Что такое эшелонирование воздушных судов

Эшелонирование (авиация)

Эшелонирование (авиация)

Что такое эшелонирование воздушных судов. Смотреть фото Что такое эшелонирование воздушных судов. Смотреть картинку Что такое эшелонирование воздушных судов. Картинка про Что такое эшелонирование воздушных судов. Фото Что такое эшелонирование воздушных судов

Что такое эшелонирование воздушных судов. Смотреть фото Что такое эшелонирование воздушных судов. Смотреть картинку Что такое эшелонирование воздушных судов. Картинка про Что такое эшелонирование воздушных судов. Фото Что такое эшелонирование воздушных судов

Эшелонирование — создание интервалов по высоте и расстоянию между находящимися в полёте воздушными судами с целью предотвращения опасного сближения и возможных аварийных ситуаций.

Контроль за эшелонированием осуществляет диспетчер в соответствии с действующими в стране нормативными документами, а при полетах по правилам визуальных полетов также и пилот воздушного судна. Существуют и другие меры, призванные не допустить опасного сближения воздушных судов, например, система TCAS.

Эшелонирование осуществляется преимущественно при следовании воздушных судов по авиалиниям. В случае следования одиночных воздушных судов вне авиалиний (воздушных трасс или местных воздушных линий), в частности при выполнении авиационных работ, при выполнении испытательных полётов экспериментальной авиации и тренировочных полётов военной авиации, воздушному судну устанавливается определённая высота следования (или диапазон высот).

Выделяют вертикальное эшелонирование, продольное эшелонирование и боковое эшелонирование (см. ниже).

Содержание

Принципы вертикального эшелонирования

Вертикальное эшелонирование и эшелон

Что такое эшелонирование воздушных судов. Смотреть фото Что такое эшелонирование воздушных судов. Смотреть картинку Что такое эшелонирование воздушных судов. Картинка про Что такое эшелонирование воздушных судов. Фото Что такое эшелонирование воздушных судов

Что такое эшелонирование воздушных судов. Смотреть фото Что такое эшелонирование воздушных судов. Смотреть картинку Что такое эшелонирование воздушных судов. Картинка про Что такое эшелонирование воздушных судов. Фото Что такое эшелонирование воздушных судов

Вертикальным эшелонированием называют рассредоточение воздушных судов по высоте. Для создания интервалов вертикального эшелонирования введено понятие эшелон. Это условная высота, рассчитанная при стандартном давлении и отстоящая от других высот на величину установленных интервалов.

Значение стандартного давления (QNE) — 760 мм рт. ст. (1013,2 гектопаскаля, 29,921 дюйма рт. ст.) — одинаково во всем мире, а вот схема вертикального эшелонирования может отличаться в разных странах. При пересечении границ воздушных пространств, в которых действуют разные схемы, пилоты меняют эшелон по указанию диспетчера (либо до входа в новую зону, либо после, это зависит от направления полета).

Полукруговая система и ее аналоги

Вертикальное эшелонирование обычно осуществляется по полукруговой системе. Это означает, что в схеме направления полетов от эшелона к эшелону чередуются. Например, в России эшелон 3300 м назначается воздушным судам, двигающимся с запада на восток (курсом от 0° до 179°). Следующий эшелон 3600 м назначается при полете с востока на запад (курсом от 180° до 359°). Следующий 3900 м — снова на восток и т. д. Полукруговая схема применяется почти во всех странах мира, но может иметь свои особенности.

Например, в России, отсчет угла осуществляется по истинному (географическому) путевому углу, а во многих других странах — по магнитному. Из-за особенностей географического положения страны, иногда углы могут отсчитываться не от 0° и 180°. Так, в Чили есть сдвиг на 30°, а во Франции, Новой Зеландии, Вьетнаме — на 90°.

В некоторых случаях применяется схема квадрантного эшелонирования, которая была основной для ИКАО до 1963 года. Она действует во многих странах, таких как Индия, Бангладеш, Камбоджа, Лаос, Япония, также в Великобритании при визуальных полетах и полетах по приборам в неконтролируемом воздушном пространстве на эшелоне ниже FL245. Первый эшелон расположен в I квадранте (0°-89°, магнитный путевой угол), второй — во II квадранте (90°-179°), третий — в III квадранте (180°-269°), четвертый — в IV квадранте (270°-359°), пятый — в I квадранте и так далее.

