Что такое ярмарка вакансий в вузе
Ярмарка вакансий в МУИВ
Традиционно для студентов старших курсов и выпускников Центр карьеры проводит «Ярмарки вакансий».
Как показал опыт, это является наиболее эффективным способом сближения студентов и выпускников с работодателями.
В ярмарке вакансий принимают участие российские и международные компании, фирмы и объединения, государственные учреждения и организации, сфера деятельности которых соответствует профилю образования студентов МУИВ.
Что такое ярмарка вакансий и для чего она нужна?
В ярмарках вакансий участвуют многие организации, а значит, есть возможность заявить о себе сразу в нескольких интересующих вас компаниях. Общение с менеджером по персоналу на ярмарке вакансий станет для вас первым собеседованием в выбранной компании.
Для чего компании участвую на ярмарках вакансий?
Многие компании принимают участие в таких мероприятиях не только для того чтобы поскорее закрыть горячую вакансию, но и также для формирования резерва для своей компании. Это значит, что по мере появления свободных вакансий работодатель в первую очередь обратиться к этому резерву. Поэтому даже если сразу для вас предложений не нашлось, не расстраивайтесь, вполне возможно, что вы его получите спустя какое-то время.
Ваш интерес на ярмарке вакансий
На ярмарке вакансий у вас будет возможность изучить рынок труда на практике. Вы оцените для себя разные предложения, сравните свои зарплатные ожидания с реальной «стоимостью» на рынке труда специалистов вашего уровня, познакомитесь с различными программами для молодых специалистов, узнаете о стажировках и практиках.
Чего не следует делать?
Не рассчитывайте на вашу импровизацию и находчивость. Даже краткую речь надо написать заранее и выучить, иначе в нужный для вас момент вы можете забыть о чем-то важном, и будете выглядеть не профессионально и не очень уверенно.
Ваша уверенность в себе не должна быть преувеличенной, она должна соответствовать реальности. Пытаться претендовать на должность, которая явно превышает ваши возможности, и к тому же предъявлять завышенные требования по зарплате не следует.
Не рекомендуется начинать разговор с вопросов о заработной плате. Это может произвести негативное впечатление на собеседника.
Не следует говорить, что вы согласны на любую должность. Вы должны четко знать, на какую должность вы претендуете, и чем хотите заниматься.
Если вы начнете задавать менеджеру по персоналу вопросы о том, чем занимается компания, это охарактеризует вас в его глазах не с лучшей стороны.
Что нужно взять на ярмарку вакансий?
Лучше будет, если вы заранее подготовите и распечатаете свое резюме. Копий должно быть столько, чтобы их хватило вручить всем потенциальным работодателям.
Будет замечательно, если вы подготовите несколько разных резюме, составленных специально под определенную должность.
Убедитесь, что ваше резюме выглядит профессионально, что оно не содержит исправлении и опечаток. Лучше всего, если у вас будет при себе профессионально выглядящая папка или кейс. Очень нежелательно доставать резюме из полиэтиленового пакета или громоздкого рюкзака.
Помните, что первое впечатление, которое вы произведете на менеджера, очень важно.
По этой же причине, не стоит приходить на ярмарку вакансий в спортивной одежде и обуви.
Обязательно возьмите с собой блокнот и ручку, чтобы записывать контакты людей, у которых не оказалось под рукой визиток, а также делать заметки о компаниях, стенды которых вы посетили.
Что нужно вынести с ярмарки вакансий?
У каждого стенда вы сможете получить рекламные брошюры и буклеты о деятельности компании. Читать прямо у стенда их не следует, все равно вы не сможете их изучить внимательно, поэтому возьмите с собой, чтобы дома ознакомиться с ними сосредоточенно.
Кроме того, можно попросить визитки или контакты у всех работодателей, чьи стенды вы посетите.
Если какая-то компания особенно вас заинтересовала, нелишне будет позже отправить ей электронное сообщение и выразить благодарность за уделенное время и проявленное внимание. Безусловно, этот жест охарактеризует вас с лучшей стороны в глазах работодателя.
В какое время лучше приходить на ярмарку вакансий?
Практика показывает, что основной наплыв посетителей на таких мероприятиях бывает к середине дня. Поэтому, если вы не хотите проталкиваться через толпу, лучше прийти к открытию ярмарки или, наоборот, во второй половине дня, когда основной наплыв посетителей схлынет.
Только имейте в виду – приходить к закрытию ярмарки тоже не рекомендуется, потому что многие работодатели к тому времени могут просто уже свернуть свои стенды и разойтись, а вы окажитесь не у дел.
115432, Москва, 2-й Кожуховский проезд, д. 12, стр. 1
Телефон в Москве: +7 (495) 500-03-63
Бесплатный номер (Россия): 8 (800) 550-03-63
Нашли опечатку или орфографическую ошибку? Выделите текст мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.
Что такое ярмарка вакансий в вузе
Для тех, кто ищет работу или практику на лето, с 17 мая и до конца августа в онлайн-формате проходит ярмарка вакансий, где ряд предприятий предлагают работу, практику, стажировки, а также возможность ознакомиться с различными аэрокосмическими профессиями.
Порядка 20 отраслевых компаний-работодателей знакомят молодых специалистов — студентов и выпускников Московского авиационного института, со своей деятельностью с помощью демонстрационных вебинаров, онлайн-презентаций и стрим-трансляции в социальных сетях. Те, кто заинтересуется вакансиями, могут пройти онлайн-собеседования и получить работу или стажировку. Мероприятие проводят Аэрокосмический клуб работодателей и отдел практик и трудоустройства МАИ.
Ярмарка стала популярным способом поиска работы среди маёвцев: по статистике за 9 дней работы её посетили более 10 000 соискателей. Организаторы фиксируют большое количество звонков, обращений и писем, как со стороны соискателей, так и со стороны работодателей.
В виртуальной ярмарке вакансий МАИ принимают участие следующие компании-работодатели: ПАО «Ил», АО «ЭМЗ им. В. М. Мясищева», ПАО «Компания «Сухой», АО «Инженерный центр Икар», АО «Корпорация «Тактическое ракетное вооружение», АО «ГосМКБ „Вымпел“ им. И. И. Торопова», ОАО «Авиационная корпорация «Рубин», АО «Корпорация ВНИИЭМ», АО «РТИ», АО «ГосНИИП», ООО «Центр технических проектов», ООО «ВестМедГрупп», АО «Атлас Копко», ООО «Север-Авто-М», АО «Российские космические системы», АО «Авиаавтоматика», АО «НПО Лавочкина».
Об опыте взаимодействия с онлайн-ярмаркой вакансий и стажировок МАИ рассказала HR-специалист компании ИКАР (Инженерный центр Airbus Россия) Ольга Тихомирова:
«В широком смысле ярмарки вакансий позволяют развивать у молодёжи интерес к инженерным специальностям. Кроме того, это отличная возможность поддерживать постоянную связь между предприятием и вузом, общаться со студентами и молодыми специалистами напрямую. Отмечу, что продолжительное участие ИКАР в маёвской ярмарке вакансий позволило в разы повысить узнаваемость компании среди студентов и выпускников. Для соискателей и кандидатов мы устраиваем видеоконференции, в рамках которых не только знакомим с деятельностью компании, но и рассказываем о том, какие именно специалисты нам нужны и какие вакансии и условия трудоустройства можем предложить. И, конечно, говорим о специфике профессии инженера в авиационной отрасли в условиях Индустрии 4.0. Переход ярмарки вакансий в виртуальный формат, вопреки ожиданиям, позволил сделать мероприятие более эффективным как для работодателей, так и для соискателей. Ещё осенью мы начали проводить встречи со студентами из числа представителей МАИ в дистанционном формате. Этот опыт оказался крайне полезным в условиях самоизоляции. Удалённое общение обладает рядом неоспоримых преимуществ: подключаться к трансляции можно в любое время и в любом месте, для этого даже не нужен стационарный компьютер, оставить сообщение в чате можно и после завершения встречи или позднее прислать письмо. Мы готовимся к возвращению компании к «докоронавирусному» формату работы, для чего нам конечно понадобятся новые сотрудники. Мы делаем ставку именно на проактивных студентов МАИ, которые смогут пройти у нас собеседование и устроиться на временную оплачиваемую работу. Возможно, мы сможем, как обычно, принять на летнюю практику несколько человек. До кризиса у нас был успешный опыт сотрудничества со студентами старших курсов и выпускниками МАИ, которых мы по результатам их работы оформили в штат компании. Поэтому мы рады, что ярмарка продолжит свою работу до конца лета. Нужно сказать, что уже сейчас у нас работают студенты из МАИ, которых мы обеспечили техникой для работы дома или в общежитии,так что, несмотря на режим самоизоляции, они продолжают успешно выполнять свои рабочие функции и вносить свой вклад в успех компании ИКАР».
Ярмарка вакансий: как вузы помогают студентам с профориентацией
Лучший способ трудоустроить выпускников – это привлечь их к работе уже на втором или третьем курсе университета. Помогают в этом отделы трудоустройства, ярмарки вакансий и множество других проектов.
Чаще всего, центры карьеры в университетах – это специально созданные отделы, которые способствуют трудоустройству студентов в самом широком смысле: от взаимодействия с потенциальными работодателями по вопросам практик и стажировок до публикации вакансий на сайте или в соцсетях.
В Московском государственном университете технологий и управления в 2020 году открылось кадровое агентство. Специалисты помогают выбрать студентам и выпускникам подходящее место работы, создать идеальное резюме и пройти собеседование. В базе агентства уже свыше 3 000 работодателей. Общаться со студентами они могут на цифровой площадке «Факультетус» на сайте вуза. Там есть список компаний с информацией о вакансиях и различных мероприятиях и портфолио студентов.
«Университет становится площадкой, где работодатель встречается со студентом. Ранняя профориентация помогает адаптироваться на современном рынке труда, – комментирует врио ректора МГУТУ Сергей Чеботарев. – Для студентов мы проводим различные онлайн-мероприятия: лекции, практикумы, тренинги, встречи с работодателями. В этом смысле непростое время самоизоляции и дистанта дает широкие возможности студентам в четкой профессиональной ориентации и выборе будущего места работы». МГУТУ планирует запустить отдельные площадки под онлайн-ярмарки и для своих региональных институтов. Сейчас идет их наполнение.
В Южном федеральном университете Центр развития карьеры совместно с другими подразделениями проводит Ярмарки вакансий и мероприятия по карьерной навигации студентов. Среди успешных проектов Центра: Турнир «Профессионал», форум «Карьерный прорыв», Акселератор Sfedu Business Station (SBS), Лаборатория Soft skills, проект «Карьера инженера», Школа карьерных практик, хакатоны, Дни карьеры ЮФУ, в которые ежегодно вовлекаются более 10-15 тысяч студентов.
В настоящее время Центр карьеры ЮФУ осуществляет административное управление и развитие пространства «Точки кипения» и продолжает развивать проекты, связанные с карьерной навигацией и поддерживать предпринимательские инициативы студентов и выпускников.
Ярмарки вакансий и недели карьеры
Ярмарки вакансий чаще всего устраивают в выходные дни. Крупнейшие корпорации России устанавливают свои стенды, где каждый студент может узнать у представителей компании о практике, стажировках, оставить свое резюме или просто поговорить с будущими коллегами. В эти же дни в аудиториях выступают HR-консультанты и рассказывают о требованиях к молодым специалистам при приеме на работу, свободных вакансиях и проводят мастер-классы и тренинги по карьерному росту.
В Санкт-Петербургском политехническом университете Петра Великого основным мероприятием по карьерному развитию студентов и выпускников является Молодежный карьерный форум. МКФ продолжил лучшие традиции 38 Ярмарок вакансий, но уже в абсолютно новом формате: стендовая сессия участников-работодателей в современном научно-исследовательском корпусе «Технополис Политех» и программа деловых активностей, которая развивает soft skills студентов и выпускников.
МКФ традиционно проходит два раза в год – осенью и весной. В ноябре карьерный форум прошел как часть Всероссийской акции «Время карьеры», где СПбПУ является региональным организатором мероприятия Северо-Запада. «Карьерный форум дает студентам самое главное и ценное – прямое общение с работодателями. Это означает, что студенты из первых уст могут узнать о том, как устроены компании, какие требования руководители предъявляют к молодым специалистам, как успешно пройти отбор на стажировку и устроиться на работу. Именно на таких мероприятиях начинается карьерный путь наших студентов», – отметил ректор СПбПУ академик РАН Андрей Рудской.
Одной из задач профориентационной работы в Воронежском государственном техническом университете стало формирование индивидуальных образовательных траекторий по цепочке «школа-вуз-предприятие». С этой целью реализуются проекты «Профессиональное наставничество» и «Ранняя профессиональная подготовка». Первый проект включает формирование междисциплинарных групп, занимающихся проектной деятельностью под руководством наставников-экспертов от предприятия и тьюторов-преподавателей вуза. А цель проекта «Ранняя профессиональная подготовка» – объединить школьников для занятий проектной деятельностью под руководством студентов, магистрантов и аспирантов ВГТУ.
В 2020 году ежегодная ярмарка вакансий проводится в рамках «Месяца карьеры ВГТУ», организованного совместно с Всероссийской акцией «Время карьеры». Для участников подготовили ярмарку вакансий, выставку работодателей, они могли пройти собеседования и побывать на онлайн-вебинарах. «Огромное внимание к этому мероприятию говорит о двух вещах: во-первых, работодатели заинтересованы в получении новых кадров, владеющих современными знаниями и технологиями, а во-вторых, такие кадры есть в ВГТУ», – подчеркивает председатель Совета Союза Строителей Воронежской области Владимир Астанин.
В Российском государственном геологоразведочном университете имени Серго Орджоникидзе Ярмарка вакансий проходит два раза в год. Участвуют в основном отраслевые компании: ОАО «Башнефтегеофизика», ООО «Эпирок Рус», ООО «Лукойл-Центрнефтегпродукт» и другие. На последней Ярмарке вакансий прошли лекции-представления компаний-экспонентов и «Час работодателя». Участники могли пообщаться непосредственно с HR-экспертами ведущих российских компаний горно-геологической отрасли, пройти предварительное собеседование, заполнить и оставить свои анкеты и резюме, обменяться контактами. В вузе отмечают, что около 10% от общего числа трудоустроенных студентов нашли работу именно благодаря Ярмаркам.
1 392 резюме и более тысячи откликов – такой результат показала онлайн-ярмарка вакансий в Пензенском государственном университете. Электронная ярмарка теперь работает в непрерывном режиме благодаря разработанной и внедренной вузом платформы «Вуз+работодатель». «Сейчас в системе размещены открытые вакансии около 100 предприятий-партнеров. Мы видим, что есть 135 свободных вакансий для выпускников и студентов. Многие студенты размещают резюме, чтобы найти подработку на время обучения», – прокомментировала директор Регионального центра содействия трудоустройству и адаптации выпускников ПГУ Екатерина Полосина.
Доступ к платформе имеют студенты и выпускники в первые три года после выпуска, а также представители компаний. Работодатель видит не только резюме соискателя, но и портфолио студента за все время обучения в вузе. «На платформе можно посмотреть успеваемость студента, его личные достижения, в том числе активность в общественной жизни, науке, спорте и так далее. Студенту тоже удобно – не нужно ходить в поисках вакансий по кадровым службам, услуги большинства из которых платные. В своем личном кабинете абсолютно бесплатно для него доступна вся информацию по открытым вакансиям. Более того, если кто-то из работодателей заинтересуется выпускником как специалистом, оповещение об этом придет сюда же, в личный кабинет», – рассказал проректор по непрерывному образованию и трудоустройству ПГУ Владимир Симагин.
Образовательные проекты и инкубаторы
Студенты Кузбасского государственного технического университета – резиденты инженерного инкубатора «InjI». Это совместный проект АО «Стройсервис» и КузГТУ по профориентации студентов.
Резидентам инженерного инкубатора была предоставлена возможность еженедельно посещать предприятия «Стройсервиса» для погружения в производственные процессы и детальной проработки индивидуального задания. Также было организовано прохождение оплачиваемой преддипломной и производственной практики на «Белтрансе», угледобывающем предприятим разреза «Березовский» и «Барзасское товарищество». Индивидуальные производственные задачи, определенные для решения, легли в основу студенческих квалификационных работ. В июне 2020 года состоялась онлайн-защита первых дипломных проектов.
«Инженерный инкубатор учит будущих специалистов понимать выбранную профессию и мотивирует их увлеченно осваивать выбранную специальность. Участие в проекте позволяет студентам углубить свои знания под руководством наставников с действующих производств и приобрести необходимые профессиональные навыки и компетенции», – рассказывает начальник научно-инновационного управления КузГТУ Светлана Григашкина. В настоящее время еще пять резидентов продолжают работать над своими проектами, презентовать которые им предстоит в январе следующего года. Но уже сейчас дирекцией по персоналу и технической дирекцией АО «Стройсервис» принято решение вовлечь студентов Политеха в производственный процесс – трудоустроить помощниками машиниста экскаватора на разрезах «Барзасское товарищество» и «Березовский».
Одна из главных задач профессиональной ориентации студентов в Тульском государственном университете – укрепление кадрового состава предприятий региона. По итогам 2019 года, 98% выпускников ТулГУ трудоустроились в Тульской области в первый год после окончания вуза. Десять лет назад эта цифра варьировалась в диапазоне 86-89%, и чтобы переломить ситуацию, потребовались новые подходы к профориентации.
В 2014 году Региональный центр содействия трудоустройству ТулГУ запустил проект «Высшая школа карьеры». Это серия практических занятий и мастер-классов от ведущих HR-специалистов региона, психологов, представителей крупнейших предприятий-работодателей, экспертов. Циклы занятий в «Высшей школе карьеры» проводятся два раза в год, одна из их главных особенностей – рекрутинговый (карьерный) туризм. Студенты посещают реальные производства, видят их своими глазами, получают информацию о задачах, которые решают сотрудники, общаются с руководством.
«Непосредственное знакомство с предприятиями региона – ноу-хау нашего вуза. После каждого цикла Школы карьеры мы проводим анкетирование, в котором узнаем у слушателей, что было самым интересным. Самый популярный ответ неизменно – экскурсии на предприятия, все хотят, чтобы их было больше, и мы идем навстречу этим пожеланиям», – комментирует директор РЦСТ ТулГУ Владимир Морозов.
В Московском авиационном институте с профориентацией помогает созданная весной 2020 года психологическая служба, куда студенты могут обратиться со своими тревогами по поводу самореализации. Квалифицированные специалисты помогают разобраться в профессиональных предпочтениях и определить дальнейшую цель, а также учат справляться с волнением при прохождении собеседования.
В Томском государственном университете создан «робот-профориентатор» – это программа, формирующая карьерные рекомендации. По данным аккаунта социальной сети VK она за несколько секунд формирует советы по профориентации, с которыми дальше может эффективно работать карьерный консультант. Этой программой уже воспользовались более 5 000 старшеклассников. Точность рекомендаций робота составляет порядка 80%.
Тверской государственный технический университет проводит отдельные встречи с эйчарами крупнейших фирм Тверского региона, семинары для выпускников, а также экскурсии на производства. «Вуз старается задействовать максимум механизмов для помощи в трудоустройстве нашим обучающимся. Помимо проведения традиционных ярмарок вакансий, мы откликаемся на предложения работодателей по организации обучающих курсов на нашей базе, – отмечает ректор ТвГТУ Андрей Твардовский. – Такие занятия проводят IT-компании, присутствующие в регионе, в 2019 году ТвГТУ стал центральным лекторием для лекционного курса Банка России по управлению данными в финансовой сфере».
На базе Института прикладных информационных технологий и коммуникаций СГТУ имени Гагарина работает лаборатория виртуальной и дополненной реальности. «К работе здесь привлекают студентов любых направлений, – рассказывает директор ИнПИТ Ольга Долинина. – Чаще всего отбор происходит уже на первом курсе. Желающие проходят тестирование на пространственное мышление и творческий конкурс. Несколько человек отбираются для первичного обучения, потом снова конкурс, и в команде остаются лучшие. Студенты сразу включаются в разработку реальных заказов. Таким образом происходит практическое обучение современным и очень востребованным информационным технологиям».
В лаборатории разрабатываются творческие проекты для СГТУ, а также по заказу бизнеса и государственных органов. VR и АR технологии сегодня используются везде – от игр и рекламных презентаций до медицины, логистики, промышленного дизайна, архитектуры, менеджмента бизнес-процессов. Например, в помощь медикам созданы виртуальные симуляторы, которые учат диагностировать легочные и глазные болезни. Они успешно используются для обучения студентов-медиков и повышения квалификации врачей.
Как должны измениться центры карьеры при вузах: планы и перспективы
Эксперты обсудили, как сделать центры карьеры мостами между вузами и рынком труда.
Filippo Alfero / Stringer / GettyImages
Вручением диплома взаимодействие университета и студентов не заканчивается ― после этого ближайшие несколько лет вузы должны проводить мониторинг трудоустройства своих выпускников. Должны, но на практике дела с этим обстоят, как недавно выяснилось, не очень хорошо.
Впрочем, подготовка к поиску хороших стажировок и постоянной работы для будущих специалистов начинается задолго до выпускного. Именно этим в вузах занимаются центры карьеры. Точнее, должны заниматься ― но на практике, опять же, всё не так просто.
Как перестроить работу центров карьеры, чтобы они действительно стали мостиками между выпускниками и рынком труда? Этот вопрос обсудили эксперты 26 августа в рамках Российской креативной недели на панельной дискуссии «Центры карьеры. Перезагрузка. От креатива к стратегии».
Представители Минобрнауки, вузов и бизнеса обсудили, как они могут выстроить своё взаимодействие, чтобы получить желаемый результат: вузы хотят давать студентам востребованное образование, компании ― получить действительно квалифицированных специалистов, которых не нужно будет переучивать, а власть заинтересована и в том, и в другом.
Журналист. Пишет и много читает.
От ярмарок вакансий ― к цифровым платформам
Заместитель министра науки и высшего образования РФ Григорий Гуров во время дискуссии подчеркнул, что сейчас стоит задача глобальной цифровой трансформации университетских центров карьеры. Под этим подразумевается переход вузов и потенциальных работодателей на онлайн-площадку ― это создаст более удобные условия для их сотрудничества.
«Это процесс ухода от эпизодических ярмарок вакансий к полноценной каждодневной работе ― с момента выбора студентом университета до окончания университета, постройка проведения практик, взаимодействия с работодателем, участие студента в жизни предприятий, коммерческих организаций, некоммерческих организаций и, соответственно, участие работодателя в жизни самого студента в процессе, когда он учится в университете», ― обозначил Гуров.
В этом направлении министерство не начинает работу с нуля ― не создаёт новый цифровой объект, а вступает в партнёрство с уже существующим сервисом ― «Факультетусом». Это цифровая биржа труда для студентов. Напомним: её создал в 2017 году один из резидентов фонда «Сколково» Сергей Вищипанов. Зарегистрировавшись на «Факультетусе», работодатели могут публиковать свои вакансии, а студенты ― резюме. Платформа обрела популярность в 2020 году, когда в разгар пандемии вузам пришлось переводить ярмарки вакансий в онлайн-формат. Такое сотрудничество поможет консолидировать возможности государства и уже работающего проекта для выполнения общих задач.
Что ожидается от «цифры»? Предполагается, что она сможет упростить и сделать эффективнее взаимодействие работодателей, вузов и студентов. К слову, с платформой сотрудничают уже 362 университета, а с сентября прошлого года трудоустроились 19 тысяч студентов ― и это только те, кто отметился на сайте.
«Параллельно с этим ведём переговоры и в этом году уже сделаем полностью образовательный курс для центров карьеры. И считаем, что центры карьеры должны, исходя из новых реалий, безусловно, уйти в „цифру“. Это должен быть хороший сервис для молодых людей, для студентов по поиску себя, по взаимодействию и по построению своей траектории», ― сказал Григорий Гуров.
Полную цифровую трансформацию планируют совершить в течение года. Минобрнауки еженедельно проводит совещания с университетами и, по словам замминистра, собирает ключевые данные о выпускниках: сколько их, какое количество стоит под угрозой нетрудоустройства и по каким причинам, затем эта информация верифицируется через «Факультетус».
Первыми результатами работы с «Факультетусом» поделился ректор Московского государственного университета технологий и управления им. К. Г. Разумовского Сергей Чеботарёв. В прошлом учебном году, отметил он, процент трудоустройств студентов был «высоким, но всё равно настораживающим» ― 77%. В этом году университет привлёк на платформу «Факультетус» больше учащихся и работодателей, и показатель трудоустройства вырос до 86%.
От базы вакансий и резюме ― к более сложной функции
Генеральный директор Цифровой карьерной среды «Факультетус» Сергей Вищипанов рассказал, с каким неприятным открытием столкнулся сервис, помогая вузам перевести ярмарки вакансий в онлайн. В базу поступало много резюме и вакансий, но после этого с ними ничего не происходило ― между студентами и работодателями не было связи. Тогда «Факультетус» начал изучать, как работают вузовские центры карьеры, анализировать клиентоцентричность, чтобы понять, в чём загвоздка. В числе выявленных проблем Вищипанов назвал немотивированность студентов и то, что центры карьеры вузов не выстраивают удобный «интерфейс взаимодействия с работодателем», а значит, именно с этого нужно начинать.
«Нам главное ― оптимизировать внутреннюю работу университетов, по части внутренних коммуникаций, работы с работодателями и так далее», ― отметил Вищипанов.
Говоря о «Факультетусе», он отметил, что в первую очередь это система управления процессами в центрах карьеры и лишь во вторую очередь ― сервис по поиску работы.
«Мы заметили, что проблем с самим трудоустройством как таковых нет ― все так или иначе трудоустраиваются. Стоит больше вопрос, куда они трудоустраиваются, сколько раз после этого меняют работу в течение ближайшего времени, сколько из них закредитовываются, потому что работа их не удовлетворяет, сколько из них не были замотивированы в течение обучения работать на какую-то профессию и так далее», ― объяснил основатель сервиса.
Он привёл также пример того, как центры карьеры могут не до конца понимать профессиональный язык студентов и потенциальных работодателей, а следовательно ― плохо выстраивать между ними связь. Например, представители центра карьеры, которые, по идее, должны направить будущих дизайнеров к работодателю мечты, могут не знать про Behance ― популярнейший портал, где дизайнеры публикуют свои портфолио.
О том, что центры карьеры должны помогать студентам сориентироваться на рынке труда, высказался и исполнительный директор Центра академических партнёрств ПАО «Сбербанк» Андрей Очеретный:
«Если посмотреть на образ идеального кандидата, с точки зрения „Сбера“, то это трио: креативность, экзекьюшн и системное мышление. Современные студенты ― к счастью, к сожалению? ― уходят от логики, когда они один раз получили высшее образование и дальше остались специалистами внутри этой профессии. Поэтому, как мне кажется, одна из задач, которая есть у центров карьеры, ― выходить в роль коуча, который будет помогать студентам с навигацией внутри тех возможностей, которые даёт современный мир, а это главное начать».
Получается, в идеале центры карьеры должны чётко понимать, с одной стороны, какими навыками владеют студенты, какого профессионального будущего они для себя хотят, а с другой стороны ― выпускников с какими навыками ждёт бизнес, и вводить в университетскую среду соответствующих работодателей. По сути, это роль не просто менеджеров, которые механически собирают запросы на стажировки и вакансии для молодых специалистов, а карьерных консультантов и агентов между работодателями и вузами.
О роли бизнеса в развитии образования
Прогрессивные российские компании плотно сотрудничают с вузами: курируют отдельные кафедры, создают вместе с учебными учреждениями общие образовательные проекты. Некоторые растят кадры, открывая собственные учебные программы. Это позволяет бизнесу получить специалистов, которые наверняка будут владеть нужными для работы компетенциями. Для примера Андрей Очеретный рассказал участникам дискуссии о том, какие образовательные проекты есть сейчас у Сбербанка и как компания занимается поиском сотрудников.
По его словам, сейчас у Сбербанка 330 вузов-партнёров. Это сотрудничество, отмечает Очеретный, выстраивается по-разному, в зависимости от потребностей компании. Связано это с тем, что Сбербанк ― давно уже не только банк, а целая экосистема с разными запросами, обрабатывать которые в режиме личных коммуникаций с каждым вузовским центром карьеры становится трудно. Именно это говорит в пользу перехода в «цифру». Упростить и улучшить взаимодействие с вузами помогают новые платформы. Для этих целей у компании есть портал SberGraduate, на котором строится коммуникация со всей студенческой аудиторией, поддерживаются образовательные программы, и собственная HR-платформа «Пульс» ― для вакансий.
Также Очеретный обозначил, что, начиная новый проект, компания отдельно проектирует часть, связанную с трудоустройством и центрами карьеры, изначально включая в работу нового структурного подразделения «отдельных людей, которые будут думать о том, как это трудоустройство обеспечивается».
Старший вице-президент арт-студии 1518 Studios Максим Михеенко, рассказывая о том, в каких специалистах нуждается сейчас IT-индустрия, уделил много внимания мотивации студентов и влиянию на это потенциальных работодателей. Спикер привел в пример Ульяновск.
«[Ульяновск] маленький город, но очень IT-сконцентрированный. Почему там большая мотивация у студентов впахивать? Очень много хороших компаний, которые берут с первого курса студентов, у студентов есть успешные кейсы и, соответственно, понимание, куда идти. Не просто какой-то вакуум, а понимание: вот зарплата, вот куда расту, вот я вырасту, вот могу работать на весь мир», ― рассказал он.
Многие вузы и компании работают в коллаборации. Так, Михеенко напомнил, что в МФТИ открыт Центр обучения проектированию и разработке игр, а на философском факультете МГУ обучают геймдизайну вместе с компанией Epic Games. Здесь важно не только то, что учащиеся получают знания непосредственно из профессиональной сферы, но и то, что они уже во время учёбы видят и понимают, для какой работы нужны их знания. Когда студент общается с преподавателем-практиком, ментором, который сейчас работает в индустрии, он получает не просто практические задания, а вектор своего дальнейшего развития, уверен Максим Михеенко.
Подводя итоги ― кто за что отвечает?
Дискуссия показала, что у каждой из сторон ― Минобрнауки, вузов и бизнеса ― есть определённые ожидания друг от друга. Так, министерство рассчитывает, что работодатели проявят инициативу и придут в вузы со своим «спросом», чтобы те, опираясь на хорошо выстроенные центры карьеры (ради которых и затевался диалог), могли сформировать «предложение». А власть, в свою очередь, поможет им выстроить взаимодействие.
«Всё в любом случае идёт от экономики, от работодателя. Тут потребность, чтобы сам работодатель понимал ценность и приходил. Специалист не берётся из воздуха, и университету здесь нужен хороший партнёр и квалифицированный заказчик», ― резюмировал Григорий Гуров.
По его словам, центры карьеры обычно исходят из того, что нужно университету, но если нет понимания потребности конкретного работодателя, то коммуникация с ним не сложится. Поэтому надо идти от потребностей работодателя.
Андрей Очеретный тоже призвал университеты точнее собирать запросы работодателей: какие специалисты сейчас в дефиците на рынке труда, каких компетенций не хватает. А цифровые платформы должны помочь агрегировать эту информацию.
«Понятно, что сейчас спасение утопающих ― дело рук самих утопающих: если бизнесу нужны кадры и он их не получает в высшей школе, он вынужден сам готовить какие-то образовательные программы, что-то с этим делать. Но вузы вроде бы как готовят кадры, чтобы они дальше сразу устраивались на понятные позиции», ― подчеркнул Очеретный.
Навести мосты между бизнесом и вузами могут как раз центры карьеры, считает создатель «Факультетуса». Они взаимодействуют с работодателем, могут ретранслировать его запрос на студентов, чтобы, например, «мотивировать их учить матан, а не уходить с этой траектории». В работе таких центров важно не механически отрабатывать мероприятия вроде ярмарок вакансий, а использовать стратегический подход, мотивируя студентов получать нужные компетенции и приглашая компании встраиваться в процесс обучения.
Государству же в лице Минобрнауки сейчас важно создать удобную среду, в которой вузы и работодатели смогут взаимодействовать. У каждого участника ― свои задачи. Гуров подчеркнул, что решить вопрос можно только через диалог. Важно, чтобы университеты понимали: любые работодатели, крупные или небольшие, ― их заказчики и одновременно партнёры.
«Наша задача ― найти ту коммуникационную среду, чтобы этот заказ сразу получать, переводить на язык государственный и пытаться сразу же встроить. Ответ только в дискуссии», ― резюмировал он.
Андрей Очеретный, в свою очередь, заметил, что невозможно предугадать то, что будет актуально через пять лет, поэтому главное, чему может научить студентов бизнес, ― это постоянно учиться.
«Всё меняется. Всё, что мы можем дать в высшей школе, ― это желание учиться и понимание, что придётся учиться дальше. Вузы как раз, мне кажется, это хорошо делают сейчас, особенно если у студентов появляется понимание, зачем они учатся. Если центры карьеры в этом помогут, нас ждёт прекрасное светлое будущее, кажется», ― считает он.