Что такое штурмовая авиация

Что такое штурмовая авиация. Смотреть фото Что такое штурмовая авиация. Смотреть картинку Что такое штурмовая авиация. Картинка про Что такое штурмовая авиация. Фото Что такое штурмовая авиация

В общевойсковом наступательном бою можно обойтись без поддержки с воздуха: гаубичный артиллерийский дивизион Советской армии мог за один час обрушить на голову врага полтысячи снарядов калибра 152 мм! Артиллерия бьет в туман, грозу и вьюгу, а работа авиации зачастую бывает ограничена неблагоприятными погодными условиями и темным временем суток.

Но для непосредственной огневой поддержки наземных войск не требуется столь мощных боеприпасов, как и сверхбольшой дальности стрельбы! Легендарная пушка-гаубица Д-20 бьет на 17 километров – более чем достаточно для поражения любых целей в прифронтовой полосе. А мощности её снарядов массой 45-50 килограммов хватает для поражения большинства объектов на переднем крае обороны противника. Ведь неслучайно, в годы Второй мировой войны Люфтваффе отказалось от «соток» – для непосредственной поддержки наземных войск было достаточно авиабомб массой 50 кг.

Противотанковый штурмовик A-10 «Тандерболт II» («Удар грома»)

Что такое штурмовая авиация. Смотреть фото Что такое штурмовая авиация. Смотреть картинку Что такое штурмовая авиация. Картинка про Что такое штурмовая авиация. Фото Что такое штурмовая авиация

Рассказ о фантастической пушке GAU-8 был бы неполным без упоминания о её боеприпасах. Особенно популярен бронебойный PGU-14/B с сердечником из обедненного урана, пробивающий на дистанции 500 метров под прямым углом 69 мм брони. Для сравнения: толщина крыши советской БМП первого поколения 6 мм, борт корпуса 14 мм. Феноменальная точность орудия позволяет с дистанции 1200 метров уложить 80% снарядов в круг диаметром около шести метров. Другими словами, односекундный залп на максимальной скорострельности дает 50 попаданий во вражеский танк!

Что такое штурмовая авиация. Смотреть фото Что такое штурмовая авиация. Смотреть картинку Что такое штурмовая авиация. Картинка про Что такое штурмовая авиация. Фото Что такое штурмовая авиация

Что такое штурмовая авиация. Смотреть фото Что такое штурмовая авиация. Смотреть картинку Что такое штурмовая авиация. Картинка про Что такое штурмовая авиация. Фото Что такое штурмовая авиация

Самолет огневой поддержки АС-130 «Спектр»

Норм. взлетная масса: 60 тонн. Стрелково-пушечное вооружение: 105 мм гаубица, 40 мм автоматическая пушка, два 6-ти ствольных «Вулкана» калибра 20 мм. Экипаж: 13 человек. Макс. скорость 480 км/ч.

Что такое штурмовая авиация. Смотреть фото Что такое штурмовая авиация. Смотреть картинку Что такое штурмовая авиация. Картинка про Что такое штурмовая авиация. Фото Что такое штурмовая авиация

Увы, весело пострелять из гаубицы по проплывающим под крылом городам и поселкам не получится. Работа АС-130 намного прозаичнее: цели (укрепленные пункты, скопления техники, мятежные кишлаки) выбираются заранее. При подходе к цели, «ганшип» делает вираж и начинает кружить над целью с постоянным креном на левый борт, таким образом, чтобы траектории снарядов сходились точно в «точке прицеливания» на поверхности земли. В сложных баллистических расчетах помогает автоматика, «Ганшип» оснащен самыми современными прицельными системами, тепловизорами и лазерными дальномерами.

Что такое штурмовая авиация. Смотреть фото Что такое штурмовая авиация. Смотреть картинку Что такое штурмовая авиация. Картинка про Что такое штурмовая авиация. Фото Что такое штурмовая авиация

Что такое штурмовая авиация. Смотреть фото Что такое штурмовая авиация. Смотреть картинку Что такое штурмовая авиация. Картинка про Что такое штурмовая авиация. Фото Что такое штурмовая авиация

Двухмоторный штурмовик Хеншель-129

Что такое штурмовая авиация. Смотреть фото Что такое штурмовая авиация. Смотреть картинку Что такое штурмовая авиация. Картинка про Что такое штурмовая авиация. Фото Что такое штурмовая авиация

Серийное производство неудачного самолета возможно было бы свернуто, не успев начаться, но встреча с десятками тысяч советских танков заставило немецкое командование принимать любые возможные меры, лишь бы остановить Т-34 и его бесчисленных «коллег». В результате, убогий штурмовик, выпущенный в количестве всего 878 экземпляров, прошел всю войну. Отметился на Западном фронте, в Африке, на Курской дуге…

Что такое штурмовая авиация. Смотреть фото Что такое штурмовая авиация. Смотреть картинку Что такое штурмовая авиация. Картинка про Что такое штурмовая авиация. Фото Что такое штурмовая авиация

История о Hs.129 – это история о летном мастерстве. Немцы никогда не жаловались на плохое качество техники и воевали даже на таких убогих машинах. При этом, время от времени, добивались некоторых успехов, на счету проклятого «Хеншеля» немало крови советских солдат

Бронированный штурмовик Су-25 «Грач»

Что такое штурмовая авиация. Смотреть фото Что такое штурмовая авиация. Смотреть картинку Что такое штурмовая авиация. Картинка про Что такое штурмовая авиация. Фото Что такое штурмовая авиация

Символ жаркого неба Афганистана, советский дозвуковой штурмовик с титановой броней (общая масса броневых плит достигает 600 кг).
Идея дозвуковой высокозащищенной ударной машины родилась в результате анализа боевого применения авиации по наземным целям на учениях «Днепр» в сентябре 1967 года: всякий раз, лучшие результаты демонстрировал дозвуковой МиГ-17. Устаревший самолет, в отличие от сверхзвуковых истребителей-бомбардировщиков Су-7 и Су-17, уверенно находил и прицельно поражал точечные наземные цели.

В результате на свет появился «Грач», специализированный штурмовик Су-25 с предельно простой и живучей конструкцией. Неприхотливый «самолет-солдат», способный работать по оперативным вызовам сухопутных войск в условиях сильного противодействия фронтовой ПВО противника.

В результате, к началу Афганской войны Су-25 стал единственным самолетов советских ВВС, максимально приспособленным к подобным «нестандартным» конфликтам. Кроме Афгана, благодаря своей дешевизне и простоте эксплуатации, штурмовик «Грач» отметился в паре десятков вооруженных конфликтов и гражданских войн по всему миру.

Лучшее подтверждение эффективности Су-25 – «Грач» не сходит с конвейера тридцать лет, помимо базовой, экспортной и учебно-боевой версии, появился ряд новых модификаций: противотанковый штурмовик Су-39, палубный самолет Су-25УТГ, модернизированный Су-25СМ со «стеклянной кабиной» и даже грузинская модификация «Скорпион» с зарубежной авионикой и прицельно-навигационными системами израильского производства.

Что такое штурмовая авиация. Смотреть фото Что такое штурмовая авиация. Смотреть картинку Что такое штурмовая авиация. Картинка про Что такое штурмовая авиация. Фото Что такое штурмовая авиация

Что такое штурмовая авиация. Смотреть фото Что такое штурмовая авиация. Смотреть картинку Что такое штурмовая авиация. Картинка про Что такое штурмовая авиация. Фото Что такое штурмовая авиация

Что такое штурмовая авиация. Смотреть фото Что такое штурмовая авиация. Смотреть картинку Что такое штурмовая авиация. Картинка про Что такое штурмовая авиация. Фото Что такое штурмовая авиация

Многоцелевой истребитель P-47 «Тандерболт»

Что такое штурмовая авиация. Смотреть фото Что такое штурмовая авиация. Смотреть картинку Что такое штурмовая авиация. Картинка про Что такое штурмовая авиация. Фото Что такое штурмовая авиация

Легендарный предшественник современного штурмовика А-10, спроектированный грузинским авиаконструктором Александром Картвелишвили. Считается одним из лучших истребителей Второй мировой войны. Роскошное оснащение кабины пилота, исключительная живучесть и защищенность, мощное вооружение, дальность полета 3700 км (от Москвы до Берлина и обратно!), турбонаддув, позволявший тяжелому самолету вести бой на заоблачных высотах.
Все это достигнуто благодаря появлению двигателя Пратт&Уитни R2800 – невероятной 18-цилиндровой «звезды» воздушного охлаждения мощностью 2400 л.с.

В результате истребитель P-47 успешно применялся на Западном фронте в качестве штурмовика. Последнее, что видели в своей жизни многие немецкие танкисты, – пикирующее на них серебристое тупоносое бревно, извергающее потоки смертельного огня.

Что такое штурмовая авиация. Смотреть фото Что такое штурмовая авиация. Смотреть картинку Что такое штурмовая авиация. Картинка про Что такое штурмовая авиация. Фото Что такое штурмовая авиация

Что такое штурмовая авиация. Смотреть фото Что такое штурмовая авиация. Смотреть картинку Что такое штурмовая авиация. Картинка про Что такое штурмовая авиация. Фото Что такое штурмовая авиация

Что такое штурмовая авиация. Смотреть фото Что такое штурмовая авиация. Смотреть картинку Что такое штурмовая авиация. Картинка про Что такое штурмовая авиация. Фото Что такое штурмовая авиация

Бронированный Штурмовик Ил-2 vs Пикирующий бомбардировщик Юнкерс-87

Попытка сравнения Ju.87 со штурмовиком Ил-2 всякий раз встречает яростные возражения: да как вы смеете! это разные самолеты: один атакует цель в крутом пикировании, второй – обстреливает цель с бреющего полета.
Но это лишь технические детали. По факту обе машины – «самолеты поля боя», созданные для непосредственной поддержки наземных войск. У них общие задачи и ЕДИНОЕ предназначение. А вот какой из способов атаки эффективнее – выяснить.

Юнкерс-87 «Штука». Норм. взлетная масса: 4,5 тонны. Стрелково-пушечное вооружение: 3 пулемета калибра 7,92 мм. Бомбовая нагрузка: могла достигать 1 тонны, но обычно не превышала 250 кг. Экипаж: 2 человека. Макс. скорость 390 км/ч (в горизонтальном полете, разумеется).

Что такое штурмовая авиация. Смотреть фото Что такое штурмовая авиация. Смотреть картинку Что такое штурмовая авиация. Картинка про Что такое штурмовая авиация. Фото Что такое штурмовая авиация

Что такое штурмовая авиация. Смотреть фото Что такое штурмовая авиация. Смотреть картинку Что такое штурмовая авиация. Картинка про Что такое штурмовая авиация. Фото Что такое штурмовая авиация

Что такое штурмовая авиация. Смотреть фото Что такое штурмовая авиация. Смотреть картинку Что такое штурмовая авиация. Картинка про Что такое штурмовая авиация. Фото Что такое штурмовая авиация

Что такое штурмовая авиация. Смотреть фото Что такое штурмовая авиация. Смотреть картинку Что такое штурмовая авиация. Картинка про Что такое штурмовая авиация. Фото Что такое штурмовая авиация

В сентябре 1941 года было выпущено 12 Ju.87. К ноябрю 1941 года производство «лаптежника» было практически прекращено – всего выпустили 2 самолета. К началу 1942 года производство пикирующих бомбардировщиков вновь возобновилось – всего за последующие полгода немцы построили около 700 Ju.87. Просто удивительно, как выпускавшийся в таких ничтожных количествах «лаптежник» смог натворить столько бед!

Что такое штурмовая авиация. Смотреть фото Что такое штурмовая авиация. Смотреть картинку Что такое штурмовая авиация. Картинка про Что такое штурмовая авиация. Фото Что такое штурмовая авиация

— мнение пилотов Ил-2

Всего за годы войны было выпущено 36 тысяч самолетов Ил-2 (плюс еще около тысячи модернизированных штурмовиков Ил-10 в первой половине 1945 г.). Количество выпущенных Илов превышало количество всех немецких танков и САУ, имевшихся на Восточном фронте – если бы каждый Ил-2 уничтожил хотя бы по одной единице вражеской бронетехники, стальные клинья Панцерваффе просто перестали бы существовать!

Много вопросов связано с неуязвимостью Штурмовика. Суровая реальность подтверждает: тяжелое бронирование и авиация – вещи несовместимые. Снаряды немецкой автоматической пушки MG 151/20 пробивали бронекабину Ил-2 насквозь. Консоли крыла и хвостовая часть фюзеляжа Штурмовика были вообще выполнены из фанеры и никакого бронирования не имели – очередь зенитного пулемета запросто «отрубала» крыло или хвост от бронекабины с летчиками.

— отчет об испытаниях Ил-2 в НИИ вооружений ВВС

Безо всякого противодействия противника, в идеальных полигонных условиях по заранее известной цели! Более того, стрельба с пологого пикирования плохо сказывалась на бронепробиваемости: снаряды просто рикошетили от брони – ни в одном из случаев броню вражеских средних танков пробить не удалось.

Как показывает практика, основными целями Штурмовиков все-таки были не танки, а немецкая пехота, огневые точки и артбатареи, скопления техники, железнодорожные станции и склады в прифронтовой полосе. Вклад Штурмовиков в победу над фашизмом неоценим.

Что такое штурмовая авиация. Смотреть фото Что такое штурмовая авиация. Смотреть картинку Что такое штурмовая авиация. Картинка про Что такое штурмовая авиация. Фото Что такое штурмовая авиация

Что такое штурмовая авиация. Смотреть фото Что такое штурмовая авиация. Смотреть картинку Что такое штурмовая авиация. Картинка про Что такое штурмовая авиация. Фото Что такое штурмовая авиация

Что такое штурмовая авиация. Смотреть фото Что такое штурмовая авиация. Смотреть картинку Что такое штурмовая авиация. Картинка про Что такое штурмовая авиация. Фото Что такое штурмовая авиация

Итак, перед нами семь лучших самолетов непосредственной поддержки сухопутных сил. Каждый «супергерой» имеет свою уникальную историю и собственный неповторимый «секрет успеха». Как вы могли заметить, все они не отличаются высокими летными характеристиками, скорее наоборот – все как один неуклюжие, тихоходные «утюги» с несовершенной аэродинамикой, отданной на откуп повышенной живучести и вооружению. Так в чем же смысл существования этих самолетов?

152 мм пушка-гаубица Д-20 буксируется грузовым автомобилем ЗиЛ-375 с максимальной скоростью 60 км/ч. Штурмовик «Грач» летит в небе со скоростью в 15 раз быстрее. Это обстоятельство позволяет самолету в считанные минуты прибыть на нужный участок линии фронта и высыпать на голову противнику град мощных боеприпасов. Артиллерия, увы, таких возможностей оперативного маневра не имеет.

Отсюда следует незамысловатый вывод: эффективность работы «авиации поля боя» в первую очередь зависит от грамотного взаимодействия между сухопутными силами и ВВС. Качественная, связь, организация, правильная тактика, грамотные действия командиров, авиадиспетчеры-корректировщики. Если все сделано правильно, авиация принесет на своих крыльях победу. Нарушение данных условий неизбежно вызовет «френдли файр».

Источник

Штурмовик

Что такое штурмовая авиация. Смотреть фото Что такое штурмовая авиация. Смотреть картинку Что такое штурмовая авиация. Картинка про Что такое штурмовая авиация. Фото Что такое штурмовая авиация

Что такое штурмовая авиация. Смотреть фото Что такое штурмовая авиация. Смотреть картинку Что такое штурмовая авиация. Картинка про Что такое штурмовая авиация. Фото Что такое штурмовая авиация

Что такое штурмовая авиация. Смотреть фото Что такое штурмовая авиация. Смотреть картинку Что такое штурмовая авиация. Картинка про Что такое штурмовая авиация. Фото Что такое штурмовая авиация

Что такое штурмовая авиация. Смотреть фото Что такое штурмовая авиация. Смотреть картинку Что такое штурмовая авиация. Картинка про Что такое штурмовая авиация. Фото Что такое штурмовая авиация

Что такое штурмовая авиация. Смотреть фото Что такое штурмовая авиация. Смотреть картинку Что такое штурмовая авиация. Картинка про Что такое штурмовая авиация. Фото Что такое штурмовая авиация

Что такое штурмовая авиация. Смотреть фото Что такое штурмовая авиация. Смотреть картинку Что такое штурмовая авиация. Картинка про Что такое штурмовая авиация. Фото Что такое штурмовая авиация

Что такое штурмовая авиация. Смотреть фото Что такое штурмовая авиация. Смотреть картинку Что такое штурмовая авиация. Картинка про Что такое штурмовая авиация. Фото Что такое штурмовая авиация

Что такое штурмовая авиация. Смотреть фото Что такое штурмовая авиация. Смотреть картинку Что такое штурмовая авиация. Картинка про Что такое штурмовая авиация. Фото Что такое штурмовая авиация

Штурмо́вка — поражение наземных и морских целей при помощи стрелково-пушечного вооружения (пушек и пулемётов), а также ракет. Такой способ поражения оказывается более пригодным для нанесения ударов по растянутым целям, таким как скопления и особенно походные колонны пехоты и техники. Наиболее эффективны удары по открыто расположенной живой силе и небронированной технике (автомобиль, железнодорожный транспорт, тягачи). Для выполнения этой задачи ЛА должен действовать на малой высоте без пикирования(«бреющий полёт») или с очень пологим пикированием.

Содержание

История

Самым массовым штурмовиком Второй мировой войны (а также самым массовым боевым самолётом в истории авиации) стал Ил-2 КБ Ильюшина. Следущей машиной этого типа созданной Ильюшиным стал Ил-10, который применялся только в самом конце Второй мировой.

Люфтваффе также использовало специализированный штурмовик Henschel Hs 129, но он был выпущен в малых количествах и не сыграл существенной роли в войне. Функции штурмовика (истребителя танков) в Люфтваффе выполнял Junkers Ju 87G, оснащённый двумя подкрыльевыми пушками. Кроме того, усиленное бронирование несли варианты этого самолёта серии Ju-87D.

Класс штурмовиков чётких границ не имеет. К штурмовикам близки такие летательные аппараты, как истребитель-бомбардировщик и пикирующий бомбардировщик. Однако в годы Второй мировой войны концепция истребителя-бомбардировщика себя не оправдала, несмотря на популярность и кажущуюся логичность. Проблема была в том, что подготовка как квалифицированного пилота истребителя, так и квалифицированного пилота бомбардировщика — чрезвычайно сложна и дорога. Подготовить же пилота, способного качественно совмещать эти профессии, намного сложнее. А без этого истребитель-бомбардировщик превращался в обычный скоростной не пикирующий бомбардировщик. Неспособность к пикированию и отсутствие второго члена экипажа, отвечающего за прицеливание, делало применение истребителей-бомбардировщиков недостаточно эффективным для нанесения бомбовых ударов. А отсутствие бронирования не позволяло действовать на малых высотах так, как это делали специализированные бронированные штурмовики.

Из истребителей наиболее успешно в качестве штурмовиков применялись слегка модифицированные Focke-Wulf Fw 190F и немодифицированные Hawker Typhoon и Republic P-47 Thunderbolt.

В связи с этим в послевоенный период в ВВС росло сопротивление разработке штурмовиков как узкоспециализированных самолётов. Хотя непосредственная воздушная поддержка наземных войск авиацией оставалась и остаётся крайне важным фактором современного боя, основной упор делался на проектирование универсальных самолётов, совмещающих в себе функции штурмовика.

Примером послевоенных штурмовиков являются Blackburn Buccaneer, A-6 Intruder, A-7 Corsair II. В других случаях атака наземных целей стала сферой деятельности переоборудованных тренировочных самолётов, как например BAC Strikemaster, BAE Hawk и Cessna A-37.

В 1960-х годах и советские, и американские военные вернулись к концепции специализированного самолёта непосредственной поддержки войск. Учёные обеих стран остановились на сходных характеристиках подобных самолётов — хорошо бронированный, высокоманёвренный дозвуковой самолёт с мощным артиллерийским и ракетно-бомбовым вооружением. Советские военные остановились на юрком Су-25, американские сделали ставку на более тяжёлый Republic A-10 Thunderbolt II. Характерной особенностью обоих самолётов стало полное отсутствие средств воздушного боя (хотя позже на обоих самолётах начали устанавливать ракеты «воздух-воздух» малого радиуса действия для самозащиты). Военно-политическая ситуация (существенное превосходство советских танков в Европе) определила основное назначение А-10 как противотанкового самолёта, в то время как Су-25 в большей мере предназначался для поддержки войск на поле боя (уничтожения огневых точек, всех типов транспорта, живой силы, важных объектов и укреплений противника), хотя одна из модификаций самолёта так же выделилась в специализированный «противотанковый» самолёт.

Во многих странах вообще не существует понятия «штурмовик», а для штурмовки используются самолёты, относящиеся к классам «пикирующий бомбардировщик», «фронтовой истребитель», «тактический истребитель» и пр.

Штурмовиками сейчас также называют и штурмовые вертолёты. В странах НАТО ЛА данного класса обозначают префиксом A- (Attack [источник?] ) с последующим цифровым обозначением.

Источник

штурмовая авиация

Смотреть что такое «штурмовая авиация» в других словарях:

Штурмовая авиация — Содержание 1 Россия 1.1 Советский период 1.2 Основное вооружение … Википедия

Штурмовая авиация — ШТУРМОВÁЯ АВИÁЦИЯ. Во время войны входила в состав фронтовой авиации и ВВС флотов (см. Авиация Военно Морского Флота). В организац. отношении состояла из отд. штурмовых авиац. полков и дивизий. С лета 1942 начали создаваться штурмовые авиакорпуса … Великая Отечественная война 1941-1945: энциклопедия

Штурмовая авиация — род военной авиации, предназначенный для поражения, как правило, с малых и предельно малых высот малоразмерных и подвижных наземных (морских) целей преимущественно в тактической и ближайшей оперативной глубине построения войск противника.… … Словарь военных терминов

авиация — сущ., ж., употр. сравн. часто Морфология: (нет) чего? авиации, чему? авиации, (вижу) что? авиацию, чем? авиацией, о чём? об авиации 1. Гражданская авиация это область народного хозяйства, связанная с перевозкой пассажиров и грузов, оказанием… … Толковый словарь Дмитриева

Авиация военно-морского флота — один из родов сил военно морского флота, предназначенный для уничтожения боевых сил флота противника и его морских транспортных средств, прикрытия корабельных группировок в море, а также для ведения воздушной разведки на морских и океанских… … Морской словарь

Авиация ВМС Бразилии — Aviação Naval Морская авиация Герб управления морской авиации Бразилии Годы существования с 18 ноября 1922 года Страна … Википедия

Авиация морская — в ряде стран род сил ВМФ (ВМС), предназначенный для уничтожения сил флота противника и его морских транспортных средств, прикрытия корабельных группировок в море, ведения воздушной разведки на морских и океанских ТВД и выполнения других задач. А … Словарь военных терминов

Военно-морская авиация — Гидросамолет Нагурского Farman MF.11 в бухте Крестовая губа на Новой Земле … Википедия

Источник

Штурмовая авиация

Смотреть что такое «Штурмовая авиация» в других словарях:

Штурмовая авиация — Содержание 1 Россия 1.1 Советский период 1.2 Основное вооружение … Википедия

Штурмовая авиация — ШТУРМОВÁЯ АВИÁЦИЯ. Во время войны входила в состав фронтовой авиации и ВВС флотов (см. Авиация Военно Морского Флота). В организац. отношении состояла из отд. штурмовых авиац. полков и дивизий. С лета 1942 начали создаваться штурмовые авиакорпуса … Великая Отечественная война 1941-1945: энциклопедия

авиация — сущ., ж., употр. сравн. часто Морфология: (нет) чего? авиации, чему? авиации, (вижу) что? авиацию, чем? авиацией, о чём? об авиации 1. Гражданская авиация это область народного хозяйства, связанная с перевозкой пассажиров и грузов, оказанием… … Толковый словарь Дмитриева

Авиация военно-морского флота — один из родов сил военно морского флота, предназначенный для уничтожения боевых сил флота противника и его морских транспортных средств, прикрытия корабельных группировок в море, а также для ведения воздушной разведки на морских и океанских… … Морской словарь

Авиация ВМС Бразилии — Aviação Naval Морская авиация Герб управления морской авиации Бразилии Годы существования с 18 ноября 1922 года Страна … Википедия

Авиация морская — в ряде стран род сил ВМФ (ВМС), предназначенный для уничтожения сил флота противника и его морских транспортных средств, прикрытия корабельных группировок в море, ведения воздушной разведки на морских и океанских ТВД и выполнения других задач. А … Словарь военных терминов

Военно-морская авиация — Гидросамолет Нагурского Farman MF.11 в бухте Крестовая губа на Новой Земле … Википедия

Источник

Закрытый воздушный штурмовой клуб

Действительно, самолет-штурмовик – это очень своеобразное явление. Сегодня в мире только две страны смогли в создание и содержание этого класса самолетов. Это Россия, использующая доставшиеся по наследству от СССР штурмовики Су-25 и США, у которых на вооружении стоит А-10.

Есть еще страны, эксплуатирующие Су-25, но там тоже основное большинство составляют страны, бывшие собратья по СССР и бывшие же союзники. То есть, получившие в свое распоряжение самолеты в плане социалистической помощи. Исключение составляют только Конго и Ирак, купившие самолеты за реальную цену. Но опять же, количество этих машин невелико.

Так что по сути только две с половиной армии в мире могут себе позволить штурмовики. Половинка – это Китай, у которой тоже есть штурмовик «Nanchang» Q-5, представляющий собой глубокую модернизацию «Shenyang» J-6, который, в свою очередь был лицензионной копией МиГ-19.

Что такое штурмовая авиация. Смотреть фото Что такое штурмовая авиация. Смотреть картинку Что такое штурмовая авиация. Картинка про Что такое штурмовая авиация. Фото Что такое штурмовая авиация

Но это уже совсем не интересно, МиГ-19 как модели под 70 лет. Так что Q-5 все-таки очень стар и потому не совсем вписывается в концепцию того, что мы можем назвать самолетом поля боя сегодня. Тем более, что по сути это просто переоборудованный в штурмовик истребитель.

Однако и на нем можно выполнять определенные боевые задачи. Но до А-10 и Су-25 все-таки очень далеко.

Сравнениям наших героев, «Грача» и «Бородавочника», было отдано много гигабайтов. Мы сравнивать эти самолеты не станем, с моей точки зрения, это машины, созданные под совершенно разные задачи.

Что такое штурмовая авиация. Смотреть фото Что такое штурмовая авиация. Смотреть картинку Что такое штурмовая авиация. Картинка про Что такое штурмовая авиация. Фото Что такое штурмовая авиация

А-10 создавался в 60-70-е годы прошлого века (первый полет – май 1970 года), когда все НАТО реально трепетало перед танковыми армадами, которые имелись у Советского Союза. И которые реально могли катком прокатиться по всей Европе. Потому и создавалось все, что могло противостоять такой силе.

Так что «Бородавочник», собранный вокруг мощной пушки GAU-8/A и с дополнительным вооружением в лице очень вменяемой управляемой ракеты AGM-65 «Маверик» вполне мог стать одним из средств сдерживания, если бы дело дошло до такого противостояния.

Что такое штурмовая авиация. Смотреть фото Что такое штурмовая авиация. Смотреть картинку Что такое штурмовая авиация. Картинка про Что такое штурмовая авиация. Фото Что такое штурмовая авиация

Кстати, возможно именно потому США на удивление не бросились продавать А-10 по всему миру. «Только для себя».

Идея «самолета вокруг пушки» можно сказать, себя не оправдала, основное большинство целей в конфликтах, где принимал участие А-10, было уничтожено ракетами. Потому в дальнейшем своем развитии А-10 стал летать выше и «тянуться» вооружением дальше, чем в начале карьеры.

Но без сомнения, самолет остался штурмовиком. Пусть и вписанным в новую концепцию безопасного боя на дальних дистанциях.

Что такое штурмовая авиация. Смотреть фото Что такое штурмовая авиация. Смотреть картинку Что такое штурмовая авиация. Картинка про Что такое штурмовая авиация. Фото Что такое штурмовая авиация

Су-25 наоборот, создавался как средство Апокалипсиса для переднего края. Принцип применения этого самолета был идентичен предшественнику, Ил-2. Поддержка сухопутных войск и тотальная аннигиляция противника на переднем крае всеми доступными для этого средствами.

Что такое штурмовая авиация. Смотреть фото Что такое штурмовая авиация. Смотреть картинку Что такое штурмовая авиация. Картинка про Что такое штурмовая авиация. Фото Что такое штурмовая авиация

Над А-10 последние 20 лет висит дамокловым мечом угроза снятия с вооружения. Самолет несколько не вписывается в концепцию войны на больших дистанциях и с минимальными потерями. Его постепенно выдавливают в сферу задач обычных истребителей-бомбардировщиков, хотя время от времени «Бородавочник» работает по наземным целям именно как штурмовик.

Но много звучит доводов в пользу полного отказа от А-10 как от машины и от штурмовика, как класса. И, кстати, эти мнения получают поддержку от самих ВВС США, поскольку там считают, что сегодня А-10 еще более уязвим от средств ПВО, чем 50 лет назад.

А ведь еще надо не только содержать машины, но и готовить для них пилотов и технический персонал. А это весьма и весьма весомый довод.

Самое интересное, что избавиться от А-10 хотят в ВВС, а роль адвокатов выполняет Конгресс США. И в Конгрессе откровенно демонстрируют нежелание отказываться от А-10 в пользу истребителей-бомбардировщиков.

Аргументация, скажем, несколько притянута, но имеет в себе рациональные зерна. Сегодня в любом конфликте с равным противником типа России или Китая, авиация США может понести потери от работы ПВО и действия истребителей. Но простите, в этом и заключается суть войны!

Кроме того, на вооружении ВВС США стоят и другие самолеты, которые ну никак не назвать новыми и современными. Это и F-15, и F-16 и, конечно, B-52. И для всех этих машин вполне справедливо утверждение, что в современно бою они будут нести потери.

И да, А-10 запросто можно использовать в конфликтах с более слабыми противниками, как это было, например, в Афганистане или Ираке. Так называемые «экспедиционные конфликты» против противника, не обладающего передовыми системами ПВО. Или в изолированных зонах конфликтов, в которых ПВО противника будет подавлено, а сопротивление на земле продолжалось.

Что такое штурмовая авиация. Смотреть фото Что такое штурмовая авиация. Смотреть картинку Что такое штурмовая авиация. Картинка про Что такое штурмовая авиация. Фото Что такое штурмовая авиация

Ну да, есть некое ощущение со схожестью с инструментом «блицкрига» Ju-87 «Stuka». Самолет сильно так себе, но в условиях отсутствия противодействия 87-й был способен на причинение большого вреда.

Судя по всему, в Конгрессе США считают, что рано отказываться от такого инструмента, как «Бородавочник». Видимо, конфликты такого рода если не планируются в США, то не сбрасываются со счетов.

У нас все точно так же. От Су-25 отказываться никто не собирается, несмотря на возраст. Да, были обозначены какие-то телодвижения по программе ОКР «Шершень», поговорили о программе ПАК ША, но после «успехов» с ПАК ФА и ПАК ДА, разговоры утихли.

Что такое штурмовая авиация. Смотреть фото Что такое штурмовая авиация. Смотреть картинку Что такое штурмовая авиация. Картинка про Что такое штурмовая авиация. Фото Что такое штурмовая авиация

А потом, изучив возможности Су-25СМ3, наши военные пришли к выводу, что можно еще какое-то время использовать «Грача», доведя все оставшиеся в строю самолеты до уровня СМ3. А с разработкой новой платформы штурмовика можно и подождать до лучших времен.

Были еще озвучены «идеи» о замене Су-25 на Як-130, но это, честно говоря, вызывает просто смех. Да и желающих сесть за штурвал «легкого штурмовика», практически ничем не защищенного в плане брони и утюжить на нем передний край или огневые точки противника, как это делали Су-25 в том же Афганистане или Чечне, скорее всего, будет очень мало.

Скорее было бы разумнее восстановить на всякий случай производственные возможности авиастроительного предприятия в Улан-Удэ.

В целом получается удивительная ситуация. Практически весь мир отказался от идеи применения штурмовиков, постепенно заменяя их истребителями-бомбардировщиками.

В свое время А-10 хотели приобрести Германия, Англия, Бельгия, Япония, Южная Корея, Австралия. Однако ни одна сделка так и не состоялась. Потенциальные покупатели решили, что это слишком накладно, а потому пересмотрели свои концепции в сторону истребителей-бомбардировщиков.

Действительно, штурмовик – это все-таки целый комплекс затрат, в котором приобретение самолета – не самая дорогая составляющая.

Что такое штурмовая авиация. Смотреть фото Что такое штурмовая авиация. Смотреть картинку Что такое штурмовая авиация. Картинка про Что такое штурмовая авиация. Фото Что такое штурмовая авиация

Да, разработать, испытать, облетать, отработать ошибки и начать серийное производство – это только начало.

В целом – дело действительно хлопотное и энергоемкое. Потому основное количество эксплуатантов Су-25 имеют от 2 до 10 таких самолетов. На всякий случай. В основном это страны Африки, где локальные стычки с соседями – дело обычное и не очень обременительное.

Унаследовавшие «Грачей» страны бывшего СССР тоже имеют эти самолеты на вооружении и применяют. Но с уверенностью можно сказать, что с практическим применением в той же Армении и Украине все обстоит не очень хорошо, главным образом, сказывается не самая лучшая подготовка пилотов. Армяне потеряли в столкновении в Азербайджаном в 2020 году 5 самолетов, украинские ВВС во время очень ограниченного применения на Донбассе – 6 машин. В основном от огня ПЗРК.

А-10 тоже несли потери. Во время операции «Свобода Ираку» было потеряно 2 самолета, один ракетой ПЗРК, другой отперфорировала МЗА.

Для самолета, который работает на переднем крае войны – потери обоснованы и оправданы. Это передний край войны, здесь все стреляет. И потому работа штурмовика вполне логична и полезна.

Что такое штурмовая авиация. Смотреть фото Что такое штурмовая авиация. Смотреть картинку Что такое штурмовая авиация. Картинка про Что такое штурмовая авиация. Фото Что такое штурмовая авиация

В наше время военные иногда чересчур увлекаются фантазиями, рассказывая о том, как на земле будут сражаться роботизированные комплексы, а в небе – БПЛА. Конечно, развитие технологий рано или поздно может привести к такому развитию событий, однако это скорее всего произойдет несколько позднее.

Искусственный интеллект, который пока заседает в парламентах и генеральных штабах, конечно, получит когда-то прописку в кабинах самолетов и танков. Уже сегодня роботы и управляемые дистанционно комплексы способны выполнять определенные боевые задачи. Но полноценная замена произойдет еще очень нескоро.

И здесь закрытый штурмовой клуб в лице США и России смотрится весьма и весьма осмысленно. Да, беспилотные истребители с искусственным интеллектом, да «сетецентрические войны» с оборудованием обеспечения стоимостью под облака… Все это смотрится красиво в рекламных роликах.

Если же речь идет о локальном конфликте, и тем более, с противником, равным по возможностям, все это пока уходит в область фантастики. «Сетецентрическая война» может очень просто закончиться там, где начнется настоящая РЭБ. БПЛА будет очень трудно что-то изобразить в условиях «глухой» зоны полного подавления.

Ну а о применении высокоточных боеприпасов стоимостью в десятки тысяч долларов против огневых точек, выкопанных с помощью лопат…

В целом, списывать такие вещи, как миномет и штурмовик не то что рано – глупо. Поэтому даже в будущем, штурмовик над передним краем смотрится очень даже логично.

Что такое штурмовая авиация. Смотреть фото Что такое штурмовая авиация. Смотреть картинку Что такое штурмовая авиация. Картинка про Что такое штурмовая авиация. Фото Что такое штурмовая авиация

Видимо именно понимая такой расклад, ни Конгресс, ни командование российских ВВС с одной стороны, не спешат разрабатывать новые штурмовики, но и одновременно не собираются отправлять в отставку старые самолеты.

По сути, «старички» А-10 и Су-25, проверенные огнем не одного конфликта, могут оказаться более целесообразной силой, нежели гипотетически разработанные самолеты очередного поколения. Как сегодня в мире сложно с новыми самолетами, мы все видим. И на примерах американских F-22 и F-35, и на примере нашего Су-57 и китайских J-20 и J-31.

А самолет переднего края (хорошо, А-10 не совсем такой самолет) должен быть надежным, защищенным и недорогим. Чтобы его можно было безболезненно потерять.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *