Что такое эргономика определение в дизайне
Эргономика в дизайне интерьеров
В дизайне интерьеров эргономика играет ключевую роль – обстановка должна быть, в первую очередь, удобной и безопасной. И только после выполнения этих условий можно заниматься декором.
Работа над дизайн-проектом начинается с разработки идеи и выяснения бытовых потребностей всех членов семьи. Все эти потребности должны быть полностью закрыты в рамках выбранной концепции – это значит, что интерьер выполнен в соответствии с правилами эргономики.
Изначально эргономика создавалась как наука, изучающая и описывающая оптимальные условия труда, необходимые для роста производительности. Но сейчас это более широкое понятие, которое распространяется на все сферы жизни, в том числе – на дизайн интерьера.
Любое решение должно быть обоснованным и осмысленным. Ведь главная задача дизайна – создать интерьер, который будет не только стильным, но и комфортным.
Основные правила
Жестких требований здесь нет, все очень индивидуально. Но при соблюдении базовых рекомендаций Вы получите эргономичный интерьер квартиры или дома, который в течение долгих лет будет радовать всех домочадцев.
Если выбор стоит между эстетикой и комфортом, всегда следует выбирать комфорт. Профессиональный дизайнер поможет найти такие варианты, которые будут оптимальны именно для Вашего дома.
Соотношение свободного пространства и мебели
Предметы мебели в любом помещении должны занимать не более 50% площади. Если в интерьере мало свободного пространства, обстановка выглядит тесной и вынужденной. Такого эффекта следует избегать, и это касается всех комнат. Если есть возможность убрать лишнюю мебель и освободить место – это стоит сделать. Не нужно думать, что пустое пространство пропадает зря – именно оно обеспечивает интерьеру нужную степень легкости.
Для детских комнат это правило выглядит немного иначе – мебелью следует занимать не более 30% площади комнаты. Это нужно для того, чтобы ребенок получил достаточное количество свободного пространства. Ведь он еще не умеет обходить углы и выстраивать свои маршруты по комнате с учетом расположения мебели. Упростите ему задачу – уберите лишние предметы, чтобы малыш мог безопасно изучать окружающий мир в рамках своей комнаты.
Расстояние между предметами
Расстояние между основными элементами интерьера должно быть не менее 70 см, вне зависимости от выбранного стиля и размера помещения. Это нужно для того, чтобы взрослые люди могли свободно перемещаться по комнате и пользоваться всеми вещами.
Если проход составляет менее 70 см – очень высока вероятность создания неиспользуемой зоны. При этом люди будут бессознательно избегать неудобств – никому не хочется испытывать дискомфорт в быту, даже если это требует всего пары дополнительных секунд.
Более того, если проходы между предметами слишком малы – это может привести к травмам. В тесноте легко споткнуться мизинцем об угол тумбы или стола, задеть коленом журнальный столик – таких ситуаций очень много. Чтобы этого избежать, просто соблюдайте нормальное расстояние между предметами – не менее 70 см. Чем больше – тем лучше.
Кухня: рабочий треугольник
При разработке дизайна кухни нужно ориентироваться на рабочий треугольник, вершинами которого являются три самых используемых предмета – раковина, плита и холодильник.
В идеале человек, пользующийся кухней, должен легко и быстро получать доступ ко всем этим точкам. Их расположение зависит от особенностей конкретного проекта – заказчик озвучивает свои пожелания, а дизайнер облекает эти мысли в конструктивную форму.
В результате получается стильная и удобная кухня, которой комфортно пользоваться. Вся остальная мебель и техника располагается с учетом того, как размещен этот рабочий треугольник.
Важно: предусмотрите достаточное количество и удобное расположение розеток. Они должны располагаться на удобной высоте. Сейчас на кухне много техники – обычно это 5-7 приборов – плита, посудомоечная машина, чайник, микроволновка, мультиварка, кофемашина, блендер. Все эти приборы должны быть не только удобно размещены на кухне, но и правильно подключены – на это нужно обратить особое внимание, когда придет время принимать работу.
Эргономика в дизайне интерьера: правила и советы
Эргономическая наука изучает то, как обустроить повседневный быт, в том числе рабочее место человека, в соответствии с его физическими, психическими особенностями. Эргономика в дизайне интерьеров направлена на создание мебели и всего, что имеется дома или на работе, максимально удобным, для продуктивной деятельности, отдыха. Ее девиз – комфорт, безопасность, удобство перемещения.
Понятие эргономики
Эргономика – это инженерная, проектировочная наука, которая исследует, на что способны люди в имеющихся условиях на работе, дома, с учетом использования различных средств технического оснащения. Это отношения между человеком, окружающей его средой. В процессе исследований используются результаты изучения психофизического состояния людей: общественные отношения внутри группы, коллектива, трудоспособность, удовлетворенность своим трудом, общая усталость. При этом разрабатываются гигиенические мероприятия по снижению «вредности» на работе, для уменьшения количества профессиональных заболеваний, повышения производительности труда. Так как наука учитывает не только анатомию, но и психологию человека, эстетическое обустройство среды имеет немаловажное значение. Поэтому ученые-эргономики все чаще стараются взаимодействовать с дизайнерами, занимающимися планировкой, оформлением интерьеров производственных помещений, офисных зданий, жилых домов.
Эргономика в дизайне интерьера
То, как человек преобразует свое жилье, говорит о нем много. Наличие либо отсутствие определенных вещей в доме, их назначение, стилистическое исполнение, внешний вид он выбирает сам. Эргономика – это не только эстетика, но и практичность, максимальный комфорт.
Многие квартиры, особенно построенные в советское время, построены по принципу «лучше, чем ничего» — это помещения, которые строились для временного проживания, но полноценно действующие не первый десяток лет. В современном времени, человеку требуется разместить в жилом помещении намного больше вещей, предметов, обеспечивающих комфортное существование, чем тогда.
При самостоятельном ремонте без составления проекта, с обязательным указанием необходимых нюансов, сложно правильно рассчитать, где, что будет стоять, лежать, висеть. В итоге холодильник не поместится в кухне, став постоянным жителем прихожей, стиральную машинку придется разместить почти в спальне, не говоря уже о местах для хранения различных инструментов, инвентаря.
Эргономичное устройство человеческого быта стремиться соответствовать определенным принципам:
Расстановка мебели в помещении
Для правильной расстановки мебели в интерьерном пространстве существуют некоторые правила:
Прихожая
Чем больше людей живет в квартире, тем шире делается прихожая. Одному-двум жильцам достаточно 90 см, для безопасного перемещения семьи из трех человек требуется как минимум 100-110 см. Если сюда планируется поставить шкаф для одежды, то учитывают его глубину. Для компактного размещения обуви приобретают вертикальные стационарные полки – одновременно на такой разместится до двадцати пар. Подвесные настенные органайзеры для хранения ключей, расчесок, предметов косметики, сделанные из текстиля, заменят объемные полки.
Ванная и санузел
Совмещенный санузел сэкономит два-три квадратных метра территории квартиры, но будет не слишком удобен, если в ней проживает большая семья. Когда в семье есть маленькие дети, пожилые люди, инвалиды, сама ванна снабжается поручнями, двумя-тремя ступеньками, если позволяет место. Еще безопаснее установить душевую кабину – поддон у нее низкий, риск утопления отсутствует. Перед унитазом в раздельном санузле оставляют достаточно места для открывания-закрывания дверей, в крайнем случае, его делают подвесным, ставят боком. В совмещенном санузле расстояние между предметами составляет не менее 50 см.
Кухня и столовая
Кухни многих старых квартир проектировались тогда, когда это пространство считалось исключительно местом готовки пищи, размещения холодильника, газовой плиты, крошечной рабочей поверхности. Многообразие современной техники в такой кухоньке разместить проблематично, поэтому она выбирается малогабаритная, встроенная. Гарнитур покупается немного уже стандартных моделей, что позволяет относительно легко перемещаться по кухне. Шкафчики, навесные полки размещают везде, где возможно – до самого потолка, подоконник легко станет дополнительным рабочим столом. Места для хранения посуды, прочей кухонной утвари находятся в специальных секциях под компактным угловым диванчиком. Когда в кухне есть утепленный балкон, лоджия, перегородка также частично убирается. На лоджии размещается обеденная зона, столешницей становится подобие барной стойки на месте, где был подоконник.
Барной стойкой отмечается середина кухни-гостиной, если их решено объединить, снеся частично, полностью перегородки. Места становится немного больше – столовая зона размещается в той части, где была гостиная или посредине.
Расстояние между предметами кухонной меблировки должно составляет не менее 70 см, для безопасного перемещения. Посуда, утварь, предметы ежедневного пользования располагают «под рукой».
Гостиная
Современная гостиная – не только место, для отдыха всей семьей, с друзьями, но и весьма многофункциональное пространство. Часто здесь имеется несколько спальных мест, рабочий кабинет, место для приема пищи, пара шкафов.
Загромождать центр комнаты не следует – небольшим стеллажом отгораживают место сна, рабочий угол, но перемещение по гостиной должно быть свободным. Между предметами соблюдают расстояние хотя бы 70 см. Не менее 50% пространства данной комнаты оставляют свободным от мебели. Если комната тесновата, вместо объемных кресел ставят один складной компактный диванчик.
Телевизор – визуальный центр комнаты, смотреть предпочтительно с расстояния, составляющего три-четыре его диагонали. Относительно данного центра, меблировку размещают симметрично. Если полную симметрию соблюсти не удается, пойдет частичная, главное, чтобы все части помещения гармонировали, сочетались между собой. В комнате желательно определить «перспективу» — обозначить передний, задний план.
Когда в гостиной, после размещения необходимого, осталось еще два-три метра квадратных, там располагают столовую зону. Она состоит из стола размером 60 на 120 см, трех-четырех стульев, или откидной барной стойки с парой высоких стульчиков.
Кресла, стулья, диван не ставят «спиной» к входу – это вызывает дискомфорт у тех, кто там сидит.
Спальня
Спальня – место для отдыха, которому также свойственна эргономичность. Ходят здесь меньше, чем в других помещениях, но лишние вещи тоже не нужны. Кровать, размещаемая обычно по центру одной из стен, одна-две прикроватных тумбочки, бельевой шкаф или комод. Часто здесь размещается гардеробная зона, отгораживаемая шкафом или раздвижной ширмой – перемещению по комнате она мешать не должна. Для тесных помещений приобретают компактный, высокий угловой шкаф со светодиодной подсветкой. Иногда в спальне размещается своеобразный «рабочий кабинет» — письменный, компьютерный стол, с полками, выдвижными ящиками, для хранения канцелярских принадлежностей гаджетов, аксессуаров. Эта зона размещается на максимальном удалении от спального места.
Детская
Основной принцип обустройства детской – безопасность. Здесь не должно быть острых углов, о которые ребенок способен удариться, скользкого пола, неудобно лежащих ковриков, за которые можно зацепиться, упасть. При размещении в одной комнате двух и более детей, каждому выделяют хотя бы минимальное личное пространство. Если детская имеет скромные размеры, то в ней размещают двухъярусную кровать, на которой, в зависимости от модели, может спать от одного до четырех детей. Меблировка этой комнаты должна занимать не более 30% пространства, чтобы ребенок мог нормально физически развиваться, бегая, играя. Около одной из стен размещают компактный спортивный уголок – шведская стенка с турником, подвесными кольцами, канатом. Для тесных помещений конструкция предпочтительна разборная, съемные качели вешают на перекладину, закрепленную в дверном проеме – она исполняет роль турника для подтягивания.
Многие компании предлагают мебель, которая «растет вместе с ребенком» — регулируется по высоте, длине.
Кабинет или рабочее место
В рабочем кабинете ничто не должно отвлекать от продуктивной трудовой деятельности. Отдельную комнату для этих целей могут позволить себе не все, но когда человек основную часть работы или всю полностью делает удаленно, из дома, то максимально обособленное пространство необходимо. Рабочий стол, стул выбирается удобной высоты, желательно хорошо освещается дневным светом с улицы или искусственным. Предпочтительно, чтобы свет падал спереди или слева, но при работе за компьютером не давал бликов на мониторе. Верхняя, локальная подсветка также необходима.
Советы по организации удобного пространства
Как самостоятельно создать эргономичный интерьер:
Заключение
Чтобы жилье стало максимально эргономичным иногда достаточно просто убрать лишние предметы декора, а старую тяжелую мебель заменить на компактную современную. Все находящееся в квартире тщательно подбирается по назначению, форме, цвету – только так возможно создать гармоничный интерьер. Когда вопрос правильного обустройства помещения не получается решить самостоятельно, следует обратиться к профессиональному дизайнеру или использовать специальные 3D конструкторы, работающие в онлайн режиме на многих сайтах, посвященных ремонту.
Эргономика в графическом дизайне (как сделать правильный макет)
Научная дисциплина, изучающая взаимодействие человека и других элементов системы, а также сфера деятельности по применению теории, принципов, данных и методов этой науки для обеспечения благополучия человека и оптимизации общей производительности системы
Международной ассоциацией эргономики, 2010г.
Мы все думаем об этом понятии, когда нам в руки попадаются предметы с выемками для пальцев, удобно поддерживающие стопу, или шею и голову.
Для большинства людей эргономика вещах перестала быть заметной. Теперь мы замечаем скорее её отсутствие. Для пользователей различных гаджетов она особенно кажется важной. Важна, например, форма компьютерной мыши, необходимо подобрать её так, чтобы не уставала рука и пальцы свободно могли нажимать на кнопки… И это понятно. Сделать предмет удобным – задача промышленных дизайнеров.
Однако мало кто задумывается об эргономике в других сферах деятельности человека, например, в рекламе.
Мы взаимодействуем с продуктами рекламы также, как и с бытовыми предметами, но большинство дизайнеров явно сосредоточены на отражении своего эго в Вашей рекламе, нежели на эргономике.
Итак, чтобы долго не лить воду рассмотрим примеры эргономичного графического дизайна на привычном продукте таком, как визитка.
При попадании предмета к нам в руки, очень важно, чтобы его эксплуатация не вызывала у нас дискомфорт. Например, Заказчик просит разместить на макете его визитки множество информации, мелких картинок и прочее-прочее… Зачастую его мотив понятен: «Я плачу за дизайн, за печать и хочу, чтобы моя визитка отработала на все 100%», дизайнер в свою очередь думает: «Как хочешь» или «Как скажешь», упуская момент удобства продукта, и его мысли отныне сосредоточены на стиле.
Понять эргономичность визитки или листовки не сложно, нужно самому взять их в руки, чтобы понять, где текста и других элементов быть не должно.
Ниже представлена примерная схема защитной области макетов исходя из их эксплуатации.
Примерно та же схема действует и для другой полиграфии, например, для листовки или каталога.
Итак, если Вы напишите номер телефона или e-mail в защитной зоне, то это с полной уверенностью может вызвать у пользователя дискомфорт.
«Какая разница? Он мой клиент, и заинтересован в моих услугах! У нас тут не до комфорта», — скажете Вы.
Да, верно, но не стоит забывать, что на рынке полно других компаний с подобными услугами, и клиент может отдать предпочтение другой компании в силу элементарного «каприза», точно также размышляя: «Какую услугу они мне окажут. Если не могут на визитке информацию удобнее расположить?»
И тут Вам в помощь ещё одно определение:
Антипа́тия (греч. αντιπάθεια, от αντι — «против», и πάθος — «страсть») — чувство неприязни, нерасположения или отвращения, эмоциональное отношение неприятия кого-либо или чего-либо. Противоположно симпатии. Антипатия, как и симпатия, является во многом безотчётным чувством и не обусловливается волевым решением, но она может возникать и сознательно, в результате моральной оценки по отношению к тем людям, существам или явлениям, которые порицает принятая в данном обществе система взглядов.
Антипатия имеет своим источником представление о вредности, опасности, уродстве, неполноценности объекта антипатии, приобретённое личным или наследственным опытом, или же привитое воспитанием. В основе этого чувства может лежать также особая возбудимость нервной системы индивидуума.
Разобравшись с руками двигаемся дальше.
Глаза
Разумеется, в графическом дизайне глаза играют огромную роль. Глазами мы воспринимаем, оцениваем и смотрим на нашу рекламу.
Камнем преткновения между Вашим макетом и глазами является ошибка в расстоянии. Дизайнер на мониторе может увеличивать макет Вашей визитки до любых, или практически любых размеров, чего не может сделать глаз и не всегда захочет делать человек.
При работе потенциального клиента с Вашей визиткой расстояние от глаз до визитки равно примерно 40 см, т.е. это расстояние от глаза до кончиков пальца на согнутой руке. И тут зададим себе вопрос: Какого размера должен быть текст, чтобы его было удобно читать при нормальном зрении?
Теоретически минимальный размер текста может быть не меньше 6pt при идеальных условиях таких как гарнитура шрифта, контрастность с фоном, качество печати и т.п.
И здесь же вспомним про визуальную навигацию. При таком размере шрифта Вы можете разместить на визитке около 900 знаков без пробелов. Но, не стоит превращать Вашу визитку в страницу из Википедии. Не забывайте о том, что человек должен легко найти и распознать Ваши контактные данные, особенно это касается любителей шрифтов с завитками и вензелями.
К тому же, оригинальнее будет смотреться будет смотреться визитка с лого и номером телефона, или адресом сайта.
Решив и этот вопрос переходим к материалам.
Материал
В наше врем напечатать визитку можно на всём от бумаги до метала. Мы рассмотрим классическую бумажную визитку в разных обстоятельствах.
Теперь ход мыслей Вам должен быть ясен. Неясно одно, как донести это Заказчику?
Ответ прост – убеждайте, пробуйте настоять потому, что его визитка – это часть Вашей репутации.