при­сут­ству­ю­щих в заблуж­де­ние, зара­жать их своим духом лукав­ства, гор­дыни, плот­ских стра­стей и т.п. Нередко при этом ведется теле­съемка, кото­рая рас­про­стра­няет бесов­скую ложь на еще более широ­кий круг людей.

Вот несколько выска­зы­ва­ний святых отцов по дан­ному вопросу.

В посла­нии под именем свя­ти­теля Кли­мента Рим­ского «О дев­стве» аске­там пред­пи­сы­ва­ется «…посе­щать одер­жи­мых злыми духами и тво­рить над ними молитвы. Постом и молит­вою пусть закли­нают, не сло­вами крас­ными, отбор­ными и изыс­кан­ными, но как мужи, от Бога полу­чив­шие дар вра­че­ва­ния».

«Он (авва Пити­рион) много бесе­до­вал с нами и с осо­бен­ною силою рас­суж­дал о раз­ли­че­нии духов, говоря, что неко­то­рые бесы наблю­дают за нашими стра­стями и часто обра­щают оные ко злу. Итак, чада, гово­рил он нам, кто хочет изго­нять бесов, тот должен сперва пора­бо­тить стра­сти: ибо какую страсть кто побе­дит, такого беса и изго­нит. Мало-помалу должно вам пора­бо­тить стра­сти, чтобы изгнать демо­нов этих стра­стей»6.

У пре­по­доб­ного Иоанна Кас­си­ана Рим­ля­нина в бесе­дах «О Боже­ствен­ных даро­ва­ниях» нахо­дим сле­ду­ю­щее: «Чело­век, пре­дан­ный явным поро­кам, может иногда про­из­во­дить уди­ви­тель­ные дей­ствия и потому почи­таться святым и рабом Божиим… и сам тот, кто уверен в себе, что обла­дает даром исце­ле­ний, над­мен­ный гор­до­стью сердца, испы­ты­вает тяг­чай­шее паде­ние. От сего про­ис­хо­дит то, что демоны, с воплем именуя людей, не име­ю­щих ника­ких свойств свя­то­сти и ника­ких духов­ных плодов, пока­зы­вают вид, будто их свя­тость жжет их и они при­нуж­дены бежать от одер­жи­мых ими»7.

Пре­по­доб­ный Вар­са­ну­фий Вели­кий: «Нехо­рошо с уси­лием молиться о том, чтобы полу­чить исце­ле­ние, не зная, что тебе полезно»8. Он же: «Про­ти­во­ре­чить дья­волу при­лично не всем, но только силь­ным о Боге, кото­рым пови­ну­ются бесы; если же кто из несиль­ных будет про­ти­во­ре­чить, бесы руга­ются над ним, что, нахо­дясь в их власти, он им же про­ти­во­ре­чит. Также и запре­щать им – дело мужей вели­ких, име­ю­щих над ними власть. Многие ли из Святых запре­щали дья­волу, подобно Миха­илу Архан­гелу, кото­рый сделал сие, потому что имел власть? Нам же, немощ­ным, оста­ется только при­бе­гать к имени Иису­сову»9.

Пре­по­доб­ный Иоанн Пророк на просьбу помо­литься о бес­но­ва­том: «Пусть он и сам постится и молится, сколько может, тогда и моля­щие за него будут услы­шаны, ибо «много может молитва пра­вед­ного спо­спе­ше­ству­ема» ( Иак. 5:16 ), и Гос­подь сказал: «Сей же род не исхо­дит, токмо молит­вою и постом» ( Мф. 17:21 )»10.

Пре­по­доб­ный Исаак Сирин о пре­ко­сло­вии бесам: « Ибо ты выхо­дишь учить тех, кому уже шесть тысяч лет. А это (твое дерз­кое пре­ко­сло­вие) служит для них ору­жием, кото­рым воз­мо­гут они пора­зить тебя, несмотря на всю твою муд­рость и на все твое бла­го­ра­зу­мие».11

Бла­жен­ный Фео­фи­лакт Бол­гар­ский: «Осво­бо­див­ши­еся от бесов еще хуже ста­но­вятся впо­след­ствии, если не исправ­ля­ются»12.

Свя­ти­тель Игна­тий (Брян­ча­ни­нов): «Ника­ких закли­на­тель­ных молитв не нужно: они про­чи­таны над каждой из вас при святом Кре­ще­нии. Нужно пре­даться воле Божией и при­знать себя достой­ным вся­кого чело­ве­че­ского и бесов­ского наве­де­ния: тогда стра­хо­ва­ние прой­дет само собой…»

«Поми­найте в молит­вах Ваших боля­щую Д., кото­рая пре­дана судь­бами Божи­ими сатане, да дух ее спа­сется… В духов­ном отно­ше­нии такое нака­за­ние Божие отнюдь не служит худым сви­де­тель­ством о чело­веке: такому пре­да­нию сатане под­вер­га­лись многие вели­кие угод­ники Божии… Гораздо мало­важ­нее бес­но­ва­ние, нежели при­ня­тие какого-либо вра­же­ского помысла, могу­щего навеки погу­бить душу».13

При­ве­ден­ные выска­зы­ва­ния святых крас­но­ре­чиво сви­де­тель­ствуют об их отно­ше­нии к столь серьез­ному для нашего народа вопросу цели­тель­ства бес­но­ва­тых.

Отчи­ты­ва­ние есть явле­ние того же духов­ного порядка, что и широко рас­про­стра­нив­ши­еся в насто­я­щее время по всему ино­слав­ному Западу так назы­ва­е­мое пяти­де­сят­ни­че­ство, хариз­ма­тизм, дви­же­ние «нового века», а в секу­ляр­ной среде – так назы­ва­е­мая экс­тра­сен­со­рика. Все это кале­чит и души, и тела людей.

Маги­че­ское вос­при­я­тие культа явля­ется одной из глав­ных причин вырож­де­ний хри­сти­ан­ской рели­гии, ее иска­же­ний, при­чи­ной роста язы­че­ства, осо­бенно ате­изма, оккуль­тизма и сата­низма.

Вели­чай­шее иску­ше­ние для чело­века – «сорвать тайны бытия» (Бога, чело­века, при­роды) и самому стать «как Бог», непод­власт­ным Богу, более того, попы­таться под­чи­нить себе и Самого Бога. Магия и есть безум­ная попытка реа­ли­за­ции такой идеи – своего рода пси­хо­ло­ги­че­ская рево­лю­ция чело­века против Бога.

По Свя­щен­ному Писа­нию, послед­ним шагом раз­ви­тия язы­че­ства должно быть явле­ние вла­сти­теля всего мира – анти­хри­ста, «чело­века греха», «без­за­кон­ника» ( 2Фес. 2; 3, 8 ) в высшем и исклю­чи­тель­ном зна­че­нии этого слова, «так что в храме Божием сядет он, как Бог, выда­вая себя за Бога» ( 2Фес. 2:4 ) и творя лже­чу­деса с помо­щью магии и других средств.

При­ме­ча­ния:

статья напе­ча­тана в жур­нале “Пра­во­слав­ная беседа” № 1, 2000 год.

Источник

Экзорцизм (священник К. Пархоменко)

Здрав­ствуйте, доро­гие братья и сестры. Здрав­ствуйте доро­гие радио­слу­ша­тели, у мик­ро­фона свя­щен­ник Кон­стан­тин Пар­хо­менко. Сего­дня мы с вами пого­во­рим об экзор­цизме.

Для тех, кто не знаком с этим тер­ми­ном, экзор­цизм – изгна­ние нечи­стой силы из чело­века, изгна­ние демо­нов, кото­рые входят в чело­века, кото­рые дей­ствуют и как-то про­яв­ля­ются в чело­веке.

Об этом учили Святые отцы, утвер­ждая, что именно мы, скло­ня­ясь ко греху, даем бесам воз­мож­ность суще­ство­вать и про­яв­ляться в мире. Те, кото­рые гово­рят, что зло явля­ется чем-то суще­ству­ю­щим в себе, ничего не знают, но в нас оно дей­ствует со всей силой и ощу­ти­тельно, под­ска­зы­вая все гряз­ные жела­ния.

Мы сами вино­ваты, что дьявол правит этим миром, что в нашем мире так много демо­низма и стра­да­ния. Ведь по словам Анто­ния Вели­кого, демоны не имеют тела, но мы ста­но­вимся для них телами, при­ни­мая от них помыш­ле­ния. Мы ста­но­вимся, если захо­тим, аген­тами демо­ни­че­ского воз­дей­ствия в этом мире, аген­тами зла.

В своих тво­ре­ниях Святые Отцы уде­ляли много вни­ма­ния демо­ни­че­ским силам и их злому воз­дей­ствию на чело­века. В этом Святые Отцы не были ори­ги­нальны, они лишь про­дол­жали рас­кры­вать учение, изло­жен­ное в Свя­щен­ном Писа­нии, а в Свя­щен­ном Писа­нии, осо­бенно в Еван­ге­лии, очень много рас­ска­зов о бес­но­ва­тых и об исце­ле­нии их Хри­стом. Знать, кто такие бесы и как они иску­шают чело­века, нам просто необ­хо­димо, это не пустое умство­ва­ние, ведь бесы – наши враги и мы должны знать их методы борьбы, чтоб про­ти­во­сто­ять иску­ше­ниям.

Из лич­ного опыта святые отцы знали о реаль­но­сти дей­ствия темных сил, однако они нико­гда не боя­лись этих темных сил. Смер­тью на кресте и Вос­кре­се­нием Хри­стос уни­что­жил власть сатаны. Не сле­дует бояться бесов совер­шенно, ибо все их пред­при­я­тия обра­щены в ничто Бла­го­да­тью Хри­сто­вой, пишет святой Афа­на­сий Алек­сан­дрий­ский.

Все еван­гель­ские рас­сказы об изгна­нии бесов Хри­стом гово­рят прежде всего об одном: о власти Христа над дья­во­лом. Теперь, с помо­щью Божией хри­сти­ане могут побеж­дать бесов, дьявол поте­рял над ними власть. Однако, эта неспо­соб­ность сатаны побеж­дать в откры­той борьбе вынуж­дает сатану искать обход­ные пути, напа­дать неза­метно, с помо­щью хит­ро­сти и обмана иску­шать людей. Именно поэтому святой Мака­рий Еги­пет­ский, или как его еще назы­вают, Мака­рий Вели­кий срав­ни­вает с дей­ствием дья­вола на чело­века с впол­за­нием в наш ум змеи. С вхож­де­нием в душу дья­вола можно срав­нить попа­да­ние в орга­низм чело­века болез­не­твор­ных бак­те­рий: если физи­че­ски чело­век не защи­щен, имеет слабый имму­ни­тет, то он открыт про­ник­но­ве­нию в него раз­лич­ных мик­ро­бов и виру­сов. След­ствием такого попа­да­ния явля­ется болезнь, так и дьявол, когда душа чело­века не имеет защиты, полу­чает доступ к этой душе. Что явля­ется защи­той чело­ве­че­ской души, ее имму­ни­те­том. Что явля­ется пре­гра­дой для бесов, в силу чего душа может лишиться этой защиты. Пока чело­век пусть мед­ленно совер­шен­ству­ется, пока его дух устрем­лен к Богу, пока за паде­ни­ями сле­дует искренне пока­я­ние, чело­век нахо­дится в сфере дей­ствия Бога и в без­опас­но­сти. Но когда грех ста­но­вится при­выч­кой, когда все суще­ство чело­века ока­зы­ва­ется под­властно какой-нибудь стра­сти, чело­век лиша­ется охра­ня­ю­щего покрова Боже­ствен­ной бла­го­дати. Лиша­ется не потому, что Гос­подь уби­рает свои руки, нака­зы­вает про­ви­нив­ше­гося, Гос­подь всегда любит чело­века, всегда хочет ему помочь. Но в этом-то и заклю­ча­ется высота и исклю­чи­тель­ность любви Бога к чело­веку, Творец ува­жает сво­боду своего тво­ре­ния. Чело­век сам должен выбрать с кем он хочет быть: с Богом или с дья­во­лом. От чело­века тре­бу­ется лишь повер­нуться к Богу серд­цем и при­нять то, что Он пред­ла­гает.

Однако, если чело­век отво­ра­чи­ва­ется от бога, он неиз­бежно всту­пает в кон­такт с сата­ной, во всем добром и пре­крас­ном – Бог, в про­ти­во­по­лож­ном, даже если это на первый взгляд при­вле­ка­тельно – дьявол. Грех – это наш выбор в пользу дья­вола, согре­шая, мы как бы обра­ща­емся серд­цем к сатане. Это резуль­тат нашего сво­бод­ного выбора, в грехе чело­век как когда-то Адам с Евой отка­зы­ва­ется от даров Бога, уходит, пря­чется от Бога и откры­ва­ется воз­дей­ствию бесов. Теперь не Бог, а дьявол имеет воз­дей­ствие на чело­века, и теперь и дьявол про­ни­кает в его душу.

Итак, пота­кая своим стра­стям, мы поз­во­ляем бесам оби­тать и дей­ство­вать в нас. Но иногда кажется, что уни­что­жив ту или иную страсть в себе, мы уни­что­жим осо­бен­ность, непо­вто­ри­мость нашей лич­но­сти, а Гос­подь дей­стви­тельно, сотво­рил каждую лич­ность не похо­жей на другие. Только непо­вто­ри­мость эта не в грехе, вот что сле­дует пом­нить, а как раз наобо­рот! Под­чи­ня­ясь одним и тем же стра­стям, люди ста­но­вятся похо­жими, как все старые почер­нев­шие иконы похожи друг на друга. И как икону необ­хо­димо очи­стить от пыли и копоти, чтобы уви­деть ее истин­ный, пре­крас­ный, сия­ю­щий лик, так и чело­век – чем более он очи­щает зало­жен­ный в него образ Божий от налета греха, тем ярче и непо­вто­ри­мей ста­но­вится его лич­ность. Поэтому, начи­ная бороться со стра­стями, нужно, прежде всего, по словам свя­ти­теля Фео­фана Затвор­ника, осо­знать злые вле­че­ния дья­воль­ским вну­ше­нием. Не счи­тать их своими, но все­ян­ными нам от лука­вого, это и поз­во­лит нам уви­деть своего врага, встать к врагу лицом к лицу.

Тем-то и бед­ственна и пагубна эта болезнь, пишет святой Симеон Новый Бого­слов о людях, кото­рые не пони­мают, что источ­ни­ком зла в их душе явля­ется дьявол, что когда враг мой влачит туда и сюда мой соб­ствен­ный ум, я думаю, что эти кру­же­ния ума мои соб­ствен­ные. Дей­стви­тельно, у чело­века может быть горя­чая, страст­ная натура, или наобо­рот, спо­кой­ная склон­ная к созер­ца­нию, но именно от чело­века зави­сит, напра­вит ли он этот дар в заду­ман­ном Богом русле, или же под­дав­шись вли­я­нию дья­вола, иска­зит грехом. Так, горя­чий тем­пе­ра­мент можно напра­вить как на любовь к Богу и людям, так и гнев и на раз­дра­жи­тель­ность. А спо­кой­ствие и урав­но­ве­шен­ность могут спо­соб­ство­вать раз­ви­тию в душе лени и без­раз­ли­чия.

Теперь посмот­рим, что гово­рит само Еван­ге­лие об отно­ше­ниях в кото­рые греш­ник всту­пает с дья­во­лом. Сам Спа­си­тель одна­жды сказал иудеям вопро­шав­шим его: «Ваш отец дьявол» Ин. Гл.8,Ст.44 Что Спа­си­тель имел в виду? Быть сынами божьими, значит при­над­ле­жать к гор­нему миру, значит быть в бли­зо­сти Бога. Быть же детьми дья­вола, значит иметь не с Богом, а с дья­во­лом непо­сред­ствен­ное обще­ние. Известно, что дети от отца полу­чают вос­пи­та­ние, черты харак­тера, отно­ше­ние к жизни. Но, прежде всего, они полу­чают от отца и матери само бытие. Так, дети Божьи похожи на своего небес­ного Отца, они ведь живут его жизнью. Люди же обра­тив­ши­еся ко злу в своих грехах тоже похожи на дья­вола как на своего отца, ведь от него, от дья­вола они полу­чают свое греш­ное бытие и тоже живут его жизнью. В другом месте Ново­за­вет­ных Писа­ний апо­стол Павел заост­ряет наше вни­ма­ние на том, что «греш­ники попали в сети дья­вола, что он уловил их в свою волю» 2 Тим. Гл.2, Ст. 26. Греш­ники как птицы, кото­рых поймал ловец. Ловец может делать теперь с ними все, что он хочет, они в его власти. Так и чело­век, пре­льстив­шийся при­ман­кой дья­вола. Эта при­манка – обман­чи­вая сла­дость греха. Ока­зы­ва­ется, чело­век в сетях, в зави­си­мо­сти от дья­вола. «Только птицы, – рас­стра­и­ва­ется свя­ти­тель Инно­кен­тий Хер­сон­ский, – мечутся, ста­ра­ясь вырваться из плена. А мы – редко».

Нако­нец, сам Спа­си­тель срав­ни­вает пре­бы­ва­ние дья­вола в душе греш­ника с жизнью хозя­ина в своем доме. Такое срав­не­ние очень о многом нам гово­рит. Что хозяин может сде­лать со своим домом? Да все, что захо­чет! Он может при­брать и почи­нить его, а может раз­ру­шить. Сущ­ность дья­вола – зло, он не спо­со­бен к сози­да­нию. Не при­хо­дится сомне­ваться, что сде­лает дьявол, будучи хозя­и­ном души.

Вот что гово­рит об этом святой Иоанн Зла­то­уст: «Демоны, раз овла­дев душой, обра­ща­ются с ней так гнусно и оскор­би­тельно, как свой­ственно лука­вым, страстно жела­ю­щим нашего позора и гибели».

А святой Васи­лий Вели­кий вот как инте­ресно объ­яс­няет это страст­ное жела­ние: «Пони­мая свое бес­си­лие против Бога, дьявол скло­няет ко греху образ Божий – чело­века».

Однако чело­веку, попав­шему в сети дья­вола, став­шего его рабом, очень тяжело понять, что он не гос­по­дин себе, что он выпол­няет чужую волю. Это не уди­ви­тельно, что греш­ник не видит в себе бесов­ского дей­ствия: на белой одежде видно любое пят­нышко, на черной и боль­шое можно не заме­тить. Не слу­чайно святые так остро чув­ство­вали свою гре­хов­ность, так кая­лись. В чистой душе даже самый малый дурной помы­сел виден лучше, чем огром­ные грехи в темной душе.

«Цар­ство Божие внутри вас» 17 Глава Еван­ге­лия от Луки, так гово­рит нам Свя­щен­ное Писа­ние, это значит, что не только после смерти, но уже сейчас мы можем при­об­щиться небес­ному свету, создать его в соб­ствен­ном нашем сердце. Цар­ство Божие внутри нас – это когда Бог бывает с нами в еди­не­нии. Но как в нашей власти создать в себе Цар­ство Божие, так же в нашей власти создать в себе и цар­ство дья­вола. В Цар­ство Божие входят через совер­шен­ство­ва­ние в доб­ро­де­те­лях, через позна­ние Бога, в цар­ство дья­вола через уко­ре­не­ние в поро­ках. И как в нашей власти рас­крыть свою душу перед Богом и впу­стить в нее Божью бла­го­дать, так и в наших же силах либо впу­стить дья­вола в сердце, либо вос­пре­пят­ство­вать ему.

«Посе­ля­ется дьявол в бес­но­ва­тых людях потому что эти люди при­влекли злых духов, они сами при­го­то­вили в себе жилище для дья­во­лов, выме­тен­ное и убран­ное, нерас­ка­ян­ными гре­хами. Вместо жилища Божия дела­ются вме­сти­ли­щем духа нечи­стого» – гово­рит пре­по­доб­ный Иоанн Дамас­кин.

Это же под­твер­ждает свя­ти­тель Феофан Затвор­ник, цити­рую: «Внут­рен­нее наше всегда заклю­чено, Гос­подь сам стоит вне, и стучит, чтоб мы отво­рили душу ему и сердце. Чем же душа и сердце отво­ря­ется? Сочув­ствием, пред­рас­по­ло­же­нием к бла­го­дати, согла­сием. У кого все это кло­нится в сто­рону сатаны, в того сатана и входит. Что входит сатана, а не Бог в этом вино­ват сам чело­век».

Эта зако­но­мер­ность под­твер­жда­ется кон­крет­ными слу­ча­ями. Вот, напри­мер, исто­рия из прак­тики извест­ного свя­щен­ника Гри­го­рия Дья­ченко. Он рас­ска­зы­вает, что рядом с его домом жила одна кре­стьян­ская семья. Жена в этой семье была угрю­мой и свар­ли­вой и вечно с кем-то руга­лась. Не уди­ви­тельно, что после одной такой ссоры, когда за ничтож­ную про­вин­ность эта жен­щина кри­чала на сосед­ских детей, с ней стали тво­риться страш­ные вещи. О чем ее муж в ужасе сказал: «Жена моя так взбе­си­лась, что к ней страшно под­сту­питься». Свя­щен­ник Гри­го­рий Дья­ченко пошел в этот дом, воз­ло­жил епи­тра­хиль на жен­щину. Жен­щина выры­ва­лась, бро­са­лась какими-то пред­ме­тами, цара­па­лась, куса­лась, а когда свя­щен­ник воз­ло­жил епи­тра­хиль, поте­ряла созна­ние. А когда очну­лась, была совер­шенно спо­кой­ной. Этот бес, кото­рый на секунду вошел в нее оста­вил ее. Здесь меха­низм про­ник­но­ве­ния дья­вола в душу жен­щины очень поня­тен, через злобу, через грех сатана входит в эту жен­щину.

Геро­ини дру­гого случая вхож­де­ния сатаны в чело­века – это две на удив­ле­ние поверх­ност­ные девушки. Пред­ставьте себе, они отпра­ви­лись гулять на клад­бище, и балу­ясь, стали пры­гать и играть на могиле одного недавно похо­ро­нен­ного само­убийцы. Все­ле­ние, также как и еди­не­ние с Гос­по­дом, не может быть меха­ни­че­ским дей­ствием, сле­ду­ю­щим за какими-то опре­де­лен­ными собы­ти­ями. Если бы так вот, как вели себя эти девушки, вели себя ничего не пони­ма­ю­щие дети, им бы не было вреда. Но это были взрос­лые, созна­тель­ные люди. Вместо жало­сти к само­убийце, они стали сме­яться и изде­ваться над ним, значит их сердце было злым. Когда девушки вер­ну­лись домой, в них про­яви­лись все при­знаки одер­жи­мо­сти. Они кри­чали, изда­вали нече­ло­ве­че­ские звуки. Не зная как с ними посту­пить, их заперли в отдель­ной ком­нате. Об этом тоже нам сооб­щает в своей книге «Область таин­ствен­ного» свя­щен­ник Гри­го­рий Дья­ченко. Свя­щен­ник, придя и про­чи­тав молитву, изгнал беса из этих деву­шек.

Я могу при­ве­сти пример из своей недол­гой свя­щен­ни­че­ской прак­тики. Одна­жды ко мне пришла жен­щина и ска­зала, что ее муж очень странно себя ведет. Когда он злится и начи­нает ругаться, то напа­дает на нее и на ее детей. Я пред­ло­жил мужу прийти и побе­се­до­вал с ним. Ока­за­лось, что дей­стви­тельно, этот муж чело­век обыч­ный, стан­дарт­ный, спо­кой­ный. Но вот, он взял моду кидаться на свою жену и на детей, ругаться, топать ногами, и, может быть, бить их даже чем-то. Он опи­сы­вает, что так все было несколько лет, и вот одна­жды, когда агрес­сия эта росла, и он стал топать ногами на свою жену и на своих детей, вдруг, на секунду он как будто отклю­чился. И вот, пред­ставьте себе, он хва­тает топор и начи­нает бегать по квар­тире за своей женой и за своими детьми. Жена в ужасе бежит к сосе­дям, сосед бьет этого чело­века, чело­век падает, теряет созна­ние. При­ез­жает скорая помощь, его при­во­дят в чув­ство. Этот чело­век, бега­ю­щий с топо­ром за своими род­ствен­ни­ками, он ничего не помнит после того, как пришел в себя. Он не помнит, что бегал с топо­ром за ними. Он просто помнит, что он жутко рас­сер­дился на свою жену и на своих детей и больше он ничего не помнит, очнулся он в боль­нице.

Вот видите, чело­век своим грехом, своей злобой он сам пере­ки­нул мост между чело­ве­че­ским и духов­ным миром. Он впу­стил в себя сатану. сатана не замед­лил явиться вместе с леги­о­ном бесов и стал дей­ство­вать в этом чело­веке.

Итак, люди, встав­шие на путь греха, всту­пают в союз с сата­ной и дьявол в боль­шей или в мень­шей сте­пени оби­тает в их душах. Ведь совсем необя­за­тельно одер­жи­мость обре­тает край­ние формы, когда все суще­ство чело­века, за исклю­че­нием самого глу­бин­ного, его духа пора­жено сата­ной. Чело­век, живу­щий по зако­нам сата­нин­ского царства,сам до конца не пони­мает, чьи законы он вопло­щает в жизнь. Такой чело­век тоже по-своему одер­жим.

Однако суще­ствует инте­рес­ная зако­но­мер­ность, на кото­рой сле­дует оста­но­виться: 90 про­цен­тов людей, в соб­ствен­ном смысле одер­жи­мых, ока­за­лись во власти дья­вола не просто так, а в резуль­тате заня­тия магией, спи­ри­тиз­мом, гада­нием и так далее. Одним словом, имели какое-то отно­ше­ние к оккуль­тизму. Конечно, это не значит, что в того, кто хоть раз гадал, зани­мался спи­ри­тиз­мом, все­ля­ется дьявол. Но это значит, как гово­рит извест­ный в Европе, и во Фран­ции извест­ный свя­щен­ник Жорж Марану, что чело­век, вслед­ствие заня­тий оккуль­тиз­мом, встал на скольз­кий путь и опас­ность попасть в сети дья­вола у него во много-много раз выше, чем у обыч­ного чело­века.

Логи­че­ски такая зако­но­мер­ность вполне объ­яс­нима. Не слу­чайно, Цер­ковь запре­щает своим чадам заня­тия оккуль­тиз­мом. Это не бес­смыс­лен­ный запрет из боязни дать веру­ю­щим слиш­ком много сво­боды и знания. При­чина проста: Цер­ковь знает, что скры­ва­ется за явле­ни­ями оккульт­ного мира и знает об опас­но­сти, кото­рую таит этот мир.

Само слово «оккульт­ный» в пере­воде с латин­ского «occultus» озна­чает «тайный, сокро­вен­ный». Исходя из этого учения, можно ска­зать, что оккуль­тизм – это учение о тайных, скры­тых пред­ме­тах и явле­ниях. Такое объ­яс­не­ние и дается обычно этому тер­мину. Гада­ние, магия, обще­ние с духами и все то, что под­ра­зу­ме­вает обще­ние с другим миром входит в это поня­тие. Однако можно задать вопрос, почему суще­ствует этот запрет, ведь и хри­сти­ане обща­ются с неви­ди­мым миром, напри­мер, обра­ща­ясь с молит­вами к Богу, святым, или анге­лам. «Наша брань, – гово­рит апо­стол Павел, это Посла­ние к Ефе­ся­нам Гл.6, Ст.12 – не против крови и плоти, но против начальств, против вла­стей»… Так апо­стол Павел пере­чис­ляет иерар­хию духов­ных существ. «…Против миро­пра­ви­те­лей века сего, против духов злобы под­не­бес­ных». О каких под­не­бес­ных духах злобы гово­рит апо­стол Павел?

Из Писа­ния и пре­да­ния Церкви мы знаем, что суще­ствует абсо­лют­ный Дух – Бог. Бог творит физи­че­ский мир и чело­века, соеди­ня­ю­щего в себе физи­че­ское и духов­ное. Еще мы знаем, что прежде тво­ре­ния мира Бог создал анге­лов, духов­ных существ, кото­рые тварны и отно­си­тельно Бога мате­ри­альны, веще­ственны, но с другой сто­роны они не имеют физи­че­ских тел.

Если мы погру­зимся в Библию, и ее язык для нас станет ясным, что имел в виду апо­стол Павел, когда гово­рил о духах под­не­бес­ных. Небо на биб­лей­ском языке – это символ Бога. Когда евреи хотели ска­зать Бог, чтобы не про­фа­ни­ро­вать свя­щен­ное имя, чтобы не упо­ми­нать пона­прасну, они гово­рили «небо». Напри­мер, выра­же­ние «Цар­ство небес­ное» озна­чает Цар­ство Божие. Земля же всегда была сим­во­лом физи­че­ского мира. Итак, небо – это область оби­та­ния Бога, земля – это область оби­та­ния чело­века, но суще­ствуют еще и ангелы и суще­ствуют они между Богом и чело­ве­ком, между абсо­лют­ным Духом и между тво­ре­нием, име­ю­щим тело, между небом и землей, в под­не­бес­ном про­стран­стве. Поскольку гово­рится о духах злобы под­не­бес­ных, мы пони­маем, что речь идет об анге­лах отпав­ших от Бога, о бесах.

Неви­ди­мый мир не сокрыт от нас, но только Цер­ковь ука­зы­вает нам верный путь обще­ния со свя­тыми и свет­лыми анге­лами. Ока­зав­шись же без руко­вод­ства в этом таин­ствен­ном, незна­ко­мом для нас духов­ном мире, мы не в силах найти верную дорогу и под­да­емся на обман дья­вола, кото­рый редко пока­зы­вает свое истин­ное лицо.

Сколько при­ме­ров в житиях святых и в повсе­днев­ной жизни, когда бесы упорно выда­вав­шие себя за анге­лов, или за души умер­ших, при закли­на­нии их именем Христа, ска­зать кто они на самом деле, были вынуж­дены назвать себя анге­лами пад­шими или демо­нами. Отец Гри­го­рий Дья­ченко запи­сал один случай, про­изо­шед­ший с его зна­ко­мым.

Этот чело­век долго зани­мался спи­ри­тиз­мом и вот, одна­жды этому чело­веку посо­ве­то­вали задать духу три вопроса. Веришь ли ты в Иисуса Христа? Боишься ли ты Иисуса Христа? Любишь ли ты Христа? После долгих жалоб и отго­во­рок духа были полу­чены ответы: «Верю. Тре­пещу. Не люблю». Когда этот чело­век потре­бо­вал, чтобы дух отве­тил кто он такой, дух отве­тил: «сатана».

Иеро­мо­нах Ана­то­лий Бере­стов при­во­дит похо­жий пример из своей жизни, он рас­ска­зы­вает, что как-то много лет назад при­сут­ство­вал на сеансе спи­ри­тизма, в то время он только что пришел к вере и прак­ти­че­ски ничего о вере не знал. Он решил, что при­сут­ство­вать на сеансе можно, но участ­во­вать в нем как веру­ю­щий чело­век, не стал, лишь сидел и наблю­дал. И вот, когда сеанс был в самом раз­гаре, блюдце вер­те­лось, дух давал ответы. Буду­щий отец Ана­то­лий мыс­ленно пере­кре­стил стол. И хотя видеть этого никто не мог, он делал это мыс­ленно, да и сидели все к нему спиной, сеанс спи­ри­тизма вдруг пре­кра­тился, как будто провод пре­рвался. Кон­такт с духами пре­кра­тился. Так от крест­ного зна­ме­ния бежали бесы.

На этом мы закан­чи­ваем нашу пере­дачу, в сле­ду­ю­щий раз мы вер­немся к этой теме, у мик­ро­фона был свя­щен­ник Кон­стан­тин Пар­хо­менко. Пусть вас всех хранит Гос­подь.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *