де юре де факто в международном праве
Признание в международном праве, его формы и виды
Признание в международном праве представляет собой международно-правовое действие субъекта международного права, которым он констатирует наличие юридически значимого события, факта или поведения субъекта международного права.
Признание, в частности, констатирует выход на международную арену нового государства или правительства и направлено на установление между признающим и признаваемым государствами правоотношений, характер и объем которых зависит от вида и формы признания. Признание означает, что государство признает новое государство как юридическое лицо со всеми правами и обязанностями, вытекающими из международного права.
В настоящее время существуют две теории признания государств (конститутивная и декларативная).
По мнению сторонников конститутивной теории, признание обладает правообразующим значением: оно (и только оно) конституирует (создает) новых субъектов международного права. Без признания со стороны группы ведущих государств новое государство не может считаться субъектом международного права.
С точки зрения представителей декларативной теории, признание лишь подтверждает правомерность каких-то определенных международно-правовых действий или событий. Иными словами, признание носит декларативный характер и направлено на установление стабильных, постоянных международных правоотношений между субъектами международного права.
Признание де-факто – это фактическое признание государства путем установления с ним экономических отношений без установления дипломатических отношений. Этой формой пользуются, когда хотят подготовить почву для установления отношений между государствами либо когда государство считает признание де-юре преждевременным.
Признание де-юре – признание полное и окончательное. Оно предполагает установление между субъектами международного права международных отношений в полном объеме и сопровождается, как правило, заявлением об официальном признании и установлении дипломатических отношений.
Как специфический вид признания можно рассматривать признание ad hoc (признание на данный случай). Это происходит, когда одно государство вступает с другим государством или правительством в какие-то «разовые» отношения (скажем, защита своих граждан, находящихся в данном государстве) при политике официального непризнания. Такие действия не рассматриваются как признание.
Иногда признание выступает в форме действий, явно свидетельствующих о признании (т.н. «молчаливое признание»). Примерами могут служить установление дипломатических отношений с новым государством, заключение двустороннего договора или продолжение отношений с новым правительством, пришедшим к власти в результате революции. Однако не рассматривается как признание факт участия не признающих друг друга субъектов международного права в одном международном договоре или одной международной организации.
Виды признания. Признание государств происходит, когда на международную арену выходит новое независимое государство, возникшее в результате революции, войны, объединения или раздела государств и т.д. Основной критерий признания – независимость признаваемого государства и самостоятельность в осуществлении государственной власти.
Признание правительства происходит, как правило, одновременно с признанием нового государства. Однако возможно признание правительства без признания государства, например, в случае прихода правительства к власти в уже признанном государстве неконституционным путем (гражданские войны, перевороты и т.п.). Основной критерий для признания нового правительства – это его эффективность, т.е. действительное фактическое обладание государственной властью на соответствующей территории и независимое ее осуществление.
Особыми видами признания правительств является признание эмигрантских правительств и признание органов сопротивления и национально-освободительных движений.
6.2. Международно-правовое признание
Понятие международно-правового признания. Признание – односторонний добровольный акт государства, в котором оно прямо или косвенно заявляет либо о том, что рассматривает другое государство как субъект международного права и намерено поддерживать с ним официальные отношения, либо о том, что считает власть, утвердившуюся неконституционным путем в государстве или на части его территории, достаточно эффективной, чтобы выступать в межгосударственных отношениях как представитель этого государства.
Обязанности признания не существует. Это – право государства. Разумеется, длительное непризнание, продиктованное откровенно политическими соображениями и игнорирующее реальности международной жизни, может стать фактором, серьезно осложняющим межгосударственные отношения.
Признание может быть не явно выраженным. Его можно усмотреть в определенных действиях государства (предложении установить дипломатические отношения и т.п.).
Не принято брать признание назад, хотя такие случаи в истории встречались: в 1918 г. Франция взяла назад свое признание Финляндии, когда стало известно о планах возведения на престол в этой стране родственника Вильгельма II. Немного позднее, когда в Финляндии было решено установить республику, Франция признала ее вторично.
Теории признания. В доктрине существует две теории признания: конститутивная и декларативная. Согласно конститутивной только признание придает дестинатору (адресату) признания соответственное качество: государству – международную правосубъектность, правительству – способность представлять субъект международного права в межгосударственных отношениях. Наиболее уязвимая сторона этой теории заключается в том, что, во-первых, неясно, какое количество признаний необходимо для придания дестинатору упомянутого качества, и, во-вторых, как показывает практика, государства могут существовать и вступать в те или иные контакты с другими государствами, а правительства, пришедшие к власти неконституционным путем, эффективно представлять субъект международного права и без официального признания.
Согласно декларативной теории признание не сообщает дестинатору соответствующее качество, а лишь констатирует его появление и служит средством, облегчающим осуществление с ним контактов. Широко распространено мнение, что декларативная теория в большей степени отвечает реальностям международной жизни. Однако в тех случаях, когда признают субъектом международного права такие образования, которые объективно не могут быть ими (например, Мальтийский орден), признание приобретает конститутивный или, точнее, квазиконститутивный характер, придавая видимость приобретения качества, которое признающий желает видеть у дестинатора.
Формы признания. Существуют две формы официального признания: де-факто (de facto) и де-юре (de jure). Они используются при признании государств и правительств. Различие между ними заключается в объеме правовых последствий, которые они за собой влекут для признающего и признаваемого в их взаимных отношениях: при признании де-факто объем наступающих правовых последствий меньше. Никаких точных ориентиров и тем более норм, определяющих это различие или основания для использования той или иной формы признания, нет. Практика показывает, что в основе их использования лежат политические соображения.
Признание де-факто – выражение неуверенности в том, что данное государство или правительство достаточно долговечны или жизнеспособны. Признание де-факто может повлечь за собой установление консульских отношений, но не обязательно.
Признание де-юре – полное, окончательное. Оно, как правило, влечет за собой установление дипломатических отношений. В любом случае считается, что установление дипломатических отношений означает признание де-юре.
Встречаются случаи, когда государства, правительства (или другие власти) вступают в официальный контакт друг с другом вынужденно, для решения каких-либо конкретных вопросов, но вместе с тем не желают признавать друг друга. В этом случае говорят о признании ad hoc (в данной ситуации, по конкретному делу). Иногда целью таких контактов может быть заключение международных договоров. Например, четыре участника переговоров об окончании войны во Вьетнаме (США и три вьетнамские стороны) подписали в 1973 г. известные Парижские соглашения, хотя некоторые из них друг друга не признавали. Отсутствие признания в таких случаях не должно отражаться на юридической силе договора.
Виды признания различают в зависимости от дестинаторов признания. Можно выделить традиционные виды признания (государств и правительств) и предварительные, или промежуточные (признание народов или наций восставшей или воюющей стороной, организаций сопротивления и правительств в изгнании). Предварительные виды признания применяются в ожидании дальнейшего развития событий, которые могут привести либо к созданию нового государства (при признании народа или нации), либо к стабилизации положения в стране, где власть нового правительства была установлена неконституционным путем.
Провести четкую границу между этими видами признания на практике довольно трудно. Например, народ, борющийся за свое освобождение, может быть признан в качестве воюющей стороны; власть, сместившая предыдущее правительство с помощью вооруженной силы и утвердившаяся на большей части территории страны и признанная воюющей стороной, может мало чем отличаться от правительства в традиционном понимании и т.д. Многое здесь определяется конкретной обстановкой, политической прозорливостью признающего и другими обстоятельствами.
Вопрос о признании государства возникает в том случае, если появляется новое государство в результате объединения нескольких либо если на месте одного государства в результате его распада появляется ряд более мелких, либо, наконец, если из состава какого-либо государства выделяется новое.
Вопрос о признании государства может возникнуть и при территориальном изменении государственного и общественного строя в результате революции. Однако на практике в таких ситуациях чаще прибегают к признанию нового правительства, особенно если революция не привела к серьезным территориальным изменениям. Например, после провозглашения в 1949 г. Китайской Народной Республики СССР признал Правительство КНР, а не саму КНР.
Попытки выработать критерии признания правительств, пришедших к власти неконституционным путем, успеха не имели. Принято считать, что такое признание является обоснованным в том случае, если признаваемое правительство эффективно осуществляет власть на территории страны или на большей ее части, контролирует ситуацию в стране. Если в результате переворота меняются форма правления, например монархическая на республиканскую, и, соответственно, официальное название государства, признание нового правительства может осуществляться в виде признания государства.
Поскольку признание правительства может быть ошибочно истолковано как его одобрение, некоторые государства стали придерживаться политики воздержания от какого-либо официального признания правительств. Эта политика получила наименование доктрины Эстрады (по имени сформулировавшего ее в 1933 г. министра иностранных дел Мексики). По существу, как показывает практика, речь идет о молчаливом или подразумеваемом признании, так как в таких ситуациях обычно сохраняются дипломатические отношения или иные формы официальных контактов с новым правительством.
Признание нации (или народа) как вид промежуточного признания возникло в ходе Первой мировой войны, когда страны Антанты признали, исходя из собственных военных и политических интересов (с целью легализации участия чешских, словацких, польских и других воинских частей в составе вооруженных сил Антанты), в качестве «союзных» или «совместно воюющих» наций чехов, словаков, поляков и т.д.
В период ликвидации колониальной системы широкое распространение получила практика признания национально-освободительных движений со стороны как отдельных государств, так и межправительственных организаций, прежде всего ООН, которые предоставили им статус наблюдателей. Своеобразие этого вида признания состояло в том, что оно давалось не нации или народу как таковым, а именно национально-освободительным движениям, причем этот термин использовался для обозначения не самого движения, а организаций, его возглавляющих и ведущих борьбу (например, Народной организации Юго-Западной Африки – СВАПО).
Признание в качестве восставшей или воюющей стороны использовалось в XIX в. и в какой-то степени в первой половине XX в. Точного разграничения понятий восставшей и воюющей сторон не существует. Одна из основных целей такого рода признания – обеспечить возможность защиты интересов признающего на территории, контролируемой повстанцами. Так, в 1823 г. Великобритания признала греков, которые боролись против Турции за создание собственного государства, воюющей стороной.
Не существует и точных критериев признания правительств в эмиграции и организаций сопротивления. Особенно остро эти вопросы стояли во время Второй мировой войны.
Практика показывает, что обоснованность признания правительств в эмиграции определяется скорее всего реальной связью этих правительств с народом своих стран, их способностью руководить борьбой с оккупантами.
Предоставление признания организациям сопротивления оправданно тогда, когда они достаточно консолидированы и ведут активную и широкомасштабную борьбу против оккупантов.
Если правительство в эмиграции теряет связь с движением сопротивления внутри своей страны или в этом движении происходит раскол и значительная его часть перестает ориентироваться на правительство в эмиграции, признание последнего может быть аннулировано. Во всех указанных случаях первостепенную роль играют политические соображения.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Что может значить «де-факто» и «де-юре»?
Что такое «де-юре»
Сначала надо разобраться, что означает термин «де-юре». Означает он «согласно праву». То есть, как написано на бумаге. Это не такая популярная словесная конструкция, как де-факто, и она применяется обычно профессиональными юристами или политологами. То есть людьми, которые связаны как раз с законами. Если они установлены в соответствующих документах, то такое исполнение называется «де-юре».
Что такое «де-факто»
То есть де-юре, по закону государство правовое, здесь главным является закон. Но на деле каждый гражданин может убедиться, что это не так. То есть, де-факто, страна находится в промежуточном состоянии между демократией и тоталитаризмом.
Связь между «де-факто» и «де-юре»
Бывает так, что из «де-факто» действие превращается в «де-юре», то есть юридически закрепляется. Случается и частичное превращение.
Что касается соотношения между «де-юре» и «де-факто», бывают и противоположные ситуации. Например, закон введен, но на деле он неисполнимый. Но ввели некоторые поправки, подзаконные акты, и он из «де-юре» превратился и в «де-факто». Тут мы выходим на новый уровень, где эти понятия совмещены и уже не противопоставляются друг другу.
То есть, термины «де-юре» и «де-факто» не всегда являются антонимами. Здесь надо учитывать конкретный контекст. Эти понятия могут противопоставляться лишь в случае, если речь соответствует такому шаблону «на бумаге одно, а на деле другое».
Или еще один пример «де-юре» и «де-факто». В Украине запретили ВК, Одноклассники и Яндекс. Де-юре это запрещено. Но на деле все обходят блокировку в два клика и никто не наказывает за это правонарушение.
Еще один пример связан со статистикой. По официальным данным количество посетителей ВК из Украины после запрета резко упало. Де-факто они пользуются российскими социальными сетями в почти том же количестве (ну может, немного меньшем). Де-юре увеличилась посещаемость из Германии, Нидерландов, США, но де-факто это граждане Украины просто обходят блокировки с помощью смены IP.
Примеры можно подбирать до бесконечности, поскольку они сплошь и рядом.
Выводы
Мы разобрались, что такое «де-юре» и «де-факто». Ничего в этих понятиях плохого или хорошего нет. Иногда невыполнение закона на деле лучше, чем его выполнение (например, когда парламент увеличивает налоги или зарплаты чиновникам, которые ничего не делают для блага страны). Иногда законы просто устаревшие, и в обществе произошли изменения, которые просто юридически не закреплены.
Бывает же когда де-факто вредит, когда президент, несмотря на то, что является лишь исполнительной властью, единолично определяет и внутреннюю, и внешнюю политику, а при этом страна с каждым годом становится все более бедной. Все индивидуально.
Международное право
Информативные ответы на все вопросы курса «Международное право» в соответствии с Государственным образовательным стандартом.
Оглавление
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Международное право предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
5. Признание государств и правительств
Признание в международном праве — это односторонний юридический акт государства или иного субъекта международного права, посредством которого констатируется наличие определенного юридически значимого факта или ситуации в международном обществе и признается его правомерность.
Акт, противоположный признанию, именуется протестом. Он выражает несогласие с правомерностью того или иного действия. Существенное юридическое значение приобретают признание или протест в отношении таких событий, как появление национально-освободительного движения, движения и сопротивления агрессоров, признание статуса воюющей и статуса восставшей стороны во внутригосударственном конфликте.
Признание государств имеет место в случае появления нового независимого государства в результате революции, войны, объединения или разъединения государств и т. д. Основные критерии признания: независимость нового государства и самостоятельность в осуществлении государственной власти. В теории международного права существуют две основные концепции о признании института признания государств:
1) конститутивная, предполагающая, что признание обладает правообразующим значением;
2) декларативная, предполагающая, что признание лишь подтверждает факт появления нового субъекта.
Существуют три основные формы признания государств:
1) де-юре — полное окончательное признание, влекущее за собой установление дипломатических отношений и выражающееся в форме официального заявления либо в совершении какого-либо конклю-дентного действия;
2) де-факто — неполное предварительное признание;
3) ad hoc — как специфический вид признания.
Международное право не устанавливает обязанности признания. Признание всегда является актом доброй воли со стороны признающего государства.
Международному праву известны случаи отказа от признания. В некоторых случаях признание вообще недопустимо.
Признание правительств происходит одновременно с признанием нового государства. Вопрос о самостоятельности признания правительств возникает в случае смены власти в государстве неконституционным путем. Основными критериями являются эффективность правительств, т. е. действительное фактическое обладание государственной властью на соответствующей территории и независимое ее осуществление, а также соблюдение прав и свобод человека, готовность разрешить споры мирными средствами и выполнять международные обязательства. Особым видом признания правительств является признание правительств в изгнании. Признание правительств не может истолковываться как одобрение правительств.
Также признаются национальные освободительные движения в лице их органов, а также признание восставшей стороны.
Чем отличаются понятия де-юре и де-факто и где они используются
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Термины «де-факто» и «де-юре» часто звучат из уст юристов, политиков, дипломатов, учёных.
Эти слова имеют латинское происхождение. Их используют, чтобы понятно объяснить, существует ситуация в реальности или только на бумаге.
Прочитав эту статью, вы научитесь понимать разницу между двумя понятиями и даже сможете приводить свои примеры.
Де-факто и де-юре — что это означает
С латинского языка фраза «de facto» буквально переводилась как «фактически», а «de jure» – как «юридически». С тех пор значение понятий не изменилось.
Де-факто – это любое явление, существующее в реальности.
Например, солнечная погода на улице, пробивание пассажиром талончика в общественном транспорте или покупка продуктов в магазине.
Де-юре – это закреплённое в законодательстве правило.
Например, обязанность уплачивать налоги, право на заключение договора или предельно допустимая норма вредных выбросов на предприятии.
Можно ли противопоставлять понятия
«Де-юре» и «де-факто» – это не антонимы, как принято считать. Ведь ситуация может одновременно существовать в нормативных правовых актах и на практике.
Допустим, в статье 34 Конституции РФ установлено право на осуществление предпринимательской деятельности. И, действительно, многие граждане легализуют бизнес, регистрируя ИП или организацию (это что?).
Хотя юристы действительно используют понятия «де-юре», «де-факто», чтобы обозначить проблемы в действующем законодательстве. Например, предложить отменить устаревшие нормы, которые давно не соблюдаются гражданами и даже не применяются судами.
Отличия де-юре и де-факто: простые примеры из жизни
Чтобы вы лучше понимали разницу между двумя выражениями, рассмотрим их суть на примерах декларативных норм. То есть, таких правил, которые фактически не реализуются.
Уголовный процесс
Де-юре: Презумпция невиновности – это закреплённый принцип уголовного судопроизводства. Он указан в статье 49 Конституции РФ и статье 14 УПК РФ. Согласно принципу, человек считается невиновным до тех пор, пока в суде не докажут обратное.
Де-факто: Низкая доля оправдательных приговоров (менее 1%) и отношение сотрудников правоохранительных органов к обвиняемым говорит о том, что фактически принцип не работает.
Экономика и налоги
Де-юре: Если человек занимается мелким бизнесом, то обязан уплачивать налоги с суммы дохода. Например, как ИП по УСН (это что?) или самозанятое лицо (это кто?).
Де-факто: В 2018 году депутаты Госдумы заявили, что из 80 млн. мелких предпринимателей налоги платят только 50 млн.
Трудовые отношения
Де-юре: Конституция и Трудовой кодекс РФ запрещают дискриминацию (это что?) по какому-либо признаку.
Де-факто: Молодых замужних женщин без детей не хотят официально брать на хорошую работу. Мол, через полгода или год сбежит в декрет – придётся искать замену. Также с дискриминацией часто сталкиваются мамы с маленькими детьми.
Выводы
Таким образом, выражения «де-юре» и «де-факто» позволяют кратко описать ситуацию с точки зрения реальности. Они могут совпадать или не совпадать.
В последнем случае юристы противопоставляют два понятия, чтобы мотивировать правотворческие органы привести нормы в соответствии с практикой. Это облегчает жизнь людей в государстве.
Автор статьи: Белоусова Наталья
Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru
Эта статья относится к рубрикам:
Комментарии и отзывы (3)
Откуда такая информация, что работодатели не берут молодых замужних женщин без детей? Да полно работающих женщин в таком социальном статусе. Если даже работодатель захочет отказать в трудоустройстве такой особе, то уж поверьте, он найдет законную причину, ибо дураков, чтоб в лоб говорить дискриминационные вещи, нет.
Федор: это причина, а повод, естественно, указывается другой.
Как из того, что только 1% оправдательных приговоров, можно сделать вывод, что презумпция невиновности не работает? Может просто следствие хорошо работает, отсюда и возникает лишь один процент брака? Следователь ведь доказывает вину, а не огульно обвиняет, опрашивает свидетелей, назначает экспертизы. Времена святой инквизиции, когда тупо объявляли виновным, давно прошли.