Что такое шумовой этюд
Звукошумовое оформление
Шумовое оформление, шумовые приборы
Шумовое оформление применяется с целью усиления художественного воздействия спектакля, способствует созданию иллюзии реальности происходящего на сцене, повышает эмоциональное напряжение кульминаций (напр., Сцена грозы в «Короле Лире» Шекспира).
В зависимости от спектакля различают шумовое оформление «реалистическое» и условное, иллюстративное и ассоциативно-символическое.
Типы «реалистического» шумового оформления: звуки природы (пение птиц, шум прибоя, завывание ветра, гром и т. д.), шумы транспортные (стук колёс поезда и др.), батальные (выстрелы, взрывы), производственные (шум станков, моторов), бытовые (телефонный звонок, бой часов).
Условное шумовое оформление применялось в старинной восточной драме (напр., в японском театре кабуки), особенно широко оно используется в современном театре. Шумовое оформление в лучших спектаклях органично сочетается с музыкальным.
Для шумового оформления широко применяют магнитную запись, радиотехнику (в т. ч. стереофонические эффекты); обычно театр располагает шумовой фонотекой.
Шумовые приборы используют лишь для создания наиболее распространённых шумов или для имитации шумов при записи их на плёнку (в случае трудности «работы на натуре»). Разнообразные шумы получают также с помощью электронных устройств.
В практике театров бытуют выражения «музыкальное сопровождение», «звуковое решение», «шумовое сопровождение» и т. д. Стоит сразу договориться, что под общим понятием «звуковое оформление» мы будем иметь в виду музыкальное, шумовое и звукотехническое оформление.
К музыкальному оформлению относится включение в спектакль вокальных произведений, танцев, инструментальных пьес, фрагментов симфонических произведений, хора — одним словом, музыки всех жанров и форм.
К шумовому оформлению — включение в сценическое действие театральных шумов, а также таких звуков, как пение птиц, крики животных, колокольный звон и т. п. Сюда же относятся и различные звуковые эффекты.
Хороший режиссер не оформляет спектакль музыкой и шумами как чем-то второстепенным, дополнительным и не просто организует сопровождение, он ищет то единственное, необходимое, органичное соединение сценического действия с музыкой, шумом, звуком, которое вытекает из смысла постановки.
Под звукорежиссурой драматической постановки следует понимать творческую организацию ее музыкального и шумового оформления.
Что такое шумовой этюд
В зависимости от сочетания с изображением шумы в практике нашего кинопроизводства подразделяют обычно на внутрикадровые (синхронные), закадровые (несинхронные) и фоновые. Деление это связано с технологией записи шумов и их монтажа с изображением. Внутрикадровыми называют те шумы, которые сопровождают видимое в кадре движение. Обычно они фиксируются на фонограмму вместе с речью во время синхронных съемок или записываются синхронно на последующем шумовом озвучении. Закадровыми называют шумы, источник которых находится вне кадра. Абсолютная синхронность для таких шумов зачастую не обязательна. Например, человек, поговорив о чем-то со своим приятелем, пошел к двери; дверь в кадре не видна — виден оставшийся в кадре приятель, стук же двери слышен. Этот стуки будет закадровым. Фоновые — это те шумы, что звучат на фоне. На первом плане происходит какое-то действие, слышны соответствующие звуки, на фоне же (иногда видимом, иногда невидимом) звучат какие-то другие, второплановые шумы. Обычно они не требуют синхронности.
Например, на первом плане мы видим кузнеца, ударяющего молотом по наковальне,— звуки ударов молота синхронны с изображением, а вдали стоит горн. Горн гудит. Его гул и будет в данном случае фоновым шумом.
Для закадровых и фоновых шумов важна их протяженность во времени. Если звук синхронен с изображением, он может быть услышан и понят сразу же. Человек стреляет из ружья — выстрел воспринят менее чем за секунду, то есть на полметра изображения на пленке.
Чтобы закадровые шумы были восприняты зрителем, они должны достаточно долго звучать. А в тех случаях, когда авторы фильма хотят возложить на шумы эмоциональную, образную нагрузку, их длительность должна быть еще большей.
На городской окраине проводник дрессирует своего Мухтара (к\ф «Ко мне Мухтар», режиссер С.Туманов, звукооператор И.Майоров, 1964г). Собака была тяжело ранена, и ее приходится обучать заново. Еще и еще раз проводник пытается заставить Мухтара пройти по бревну. Еще и еще раз доносятся откуда-то короткие нерешительные гудки. Они уже на грани назойливости. Но именно потому, что они повторяются много раз, начинаешь понимать (и ощущать), как мучительно трудно сейчас и собаке и человеку. Продолжительность шумов (самих по себе не очень-то выразительных) усиливает гнетуще грустное настроение от этого эпизода.
Иногда понятия закадровых и фоновых шумов соединяют в одно и называют их либо фоновыми, либо закадровыми — точной, стандартизированной терминологии пока еще нет.
В основу нашего деления мы возьмем другой принцип: для нас важно, с одной стороны, как сочетаются шумы с изображением (совпадают или не совпадают), с другой, — какую задачу выполняют шумы.
Говоря о совпадении шумов с изображением (а также с диалогом), мы включаем сюда и внутрикадровые, и закадровые, и фоновые шумы, если они повторяют изображение, то есть передают тот же смысл, что и изображение, и текст диалога. И, наоборот, в понятие несовпадения включаются те шумы, которые не повторяют прямого смысла и эмоций, передаваемых в изображении и диалоге, даже если они синхронны изображению в буквальном смысле слова.
Начнем с наиболее обычного для современного кино вида сочетания шумов с изображением и наиболее распространенных функций, выполняемых шумами.
Программа вступительного экзамена по специальности «Музыкальная звукорежиссура»
ФЕДЕРАЦИЯ НЕЗАВИСИМЫХ ПРОФСОЮЗОВ РОССИИ
ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРОФСОЮЗОВ
вступительного экзамена по специальности
Ст. преподаватель кафедры звукорежиссуры СПбГУП
под общей редакцией Заслуженного деятеля искусств РФ, профессора
Вступительный экзамен по специальности «музыкальная звукорежиссура» проводится в форме творческого испытания, с целью проверки
у абитуриентов уровня музыкальной подготовки, способности к анализу фонограмм, выявления общего культурного уровня экзаменуемого и его художественно-творческого потенциала.
Вступительный экзамен по специальности состоит из 3 разделов, испытание по всем разделам абитуриент проходит в устной форме:
1. Музыкальное тестирование
3. Творческое испытание
· По результатам испытания абитуриент получает оценку в баллах.
· Максимальное количество баллов-100, из которых:
· Абитуриенту, получившему за все испытания менее 40 баллов, выставляется неудовлетворительная оценка
1. Музыкальное тестирование
В процессе музыкального тестирования выявляется уровень профессиональной подготовки абитуриента по музыкальным дисциплинам (фортепиано, сольфеджио, теория музыки), который должен соответствовать уровню подготовки выпускника среднего специального (музыкального) учебного заведения.
Поступающий должен исполнить на фортепиано два разных по стилю произведения, контрастных по жанру, темпу, демонстрирующих разнообразные технические навыки.
-Определить на слух аккорды (все виды трезвучий с обращениями, септаккорды, нонаккорды), модуляцию в тональность первой степени родства в виде четырехголосной аккордовой последовательности.
— Спеть с листа одноголосный пример в простых и сложных
размерах, включающий отклонения и модуляции
(из сборников сольфеджио или оригинальной вокальной литературы).
— гармонизовать мелодию в форме периода, используя гармонические средства в объеме программы курса гармонии для музыкальных училищ
— сыграть на фортепиано в четырехголосном изложении модуляцию в тональность первой степени родства в форме периода
— сделать гармонический анализ предложенного произведения с определением его структуры, тонального плана, характеристикой каденций, гармонических функций аккордов, неаккордовых звуков, стилевых признаков.
Собеседование проводится для выявления уровня общекультурной подготовки абитуриентов, осведомленности в профессии «звукорежиссура», знания в области звукозаписи, радиовещания, телевидения (современное состояние, перспективы развития), свободное ориентирование в области музыкального искусства.
Основные вопросы для собеседования:
· По разделу звукорежиссура
1. Какие области работы звукорежиссера Вам известны?
2. В чем заключается работа звукорежиссера в театре?
3. В чем заключается работа звукорежиссера на студиях звукозаписи?
4. В чем заключается работа концертного звукорежиссера?
5. Как Вы представляете свою работу в качестве звукорежиссера?
6. Назовите известных Вам российских и зарубежных звукорежиссеров и
7. Какие музыкальные компьютерные программы Вам известны?
Укажите основные функции программ и возможности работы в них.
8. Каким образом можно классифицировать музыкальные программы?
9. Какое значение музыка имеет в кинофильмах?
10. Какие электромузыкальные инструменты Вам известны? В чем отличие акустических и электромузыкальных инструментов?
11. Какие критерии оценки качества звукозаписи Вам известны?
12. Раскройте следующие понятия: амплитуда, частота, фаза.
13. Как Вы понимаете понятие «тембр»?
15. Какие функции выполняет профессиональная звуковая карта?
16. В чем заключается отличие цифровой и аналоговой записи?
17. Что представляют собой акустические и электрические сигналы?
18. Кто и когда изобрел фонограф?
19. Какие значимые события Вы можете выделить в процессе становления звукорежиссуры?
20. Как Вы понимаете термин «акустика зала»?
· По разделу музыкальное искусство
6. Каких ярких представителей композиторского творчества XX века Вы знаете?
7. Каких ярких представителей русской композиторской школы XIX века Вы знаете?
8. Какие группы симфонического оркестра Вам известны?
9. Какие инструменты входят в различные группы симфонического оркестра?
10. Укажите основные эстетические принципы «новой русской школы («могучая кучка»)».
11. Какие стили и жанры музыкального искусства Вам известны?
12. Каких представителей джазовой музыки Вы знаете?
13. Какие музыкальные направления Вам импонируют?
14. Какие концертные залы вы посетили за последнее время?
15. Каких современных исполнителей джазовой музыки Вы знаете?
16. Какие современные музыкальные стили Вам известны?
17. Какие инструменты, не относящиеся к группам оркестра, могут быть включены в состав симфонического оркестра?
Целью творческого испытания является выявление предрасполо-женности абитуриента к профессиональной деятельности.
Абитуриенту предлагается для прослушивания и оценки ряд музыкальных фонограмм различных стилей и жанров, подобранный комиссией. Предложенные фонограммы могут содержать искажения (щелчки, хрипы, фальшь, нарушения музыкального баланса, тембра и т. д.)
Примерные вопросы для оценки фонограмм:
1. Назовите инструментальный состав прослушанного музыкального произведения.
2. Определите стилистическую и жанровую принадлежность музыкального произведения.
3. Насколько естественно в записи переданы тембры инструментов?
4. Присутствуют ли в фонограмме электромузыкальные инструменты?
5. Какой инструмент исполняет солирующую партию?
6. Присутствуют ли в фонограмме искажения, щелчки?
7. Как на Ваш взгляд сбалансированы между собой инструменты?
9. Какие группы оркестра плохо прослушиваются в данной фонограмме?
10. Насколько соблюдены стилевые особенности при записи фонограммы?
Желательным является предоставление экзаменационной комиссии творческой работы. Ее наличие дает абитуриенту преимущество при равном количестве баллов.
Экзаменуемый представляет творческую работу из предложенного списка в виде самостоятельно выполненной фонограммы. Необходимо устно описать алгоритм выполнения работы и комплекс использованного оборудования.
ü Звукозапись (концертная или студийная)
ü Озвучание кино, видео фильма
ü Озвучание статичного изображения
· Звуковая студия. Кн. 1/Пер. с англ. М., 1996.
· Меерзон основы звукорежиссуры. Оборудование
студий. М.,1996.
· Франк бесед о звуке. М.,1971.
· Франк. как зрительная ассоциация. Л., 1993.
· 600 звуковых и музыкальных программ. СПб 1999г.
· Компакт диски и CD устройства. СПб Лань 1997г.
· Петелин музыки на PC СПб 1998г.
· Петелин оркестр в PC. Спб 1999г.
· Журналы по специальности: «Шоу-Мастер», «AES», «Звукорежиссер»,
«IN/OUT», «Техника кино и телевидения», «Музыкальное оборудование»,
«625», «Studio Sound», «Life Sound».
Адреса в сети INTERNET:
Звуковой этюд: репертуар для обогащения голосовой палитры
Этюд в театральной педагогике – упражнение, которое состоит из различных сценических действий (импровизированных или заранее разработанных) и служит развитию и совершенствованию актёрской техники. В широком смысле этюд – произведение вспомогательного характера для изучения каких-либо свойств, сторон предмета. В звуковом этюде актёр (подобно художнику или скульптору в своём ремесле) достигает определённых целей: раскрывает и разрабатывает детали художественного текста, совершенствует свое профессиональное мастерство и др.
В предлагаемом практикуме не ставится задача описать, как делаются звуковые этюды – едва ли это возможно сделать письменно. Этюдные вариации бесконечны, как бесконечна человеческая фантазия. Поэтому здесь могут быть даны лишь общие рекомендации по работе со звуковым этюдом в расчёте на дальнейший контроль и коррекцию со стороны педагога.
1. По внешней форме звуковой этюд – пластическая партитура, способствующая выражению смысла литературного текста не только словом, звуком, но и движением, пластикой всего тела. Поэтому тело должно быть максимально свободным – им надо «проверять» звук, искать характер и ассоциации звука и движения.
2. При создании этюдов необходимо отталкиваться от идеи, смысла литературного текста, от его общего образа. Не следует делать этюд противоположным внутреннему смыслу произведения, решать его «по строчке» – важно выстроить сквозное действие, найти общую тему звучания. При этом надо избегать иллюстрирования текста.
3. Этюд должен быть цельным, в нём не должно быть видно технических звуковых и дыхательных «стыков». Поэтому текст для этюда следует разбирать с точки зрения наборов и доборов дыхания, моментов тонального перестроения голоса.
4. Звуковой этюд – переходный этап между тренингом и художественным чтением. В нём должны быть своё сквозное действие, события, кульминация, моменты актёрской игры и общение с партнёром и зрителем, разнообразие темпоритма, контрасты, градации.
5. В этюде надо стремиться к непринуждённому, свободному звучанию, при этом помнить, что любой этюд всегда сохраняет элемент импровизации.
6. Главное в этюде – поиск голосовой выразительность и звуковых нюансов. Выразительности этюду добавляет разнообразие темпоритма, использование звуко-высотного и динамического диапазонов голоса*.
Далее будет предложен речевой материал для работы над голосом в звуковых этюдах. Не желая сдерживать фантазию в этюдном решении текстов, к некоторым из них мы всё же сделали комментарии с целью обратить внимание на звуковую и ритмическую специфику текстов, которую следует учесть в этюде.
В конечном итоге звуко-этюдным методом необходимо уметь разобрать любой текст. Однако на начальных этапах обучения для речевых этюдов пригодны не всякие тексты: часто материал «сопротивляется» звуку. Сориентироваться в обилии литературных текстов непросто, поэтому приводим выборку материалов, которые, как показала практика, во многом провоцируют звуко-этюдную работу, будоражат фантазию, помогают проникнуть в скрытую суть звука. Материалы, как и ранее, приведены по принципу: от простых текстов к более сложным.
Материалы для начального этапа освоения звукового этюда
Материалы этого раздела удобны для первых проб голоса и звука в тренинге и этюдах. Чёткий несложный ритм, облегчённая смысловая нагрузка, ассоциативная связь с детством провоцируют игровое освоение этих текстов. В звуковых этюдах на первых этапах хорошо использовать различные предметы: трости, скакалки, мячи, обручи и др.
А.Кручёных. Боен-кр (фрагмент)
Bookitut.ru
5. МУЗЫКАЛЬНО-ШУМОВОЕ ОФОРМЛЕНИЕ ПОСТАНОВКИ.
Звукорежиссер осуществляет звуковое оформление постановки в соответствии с общим режиссерским замыслом, отвечает ха художественное и техническое качество звука, готовит звуковую экспликацию, записывает аудиопробы актеров, отбирает фонотечный материал, осуществляет синхронные записи, озвучивание, записи музыки и шумов, перезапись звука.
Музыкальная компонента есть неотъемлемая часть постановки, входящая составным элементом в ее структуру. Музыка (инструментальная и вокальная) может выполнять в постановке различные функции: служить характеристикой персонажей, времени и среды действия, сообщать эпизоду или постановке в целом эмоциональную окраску, выявлять авторское отношение к изображаемому, выражать идею постановки. Музыка в постановке включает в себя сольные и инструментальные номера, вокал, симфонические картины, народную и профессиональную музыку. Музыкальная концепция определяется режиссерским замыслом, жанровыми и стилистическими особенностями постановки и разрабатывается режиссером-постановщиком совместно со звукорежиссером и композитором.
Постановочная музыка имеет двухплановую структуру, сочетая музыкальное сопровождение постановки с музыкой исполняемой персонажами.
Она может эмоционально сопровождать действие, звучать параллельно ему, неся свой образ, или контрапунктно, разоблачая действие.
Действие может изменять эмоциональную характеристику музыки, но и музыка может в корне изменить смысл действия.
Постановочная музыка в основе своей инструментальная, хотя и допускает разнообразные вокальные «вкрапления».
Постановочная музыка «прерывна», постоянно сменяется длинными паузами или диалогами актеров.
Она является «сверхпрограмной», поскольку не только пишется по существующему сценарию (а в кино и на телевидении нередко даже по отснятому и смонтированному материалу), но и подчиняется длительности каждого его фрагмента.
И, наконец, она рассчитана на совместное восприятие со зрителем (а не слушателем).
Возрастание роли музыки в драматическом театре приближает его к музыкальному театру, способствует появлению смешанных жанров. Таковы, например прологи как самостоятельные пьесы, дивертисменты, оперы-водевили, английские маски, некоторые драматические жанры у народов Востока. История театра знает не мало типов драматических спектаклей, насыщенных музыкой (античная трагедия и комедия, китайский театр, итальянская комедия масок и т.д.).
Для театра писали многие выдающиеся композиторы: Ж. Б. Люлли («Мещанин во дворянстве» Мольера), Л. Бетховен («Эгмонт» Гете), Ф. Мендельсон («Сон в летнюю ночь» Шекспира), Р. Шуман («Манфред» Байрона), Э. Григ («Пер Гюнт» Ибсена), Я. Сибелиус («Буря» Шекспира), М. И. Глинка («Князь Холмский» Кукольника), М. А. Балакирев («Король Лир» Шекспира), П. И. Чайковский («Снегурочка» Островского), А. К.Глазунов («Маскарад» Лермонтова), А. А. Крейн («Учитель танцев» Лопе де Вега).
Драматическая музыка, это музыка, используемая в постановке, будь то сочиненная специально, или заимствованная из уже существующих произведений. Иногда музыкальное произведение созданное для постановки становится настолько важным, что отодвигает текст на второй план и становится музыкальной формой (опера, музыкальный антракт, увертюра, финал). Таковы, например, увертюра «Эгмонт» Бетховена к трагедии Гете, «Сон в летнюю ночь» Мендельсона к комедии Шекспира, симфоническая сюита Грига к драме Ибсена «Пер Гюнт».
Вот как протекала работа Всеволода Мейерхольда с композитором Шабалиным над спектаклем «Дама с камелиями». Она состояла из нескольких этапов:
1. Беседы и письма об общем характере музыки в спектакле.
2. Беседы и письма о каждом музыкальном номере, с подробным указанием характера, метра, тональности, хронометража и т.д.
4. Посещение композитором репетиций идущих под временную музыку (на подборе).
5. Сочинение собственной музыки.
6. Проведение репетиций с подменной временной музыки, музыкой сочиненной композитором.
Вот образец такой схемы-задания для музыкального номера из второго эпизода 1 акта.
Сен-Годен: Играйте вальс, вальс играйте Характер Тона-льно-ность Метр Темп Динами-ческие оттенки Инстру-ментов ка Опре деле-ние Мейерхольда Дли тель ность.
12. Салонный вальс. А-dur НаЗ\4 mode rrato РР Струн- ный квартет Теп- лый вальс 15 сек Маргариту медленно уводят Артюр и Нанин Сигнал Ведущего.
Это потому, что на долю первого выпадает основная творческая трудность: сочинять ритмический ход сцены.
На его долю «остается» возвести адекватное здание из средств, возможностей и элементов своей области.
Конечно «легкость» и здесь весьма относительная, и я только сравниваю с трудностями первого этапа». (С. Эйзенштейн).
«У нас с Эйзенштейном выработался такой метод работы: я просматривал в киностудии кусок фильма вместе с Эйзенштейном, он попутно высказывал свои пожелания по поводу музыки. Эти пожелания часто бывали очень образными. Например: вот здесь надо, чтобы звучало так, как будто у матери вырывают из рук ребенка, а в другом месте: «сделай мне, точно пробкой по стеклу». Вернувшись домой, я пишу музыку, пользуясь точными разметками в секундах».(С. Прокофьев).
Именно в умении работать в полном соответствии с режиссерским рисунком постановки заключается профессионализм композитора театра и кино.
Как правило, музыка вводится в постановку двумя основными способами или их комбинациями:
1. Музыка, производимая и мотивированная вымыслом: персонаж поет или играет на музыкальном инструменте.
2. Музыка, исполняемая вне драматического действия, своеобразный комментарий к нему:
Источник музыки видим: музыканты, иногда одетые как действующие лица, находятся на сцене, актеры, играющие на музыкальных инструментах. Постановщик не добивается иллюзии относительно источника звучания музыки;
Музыка как составная часть вымысла или как характерная внешняя реальность.
Такая музыка выполняет в постановке определенный ряд функций, каковыми являются:
1. Иллюстрация и создание атмосферы, соответствующей драматической ситуации. Музыка отражает и усиливает эту атмосферу (прием аккомпанемента);
2. Структурирование постановки: когда текст и актерская игра фрагментарны, музыка связывает разрозненные фрагменты (прием создания континуума);
3. Прием контрапункта: как у Эйзенштейна, когда музыка иронически подчеркивает момент текста или игры. К этому же приему относятся брехтовские зонги;
4. Прием узнавания: создавая мелодию, припев, композитор вводит структуру лейтмотивы, вызывая ожидание мелодии и размечая тематическое или драматургическое развитие.
5. Кинематографическая музыкальная техника для создания атмосферы и серии эпизодов с коррелятивным развитием мелодии.
В последние годы музыка в постановке стала приобретать исключительно важное значение, вплоть до того, что становится структурой, ритмизующей постановку в целом.
«Фонограмма фильма представляет собой сложный монтаж «звуковых планов». (Брунелло Ронди). Фонограмма состоит из музыкальных и шумовых номеров. К особому типу музыкально-шумового оформления относится эффект тишины.
Тишина так же несет в себе акустический эффект. Но только там, где звучат слышимые звуки, на контрасте с ними. Поэтому изображение тишины имеет огромное драматическое воздействие. Когда различные вещи начинают говорить, их различные голоса делают их еще более различными, еще более индивидуальными. Вещи звучат различно, когда же они смолкают, молчат они одинаково. Существуют тысячи разных звуков, молчание же, кажется всегда одинаковым, но только на первый взгляд. Звук отделяет видимые вещи друг от друга. Тишина сближает их, делает родственными. В постановке тишина может быть необыкновенно живой и разнообразной, поскольку она, не обладая звучанием, располагает разнообразными видами мимики и жестикуляции. Взгляды молчащих людей красноречивы и полны выражения, когда бессловесная пантомима разъясняет причины молчания, а значительность его создает угрожающее напряжение. Пластическое действие постановки не прекращается ни на секунду и придает тишине живое лицо.
«Если одновременно раздается несколько звуков, они сливаются в единый сложный звук. Мы видим протяженность пространства и видим направленность в нем. Но слышать протяженность или направленность звука мы не можем. Даже для различения отдельных звуков в многоголосном шуме необходимо обладать очень тонким, так называемым абсолютным слухом. Но место этих звуков в пространстве, направление, в котором находится источник звука, даже при наличии абсолютного слуха установить невозможно, если мы ничего не видим». (Бела Белаш).
Любой звук обладает пространственными характеристиками (холом). Один и тот же звук по разному разноситься в узкой комнате, в подвале, в пустом зале, на улице, в лесу или на море. Это локальный тембр звука.
В современной режиссуре музыка крайне редко имитирует шумы. Она, как правило, остается чистой музыкой. При этом необходимо учитывать массу шумов (шум жизни) и соответственно подбирать (писать) музыку таким образом, чтобы общее акустическое впечатление было единым.
Звуковая фраза может начинаться с человеческой речи, тишины, музыкального такта или грохота пулемета. Суть дела в том, что все эти эффекты настолько подчинены зрительному ряду, что к ним трудно относится как к элементам, имеющим независимую самостоятельную ценность. Почти в любой постановке звук играет в основном иллюстративную роль. Музыка сопровождает ту или иную сцену, порой «заглушая ее». Однако звук можно и нужно оркестровать, обогащая, таким образом, образную структуру постановки.
Что в ней рыдало? Что боролось?
Гоголь слышал звук струны, звенящей в тумане, им кончились «Записки сумасшедшего».
Блок повторил этот образ, но усилил, изменил характер звука.
Так звени стрелой в тумане.
Гневный стих и гневный вздох». (Г. Козинцев).
Шумовой эффект может производится на сцене, когда он мотивирован фабулой, или за ее пределами с помощью разного рода технических средств.
Драматургические функции шумов:
1. Эффект воспроизведения реальности. Имитация звуков (телефонный звонок, шум ветра за окном, работающее радио и т.д.) включается в процесс драматического действия.
2. Создание среды или атмосферы. Звуковое оформление вызывает в сознании реципиента ассоциации, характеризующие данную среду.
3. Звуковой фон. Создание образа конкретного места, той или иной глубины пространства, определенной атмосферы.
4. Звуковой контрапункт. Создание эффекта параллельного сценическому действию.