что значит благорастворение воздухов

Благорастворение воздухов

Благорастворение воздухов
Из «великой ектеньи», то есть молитвы, произносимой в православном храме дьяконом во время обедни (литургии Иоанна Златоуста). Это молитва «о благорастворении воздухов, о изобилии плодов земных и временах мирных. ».
Глагол «благорастворяти» в церковно-славянском языке буквально означает соединять жидкости или вещества, но в данном случае речь идет о ниспослании молящемуся земных благ, благополучия.
Иносказательно: прекрасная погода в сочетании с ароматами цветов, плодов и пр.; мир, покой (шутл.-ирон.).
Выражение приобрело иронический оттенок благодаря М. Е. Салтыкову-Щедрину, который его неоднократно употреблял в своих сатирах.

Смотреть что такое «Благорастворение воздухов» в других словарях:

благорастворение воздухов — См … Словарь синонимов

благорастворение воздухов — весна благорастворяет воздух Ср. Воздух был благораствореннейший. Лесков. Соборяне. 3, 19. Ср. Смейтесь! веселитесь! скоро, скоро наступит благорастворение воздухов, и помелом очищено будет ваше нечистое торжище! Салтыков. Литераторы обыватели … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона

благорастворение воздухов — см. благорастворение … Словарь многих выражений

Благорастворение воздухов — Благораствореніе воздуховъ (весна благорастворяетъ воздухъ). Ср. Воздухъ былъ благораствореннѣйшій. Лѣсковъ. Соборяне. 3, 19. Ср. Смѣйтесь! веселитесь! скоро, скоро наступитъ благораствореніе воздуховъ, и помеломъ очищено будетъ ваше нечистое… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

БЛАГОРАСТВОРЕНИЕ — БЛАГОРАСТВОРЕНИЕ, благорастворения, мн. нет, ср. только в выражении: благорастворение воздухов (церк. устар.; теперь шутл.) хороший воздух, хорошая погода, здоровый климат. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

БЛАГОРАСТВОРЕНИЕ — БЛАГОРАСТВОРЕНИЕ, я, ср.: благорастворение воздухов (устар. шутл.) о лёгком, приятном воздухе, тёплой погоде. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

БЛАГОРАСТВОРЕНИЕ — воздуха (воздухов). Книжн. О чистом, свежем, благоуханном воздухе; о тихой и теплой погоде. /em> Из молитвы «О благорастворении воздухов, об изобилии плодов земных и временах мирных». БТС, 82. Благорастворение души. Разг. О состоянии… … Большой словарь русских поговорок

Благорастворение воздуха (воздухов) — Книжн. О чистом, свежем, благоуханном воздухе; о тихой и теплой погоде. /em> Из молитвы «О благорастворении воздухов, об изобилии плодов земных и временах мирных». БТС, 82 … Большой словарь русских поговорок

благорастворение — я; Устар. и Шутл. ◊ Благорастворение воздуха (воздухов). О чистом, свежем и благоуханном воздухе; о тёплой и тихой погоде, состоянии полного покоя (из молитвы О благорастворении воздухов, об изобилии плодов земных и временах мирных ).… … Энциклопедический словарь

Источник

благорастворение воздухов

Смотреть что такое «благорастворение воздухов» в других словарях:

благорастворение воздухов — См … Словарь синонимов

Благорастворение воздухов — Из «великой ектеньи», то есть молитвы, произносимой в православном храме дьяконом во время обедни (литургии Иоанна Златоуста). Это молитва «о благорастворении воздухов, о изобилии плодов земных и временах мирных. ». Глагол «благорастворяти» в… … Словарь крылатых слов и выражений

благорастворение воздухов — см. благорастворение … Словарь многих выражений

Благорастворение воздухов — Благораствореніе воздуховъ (весна благорастворяетъ воздухъ). Ср. Воздухъ былъ благораствореннѣйшій. Лѣсковъ. Соборяне. 3, 19. Ср. Смѣйтесь! веселитесь! скоро, скоро наступитъ благораствореніе воздуховъ, и помеломъ очищено будетъ ваше нечистое… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

БЛАГОРАСТВОРЕНИЕ — БЛАГОРАСТВОРЕНИЕ, благорастворения, мн. нет, ср. только в выражении: благорастворение воздухов (церк. устар.; теперь шутл.) хороший воздух, хорошая погода, здоровый климат. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

БЛАГОРАСТВОРЕНИЕ — БЛАГОРАСТВОРЕНИЕ, я, ср.: благорастворение воздухов (устар. шутл.) о лёгком, приятном воздухе, тёплой погоде. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

БЛАГОРАСТВОРЕНИЕ — воздуха (воздухов). Книжн. О чистом, свежем, благоуханном воздухе; о тихой и теплой погоде. /em> Из молитвы «О благорастворении воздухов, об изобилии плодов земных и временах мирных». БТС, 82. Благорастворение души. Разг. О состоянии… … Большой словарь русских поговорок

Благорастворение воздуха (воздухов) — Книжн. О чистом, свежем, благоуханном воздухе; о тихой и теплой погоде. /em> Из молитвы «О благорастворении воздухов, об изобилии плодов земных и временах мирных». БТС, 82 … Большой словарь русских поговорок

благорастворение — я; Устар. и Шутл. ◊ Благорастворение воздуха (воздухов). О чистом, свежем и благоуханном воздухе; о тёплой и тихой погоде, состоянии полного покоя (из молитвы О благорастворении воздухов, об изобилии плодов земных и временах мирных ).… … Энциклопедический словарь

Источник

НАЧАЛЬНЫЕ МОЛЕНИЯ

Литургия оглашенных начинается тем, что дьякон выходит на амвон и испрашивает у священника для себя и для народа благословение на молитву – словами: Благослови владыко, т.е. изреки благое слово – слово изволения и одобрения на предлежащее святое дело молитв и священнодействий. Дьякон именует при этом священника владыкой (господином) не только по требованию вежливости, а потому, что священник есть предстоятель богослужения и вообще имеет духовную власть священнодействовать, учительствовать, вязать и решать, и руководить верующих ко спасению.

Священник возглашает: Благословенно Царство, т.е. достойна благословения или прославления на всех и на все простирающаяся Царственная власть, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Этим прославлением Бога священник свидетельствует, что он может преподать испрашиваемое у него благословение не от своего лица, а от Лица самого Бога; Бог же благословляет только тех или изрекает всевластное слово благословения только на тех, которые сами Его благословляют, сами изрекают о Нем благое слово, славословя Его державу и смиренно признавая свою зависимость во всем от Его власти, от Его Царства.

Аминь, ответствуют на возглас священника певцы, выражая этим подтвердительным словом готовность единым сердцем и устами вместе со священником славить Бога, а также желание и надежду сподобиться Его благоволения.

1. Миром Господу помолимся. Под миром здесь подразумевается мир, которым столь часто приветствуют в церкви: мир всем. Это мир и благословение от Бога. Поэтому миром Господу помолимся значит: будем молиться Господу под сенью мира Божия или благоволения Божия к нашему молитвенному собранию.

2. О свышнем мире и спасении душ наших, Господу помолимся, т.е. будем умолять Господа, да низпошлет в наши сердца Свой благодатный мир, то отрадное, успокоительное чувство, которое происходит от уверенности в прощении нам грехов, – и да дарует нам вечное спасение.

3. О мире всего мира, т.е. о внешнем благополучном состоянии всех людей; – о благостоянии Святых Божиих Церквей, т.е. о внутреннем и внешнем благополучии Церквей, разделенных местонахождением, но входящих в состав единой Вселенской Православной Церкви; – и соединении всех ( εκτενηξ των πανιων ), т.е. о единении всех людей в вере в Иисуса Христа и в ее исповедании, так чтобы среди всех людей господствовала христианская вера и между самими христианами не было разномыслия в учении веры.

4. О святем храме сем и с верою, благоговением и страхом Божиим входящих в онь, Господу помолимся. Будем умолять Господа, да не отступит от здания храма благодать Божия и да неоскудевают в нем средства к его поддержанию в цветущем состоянии снаружи и внутри; и да призрит Господь Своей благодатию, просвещающей, освящающей, утешающей – на тех, кто приходит в храм с верой, с благоговением, к месту благодатного присутствия Бога, неся в себе страх Божий.

5. О великом господине и отце нашем Святейшем Патриархе, о господине нашем преосвященнейшем (местном правящем архиерее), честнем (досточтимом) пресвитерстве, во Христе дьяконстве (о дьяконах, служащих во славу Христа), о всем причте и людех, Господу по молимся. По этому приглашению мы должны молиться о том, да не оскудеет у нас церковное священноначалие в лице Святейшего Патриарха, простирающего свою власть на всю Русскую Церковь, также епархиальных архиереев, священников и дьяконов, – да не прекратится до скончания века ряд преемников апостольского служения, да не останутся овцы духовного стада Христова без законных пастырей и без благодати, через них преподаваемой, – да благоуспешно и ревностно архипастыри, пастыри, при помощи дьяконов, проходят свое служение, и да будут обеспечены по внешнему состоянию. K этому присовокупляется моление за весь причт, не только за священнослужителей, но и за церковнослужителей, чтецов и певцов; да поможет Бог всем им тщательно исполнять возложенные на них обязанности, и за всех людей, т.е. мирян, – да будут они послушными чадами Церкви и под руководством пастырей успешно да соделывают свое спасение.

6. О граде сем, всяком граде и стране и верою живущих в них, Господу помолимся. Должно молить Господа, чтобы Он покрывал щитом Своей милости и наши города, и наши села и деревни, избавлял их от пожаров, наводнений, землетрясений, нашествия иноплеменников и т.п., чтобы сохранял от этих бедствий всех обитающих в городах и селениях с верою, т.е. православных и благочестивых грородских и сельских жителей. Городам и селам, где нет истинной веры и благочестия и царствует неверие и нечестие, угрожает проклятие Божие ( Втор. 28: 15–16 ) и участь нечестивых языческих городов – Вавилона, Тира и Сидона – с зависевшими от них областями. Господь не пощадил самого Иерусалима за нечестие его жителей.

7. О благорастворении воздухов, изобилии плодов земных и временех мирных, Господу помолимся. Должно молиться о том, чтобы воздухи (ветры) – весенний, летний, осенний и зимний – были благотворны для людей, животных и растений, чтобы Господь благословлял плодородием поля, сады и огороды, чтобы вообще посылал нам времена мирные, т.е. тихое и безмолвное житие.

8. О плавающих, путешествующих, недугующих, страждущих, плененных и о спасении их, Господу помолимся. Помолимся об избавлении от временных, преходящих бедствий наших ближних, странствующих по морю и суше, имеющих слабое здоровье недугующих, и терпящих болезнь страждущих, также томящихся в плену; но преимущественно помолимся о вечном их спасении, о даровании им вечного блаженства за претерпеваемые ими внешние лишения.

9. О избавитися нам от всякия скорби, гнева (Божия) и нужды (притеснений от людей), Господу помолимся. Молясь за наших ближних, плавающих, путешествующих. Господу помолимся, да избавляет и нас самих от бедствий и скорбей, подобных тем, каким они подвергаются или могут подвергаться.

10. Заступи, защити от врагов и обидчиков; спаси от бед временных и вечных; помилуй, не погуби нас за беззакония наши и сохрани нас здоровыми и невредимыми, Боже, Твоею благодатию.

11. В заключение ектении нас приглашают вспомнить Пресвятую Богородицу и всех святых, и с надеждой на их предстательство, всецело предать себя и друг друга и весь живот (жизнь) наш Христу Богу, от Него единого ожидать милости и спасения, ибо Ему, ради Его страданий и крестной смерти, дана всякая власть на небе и на земле.

Источник: Объяснение Божественной Литургии / Епископ Виссарион (Нечаев) – Москва, Издательский Совет Русской Православной Церкви, Издательство: «Даръ», 2005.- 432 с. ISBN: 5-485-00039-8

Вам может быть интересно:

Поделиться ссылкой на выделенное

Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

Источник

Как растворяются воздухи

Великая или мирная ектения – самая большая из всех ектений (молитвенных прошений) на службе: в ней содержится 11 разных прошений о духовных и земных нуждах христиан – от мира с Богом, ближними и самим собой до дарования хорошего климата и избавления от всяких болезней и чьего бы то ни было гнева на нас.

Мы молимся о благо- стоянии, твердом стоянии, твердости, непоколебимости, всех православных Церквей, о храме, в котором мы находимся, и о всех, кто с верой, благоговением и страхом Божиим в него (в онь) входит. «Страх Божий» — это устойчивое выражение (идиома), означающее Богопочитание.

Мы молимся о всем священноначалии: Патриархе, правящем епископе, честнем пресвитерстве, диаконстве и причте (всех служащих в данном храме, от священников до чтецов). Пресвитерство, т.е. священство (пресвитер – калька с греческого, то же, что и священник), называется честны́м, т.е. почтенным, досточтимым; «честны́й (честно́й) отец» — принятое в церковнославянском языке обращение, как в современном русском «уважаемый г-н N».

что значит благорастворение воздухов. Смотреть фото что значит благорастворение воздухов. Смотреть картинку что значит благорастворение воздухов. Картинка про что значит благорастворение воздухов. Фото что значит благорастворение воздухов

«О благорастворении воздухов… Господу помолимся!» Возду́х (именно так, с ударением на последнем слоге) по-церковнославянски обозначает тоже воздух, причем разные его слои: древние выделяли нижний слой, по-гречески он назывался аэр, близкий к земле, тот, которым мы дышим, и о его хорошем состоянии просится в ектение; и верхний – эфир, уже небеса, куда мы можем быть «восхищенни на облацех в сретение Господне» — чтобы встретить Господа*. Словосочетание благорастворение возду́хов стало устойчивым и может быть переведено «хороший климат, здоровый состав воздуха».

В великой ектении мы просим Бога и о Его покровительстве и помощи всем плавающим, путешествующим (т.е. подвергающимся потенциальной опасности), недугующим (болеющим), страждущим и находящимся в плену. Страждущий – тот, кто страдает, т.е. терпит мучения, борется с препятствиями, бедствует в жизни.

«О избавитися нам от всякия скорби, гнева и ну́жды Господу помолимся!» Скорбь по-церковнославянски означает боль, муку (многи скорби праведным, и от всех их избавит я Господь**), а также тяготу. Ну́жда слово многозначное, здесь значит «насилие». Помолимся, чтобы Господь избавил нас от любого мучения, чьего-либо гнева и насилия.

что значит благорастворение воздухов. Смотреть фото что значит благорастворение воздухов. Смотреть картинку что значит благорастворение воздухов. Картинка про что значит благорастворение воздухов. Фото что значит благорастворение воздухов«Заступи, спаси, помилуй и сохрани нас, Боже, Твоею благодатию». Заступати – защищать, покровительствовать (отсюда «Боже, Заступник мой еси Ты..»); а чем спасает и покрывает нас Господь – Своей благодатию, т.е. милостью.

В конце ектении мы поминаем (упоминаем) Пресвятую, Пречистую, Преблагословенную Богородицу и всех святых; приставка пре- во всех титулах Богоматери означает высшую степень этих качеств: Она святее всех живущих на земле и всех святых, самая чистая, а что значит «самая благословенная»? Благословити – хвалить, прославлять, превозносить; мы хвалим и прославляем Богородицу больше всех людей и небесных сил. Испросив помощи Божией Матери и всех святых, нам остается только предать весь наш живот Богу – т.е. вручить, отдать навсегда, препоручить нашу жизнь Богу.

При написании использовались словари:

Сноски:
*1 послание ап. Павла к Фессалоникийцам (4, 17)
**33 псалом, стр.20

Источник

О благорастворении воздухов

Находясь на Божественной Литургии в Темниковском Успенском храме, прихожане часто слышат ектению, произносимую батюшкой: «О благорастворении воздухов… Господу помолимся!» «Что же такое возду́х?», — спрашивают некоторые из них.
Возду́х по-церковнославянски обозначает тоже воздух, причем разные его слои: древние выделяли нижний слой, по-гречески он назывался аэр, близкий к земле, тот, которым мы дышим, и о его хорошем состоянии просится в ектение; и верхний – эфир, уже небеса, куда мы можем быть «восхищенни на облацех в сретение Господне» – чтобы встретить Господа.
что значит благорастворение воздухов. Смотреть фото что значит благорастворение воздухов. Смотреть картинку что значит благорастворение воздухов. Картинка про что значит благорастворение воздухов. Фото что значит благорастворение воздухов
Мир Божий полон красоты и величия. Человек, глядя на окружающий мир, не перестает удивляться премудрости Творца.
Северное сияние, падающие звезды, сказочные снегопады, солнце посреди дождя, сверкание молнии… — мир, созданный Богом, полон настоящей красоты и чудесных явлений. Одно из самых известных чудес Божиих — это явление радуги Ною.
Когда завершился всемирный потоп, вышел Ной со всем семейством своим из ковчега. Также все животные разошлись по земле и птицы разлетелись по деревьям.
Ной сложил из камней жертвенник. Затем он взял несколько животных и птиц и принес их в жертву Богу. Господу была угодна эта жертва, и Он сказал: «Не буду больше проклинать землю за человека, потому что помышление сердца человеческого — зло от юности его; и не буду больше поражать всего живущего, как Я сделал. Впредь во все дни земли сеяние и жатва, холод и зной, лето и зима, день и ночь не прекратятся».
Бог благословил Ноя и сыновей его и сказал им: «Вот, Я поставлю завет Мой с вами и с потомством вашим после вас… что не будет более истреблена всякая плоть водами потопа и не будет уже потопа на опустошение земли… Я полагаю радугу Мою в облаке, чтобы она была знамением завета между Мною и между землею… Когда Я наведу облако на землю, то явится радуга в облаке … и вспомню завет вечный между Богом и между всякой душою живою… Вот знамение завета, который Я поставил между Мною и между всякой плотью, которая на земле».
Всемирный потом начался с дождя: небо заволокло тучами, и дождь стал идти без остановки. Но дождь нужен, чтобы травы и деревья продолжали расти, чтобы озера и реки не пересыхали, чтобы на земле была жизнь. Можно только представить себе, какой ужас мог зарождаться в душах людей при виде первых капель дождя: ведь именно так начался всемирный потоп. И чтобы дождь больше не воспринимался как начало катастрофы и смерти, Господь подкрепил свое обещание видимым символом — радугой: «И будет, когда Я наведу облако на землю, то явится радуга [Моя] в облаке; и Я вспомню завет Мой, который между Мною и между вами и между всякою душею живою во всякой плоти; и не будет более вода потопом на истребление всякой плоти».
Радуга — еще один повод порадоваться красоте этого мира, милости и любви Бога к людям и Его отеческой заботе о каждом из нас.
Слава Тебе Господи!

Поделиться:

Добавить комментарий Отменить ответ

Онлайн богослужение можно слушать на странице «Наш храм»

Вопросы, а также просьбы о молитве пишите на странице «Вопросы батюшке»

Радио «Вера»

Православный календарь

Сщмч. Зиновия, еп. Егейского, и сестры его мц. Зиновии (285).

Апп. от 70-ти Тертия, Марка, Иуста и Артемы (I). Сщмч. Маркиана, еп. Сиракузского (II). Мц. Евтропии (ок. 250). Мц. Анастасии Солунской (III). Свв. Стефана Милютина, короля Сербского (1320), брата его Драгутина (1316) и матери их Елены (1306) (Серб.).

Сщмч. Матфея Казарина диакона (1942). Обре́тение мощей свт. Агафангела исп., митр. Ярославского (1998).

Озерянской иконы Божией Матери (XVI).

Кол., 253 зач., II, 1–7.Лк., 58 зач., XI, 23–26.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *