Что такое эод в налоговой инспекции
Система электронного документооборота ФНС России: между прошлым и будущим
«Налоговая политика и практика», 2011, N 8
Автоматизации документооборота уделяется все больше и больше внимания. Так, Федеральный закон от 27.07.2010 N 210-ФЗ [1] нацеливает органы государственной власти на предоставление услуг населению в электронном виде. В свою очередь, граждане могут обращаться в государственные органы и получать ответы в электронном виде [2]. Кроме того, сами органы государственной власти должны перейти на общение друг с другом с использованием системы межведомственного электронного документооборота [3].
Предполагается, что реализация указанных мер позволит России не только повысить эффективность государственного управления, конкурентоспособность экономики и степень развития общества, но и максимально быстро выйти на один уровень с развитыми странами по степени проникновения информационных и коммуникативных технологий. Налоговая служба всегда находилась в авангарде этого процесса.
Немного истории
Начиная с 2001 г. вся работа с управленческими документами в центральном аппарате ФНС России осуществляется с помощью системы электронного документооборота (СЭД), которая была установлена на рабочие места всех сотрудников. Количество пользователей тогда составило свыше 1000 человек.
Все регистрационные карточки в зависимости от своего назначения группируются в базы данных (канцелярии):
Схема прохождения регистрационных карточек в СЭД (т.е. пересылка регистрационных карточек между базами данных) полностью совпадает со схемой прохождения документов в соответствии с инструкцией по делопроизводству в центральном аппарате.
Набор реквизитов в регистрационной карточке позволяет:
В управлениях ФНС России по субъектам Федерации и межрегиональных инспекциях промышленная эксплуатация системы началась с 2004 г. Количество пользователей увеличилось до десятков тысяч.
С 2005 г. система стала поэтапно внедряться в налоговых инспекциях. В ходе внедрения был решен вопрос о создании единого справочника адресов всех налоговых органов. Это позволило инспекции одного региона направлять корреспонденцию в инспекцию другого региона.
К 2010 г., когда внедрение СЭД в инспекциях завершилось, количество пользователей оценивалось лишь приблизительно в 164 тыс. человек, т.е. это все работники налоговых органов.
О путях доставки и отправки корреспонденции
Доля документов, поступающих по защищенной электронной почте (ДСП-документы из территориальных налоговых органов), составляет 6,9%.
Теперь об исходящей корреспонденции. В 2010 г. из центрального аппарата отправлено свыше 290 тыс. документов.
В подавляющем большинстве (75,2%) документы отправляются в электронном виде через СЭД в территориальные налоговые органы.
Доля ДСП-документов, направленных в территориальные налоговые органы по защищенным каналам, составила 5,6%.
Развитие электронного документооборота
Предполагается, что электронный документооборот будет развиваться по двум основным направлениям:
Немного подробнее об этих направлениях.
Сегодня реализован механизм, при котором все обращения, отправленные с помощью данного сервиса, автоматически поступают в СЭД. При этом при регистрации интернет-обращения в СЭД заявителю направляются уведомление о регистрационном номере его обращения и номер телефона, по которому он может получить информацию о прохождении его заявления. Планируется доработать систему так, чтобы информацию из СЭД о прохождении своего обращения заявитель мог получить непосредственно с интернет-сайта налогового органа. Также отрабатывается возможность отправки ответов в электронном виде из СЭД на почтовый ящик заявителя.
В настоящее время документы, поступающие через систему МЭДО, обрабатываются вручную. Поскольку Правительство РФ планирует весь межведомственный документооборот вести с помощью МЭДО, в 2011 г. будет осуществлена интеграция СЭД и МЭДО.
Однако в основе СЭД заложен принцип работы не с самим документом, а с его атрибутами. При этом все действия с документами (наложение резолюции, согласование и подписание) осуществляются в бумажном виде.
Между тем Правительством РФ (Распоряжение от 12.02.2011 N 176-р) перед всеми федеральными органами исполнительной власти поставлена задача определить перечень документов, создание, хранение и использование которых должно осуществляться в форме электронных документов, и обеспечить безбумажный документооборот выбранных документов.
Для этого планируется разработать универсальный интерфейс пользователя, к которому предъявляются следующие требования:
А значит, у всех работников налоговых органов уменьшится время на поиск, рассмотрение и согласование документов.
Как работать с ФНС через ЭДО: новая схема работы
Бумажный документооборот с контрагентами и проверяющими органами скоро канет в лету. С 2021 года бухгалтерская отчетность (в том числе субъектов малого и среднего предпринимательства) должна предоставляться в ФНС строго через операторов ЭДО в электронном виде.
Какие еще изменения входят в ближайшие планы налоговой службы, как работать через ЭДО и почему это действительно удобно: обсудим в этой статье.
По данным на начало 2021 г., электронный документооборот используют около 30 % российских компаний. Прямо скажем, негусто. При этом чем меньше бизнес, тем реже он работает в цифровом формате.
По словам ФНС
В декабре 2020 г. Федерального налоговой службой была принята Концепция развития электронного документооборота в хозяйственной деятельности. Ознакомиться полностью с документом можно на официальном сайте ведомства. Он содержит планы по изменению законодательства и бизнес-процессов, направленные полный переход к ЭДО.
Как пояснил Руководитель ФНС Даниил Егоров, главная цель — это создать систему, которая будет выгодна для обеих сторон. Для налоговиков более прозрачными станут операции, проводимые хозяйствующими субъектами. А сами компании получат определенную экономию, удобство, повышенную скорость обработки информации и отсутствие ошибок в работе.
«Прозрачность бизнеса для налоговых органов позволит не отвлекать компании от работы с запросами документов и проверками».
Более того, планируется, что в будущем при такой открытости вообще отпадет необходимость в сдаче бухгалтерской и налоговой отчетности.
Какие сроки
Согласно Концепции ФНС, к 2024 году около 95 % счетов-фактур и 70 % накладных будут передаваться в цифровом формате.
Новое в документообороте с госорганами с 2021 года
Определенные шаги в указанном направлении уже совершаются.
1.Предоставление годовой отчетности.
Годовая бухгалтерская отчетность, начиная с отчетности за 2020 год должна предоставляться в ИФНС исключительно в электронном формате, независимо от того, относится ли компания к субъектам малого или среднего предпринимательства.
На момент опубликования статьи зарегистрированными числятся 52 оператора ЭДО. АО «Калуга Астрал» входит в этот перечень.
2.Отчетность о прослеживаемых товарах.
Еще одно нововведение 2021 г., которое следует отнести к цифровизации документооборота — обязанность налогоплательщиков сдавать в ИФНС отчетность о прослеживаемых товарах.
С 01 июля 2021 г. юридические лица и ИП должны отчитываться по операциям с товарами, которые включены в перечень прослеживаемых (см. закон от 09.11.2020 № 371-ФЗ). Счета-фактуры по ним могут быть выставлены только в электронном виде. Таким образом, система прослеживаемости обязывает перейти на ЭДО.
3.Передача данных в Росстат.
С 30 декабря 2020 г. ИП и юрлица предоставляют первичные статистические данные исключительно в форме электронного документа, подписанного ЭЦП. Для субъектов малого предпринимательства это требование действует с начала 2022 года.
4.Новые правила получения и использования ЭЦП.
С начала 2021 г. владельцы ЭЦП получили возможность подписывать электронные документы с любого устройства без установки спецпрограмм (удостоверяющие центры теперь могут хранить и использовать ключ по поручению клиента дистанционно).
Кроме того, с 01 января 2022 г. упростится порядок получения ЭЦП. Руководители компаний и ИП будут получать ее ИФНС, в том числе удаленно по действующему сертификату.
В ближайших планах налоговой службы: расширить сферу применения простой ЭЦП, а также увеличить перечень документов, которые можно подписывать «обезличенной» электронной подписью.
Плюсы перевода документооборота в электронный формат
Можно не дожидаться, когда государство полностью обяжет всех субъектов бизнеса к ЭДО, а заключить договор с оператором уже сейчас. На это есть ряд причин:
Как выбрать оператора ЭДО
Новая Концепция, разработанная ФНС, отводит оператору ответственную роль.
Реестр достоверных операторов ЭДО размещен на сайте ФНС. Каждый субъект бизнеса волен выбрать ту организацию, с которой ему будет удобно сотрудничать. Во внимание следует принять такие критерии, как опыт, интеграционные возможности оператора, количество контрагентов и роуминг, развитости системы и количество продуктов, стоимость и качество обслуживания.
«Калуга Астрал» успешно вписывается в реализацию планов ФНС по развитию ЭДО и закрывает все потребности бизнеса в документообороте с проверяющими органами.
Компания поддерживает роуминг более чем с 20 иными операторами ЭДО, имеет сервисы различной направленности:
При этом продукты постоянно обновляются. Как только на законодательном уровне появляются новые требования, они сразу находят отражение в программе.
Если вы все еще сомневаетесь
Что такое эод в налоговой инспекции
тБЪДЕМ 1 йОЖПТНБГЙПООЩЕ ФЕИОПМПЗЙЙ Ч ОБМПЗППВМПЦЕОЙЙ: ПВЭЙЕ РПОСФЙС Й ОБРТБЧМЕОЙС ЙУРПМШЪПЧБОЙС
дБООЩЕ РТЕДУФБЧМСАФ УПВПК ОБВПТ УЙНЧПМПЧ ЙМЙ ГЙЖТ, РТЕДУФБЧМСС УППФЧЕФУФЧЕООП ФЕЛУФ ЙМЙ ЮЙУМП.
уППВЭЕОЙЕ ЧЛМАЮБЕФ Ч УЕВС ОБВПТ ДБООЩИ, ПВЯЕДЙОЕООЩИ ПВЭЙН ЛПОФЕЛУФПН ЙМЙ УНЩУМПН.
йОЖПТНБГЙС ЙЪЧМЕЛБЕФУС ЙЪ УППВЭЕОЙС Й ЪБЧЙУЙФ ПФ ПВЯЕЛФБ ЧПУРТЙОЙНБАЭЕЗП (ПВТБВБФЩЧБАЭЕЗП) ЬФП УППВЭЕОЙЕ. тЕЪХМШФБФ ЪБЧЙУЙФ ПФ УЧПКУФЧ ЬФПЗП ПВЯЕЛФБ. ч ЪБЧЙУЙНПУФЙ ПФ ГЕМЕК Й ЙОФЕТЕУПЧ ЙЪ ПДОПЗП Й ФПЗП ЦЕ УППВЭЕОЙС НПЦОП ЙЪЧМЕЮШ УПЧЕТЫЕООП ТБЪОХА ЙОЖПТНБГЙА.
йОЖПТНБГЙС НПЦЕФ ВЩФШ РЕТЕДБОБ ХУФОП Й РЙУШНЕООП, У РПНПЭША ЬМЕЛФТЙЮЕУЛЙИ УЙЗОБМПЧ Й ЬМЕЛФТПНБЗОЙФОЩИ ЧПМО Й ДТ. рПУМЕ ПВТБВПФЛЙ, РТЕПВТБЪПЧБОЙС, УЙУФЕНБФЙЪБГЙЙ НПЦЕФ ВЩФШ РПМХЮЕОБ ОПЧБС ЙОЖПТНБГЙС, ОПЧЩЕ ЪОБОЙС.
ч ЖЙМПУПЖУЛПН УНЩУМЕ ЙОЖПТНБГЙС ЕУФШ ПФТБЦЕОЙЕ ТЕБМШОПЗП НЙТБ, УЧЕДЕОЙС, ЛПФПТЩЕ ПДЙО ТЕБМШОЩК ПВЯЕЛФ УПДЕТЦЙФ П ДТХЗПН ТЕБМШОПН ПВЯЕЛФЕ. фБЛЙН ПВТБЪПН, РПОСФЙЕ ЙОЖПТНБГЙЙ УЧСЪЩЧБЕФУС У ПРТЕДЕМЕООЩН ПВЯЕЛФПН, УЧПКУФЧБ ЛПФПТПЗП ПОБ ПФТБЦБЕФ.
рТПГЕУУЩ РТЕПВТБЪПЧБОЙС ЙОЖПТНБГЙЙ УЧСЪБОЩ У ЙОЖПТНБГЙПООЩНЙ ФЕИОПМПЗЙСНЙ.
дМС ТЕБМЙЪБГЙЙ ОБХЮОП-ФЕИОЙЮЕУЛПК ЙДЕЙ ФТЕВХЕФУС ЧЩРПМОЕОЙЕ, РП ЛТБКОЕК НЕТЕ, ФТЕИ ПУОПЧОЩИ ХУМПЧЙК:
тБУУНПФТЙН ЧЩРПМОЕОЙЕ ЬФЙИ ХУМПЧЙК ДМС ТЕБМЙЪБГЙЙ ЙОЖПТНБГЙПООПК НБЫЙОЩ.
пДОПЧТЕНЕООП У ТБЪЧЙФЙЕН РТПГЕУУБ ОБЛПРМЕОЙС ЪОБОЙК Ч ПВЭЕУФЧЕ ЫЕМ РТПГЕУУ ЖПТНЙТПЧБОЙС ПВПУПВМЕООПК РТПЖЕУУЙПОБМШОПК ЗТХРРЩ, ДМС ЛПФПТПК УОБЮБМБ ПУОПЧОЩН, Б ЪБФЕН Й ЕДЙОУФЧЕООЩН «УМХЦЕВОЩН ЪБОСФЙЕН» СЧМСЕФУС ТБВПФБ У ЙОЖПТНБГЙЕК. цЙЧПК ВБТШЕТ Л ОБЛПРМЕООЩН ЪОБОЙСН, ИТБОЙНЩН ЦТЕГБНЙ, НПОБИБНЙ, РЕТЕРЙУЮЙЛБНЙ Й ФПМЛПЧБФЕМСНЙ ЛОЙЗ, ОБЮБМ ТБЪТХЫБФШУС ФПМШЛП РПУМЕ ЙЪПВТЕФЕОЙС ЛОЙЗПРЕЮБФБОЙС, ЛПФПТПЕ РПЧМЕЛМП ТБЪЧЙФЙЕ ОБХЛ, Б ЬФП, Ч УЧПА ПЮЕТЕДШ, ХУЛПТЙМП ФЕНРЩ ОБЛПРМЕОЙС РТПЖЕУУЙПОБМШОЩИ ЪОБОЙК. ъОБОЙС УФБМП ЧПЪНПЦОП ФЙТБЦЙТПЧБФШ Й УДЕМБФШ ЙИ ДПУФХРОЩНЙ ДМС НОПЗЙИ ХЮБУФОЙЛПЧ ФТХДПЧПЗП РТПГЕУУБ. ъОБОЙС УФБМЙ ПУОПЧПК РМПДПФЧПТОЩИ ОБХЮОЩИ ОБРТБЧМЕОЙК. фБЛЙН ПВТБЪПН, ЛОЙЗПРЕЮБФБОЙЕ УПЪДБМП ЙОЖПТНБГЙПООЩЕ РТЕДРПУЩМЛЙ ХУЛПТЕООПЗП ТПУФБ РТПЙЪЧПДЙФЕМШОЩИ УЙМ. рПСЧМЕОЙЕ РТПУФЕКЫЙИ ЙОЖПТНБГЙПООЩИ ФЕИОПМПЗЙК НПЦОП ПФОЕУФЙ Л ОБЮБМХ РЙУШНЕООПУФЙ.
оБУФХРЙМБ ЬТБ ВХНБЦОПК йф. рПФТЕВОПУФШ Ч РЕТЕДБЮЕ Й ПВНЕОЕ ЙОЖПТНБГЙЕК ЮЕМПЧЕЮЕУФЧП ЙУРЩФЩЧБМП ОБ ТБООЙИ УФБДЙС УЧПЕЗП ТБЪЧЙФЙС. дМС ХУЛПТЕОЙС РЕТЕДБЮЙ ЙОЖПТНБГЙЙ ЙУРПМШЪПЧБМЙУШ ЛПУФТЩ (ЖБЛЕМЩ рПМЙВЙС), ЛХТШЕТЩ, РПЮФБ, УЕНБЖПТОЩК ФЕМЕЗТБЖЙЙ ДТ.
у ЙЪПВТЕФЕОЙЕН ЬМЕЛФТЙЮЕУЛПЗП ФЕМЕЗТБЖБ Й ФЕМЕЖПОБ ЙЪНЕОЙМЙУШ ЧПЪНПЦОПУФЙ РЕТЕДБЮЙ ЙОЖПТНБГЙЙ. йЪПВТЕФЕОЙЕ ФЕМЕЖПОБ, ТБДЙП, ФЕМЕЧЙДЕОЙС, Б ЪБФЕН ьчн, ГЙЖТПЧЩИ УЙУФЕН УЧСЪЙ Й ЧЩЮЙУМЙФЕМШОЩИ УЕФЕК, УПЪДБОЙЕ рьчн Й ЕЗП ОЕЧЕТПСФОП ВЩУФТПЕ ТБУРТПУФТБОЕОЙЕ Й ТБЪЧЙФЙС ЙНЕООП Ч ЛБЮЕУФЧЕ ЙОУФТХНЕОФБМШОПЗП УТЕДУФЧБ ОБЛПРМЕОЙС, РТЕПВТБЪПЧБОЙС, ПВТБВПФЛЙ Й РЕТЕДБЮЙ ЙОЖПТНБГЙЙ РПЪЧПМЙМЙ ОПЧЩН ЙОЖПТНБГЙПООЩН ФЕИОПМПЗЙСН ЧОЕДТЙФШУС РТБЛФЙЮЕУЛЙ ЧП ЧУЕ ПВМБУФЙ ЮЕМПЧЕЮЕУЛПК ДЕСФЕМШОПУФЙ.
пУОПЧХ БЧФПНБФЙЪЙТПЧБООЩИ йф УПУФБЧМСАФ УМЕДХАЭЙЕ ДПУФЙЦЕОЙС:
йф ОБРТБЧМЕОЩ ОБ ХЧЕМЙЮЕОЙЕ УФЕРЕОЙ БЧФПНБФЙЪБГЙЙ ЧУЕИ ЙОЖПТНБГЙПООЩИ ПРЕТБГЙК, УМЕДПЧБФЕМШОП, ОБ ХУЛПТЕОЙЕ офр ПВЭЕУФЧБ.
уЙУФЕНБ ЬМЕЛФТПООПК ПВТБВПФЛЙ ДБООЩИ (уЙУФЕНБ ьпд) РТЕДОБЪОБЮЕОБ ДМС БЧФПНБФЙЪБГЙЙ РТПГЕУУПЧ ОБМПЗПЧПЗП БДНЙОЙУФТЙТПЧБОЙС АТЙДЙЮЕУЛЙИ Й ЖЙЪЙЮЕУЛЙИ МЙГ Ч ЙОУРЕЛГЙСИ жЕДЕТБМШОПК ОБМПЗПЧПК УМХЦВЩ (йжоу). пВТБВПФЛБ ЙОЖПТНБГЙЙ Ч уЙУФЕНЕ ьпд РП АТЙДЙЮЕУЛЙН Й ЖЙЪЙЮЕУЛЙН МЙГБН ОЙЮЕН ОЕ ПФМЙЮБЕФУС, ЮФП РПМОПУФША УППФЧЕФУФЧХЕФ ПТЗБОЙЪБГЙЙ ДЕСФЕМШОПУФЙ ЙОУРЕЛГЙЙ РП ЖХОЛГЙПОБМШОПНХ РТЙОГЙРХ.
вБЪБ ДБООЩИ уЙУФЕНЩ ьпд Й ПУОПЧОЩЕ РТПЗТБННЩ ПВТБВПФЛЙ ТБУРПМБЗБАФУС ОБ УЕТЧЕТЕ ОБМПЗПЧПК ЙОУРЕЛГЙЙ. рЕТУПОБМШОЩЕ ЛПНРШАФЕТЩ РПМШЪПЧБФЕМЕК РПДЛМАЮБАФУС Л УЕТЧЕТХ РП МПЛБМШОПК ЧЩЮЙУМЙФЕМШОПК УЕФЙ (мчу). уЛПТПУФШ ПВТБВПФЛЙ ДБООЩИ РТЙ ТБВПФЕ Ч уЙУФЕНЕ ьпд Ч ПУОПЧОПН ПРТЕДЕМСЕФУС НПЭОПУФША УЕТЧЕТБ Й РБТБНЕФТБНЙ мчу.
оБ РПМШЪПЧБФЕМШУЛЙЕ ЛПНРШАФЕТЩ ХУФБОБЧМЙЧБЕФУС УРЕГЙБМШОБС РТПЗТБННБ, ПВЕУРЕЮЙЧБАЭБС ДПУФХР Й ТБВПФХ У ВБЪПК ДБООЩИ уЙУФЕНЩ ьпд. дБООБС РТПЗТБННБ ОБЪЩЧБЕФУС «хОЙЧЕТУБМШОПЕ ТБВПЮЕЕ НЕУФП» (ДБМЕЕ хтн). хУФБОПЧЛХ Й УПРТПЧПЦДЕОЙЕ уЙУФЕНЩ ьпд ОБ УЕТЧЕТЕ Й РПМШЪПЧБФЕМШУЛЙИ ЛПНРШАФЕТБИ ПУХЭЕУФЧМСЕФ УЙУФЕНОЩК БДНЙОЙУФТБФПТ ЙОУРЕЛГЙЙ.
лТБФЛПЕ ПРЙУБОЙЕ ЧПЪНПЦОПУФЕК УЙУФЕНЩ ьпд
лБЦДПНХ ТБЪДЕМХ УППФЧЕФУФЧХЕФ ПРЙУБОЙЕ РТПЗТБНН ПВЭЕЗП РПМШЪПЧБОЙС. лТБФЛПЕ ПРЙУБОЙЕ РП ТБЪДЕМБН РТЙЧЕДЕОП ОЙЦЕ.
«хОЙЧЕТУБМШОПЕ ТБВПЮЕЕ НЕУФП». уЙУФЕНБ ПТЗБОЙЪПЧБОБ Ч ЧЙДЕ хОЙЧЕТУБМШОПЗП тБВПЮЕЗП нЕУФБ. рТЙОГЙР ТБЪДЕМЕОЙС ЖХОЛГЙК ТЕБМЙЪПЧБО ЮЕТЕЪ ДЕТЕЧП ДПЛХНЕОФПЧ Й ТЕЦЙНПЧ. дЕТЕЧП УПУФПЙФ ЙЪ РБРПЛ, ЧЕФПЛ Й ТЕЦЙНПЧ. дПУФХР Л ЬМЕНЕОФБН ДЕТЕЧБ ПРТЕДЕМСЕФУС РТЙОБДМЕЦОПУФША РПМШЪПЧБФЕМС Л ЖХОЛГЙПОБМШОПК ТПМЙ. рТБЧБ ТПМЙ ПРТЕДЕМСАФУС БДНЙОЙУФТБФПТПН. йУРПМШЪХАФУС УФБОДБТФОЩЕ ЬМЕНЕОФЩ ЙОФЕТЖЕКУБ, РТЙОСФЩЕ Ч УТЕДЕ Windows. чЙД ЬЛТБОБ ОБУФТБЙЧБЕФУС РПМШЪПЧБФЕМЕН. рПДДЕТЦЙЧБЕФУС НОПЗППЛПООЩК ЙОФЕТЖЕКУ, УПЪДБАЭЙК ХДПВУФЧП Ч ТБВПФЕ.
«оБЧЙЗБФПТ». лБЛ РТБЧЙМП, Ч ВПМШЫЙОУФЧЕ РТПЗТБННОЩИ РТЙМПЦЕОЙК ДБООЩЕ ЧЩЧПДСФУС Ч ЧЙДЕ ФБВМЙГЩ У РПНПЭША УРЕГЙБМШОПК РТПЗТБННЩ «оБЧЙЗБФПТ». уТЕДУФЧП РПЪЧПМСЕФ ЧЩРПМОСФШ ЪБРТПУЩ Й УПИТБОСФШ ТЕЪХМШФБФЩ Ч ЧЙДЕ ЖБКМБ MS Word ЙМЙ Excel. ьФП ПУОПЧОБС РТПЗТБННБ, ПУЧПЕОЙЕ ЛПФПТПК ДБЕФ РПМШЪПЧБФЕМА ОБЧЩЛ ТБВПФЩ Ч МАВПН ТЕЦЙНЕ.
«ъБДБОЙЕ РБТБНЕФТПЧ ДМС ПФВПТБ ДБООЩИ». ьФП УРЕГЙБМШОБС ОЕВПМШЫБС РТПЗТБННБ ДМС РПЙУЛБ ДБООЩИ, ЛПФПТБС ЙУРПМШЪХЕФУС РТЙ ЧЕДЕОЙЙ УРТБЧПЮОЙЛПЧ, ЧЧПДЕ ОБМПЗПЧЩИ ДПЛХНЕОФПЧ.
«йДЕОФЙЖЙЛБГЙС МЙГБ». ьФП НЙОЙРПЙУЛ МЙГБ Й ЕЗП УЮЕФПЧ. уХЭЕУФЧХЕФ РПОСФЙЕ «мЙГП». мЙГБ ТБЪДЕМСАФУС ОБ АТЙДЙЮЕУЛЙЕ Й ЖЙЪЙЮЕУЛЙЕ. пРТЕДЕМСЕФУС, СЧМСЕФУС МЙ МЙГП ОБМПЗПРМБФЕМШЭЙЛПН, ВБОЛПН, ЙОУРЕЛГЙЕК, ПТЗБОПН ЗПУТЕЗЙУФТБГЙЙ Й ДТ. рТПЗТБННБ ЙУРПМШЪХЕФУС Ч ЮБУФЙ ПРЕТБФЙЧОП-ВХИЗБМФЕТУЛПЗП ХЮЕФБ РТЙ ЧЧПДЕ ОБМПЗПЧЩИ ДПЛХНЕОФПЧ, Ч ПВУМХЦЙЧБОЙЙ оуй.
«фЕИОПМПЗЙЮЕУЛЙЕ РТПГЕУУЩ». дМС ПВТБВПФЛЙ ДБООЩИ ПРЕТБГЙПООЩН ДОЕН, ТБУЮЕФБ ЖПТН ПФЮЕФОПУФЙ, НБУУПЧПЗП ЖПТНЙТПЧБОЙС ДПЛХНЕОФПЧ РТЕДОБЪОБЮЕОЩ ФЕИОПМПЗЙЮЕУЛЙЕ РТПГЕУУЩ.
«рЕЮБФШ ЙУИПДСЭЙИ ДПЛХНЕОФПЧ». ч ПФДЕМШОПЕ ТБВПЮЕЕ НЕУФП ЧЩОЕУЕО бтн РЕЮБФЙ. ч ПЮЕТЕДШ ОБ ПФМПЦЕООХА РЕЮБФШ РПРБДБАФ ДПЛХНЕОФЩ, ЛПФПТЩЕ ОЕ ФТЕВХЕФУС РЕЮБФБФШ ОЕНЕДМЕООП. пУФБМШОЩЕ ДПЛХНЕОФЩ ЧЩЧПДСФУС ОБ РТЙОФЕТ РП НЕУФХ ЖПТНЙТПЧБОЙС.
«дПУШЕ ОБМПЗПРМБФЕМШЭЙЛБ». оБ ОБМПЗПРМБФЕМШЭЙЛБ ЧЕДЕФУС ДПУШЕ РП ПФЮЕФОПУФЙ Й ПВЭЕЕ ДПУШЕ. жПТНЙТХАФУС УЧЕДЕОЙС П ФПН, УЧПЕЧТЕНЕООП МЙ ОБМПЗПРМБФЕМШЭЙЛ РТЕДУФБЧМСЕФ ВБМБОУ, ОБМПЗПЧЩЕ ТБУЮЕФЩ, УРТБЧЛЙ БЧБОУПЧЩИ РМБФЕЦЕК. йОЖПТНБГЙС НПЦЕФ ЙУРПМШЪПЧБФШУС Ч ГЕМСИ ЛПОФТПМС ОБМПЗПЧПК ДЙУГЙРМЙОЩ.
«бйу рПЮФБ». ьФП ОЕВПМШЫБС РТПЗТБННБ ДМС РЕТЕРЙУЛЙ НЕЦДХ РПМШЪПЧБФЕМСНЙ УЙУФЕНЩ.
фТЕВПЧБОЙС Л РПДЗПФПЧЛЕ РПМШЪПЧБФЕМС УМЕДХАЭЙЕ:
уТЕДУФЧП РТЕДОБЪОБЮЕОП ДМС БЧФПНБФЙЪБГЙЙ УМЕДХАЭЙИ ЧЙДПЧ ДЕСФЕМШОПУФЙ Й ЖХОЛГЙК.
чУЕ ЛПНРПОЕОФЩ РТПЗТБННЩ ХУФБОБЧМЙЧБАФУС РТЙ ЙОУФБММСГЙЙ ЛПНРМЕЛУБ «бйу оБМПЗ». пРЙУБОЙЕ ХУФБОПЧЛЙ РТПЗТБННЩ УПДЕТЦЙФУС Ч ДПЛХНЕОФЕ «тХЛПЧПДУФЧП РПМШЪПЧБФЕМС. хУФБОПЧЛБ, БДНЙОЙУФТЙТПЧБОЙЕ Й УПРТПЧПЦДЕОЙЕ УЙУФЕНЩ ьпд».
рЕТЕД ТБВПФПК ДПМЦОЩ ВЩФШ ОБУФТПЕОЩ УРТБЧПЮОЙЛЙ Ч ЮБУФЙ ЖХОЛГЙПОБМШОПЗП ВМПЛБ.
Как ФНС использует ЭДО для контроля, прогнозы от налоговиков
Идея электронного документооборота — избавление его участников от обмена данными на бумаге. Так быстрее, удобнее и леса целее будут. Система ЭДО входила в работу предпринимателей не быстро — трудно изменить устоявшийся годами менталитет. Ускорило прогресс государство. Во-первых, в электронном виде стали оказывать госуслуги, во-вторых, ФНС увидела перспективу — как усилить контроль за налогоплательщиками благодаря ЭДО. Налоговая теперь автоматически выявляет недобросовестных бизнесменов.
Как было
Давным-давно, когда деревья были большими, отчеты сдавали в инспекцию на бумаге. Все, вариантов не было. Тогда проверка деклараций занимала кучу времени.
«В 2008 году впервые столкнулась с возвратом НДС. Пришел запрос из налоговой и я почти неделю ксерокопировала документы, сшивала и заверяла подписями и печатями. Просила отсрочку, т.к. просто физически не справлялась. К инспектору везла их коробками.
Получается инспектора, перегруженные проверками, просто не справлялись со своей задачей контроля, не могли проверить достоверность всех данных. Поэтому процветала незаконная оптимизация.
Пример: компания «Альфа» из Твери выписывает накладную на поставку компании «Бета» из Москвы автозапчастей на сумму 100 000 рублей НДС 18% (тогда еще). Итого 118 000. Никакие запчасти, разумеется, никуда не едут. Но эти виртуальные коленвалы и подшипники «Бета» приходует и списывает. А потом ставит себе сумму НДС к вычету. При этом «Альфа» выписывает кучу таких фиктивных документов и либо банкротится, либо просто бросается на произвол судьбы, а ее руководитель (бомж Василий) даже не подозревает в каких махинациях участвовал. Оплата кстати обычно проводилась в таких случаях «наличными», при этом понятно, что реально деньги никто никому не передавал.
Бюджет терял немыслимые средства, но найти утечки оперативно и наказать мошенников ФНС не могла. Зачастую выявлялись подобные махинации только в процессе выездных проверок.
В 2013 году стало обязательным включение в декларацию по НДС сведений, указанных в книге покупок и книге продаж налогоплательщика. Теперь в руках инспекторов сразу оказывались основные данные, по которым можно было вычислить несостыковки, получить список контрагентов и выявить работу с уже известными налоговикам «схематозниками».
В этом же году запущен проект АСК НДС. ФНС применяет риск-ориентированный подход к проверкам и ищет «разрывы»:
С 1 квартала 2014 года обязательной стала передача декларации по НДС исключительно в электронном виде.
Астрал Отчет 5.0 — сервис для сдачи электронной отчетности. Заполняйте или загружайте готовый отчет, проверяйте декларации по контрольным соотношениям и устраняйте ошибки. Своевременное оповещение о новых требованиях, автоматический ответ, чтобы не пропустить срок подтверждения.
И все изменилось?
Не совсем. Изворотливые налогоплательщики стали искать другие варианты получения незаконной налоговой выгоды.
Теперь однодневки стали превращаться в многодневки. Создавали видимость реальной работы, сдавали отчеты, даже платили налоги (по минимуму), хотя по сути занимались тем же самым — незаконной оптимизацией.
Зато и у ФНС появилось преимущество. Теперь она обрабатывала данные в электронном виде, автоматизировано.
Организации и ИП, которые находились на общей системе налогообложения, поняли, что с ЭДО будет проще. Ведь книги продаж и покупок все равно нужно формировать электронно, декларацию сдавать тоже, нет смысла сначала получать бумажные документы, а потом вносить их в программу бухгалтерии. Проще сразу загружать электронные документы.
Но пока ЭДО развивался, существовали проблемы, препятствовавшие его активному внедрению:
Астрал.ЭДО это не только быстрый обмен документами и возможность вести все компании в одном личном кабинете, но и легкая настройка роуминга — отправьте запрос напрямую из кабинета и передача документов настроится автоматически.
С бюрократией бороться, пожалуй, сложнее, но на рынок приходят новые компании, стартапы, возглавляемые молодежью, создающие конкуренцию и «старикам» приходится признать — нужно смириться и подстроить бизнес под современные реалии.
Кто это делает и зачем? Вариантов немного:
Что происходит — от имени директора компании оператору направляется заявка на изготовление электронной цифровой подписи. Для подачи заявки онлайн достаточно скана паспорта, СНИЛС, реквизитов организации.
Получив подпись, мошенники в электронном виде подписывают с оператором соглашение о передаче отчетности в электронном виде и сдают декларации с нулями или с другими нужными им цифрами, такое тоже может быть.
ЭЦП можно использовать и в других целях — внести изменения в сведения о компании в ЕГРЮЛ, подать заявку на участие в аукционе, выиграть и отказаться от исполнения — компания попадет в черный список — Реестр недобросовестных поставщиков.
Астрал-ЭТ — надежная и безопасная электронная подпись. Подписывайте отчетность и документы от контрагентов, участвуйте в торгах и работайте с госпорталами.
Планы ФНС
По утверждению заместителя руководителя ФНС А.В. Егоричева сегодня налоговые разрывы по НДС существенно снизились и составляют порядка 0,4-0,5% от общего оборота налога. Это значит, что работает система АСК НДС-2 — более совершенная по сравнению с предшественницей.
Для повышения доверия к ЭДО и его внедрения как на уровне государственных служб, так и бизнеса, налоговая служба разработала целую Концепцию :
«Комплекс предусмотренных Концепцией мероприятий позволит повысить качество и эффективность документооборота на основе высокотехнологичных решений, создаст комфортные условия для электронного взаимодействия между хозяйствующими субъектами или государственными органами власти, а также повысит доверие к цифровым технологиям хозяйствующих субъектов.»
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Информационные технологии в налогообложении» (стр. 2 )
| Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах: 1 2 |
2. Технология работы в Системе ЭОД.
3. Основные блоки программного комплекса и их взаимодействие.
4. Ввод налоговых документов.
5. Взаимодействие с другими программами. Обработка информации, поступающей из органов государственной регистрации.
6. Сверка с плательщиком.
7. Работа с переплатой.
8. Взыскание недоимки за счет денежных средств.
9. Формирование документов по недоимке с использованием технологических процессов.
10. Администрирование налоговых расчетов. НДС
11. Администрирование налоговых расчетов. Налог на имущество.
12. Шаблоны налоговых расчетов. НДС.
13. Шаблоны налоговых расчетов. Налог на имущество.
14. Прием и регистрация документов и сведений, поступающих в ИМНС от налогоплательщиков.
15. Обработка налоговых расчетов ЮЛ. НДС.
16. Обработка налоговых расчетов ЮЛ. Налог на имущество.
17. Обработка налоговых расчетов ЮЛ. Налог на землю.
18. Обработка налоговых расчетов ФЛ. 3-НДФЛ.
19. Анализ данных налоговых расчетов.
20. Досье по отчетности.
21. Налоговая дисциплина.
22. Технологические процессы, используемые в программном блоке камеральных проверок.
23. Документы о налоговом нарушении.
24. Технология камеральных проверок.
1.7.1 Основная литература
Технология работы в Системе ЭОД. Учебно-методическое пособие. – М.: Учебный центр Микроинформ, 2008 г.
Документация по программе в электронном виде, разработанная специалистами РНИИВЦ, г. Нижний Новгород
Лабораторный практикум по курсу системы ЭОД.
1.7.2 Дополнительная литература
Титоренко системы в экономике. – ЮНИТИ-ДАНА, 2008 г.
Налоги и налогообложение в Российской Федерации. (Учебное пособие) (2009, 424с.)
Электронный учебник фирмы Микроинформ.
Система электронной обработки данных инспекций местного уровня «АИС налог»
Учебный центр Микроинформ www.microinform.ru.
2 Практические занятия
1) и нтерфе й с программы ;
2) приемы работы пользователя
Краткая теория занятия
Запуск программы. Главное меню. Панель инструментов. Сервис. настройки. Дерево документов и режимов. Поиск нужного режима. Режимы Документы и Списки. Строка сообщений.
Списки общего доступа. Отметки. Инвертирование отметок. Установка объекта текущим. Подключение текущего объекта. Создание активного списка. Добавление и удаление объектов в текущем списке. Пересечение списков. Сохранение и восстановление активного списка.
Окно запросов. Окно результатов. Панель инструментов. Рабочее меню Навигатора. Создание и сохранение QBE-запроса. Вторичный Навигатор. Вывод полученной информации в формате MS Word или MS Excel. Печать.
1) регистрация документов;
Краткая теория занятия
Технология работы с налоговыми расчетами. Регистрация документов налоговой отчетности. Получение информации о предоставлении отчетности плательщиками.
Массовая регистрация документов. Массовая регистрация документов списка плательщиков. Формирование реестров формы 34 и 35. Понятие «Технологический значок».
Прием и обработка налоговой отчетности, поступающей в инспекцию в электронном виде.
Упрощенная система налогообложения.
1) технология ввода документов с начислениями;
2) особенности работы со сведениями об имуществе;
Краткая теория занятия
Ввод документов с начислениями.
Накопитель Начисления, отсрочки и др. Понятия: документ, меню, регистрационный (системный) номер. Ввод документов с начислениями одной суммой. Значение реквизитов, заполняемых в окне ввода.
Ввод входящего сальдо. Назначение режимов: Открыть документ, Аннулировать документы, Аннулирование не разнесенных (разнесенных) в лицевой счет документов, Установить/Снять состояние «Готов к переносу в КЛС».
Обработка сведений об имуществе физических лиц.
Режимы обработки сведений о регистрации имущества физических лиц и других объектов налогообложения, необходимых для расчета налогов, исчисляемых налоговой инспекцией, поступающих на бумажных носителях. Выполнение процедуры на рабочем месте РМ7-4 «Ввод данных» и РМ7-5 «Ввод данных по гос. регистрации юридических лиц, учету налогоплательщиков и сведений о счетах налогоплательщиков», производится в блоке «Учет физических лиц».
1) прием и контроль деклараций ЮЛ;
2) технология проведения камеральной проверки в системе ЭОД;
Краткая теория занятия
Комплекс мероприятий. Налоговая дисциплина. Приостановление операций по счетам. Технологические процессы, используемые в программном блоке камеральных проверок.
Ввод и обработка налоговых расчетов с помощью шаблонов. Ввод налоговых расчетов и формирование начислений по данным налогоплательщика в условиях работы инспекции по функциональному признаку.
Регистрация налогового расчета. Ввод налоговых расчетов и формирование начислений по данным плательщика в ЭОД. Проведение камеральной проверки в условиях работы инспекции по функциональному признаку. Камеральный расчет. Камеральная проверка. Документы о налоговом нарушении.
1) особенности проведения камеральных проверок документов физических лиц;
2) технологические процессы;
Краткая теория занятия
Ввод и камеральная проверка налоговой декларации о доходах физических лиц. Общая технология обработки документов физических лиц. Обработка Деклараций о доходах плательщиков физических лиц. Проведение камеральной проверки в условиях работы инспекции по функциональному принципу. Этапы представления и обработки налоговых деклараций. Регистрации и ввод документов о налоговом нарушении по результатам камеральной проверки с формированием доначислений и штрафов.
Способы выбора налогоплательщика в Декларациях о доходах. Особенности ввода Декларации о доходах.
1) изучение веток программы по контролю налоговой дисциплины;
2) анализ документов о НН..
Краткая теория занятия
Анализ данных налоговых расчетов. Анализ данных документов. Анализ данных документов нарастающим итогом. Анализ данных документов о налоговых нарушениях. Технологические процессы.
Досье по отчетности. Налоговая дисциплина. Формирование досье по отчетности. Формирование маски отчетности. Налоговая дисциплина.
1) процедура проведения сверки с плательщиком;
Краткая теория занятия
1) технология урегулирования переплаты плательщика;
3) технология работы с недоимкой;
4) технологические процессы, используемые в программном блоке урегулирования задолженности.
Краткая теория занятия
Работа с переплатой налогоплательщика. Выполнение функции в отделе урегулирования задолженности на рабочем месте РМ9-2. Технология работы с переплатой. Основные понятия.
Зачет излишне уплаченных или взысканных сумм по заявлению налогоплательщика. Зачет излишне уплаченных или взысканных сумм по инициативе налогового органа. Доступ к режимам. Формирование заключений на возврат физическому лицу.
Контроль налоговой и платежной дисциплины.
Технология работы с недоимкой и доступ к режимам. Структура недоимки как совокупность записей лицевого счета, имеющих недоимку. Содержание дела – список операций, включенных в дело. Дело о недоимке. Новая недоимка. Управленческое решение. Исполнение дела о недоимке. Работа с делами о недоимке. Взыскание недоимки за счет денежных средств. Выполнение функции в отделе урегулирования задолженности на рабочем месте РМ9-2. Требование об уплате недоимки организации. Инкассовое поручение.
3 Контрольные работы (только для ЗО).
В качестве контрольной работы студентов заочного отделения принимаются выполненные проекты по практическим занятиям дневного отделения пп.
4 Курсовые работы (учебные проекты)
1. Отраслевые информационные технологии. Автоматизация процессов налогового администрирования.
2. Технология работы в Системе ЭОД.
3. Основные блоки программного комплекса и их взаимодействие.
4. Ввод налоговых документов.
5. Взаимодействие с другими программами. Обработка информации, поступающей из органов государственной регистрации.
6. Сверка с плательщиком.
7. Работа с переплатой.
8. Взыскание недоимки за счет денежных средств.
9. Формирование документов по недоимке с использованием технологических процессов.
10. Администрирование налоговых расчетов. НДС
11. Администрирование налоговых расчетов. Налог на имущество.
12. Шаблоны налоговых расчетов. НДС.
13. Шаблоны налоговых расчетов. Налог на имущество.
14. Прием и регистрация документов и сведений, поступающих в ИМНС от налогоплательщиков.
15. Обработка налоговых расчетов ЮЛ. НДС.
16. Обработка налоговых расчетов ЮЛ. Налог на имущество.
17. Обработка налоговых расчетов ЮЛ. Налог на землю.
18. Обработка налоговых расчетов ФЛ. 3-НДФЛ.
19. Анализ данных налоговых расчетов.
20. Досье по отчетности.
21. Налоговая дисциплина.
22. Технологические процессы, используемые в программном блоке камеральных проверок.
23. Документы о налоговом нарушении.
24. Технология камеральных проверок.
Курсовой проект выполняется в системе Электронной обработки данных инспекций местного уровня.
Проект должен состоять из следующих разделов:
— введения (объем 2-3 листа), в котором раскрывается актуальность автоматизации деятельности налоговых органов;
— раздела (объем 5-8 листов), описывающего технологию работы в Системе ЭОД;
— раздела (объем 10-15 листа), соответствующего теме проекта;
— заключения (объем 2-3 листа), подводится итог проделанной в курсовом проекте работе, и рассматриваются перспективы развития системы Электронной обработки данных.
Выполнение операций в программном системе ЭОД фиксируется в виде скриншотов, которые оформляются в проекте рисунками. Рисунков должно быть не менее 10.
1. Технология работы в Системе ЭОД. Учебно-методическое пособие. – М.: Учебный центр Микроинформ, 2008 г.
2. Документация по программе в электронном виде, разработанная специалистами РНИИВЦ, г. Нижний Новгород
3. Лабораторный практикум по курсу системы ЭОД.
5 Модули (только для дневного обучения).
Институт управления, бизнеса и права
Информационные технологии в налогообложении