Что такое штурмовая авиация
В общевойсковом наступательном бою можно обойтись без поддержки с воздуха: гаубичный артиллерийский дивизион Советской армии мог за один час обрушить на голову врага полтысячи снарядов калибра 152 мм! Артиллерия бьет в туман, грозу и вьюгу, а работа авиации зачастую бывает ограничена неблагоприятными погодными условиями и темным временем суток.
Но для непосредственной огневой поддержки наземных войск не требуется столь мощных боеприпасов, как и сверхбольшой дальности стрельбы! Легендарная пушка-гаубица Д-20 бьет на 17 километров – более чем достаточно для поражения любых целей в прифронтовой полосе. А мощности её снарядов массой 45-50 килограммов хватает для поражения большинства объектов на переднем крае обороны противника. Ведь неслучайно, в годы Второй мировой войны Люфтваффе отказалось от «соток» – для непосредственной поддержки наземных войск было достаточно авиабомб массой 50 кг.
Противотанковый штурмовик A-10 «Тандерболт II» («Удар грома»)
Рассказ о фантастической пушке GAU-8 был бы неполным без упоминания о её боеприпасах. Особенно популярен бронебойный PGU-14/B с сердечником из обедненного урана, пробивающий на дистанции 500 метров под прямым углом 69 мм брони. Для сравнения: толщина крыши советской БМП первого поколения 6 мм, борт корпуса 14 мм. Феноменальная точность орудия позволяет с дистанции 1200 метров уложить 80% снарядов в круг диаметром около шести метров. Другими словами, односекундный залп на максимальной скорострельности дает 50 попаданий во вражеский танк!
Самолет огневой поддержки АС-130 «Спектр»
Норм. взлетная масса: 60 тонн. Стрелково-пушечное вооружение: 105 мм гаубица, 40 мм автоматическая пушка, два 6-ти ствольных «Вулкана» калибра 20 мм. Экипаж: 13 человек. Макс. скорость 480 км/ч.
Увы, весело пострелять из гаубицы по проплывающим под крылом городам и поселкам не получится. Работа АС-130 намного прозаичнее: цели (укрепленные пункты, скопления техники, мятежные кишлаки) выбираются заранее. При подходе к цели, «ганшип» делает вираж и начинает кружить над целью с постоянным креном на левый борт, таким образом, чтобы траектории снарядов сходились точно в «точке прицеливания» на поверхности земли. В сложных баллистических расчетах помогает автоматика, «Ганшип» оснащен самыми современными прицельными системами, тепловизорами и лазерными дальномерами.
Двухмоторный штурмовик Хеншель-129
Серийное производство неудачного самолета возможно было бы свернуто, не успев начаться, но встреча с десятками тысяч советских танков заставило немецкое командование принимать любые возможные меры, лишь бы остановить Т-34 и его бесчисленных «коллег». В результате, убогий штурмовик, выпущенный в количестве всего 878 экземпляров, прошел всю войну. Отметился на Западном фронте, в Африке, на Курской дуге…
История о Hs.129 – это история о летном мастерстве. Немцы никогда не жаловались на плохое качество техники и воевали даже на таких убогих машинах. При этом, время от времени, добивались некоторых успехов, на счету проклятого «Хеншеля» немало крови советских солдат
Бронированный штурмовик Су-25 «Грач»
Символ жаркого неба Афганистана, советский дозвуковой штурмовик с титановой броней (общая масса броневых плит достигает 600 кг).
Идея дозвуковой высокозащищенной ударной машины родилась в результате анализа боевого применения авиации по наземным целям на учениях «Днепр» в сентябре 1967 года: всякий раз, лучшие результаты демонстрировал дозвуковой МиГ-17. Устаревший самолет, в отличие от сверхзвуковых истребителей-бомбардировщиков Су-7 и Су-17, уверенно находил и прицельно поражал точечные наземные цели.
В результате на свет появился «Грач», специализированный штурмовик Су-25 с предельно простой и живучей конструкцией. Неприхотливый «самолет-солдат», способный работать по оперативным вызовам сухопутных войск в условиях сильного противодействия фронтовой ПВО противника.
В результате, к началу Афганской войны Су-25 стал единственным самолетов советских ВВС, максимально приспособленным к подобным «нестандартным» конфликтам. Кроме Афгана, благодаря своей дешевизне и простоте эксплуатации, штурмовик «Грач» отметился в паре десятков вооруженных конфликтов и гражданских войн по всему миру.
Лучшее подтверждение эффективности Су-25 – «Грач» не сходит с конвейера тридцать лет, помимо базовой, экспортной и учебно-боевой версии, появился ряд новых модификаций: противотанковый штурмовик Су-39, палубный самолет Су-25УТГ, модернизированный Су-25СМ со «стеклянной кабиной» и даже грузинская модификация «Скорпион» с зарубежной авионикой и прицельно-навигационными системами израильского производства.
Многоцелевой истребитель P-47 «Тандерболт»
Легендарный предшественник современного штурмовика А-10, спроектированный грузинским авиаконструктором Александром Картвелишвили. Считается одним из лучших истребителей Второй мировой войны. Роскошное оснащение кабины пилота, исключительная живучесть и защищенность, мощное вооружение, дальность полета 3700 км (от Москвы до Берлина и обратно!), турбонаддув, позволявший тяжелому самолету вести бой на заоблачных высотах.
Все это достигнуто благодаря появлению двигателя Пратт&Уитни R2800 – невероятной 18-цилиндровой «звезды» воздушного охлаждения мощностью 2400 л.с.
В результате истребитель P-47 успешно применялся на Западном фронте в качестве штурмовика. Последнее, что видели в своей жизни многие немецкие танкисты, – пикирующее на них серебристое тупоносое бревно, извергающее потоки смертельного огня.
Бронированный Штурмовик Ил-2 vs Пикирующий бомбардировщик Юнкерс-87
Попытка сравнения Ju.87 со штурмовиком Ил-2 всякий раз встречает яростные возражения: да как вы смеете! это разные самолеты: один атакует цель в крутом пикировании, второй – обстреливает цель с бреющего полета.
Но это лишь технические детали. По факту обе машины – «самолеты поля боя», созданные для непосредственной поддержки наземных войск. У них общие задачи и ЕДИНОЕ предназначение. А вот какой из способов атаки эффективнее – выяснить.
Юнкерс-87 «Штука». Норм. взлетная масса: 4,5 тонны. Стрелково-пушечное вооружение: 3 пулемета калибра 7,92 мм. Бомбовая нагрузка: могла достигать 1 тонны, но обычно не превышала 250 кг. Экипаж: 2 человека. Макс. скорость 390 км/ч (в горизонтальном полете, разумеется).
В сентябре 1941 года было выпущено 12 Ju.87. К ноябрю 1941 года производство «лаптежника» было практически прекращено – всего выпустили 2 самолета. К началу 1942 года производство пикирующих бомбардировщиков вновь возобновилось – всего за последующие полгода немцы построили около 700 Ju.87. Просто удивительно, как выпускавшийся в таких ничтожных количествах «лаптежник» смог натворить столько бед!
— мнение пилотов Ил-2
Всего за годы войны было выпущено 36 тысяч самолетов Ил-2 (плюс еще около тысячи модернизированных штурмовиков Ил-10 в первой половине 1945 г.). Количество выпущенных Илов превышало количество всех немецких танков и САУ, имевшихся на Восточном фронте – если бы каждый Ил-2 уничтожил хотя бы по одной единице вражеской бронетехники, стальные клинья Панцерваффе просто перестали бы существовать!
Много вопросов связано с неуязвимостью Штурмовика. Суровая реальность подтверждает: тяжелое бронирование и авиация – вещи несовместимые. Снаряды немецкой автоматической пушки MG 151/20 пробивали бронекабину Ил-2 насквозь. Консоли крыла и хвостовая часть фюзеляжа Штурмовика были вообще выполнены из фанеры и никакого бронирования не имели – очередь зенитного пулемета запросто «отрубала» крыло или хвост от бронекабины с летчиками.
— отчет об испытаниях Ил-2 в НИИ вооружений ВВС
Безо всякого противодействия противника, в идеальных полигонных условиях по заранее известной цели! Более того, стрельба с пологого пикирования плохо сказывалась на бронепробиваемости: снаряды просто рикошетили от брони – ни в одном из случаев броню вражеских средних танков пробить не удалось.
Как показывает практика, основными целями Штурмовиков все-таки были не танки, а немецкая пехота, огневые точки и артбатареи, скопления техники, железнодорожные станции и склады в прифронтовой полосе. Вклад Штурмовиков в победу над фашизмом неоценим.
Итак, перед нами семь лучших самолетов непосредственной поддержки сухопутных сил. Каждый «супергерой» имеет свою уникальную историю и собственный неповторимый «секрет успеха». Как вы могли заметить, все они не отличаются высокими летными характеристиками, скорее наоборот – все как один неуклюжие, тихоходные «утюги» с несовершенной аэродинамикой, отданной на откуп повышенной живучести и вооружению. Так в чем же смысл существования этих самолетов?
152 мм пушка-гаубица Д-20 буксируется грузовым автомобилем ЗиЛ-375 с максимальной скоростью 60 км/ч. Штурмовик «Грач» летит в небе со скоростью в 15 раз быстрее. Это обстоятельство позволяет самолету в считанные минуты прибыть на нужный участок линии фронта и высыпать на голову противнику град мощных боеприпасов. Артиллерия, увы, таких возможностей оперативного маневра не имеет.
Отсюда следует незамысловатый вывод: эффективность работы «авиации поля боя» в первую очередь зависит от грамотного взаимодействия между сухопутными силами и ВВС. Качественная, связь, организация, правильная тактика, грамотные действия командиров, авиадиспетчеры-корректировщики. Если все сделано правильно, авиация принесет на своих крыльях победу. Нарушение данных условий неизбежно вызовет «френдли файр».
Штурмовик
Штурмо́вка — поражение наземных и морских целей при помощи стрелково-пушечного вооружения (пушек и пулемётов), а также ракет. Такой способ поражения оказывается более пригодным для нанесения ударов по растянутым целям, таким как скопления и особенно походные колонны пехоты и техники. Наиболее эффективны удары по открыто расположенной живой силе и небронированной технике (автомобиль, железнодорожный транспорт, тягачи). Для выполнения этой задачи ЛА должен действовать на малой высоте без пикирования(«бреющий полёт») или с очень пологим пикированием.
Содержание
История
Самым массовым штурмовиком Второй мировой войны (а также самым массовым боевым самолётом в истории авиации) стал Ил-2 КБ Ильюшина. Следущей машиной этого типа созданной Ильюшиным стал Ил-10, который применялся только в самом конце Второй мировой.
Люфтваффе также использовало специализированный штурмовик Henschel Hs 129, но он был выпущен в малых количествах и не сыграл существенной роли в войне. Функции штурмовика (истребителя танков) в Люфтваффе выполнял Junkers Ju 87G, оснащённый двумя подкрыльевыми пушками. Кроме того, усиленное бронирование несли варианты этого самолёта серии Ju-87D.
Класс штурмовиков чётких границ не имеет. К штурмовикам близки такие летательные аппараты, как истребитель-бомбардировщик и пикирующий бомбардировщик. Однако в годы Второй мировой войны концепция истребителя-бомбардировщика себя не оправдала, несмотря на популярность и кажущуюся логичность. Проблема была в том, что подготовка как квалифицированного пилота истребителя, так и квалифицированного пилота бомбардировщика — чрезвычайно сложна и дорога. Подготовить же пилота, способного качественно совмещать эти профессии, намного сложнее. А без этого истребитель-бомбардировщик превращался в обычный скоростной не пикирующий бомбардировщик. Неспособность к пикированию и отсутствие второго члена экипажа, отвечающего за прицеливание, делало применение истребителей-бомбардировщиков недостаточно эффективным для нанесения бомбовых ударов. А отсутствие бронирования не позволяло действовать на малых высотах так, как это делали специализированные бронированные штурмовики.
Из истребителей наиболее успешно в качестве штурмовиков применялись слегка модифицированные Focke-Wulf Fw 190F и немодифицированные Hawker Typhoon и Republic P-47 Thunderbolt.
В связи с этим в послевоенный период в ВВС росло сопротивление разработке штурмовиков как узкоспециализированных самолётов. Хотя непосредственная воздушная поддержка наземных войск авиацией оставалась и остаётся крайне важным фактором современного боя, основной упор делался на проектирование универсальных самолётов, совмещающих в себе функции штурмовика.
Примером послевоенных штурмовиков являются Blackburn Buccaneer, A-6 Intruder, A-7 Corsair II. В других случаях атака наземных целей стала сферой деятельности переоборудованных тренировочных самолётов, как например BAC Strikemaster, BAE Hawk и Cessna A-37.
В 1960-х годах и советские, и американские военные вернулись к концепции специализированного самолёта непосредственной поддержки войск. Учёные обеих стран остановились на сходных характеристиках подобных самолётов — хорошо бронированный, высокоманёвренный дозвуковой самолёт с мощным артиллерийским и ракетно-бомбовым вооружением. Советские военные остановились на юрком Су-25, американские сделали ставку на более тяжёлый Republic A-10 Thunderbolt II. Характерной особенностью обоих самолётов стало полное отсутствие средств воздушного боя (хотя позже на обоих самолётах начали устанавливать ракеты «воздух-воздух» малого радиуса действия для самозащиты). Военно-политическая ситуация (существенное превосходство советских танков в Европе) определила основное назначение А-10 как противотанкового самолёта, в то время как Су-25 в большей мере предназначался для поддержки войск на поле боя (уничтожения огневых точек, всех типов транспорта, живой силы, важных объектов и укреплений противника), хотя одна из модификаций самолёта так же выделилась в специализированный «противотанковый» самолёт.
Во многих странах вообще не существует понятия «штурмовик», а для штурмовки используются самолёты, относящиеся к классам «пикирующий бомбардировщик», «фронтовой истребитель», «тактический истребитель» и пр.
Штурмовиками сейчас также называют и штурмовые вертолёты. В странах НАТО ЛА данного класса обозначают префиксом A- (Attack [источник?] ) с последующим цифровым обозначением.
штурмовая авиация
Смотреть что такое «штурмовая авиация» в других словарях:
Штурмовая авиация — Содержание 1 Россия 1.1 Советский период 1.2 Основное вооружение … Википедия
Штурмовая авиация — ШТУРМОВÁЯ АВИÁЦИЯ. Во время войны входила в состав фронтовой авиации и ВВС флотов (см. Авиация Военно Морского Флота). В организац. отношении состояла из отд. штурмовых авиац. полков и дивизий. С лета 1942 начали создаваться штурмовые авиакорпуса … Великая Отечественная война 1941-1945: энциклопедия
Штурмовая авиация — род военной авиации, предназначенный для поражения, как правило, с малых и предельно малых высот малоразмерных и подвижных наземных (морских) целей преимущественно в тактической и ближайшей оперативной глубине построения войск противника.… … Словарь военных терминов
авиация — сущ., ж., употр. сравн. часто Морфология: (нет) чего? авиации, чему? авиации, (вижу) что? авиацию, чем? авиацией, о чём? об авиации 1. Гражданская авиация это область народного хозяйства, связанная с перевозкой пассажиров и грузов, оказанием… … Толковый словарь Дмитриева
Авиация военно-морского флота — один из родов сил военно морского флота, предназначенный для уничтожения боевых сил флота противника и его морских транспортных средств, прикрытия корабельных группировок в море, а также для ведения воздушной разведки на морских и океанских… … Морской словарь
Авиация ВМС Бразилии — Aviação Naval Морская авиация Герб управления морской авиации Бразилии Годы существования с 18 ноября 1922 года Страна … Википедия
Авиация морская — в ряде стран род сил ВМФ (ВМС), предназначенный для уничтожения сил флота противника и его морских транспортных средств, прикрытия корабельных группировок в море, ведения воздушной разведки на морских и океанских ТВД и выполнения других задач. А … Словарь военных терминов
Военно-морская авиация — Гидросамолет Нагурского Farman MF.11 в бухте Крестовая губа на Новой Земле … Википедия
Штурмовая авиация
Смотреть что такое «Штурмовая авиация» в других словарях:
Штурмовая авиация — Содержание 1 Россия 1.1 Советский период 1.2 Основное вооружение … Википедия
Штурмовая авиация — ШТУРМОВÁЯ АВИÁЦИЯ. Во время войны входила в состав фронтовой авиации и ВВС флотов (см. Авиация Военно Морского Флота). В организац. отношении состояла из отд. штурмовых авиац. полков и дивизий. С лета 1942 начали создаваться штурмовые авиакорпуса … Великая Отечественная война 1941-1945: энциклопедия
авиация — сущ., ж., употр. сравн. часто Морфология: (нет) чего? авиации, чему? авиации, (вижу) что? авиацию, чем? авиацией, о чём? об авиации 1. Гражданская авиация это область народного хозяйства, связанная с перевозкой пассажиров и грузов, оказанием… … Толковый словарь Дмитриева
Авиация военно-морского флота — один из родов сил военно морского флота, предназначенный для уничтожения боевых сил флота противника и его морских транспортных средств, прикрытия корабельных группировок в море, а также для ведения воздушной разведки на морских и океанских… … Морской словарь
Авиация ВМС Бразилии — Aviação Naval Морская авиация Герб управления морской авиации Бразилии Годы существования с 18 ноября 1922 года Страна … Википедия
Авиация морская — в ряде стран род сил ВМФ (ВМС), предназначенный для уничтожения сил флота противника и его морских транспортных средств, прикрытия корабельных группировок в море, ведения воздушной разведки на морских и океанских ТВД и выполнения других задач. А … Словарь военных терминов
Военно-морская авиация — Гидросамолет Нагурского Farman MF.11 в бухте Крестовая губа на Новой Земле … Википедия
Закрытый воздушный штурмовой клуб
Действительно, самолет-штурмовик – это очень своеобразное явление. Сегодня в мире только две страны смогли в создание и содержание этого класса самолетов. Это Россия, использующая доставшиеся по наследству от СССР штурмовики Су-25 и США, у которых на вооружении стоит А-10.
Есть еще страны, эксплуатирующие Су-25, но там тоже основное большинство составляют страны, бывшие собратья по СССР и бывшие же союзники. То есть, получившие в свое распоряжение самолеты в плане социалистической помощи. Исключение составляют только Конго и Ирак, купившие самолеты за реальную цену. Но опять же, количество этих машин невелико.
Так что по сути только две с половиной армии в мире могут себе позволить штурмовики. Половинка – это Китай, у которой тоже есть штурмовик «Nanchang» Q-5, представляющий собой глубокую модернизацию «Shenyang» J-6, который, в свою очередь был лицензионной копией МиГ-19.
Но это уже совсем не интересно, МиГ-19 как модели под 70 лет. Так что Q-5 все-таки очень стар и потому не совсем вписывается в концепцию того, что мы можем назвать самолетом поля боя сегодня. Тем более, что по сути это просто переоборудованный в штурмовик истребитель.
Однако и на нем можно выполнять определенные боевые задачи. Но до А-10 и Су-25 все-таки очень далеко.
Сравнениям наших героев, «Грача» и «Бородавочника», было отдано много гигабайтов. Мы сравнивать эти самолеты не станем, с моей точки зрения, это машины, созданные под совершенно разные задачи.
А-10 создавался в 60-70-е годы прошлого века (первый полет – май 1970 года), когда все НАТО реально трепетало перед танковыми армадами, которые имелись у Советского Союза. И которые реально могли катком прокатиться по всей Европе. Потому и создавалось все, что могло противостоять такой силе.
Так что «Бородавочник», собранный вокруг мощной пушки GAU-8/A и с дополнительным вооружением в лице очень вменяемой управляемой ракеты AGM-65 «Маверик» вполне мог стать одним из средств сдерживания, если бы дело дошло до такого противостояния.
Кстати, возможно именно потому США на удивление не бросились продавать А-10 по всему миру. «Только для себя».
Идея «самолета вокруг пушки» можно сказать, себя не оправдала, основное большинство целей в конфликтах, где принимал участие А-10, было уничтожено ракетами. Потому в дальнейшем своем развитии А-10 стал летать выше и «тянуться» вооружением дальше, чем в начале карьеры.
Но без сомнения, самолет остался штурмовиком. Пусть и вписанным в новую концепцию безопасного боя на дальних дистанциях.
Су-25 наоборот, создавался как средство Апокалипсиса для переднего края. Принцип применения этого самолета был идентичен предшественнику, Ил-2. Поддержка сухопутных войск и тотальная аннигиляция противника на переднем крае всеми доступными для этого средствами.
Над А-10 последние 20 лет висит дамокловым мечом угроза снятия с вооружения. Самолет несколько не вписывается в концепцию войны на больших дистанциях и с минимальными потерями. Его постепенно выдавливают в сферу задач обычных истребителей-бомбардировщиков, хотя время от времени «Бородавочник» работает по наземным целям именно как штурмовик.
Но много звучит доводов в пользу полного отказа от А-10 как от машины и от штурмовика, как класса. И, кстати, эти мнения получают поддержку от самих ВВС США, поскольку там считают, что сегодня А-10 еще более уязвим от средств ПВО, чем 50 лет назад.
А ведь еще надо не только содержать машины, но и готовить для них пилотов и технический персонал. А это весьма и весьма весомый довод.
Самое интересное, что избавиться от А-10 хотят в ВВС, а роль адвокатов выполняет Конгресс США. И в Конгрессе откровенно демонстрируют нежелание отказываться от А-10 в пользу истребителей-бомбардировщиков.
Аргументация, скажем, несколько притянута, но имеет в себе рациональные зерна. Сегодня в любом конфликте с равным противником типа России или Китая, авиация США может понести потери от работы ПВО и действия истребителей. Но простите, в этом и заключается суть войны!
Кроме того, на вооружении ВВС США стоят и другие самолеты, которые ну никак не назвать новыми и современными. Это и F-15, и F-16 и, конечно, B-52. И для всех этих машин вполне справедливо утверждение, что в современно бою они будут нести потери.
И да, А-10 запросто можно использовать в конфликтах с более слабыми противниками, как это было, например, в Афганистане или Ираке. Так называемые «экспедиционные конфликты» против противника, не обладающего передовыми системами ПВО. Или в изолированных зонах конфликтов, в которых ПВО противника будет подавлено, а сопротивление на земле продолжалось.
Ну да, есть некое ощущение со схожестью с инструментом «блицкрига» Ju-87 «Stuka». Самолет сильно так себе, но в условиях отсутствия противодействия 87-й был способен на причинение большого вреда.
Судя по всему, в Конгрессе США считают, что рано отказываться от такого инструмента, как «Бородавочник». Видимо, конфликты такого рода если не планируются в США, то не сбрасываются со счетов.
У нас все точно так же. От Су-25 отказываться никто не собирается, несмотря на возраст. Да, были обозначены какие-то телодвижения по программе ОКР «Шершень», поговорили о программе ПАК ША, но после «успехов» с ПАК ФА и ПАК ДА, разговоры утихли.
А потом, изучив возможности Су-25СМ3, наши военные пришли к выводу, что можно еще какое-то время использовать «Грача», доведя все оставшиеся в строю самолеты до уровня СМ3. А с разработкой новой платформы штурмовика можно и подождать до лучших времен.
Были еще озвучены «идеи» о замене Су-25 на Як-130, но это, честно говоря, вызывает просто смех. Да и желающих сесть за штурвал «легкого штурмовика», практически ничем не защищенного в плане брони и утюжить на нем передний край или огневые точки противника, как это делали Су-25 в том же Афганистане или Чечне, скорее всего, будет очень мало.
Скорее было бы разумнее восстановить на всякий случай производственные возможности авиастроительного предприятия в Улан-Удэ.
В целом получается удивительная ситуация. Практически весь мир отказался от идеи применения штурмовиков, постепенно заменяя их истребителями-бомбардировщиками.
В свое время А-10 хотели приобрести Германия, Англия, Бельгия, Япония, Южная Корея, Австралия. Однако ни одна сделка так и не состоялась. Потенциальные покупатели решили, что это слишком накладно, а потому пересмотрели свои концепции в сторону истребителей-бомбардировщиков.
Действительно, штурмовик – это все-таки целый комплекс затрат, в котором приобретение самолета – не самая дорогая составляющая.
Да, разработать, испытать, облетать, отработать ошибки и начать серийное производство – это только начало.
В целом – дело действительно хлопотное и энергоемкое. Потому основное количество эксплуатантов Су-25 имеют от 2 до 10 таких самолетов. На всякий случай. В основном это страны Африки, где локальные стычки с соседями – дело обычное и не очень обременительное.
Унаследовавшие «Грачей» страны бывшего СССР тоже имеют эти самолеты на вооружении и применяют. Но с уверенностью можно сказать, что с практическим применением в той же Армении и Украине все обстоит не очень хорошо, главным образом, сказывается не самая лучшая подготовка пилотов. Армяне потеряли в столкновении в Азербайджаном в 2020 году 5 самолетов, украинские ВВС во время очень ограниченного применения на Донбассе – 6 машин. В основном от огня ПЗРК.
А-10 тоже несли потери. Во время операции «Свобода Ираку» было потеряно 2 самолета, один ракетой ПЗРК, другой отперфорировала МЗА.
Для самолета, который работает на переднем крае войны – потери обоснованы и оправданы. Это передний край войны, здесь все стреляет. И потому работа штурмовика вполне логична и полезна.
В наше время военные иногда чересчур увлекаются фантазиями, рассказывая о том, как на земле будут сражаться роботизированные комплексы, а в небе – БПЛА. Конечно, развитие технологий рано или поздно может привести к такому развитию событий, однако это скорее всего произойдет несколько позднее.
Искусственный интеллект, который пока заседает в парламентах и генеральных штабах, конечно, получит когда-то прописку в кабинах самолетов и танков. Уже сегодня роботы и управляемые дистанционно комплексы способны выполнять определенные боевые задачи. Но полноценная замена произойдет еще очень нескоро.
И здесь закрытый штурмовой клуб в лице США и России смотрится весьма и весьма осмысленно. Да, беспилотные истребители с искусственным интеллектом, да «сетецентрические войны» с оборудованием обеспечения стоимостью под облака… Все это смотрится красиво в рекламных роликах.
Если же речь идет о локальном конфликте, и тем более, с противником, равным по возможностям, все это пока уходит в область фантастики. «Сетецентрическая война» может очень просто закончиться там, где начнется настоящая РЭБ. БПЛА будет очень трудно что-то изобразить в условиях «глухой» зоны полного подавления.
Ну а о применении высокоточных боеприпасов стоимостью в десятки тысяч долларов против огневых точек, выкопанных с помощью лопат…
В целом, списывать такие вещи, как миномет и штурмовик не то что рано – глупо. Поэтому даже в будущем, штурмовик над передним краем смотрится очень даже логично.
Видимо именно понимая такой расклад, ни Конгресс, ни командование российских ВВС с одной стороны, не спешат разрабатывать новые штурмовики, но и одновременно не собираются отправлять в отставку старые самолеты.
По сути, «старички» А-10 и Су-25, проверенные огнем не одного конфликта, могут оказаться более целесообразной силой, нежели гипотетически разработанные самолеты очередного поколения. Как сегодня в мире сложно с новыми самолетами, мы все видим. И на примерах американских F-22 и F-35, и на примере нашего Су-57 и китайских J-20 и J-31.
А самолет переднего края (хорошо, А-10 не совсем такой самолет) должен быть надежным, защищенным и недорогим. Чтобы его можно было безболезненно потерять.