Что умел делать мальчик 10 11 лет в 19 веке
Как воспитывали сыновей в крестьянских семьях 100 лет тому назад: Что умел делать мальчик до 14 лет
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Ни для кого не секрет, что крестьяне издавна отдавали предпочтение рождению в семье мальчика. Это было связано в первую очередь с тем, что выросший сын, как правило, оставался при родителях и воспринимался как реальный работник и помощник в старости. Дочка же, выйдя замуж, должна была покинуть отчий дом и считалась лишним ртом в семье. В народе веками бытовали поговорки: «Мальчик родится на подмогу, девочка – на потеху», «Растить дочку – что лить в пустую бочку».
Однако родительское наставничество на путь истинный своего потомства, в лице будь то сыновей или дочерей, свято выполнялось и отцом и матерью. Основной ролью которых во все времена была защита, воспитание и обучение своих детей, согласно традициям и обрядам, пришедшим из глубины веков. Дабы могли их дети достойно войти во взрослую жизнь.
И уже к концу второй семилетки дети владели всеми навыками, которые были необходимы для самостоятельной жизни. Так после исполнения четырнадцати лет парень становился «правой рукой отца», он мог заменить его в любой работе и по дому, и в поле. А девушка – полноценной помощницей своей матери.
Свой взгляд был у наших предков и на вопросы послушания, когда детям преподносили науку подчиняться воле старших в семье. Еще с языческих времен в крестьянский быт глубоко вошла традиция почитания детьми родителей. «Когда служение отцу и матери уподоблялось служению Богу, а оскорбление родителей и непослушание приравнивалось к оскорблению высших сил».
Воспитание мальчиков и приобщение их к труду
Как правило, мальчиков воспитывали строже нежели девочек, да и требования к ним были куда выше. Ведь именно они должны были стать достойными мужьями, способными обеспечить пропитание и защиту своей семье. Поэтому мальчиков сызмальства переводили в мужскую трудовую сферу, и в семилетнем возрасте они в полной мере постигали основы крестьянского труда. Они умело ухаживали за скотиной, ездили верхом на лошадях, помогали в поле при уборке урожая.
Работа на земле считалась на Руси одним из основных видов трудовой деятельности, позволяющей прокормить семью, поэтому овладев навыками земледелия, подросток получал основы полноценного мужского статуса и становился полноправным членом общества.
Не маловажным промыслом в деревнях была рыбалка. Практически каждый мальчишка умел хорошо рыбачить, и особо важным предметом гордости была первая пойманная рыба.
В число промыслов входил и сбор лесных ягод, грибов и кедровых орехов, к чему также были привлечены отроки.
А еще параллельно основам земледелия и промыслов мальчиков обучали первым навыкам ремесленничества. К примеру, необходимым умением считалось мастерить игрушки из разных материалов, плести корзины и короба, ну и, конечно же, лапти. Многие 6-7-летние мальчишки с усердием помогали своим отцам изготавливать мебель, упряжь для лошадей, и прочих необходимых в хозяйственных вещей.
К концу второй семилетки отрок должен был научиться делать топорище, вязать верши, запрягать лошадей, рубить хвою, драть кору, пасти скот, удить рыбу.
И, следовательно, в деревне для отроков бытовал неписаный кодекс поведения, по которому им запрещалось плакать. В этом возрасте они уже четко знали, что лежачего не бьют и, что двое на одного не нападают, и «что если уж побился об заклад, то слово надо держать».
С 11-13 лет отец приучал сына к пахоте. Подросток перенимал все необходимые приемы работы в поле самостоятельно. Так как, постоянно следуя за отцом, он внимательно старался наблюдать за своим наставником. И обычно, на пороге совершеннолетия юноша мог управиться с пахотой сам, без посторонней помощи. А в 16-17 лет парень становился заменой отцу во всех работах по дому, в поле и на охоте.
После физического формирования мальчуган быстро становился юношей. И уже с богатым опытом в крестьянском труде и в ремесленничестве, он мог создавать полноценную семью и продолжать свой род.
И как бы удивились наши предки, узнав, что детский труд в наши дни во многих странах мира стал считаться одной из форм эксплуатации и, согласно конвенции №32 ООН «О правах ребенка» и актам Международной организации труда, признан незаконным.
А ведь нашим прапрадедам такое и в голову не могло прийти. Они не могли себе позволить выпустить во взрослую жизнь своих потомков, тщательнейшим образом не подготовив их к жизни в обществе и не дав в руки основные навыки и умения к выживанию.
О том как обучали детей пару веков тому назад в школе можно прочесть в обзоре
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Что умел 12-летний мальчик в дореволюционной России
Воспитание детей в дореволюционной России кардинально отличалось от современных устоев. «Маленькое дело лучше большого безделья» — это являлось и главным принципом воспитания, и залогом выживания. Каких-то 100-200 лет назад 12-летних мальчиков приучали к ответственности и систематическому труду, а в характер закладывались такие качества, как смирение и трудолюбие.
До 7 лет крестьянским мальчикам были доступны обычные детские развлечения: игра в догонялки, в лапту, с игрушками и бабочками. Максимум, что от них требовалось — отнести в поле обед для взрослых, подмести пол, собрать яйца в курятнике. На добровольной основе осваивали актуальные в те времена «технологии»: вышивали, строгали игрушки, плели лукошки и лапти. К 12 годам повзрослевшие мальчики умели хорошо рыбачить, расставлять силки, мастерить мебель и конную упряжь.
Чем старше ребенок становился, тем больше обязанностей на себя брал. В отрочестве мальчик превращался в полноценного помощника по хозяйству. Уже с двенадцатилетнего «младеня» спрос в семье сильно возрастал. Мальчики помогали отцам удобрять землю, пасти скот, кормить и чистить скотину. Пока девочки вдобавок к женской работе по дому следили за младшими детьми, мальчики могли подрабатывать пастухами за символическую плату.
По мере усвоения нужных навыков, работа, выполняемая мальчиком, усложнялась. Но подростки не бунтовали против такого уклада. Во-первых, трудовые навыки позволяли им выжить в сложных социальных реалиях. Во-вторых, совершенствование различных искусств служило неплохим материальным подспорьем. В-третьих, независимо от сословия, строго чтились христианские традиции Ветхого Завета. К оскорблению высших сил приравнивалось непослушание и оскорбление родителей.
Требования к мальчикам предъявлялись строже лишь по той причине, что из сыновей растили будущих защитников, кормильцев и «заботников». В 12 лет мальчики начинали примерять на себя роль сильного мужа и отца, а в 14 обладали всеми навыками, чтобы самостоятельно прокормить себя, вспахать поле и вырастить урожай. В перспективе сыновья были готовы занять место главы семьи или завести собственную с хорошей работницей-женой. В период дореволюционной России было дозволено заключать браки в 15 лет, а выходить замуж в 13.
Отроку прививали два основополагающих правила: мужчина должен контролировать эмоции и уметь защитить свою семью физически и морально. Помимо трудового воспитания, в юные умы вкладывались четкие принципы: почитание старших, милосердное отношение к убогим и бедным, гостеприимство и уважение к труду любого рода. Отдельно мальчишек знакомили с основами веры. Немудрено, что из них вырастали примерные отцовы помощники, достойные гордости со стороны ближнего окружения.
В постоянные обязанности мальчиков 12-14 лет входил уход за скотиной и лошадьми. Как правило, это рутинная работая с утра до позднего вечера: кормежка, уборка навоза, чистка стойла, мытье животных. Пасли лошадей ночью, потому что днем их ожидала долгая работа в поле с хозяевами. С ранних лет мальчики учились запрягать и ездить верхом, сидя или стоя в телеге.
Сейчас сложно представить, что современные двенадцатилетние дети умеют делать хотя бы половину из того, что раньше считалось нормой. Прежние детские заботы не под силу даже многим взрослым. Другой вопрос, что необходимость в столь тяжелом труде с каждым поколением снижается.
Родителям не стоит слишком переживать из-за того, что они заставляют своего ребенка приводить в порядок свою комнату или выносить ведро с мусором. Но и отбирать детство не рекомендуется, потому что это сильно скажется на его мировосприятии в будущем.
Что умели делать крестьянские дети в старину: Взрослые обязанности и недетский труд
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Главным отличием от современности, конечно, является даже не огромное количество работы, а отношение к ней. Родительский авторитет был непререкаем, поэтому даже обсуждать то, что наказал отец, никто из воспитанных детей XIX века не посмел бы. Все, что родители поручали, выполнялось обязательно. Конечно, немалую роль в этом послушании играли и старинные методы воспитания – вероятно, большинство из них подпадало бы под статьи современной ювенальной юстиции, но о правах ребенка тогда и не слышали, а вот обязанностей у маленьких помощников было хоть отбавляй.
Еще одним отличием от современных обязанностей по дому была четка половая дифференциация. Сегодня, конечно, мальчик тоже больше крутится вокруг отца, но помыть посуду или прибрать в комнате он сможет. А вот в старину такое смешение работ было бы немыслимым. Выполнять женскую работу даже маленького мальчика никогда бы не попросили. Зато уж мужские обязанности с него спрашивали по полной программе – ведь растили будущего хозяина и защитника.
Еще до семи лет мальчиков уже учили ухаживать за скотиной, ездить верхом, помогать в поле, а также делать нехитрые, но нужные дома поделки: игрушки младшим, да и себе самому тоже, плести корзины и короба, ну и, конечно, лапти. Эта удобная и легкая обувь быстро изнашивалась, поэтому все свободное время мужчины всех возрастов занимали руки таким плетением. Девочки же должны были постоянно прясть. Уже с 3-4 лет будущей хозяйке выдавались веретено и прялка, и она с ним не расставалась практически всю жизнь. Работы у маленькой рукодельницы было много – ведь до своей свадьбы она должна была успеть напрясть, наткать, сшить и вышить несколько комплектов одежды и белья. Именно с этими инструментами было связано множество поверий. Например, свою прялку нельзя было отдавать в чужие руки. С древнейших времен пуповину новорожденным девочкам перерезали на веретене – чтобы с самых первых минут связать их с этим ремеслом.
Еще одним важным делом была работа на земле. Она тоже четко делилась. Огород всегда обрабатывали женщины, а пашню – мужчины. В этом сложном деле мальчики сначала были у отца на подхвате – вели коня под уздцы или ехали на нем, иногда сидели на бороне для утяжеления, но уже примерно с 12 лет мальчику выделялся небольшой кусок поля, который он пытался обработать самостоятельно. К юности такой помощник становился уже опытным работником.
Девочка же к 10 годам считалась вполне самостоятельной хозяйкой: она могла полностью прибрать дом, приготовить обед и присмотреть за младшими. Поэтому, уезжая, родители могли положиться на ребенка, которого сегодня даже в школу одного вряд ли отпустят, если она находится не в соседнем дворе. И, кстати, девочки, больше чем мальчики, уже с ранних лет были вынуждены «зарабатывать имидж» хорошей хозяйки – ведь от этого в дальнейшем зависели ее шансы на хорошее замужество. Прозвище «непряха» было по-настоящему обидным и могло в дальнейшем сослужить девушке плохую службу.
Еще обычными детскими занятиями был сбор грибов и ягод. Мальчики к тому же, глядя на отца и старших братьев, быстро учились навыкам рыболовства и охоты. Дети спокойно чувствовали себя в лесу и в поле – умели ориентироваться и обычно прекрасно знали окрестности. Правда, и большинство сказок начиналось с того, что дети одни остались в лесу, и не все бабушкины истории заканчивались хорошо.
Очень часто лет с 10-12 детей отправляли подрабатывать. Для мальчика выбор был больше: он мог стать пастухом, вступить в промысловую артель или уйти получать какую-либо специальность «в люди». Девочки же обычно к этому возрасту были уже опытными няньками, натренировавшись на младших братиках и сестричках, поэтому их чаще всего нанимали смотреть за детьми. В любом случае, подросток, едва выйдя из младенчества, уже мог приносить домой деньги, внося таким образом вклад в семейный бюджет. Никакие документы, разумеется, не регулировали ни их условия труда, ни возраст, однако никто не жаловался – приносить пользу семье было почетно.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Что умели делать крестьянские дети?
Скажите, пожалуйста, что умеет делать сегодняшний первоклассник, кроме того, что управляться с любым гаджетом? Может ли он наколоть дрова, сходить в ночное, поджарить себе яичницу? Конечно, не стану отрицать, что таланты многих наших ребят разнообразны, а в детских телешоу они вообще показывают чудеса. Но вспомнить о том, как в прежние времена с малых лет приучали чад к ответственности и систематическому труду, совсем не будет лишним. Вопрос трудовоспитания не был праздным, он обеспечивал на перспективу выживание семьи.
Грани детского труда
Отметим, что мнение наших предков о воспитании очень серьёзно расходится с мнением современных педагогов и психологов. Подход к наследникам в народной среде был очень строгим. Никто не считал детей равными родителям. В русских семьях авторитет родителей был непререкаемым, потому и «сюсюкаться» с детьми было не принято. Не баловали ни девочек, ни мальчиков.
Крестьянские дети в поле.
А вот за хорошо выполненную работу с малых лет и хвалили, и поощряли, обязательно подчёркивая, что ребёнок принёс пользу семье. Детский труд в той или иной мере был всегда. Это теперь во многих государствах он относится к форме эксплуатации и признан незаконным. Нашим предкам такое не могло присниться даже в страшном сне. Это явление, если вспомнить чеховского Ваньку Жукова, не самое радостное, но, вырастая в непростых условиях, русские крестьянские дети уже в 16 лет были прекрасно адаптированы к взрослой жизни.
Когда выходить на работу?
«Всему своё время», – так часто говорят взрослые, не желая привлекать ребенка к работе на огороде или домашней уборке. У наших предков были чёткие возрастные рамки, когда и чему учить, когда к чему пора приступать. Возраст на Руси измеряли семилетиями. Малыши первых семи лет как раз имели беззаботное детство (или «младенчество»), и называли их «дитё», «младень», «кувяка» (плачущий) и другими забавными прозвищами.
Крестьянские дети в поле.
А вот вторые семь лет уже назывались отрочеством. Мальчикам выдавали штаны, а девочкам – длинную девичью рубаху. Третья семилетка – это уже юность. К этому времени подростки должны были овладеть основными навыками самостоятельной жизни. После этого мальчик становился правой рукой отца, заменой его при отлучках и болезнях, а девочка – полноценной помощницей матери.
Характерно, что отношение к мальчикам в отрочестве и юности было строже, чем к девочкам. Из сына должен был вырасти кормилец, защитник, одним словом, настоящий муж и отец.
Первые навыки
Уже в первую семилетку с трёх-четырёх лет мальчик начинал постигать основы крестьянского труда. Он мог ухаживать за скотиной, ездить верхом, помогать в поле. Овладев этими нехитрыми премудростями, маленький человек обучался самым простым ремёслам. Он сам мастерил себе игрушки, затем плёл лукошки, короба и лапти. Мальчики помогали отцу делать мебель, упряжь и другие нужные в хозяйстве вещи.
Крестьянские дети в поле.
Детские хозяйственные обязанности делились и по половому принципу. Ухаживать за младшими братьями и сёстрами или заниматься огородом – это забота девочек, а вот пахать и молотить – это уже «мужицкая» работа.
В 7-9 лет дети начинали подрабатывать «в людях». Детей отдавали в пастухи, и они работали за умеренную плату. Здесь наглядной иллюстрацией для нас могут послужить произведения Горького и Чехова. Но и для этой нехитрой работы необходимо было, чтобы чадо окончательно «вошло в разум» и уже чему-то научилось у отца.
Земля и люди
В основном все работы велись на земле, и землепашество было главным подтверждением мужского статуса. Мальчишки удобряли землю, бороновали, вели под уздцы запряжённую лошадь, активно участвовали в сборе урожая. В 11-13 лет они уже привлекались к самостоятельной пахоте.
Особое место в крестьянском быте занимал уход за скотиной. Кормить животных, убирать навоз и чистить животных должны были отроки под руководством старших. Особое место в хозяйстве всегда занимала лошадь. С ранних лет мальчишки умели запрячь и ездить на коне верхом. Пасли лошадей ночью, водили на водопой. Всё было выстроено в соответствии с поговоркой: «Дело учит, мучит, да кормит».
Крестьянские дети в поле.
Выросшие в крестьянских семьях ребята становились незаменимыми помощниками, которыми родители могли гордиться. Дети вырастали не только привыкшими к труду, но и обладающими прочными моральными принципами. Почитание старших, гостеприимство, уважение к своему и чужому труду для них становилось определяющим.
Что умел мальчик в русской деревне век назад
Привлечение мальчиков к работе на земле было одним из наиболее важных моментов в передаче трудовых навыков, необходимых для самостоятельной жизни. Не владея ими, подросток не смог бы стать полноправным членом деревенского сообщества. В русской традиции занятие землепашеством воспринималось как основа полноценного мужского статуса.
Становясь помощником отца, мальчик участвовал во всех его работах. При унавоживании земли: отец привозил навоз и раскидывал его большими кучами, сын растаскивал его по всему полю, а затем во время пахоты следил, чтобы комья земли и навоза не затрудняли работу плуга и не засыпали борозду.
На Русском Севере и в Сибири, где промыслы (рыболовство, охота и т.п.) имели в кругу хозяйственных забот важнейшее значение, ребят с раннего детства привлекали к промысловым занятиям.
К числу промысловых занятий относился также сбор ягод и добыча кедровых орехов. Подростки принимали активное участие в коллективных, включавших несколько семей, выездах на промысел. В ходе них они знакомились с природой, учились лучше ориентироваться на местности, перенимали опыт сооружения промысловых становищ. К 14-15 годам основные промысловые, навыки были переняты. Отправлявшийся весной на промысел отец не боялся оставить сына этого возраста промышлять в лесу одного.
Важным этапом в социохозяйственном становлении подростка в промысловых районах было членство во взрослой промысловой артели, включавшей всех мужчин села от подростков до стариков.
Мужские рыболовецкие, реже охотничьи, объединения, также как отхожие, ремесленные профессии, способствовали сохранению / возрождению традиций мужских организаций. Одной из них был испытательный срок при приеме в артель подростков 8-12 лет, без которого они не могли стать её полноправными членами. Ярким примером являлись испытания подростков на мурманских промыслах поморов: им поручали невыполнимые задания, обманывали, накладывая вместо рыбы в мешки и снасти камни, заставляли самих добывать себе пропитание, устраивали состязания между ними и т.п.
С этого момента профессиональное и жизненное воспитание подростка сосредотачивалось в артели. Подрастая, мальчики переходили в разряд юнг и прибрежных ловцов, которые уже имели свой пай и вносили значимую долю в семейный бюджет. Взрослые относились к ним с уважением и ласково называли «кормильцами».
К 15 годам подросток перенимал все хозяйственные навыки, считался годным ко всякой мужской работе и, если нанимался в работники, получал плату равную взрослой. Он считался правой рукой отца, заменой его в отлучках и болезнях.
В промысловых районах взрослые сыновья брали на себя все весенние полевые работы. Пока отец был на промысле, подросток самостоятельно вспахивал и заборанивал участок, а затем отправлялся на помощь к отцу. Имея заработок, такой подросток частично тратил его на себя, подготавливая возрастной наряд для гуляний, без которого он не мог бы считаться завидным женихом.
Материалы по теме
А вот ещё:
Происхождение и значение славянских имен
В последние годы стало популярным давать детям славянские имена. Мы стараемся вспомнить свои древние корни, и, как и в давние времена, хотим, чтоб благозвучное имя еще и стало оберегом. Так какие же имена встречаются в наших летописях и берестяных грамотах, что означают и что могут рассказать об обычаях и мировоззрении предков?
Сегодня постараемся приоткрыть завесу тайны этой части славянской культуры.
Какие из имен имеют славянское происхождение
Богдан Хмельницкий. Фото источник: amp.my.ua
Традиции княжеских имен
Памятник Ярославу Мудрому. Фото источник: pravlife.org
Ребенку, появившемуся в княжеской семье, и имя следовало выбирать исключительно благозвучное. Поэтому нам известны древние правители с традиционно «престижными» и «положительными» именами: в хрониках мы встречаем Владимира, Всеволода, Ярослава, Вячеслава. Также традиции предписывали для наследников правящей династии использовать в именах общий корень. К примеру, сыновей князя новгородского и киевского Ярослава Мудрого звали Изяслав, Святослав, Вячеслав.
А вот его внук и сын киевского князя Изяслава Святополк хоть и не унаследовал княжеского имени (поговаривают, что он был незаконнорожденным), но в именах своих детей не забыл учесть «наследственный высокий корень», и они получили имена Сбыслава, Изъяслав, Предслава, Ярослав, Мстислав и Брячислав.
Вот настолько сильно желание через имена заявить о своих правах на киевский престол! Ведь изначально имя выполняло функцию фамилии.
Как защитить ребенка с помощью имени
Имена для детей на Руси. Фото источник: smi2.ru
Как на Руси, так и во многих других культурах давать при рождении ребёнку сразу несколько имён считалось обязательным. Логика проста: на людях используется одно имя в то время как остальные остаются в тайне. Соответственно, злые силы его не знают и не могут навредить. Но порой желание ввести в заблуждение духов становилось по современным меркам несколько странноватым. Так, малыша могли назвать Нелюб, Некрас, Грязной, Упырь, Бессон, Невзор.
Особое место в славянском именослове занимали имена, образованные от тотемных животных. В древности верили, что малыш, имеющий такое имя, впитает в себя достоинства покровителя племени, ведь дикие звери в их понятиях обладали мистическими способностями. Так, медведь всегда ассоциировался с небывалой силой, волка наделяли ловкостью, смелостью и преданностью товарищам. И даже заяц могли «дать» имена детям, ведь он был символом быстроты, изворотливости и плодородия. Еще одним доводом в пользу имени-тотема была вера, что хищник не нападает на малыша, который «с ним одной крови». Так что и сейчас в Сербии можно встретить человека с именем Вук (Волк).
Впоследствии такие имена были взяты в основу многих распространенных русских фамилий: Волковы, Медверевы, Зайцевы, Воробьевы, Лисицыны, Барсуковы, Соловьевы и т.д.
В противоположность именам-оберегам славяне до сих пор любят использовать имена, отражающие положительные качества человека : Радмила (заботливая и милая), Рада (радость, счастье), Слободан (свободный, дающий свободу), Тихомир (тихий и мирный), Ясна (ясная). Родители, нарекающие так своих чад, наверняка надеются, что дети вырастут именно такими.
Если сейчас наличие прозвища обычно является чем-то обидным, то у древних славян особенной разницы между именем и прозвищем не было. Второе имя, указывающее на какую-либо индивидуальность владельца, обычно давалось по мере роста ребенка и использовалось наравне с нареченным при рождении.
Добрыня Никитич. Фото источник: ucrazy.ru
В Древнерусской словесности было обычным употреблять как полные имена, так и их уменьшительные варианты. Ярким примером могут стать сказки, в которых главных героев зовут Добрыней Никитичем и Алешей Поповичем. Имя Добрыня вполне вероятно сформировано от древнерусского Доброслав и означает вовсе не милый и сердечный, как можно подумать, а крепкий и здоровый. В современный именослов дошло множество имен в короткой форме. К примеру, Борис (Борислав), Путята (Путимир), Твердило (Твердислав), Ратша (Ратибор).
Еще одной особенностью славянских имен является отражение в имени ситуации, при которых малыш был рожден. Так, распространенная фамилия Третьяк произошла от имени, означающем, что для родителей этот малыш был третьим. А такие имена, как Мороз или Ярец могли поведать, в какую погоду был рожден ребенок.
Как приход нового вероисповедания отразился на именных традициях славян
Петр Первый. Источник фото: cyrillitsa.ru
Интеграция в европейскую культуру, которая произошла с приходом христианства, принесла и изменения в моде на имена. Так, получили распространение многие греческие, еврейские и римские имена. Стали популярны Василий, Юрий (Георгий), Александр, Петр и другие имена.