Чтобы игра развертывалась так чтобы для ребенка открылась необходимость соотнесения его роли
Чтобы игра развертывалась так чтобы для ребенка открылась необходимость соотнесения его роли
Каким же образом можно формировать эти умения у детей? Решение этой задачи возможно в совместной игре воспитателя с детьми, где взрослый является не руководителем и оценивателем, а участником, партнером детей в этом творческом процессе. Игра должна развертываться особым образом, так, чтобы для ребенка «открылась» необходимость соотнести его роль с разными другими ролями, а также возможность смены роли в процессе игры, для развертывания интересного сюжета. Это возможно при соблюдении воспитателем двух условий: 1) использование многоперсонажных сюжетов с определенной ролевой структурой, где одна из ролей включена в непосредственные связи со всеми остальными; 2) отказ от однозначного соответствия числа персонажей (ролей) в сюжете количеству участников игры: персонажей в сюжете должно быть больше, чем участников.
Остановимся подробнее на структуре сюжетов. Любую интересующую детей тему, которую воспитатель хочет использовать в игре, можно представить так, чтобы одна из ролей (основная) была непосредственно связана с несколькими другими ролями, относящимися к этой же смысловой сфере. Возможный состав ролей принимает вид «куста», например, к теме «Поездка на пароходе»:
Такой сюжет развертывается постепенно — в первом событии в игре взаимодействуют капитан и матрос, во втором — капитан и пассажир, в третьем — капитан и водолаз. Таким образом, одна роль (капитана) включается уже не в единичную, а во множественные ролевые связи. Если ребенок выполняет роль капитана, он вынужден все время изменять свое ролевое поведение в соответствии с новой ролевой связкой, в которую он включается. Роль «открывается» для него во множестве возможных связей с другими ролями.
Для того чтобы ребенок открыл возможность смены роли в процессе игры, необходимо соблюдение второго условия: персонажей (ролей) в сюжете должно быть больше, нежели участников игры. Например, если в приведенном сюжете распределить роли между четырьмя участниками, необходимость их менять в ходе игры не возникает. А если участников будет только двое — одному из них придется по мере появления в сюжете новых персонажей менять роль (побыть сначала «матросом», потом «пассажиром» и т. д.). При этом сюжет не должен быть «задан», спланирован для ребенка заранее; новый персонаж (роль) появляется в процессе самой игры. Общая схема сюжета (независимо от его конкретной тематики) будет выглядеть следующим образом:
Статья. «Методика руководства сюжетно-ролевой игрой детей среднего дошкольного возраста».
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Методика руководства сюжетно-ролевой игрой детей среднего дошкольного возраста
На сегодняшний день можно констатировать, что детская игра стала другой. Изменилась социальная действительность. Меньше становится многодетных семей, где сюжетные игры передаются от старшего поколения к младшему. Исчезли дворовые сообщества, где ребенок учился играть. Появилась новая игровая реальность в виде компьютерных игр, которые все чаще становятся основой игровых сюжетов.
В результате игра уходит из жизни дошкольников, а вместе с ней уходит и само детство.
А отсутствие развитой формы сюжетно-ролевой игры ведёт к социально-личностному недоразвитию ребёнка.
Главной причиной недостаточного развития сюжетно-ролевой игры современных детей является отсутствие практического участия взрослых в игровой деятельности детей.
Современные исследования игровой деятельности дошкольников привели к выводу, что игре необходимо учить, сама по себе игра и ребенок в игре без руководства развиваться не будут. С этой целью необходимо использовать обучение игре на занятиях и в повседневной жизни.
Игра – ведущая деятельность детей дошкольного возраста. Благодаря игре ребенок познает окружающий мир предметов и людей, входит в мир социальных отношений, в сообщество взрослых людей. Для того чтобы ребенок к школе не путал учебную мотивацию с игровой, он должен овладеть игровой деятельностью, насытиться ею в период дошкольного детства, различать, когда нужно выполнять требования, а когда только имитировать их понимание.
Поэтому важная роль в дошкольной жизни ребенка отводится сюжетно-ролевой игре
Игра вбирает в себя все, что происходит в жизни ребенка.
1.Целевые прогулки и экскурсии позволят педагогу поближе познакомить детей с деятельностью взрослых, дадут им возможность побеседовать с представителями данной профессии, удовлетворить интерес малышей. Добиваясь намеченной цели, мудрый педагог превратит экскурсию в увлекательное путешествие.
2.Рассказы о профессиях заинтересуют ребят живыми образными сравнениями, дадут пищу для воображения. Если снабдить такой рассказ иллюстрациями, то у детей возникнет желание познакомиться поближе: применить или изготовить подобные инструменты, произвести действия. Можно воспользоваться книгой серии «Школа семи гномов» «Какие бывают профессии» Увлекают детей и придуманные воспитателем рассказы, специально нацеленные на то, чтобы воспроизвести какую-либо ситуацию, рассказать о событии («Как я побывала в аэропорту», «Как девочка потерялась на вокзале», «Как я была в новом магазине» и др.). Эти рассказы, идущие от лица значимого для ребенка взрослого, обеспечивают свежесть восприятия и вызывают веру в подлинность события.
3.Тематические беседы призваны прояснить представления детей о той или иной игровой (жизненной) ситуации, их мнение относительно какого-либо сюжета. Педагог вовлекает ребят в диалог и наводящими вопросами вызывает их речевую активность. Беседа по какому-либо сюжету позволяет показать модели замыслов игры и их развитие: «Знаешь, обычно доктор сначала раскладывает инструменты, а потом вызывает больных», «Когда шофер поставил машину в гараж, что он мог обнаружить?»; «Как лучше начать игру? Подумай, где будет место для аэродрома?»
4.Дидактические игры помогут детям научиться игровым действиям и поведению (взвешивать товар, ремонтировать машину, выслушивать пациента, определять качество товара), а также соблюдать правила в игре, быть организованными, проявлять лидерские качества. Для проведения дидактических игр вам понадобятся различного рода предметы, которые можно найти в разделах «Игровые наборы», «Инструменты и оружие», «Наборы посуды»,
5.Театрализованные игры научат детей обыгрывать готовые сюжеты, понимать и воплощать в действии игровой план, быть выразительным в роли. В создании интерьера для проведения театрализованных игр вам поможет специальные наборы мебели.
6.Иллюстрации будут дополнять все увиденное и услышанное детьми до этого. Дети увидят в них массу деталей, которые можно спокойно рассмотреть и которые они до этого не замечали. Яркие краски иллюстраций вызовут эмоциональные переживания, вызовут желание подражать действиям изображенных персонажей. Различного рода иллюстрации и плакаты вы найдете в разделе «Наглядно-дидактические пособия».
Ребенок 4–5 лет с увлечением выстраивает сюжеты, стремится к проигрыванию самых разнообразных ролей, становится более инициативным. Возросшие возможности позволяют ему выбирать тему и намечать замысел игры, обустраивать игровое пространство при помощи предметов, использовать в игре различные атрибуты. Педагог направляет свои усилия на обогащение ролевого поведения и взаимоотношений детей в игре, которые проявляются через диалог и игровое действие.
Воспитатель побуждает детей к планированию, то есть к созданию элементарного замысла, который будет воплощен в игре; учит их описывать сюжетные события, очерчивать (называть) круг действующих лиц (персонажей) в игре, раскрывать их взаимодействие.
Задача воспитателя в работе с детьми пятого года жизни – формировать умения изменять ролевое поведение в соответствии с разными ролями партнеров, менять игровую роль и вновь обозначать ее для партнеров в процессе развертывания игры. Действительно, чтобы подключиться к игре сверстников, ребенок должен найти себе роль, подходящую по смыслу к их ролям, в ходе игры соотносить свои действия с действиями разных партнеров. Могут возникнуть ситуации, когда дети играют вдвоем-втроем, а по ходу развития сюжета появляются новые персонажи. Тогда важно, чтобы ребенок умел сменить первоначальную принятую роль на новую.
Решение этой задачи возможно в совместной игре воспитателя с детьми, где взрослый является не руководителем, а партнером. Игра должна развертываться особым образом, так, чтобы для ребенка открылась необходимость соотнесения его роли с другими ролями, а также возможность смены роли в процессе игры для развертывания интересного сюжета. Это возможно при соблюдении воспитателем двух условий:
1) использование многоперсонажных сюжетов с определенной ролевой структурой, где одна из ролей непосредственно связана со всеми остальными;
2) отказ от однозначного соответствия числа персонажей (ролей) количеству участников игры (персонажей в сюжете должно быть больше, чем участников).
Любую интересующую детей тему можно представить так, чтобы одна из ролей (основная) была по смыслу связана с несколькими другими. Возможный состав ролей принимает вид «куста», например к теме «Поездка на пароходе»:
Такой сюжет развертывается постепенно – в первом событии в игре взаимодействуют «капитан» и «матрос», во втором – «капитан» и «пассажир», в третьем – «капитан» и «водолаз». Таким образом, одна роль («капитан») включается уже не в единичную, а во множественные ролевые связи. Ребенок-«капитан» вынужден все время изменять свое ролевое поведение в соответствии с новой ролевой связкой.
Для того чтобы ребенок открыл возможность смены роли в процессе игры, необходимо соблюдение второго условия: персонажей (ролей) должно быть больше, чем участников игры. Например, если в приведенном сюжете распределить роли между четырьмя участниками, необходимость их менять в ходе игры не возникает. А если участников будет только двое, одному из них придется по мере появления в сюжете новых персонажей менять роль (побыть сначала «матросом», потом «пассажиром» и т. д.). При этом сюжет не должен быть задан, спланирован заранее; новый персонаж (роль) появляется в процессе самой игры. Общая схема сюжета (независимо от его конкретной тематики) будет выглядеть следующим образом:
дополнительная роль 1 (событие 1)
основная роль дополнительная роль 2 (событие 2)
дополнительная роль 3 (событие 3)
Для детей пятого года жизни достаточно 2-3 дополнительных ролей в таком сюжете. Пример ролей:
дочка (сынок) пассажир
мама папа водитель бензозаправщик
Если для использования в игре реалистической тематики воспитателю придется подумать о том, как построить возможный «куст» ролей, то сказочные сюжеты уже имеют такую ролевую структуру (главный герой сказки обычно последовательно взаимодействует с остальными персонажами). Примеры сказочных «кустов»:
Девочка гуси-лебеди Золушка фея
волшебная река принц
Подбирая особым образом роли в смысловом «кусте», можно не просто сделать акцент на многообразии ролевых связей, но и выделить типы отношений между людьми. Так, роли могут быть связаны между собой специфическими функциями, которые один человек осуществляет по отношению к другому (врач лечит больного), более сложными отношениями управления-подчинения (врач отдает распоряжения медсестре, милиционер указывает водителю на нарушение правил), отношениями взаимопомощи (водитель помогает своему товарищу исправить поломку, врач лечит больного). Чтобы включить в игру различные типы отношений, можно строить «куст» ролей следующим образом:
врач медсестра водитель милиционер
другой врач водитель другой машины
Введение в конце игры еще одной основной роли очень полезно, так как общение двух одинаковых персонажей (инициатором которого является взрослый) помогает ребенку отчетливее представить смысловые связи ролей, активизирует ролевой диалог.
В среднем дошкольном возрасте выполнение роли становится значимым мотивом игровой деятельности: у ребенка развивается желание не просто играть, а выполнять ту или иную роль. Смысл игры для дошкольника 4-5 лет заключается в отношениях между персонажами. Поэтому ребенок охотно берет на себя те роли, отношения в которых ему понятны.
Исходя из вышесказанного, можно привести в пример традиционные сюжетно-ролевые игры, которые известны нам с детства, но имеют новые названия и более новые усовершенствования.
1.Сюжетно ролевая игра в средней группе детского сада «Зоопарк»
• Закреплять знания детей о представителях зоопарка
формировать игровые умения, вступать в ролевое взаимодействие друг с другом;
• Формировать у детей уважительное отношение к труду взрослых;
• Развивать у детей творческое отношение к игре, умение использовать предметы-заместители;
• Учить сообща выполнять задуманное;
• Воспитывать культуру общения, дружеские взаимоотношения.
— подвижные игры : «Воробышки и кот», «Медведь и пчёлы».
— просмотр презентаций о животных разных стран,
— пальчиковые и речевые игры о животных,
— загадывание загадок о животных,
— чтение произведений В. Чаплиной, Г.Скребицкого, В.Бианкио животных,
— продуктивная деятельность ( рисование, лепка, раскрашивание представителей животного мира).
Предметно-игровая среда. Оборудование и атрибуты:
Для строительства: детские стулья с эмблемами животных
Для зоопарка: маски животных, запрещающие знаки в зоопарке, оборудование для игры «Ветлечебница», касса, билеты, оборудование для игры «Магазин», метла, фартук, посуда, бейджики.
Педсовет «Организация сюжетно-ролевой игры с детьми дошкольного возраста в условиях ДОУ»
Валентина Галкина
Педсовет «Организация сюжетно-ролевой игры с детьми дошкольного возраста в условиях ДОУ»
Педсовет «Организация сюжетно – ролевой игры с детьми дошкольного возраста в условиях ДОУ»
1. Значение сюжетно-ролевой игры в жизни дошкольников и её место в педагогическом процессе
2. Развитие сюжетно-ролевой игры в дошкольном возрасте
2.1. Организация игры в группе раннего возраста
2.2. Организация игры в младшей группе
2.3. Организация игры в средней группе
2.4. Организация игры в старшей и подготовительной группах
3. Работа с родителями
4. Опытно-экспериментальная работа
Уважаемые коллеги, наше сегодняшнее собрание посвящено проблемам организации сюжетно-ролевой игры.
Одной из наиболее острых и актуальных проблем дошкольной педагогики является реальное состояние сюжетно-ролевой игры. Давление образовательных достижений и приоритет обучающих занятий вытесняет игру. Большинство опытных дошкольных педагогов говорят о том, что дети в детских садах стали меньше играть, особенно сократились сюжетно-ролевые игры.
Значение игры в развитии ребенка очень велико.
Сюжетно-ролевая игра имеет огромное воспитательное и развивающее значение в жизни дошкольника.
Она представляет собой важнейшую и эффективную в детском возрасте форму социализации ребенка, обеспечивающую освоения мира человеческих отношений, позволяет развивать воображение, творческие способности детей, их фантазию и артистизм. При правильном руководстве игра содействует обогащению кругозора ребенка, развитию образного мышления, коммуникативных качеств, развитию речи.
Игра пронизывает всю жизнь ребенка, она способствует физическому и духовному здоровью, является источником обширной информации, методом обучения и воспитания детей. С её помощью создаются условия для развития всестороннего развития ребенка.
Для того, чтобы выполнить свою ведущую роль и действительно стать средством развития ценных личностных качеств, сама игра должна иметь определенный уровень развития, соответствующий возрасту. Поэтому важно стремиться активизировать игровую деятельность дошкольников.
Немаловажная роль в организации и поддержании игровой деятельности, создание интереса к игре, несомненно, принадлежит воспитателю. Воспитатель должен создать условия для развития игрового сюжета и предметно-игровую среду с учётом возрастных и индивидуальных особенностей дошкольника.
При руководстве сюжетно-ролевымииграми перед воспитателями стоят задачи: формирование ролевого поведения, развитие игры как деятельности (расширение тематики игр, углубление их содержания) и использование игры в целях воспитания детского коллектива и отдельных детей.
Организация сюжетно-ролевых игр с детьми трудоёмкая и важная работа педагога. Поэтому она должна выстраиваться в соответствии с основополагающими принципами.
Второй принцип: воспитатель должен регулярно проводить сюжетно-ролевые игры с детьми на протяжении всего дошкольного детства.
Воспитатель должен направлять игру, не нарушая ее, сохранять самостоятельный и творческий характер игровой деятельности. При этом используются косвенные и прямые приёмы руководства.
Косвенные приёмы – без непосредственного вмешательства в игру.
Это внесение игрушек, создание игровой обстановки до начала игры.
Прямые приёмы – непосредственное включение педагога в игру, то есть ролевое участие в игре, участие в сговоре детей, разъяснение, помощь, совет по ходу игры, предложение новой темы игры и др. Воспитатель оказывает влияние и на выбор темы и на развитие её сюжета, помогает детям распределять роли, наполняя их нравственным содержанием.
В современных психолого-педагогических исследованиях показано, что
сюжетная игра, как и любая другая человеческая деятельность не возникает у ребенка спонтанно, сама собой, а передаётся другими людьми, которые уже владеют «умением играть». Игровой процесс должен протекать естественно, у ребенка не должно возникнуть ощущение, что его обучают играть. Взаимодействуя с детьми,позиция педагога постоянно меняется:
Педагог – наблюдатель за играми детей и консультант в случае затруднения.
Целью педагогического сопровождения сюжетно-ролевой игры является формирование игровых умений, обеспечивающих самостоятельную творческую игру детей.
Развитие сюжетно-ролевой игры проходит в несколько этапов
2.1 Организация игры в группе раннего возраста
2.3 Полноценное развитие игры дошкольника во многом зависит от того,
2.4 насколько успешно проходит её освоение в период раннего возраста.
2.2 Организация игры в младшей группе
Показателями успешного формирования ролевого поведения у детей 4-го года жизни являются следующие:
• развёртывание детьми в самостоятельной деятельности специфических ролевых действий и ролевой речи, направленной на кукольных персонажей;
• парное ролевое взаимодействие со сверстником, включающее называние своей роли, ролевое обращение, короткий диалог.
2.3 Организация игры в средней группе
Задача воспитателя в работе с детьми 5-го года жизни —переводить их к более сложному ролевому поведению в игре: формировать умение изменять своё поведение в соответствии с разными ролями партнеров, умение менять игровую роль и обозначать свою роль для партнёров в процессе развертывания игры. Эти умения — залог будущего творческого и согласованного развертывания игры со сверстниками, они обеспечивают гибкость ролевого поведения.
Решение этой задачи возможно в совместной игре воспитателя с детьми, где взрослый является не руководителем, а участником, партнёром детей в этом творческом процессе. Игра должна развёртываться особым образом, так чтобы для ребенка «открылась» необходимость соотнести его роль с разными другими ролями, а также возможность смены роли в процессе игры, для развёртывания интересного сюжета.
Воспитатель со многими детьми вступает в ролевое взаимодействие, активирует ролевой диалог, «замыкает» детей на ролевом взаимодействии друг с другом.
Поддержка игры предполагает косвенное, не директивное руководство.
Для того чтобы сформировать у детей ролевое поведение перед началом игрынеобходимо проводить предварительную работу: наблюдения по теме предстоящей игры, беседы, целевые прогулки, чтение художественной литературы по теме, рассматривать иллюстрации, использовать познавательные игры-лото, настольно-развивающие игры-лото.
2.4. Организация игры в старшей и подготовительной группах
Эффективным средством формирования игры является совместная игра взрослого с детьми. Совместную игру с детьми следует начинать не с придумывания совершенно новых сюжетов, а с частичного изменения уже известных; постепенно взрослый переводит к всё более сложным преобразованиям знакомого сюжета, а затем и к совместному придумыванию нового. Наиболее удобными для этого являются сюжеты известных детям волшебных сказок.
Мною была проведена опытно-экспериментальная работа по организации сюжетно-ролевой игры в ДОУ. В ходе этой работы проводилось исследование игровых умений детей младшего дошкольного возраста. Для определения уровня сформированности ролевого поведения у дошкольников была использована педагогические диагностики игровых умений Р. Р. Калининой, О. В. Солнцевой.
Результат диагностики представлен в диаграмме.
Как показало исследование, у подавляющего большинства дошкольников сюжетная игра не достигает высокого уровня.
Родители мало играют с детьми, большинство из них никак не руководят детскими играми.На вопрос: «Имеется ли у ребёнка место для игры? — 60% родителей дали отрицательный ответ.
Проанализировав ответы,были определены задачи работы с родителями: помочь родителям создать условия для игр детей и повысить их знания по руководству игровой деятельностью, дать родителям некоторые образцы семейных игр с ребёнком.
3. Работа с родителями
В группе был оформлен стенд «Как играть с ребенком», в материалах которого рассказывалось об организации игр дома, о том, как направлять и развивать игровые интересы у детей, как помочь начать игру, в какие игры лучше играть, какие атрибуты использовать.
Читая материал, родители получают необходимую педагогическую информацию, знакомятся с событиями в группе, с рекомендациями по обогащению содержания сюжетно-ролевых игр.
Дошкольные работники могут организовать встречи детей с родителями в группе, где ребята узнают о труде взрослых. В доступной форме кто-либо из родителей может рассказать детям о своей профессии, подчёркивая при этом общественную значимость своего труда. Ценность таких встреч заключается ещё и в том, что они сближают родителей с детским садом. А в репертуаре детских игр появляются новые, любимые игры в строителей, поваров, парикмахеров и т. д.
В работе с родителями можно использовать также консультации, памятки, информационные бюллетени по данной проблеме, организовать выставку фотографий детей участвующих в сюжетно-ролевых играх.
Родителей привлекают к помощи в изготовлении костюмов и атрибутов, а также обогащения развивающей среды для сюжетно-ролевой игры.
4. Опытно-экспериментальная работа
В рамках опытно-экспериментальной работы был составлен и реализован план мероприятий по организации сюжетных игр детей.
Работа с детьмиосуществлялась в следующих направлениях: создание игровой среды, непосредственное сопровождение игровой деятельности детей, проведение специальных занятий по обогащению тематики игры, развитию игровых действий.
Были запланированы и проведены сюжетно-ролевые игры «Семья», «Больница», «Парикмахерская», «День рождения куклы Вари»
В план были включены мероприятия по ознакомлению с окружающей средой: экскурсия в медицинский кабинет, встреча с мамой, которая работает в парикмахерской, беседа «Для чего нужна парикмахерская?», рассказ воспитателя «Как я ходила в парикмахерскую», составление рассказов на тему «Как я ходил с мамой к врачу». Всё это способствовало обогащению сюжетно-ролевой игры.
В занятие были включены дидактическая игры «Кто забыл свои вещи», «Кому, что нужно для работы?» Это игра в отгадывание профессии по атрибуту.Цель: закреплять представления детей о предметах и их использовании в трудовых процессах. Знакомить с профессиями.
С детьми была проведена сюжетно-ролевая игра «Семья (гости)». Предварительно проводилось занятие «Моя семья».
В руководстве развития игры был использован комплексный метод,суть которого: планомерное обогащение детей новыми впечатлениями, питающими игру, формирование их практического опыта, перевод реального опыта в игровой, сотрудничество со взрослыми во время игры. При этом использовались следующие приёмы руководства: приём прямого показа и непосредственного участия в игре, игры воспитателя с детьми (образец действий, высказываний, диалогов); смена ролей во время игры, распределение ролей, введение дополнительных ролей, активизация ролевого диалога, развивать умение вступать в ролевое взаимодействие. У воспитателя основная роль, он является образцом для подражания.
Остановлюсь подробнее на формировании сюжета игры в «Больницу». Сначала познакомились с книгой К. Чуковского «Айболит», рассматривали иллюстрации к книге, обращалось внимание на обложку, на которой нарисован доктор в белом халате.
Затем была проведена экскурсия в кабинет медсестры в детском саду, посмотрели весы, ростомер, шкаф, где хранятся лекарства, бинты, вата, коробочки со шприцами, наблюдали за работой медсестры. Она объяснила ребятам, что врач заботится об их здоровье, делает прививки, чтобы никто не болел.Затем в группе была создана игровая среда: появился халат с шапочкой, набор врача, в которой лежали градусник, трубка для врача, коробочки для таблеток и витамин. Познакомила детей с этими атрибутами, объяснила детям их значение, показала, как нужно действовать, дала самим детям попробовать послушать кукол, мишек, поставить градусник, в другой раз непосредственно перешла к игре. Была проведена совместная игра «Доктор Айболит», в которой дети помогали доктору лечить зверей.
Когда был накоплен опыт, с детьми была организована игра «Больница».
Тактика игрового взаимодействия с детьми включала следующие приёмы: педагог подталкивает детей к началу игры, помогает распределить роли, берёт на себя главную (второстепенную) роль и таким образом направляет игру, предлагает новые игровые ситуации,а также косвенные методы руководства: создание игровой среды, чтение художественной литературы, беседы, экскурсии.
В ходе опытно-экспериментальной работы осуществлялось тесное сотрудничество с родителями.Работа с родителями включала в себя:
информирование о содержании, методах и формах руководства сюжетно-ролевыми играми (родительский уголок «Как играть с ребенком»,
После реализации плана было проведена повторная диагностика. Показатели уровня игровой деятельности изменились. На 20% увеличилось количество детей, которые демонстрируют высокий уровень. Количество детей, у которых обнаружен средний уровень, увеличилось с 50% до 60%.
Следует отметить, что после проведения эксперимента, у всех детей уровень развития ролевого поведения в основном представлен средним и высоким уровнями. Это говорит об эффективности проведенной работы.
Таким образом, успешное осуществление игровой деятельности возможно при умелом руководстве педагога, который способен сделать сюжетно-ролевую игру увлекательным процессом, в ходе которого, происходит полноценное развитие ребёнка.
Подводя итоги нашей беседы можно дать следующие педагогические рекомендации по организации сюжетно-ролевой игры:
1. Педагогам необходимо стараться не занимать время, отведенное для игры другими видами деятельности.
2. Создать игровую среду в соответствии с возрастными особенностями, учитывать уровень развития детей. Игровая среда должна быть динамичной.
3. Атрибуты сюжетно-ролевой игры должны быть расположены в легко доступном для детей месте.
4. Эффективным приёмом руководства играми детей младшего дошкольного возраста является прямое участие педагога в игре детей на главных ролях, причём первоначально рекомендуется использовать индивидуальную игру с данным ребёнком, а в конце четвертого года жизни рекомендуется применять игру педагога с подгруппой детей.
5. В руководстве детей большое место занимает косвенные приёмы руководства, чтобы не мешать ребенку, самостоятельно играть, т. к. только самостоятельная сюжетно-ролевая игра в наибольшей степени способствует развитию ребенка.
6. Руководство игрой должно строиться на основе результатов наблюдения за самостоятельной сюжетно-ролевой игрой детей.
Спасибо за внимание!
Анкета для воспитателей ДОУ «Организация сюжетно-ролевой игры» Уважаемые педагоги предлагаем Вам ответить на несколько вопросов для выявления проблем в организации сюжетно-ролевой игры. 1. Что такое.