Переход к полету на эшелоне

При взлете и посадке самолета установлено атмосферное давление аэродрома (QFE) (в России) или давление, приведенное к уровню моря (QNH). Таким образом, на высотомере отображается реальная высота или высота относительно уровня моря. Она нужна экипажу для выдерживания схем захода на посадку и схем выхода.

Вскоре после взлета экипаж устанавливает стандартное давление (QNE) — 760 мм рт. ст. Высота, при пересечении которой устанавливается стандартное давление, называется высотой перехода. При снижении, новое значение давления на альтиметре устанавливается при пересечении эшелона перехода. Эшелон перехода может изменяться для каждого аэродрома в зависимости от атмосферного давления, эта величина обычно доступна в автоинформации АТИС.

Расчет безопасных эшелона и высоты перехода осуществляется таким образом, что между ними (в истинном выражении) остается достаточный запас высоты даже после выставления нового значения давления на альтиметре. Это обеспечивает «зазор» между эшелоном перехода и высотой перехода, что исключает ситуацию, когда воздушные суда, летящие на на высоте эшелона и высоте отностельно земли (или уровня моря) могут пересечься по реальной высоте. Этот диапазон высот называется переходным слоем.

Горизонтальный полет в переходном слое запрещен. В этом диапазоне возможно только снижение или набор высоты.

Вертикальное эшелонирование ниже нижнего эшелона

Полет не всегда проходит на эшелоне. Когда нет необходимости набирать высоту нижнего эшелона, полеты производятся по минимальному атмосферному давлению на маршруте, приведенному к уровню моря. При этом действуют и особые правила вертикального эшелонирования. Например, в России, полеты со скоростями не более 300 км/ч эшелонируются через 150 м, со скоростями более 300 км/ч — через 300 м.

Эшелонирование в России Что такое эшелонирование воздушных судов. Смотреть фото Что такое эшелонирование воздушных судов. Смотреть картинку Что такое эшелонирование воздушных судов. Картинка про Что такое эшелонирование воздушных судов. Фото Что такое эшелонирование воздушных судов

Метрическое эшелонирование в России

эшелон, мнаправлениеэшелон, м
15100
14100
13100
12100
11600
11100
10600
10100
9600
9100
8600
8100
7800
7500
7200
6900
6600
6300
6000
5700
5400
5100
4800
4500
4200
3900
3600
3300
3000
2700
2400
2100
1800
1500
1200
900

Интервал вертикального эшелонирования устанавливается в 300 м от эшелона 900 до эшелона 8100; интервал 500 м — от эшелона 8100 до эшелона 12100; интервал 1000 м — от эшелона 12100. Таким образом (см. таблицу):

Эшелонирование по стандартам ИКАО

Эшелонирование RVSM

Сокращенные минимумы вертикального эшелонирования (англ. Reduced vertical separation minima (RVSM) ) — система мер, призванная повысить пропускную способность воздушного пространства за счет снижения установленных интервалов между эшелонами. Уже введенная во многих странах, она предусматривает интервалы в 1000 футов между эшелонами в верхнем воздушном пространстве. Хотя это значение не однозначно и КНР, к примеру, ввела метрическую систему RVSM (см. ниже).

Применение сокращенных минимумов вертикального эшелонирования требует не только принятия соответствующих нормативных актов, но и техническую готовность воздушного судна и экипажа соблюдать эти нормы. Большое количество не сертифицированных воздушных судов, в частности, в России, препятствует быстрому принятию правил RVSM. Если воздушное судно не сертифицировано на работу в системе сокращенных минимумов, оно не может быть допущено на диапазон высот, где действует RVSM, и вынуждено занимать подходящие эшелоны ниже.

Особенности вертикального эшелонирования в некоторых странах

Эшелонирование в Великобритании Что такое эшелонирование воздушных судов. Смотреть фото Что такое эшелонирование воздушных судов. Смотреть картинку Что такое эшелонирование воздушных судов. Картинка про Что такое эшелонирование воздушных судов. Фото Что такое эшелонирование воздушных судов

До эшелона FL245 в неконтролируемом воздушном пространстве действует квадрантная система. При направлении магнитного путевого угла (МПУ) 0°-89°выбирается эшелон нечетной тысячи, например, FL130. При МПУ 90°-179° — эшелон нечетной тысячи плюс 500 футов (FL135), при МПУ 180°-269° — эшелон четной тысячи (FL140), при МПУ 270°-359° — эшелон четной тысячи плюс 500 футов, например FL145, и т. д.

Выше эшелона FL245 действует следующая полукруговая схема. При МПУ меньше 180° — первый эшелон FL250, и далее с прибавлением по 2000 футов до FL 330, затем с прибавлением по 4000 футов. При МПУ более 180°, но менее 360° — эшелон FL260 и далее с прибавлением по 2000 футов до FL 350, затем с прибавлением по 4000 футов.

На территории Великобритании введены также RVSM.

Эшелонирование в Новой Зеландии Что такое эшелонирование воздушных судов. Смотреть фото Что такое эшелонирование воздушных судов. Смотреть картинку Что такое эшелонирование воздушных судов. Картинка про Что такое эшелонирование воздушных судов. Фото Что такое эшелонирование воздушных судов

При полетах по правилам визуальных полетов (ПВП) ниже высоты 13000 футов (по QNH): при МПУ 270°-89° занимается высота нечетной тысячи футов плюс 500 футов. При МПУ 90°-269° занимается высота четной тысячи футов плюс 500 футов. На эшелоне выше FL150: при МПУ 270°-89° занимается эшелон нечетной тысячи футов плюс 500 футов (включая FL155), при МПУ 90°-269° занимается эшелон четной тысячи футов плюс 500 футов.

При полетах по правилам полетов по приборам (ППП) ниже высоты 13000 футов: при МПУ 270°-89° занимается высота нечетной тысячи футов. При МПУ 90°-269° занимается высота четной тысячи футов. На эшелоне выше FL150: при МПУ 270°-89° занимается эшелон нечетной тысячи футов (включая FL150), при МПУ 90°-269° занимается эшелон четной тысячи футов. При полетах выше эшелона FL410 при МПУ 270°-89° занимаются эшелоны с интервалом в 4000 футов, начиная от эшелона FL450. При МПУ 90°-269° занимаются эшелоны с интервалом в 4000 футов, начиная от эшелона FL430.

Эшелонирование в КНР Что такое эшелонирование воздушных судов. Смотреть фото Что такое эшелонирование воздушных судов. Смотреть картинку Что такое эшелонирование воздушных судов. Картинка про Что такое эшелонирование воздушных судов. Фото Что такое эшелонирование воздушных судов

Метрическое эшелонирование в КНР

эшелон, мнаправлениеэшелон, м
14900
14300
13700
13100
12500
12200
11900
11600
10300
11000
10700
10400
10100
9800
9500
9200
8900
8400
8100
7800
7500
7200
6900
6600
6300
6000
5700
5400
5100
4800
4500
4200
3900
3600
3300
3000
2700
2400
2100
1800
1500
1200
900
600

Система полукруговая, отчет осуществляется от 0° и 180° истинного путевого угла. Схема эшелонирования приведена в таблице. На эшелонах с 8900 по 12500 сокрашенный минимум эшелонирования составляет 300 метров, выше — 500 метров.

Продольное эшелонирование

Продольным эшелонированием называют рассредоточение воздушных судов на одной высоте по времени или расстоянию вдоль линии пути.

На международных воздушных трассах используется два вида продольного эшелонирования: по времени и по расстоянию.

Продольное эшелонирование по времени составляет:

1. На одном маршруте и эшелоне:

2. На пересекающихся курсах на одном эшелоне:

3. При наборе высоты и на снижении, если воздушное судно пересекает эшелон другого воздушного судна на общей линии пути:

Продольное эшелонирование по расстоянию (при наличии DME) составляет:

На одном маршруте и эшелоне:

На пересекающихся курсах:

4. При наборе высоты и на снижении — 10 миль во всех случаях.

Боковое эшелонирование

Боковым эшелонированием называют рассредоточение воздушных судов на одной высоте по расстоянию или угловому смещению между их линиями пути.

Эшелонирование правой стороны

При встречном движении воздушных судов с набором высоты или со снижением каждое воздушное судно должно придерживаться правой стороны трассы с таким расчетом, чтобы находиться немного правее оси трассы. Принцип эшелонирования — идти по маршруту чуть-чуть правее — официальный принцип. Насколько правее — не оговорено.

Эшелонирование международных воздушных трасс над океаном

Осуществляется в градусах широты или расстоянием:

При полном радиолокационном перекрытии продольное и боковое эшелонирование может быть доведено до 5 морских миль.

Источник

Вертикальное, продольное ибоковое эшелонирование.

Безопасность от столкновения с ВС обеспечивается строгим выдерживанием заданных эшелонов, режимов полета и безопасных интервалов и дистанций между самолетами, а также непрерывным контролем с земли с помощью радиолокационных станций.

Для обеспечения безопасности полетов устанавливаются:

– правила вертикального, продольного и бокового эшелонирования ВС;

– правила визуальных полетов;

– правила полетов по приборам.

Под эшелонированием понимается единая система рассредоточения самолетов в воздушном пространстве, обеспечивающая постоянное и надежное сохранение безопасных расстояний между находящимися в воздухе ВС и на безопасном расстоянии от наземных препятствий.

Известны три вида эшелонирования самолетов, применяемых при руководстве воздушным движением: вертикальное, продольное и боковое.

Вертикальное эшелонирование представляет собою основную систему рассредоточения самолетов в воздушном пространстве на различных высотах полета, оно обеспечивает безопасное расстояние по вертикали между самолетами, летящими на встречных, попутных и пересекающихся курсах, и одновременно безопасную высоту полета над высшей точкой наземных препятствий.

Для воздушных трасс РФ устанавливается полукруговая система вертикального эшелонирования полетов при направлении воздушных трасс и маршрутов вне трасс:

– ИПУ от 0 до 179° (включительно) устанавливаются эшелоны полетов 900, 1500, 2150, 2750, 3350, 3950, 4550, 5200, 5800 м и т. д. через 2000 футов (нечетные эшелоны – 30, 50, 70, 90, 110, 130 и т. д.);

– ИПУ от 180 до 359° (включительно) устанавливаются эшелоны полетов 1200, 1850, 2450, 3050, 3650, 4250, 4900, 5500, 6100 м и т. д. через 2000 футов (четные эшелоны – 40, 60, 80, 100, 120, 140 и т. д.).

Данная система вертикального эшелонирования была введена в действие 17 ноября 2011 г. до 410 эшелона.

Эшелоны устанавливаются, исходя из общего направления наибольших участков воздушных трасс, местных воздушных линий и маршрутов.

Воздушной трассой называется коридор в воздушном пространстве, ограниченный по высоте и ширине, предназначенный для выполнения полетов воздушными судами всех ведомств, обеспеченный трассовыми аэродромами и оборудованный средствами радионавигации, контроля и управления воздушным движением.

Ширина воздушной трассы РФ устанавливается равной 10 км. Ширина воздушной трассы в некоторых районах увеличивается до 20 км.

Кроме воздушных трасс, в воздушном пространстве РФ устанавливаются местные воздушные линии:

– категории 1 – для полетов на эшелонах по ППП и ПВП;

– категории 2 – для полетов по ПВП на высотах, величина которых меньше высоты нижнего эшелона.

Продольное эшелонирование, или эшелонирование по времени, заключается в рассредоточении самолетов, летящих по одному маршруту или одной воздушной трассе на одной высоте, но с соблюдением обязательного временного интервала или безопасного расстояния между самолетами.

Минимальные интервалы продольного эшелонирования при полетах ВС по ППП с использованием системы наблюдения ОВД устанавливаются:

а) между ВС, следующими в попутном направлении на одном эшелоне:

– при районном диспетчерском обслуживании – не менее 30 км, а при использовании АСУ – не менее 20 км;

– при диспетчерском обслуживании подхода – не менее 20 км, а при использовании АСУ – не менее 10 км;

– при аэродромном диспетчерском обслуживании – не менее 5 км, а при следовании за воздушным судном массой 136 т и более – не менее 10 км;

б) между ВС, следующими по пересекающимся маршрутам (при углах пересечения от 45 до 135° и от 225 до 315° на одном эшелоне (высоте), а также при пересечении эшелона, занятого другим ВС:

– при районном диспетчерском обслуживании – не менее 40 км, при использовании АСУ – не менее 25 км;

– при диспетчерском обслуживании подхода – не менее 30 км, а при использовании АСУ – не менее 20 км;

– при аэродромном диспетчерском обслуживании – не менее 20 км, а при использовании АСУ – не менее 10 км;

в) между ВС при пересечении эшелона (высоты), занятого встречным ВС в момент пересечения:

– при районном диспетчерском обслуживании – не менее 30 км с соблюдением бокового интервала не менее 10 км, а при использовании АСУ – не менее 30 км при условии обеспечения установленных интервалов вертикального эшелонирования к моменту расхождения ВС;

– на маршрутах полетов ВС государственной авиации – не менее 30 км при вертикальной скорости набора высоты (снижении) 10 м/с и более;

– на маршрутах полетов ВС государственной авиации – не менее 60 км при вертикальной скорости набора высоты (снижении) до 10 м/с;

– при диспетчерском обслуживании подхода – не менее 30 км, а при использовании АСУ – не менее 20 км при условии обеспечения установленных интервалов вертикального эшелонирования к моменту расхождения ВС;

– при аэродромном диспетчерском обслуживании – не менее 20 км, а при использовании АСУ – не менее 15 км при условии обеспечения установленных интервалов вертикального эшелонирования к моменту расхождения ВС;

г) между ВС при пересечении эшелона (высоты), занятого ВС, следующим в попутном направлении, в момент пересечения – не менее 20 км, а при использовании АСУ – не менее 10 км.

Минимальные временные интервалы продольного эшелонирования при полетах ВС по ППП без использования системы наблюдения ОВДустанавливаются:

а) между ВС, следующими на одном эшелоне в попутном направлении:

– при районном диспетчерском обслуживании и (или) диспетчерском обслуживании подхода – 10 мин;

– при аэродромном диспетчерском обслуживании при выполнении захода на посадку – 3 мин;

б) при пересечении попутного эшелона, занятого другим ВС, – 10 мин в момент пересечения;

в) при пересечении встречного эшелона, занятого другим ВС, – 20 мин в момент пересечения;

г) между ВС, следующими по пересекающимся маршрутам (при углах пересечения от 45 до 135° и от 225 до 315°) на одном эшелоне, – 15 мин в момент пересечения.

Минимальные интервалы продольного эшелонирования при полетах ВС по ПВП устанавливаются:

а) междуВС, следующими по одному маршруту на одном эшелоне (высоте), – 2 км;

б) в момент пересечения эшелона (высоты) полета, занятого другим ВС, а также пересечения маршрута полета на одном эшелоне (высоте):

– для воздушных судов со скоростью полета 300 км/ч и менее – 2 км;

– для воздушных судов со скоростью полета более 300 км/ч – 5 км.

Боковое эшелонирование представляет собой рассредоточение самолетов, летящих на одной высоте, по воздушной трассе или по маршруту на параллельных курсах так, чтобы было исключено их опасное сближение.

Минимальные интервалы бокового эшелонирования при полетах ВС по ППП с использованием системы наблюдения ОВД устанавливаются:

а) при пересечении эшелона (высоты), занятого ВС, следующим в попутном направлении:

– при районном диспетчерском обслуживании – не менее 10 км в момент пересечения;

– при диспетчерском обслуживании подхода – не менее 10 км в момент пересечения, а при использовании АСУ – не менее 6 км в момент пересечения;

– при аэродромном диспетчерском обслуживании – не менее 10 км, а при использовании АСУ – не менее 5 км;

б) при пересечении эшелона (высоты), занятого ВС, следующим во встречном направлении:

– при районном диспетчерском обслуживании – не менее 10 км с соблюдением продольного интервала не менее 30 км, а при использовании АСУ – не менее 10 км в момент пересечения;

– при диспетчерском обслуживании подхода и (или) при аэродромном диспетчерском обслуживании – не менее 10 км в момент пересечения.

Боковое эшелонирование при выполнении полетов по ППП без использования системы наблюдения обслуживания воздушного движения запрещается.

Минимальные интервалы бокового эшелонирования при полетах ВС по ПВП устанавливаются:

– при обгоне впереди летящего ВС на одной высоте – не менее 500 м;

– при полете ВС на встречных курсах – не менее 2 км.

Что такое эшелонирование воздушных судов. Смотреть фото Что такое эшелонирование воздушных судов. Смотреть картинку Что такое эшелонирование воздушных судов. Картинка про Что такое эшелонирование воздушных судов. Фото Что такое эшелонирование воздушных судов

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.

Что такое эшелонирование воздушных судов. Смотреть фото Что такое эшелонирование воздушных судов. Смотреть картинку Что такое эшелонирование воздушных судов. Картинка про Что такое эшелонирование воздушных судов. Фото Что такое эшелонирование воздушных судов

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.

Что такое эшелонирование воздушных судов. Смотреть фото Что такое эшелонирование воздушных судов. Смотреть картинку Что такое эшелонирование воздушных судов. Картинка про Что такое эшелонирование воздушных судов. Фото Что такое эшелонирование воздушных судов

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).

Что такое эшелонирование воздушных судов. Смотреть фото Что такое эшелонирование воздушных судов. Смотреть картинку Что такое эшелонирование воздушных судов. Картинка про Что такое эшелонирование воздушных судов. Фото Что такое эшелонирование воздушных судов

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *