Что такое сжатие компрессия текста приемы сжатия отработка приема исключение

Приемы сжатия текста с примерами (подготовка к ОГЭ-9)

«Как написать сжатое изложение?»

Приёмы сжатия текста

• исключение одного или нескольких из синонимов;

• исключение уточняющих и поясняющих конструкций;

• исключение фрагмента предложения;

• исключение одного или нескольких предложений.

• замена однородных членов обобщающим наименованием;

• замена предложения или его части определительным или отрицательным

местоимением с обобщающим значением.

• слияние нескольких предложений в одно;

• замена предложения или его части указательным местоимением;

• замена сложноподчинённого предложения простым;

• замена фрагмента предложения синонимичным выражением.

1. Объединение, слияние «Мастерская Саврасова резко отличалась от других. В тех работали по необходимости и по обязанности. Иногда зевали и скучали. Здесь не думали о школьных наградах и отличиях. Здесь горячо любили искусство, работу, увлекались до самозабвения» = «В мастерской Саврасова не скучали, не думали о наградах и отличиях, здесь горячо любили искусство и работу».

2. Замена «На лугу росли неприхотливые ромашки, задумчивые одуванчики, застенчивые купавки» = «На лугу росли цветы».

Способы сжатия текста:

ü Выделите опорные слова в предложении.

ü Трансформируйте сложное предложение в простое, сохраняя его суть.

ü Составьте к абзацу прочитанного текста опорную фразу, которая являлась бы ключом к его пониманию.

ü Изложите сжато содержание предложения, абзаца, текста.

ü Прочитайте предложения, в которых подчеркнуты детализирующие слова, сначала полностью, а потом без них, сравните их смысл.

ü Подчеркните в тексте слова, которые могут быть опущены без ущерба для содержания.

ü Выделите в тексте смысловые части. В каждой части определите основную мысль. Озаглавьте каждую часть. Сформулируйте главную мысль всего текста.

ü Проделайте следующую работу с текстом:

а) составьте к нему план;

б) отберите наиболее существенную информацию в тексте и запишите ее в соответствии с планом.

Источник

Способы сжатия текста

Изложение как вид речевого произведения может быть подробным или сжатым.

Подробное изложение предполагает воспроизведение исходного текста наиболее полно, с сохранением авторского стиля. Задача сжатого изложения — передать основное содержание в краткой форме.

Работая над сжатым изложением, необходимо уметь отбирать в исходном тексте основную информацию, вычленять микротемы, в каждой микротеме выделять существенное, знать основные приёмы сжатия текста, уметь последовательно излагать отобранную информацию.

Известны следующие способы сжатия текста:

1. Исключение

2. Обобщение

3. Замена (упрощение)

Исключение

однородных членов предложения;

риторических вопросов и восклицаний;

деталей, которые не влияют на ход авторской мысли;

слов, предложений, которые могут быть удалены без ущерба для содержания.

При ИСКЛЮЧЕНИИ необходимо:

выделить главное (существенное) и детали (подробности);

пропустить предложения, содержащие второстепенные факты;

пропустить предложения с описаниями и рассуждениями;

составить новый текст.

Варианты ИСКЛЮЧЕНИЯ :

1. Исключаем один или несколько синонимов в ряду однородных членов, сохраняем тот из синонимов, который обладает наибольшей ёмкостью в данном контексте.

ПРИМЕР:

до сжатия

У каждого человека, заходившего в комнату к малышам, на лице появлялась радостная, светлая, приветливая улыбка.

после сжатия

У каждого человека, заходившего в комнату к малышам, на лице появлялась приветливая улыбка.

2. Удаляем из текста поясняющие конструкции, например, ряд однородных членов при обобщающем слове или ряд простых предложений в составе бессоюзного сложного, поясняющих содержание первой части.

ПРИМЕР:

до сжатия

после сжатия

Он знал разные языки, и никто не мог распознать в нём русского.

Обобщение

связанных одной мыслью, частей предложений;

конкретных, единичных фактов, событий, явлений.

При ОБОБЩЕНИИ необходимо

Найти в тексте мелкие, единичные факты.

Объединить эти факты на основе общего.

Сформулировать получившееся предложение.

ПРИМЕР:

до сжатия

после сжатия

Жители посёлка проводят свой досуг по-разному, в зависимости от вкусов и привычек.

Замена (упрощение)

однородных членов обобщающим словом;

части предложения или ряда предложений общим понятием или выражением;

части предложения местоимением и т.д.

При ЗАМЕНЕ необходимо:

заменить сложное предложение простым;

заменить предложение или его часть указательным местоимением;

объединить два или три предложения в одно;

разбить сложное предложение на сокращённые простые;

перевести прямую речь в косвенную;

найти слова, смысловые части или предложения, которые можно сократить с помощью замены обобщающим словом, простым предложением и т.д.;

сформулировать получившееся предложение.

ПРИМЕРЫ:

1. Замена придаточного определительного предложения синонимичным определением.

до сжатия

Небольшое помещение на втором этаже занимает фирма, которая предлагает своим клиентам туры по всем континентам и странам.

после сжатия

Небольшое помещение на втором этаже занимает туристическая фирма.

2. Замена придаточного обстоятельственного предложения деепричастным оборотом.

до сжатия

после сжатия

3. Сокращение количества структурных частей сложного предложения.

до сжатия

Приятно смотреть на зимородка, который, плавно опустившись на ветку ольхи, склонившуюся к самому зеркалу реки, принялся подкарауливать добычу.

после сжатия

Приятно смотреть на зимородка, который плавно опустился на ветку ольхи и принялся подкарауливать добычу.

Все эти и другие приёмы сжатия текста могут применяться как по отдельности, так и в комплексе.

Следующий пример демонстрирует комплексное применение приёмов сжатия:

замена придаточного обстоятельственного предложения деепричастным оборотом;

​замена согласованного определения, выраженного причастным оборотом, нераспространённым несогласованным определением.

до сжатия

после сжатия

Один и тот же приём сжатия можно использовать как в одной микротеме, так и в целом тексте.

Источник

Урок в 9 классе «Приемы сжатия текста»

ПРИЕМЫ СЖАТИЯ ТЕКСТА

Образовательная : овладение разными способами информационной переработки текста; создать условия для развития у школьников критического мышления.

Развивающая: способствовать развитию монологической речи учащихся (устной и письменной), умению самостоятельно мыслить; приобретение опыта анализа текста с точки зрения основной и второстепенной информации.

Воспитательная: формирование коммуникативных умений, внимательного отношения к русскому языку, развитие творческих способностей и кругозора учащихся.

Повторить приемы сжатия текста.

Научиться применять приемы сжатия текста на практике.

Способствовать развитию умения самостоятельно оценивать свою работу.

Оборудование: 1) мультимедийная презентация к уроку; 2) текст изложения.

Здравствуйте, ребята! Поздравляю Вас с началом уроков адаптации, где мы с вами встречаемся и получаем не только новые знания, но и удовольствие от общения друг с другом, от интересных уроков, которые готовят для вас каждый раз новый учитель. Меня зовут Сэржэна Намсараевна, и я надеюсь, что у нас с вами сегодня работа будет плодотворной.

Определение темы и постановка цели урока

У меня в одной руке апельсин. Кто любит данный фрукт? Что можно с ним сделать? Что получим? (Свежевыжатый сок)

А в другой руке у меня текст. Можем ли мы из него выжать сок? Что в итоге получим? (Сжатый текст)

Какие действия нам нужно выполнить, для того чтобы переработать этот апельсин и получить сок? (Почистить, избавиться от косточек, разрезать пополам)

А вы знаете, какие приемы используют при сжатии текста? Нужно ли нам знать, как это делается? Где нам потребуются эти знания? (для написания сжатого изложения)

Какова же тема урока? (Приемы сжатия текста) СЛАЙД 1

Какую цель мы поставим сегодня на уроке? (Узнать приемы и научиться их использовать для сжатия текста)

Итак, чтобы СЖАТЬ изложение, нужно обработать прослушанный текст, а именно: убрать всё лишнее, подробности, детали и оставить только самое главное, важное, суть.

Давайте прочитаем научное определение :

Сжатое изложение должно быть коротким по форме, но не бедным по содержанию.

Ну вот, что такое сжатое изложение, мы вроде бы разобрались.

Теперь нам нужно выяснить, какими способами можно сжать текст.

Что-нибудь вам известно об этих способах?

А теперь давайте рассмотрим эти способы более подробно.

При исключении необходимо:

выделить главное (существенное) и детали (подробности);

пропустить предложения, содержащие второстепенные факты;

пропустить предложения с описаниями и рассуждениями;

составить новый текст.

Варианты исключения:

1. исключаем 1 или несколько синонимов в ряду однородных членов, сохраняем тот из синонимов, который обладает наибольшей ёмкостью в данном контексте.

У каждого человека, заходившего в комнату к малышам, на лице появлялась радостная, светлая, приветливая улыбка.

после сжатия

У каждого человека, заходившего в комнату к малышам, на лице появлялась приветливая улыбка.

2. удаляем из текста поясняющие конструкции, например, ряд однородных членов при обобщающем слове или ряд простых предложений в составе бессоюзного сложного, поясняющих содержание первой части.

Он знал разные языки: немецкий, французский, итальянский и молдавский, и никто не мог распознать в нём русского.

Он знал разные языки: и никто не мог распознать в нём русского.

При обобщении необходимо:

вычленить единичные факты;

подобрать языковые средства их обобщённой передачи;

составить новый текст.

после сжатия

Жители посёлка проводят свой досуг по-разному, в зависимости от вкусов и привычек.

При упрощении необходимо:

заменить сложное предложение простым;

заменить предложение или его часть указательным местоимением;

объединить два или три предложения в одно;

разбить сложное предложение на сокращённые простые;

перевести прямую речь в косвенную.

Замена придаточного определительного предложения синонимичным определением.

до сжатия

Небольшое помещение на втором этаже занимает фирма, которая предлагает своим клиентам туры по всем континентам и странам.

Небольшое помещение на втором этаже занимает туристическая фирма.

2. Замена придаточного обстоятельственного предложения деепричастным оборотом.

Когда читаешь дневник Никитина, то чувствуешь его беспредельную любовь к родине.

после сжатия

Читая дневник Никитина , чувствуешь его беспредельную любовь к родине.

3. Сокращение количества структурных частей сложного предложения.

до сжатия

Приятно смотреть на зимородка, который, плавно опустившись на ветку ольхи, склонившуюся к самому зеркалу реки, принялся подкарауливать добычу.

после сжатия

Приятно смотреть на зимородка, который плавно опустился на ветку ольхи и принялся подкарауливать добычу.

Упражнения на исключение.

1. Прочитайте текст.

Цель всегда конкретна, измеряема, достижима. Например, целью может быть поступление в вуз или покупка мотоцикла. В любом случае можно заранее продумать и просчитать, что нужно сделать, чтобы этого достичь. (По материалам периодической печати)

Выделите второстепенную информацию.

Цель всегда конкретна, измеряема, достижима.

2. Мы набирали огромные охапки палой листвы и несли домой прекрасные, печальные букеты, и сами пропитывались их горьким запахом. (По Ю. М. Нагибину)

Что можно исключить из предложения без ущерба для его содержания?

Мы собирали огромные печальные букеты и пропитывались их горьким запахом.

Упражнения на обобщение.

Не менее щедра была и наша чистопрудная осень. Бульвар тонул в опавшей листве, жёлтой, красной, мраморной, листве берёз, осин, кленов, лип. (По Ю. М. Нагибину)

Замените слова одной лексической группы общим понятием (словом).

Не менее щедрой была и чистопрудная осень. Бульвар утопал в пёстрой листве деревьев.

Я родился и большую часть жизни прожил в Ленинграде. В своём архитектурном облике город связан с именами Растрелли, Росси, Кваренги, Захарова, Воронихина. (По Д. С. Лихачёву)

Как можно несколькими словами охарактеризовать архитектурный облик Ленинграда?

Я родился и большую часть жизни прожил в Ленинграде, облик которого связан с именами известных архитекторов.

Упражнения на упрощение.

1. Прочитайте текст.

Итак, язык жестов может носить вспомогательный характер, сопровождая звуковой язык. Жесты делают нашу речь выразительной, помогают нам произвести большее впечатление на собеседника.

Изложите содержание текста простым предложением.

Язык жестов сопровождает звуковой язык, делает его выразительным и помогает произвести впечатление на собеседника.

1. Задание: сжать текст, используя один или несколько приемов.

(1) Бесчисленные компьютерные игры создали целый мир виртуальных («кажущихся») образов. (2) Яркие картинки, динамичные ситуации и необычные герои привлекают ребёнка. (3) Мир этот словно коварный лабиринт: в него легко ступить, но очень трудно найти выход. 1. Бесчисленные компьютерные игры создали целый мир виртуальных образов, который привлекает ребёнка. 2. Это коварный лабиринт: в него легко ступить, но очень трудно найти выход.

2. Задание: сжать текст, используя один или несколько приемов.

(4) Всё большее число подростков и совсем маленьких детей, находясь рядом с нами, пребывают душой и мыслями далеко-далеко – в мире виртуальных образов. (5) Они плохо ощущают масштабы реального пространства, лишены чувства опасности, воображают себя суперменами. (6) Про таких говорят, что они попали в компьютерную зависимость.

Дети плохо ощущают реальность, лишены чувства опасности и быстро попадают в компьютерную зависимость.

На самом деле я вам дала отрывки из одного текста.

Какова тема текста?

Есть ли среди нас люди, зависимые от компьтерных игр?

Сегодня на уроке мы ………. Продолжите мою мысль.

1. Выучить пройденный материал

2. Написать мини-сочинение на одну из тем:

«Как вылечить ребёнка от «техногонизма»?

«Как вернуть человека, попавшего в компьютерную зависимость, в реальный мир?»

«Какие выводы я сделал для себя после этого урока…»

Приемы сжатия текста

При исключении необходимо:

выделить главное (существенное) и детали (подробности);

пропустить предложения, содержащие второстепенные факты;

пропустить предложения с описаниями и рассуждениями;

составить новый текст.

Варианты исключения:

1. Исключаем один или несколько синонимов в ряду однородных членов, сохраняем тот из синонимов, который обладает наибольшей ёмкостью в данном контексте.

Пример: до сжатия У каждого человека, заходившего в комнату к малышам, на лице появлялась радостная, светлая, приветливая улыбка.

после сжатия У каждого человека, заходившего в комнату к малышам, на лице появлялась приветливая улыбка.

2. Удаляем из текста поясняющие конструкции, например, ряд однородных членов при обобщающем слове или ряд простых предложений в составе бессоюзного сложного, поясняющих содержание первой части.

Пример: до сжатия Он знал разные языки: немецкий, французский, итальянский и молдавский, и никто не мог распознать в нём русского.

после сжатия Он знал разные языки: и никто не мог распознать в нём русского.

При обобщении необходимо:

вычленить единичные факты;

подобрать языковые средства их обобщённой передачи;

составить новый текст.

после сжатия Жители посёлка проводят свой досуг по-разному, в зависимости от вкусов и привычек.

Третий способ сжатия текста — это упрощение.

При упрощении необходимо:

заменить сложное предложение простым;

заменить предложение или его часть указательным местоимением;

объединить два или три предложения в одно;

разбить сложное предложение на сокращённые простые;

перевести прямую речь в косвенную.

Примеры: 1. З а мена придаточного определительного предложения синонимичным определением.

до сжатия Небольшое помещение на втором этаже занимает фирма, которая предлагает своим клиентам туры по всем континентам и странам.

после сжатия Небольшое помещение на втором этаже занимает туристическая фирма.

2. Замена придаточного обстоятельственного предложения деепричастным оборотом.

до сжатия Когда читаешь дневник Никитина, то чувствуешь его беспредельную любовь к родине.

после сжатия Читая дневник Никитина , чувствуешь его беспредельную любовь к родине.

3. Сокращение количества структурных частей сложного предложения.

до сжатия Приятно смотреть на зимородка, который, плавно опустившись на ветку ольхи, склонившуюся к самому зеркалу реки, принялся подкарауливать добычу.

после сжатия Приятно смотреть на зимородка, который плавно опустился на ветку ольхи и принялся подкарауливать добычу.

Д/З: 1. Выучить пройденный материал

2. Написать мини-сочинение на одну из тем:

«Как вылечить ребёнка от «техногонизма»?

«Как вернуть человека, попавшего в компьютерную зависимость, в реальный мир?»

«Какие выводы я сделал для себя после этого урока…»

1. Задание: сжать текст, используя один или несколько приемов.

(1) Бесчисленные компьютерные игры создали целый мир виртуальных («кажущихся») образов. (2) Яркие картинки, динамичные ситуации и необычные герои привлекают ребёнка. (3) Мир этот словно коварный лабиринт: в него легко ступить, но очень трудно найти выход.

2. Задание: сжать текст, используя один или несколько приемов.

(4) Всё большее число подростков и совсем маленьких детей, находясь рядом с нами, пребывают душой и мыслями далеко-далеко – в мире виртуальных образов. (5) Они плохо ощущают масштабы реального пространства, лишены чувства опасности, воображают себя суперменами. (6) Про таких говорят, что они попали в компьютерную зависимость.

Источник

Урок русского языка по теме «Приемы сжатия (компрессии) текста». 9-й класс

Класс: 9

I. Вступительное слово учителя.

Учитель: Сегодня на уроке мы продолжим отрабатывать умения по сжатию текста. В качестве исходных текстов мы используем отрывки из поэмы Н.В. Гоголя “Мертвые души”. К этому произведению я обратилась неслучайно. При чтении поэмы вы уже обратили внимание на подробные описания и рассуждения, на обилие предметно-бытовых деталей. Наша задача – выяснить цель писателя, раскрыть основные функции художественной детали в поэме (Слайд 2).

Учитель: Как вы понимаете термин “сжатое изложение”?

Учащиеся: 1). Я думаю, это тот же текст, что и исходный, только переданный более кратко, лаконично. 2). Я считаю, что это краткий пересказ исходного текста.

Учитель: Лаконично. Лаконичная речь. Каково значение этого выражения?

Учащиеся: Жители Лаконии, области Древней Греции, отличались не только суровыми нравами, но и краткостью речи. Именно от названия этой области и происходит слово “лаконично”, то есть кратко, ясно и точно.

Учитель: Известны ли вам другие фразеологизмы, пословицы, поговорки, афоризмы, в которых утверждается ценность краткой и ясной речи?

Учащиеся: “Краткость – сестра таланта” (Чехов), “Кратко да ясно, оттого и прекрасно” (пословица), “ В правдивой речи хороша и гладкость, но как прекрасна слов правдивых краткость” (Навои).

III. Повторение изученного материала.

Учитель: Ребята, в известном афоризме говорится: важно вместе с водой из ванны не выплеснуть и ребенка. Как вы понимаете это выражение? Как его можно применить к теме нашего урока?

Учащиеся: При сжатии текста, убирая второстепенную информацию. Трансформируя предложения, важно помнить о сохранении основной мысли автора, последовательности и логике изложения.

Учитель: Правильно. Сжатое изложение – это такая форма обработки информации исходного текста, при которой возникает новый текст, воспроизводящий основное содержание, композиционно-логическую структуру, стиль и тип речи оригинала (Слайд 3).

Учитель: Таким образом, еще при прослушивании важно определить стиль текста(научный, публицистический, художественный), тип речи (описание, повествование, но, в основном, рассуждение), количество микротем (текст-рассуждение состоит, в основном, из трех абзацев, соответствующих его структуре : тезис, доказательство с аргументами, вывод) (Слайд 5).

Следующая, не менее важная часть работы – сжатие информации. На экзамене необходимо показать свое умение пользоваться различными приемами компрессии текста.

Учитель: Мы с вами знакомы с тремя основными приемами сжатия. Назовите их.

Учащиеся: 1) исключение второстепенной информации, 2) обобщение однородных явлений и фактов, 3) упрощение синтаксических конструкций (Слайд 6).

Учитель: Сегодня мы рассмотрим другую классификацию приемов сжатия: замена части предложения или текста, исключение второстепенной информации, слияние нескольких предложений в одно (Слайд 7).

IV. Изучение нового материала. Отработка умений сжимать текст.

1. Учитель: Сначала мы потренируемся выбирать емкие и краткие фразы и слова для выражения мысли (Слайд 8):
– нельзя сказать, чтоб стар, однако ж и не так, чтоб слишком молод – средних лет;
– озаренные тощим освещением – тускло освещенные;
– говорил с заметною скромностью – говорил скромно;
– избегал много говорить – говорил мало;
– отправился делать визиты – посетил
– сказал что-то очень лестное – польстил;
– сделал ему приглашение – пригласил;
– просил убедительно сделать ему честь своим приездом – убедительно приглашал (Слайд 9).

Учитель: Как можно назвать такой способ сжатия?

Учащиеся: Замена выражения словом или словосочетанием.

Учитель: Верно. Эти фразы взяты из первой главы “Мертвых душ”. Что их объединяет? Как характеризует чиновников использование этих выражений?

Учащиеся: Для этих фраз характерна официальность, безличность. Чиновники города говорят подобными фразами, что говорит об их бездушии, обезличенности, в них нет жизни. Все чиновники говорят одинаково сухо, их речь пуста; этим они похожи друг на друга.

Учитель: Верно, стереотипная, официальная, безличная речь городских сановников показывает их бездушие омертвелость. Чиновники похожи друг на друга. Следовательно, Гоголь применяет метод типизации героев, и использует для этого речевую характеристику.

2. Учитель: Чем интересен следующий фрагмент предложения? Как можно его сократить?

Учащиеся: Это предложение осложнено однородными обстоятельствами: часть из них указывает на то, как Чичиков приводил себя в порядок, а другие – что надевал. Здесь можно применить обобщение.

Учитель: Верно, обобщаем однородные факты. Назовите свой вариант ответа.

Учащиеся: Приведя себя в порядок, надев любимый фрак брусничного цвета, он сошел с лестницы (Слайд 11).

Учитель: Итак, мы заменили однородные члены предложения обобщающим словом. Такое явление в русском языке называется синтаксической синонимией.

Учитель: Для чего, на ваш взгляд, Гоголь так подробно рассказывает о сборах героя перед поездкой к помещикам?

Учащиеся: Во-первых, писатель показывает, что его герой тщательно готовился к встрече с помещиками, ведь внешность – немаловажный фактор при заключении сделок (встречают по одежке). Во-вторых, мы знаем, что Чичиков всегда очень заботился о своей внешности. Этот эпизод характеризует главного героя поэмы.

Учитель: Верно, тщательное продумывание деталей предприятия, аккуратность во всем, и прежде всего в одежде, – это особенности образа Чичикова. Фрак Чичикова – сквозная деталь, наряду с бричкой и шкатулкой, сопутствующая образу героя на протяжении всей поэмы. Поэтому мы не можем ее исключить из текста. Таким образом, деталь используется для создания образа Чичикова и его характеристики.

Учитель: Гоголь в поэме и сам часто прибегал к обобщению. Посмотрите. (Слайд 12)

“В ворота гостиницы губернского города NN въехала довольно красивая рессорная небольшая бричка, в какой ездят холостяки: отставные подполковники, штабс-капитаны, помещики, имеющие около сотни душ крестьян, – словом, все те, которых называют господами средней руки”.

Учитель: Обобщите следующие отрывки.

Учащиеся: Нанес визиты всем городским чиновникам.

Учитель: Посмотрим, как это сделано у Гоголя (Слайд 14):

“Весь следующий день посвящен был визитам; приезжий отправился делать визиты всем городским сановникам. Был с почтением у губернатора, который, как оказалось, подобно Чичикову был ни толст, ни тонок собой, имел на шее Анну, и поговаривали даже, что был представлен к звезде; впрочем, был большой добряк и даже сам вышивал иногда по тюлю. Потом отправился к вице-губернатору, потом был у прокурора, у председателя палаты, у полицеймейстера, у откупщика, у начальника над казенными фабриками. жаль, что несколько трудно упомнить всех сильных мира сего; но довольно сказать, что приезжий оказал необыкновенную деятельность насчет визитов: он явился даже засвидетельствовать почтение инспектору врачебной управы и городскому архитектору. И потом еще долго сидел в бричке, придумывая, кому бы еще отдать визит, да уж больше в городе не нашлось чиновников”.

Учащиеся: Чичиков польстил каждому из чиновников.

Учитель: Посмотрим, как это сделано у Гоголя (Слайд 16):

“В разговорах с сими властителями он очень искусно умел польстить каждому. Губернатору намекнул как-то вскользь, что в его губернию въезжаешь, как в рай, дороги везде бархатные, и что те правительства, которые назначают мудрых сановников, достойны большой похвалы. Полицеймейстеру сказал что-то очень лестное насчет городских будочников; а в разговорах с вице-губернатором и председателем палаты, которые были еще только статские советники, сказал даже ошибкою два раза: «ваше превосходительство», что очень им понравилось”.

Учитель: Эти отрывки вновь характеризуют Чичикова. Герой выполняет по жизни наставление отца водиться с теми, кто побогаче, уметь прогибаться под ними, польстить им. Здесь показана его поразительная гибкость, приспособляемость Чичикова.

А). “Он заглянул и в городской сад, который состоял из тоненьких дерев…”.

В). “Даже сам Собакевич, который редко отзывался о ком-нибудь с хорошей стороны, …сказал ей…”.

Учащиеся: 1). Он заглянул в городской сад, состоящий из тоненьких дерев. 2). В конурке он приладил к стене узенькую трехногую кровать, накрыв ее тюфяком, вытребованным у хозяина гостиницы. 3). Даже Собакевич, редко отзывавшийся о ком-нибудь хорошо, сказал ей…

А). “Само собою разумеется, он полюбопытствовал узнать, какие в окружности находятся у них помещики…”.

Б). “Герой наш, по обыкновению, сейчас вступил с нею в разговор и расспросил, сама ли она держит трактир, или есть хозяин, а сколько дает доходу трактир…”.

Учащиеся: 1). Он поинтересовался о помещиках в округе. 2). Герой наш разговорился с нею и расспросил о хозяине трактира и доходе с заведения.

“Чичиков оглянулся и увидел, что на столе стояли уже грибки, пирожки, скородумки, шанишки, пряглы, блины, лепешки со всякими припеками: припекой с лучком, припекой с маком, припекой с творогом, припекой со сняточками, и невесть чего не было”.

Учащиеся: Чичиков, оглянувшись, увидел стол с различными блюдами.

Учитель: Для чего в этом отрывке Гоголь детально описывает всевозможные блюда на столе Коробочки?

Учащиеся: Детали стола, еда являются средством характеристики помещиков. У Коробочки, как и у Собакевича, стол богатый, обильный, указывает на хозяйственность помещиков а также на их неуемное насыщение, которое является смыслом их жизни.

“Даже сам Собакевич… легши на кровать возле худощавой жены своей, сказал ей: «Я, душенька, был у губернатора на вечере, и у полицеймейстера обедал, и познакомился с коллежским советником Павлом Ивановичем Чичиковым: преприятный человек!»

Учащиеся: Даже Собакевич сказал своей жене, что у губернатора познакомился с преприятным человеком, коллежским советником Павлом Ивановичем Чичиковым.

7. Учитель: Итак, мы рассмотрели, какие способы замены фрагментов текста мы можем применить при сжатии текста.

8. Учитель: Следующий прием сжатия – исключение второстепенной информации.

“Характера он [Селифан] был больше молчаливого, чем разговорчивого; имел даже благородное побуждение к просвещению, то есть чтению книг, содержанием которых не затруднялся: ему было совершенно все равно, похождение ли влюбленного героя, просто букварь или молитвенник, – он всё читал с равным вниманием; если бы ему подвернули химию, он и от нее бы не отказался. Ему нравилось не то, о чем читал он, но больше самое чтение, или, лучше сказать, процесс самого чтения, что вот-де из букв вечно выходит какое-нибудь слово, которое иной раз черт знает что и значит”.

Учитель: Какая информация, на ваш взгляд, является главной?

Учащиеся: Молчаливый характер; интерес к чтению; нравился сам процесс чтения.

Учитель: Верно, постройте правильное предложение.

Учащиеся: Характера он был молчаливого; имел даже побуждение к чтению, и читал он все с равным вниманием, так как нравился ему процесс самого чтения, а не содержание книг.

8. Учитель: И еще один прием сжатия текста – слияние.

Учитель: Выделим главную информацию.

Учащиеся: Чичиков взглянул на картины; на картинах были греческие полководцы; эти герои были с такими толстыми ляжками и неслыханными усами, что дрожь проходила по телу; между крепкими греками поместился Багратион, тощий, худенький; потом следовала греческая Бобелина, которой одна нога казалась больше всего туловища нынешних щеголей. (Слайд 24)

Учитель: Мы исключили лишнее. Теперь примените замену к отдельным частям отрывка и соедините предложения в одно.

Учащиеся: На картинах, висевших на стенах, Чичиков увидел греческих полководцев, имевших неимоверно толстые ляжки и неслыханные усы, а между ними тощего и худенького Багратиона, греческую Бобелину, одна нога которой казалась больше всего туловища нынешних щеголей. (Слайд 25)

Учитель: О чем говорят картины в гостиной и другие детали интерьера в доме Собакевича?

Учащиеся: Внутреннее убранство дома (обстановка) говорит о характере Собакевича. Основательность и крепость отличают все в имении помещика. Это помещик, который обеими ногами стоит на земле, ко всему относится с черствой и трезвой практичностью.

Учитель: “Между крепкими греками, неизвестно каким образом и для чего, поместился Багратион, тощий, худенький, с маленькими знаменами и пушками внизу и в самых узеньких рамках”. К чему Гоголь вводит эту деталь?

Учащиеся: Это прием парадокса введен неслучайно. У Собакевича и супруга-то была тощей. Это намек на то, что не так все просто в образе Собакевича. “Это тонкий намек на проницательность и даже поэтический талант”, – считает литературовед Ю.Лебедев. Во время торга помещик произносит целую поэму о силе и таланте русского народа, чем изумляет Чичикова. Значит, возможно возрождение и выпрямление искаженной и помраченной души Собакевича?!

Учитель: Таким образом, деталь и в этом отрывке служит для характеристики персонажа, для создания его индивидуального образа.

Учитель: Итак, мы рассмотрели несколько приемов компрессии текста и применили их на практике. Также мы попытались выяснить роль деталей, предметно-бытовых подробностей в поэме Н.В.Гоголя “Мертвые души”. Сделаем некоторые выводы.

Учитель: С какими приемами сжатия текста мы сегодня познакомились?

Учащиеся: Замена, исключение, слияние (Слайд 26).

Учитель: Какова роль художественной детали в поэме Гоголя?

Учащиеся: Н.В. Гоголь – общепризнанный мастер художественных описаний, которые самоценны прежде всего благодаря обилию предметно– бытовых деталей. Художественная деталь в поэме “Мертвые души” выступает, во-первых, как средство типизации, во-вторых, как средство характеристики героев, индивидуализации их образов (Слайд 27).

VI. Домашнее задание.

Учитель: Итак, наш урок подошел к концу. Спасибо за работу.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *