Чумак кто это такой
Кто такие чумаки и почему их ремесло было рискованным: Прародители малоросийского купечества
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Откуда пришли первые чумацкие обозы
Странствующие купцы и воины упоминаются киевским князем Мстиславом еще в летописях 1170 года. В своих обращениях он призывал их защищать пути от Киева до моря. Путешественник Рубриквис в 1352-м свидетельствовал в своих записках о русичах, прибывавших на запряженных волами телегах, полных куниц, соболей и других мехов. Основным доходом для крымских татар была соль. Именно с соли чумачество и зарождалось, поскольку эта ценнейшая по тем временам пищевая добавка-консервант почиталась в любой семье. В центральной Украине солевые залежи еще не были открыты, поэтому чумаки и ездили за добытым из соленых озер продуктом к Азовскому и Черному побережьям.
Версии о происхождении названия
Мнения филологов по поводу происхождения слова «чумаки» на сегодняшний день разнятся. По одной научной версии слово происходит от «чум» в значении «ковш», при помощи которого путники во время долгого пути пили дефицитную воду. Другие источники видят связь с татарским словом «чумак», что переводится как «извозчик». Третья группа языковедов утверждает, что чумаков прозвали по названию болезни – чумы. В период чумной лихорадки в Европе украинские торговцы привозили из рейдов заразу, которая разгуливалась по Запорожской Сечи и всей Украине.
Чумацкий кодекс чести
Чумацкий обоз состоял из нескольких сотен телег и даже единиц военно-оборонительной техники. Каждый чумак вооружался копьем, ружьем, имел запас пуль с порохом. Обозом руководили атаман и замещающий его есаул, отвечавший за снабжение, организацию маршрута и оборону. В ходе особо опасных переездов телеги сцеплялись между собой цепями, формируя целые фортификационные сооружения. В одном обозе могли ходить сразу несколько торговых объединений – купеческих ассоциаций. Купцы оставались устойчивым странствующим классом веками.
В конце 19 века об устройстве общества чумаков писал историк И. Рудченко. По его свидетельствам чумаки жили по укоренившимся традициям, имели свои вековые обычаи. Свод жизненных правил назывался законом. По закону чумак покидал дом, выбирал тот или иной «шлях», по закону пас в пути волов. И нарушение строгих правил не приветствовалось старшими чумаками. Наполовину оседлое, наполовину кочевое существование чумака накладывало отпечаток на весь жизненный устрой, внешность и повадки. Очевидцы описывали чумаков, как замкнутых, молчаливых мужчин с подозрительным взглядом исподлобья и недоверчивым отношением к окружающим. При этом в привычном кругу это были компанейские люди, умевшие иронично подшутить друг над другом.
Для чумака, проводившего львиную долю жизни в пути с собратьями, большую роль играли узы товарищества. Священным долгом считалась взаимовыручка, а измену своим называли самым позорным проступком. Чумак, поступивший против совести и навредивший своим действием товарищу, обрекался на общественное игнорирование. Путь в новый обоз ему был заказан, потому как принимать чумака после преступления никто не хотел. Похороны умершего или погибшего чумака происходили с особыми почестями и музыкальным сопровождением, как у военных.
Поверья и приметы
На базе векового опыта у чумаков выработался целый свод профессиональных примет и поверий. Встреча в пути с представительницами женской половины, по убеждению странствующих торговцев, не сулила ничего приятного. Зная о существовании такого суеверия, женщины по возможности обходили чумацкие пути стороной, а случайно завидев на горизонте обоз, прятались. Проезжая по сельским населенным пунктам, чумаки старались угостить вкусностями и всяческими гостинцами детей. Бедным семьям, в которых не было представителей чумацких объединений, бесплатно вручались соль и рыба. Чумаки, люди в большинстве своем грамотные, традиционно читали в пути, играли в изготовленные из деревянных палочек шахматы, раскрашивали узорами телеги, пересказывали народные сказки. Своим близким торговцы привозили из поездок личные подарки. Женщины получали отрезы ткани для головных уборов и одежды. Мужчинам полагались в дар пояса с брюками. Для дома и на продажу привозились ладан, гвоздика, изюм, перец.
Состоятельные чумаки-предприниматели со временем обзаводились десятками телег и крупными воловьими стадами. Одним из таких был купец Харитоненко, на чумацкий капитал купивший нескольких сахарных фабрик в Харьковской губернии и прослывший известным филантропом. Со временем весь чумацкий класс трансформировался в малороссийское купечество.
Ну а вообще купцы очень много делали для страны. Некоторые даже создавали новые направления в искусстве.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Чумаки: кто они такие?
История вряд ли точно скажет, когда начали добывать соль из крымских озер и лиманов. Крымская соль была объектом торговли через Херсонес Таврический со многими древними городами. Боспорское царство снабжало солью скифов, генуэзцы везли ее к берегам Кавказа, Малой Азии, Эгейского и Мраморного морей.
В XVI–XIX веках существовала категория населения, проживавшая на территории нынешней Украины и юге России и занимавшаяся торгово-перевозным промыслом. Смелые люди из вольных казаков, мещан и зажиточных крестьян везли из степных районов хлеб и деревянные изделия на юг, в Черноморье, а назад возвращались с солью и соленой рыбой. Соль доставляли на Кубань, Кавказ, довозили до Курска, Харькова, Белгорода, Полтавы и Киева.
Людей, занимавшихся этим промыслом, и называли чумаками. По степям было проложено несколько дорог – чумацких шляхов, самые известные из них – Черный, Муравский, Молдавский, Кучманский и Бакаев. Возили товары на больших деревянных возах, в которые запрягали двух или четырех волов. На каждый воз нагружали до 60 пудов (около тонны) соли.
Времена были сложные – чумаки постоянно были готовы отразить нападения лихих людей, боевых отрядов кочевников, поэтому обозы формировались большими – от 100 до 300 возов. Во главе каждого обоза стоял выборный атаман, и дисциплина в обозе была полувоенная. Иногда для охраны обозов нанимались отряды казаков.
Чумацкие обозы уходили ранней весной и возвращались поздней осенью. Некоторые очень оборотистые чумаки успевали за сезон осуществить 3–4 ездки.
Расцвет чумацкой деятельности приходится на время, когда открывались морские порты на Черноморском побережье. Тогда на чумацких обозах в порты доставляли 25–40 миллионов пудов зерна, а обратно привозили 2–3 миллиона пудов соли и 1 миллион пудов рыбы. В этот период чумаки обслуживали и основные ярмарки на Украине, в России, Польше и Белоруссии. С развитием железнодорожного транспорта роль чумаков в общем товарообороте начинает снижаться, и к началу ХХ века чумаки практически исчезают…
Чумаки. Кто это и чем они занимались
300 лет назад профессия чумака дарила престиж, богатство и освобождение от панщины. Но она была также смертельно опасной из-за разбойников и болезней. Выжить в безлюдной степи чумакам помогали строгие правила.
Работа чумака такая же давняя, как желание украинца посолить борщ. Извоз соли – давний промысел, но зарождение чумацтва ученые связывают с концом 15 века. Этому способствовал упадок Золотой Орды и Великие географические открытия.
Географические открытия снизили цены на прежде драгоценные и экзотические специи, а ослабление Орды сделало причерноморскую степь ничейной землей, Диким полем, а проходившие по ней соляные маршруты очень опасными. Крымское ханство приняло протекторат Османской империи, и торговое сообщение с христианским миром было приостановлено.
Когда крымский хан осознал, какой ущерб его казне наносят разбойники, он заключил договор с польским королем. Купцы из Киева, Луцка и других подвластных Польше украинских городов приглашались в Кафу, Хаджибей и Перекоп. Объем покупаемой соли не ограничивался, достаточно было заплатить пошлину. Обеспечивалась охрана — «татарская сторожа», а также компенсация убытков и обид, нанесенных местными грабителями. Это был 1540 год.
В то же время набирал силу достойный противник степных кочевников — Запорожская Сечь. Транспортное сообщение с Крымом становилось относительно безопасным.
ПРАВИЛО 1. СОБЛЮДАЙ ДИСЦИПЛИНУ
Ездить за товаром в одиночку было безумием, к тому же нерентабельно. Чумаки объединялись в караваны — валки. Скромный чумак владел 5 возами, зажиточный — 30—40, богач и потенциальный миллионер — 100. Пять возов составляли батову, 6 батовых — валку. Бывали валки по 100—150 возов, но оптимальный размер каравана — 40.
Связано это было с дефицитом воды в степи. Из одного колодца нельзя было напоить больше 80 волов. Впереди каждой батовой ехал ответственный за нее чумак, во главе всей валки — атаман. Атамана выбирали на ежегодном собрании. Он отвечал за маршрут, денежные вопросы и дисциплину.
Хотя и запорожцы, и татары предоставляли охрану, чумаки были вооружены. В повадках и в умении драться они были похожи на казаков. На ночевку, зимовку и при угрозе нападения выставляли возы кольцом, загоняя волов внутрь.
На досуге чумакам было запрещено играть в карты, чтобы не было соблазна проиграть чумачку, — так называли походное имущество: волов, возы, инструменты. Во время зимовки, когда было много свободного времени, чумаки пели песни, играли на сопилках, в шашки, украшали резьбой возы.
ПРАВИЛО 2. УВАЖАЙ ВОЛА
Во главу батовой всегда ставили самых проворных волов, чтобы те задавали темп остальным. И все равно воловья упряжка ехала катастрофически медленно, 2—3 километра в час. Каждый день чумаки старались преодолеть 30 километров. В зависимости от маршрута, за сезон успевали сделать 2—3 ходки. Например, путь из Харьковщины в Крым и назад занимал 9 недель, в Одессу — 13 недель, из Киевщины в Крым и обратно — 7 недель.
Волы — это кастрированные в юности быки. Смирный нрав, выносливость и неприхотливость — отличительные качества волов, объясняющиеся низким уровнем тестостерона. Они медленно росли, не становились высокими, но набирали большую мышечную массу. Благодаря ей, система упряжи для вола была намного проще и дешевле, чем для лошади.
Чумацкие волы стоили вдвое больше обычных хозяйских. Идеальное животное имело рога не менее 1 метра длиной, которые торчали в стороны и на кончиках загибались назад — такими сложно нанести повреждения. Для упряжки выбирали только серых волов. Исключением могли стать черные с белой звездочкой на лбу, — таким приписывали магические свойства, якобы они защищали остальных от болезней. Каждому давали имя: Розвага, Журавель, Козак, Чорноморец.
Чумаки считали, что лучшая профилактика болезней у волов — регулярное питание и чистота. У каждого чумака была деревянная гребенка. Животных ежедневно мыли, чесали, натирали соломой, стеклом чистили рога, иногда золотили — для красоты.
Каждую осень, до Покровы, чумаки уходили с волами на зимовку. Прокормить и разместить сотню волов в пределах села было невозможно (в день каждый съедал 25 килограммов сена). На юге находили пастбище с водопоем, покупали у помещиков гигантскую скирду сена и оставались зимовать.
Когда торговля стала сходить на нет, чумаки оставляли себе хотя бы пару волов, потому что «без вола двор унылый». Вол уступал коню в скорости в 20 раз, но даже выезжая в соседнее село по делам, профи предпочитали вола. Езду на коне считали неприличной: «Вроде я и не чумак». Некоторые на старости лет растили чумацких волов просто для души — учили командам, приучали к ярму и охране двора.
ПРАВИЛО 3. БУДЬ МУЖИКОМ
Чумацтво было исключительно мужским промыслом, и женщина на пути считалась дурным предзнаменованием — вол погибнет или чумак заболеет. Так что, завидев издалека караван, женщины скорее искали бурьяны погуще или перепрыгивали через плетень. Благосклонны чумаки были только к односельчанкам или женщинам из соседних сел — им давали по горсти перца или ладана. Добрососедские отношения брали верх над предрассудками.
Каждый чумак был способен смастерить воз и загрузить его. Воз с одной парой волов вмещал 1000—1500 килограммов соли. Когда валка добиралась в Крым, двое чумаков шли пасти волов, остальные становились в очередь за солью. Местные рабочие, с ног до головы одетые в кожу, ломали ее и складывали в огромные кучи, которые под воздействием влаги превращались в камень. Разбивать соль можно было только деревянными лопатами и молотами. Каждый чумак ломал, взвешивал и грузил по пять возов.
После покупки соли атаман распределял валки и отправлял заказчикам. В 18—19 веках «чумацкой столицей» был Староконстантинов на Хмельниччине, и многие чумаки везли соль из Крыма туда. Оттуда купцы доставляли ее заграницу. Часто везли в Крюков (это район современного Кременчуга), откуда русские доставляли соль на баржах по Днепру в Россию.
