что такое главная мысль текста 2 класс
Русский язык. 2 класс
Конспект урока
Русский язык. 2 класс.
Урок 7. Тема и главная мысль текста. Заглавие.
Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:
Текст — это высказывание, состоящее из двух или нескольких предложений, объединённых общей темой и связанных друг с другом по смыслу.
Тема текста — это то, о ком или о чём говорится в тексте.
Главная мысль текста — это то главное, что автор хочет сказать своим читателям.
Заглавие текста — это название произведения.
Основная и дополнительная литература по теме урока
Открытый электронный ресурс по теме урока
Канакина В. П. и др. Русский язык. 2 класс. Электронное приложение. — М.: Просвещение, 2011. Ссылка для скачивания: http://catalog.prosv.ru/attachment/ca950bac-d794-11e0-acba-001018890642.iso
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Сегодня на уроке вы познакомитесь с такими понятиями, как тема и главная мысль текста, узнаете, как они связаны с заглавием текста.
Вы уже знаете, что такое текст. Это высказывание, состоящее из двух или нескольких предложений, которые стоят в определённом порядке и связаны между собой по смыслу. Предложения объединены одной темой и основной мыслью. Познакомимся с этими понятиями.
Прочитайте текст Е. Чарушина «Курочка».
Ходила курочка с цыплятами по двору.
Вдруг пошёл дождик. Курочка скорей на землю присела, все пёрышки растопырила и заквохтала: «Квох-квох-квох-квох!» Это значит: прячьтесь скорее. И все цыплята залезли к ней под крылышки, зарылись в её тёплые пёрышки. Кто совсем спрятался, у кого только ножки видны, у кого головка торчит, а у кого только глаз выглядывает.
А два цыплёнка не послушались своей мамы и не спрятались. Стоят, пищат и удивляются: что это такое им на головку капает?
В тексте рассказывается о том, как цыплята прятались от дождя. Это и есть тема текста. То, о чём или о ком говорится в тексте, называется темой.
Автор текста Е. Чарушин не только рассказывает о поведении цыплят и мымы-курицы. В последнем абзаце он говорит о том, что для маленьких цыплят всё удивительно, даже дождик. Это и есть главная мысль текста —то главное, о чём хотел сказать автор.
Прочитайте еще один рассказ и попробуйте определить его тему и главную мысль.
У Алёши Чупина ангина. Он давно не ходит в школу. К мальчику пришли Гриша и Алёнка. Они рассказали товарищу о школьных делах. Гриша научил его решать новую задачу. Алёша был рад приходу ребят.
Хорошие у мальчика товарищи!
Рассказ о том, как ребята навестили больного товарища. Это — тема текста.
Главная мысль текста такая: у Алеши хорошие товарищи. Это главное, что автор хотел сказать читателю.
Рассказ имеет заглавие (название) — «Товарищи». Заглавие отражает главную мысль текста. По нему можно определить, о чём хотел сказать автор.
Заглавие должно указывать на самое важное в содержании текста — на тему или главную мысль текста.
Сегодня на уроке вы узнали:
1. У каждого текста есть тема. Тема — это то, о чём или о ком говорится в тексте. Чтобы определить тему, можно задать вопрос: о чём (о ком) говорится в тексте?
2. Также в тексте есть главная мысль — то важное, о чём хотел сказать автор, в чём хотел убедить читателя или слушателя. Для того чтобы определить главную мысль, можно задать вопросы: чему учит текст? С какой целью автор написал текст?
3. Текст может иметь заглавие. Заглавие отражает тему или основную мысль текста. Определив их, можно подобрать к тексту заглавие.
Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля
Задание. Тема текста.
Что такое тема текста? Выберите один правильный ответ.
А) это то важное, о чём хотел сказать автор
Б) это то, о ком или о чём говорится в тексте
В) это название текста
Подсказка: Тема текста — это то, о ком или о чём говорится в тексте.
Б) это то, о ком или о чём говорится в тексте
Разместите предложенные варианты ответов в пропуски в тексте.
Текст может иметь ________.
Заглавие отражает ______ или ________ текста.
Варианты ответов: главную мысль, заглавие, тему
Подсказка: Вспомните определения, которые вы узнали в ходе урока.
Текст может иметь заглавие.
Заглавие отражает тему или главную мысль текста.
Текст может иметь заглавие.
Заглавие отражает главную мысль или тему текста.
Конспект урока русского языка «Тема и основная мысль текста»(2 класс)
Конспект урока по русскому языку, 2 класс.
Тема урока : «Тема и основная мысль текста»
Цель: учить учащихся слушать и понимать текст.
-закрепить понятие основных признаков текста;
-понимать тему и главную мысль чужого текста;
-анализировать и подбирать заголовок к тексту;
-отбирать тексты на одну тему;
-развивать устную и письменную речь учащихся, внимание, память, обогащать словарный запас.
— воспитывать любовь к природе, умение видеть красоту родной природы
Планируемые результаты урока (УУД):
— мотивация к учебной деятельности;
— использование методов решения проблем творческого и поискового характера;
— способность принимать и запоминать учебную цель и задачу, придерживаться их;
-развитие эмоционально позитивного отношения к процессу сотрудничества,
-развитие умения строить устное речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
-совершенствование умения слушать и слышать собеседника, доказывать свою точку зрения.
-умение работать с учебником,
-умение мыслить, рассуждать, делать выводы.
Оборудование: презентация, учебник УМК «Школа России» 2 класс, 1 часть.
2.Введение в тему урока. Повторение.
-Сегодня мы продолжаем работать с текстом. На этом уроке нас ожидает увлекательная прогулка в лес. Но сначала я хочу спросить у вас – что вы запомнили о тексте с прошлого урока?
-Сегодня на уроке мы отправимся в лес. Это будет необычная прогулка. Во время нашего путешествия вы сможете найти и узнать два новых признака текста.
-Мы повторили всё, что знаем о тексте, и теперь смело можем отправляться в дорогу. Для этого нужно на секундочку закрыть глаза и представить, что мы идём по лесу.
-Откройте глаза и посмотрите на доску(слайд)
-Проверим, туда ли мы попали?
-Прочитайте запись на доске.
Узкая тропинка привела нас в лес. Мы идём по густой траве. Кругом цветы. Гудят шмели. У дорожки норка барсука.
-Как докажите, что это текст?
Вывод : В любом тексте о чём – либо говорится. То, о чём говорится в тексте, называется темой.
-Для того чтобы определить тему текста, мы должны ответить на вопрос:
О ЧЁМ ГОВОРИТСЯ В ТЕКСТЕ?
-Давайте ответим на этот вопрос и определим тему текста.
-Отражает ли заголовок текста его тему.
3. Работа по теме урока
-Давайте потренируемся в определении темы.
-Прочитайте только заголовок и догадайтесь, о чём будет текст, и куда мы отправимся дальше.
-Можно ли по заголовку определить тему? Какова она?
-А что такое полянка?
(Полянка – это ровное пространство на опушке леса, лужайка.)
Вся поляна в цветах. Вот глазастые ромашки. Они весело раскрыли белые лепестки. Розовый клевер спрятал в траве свою круглую головку. Склонились большие лиловые колокольчики.
-Итак, правильно ли мы определили тему по заголовку? (да)
-На какой вопрос мы отвечали, что бы определить тему текста?
Упражнение в подборе заголовка к тексту.
-А об одном цветочке на нашей полянке я хочу прочитать вам стихотворение. Но у него нет заголовка. Послушайте и попытайтесь определить тему текста.
Маленькое солнце на моей ладошке.
Белая ромашка на зелёной ножке.
С белым ободочком жёлтые сердечки.
Сколько на лугу их, сколько их у речки!
-Назовите тему текста.
-На какой вопрос ответили, чтобы определить тему?
-Подберите такой заголовок, чтобы он отражал тему текста.
Упражнение в определении темы текста.
-А теперь пойдём дальше и познакомимся с лесными обитателями.
-А знаете ли вы, кто живёт в лесу?
-О некоторых лесных жителях записаны тексты у вас на карточках. Прочитайте их и найдите те тексты, у которых одинаковые темы.
(Дети читают все три текста и находят два на одну тему.)
Карточки с текстами на партах.
1.У норы сидел барсук. Вот зверёк издал слабый звук. Из тёмной норы стали выползать барсучата.
2.Под кустом в густой траве ежиха устроила гнездо. Летом родились у ежихи ежата. Подросли ежата и стали на охоту бегать.
3.Вытащила барсучиха из норы малышей. Барсуки рады зелёной травке и солнцу. Мать сидит рядом с малышами. Она сторожит детей.
-Какие тексты на одну тему? Назовите тему.
-Прочитайте оставшийся текст. О чём в нём говорится? Его тема?
-Повторим, что запомнили о теме текста.
2.Как определить тему текста?
3.Как определить тему, не читая текст? (по заголовку)
Основная мысль текста.
-Кто же нам ещё встретится в пути. Давайте взглянем на ёлочку. Кто этот интересный зверёк? (Белочка)
-Прочитайте с доски два текста о белочке. Приготовьтесь читать вслух.
1.До чего хорош этот маленький рыжий зверёк! Шёрстка у него гладкая, хвост пушистый. Мордочка очень умная.
2.Белка – замечательная хозяйка. За лето свой дом устроила. А запасы какие наготовила: и орешков натаскала, и грибов насушила. Не страшна белке голодная зима.
-Чем похожи тексты, что у них общего?
-Определите тему текстов.
-Темы одинаковы, но что главное хотел сказать автор в первом тексте? (красивая)
-А во втором? (хорошая хозяйка)
Вывод: В каждом тексте, кроме темы, есть что – то главное, важное, что хотел сказать автор, в чём хотел убедить. Это называется главной мыслью текста.
Основная мысль – то главное, важное, что хотел сказать автор.
-Наши тексты о белке без названия. Какой одинаковый заголовок можно подобрать?
-Что будет отражать заголовок: тему или основную мысль? (тему)
-Подберём такой заголовок, чтобы в нём отразилась главная мысль. Можно ли это сделать?
-Какова основная мысль 1-го текста?
6.Работа с заголовками.
-А теперь прочитайте заголовки к текстам о прогулке в лес.
Чудесная прогулка в лес.
Неудачная прогулка в лес.
-О чём будут оба текста? Каковы их темы?
-Чем будут отличаться?
-Вы с какой главной мыслью хотели бы составить рассказ?
4. Рефлексия. Подведение итогов урока.
-Наша прогулка подошла к концу. Назовите два новых признака текста.
-Что такое тема текста? На какой вопрос надо ответить, чтобы узнать её?
-Что такое основная мысль? Как её определить?
Домашнее задание: упр.15, стр.18
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
Курс повышения квалификации
Методика обучения русскому языку в образовательных организациях в условиях реализации ФГОС
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-668500
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
На базе колледжей создадут программы профориентации
Время чтения: 2 минуты
Российские адвокаты бесплатно проконсультируют детей 19 ноября
Время чтения: 2 минуты
В Госдуме предлагают сделать бесплатным проезд на общественном транспорте для детей до 16 лет
Время чтения: 2 минуты
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Российские школьники установили рекорд на олимпиаде по астрономии
Время чтения: 2 минуты
На новом «Уроке цифры» школьникам расскажут о разработке игр
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Конспект урока по русскому языку на тему «Что такое тема и главная мысль текста?» ( 2 класс)
Что такое тема и главная мысль текста?
П редмет: русский язык
Тип урока: задание открытия свежих познаний.
Задача урока: составление представления студентов об одушевлённых и неодушевлённых именах существительных.
— Создавать представление об одушевлённых существительных и неодушевлённых существительных.
— Создавать умение назначать вопрос к тексту и отличать по вопросу одушевлённые существительные и неодушевлённые имена существительные, отыскивать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные в тексте.
— гарантировать нужные обстоятельства для продуктивной познавательной работы студентов, снятию интеллектуального и физиологического напряжения.
Задание ориентирован на достижение обучащимися надлежащих итогов:
Предметные – предопределять одушевленные и неодушевлённые имена существительные, задавать вопрос к текстам.
Регулятивные УУД:умение предопределять и выражать тему, задача, задачки на уроке с поддержкой учителя; проговаривать очередность поступков на уроке; расценивать корректность выполнения воздействия на уроке; задумывать своё воздействие в согласовании с установленной задачей; заносить нужные коррективы в воздействие впоследствии его окончания на базе его оценки и учёта нрава изготовленных ошибок; выговаривать своё подозрение.
Познавательные УУД: умение ориентироваться в собственной системе познаний: различать свежее от уже популярного, с поддержкой учителя промышлять свежие познания: отыскивать ответы на вопросы, применяя учебник, личный житейский навык и информацию, полученную на уроке.
Коммуникативные УУД: умение оформлять собственные думы в устной форме; выслушивать и воспринимать речь иных,оказывать взаимопомощь, воплотить в жизнь взаимоконтроль,адекватновзаимодействовать с партнёром
— воспитывать культуру поведения при передней работе, персональной работе, работе в парах.
Формы организации работы ребят:передний выборочный опрос, работа в парах, персональная, независимая работа студентов, работа с материалом учебника(чтение определения, выполнение тренировочных упражнений)
Используемые способы:разработка проблемного изучения (с внедрением составляющих игровой технологии), технологии сотрудничества, здоровьесберегающих, развивающих, ИКТ.
Урок 6. Что такое тема и главная мысль текста?
Цель : научить определять тему и главную мысль текста.
Планируемые результаты : учащиеся научатся определять тему, главную мысль текста; озаглавливать текст; аргументированно отвечать, доказывать свое мнение.
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
Кот, у, Тишка, жил, Миши.
Душистая, лугу, на, трава.
Груши, малыши, сочные, ели.
— Из слов каждой строки составьте предложение.
— Можно сказать, что у вас получился текст? (Нет, предложения не связаны по смыслу.)
— Подчеркните орфограммы в словах. (Дети подчеркивают сочетания ЖИ, ШИ, ЧН, имена собственные.)
— Найдите слово, в котором гласных букв больше, чем согласных. (Ели.)
— В каких словах все согласные глухие? (Кот, Тишка.)
III . Самоопределение к деятельности
(Текст на карточках.)
Слоны — умные животные. Их учат, и они всякую работу делают: и бревна таскают, и землю копают, и воду таскают. Они даже гулять с детьми ходят и смотрят, чтобы детей никто не обидел.
— Перед вами лежат карточки. Прочитайте и скажите, можно ли утверждать, что здесь написан текст? (Это текст. Он состоит из трех предложений. Они связаны по смыслу. Тема текста — слоны.)
— Для чего Б. Житков написал этот текст? Что хотел сказать автор этим текстом? (Ответы детей.)
— Озаглавьте текст. («Умные животные», «Умные слоны».)
— В каждом тексте есть главная мысль. Как вы думаете, что это такое? (Ответы детей.)
IV. Работа по теме урока
— Найдите предложение, в котором говорится самое главное, что хотел сказать автор. («Хорошее знакомство — в прибыль нам».)
— Как понимаете эти слова? (Человек много получает от хорошего знакомства.)
— Докажите, что заголовок отражает главную мысль. (Поведешься с хорошим человеком, сам хорошему научишься.)
— Спишите предложение, в котором выражена основная мысль. (Дети списывают последнее предложение.)
— Прочитайте, что такое главная мысль текста. (Это то главное, о чем хотел сказать автор.)
Влево наклонись, вправо наклонись,
Вниз опустись, вверх поднимись.
А теперь чуть-чуть попрыгай,
Влево, вправо наклонись И тихонечко садись.
VI. Закрепление изученного материала
1. Работа по учебнику
(Дети читают текст самостоятельно.)
— Определите тему текста. (Муравей попал под дождь.)
— Назовите главную мысль текста. (Благодаря своей находчивости муравей спасся от дождя и попал домой.)
— В каком предложении говорится о том, как муравей укрылся от дождя? («Залез муравей. »)
— Спишите это предложение.
(Проверка. Самопроверка, сверка с текстом учебника.)
— Какое задание вы будете выполнять письменно? (Списать предложение.)
— Спишите и проверьте написанное.
— На написание каких орфограмм нужно обратить особое внимание? Проверьте, правильно ли вы их написали.
— Прочитайте задания для устной работы.
— Почему говорят, что сентябрь без плодов не бывает? (В сентябре созревают овощи и фрукты.)
— Докажите, что это не текст, а предложение. (Текст состоит из нескольких предложений, а здесь только одно предложение.)
— Составьте устно текст, включив в него данное предложение.
(Отвечают 2— 3 учащихся. Дети определяют основную мысль текста.)
2. Словарная работа
— Написание какого слова мы должны запомнить? (Сентябрь.)
— Спишите слово, поставьте ударение, подчеркните букву, которую нужно запомнить.
— Дайте определение: что такое сентябрь? (Это первый осенний месяц.)
— Перед вами на листочках текст. Прочитайте его и спишите предложение, в котором заключена главная мысль текста.
От ночного дождя разлилась голубая лужа. В ней купались скворцы. Для них лужа — как озеро.
Забрались они бесстрашно в середину, грудью падают на воду, крыльями взбивают ее, привзлетывают. Брызги над лужей — фонтаном.
Скворцы так отчаянно пищат, что сразу можно понять: утреннее купание для них — удовольствие.
(Дети списывают последнее предложение.)
VIII. Подведение итогов урока
— Что узнали о тексте? (В каждом тексте есть главная мысль.)
— Что такое главная мысль? (Это то главное, о чем хотел сказать автор.)
— Может ли быть текст без главной мысли? (Нет. Получится бессмыслица.)
Нарисовать рисунок на тему «Сентябрь».
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Конспект по русскому языку на тему «Тема и главная мысль текста.» (2 класс)
Цель : научить определять тему и главную мысль текста.
Планируемые результаты : учащиеся научатся определять тему, главную мысль текста; озаглавливать текст; аргументированно отвечать, доказывать свое мнение.
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
Кот, у, Тишка, жил, Миши.
Душистая, лугу, на, трава.
Груши, малыши, сочные, ели.
— Из слов каждой строки составьте предложение.
— Можно сказать, что у вас получился текст? (Нет, предложения не связаны по смыслу.)
— Подчеркните орфограммы в словах. (Дети подчеркивают сочетания ЖИ, ШИ, ЧН, имена собственные.)
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
Курс повышения квалификации
Методика обучения русскому языку в образовательных организациях в условиях реализации ФГОС
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Краткое описание документа:
Актуализация знаний Орфографическая минутка (На доске запись.) Кот, у, Тишка, жил, Миши. Душистая, лугу, на, трава. Груши, малыши, сочные, ели. — Из слов каждой строки составьте предложение. — Можно сказать, что у вас получился текст? (Нет, предложения не связаны по смыслу.) — Подчеркните орфограммы в словах. (Дети подчеркивают сочетания ЖИ, ШИ, ЧН, имена собственные.) — Найдите слово, в котором гласных букв больше, чем согласных. (Ели.) — В каких словах все согласные глухие? (Кот, Тишка.) III. Самоопределение к деятельности (Текст на карточках.) Слоны — умные животные. Их учат, и они всякую работу делают: и бревна таскают, и землю копают, и воду таскают. Они даже гулять с детьми ходят и смотрят, чтобы детей никто не обидел. (По Б. Житкову) — Перед вами лежат карточки. Прочитайте и скажите, можно ли утверждать, что здесь написан текст? (Это текст. Он состоит из трех предложений. Они связаны по смыслу. Тема текста — слоны.) — Для чего Б. Житков написал этот текст? Что хотел сказать автор этим текстом? (Ответы детей.) — Озаглавьте текст. (“Умные животные”, “Умные слоны”.) — В каждом тексте есть главная мысль. Как вы думаете, что это такое? (Ответы детей.) IV. Работа по теме урока Упр. 15 (с. 18).