Что такое главная мысль текста 2 класс школа россии
Конспект урока русского языка «Тема и основная мысль текста»(2 класс)
Конспект урока по русскому языку, 2 класс.
Тема урока : «Тема и основная мысль текста»
Цель: учить учащихся слушать и понимать текст.
-закрепить понятие основных признаков текста;
-понимать тему и главную мысль чужого текста;
-анализировать и подбирать заголовок к тексту;
-отбирать тексты на одну тему;
-развивать устную и письменную речь учащихся, внимание, память, обогащать словарный запас.
— воспитывать любовь к природе, умение видеть красоту родной природы
Планируемые результаты урока (УУД):
— мотивация к учебной деятельности;
— использование методов решения проблем творческого и поискового характера;
— способность принимать и запоминать учебную цель и задачу, придерживаться их;
-развитие эмоционально позитивного отношения к процессу сотрудничества,
-развитие умения строить устное речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
-совершенствование умения слушать и слышать собеседника, доказывать свою точку зрения.
-умение работать с учебником,
-умение мыслить, рассуждать, делать выводы.
Оборудование: презентация, учебник УМК «Школа России» 2 класс, 1 часть.
2.Введение в тему урока. Повторение.
-Сегодня мы продолжаем работать с текстом. На этом уроке нас ожидает увлекательная прогулка в лес. Но сначала я хочу спросить у вас – что вы запомнили о тексте с прошлого урока?
-Сегодня на уроке мы отправимся в лес. Это будет необычная прогулка. Во время нашего путешествия вы сможете найти и узнать два новых признака текста.
-Мы повторили всё, что знаем о тексте, и теперь смело можем отправляться в дорогу. Для этого нужно на секундочку закрыть глаза и представить, что мы идём по лесу.
-Откройте глаза и посмотрите на доску(слайд)
-Проверим, туда ли мы попали?
-Прочитайте запись на доске.
Узкая тропинка привела нас в лес. Мы идём по густой траве. Кругом цветы. Гудят шмели. У дорожки норка барсука.
-Как докажите, что это текст?
Вывод : В любом тексте о чём – либо говорится. То, о чём говорится в тексте, называется темой.
-Для того чтобы определить тему текста, мы должны ответить на вопрос:
О ЧЁМ ГОВОРИТСЯ В ТЕКСТЕ?
-Давайте ответим на этот вопрос и определим тему текста.
-Отражает ли заголовок текста его тему.
3. Работа по теме урока
-Давайте потренируемся в определении темы.
-Прочитайте только заголовок и догадайтесь, о чём будет текст, и куда мы отправимся дальше.
-Можно ли по заголовку определить тему? Какова она?
-А что такое полянка?
(Полянка – это ровное пространство на опушке леса, лужайка.)
Вся поляна в цветах. Вот глазастые ромашки. Они весело раскрыли белые лепестки. Розовый клевер спрятал в траве свою круглую головку. Склонились большие лиловые колокольчики.
-Итак, правильно ли мы определили тему по заголовку? (да)
-На какой вопрос мы отвечали, что бы определить тему текста?
Упражнение в подборе заголовка к тексту.
-А об одном цветочке на нашей полянке я хочу прочитать вам стихотворение. Но у него нет заголовка. Послушайте и попытайтесь определить тему текста.
Маленькое солнце на моей ладошке.
Белая ромашка на зелёной ножке.
С белым ободочком жёлтые сердечки.
Сколько на лугу их, сколько их у речки!
-Назовите тему текста.
-На какой вопрос ответили, чтобы определить тему?
-Подберите такой заголовок, чтобы он отражал тему текста.
Упражнение в определении темы текста.
-А теперь пойдём дальше и познакомимся с лесными обитателями.
-А знаете ли вы, кто живёт в лесу?
-О некоторых лесных жителях записаны тексты у вас на карточках. Прочитайте их и найдите те тексты, у которых одинаковые темы.
(Дети читают все три текста и находят два на одну тему.)
Карточки с текстами на партах.
1.У норы сидел барсук. Вот зверёк издал слабый звук. Из тёмной норы стали выползать барсучата.
2.Под кустом в густой траве ежиха устроила гнездо. Летом родились у ежихи ежата. Подросли ежата и стали на охоту бегать.
3.Вытащила барсучиха из норы малышей. Барсуки рады зелёной травке и солнцу. Мать сидит рядом с малышами. Она сторожит детей.
-Какие тексты на одну тему? Назовите тему.
-Прочитайте оставшийся текст. О чём в нём говорится? Его тема?
-Повторим, что запомнили о теме текста.
2.Как определить тему текста?
3.Как определить тему, не читая текст? (по заголовку)
Основная мысль текста.
-Кто же нам ещё встретится в пути. Давайте взглянем на ёлочку. Кто этот интересный зверёк? (Белочка)
-Прочитайте с доски два текста о белочке. Приготовьтесь читать вслух.
1.До чего хорош этот маленький рыжий зверёк! Шёрстка у него гладкая, хвост пушистый. Мордочка очень умная.
2.Белка – замечательная хозяйка. За лето свой дом устроила. А запасы какие наготовила: и орешков натаскала, и грибов насушила. Не страшна белке голодная зима.
-Чем похожи тексты, что у них общего?
-Определите тему текстов.
-Темы одинаковы, но что главное хотел сказать автор в первом тексте? (красивая)
-А во втором? (хорошая хозяйка)
Вывод: В каждом тексте, кроме темы, есть что – то главное, важное, что хотел сказать автор, в чём хотел убедить. Это называется главной мыслью текста.
Основная мысль – то главное, важное, что хотел сказать автор.
-Наши тексты о белке без названия. Какой одинаковый заголовок можно подобрать?
-Что будет отражать заголовок: тему или основную мысль? (тему)
-Подберём такой заголовок, чтобы в нём отразилась главная мысль. Можно ли это сделать?
-Какова основная мысль 1-го текста?
6.Работа с заголовками.
-А теперь прочитайте заголовки к текстам о прогулке в лес.
Чудесная прогулка в лес.
Неудачная прогулка в лес.
-О чём будут оба текста? Каковы их темы?
-Чем будут отличаться?
-Вы с какой главной мыслью хотели бы составить рассказ?
4. Рефлексия. Подведение итогов урока.
-Наша прогулка подошла к концу. Назовите два новых признака текста.
-Что такое тема текста? На какой вопрос надо ответить, чтобы узнать её?
-Что такое основная мысль? Как её определить?
Домашнее задание: упр.15, стр.18
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
Курс профессиональной переподготовки
Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-668500
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Пик использования смартфонов приходится на 16 лет
Время чтения: 1 минута
В Хабаровске родители смогут заходить в школы и детсады только по QR-коду
Время чтения: 1 минута
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
В МГУ заработала университетская квантовая сеть
Время чтения: 1 минута
В российских школах могут появиться «службы примирения»
Время чтения: 1 минута
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Конспект по русскому языку на тему «Тема и главная мысль текста.» (2 класс)
Цель : научить определять тему и главную мысль текста.
Планируемые результаты : учащиеся научатся определять тему, главную мысль текста; озаглавливать текст; аргументированно отвечать, доказывать свое мнение.
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
Кот, у, Тишка, жил, Миши.
Душистая, лугу, на, трава.
Груши, малыши, сочные, ели.
— Из слов каждой строки составьте предложение.
— Можно сказать, что у вас получился текст? (Нет, предложения не связаны по смыслу.)
— Подчеркните орфограммы в словах. (Дети подчеркивают сочетания ЖИ, ШИ, ЧН, имена собственные.)
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
Курс профессиональной переподготовки
Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Краткое описание документа:
Актуализация знаний Орфографическая минутка (На доске запись.) Кот, у, Тишка, жил, Миши. Душистая, лугу, на, трава. Груши, малыши, сочные, ели. — Из слов каждой строки составьте предложение. — Можно сказать, что у вас получился текст? (Нет, предложения не связаны по смыслу.) — Подчеркните орфограммы в словах. (Дети подчеркивают сочетания ЖИ, ШИ, ЧН, имена собственные.) — Найдите слово, в котором гласных букв больше, чем согласных. (Ели.) — В каких словах все согласные глухие? (Кот, Тишка.) III. Самоопределение к деятельности (Текст на карточках.) Слоны — умные животные. Их учат, и они всякую работу делают: и бревна таскают, и землю копают, и воду таскают. Они даже гулять с детьми ходят и смотрят, чтобы детей никто не обидел. (По Б. Житкову) — Перед вами лежат карточки. Прочитайте и скажите, можно ли утверждать, что здесь написан текст? (Это текст. Он состоит из трех предложений. Они связаны по смыслу. Тема текста — слоны.) — Для чего Б. Житков написал этот текст? Что хотел сказать автор этим текстом? (Ответы детей.) — Озаглавьте текст. (“Умные животные”, “Умные слоны”.) — В каждом тексте есть главная мысль. Как вы думаете, что это такое? (Ответы детей.) IV. Работа по теме урока Упр. 15 (с. 18).
Русский язык. 2 класс
Конспект урока
Русский язык. 2 класс.
Урок 7. Тема и главная мысль текста. Заглавие.
Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:
Текст — это высказывание, состоящее из двух или нескольких предложений, объединённых общей темой и связанных друг с другом по смыслу.
Тема текста — это то, о ком или о чём говорится в тексте.
Главная мысль текста — это то главное, что автор хочет сказать своим читателям.
Заглавие текста — это название произведения.
Основная и дополнительная литература по теме урока
Открытый электронный ресурс по теме урока
Канакина В. П. и др. Русский язык. 2 класс. Электронное приложение. — М.: Просвещение, 2011. Ссылка для скачивания: http://catalog.prosv.ru/attachment/ca950bac-d794-11e0-acba-001018890642.iso
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Сегодня на уроке вы познакомитесь с такими понятиями, как тема и главная мысль текста, узнаете, как они связаны с заглавием текста.
Вы уже знаете, что такое текст. Это высказывание, состоящее из двух или нескольких предложений, которые стоят в определённом порядке и связаны между собой по смыслу. Предложения объединены одной темой и основной мыслью. Познакомимся с этими понятиями.
Прочитайте текст Е. Чарушина «Курочка».
Ходила курочка с цыплятами по двору.
Вдруг пошёл дождик. Курочка скорей на землю присела, все пёрышки растопырила и заквохтала: «Квох-квох-квох-квох!» Это значит: прячьтесь скорее. И все цыплята залезли к ней под крылышки, зарылись в её тёплые пёрышки. Кто совсем спрятался, у кого только ножки видны, у кого головка торчит, а у кого только глаз выглядывает.
А два цыплёнка не послушались своей мамы и не спрятались. Стоят, пищат и удивляются: что это такое им на головку капает?
В тексте рассказывается о том, как цыплята прятались от дождя. Это и есть тема текста. То, о чём или о ком говорится в тексте, называется темой.
Автор текста Е. Чарушин не только рассказывает о поведении цыплят и мымы-курицы. В последнем абзаце он говорит о том, что для маленьких цыплят всё удивительно, даже дождик. Это и есть главная мысль текста —то главное, о чём хотел сказать автор.
Прочитайте еще один рассказ и попробуйте определить его тему и главную мысль.
У Алёши Чупина ангина. Он давно не ходит в школу. К мальчику пришли Гриша и Алёнка. Они рассказали товарищу о школьных делах. Гриша научил его решать новую задачу. Алёша был рад приходу ребят.
Хорошие у мальчика товарищи!
Рассказ о том, как ребята навестили больного товарища. Это — тема текста.
Главная мысль текста такая: у Алеши хорошие товарищи. Это главное, что автор хотел сказать читателю.
Рассказ имеет заглавие (название) — «Товарищи». Заглавие отражает главную мысль текста. По нему можно определить, о чём хотел сказать автор.
Заглавие должно указывать на самое важное в содержании текста — на тему или главную мысль текста.
Сегодня на уроке вы узнали:
1. У каждого текста есть тема. Тема — это то, о чём или о ком говорится в тексте. Чтобы определить тему, можно задать вопрос: о чём (о ком) говорится в тексте?
2. Также в тексте есть главная мысль — то важное, о чём хотел сказать автор, в чём хотел убедить читателя или слушателя. Для того чтобы определить главную мысль, можно задать вопросы: чему учит текст? С какой целью автор написал текст?
3. Текст может иметь заглавие. Заглавие отражает тему или основную мысль текста. Определив их, можно подобрать к тексту заглавие.
Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля
Задание. Тема текста.
Что такое тема текста? Выберите один правильный ответ.
А) это то важное, о чём хотел сказать автор
Б) это то, о ком или о чём говорится в тексте
В) это название текста
Подсказка: Тема текста — это то, о ком или о чём говорится в тексте.
Б) это то, о ком или о чём говорится в тексте
Разместите предложенные варианты ответов в пропуски в тексте.
Текст может иметь ________.
Заглавие отражает ______ или ________ текста.
Варианты ответов: главную мысль, заглавие, тему
Подсказка: Вспомните определения, которые вы узнали в ходе урока.
Текст может иметь заглавие.
Заглавие отражает тему или главную мысль текста.
Текст может иметь заглавие.
Заглавие отражает главную мысль или тему текста.
Тема текста. Основная мысль текста. 2-й класс
Класс: 2
Тип урока. Повторительно-обобщающий.
Оборудование: персональный компьютер, медиа-проектор, магнитофон, конверты с текстами для работы в парах (Приложение 2), учебник русского языка 2 класс 2 часть авт. Н.А.Чуракова.
Ход урока
1. Организационный момент. Слайд 1 (Приложение 1)
Цель: настроить детей на работу, установить доброжелательные отношения, придать детям чувство спокойствия и уверенности.
Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться: “Доброе утро!”
И каждый становиться добрым, доверчивым,
И доброе утро длиться до вечера!
– И я вам хочу пожелать, чтобы доброе настроение длилось весь урок!
– У нас сегодня в классе гости – это учителя начальных классов. Гостям мы всегда рады.
2. Актуализация опорных знаний, мотивация к дальнейшей работе.
Цель: проверить знания детей о тексте, признаках текста, создать проблемную ситуацию.
(Учитель читает стихотворение под музыку)
Чародейкою зимою
Околдован, лес стоит –
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит.
И стоит он, околдован, –
Не мертвец и не живой –
Сном волшебным очарован,
Весь опутан, весь окован
Лёгкой цепью пуховой…
Солнце зимнее ли мещет
На него свой луч косой –
В нём ничто не затрепещет,
Он весь вспыхнет и заблещет
Ослепительной красой.
А какие краска использует зима для красоты, чтобы нас порадовать?
На дворе белым-бело.
Ну и снега намело!
А сейчас мы с вами попробуем раскрыть один секрет. Раскрытие секрета – это ступень к изучению новой темы. Слайд 3
2. И не снег, и не лёд,
А серебром деревья уберёт. (ИНЕЙ)
3. Пушистая вата плывёт куда-то:
Чем вата ниже, тем дождик ближе. (ОБЛАКО)
4. Он пушистый, серебристый,
Но рукой его не тронь:
Станет капелькою чистой,
Как поймаешь на ладонь. (СНЕГ)
5. Летит орлица через тридевять земель,
Крылья распластала, солнышко застлала… (ТУЧА)
Посмотрите внимательно в кроссворд и по вертикали вы сможете прочесть тему нашего урока.
Да, сегодня главный вопрос нашего урока: “ Тема и основная мысль текста”. Слайд 4
Как вы думаете, какие задачи нам сегодня предстоит решить?
Задача нашего урока закрепить знания о том, что предложения в тексте объединены общей темой и связаны между собой по смыслу, что в тексте всегда можно обнаружить основную мысль или главное переживание автора.
3. Постановка проблемного вопроса. Слайд 5
Прочитайте запись. Это текст?
“В лесу каждый готовится к зиме по-своему”.
Дети: Нет, это не текст, а предложение.
Учитель: Как эту мысль превратить в текст?
Дети: Нужно добавить еще предложения.
Учитель: Любые ли предложения можно добавить?
Дети: Нет, предложения должны быть о том же, о чём говорится в первом.
Учитель: Давайте расскажем, как же готовятся к зиме животные в лесу
4. Основная часть. Слайды 6 – 9
Цель: продолжить формирование понятия о связном тексте на базе сравнительного анализа текста и набора предложений.
Получился ли текст? Как это узнать?
Дети: Эти предложения об одном и том же, в них раскрывается общая мысль, значит это текст.
Учитель: Знакома ли вам эта игрушка? Как она устроена? Слайд 10
Представьте снова пирамидку. На что в ней насаживают колесики?
Учитель: Вот и в тексте всегда есть такой стержень. Тема и главная мысль – это стержень текста.
То, о чём говорится в тексте, – это его тема. То, что об этом хочет сказать автор, – главная мысль текста.
5. Физминутка.
Нет, не ветер, чудо-ветер (круговое движение руками вправо)
И не лес шумит вокруг, (круговое движение руками влево)
Это просто переменка (махи руками)
Для усталых наших рук. (потряхивание кистями, локти вниз)
Каждый пальчик поплясал (перебрать поочередно пальчиками)
И с себя усталость снял. (Руки расслабленно опустить вниз, встряхнуть кистями)
6. Работа с учебником. Первичное закрепление.
Цель: учить определять тему и основную мысль текста.
Прочитайте текст в упражнении 20 на стр. 31.
Ради какой основной мысли написан текст?
Какой рисунок иллюстрирует тему текста? (воробьи всю зиму рядом с нами)
Какой рисунок помогает понять его основную мысль? (птиц зимой нужно подкармливать)
Автор сразу заявляет то главное, ради чего он пишет текст? Или основная мысль является выводом из всего текста?
Название рассказа выражает его тему или основную мысль?
Покормите птиц зимой!
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Сколько гибнет их – не счесть,
Видеть тяжело.
А ведь в вашем сердце есть
И для них тепло.
Приучите птиц в мороз
К своему окну
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну.
7. Физминутка для глаз. Слайд 11
8. Контроль и коррекция.
– Когда я несла вам задания, ветер подхватил их и закружил в снежном танце. Все тексты перепутались. Помогите мне разобраться, что к чему. Возьмите задания в конвертах. Наша цель – разложить тексты по темам. Картинка на конверте подскажет, о чём будет текст.
Какая у них тема? Главная мысль? У кого получилось по-другому?
Чему учат нас эти тексты?
б) фронтальная работа слайд 12
Был морозный день. Из школы шли мальчик и девочка. Рядом шла старушка. На улице было скользко. Старушка упала. Мальчик помог старушке встать.
Что случилось со старушкой?
Кто помог ей встать?
Какая основная мысль? (надо помогать людям, попавшим в беду)
Что является темой текста?
Какова основная мысль текста?
Что должен отражать заголовок текста?
Презентация по русскому языку на тему «Что такое тема и главная мысль.» (2 класс)
Описание презентации по отдельным слайдам:
Что такое? Что случилось? Почему звенит звонок? Все готовы. Стол в порядке. Начинается урок.
й ий хороший урожай
Прочитай слова. Поставь ударение в словах там, где это необходимо. Найди слово, которое состоит из двух слогов, и ударение падает на второй слог. Осень, прощай, здравствуй, сентябрь, ласточка, лес, роща.
Прочитай слова. Подчеркни буквы, которые обозначают твёрдые согласные звуки. Выпиши слово, которое состоит из букв, обозначающих твёрдые согласные звуки. Школа, книга, пенал, лыжи, цветы, кошка.
Какая группа слов соответствует правилу «Безударная гласная в корне слова»? 1. Дочка, точки, ночной, личный. 2. Волчата, нога, врачи, силач. 3. Голубь, паровоз, ёрш, лоб, снег.
Осень. Часто идут теплые дожди. Я с Андреем бегу в рощу за грибами. Я ищу лисички. С дуба упал лист. Он накрыл кучку лисичек. Андрей заметил белый гриб. Озаглавь текст.
Сентябрь- девятый месяц календарного года, первый осенний месяц.
В сентябре лес реже и птичий голос тише. В сентябре лето кончается, осень начинается. В сентябре огонь и в поле, и в избе. Прочитай пословицы про сентябрь. Как ты их понимаешь?
Проверь себя. Найди существительные и глаголы в тексте. Лиса встретила зайца. Он бросился в кусты. Кусты были густые. Не нашла лиса зайку. А он и рад. Зайка.
-Оцените свою работу на уроке. «!»- молодец, выполнил всё верно. «+» – хорошо, ошибся совсем немного. «-» с заданием пока не справился.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
Курс профессиональной переподготовки
Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-916811
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
АСИ организует конкурс лучших управленческих практик в сфере детского образования
Время чтения: 2 минуты
При детском омбудсмене в России создадут платформу для взаимодействия с родителями
Время чтения: 2 минуты
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
В российских школах могут появиться «службы примирения»
Время чтения: 1 минута
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.