ПРАВИЛО 4. НЕ БОЛЕЙ
Человек со слабым здоровьем в чумаки не годился. В степи беспощадно жгло солнце, часто настигали пыльные вихри, ночевать приходилось под открытым небом. Чаще всего чумаки страдали от расстройства пищеварения — соняшныци. Лечили водкой с полынью и жаром — ставили на живот горячий котелок либо укладывали больного животом вниз на затушенное после обеда кострище.
Пострадавшему от пристрита (сглаза) за спиной брызгали холодной водой, давали стопку водки и укладывали спать, накрывая шкурой или кожухом. Вогники (нарывы) промывали водой, в которой погасили уголек. От порезов — спиртовая настойка на березовых почках или подорожник. При лихорадке пили спиртовую настойку на полевом хмеле, ели скорлупу освященных крашенок, обкуривали себя табаком, ладаном.
Чумаки возле корчмы. Неизвестный художник, 1840-е годы.
Считалось, что «лихорадки есть всякие: одни боятся молитвы, другие ладану, третьи водки». Каждый чумак держал в сапоге листок с молитвой, трубку и сопилку. Чумаки часто умирали в пути. В таком случае умершего везли до ближайшего села, где со священником хоронили и получали метрику о смерти. Если только причиной смерти была не чума. Умершего от чумы товарища как можно скорее отвозили в степь, где жгли старые сапоги и смолу — чтобы было как можно больше чада. Хоронили, умывались водкой, обкуривали себя табаком и быстро уезжали. Рога волов, принадлежащих покойнику, красили в черный цвет. Деньги, заработанные волами умершего, передавали вдове.Если чумаки возвращались из местности, где бушевала чума, их ставили на двухнедельный карантин. Чумаки очень его не любили — из-за материальных издержек. Но объезжать зараженные села порой было опасно — окольный путь мог идти через болото или реку без брода. Тогда гадали: клали в миску сухарь, кристалл соли, уголек и раскачивали над ней камень на нитке. Если качнется к соли — карантин к возвращению отменят, если к хлебу — обходи чумное село и все будет хорошо, если к угольку — хоть что делай, случится беда. Чтобы не заразиться чумой, чумаки обмазывали себя дегтем. «Выходили в дорогу в белом, а приходили в черном. И ничем его нельзя было отстирать кроме как коровьим маслом, а потом щелоком, золой и будет белое».
ПРАВИЛО 5. НЕ СКУПИСЬ
Возвращение чумаков — радостная новость для всего села и повод для массового застолья. Прибытие всего каравана могло растянуться на пару дней, празднование — на неделю. Каждый в селе получал гостинцы: по горсти соли, перца, гвоздики, изюма, немного рыбы. За это чумаков любили — дома они редко вели деньгам счет и давали без процента в долг. На зимние праздники у ворот зажиточного чумака выстраивалась очередь, и каждого посыпальника хозяин осыпал монетами. На Варварин день (17 декабря), Савин День (18 декабря), день Николая (19 декабря) и в конце Рождественского поста каждая чумацкая хата справляла обеды для всего села.
Ян Левицкий, «Чумак из Умани», примерно 1841 год.
Домой чумаки всегда брали несколько пудов соли и специй для розничной продажи, которой занимались их жены. Семьи перевозчиков редко занимались сельским хозяйством, жили на порядок лучше соседей и никогда не знали недостатка в деньгах. При первой возможности они откупались от панщины. Часто молодые крепостные сбегали от помещиков к чумакам в другое село и становились паровичниками — арендаторами воза с парой волов. Чумаки не любили наемных рабочих, считали халтурщиками, а паровичники относились к волам и грузу ответственно. За несколько лет паровичник зарабатывал на собственных волов, откупался от помещика и становился чумаком.
ПРАВИЛО 6. КАЛЕЧЬ ВОРА
Перед началом пути все чумаки сдавали деньги атаману, он складывал их в один воз. Впрочем, грабители могли позариться и на товар, и на скот. Если чумаки ловили вора, в лучшем случае он становился калекой. Самосуд был крайне жесток. Например, вора раздевали, обвязывали шнурком большие пальцы ноги и привязывали как можно ближе к голени. После били палками по ступням до перелома и оставляли в степи. Или дробили ноги в мясо с помощью груженого воза – поднимали заднюю ось, клали ногу под колесо и резко опускали.
Если чумаки были не в духе, грабителя кормили пересоленной кашей или соленой рыбой, после заставляли пить много воды. Сопротивление наказывалось кнутом. Затем брали нитку, пропитанную смолой, и обвязывали ее вокруг пениса снизу до верху. Связывали руки за спиной и отпускали. В скором времени вор испытывал непреодолимое желание справить малую нужду, но не мог. Обычно заканчивалось все отеком пениса, некрозом тканей, разрывом мочевого пузыря. Человек медленно умирал от боли или становился добычей волков.
ЗАКАТ ЭПОХИ
Валка возов в воловьих упряжках. Село Шевченково Черкасской обл. XIX век.К началу 19 века чумацтво стало основным видом грузового транспорта. К тому времени Крым вошел в состав Российской империи, в Европе отгремели наполеоновские войны и вырос спрос на украинский хлеб. Десятки тысяч возов везли в порты Одессы, Николаева, Херсона, Мариуполя зерно. На экспорт шли также шерсть, льняное масло, лес. Во время Крымской войны 1853—1856 годов чумаки везли в Крым грузы для российской армии. Закат чумацкого промысла начался в конце 19 века — с появлением железных дорог. Многие из них были проложены по старым чумацким путям.
LiveInternetLiveInternet
—Метки
—Рубрики
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Статистика
Трутовский К.А. __Чумак
АЙВАЗОВСКИЙ Иван. Чумацкий обоз
Интересные факты о чумаках
1. Чумаки породили казачество
2. Чумаки были дипломатами
Они заключали межгосударственные экономические соглашения независимо от военно-политической ситуации земель, на которых осуществляли свою деятельность. Это позволяло чумакам не бояться армий соседей, с которыми постоянно шли войны, а стабильно заниматься своим делом и открывать для себя новые рынки сбыта и импорта.
Чумацкий обоз на морском берегу__АЙВАЗОВСКИЙ
3. Власть поддерживала чумаков
В Екатеринославе 1788 Потемкиным был организован «обоз» (около трех тысяч чотириволових фур, более тысячи волов и полторы тысячи погонщиков) для снабжения стотысячной армии осаждала Очаков. В него вошли в основном жители Елисаветградщины, поскольку именно там был один из крупнейших центров чумачества.
Петр Сипняк
4. Промысел назвали от болезни
Во времена существования чумаков Европа была накрыта эпидемией чумы. Чумаки, чтобы не занести вирус в Украине, с ног до головы вимазувалися дегтем. По одной из версий, слово «чумак» пошло именно от визуального сходства темных фигур с образом болезни, которую изображали как старуху в черном одеянии.
5. Чумаки заложили современные дороги
К странствующим купцам и воинам обращается в 1170 p. Великий Князь киевский Мстислав Изяславович с призывом защищать дороги от Киева до моря, потому что «уже у нас и Греческую путь отбирают, и Соляную и железистую. А не лучше ли было, братья, поискать путей своих дедов и отцов «.
Это о них вспоминает Рубриквис в 1352 году, когда украинцы привозили в Феодосию куницы, соболя и другие меха в крытых телегах, запряженных волами.
После уничтожения Сечи далеко не все запорожцы переселились в Турцию. Большая часть их осталась в пределах современной Новороссии и во многом занялась чумачеством. О масштабах развития промысла свидетельствует создание Потемкиным в Екатеринославе «обоза» для поставки стотысячной армии. Он насчитывал 2000 воловьих фур по 70 пудов сухарей в каждой, а всего было в 3000 4-воловьих фур, 1200 волов 1500 погонщиков. Это были настоящие чумацкие телеги: при каждом масленки с дегтем, запасные колеса, оси и др.
Понятно, что такое количество людей, волов и повозок найти можно было там, где проживало оседлое население, занимавшееся земледелием и скотоводством. Таким населением и были оседлые запорожцы.
Это были люди привычные к земле и состоятельные.
Володимир Зубицький.»Чумацькі пісні». Фольк-симфонія.
Кто же они, украинские чумаки? Откуда вообще взялось это слово? Здесь единого мнения нет. Одни считают, будто оно происходит от татарского «чум» или «чюм», что означает «ковш». Деревянный ковшик в пути был действительно удобной сосудом для питья. Другие, соглашаясь с татарским корнем, настаивают на том, что у татар этим словом называли извозчика.
Алексей Саврасов __ Чумаки. 1854
Чумак должен выезжать из дома «по закону», ехать по дороге «по закону», даже останавливаться в пути, пасти волы, тоже «по закону».
Один из самых мощных украинских умов, Федор Щербина, в своей весьма важной книге «Очерки украинской артелей» (1880 p.) Объясняет смысл слова «закон».
Чумаки в степи__С.Войцеховский
«Товарищи никогда не оставят чумака друга в несчастье: предательство товарища по несчастью считались один из самых позорных преступлений. Чумацкая дружественность была нужна и в тяжелых путевых условиях, и в нелегких схватках со своими разбойниками и чужаками. Неудивительно, что похороны погибшего в столкновениях чумака происходили часто с военными почестями и музыкой
Чумаки__Непоменко Александр Владимирович
Сама организация чумачества имела двойственный характер: военный и торговый.
Одновременно валка могла с точки зрения торгового представлять одну или несколько торговых ассоциаций, которые назывались отрядами. Эти отряды имели характер чисто купеческий и были сформированы несколькими (до 10-15) хозяевами на основании договора. Каждый из хозяев выставлял один-два, а то и больше телег.
Чумаки__Рисунок Т. Шевченко
Волов зимой кормили сеном. 10 скирд могли прокормить 40 волов.
Чумацкий шлях. Небесные поводыри__Лашко Наталья
Современная автострада Москва-Симферополь пролегла в основном по пути старого Млечного пути.
С древности проходил Днепром путь «из варяг в греки». Какие только купцы не побывали здесь, сколько перевезено Славутой заморских товаров! У скалы «Кресло Екатерины» в Запорожье под пяти-метровой толщей наносного песка археологи нашли несколько площадок, на которых скифы встречались с греческими купцами. Эти находки сделаны перед началом строительства Днепрогэса и стали известными широкой общественности.
Онацько Михайло Олександрович
Какой была распространенность чумацкая? Может, это была только небольшая группа населения Украины, что ничего не значила в экономической жизни ни мира, ни даже собственного края?
На основании правительственного расчета российского министерства внутренних дел в 1856 p., на самой Киевщине было 17500 чумаков. По официальным подсчетам с семидесятых годов XIX в. постоянных чумаков на Левобережье и в Киевской области зарегистрировано 210 тысяч человек. «Временных» чумаков насчитывает российские власти еще больше.
Онацько Михайло Олександрович
В 1865г две трети вывоза из черноморских и Азовских портов на общую сумму около 40 миллионов серебряных. руб. поставляли суше чумаки.
Чумаки представляли собой прототип национального украинского купечества, основанный на началах товарищества и взаимовыручки. Однако первые чумаки были не только торговцами, но и промышленниками, и воинами. Чумацкая торговля была популярна и уважаема, так как была честна и сопряжена с опасностями для жизни. В Запорожье чумаки объединялись в «артели», а как воины входили в состав низового товарищества, платили всю прибыль от промысла в войсковой скарб и возмещали свои убытки войсковой казной.
Чумаки
Сергей Таллако
Влекли возы волы с печальными глазами.
Змеился шлях в степи, ведя к Сасык-Сиваш.
Дымили таборы вечерними кострами.
Чумацкий Воз из звёзд катился в небесах.
С курганов, на коне, следил татарин быстрый
За ходом чумаков с охраной небольшой.
В распадке, из кустов с разбойным диким свистом
Грабитель нападал ватагою лихой.
Бывал не долгим бой, минуты всё решали,
Успех иль неуспех, кому не встать с земли?
Израненных друзей потом в телеги клали
И хоронили павших – от Родины вдали.
За солью шли они по выжженным дорогам.
Неистов жар сквозь брыль и свитки рукава.
Мерцали в миражах корявые отроги,
И корчилась у ног пожухлая трава.
Лоб скифской бабы сжал орёл венцом терновым,
Белели средь пыли былых волов рога.
Не скоро сень дубрав возниц укроет снова,
Озёрною прохладой приветят берега.
Без соли кровь жидка, и угасают силы.
И пища не мила крестьянину, царю.
Ценнее злата груз – на мажи соль валили,
Чтоб кашу посолить семье в родном краю!
Читайте также на эту тему сообщения в моем дневнике: