дед оказался прав к вечеру пришла гроза знаки препинания

Русский язык. 9 класс

Укажите, в каких примерах знак препинания выделительный.

Ему вспомнился день, когда он уезжал

Отец пожелал мне доброго пути, а дочь проводила до телеги

Все молчали, чтобы расслышать шорох цветов

День был серый и спокойный, в светлом воздухе пахло морем

Укажите, в каких примерах функция знака препинания разделительная.

На поляну, где рос дуб, мы вышли под вечер

Не знаю, что меня привлекает в этом юноше

Лес, горы слились, всё окуталось густым туманом

Полная вода сошла, и она струилась узеньким ручейком

Определите, в каких предложениях знаки препинания являются выделительными.

Некоторые места в письме Семёнов не понял, и ему их объяснили

Уже не было времени, чтобы что-то объяснять

Сруб привезли из соседней деревни, а фундамент и крышу делали отец с дедом

Дни кончались всё раньше, всё темнее становилось на белом свете

Из-за поворота показался докторский особняк, у подъезда которого стояла запряжённая четвёркой приземистая карета

а) Дед оказался прав: к вечеру пришла гроза.
б) Мы с Дерсу не стали дожидаться, когда казаки заседлают лошадей, и пошли вперёд.
в) Солнце жгло по-вчерашнему, воздух был недвижен и уныл.
г) Шорохом и звоном наполнится утром лес, а пока над посёлком плыло тёмное небо с яркими иглистыми звёздами.
д) Лучи солнца ярко обливали золотом верхушки сосен, потом гасли одни за другими; последний луч оставался долго.

Источник

Обобщение изученного о бессоюзном сложном предложении

Цели и задачи урока:

1) обобщение и систематизация изученного о бессоюзном сложном предложении;
2)закрепление пунктуационных навыков, освоенных в процессе изучения бессоюзного сложного предложения;
3)закрепление умения правильно определять интонационные особенности бессоюзного сложного предложения и выбирать знаки препинания;
4)закрепление умения производить синонимическую замену сложных предложений;
5)повторить пунктуацию при прямой речи, однородных членах предложения, в неполных предложениях; рассмотреть пунктуацию бессоюзных сложных предложений в ряду названных случаев;
6)проведение лингвистического исследования (работа в группе).

1)обогащение речи учащихся за счет умения использовать синонимические союзные и бессоюзные сложные предложения;
2)стилистический анализ текста (определение типа речи, интонационно-смысловой анализ);
3) лингвистическое исследование.

Тип урока: обобщение изученного.

Ход урока

I. Сообщение цели и задач урока

Учитель: Сегодня мы с вами повторим все то, что вы изучили о бессоюзном сложном предложении: теоретический материал и особенности пунктуации; вспомним случаи постановки двоеточия и тире в простых предложениях и в предложениях с прямой речью. В общем, закрепим то, что знаем и умеем, а может, и узнаем что-нибудь новое.

II. Синтаксическая разминка.

2.1.Индивидуальная работа по карточкам.

Спишите, расставляя знаки препинания. Обобщите изученное о тире в простом предложении.

Спишите, расставляя знаки препинания. Обобщите изученное о двоеточии в простом предложении, а также в предложениях с прямой речью.

2.2. Работа на интерактивной доске. Задание: распределите значения (причина, пояснение, изъяснение, время, условие, следствие, противопоставление, быстрая смена событий, сравнение) по двум колонкам — двоеточие, тире.

2.3. Синтаксическая разминка для всего класса.

Вставить пропущенные буквы, объяснив выбор; расставить знаки препинания. Определить смысловые значения.

Слово отр_жает мысль (не)понятна мысль (не)понятно и слово.

Слово отражает мысль: непонятна мысль — непонятно и слово.

III. Опрос

1.На какие две группы делятся все сложные предложения?

2.Что лежит в основе этого разделения?

Средства связи: в сложносочиненном предложении — союз или союз слова и интонация, а в бессоюзном сложном предложении — интонация.

3.В каких случаях между частями бессоюзного сложного предложения ставится запятая, точка с запятой, тире и двоеточие?

Проверьте выполненное задание: правильно ли разнесены значения по схемам?

4.Докажите, что бессоюзные сложные предложения и союзные предложения могут выражать сходные смысловые значения.

IV. Творческая работа по синонимической замене.

1.Раздается по одному предложению (кроме 4-го) на ряд.

Вывод: В каких предложениях смысловые связи сильнее: в бессоюзных или союзных? А интонация где ярче, выразительнее?

Учитель: Действительно, смысловые связи сильнее в союзных предложениях, ведь они усилены союзами или союзными словами. А вот интонация выразительнее в бессоюзных.

2.Лингвистический эксперимент. А вот теперь давайте посмотрим, что произойдет с бессоюзными сложными предложениями, если в них поменять местами части. Переделайте предложения, расставьте знаки препинания. Прочитайте.

Итак, что произошло с предложениями? (Изменился смысл предложений, что повлекло за собой изменение в пунктуации)

V. Тест №1 “Дело мастера боится” (работа в парах, взаимопроверка)

Расставьте недостающие знаки препинания.

1.В морозном воздухе тихо точно зачарованный стоит бор, облитый радужным светом уже поднявшегося солнца.

2.Учись, мой сын науки сокращают нам опыты быстротекущей жизни.

3.Зима без снег лето без хлеба.

4.Облако пройдет озеро заблестит, нивы обольются золотом.

5.Сумерки были короткие как-то скоро спустилась ночная мгла.

6.Оглядываюсь и замираю в трех метрах от меня стоит огромный медведь.

1.В морозном воздухе тихо; точно зачарованный стоит бор, облитый радужным светом уже поднявшегося солнца.

2.Учись, мой сын: науки сокращают нам опыты быстротекущей жизни.

3.Зима без снега — лето без хлеба.

4.Облако пройдет — озеро заблестит, нивы обольются золотом.

5.Сумерки были короткие: как-то скоро спустилась ночная мгла.

6.Оглядываюсь и замираю: в трех метрах от меня стоит огромный медведь.

VI. Проверка выполнения индивидуальных заданий (работа по карточкам).

Сообщения учащихся о случаях употребления двоеточия и тире. Анализ примеров.

Вывод о структурной и интонационной ролях этих знаков препинания.

VII. Тест №2 “Будь внимателен!”

Укажите номера бессоюзных сложных предложений.

1.Ученого учить только портить.

2.Хочешь человека узнать дай ему власть.

3.Повсюду мох и внизу под ногами, и на камнях, и на ветвях деревьев.

5.Дед оказался прав к вечеру пришла гроза.

6.Ни дорожек, ни поляны ничего не видно нам.

7.Нынче жарко парит на дворе тепло.

(В случае затруднения учащимся рекомендуется выделить грамматические основы.)

Контрольная карточка: 2457

Ученого учить — только портить.

Хочешь человека узнать — дай ему власть.

Повсюду мох: и внизу под ногами, и на камнях, и на ветвях деревьев.

Дед оказался прав: к вечеру пришла гроза.

Ни дорожек, ни поляны — ничего не видно нам.

Нынче жарко, парит, на дворе тепло.

VIII. Работа в группах. Лингвистическое исследование.

Организуются 5 групп, каждая получает материал для анализа: 1) отрывок из “Задонщины” (начало) (или “Слова о полку Игореве”); 2) текст (отрывок) разговорного стиля; 3) пословицы (или текст русской народной сказки, отрывок из былины); 4) отрывки из книги К.И.Чуковского “От двух до пяти”; 5) стихотворения, написанные от лица детей, например, А.Барто. Проблема, над которой работает каждая группа учащихся: “Какие предложения в нашем языке появились раньше: сложные союзные или бессоюзные?” (Материалы для анализа на уроке предоставляются учителем. Такую работу можно провести в течение изучения темы “Бессоюзные сложные предложения”. В таком случае материалы находят сами учащиеся, анализируют. Итоги подводятся на уроке обобщения изученного, оформляются в виде сообщения.)

Вывод (общий): раньше в языке появились бессоюзные сложные предложения.

Учитель (дополняет): В бессоюзных сложных предложениях смысловые связи между частями слабее, чем в союзных, потому они и не являются характерными для научного стиля. Можно предположить, что активное развитие сложных союзных предложений в языке связано с развитием науки.

IX. Работа с текстом.

Упражнение 240. Прочитайте. К какому типу речи вы отнесете этот текст? Аргументируйте свой ответ. Анализируются средства связи предложений в тексте.

Работа с предложениями 2-го и 3-го абзацев. Почему автор использует именно бессоюзные предложения? Попробуйте переделать эти предложения в сложноподчиненные. Что стало с текстом?

Текст стал громоздкий. Бессоюзные сложные предложения придают тексту легкость и выразительность, приближают его к разговорному стилю.

X. Обобщение.

Запишите предложение под диктовку. Объясните постановку знаков препинания. Составьте схему.

Есть один несомненный признак, разделяющий поступки людей на добрые и злые: увеличивает поступок любовь и единение людей — он хороший; производит вражду и разъединяет — он дурной. (Л.Н.Толстой)

Чем интересно это предложение?

Учитель: Вот так емко Л.Н.Толстой при помощи бессоюзных сложных предложений смог выразить основной принцип, лежащий в основе отношений между людьми. Вооружитесь этим знанием, и дай Бог, чтобы вы как совершали, так и испытывали на себе только добрые поступки.

XI. Домашнее задание: упражнение 240 или 241.

Список использованной литературы:

Источник

Презентация по русскому языку на тему «Бессоюзные сложные предложения»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

дед оказался прав к вечеру пришла гроза знаки препинания. Смотреть фото дед оказался прав к вечеру пришла гроза знаки препинания. Смотреть картинку дед оказался прав к вечеру пришла гроза знаки препинания. Картинка про дед оказался прав к вечеру пришла гроза знаки препинания. Фото дед оказался прав к вечеру пришла гроза знаки препинания

Описание презентации по отдельным слайдам:

Акция «Открытый урок русского языка», посвящённая памяти Е.И. Никитиной

Акция «Открытый урок русского языка», посвящённая памяти Е.И. Никитиной Екатерина Ивановна Никитина лауреат Премии Правительства Российской Федерации, Заслуженный учитель школы Российской Федерации, профессор кафедры русского языка Ульяновского государственного педагогического университета имени И.Н.Ульянова

Акция «Открытый урок русского языка», посвящённая памяти Е.И. Никитиной Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли. Л.Н.Толстой

Определите вид сложных предложений и смысловые значения между частями Ель хороша только при сильном солнечном свете, потому что тогда ее чернота просвечивает самой густой и сильной зеленью. Раздается выстрел, а волк продолжает бежать. Тихо стоит еловый бор на пригорке, и ветер не шелохнет даже листочка молодых осинок и березок. Множество темноватых тучек с неясно обрисованными краями расползались по бледно-голубому небу, и довольно крепкий ветер непрерывно мчался, не разгоняя зноя.

Лингвистический эксперимент Превратим данные предложения в бессоюзные. Ель хороша только при сильном солнечном свете: тогда ее чернота просвечивает самой густой сильной зеленью. Раздаётся выстрел – волк продолжает бежать. Тихо стоит еловый бор на пригорке, ветер не шелохнет даже листочка молодых осинок и березок. Множество темноватых тучек с неясно обрисованными краями расползались по бледно-голубому небу; довольно крепкий ветер непрерывно мчался, не разгоняя зноя.

Запятая, точка с запятой в БСП [ ], [ ] = и перечисление Льётся тёплыё солнечный воздух в комнаты, шумят воробьи на сирени. [ ]; [ ] = и 1) части распространены (внутри частей есть запятые), 2) части далеки по смыслу На рассвете обыкновенно всегда бывает тихо; ветер начинает дуть с восхода солнца, постепенно усиливаясь, и достигает наибольшего напряжения к двум часам пополудни. День заканчивался; тени гор спускались в долину.

Двоеточие в БСП 1. [ ]: [причина] = потому что, так как Всю ночь старик дремал у костра стоя: сесть на сытую землю он боялся. 2. [ ]: [пояснение] = а именно, то есть У собак есть рыцарское правило: собаку на привязи или лежачую не трогают. 3. [ ]: [дополнение] = что Вдруг чувствую: кто-то берёт меня за плечо и толкает. 4. [ ]: [ ] в 1 ч. пропущены слова: и увидел, и услышал, и почувствовал Взгляни: вокруг синеют цепи гор, как великаны, грозною толпою.

Самопроверка. Объясните условия постановки двоеточия. Гляжу: поднимается медленно в гору лошадка, везущая хворосту воз. Я видел его в деле: он махает шашкой, кричит и бросается вперёд, зажмуря глаза. Я вижу: у борта стоит будочка, из неё торчит труба вроде самоварной. Рыба не брала: говорят, при низком атмосферном давлении ей не до поклёвок.

Тире в БСП [ ] – [ ] = а, но (противопоставление или сопоставление) Хотел рисовать – кисти выпадали из рук. 2. [Время, условие] – [ ] = когда…то, если…то Ветер подул с гор – будет дождь. 3. [ ] – [вывод, следствие] = поэтому Земля кругла – на ней не скроешь тайны. 4. [ ] – [ ] = быстрая смена событий Игнат спустил курок – ружьё дало осечку. 5. [ ] – [ ] = словно, будто (сравнение) Посмотрит – рублём одарит.

Спишите предложения, расставьте знаки препинания, объясните условия постановки тире Солнце дымное встаёт будет день чудесный. Ехал сюда рожь начинала желтеть. Я напрягал зрение по-прежнему ничего не видел. Молвит соловей поёт. Проснулся пять станций убежало назад. Мартовские ночи длинные можно успеть отдохнуть и наговориться.

Самопроверка. Объясните условия постановки тире. Солнце дымное встаёт – будет день чудесный. Ехал сюда – рожь начинала желтеть. Я напрягал зрение – по-прежнему ничего не видел. Молвит слово – соловей поёт. Проснулся – пять станций убежало назад. Мартовские ночи длинные – можно успеть отдохнуть и наговориться.

Расставьте недостающие знаки препинания. 1. В морозном воздухе тихо точно зачарованный стоит бор, облитый радужным светом уже поднявшегося солнца. 2. Учись, мой сын науки сокращают нам опыты быстротекущей жизни. 3. Зима без снега лето без хлеба. 4. Облако пройдет озеро заблестит, нивы обольются золотом. 5. Сумерки были короткие как-то скоро спустилась ночная мгла. 6. Оглядываюсь и замираю в трех метрах от меня стоит огромный медведь.

Самопроверка. Объясните условия постановки знаков препинания. 1. В морозном воздухе тихо; точно зачарованный стоит бор, облитый радужным светом уже поднявшегося солнца. 2. Учись, мой сын: науки сокращают нам опыты быстротекущей жизни. 3. Зима без снега – лето без хлеба. 4. Облако пройдет – озеро заблестит, нивы обольются золотом. 5. Сумерки были короткие: как-то скоро спустилась ночная мгла. 6. Оглядываюсь и замираю: в трех метрах от меня стоит огромный медведь.

«Будь внимателен!» Укажите номера БСП 1. Хочешь человека узнать дай ему власть. 2. Повсюду мох и внизу под ногами, и на камнях, и на ветвях деревьев. 3. Сыр выпал с ним была плутовка такова. 4. Дед оказался прав к вечеру пришла гроза. 5. Ни дорожек, ни поляны ничего не видно нам.

Самопроверка. БСП – 1, 3, 4. 1. Хочешь человека узнать – дай ему власть. 2. Повсюду мох: и внизу под ногами, и на камнях, и на ветвях деревьев. 3. Сыр выпал – с ним была плутовка такова. 4. Дед оказался прав: к вечеру пришла гроза. 5. Ни дорожек, ни поляны – ничего не видно нам.

Комплексное применение знаний и способов действий. Работа по контролирующим карточка с разноуровневыми заданиями.

Самопроверка. А. Спишите, расставьте знаки препинания в БСП Ближнего обидеть – самому в беде быть. Все равно: что в лоб, что по лбу. Источник утоляет жажду – доброе слово оживляет сердце. Совесть потеряешь – другой не купишь. Говори смелее: будет вернее. Всем угодишь – себе насолишь. 0 ошибок – «5»; 1-2 – ошибки – «4»; 3 ошибки – «3»

Самопроверка. Б. Выполните тестовые задания 1 В; 2 А; 3 В; 4 Карамзин свидетельствовал: язык наш выразителен не только для высокого красноречия поэзии, но и для звуков сердца. 5. Б. 0 ошибок – «5»; 1 – ошибка – «4»; 2 ошибки – «3»

Самопроверка. В. Прочитайте предложения и выполните задания 1-5. 1) На столе сразу появился самовар, вместе с ним нехитрое деревенское угощение: яйца, масло, высокая крынка с топлёным молоком, ароматный ржаной хлеб. 2) Меня поразило одно: слепой говорил со мной малороссийским наречием, а теперь изъяснялся чист по-русски. 3) Палило солнце ослепительно отражаясь в тёмной воде (?) синие бархатные стрекозы бесшумно перелетали с одной осоки на другую. 4) Хотел кричать – язык сухой беззвучен и недвижим был. 1. А 1; 2. Б 2; 3. Г 4; 4. Б точку с запятой; 5. В 3 0 ошибок – «5»; 1 – ошибка – «4»; 2 ошибки – «3»

Какие слова наиболее точно характеризуют вашу работу, состояние на уроке? 1. Жираф научной мысли не доходит до колодцев моего понимания. 2. Самое важное не то большое, до чего додумались другие, но то маленькое, к чему пришёл ты сам. Харуки Мураками. 3. Ты понял блаженство занятий, удачи закон и секрет. Б.Л. Пастернак. 4. Мы все учились понемногу чему-нибудь и как-нибудь. А.С. Пушкин. 5. Я усталым таким ещё не был. С.А. Есенин.

Спасибо за работу на уроке!

дед оказался прав к вечеру пришла гроза знаки препинания. Смотреть фото дед оказался прав к вечеру пришла гроза знаки препинания. Смотреть картинку дед оказался прав к вечеру пришла гроза знаки препинания. Картинка про дед оказался прав к вечеру пришла гроза знаки препинания. Фото дед оказался прав к вечеру пришла гроза знаки препинания

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

дед оказался прав к вечеру пришла гроза знаки препинания. Смотреть фото дед оказался прав к вечеру пришла гроза знаки препинания. Смотреть картинку дед оказался прав к вечеру пришла гроза знаки препинания. Картинка про дед оказался прав к вечеру пришла гроза знаки препинания. Фото дед оказался прав к вечеру пришла гроза знаки препинания

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

дед оказался прав к вечеру пришла гроза знаки препинания. Смотреть фото дед оказался прав к вечеру пришла гроза знаки препинания. Смотреть картинку дед оказался прав к вечеру пришла гроза знаки препинания. Картинка про дед оказался прав к вечеру пришла гроза знаки препинания. Фото дед оказался прав к вечеру пришла гроза знаки препинания

Курс повышения квалификации

Методика обучения русскому языку в образовательных организациях в условиях реализации ФГОС

дед оказался прав к вечеру пришла гроза знаки препинания. Смотреть фото дед оказался прав к вечеру пришла гроза знаки препинания. Смотреть картинку дед оказался прав к вечеру пришла гроза знаки препинания. Картинка про дед оказался прав к вечеру пришла гроза знаки препинания. Фото дед оказался прав к вечеру пришла гроза знаки препинания

Номер материала: ДБ-1159766

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами

Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно

дед оказался прав к вечеру пришла гроза знаки препинания. Смотреть фото дед оказался прав к вечеру пришла гроза знаки препинания. Смотреть картинку дед оказался прав к вечеру пришла гроза знаки препинания. Картинка про дед оказался прав к вечеру пришла гроза знаки препинания. Фото дед оказался прав к вечеру пришла гроза знаки препинания

дед оказался прав к вечеру пришла гроза знаки препинания. Смотреть фото дед оказался прав к вечеру пришла гроза знаки препинания. Смотреть картинку дед оказался прав к вечеру пришла гроза знаки препинания. Картинка про дед оказался прав к вечеру пришла гроза знаки препинания. Фото дед оказался прав к вечеру пришла гроза знаки препинания

Кабмин утвердил список вузов, в которых можно получить второе высшее образование бесплатно

Время чтения: 2 минуты

дед оказался прав к вечеру пришла гроза знаки препинания. Смотреть фото дед оказался прав к вечеру пришла гроза знаки препинания. Смотреть картинку дед оказался прав к вечеру пришла гроза знаки препинания. Картинка про дед оказался прав к вечеру пришла гроза знаки препинания. Фото дед оказался прав к вечеру пришла гроза знаки препинания

В Башкирии школьные каникулы продлили до 14 ноября

Время чтения: 1 минута

дед оказался прав к вечеру пришла гроза знаки препинания. Смотреть фото дед оказался прав к вечеру пришла гроза знаки препинания. Смотреть картинку дед оказался прав к вечеру пришла гроза знаки препинания. Картинка про дед оказался прав к вечеру пришла гроза знаки препинания. Фото дед оказался прав к вечеру пришла гроза знаки препинания

В Москве разработают дизайн-код для школ и детсадов

Время чтения: 1 минута

дед оказался прав к вечеру пришла гроза знаки препинания. Смотреть фото дед оказался прав к вечеру пришла гроза знаки препинания. Смотреть картинку дед оказался прав к вечеру пришла гроза знаки препинания. Картинка про дед оказался прав к вечеру пришла гроза знаки препинания. Фото дед оказался прав к вечеру пришла гроза знаки препинания

В школе в Пермском крае произошла стрельба

Время чтения: 1 минута

дед оказался прав к вечеру пришла гроза знаки препинания. Смотреть фото дед оказался прав к вечеру пришла гроза знаки препинания. Смотреть картинку дед оказался прав к вечеру пришла гроза знаки препинания. Картинка про дед оказался прав к вечеру пришла гроза знаки препинания. Фото дед оказался прав к вечеру пришла гроза знаки препинания

Роспотребнадзор продлил действие санитарных правил для школ

Время чтения: 1 минута

дед оказался прав к вечеру пришла гроза знаки препинания. Смотреть фото дед оказался прав к вечеру пришла гроза знаки препинания. Смотреть картинку дед оказался прав к вечеру пришла гроза знаки препинания. Картинка про дед оказался прав к вечеру пришла гроза знаки препинания. Фото дед оказался прав к вечеру пришла гроза знаки препинания

В Туве предложили ввести антиковидные паспорта для школьников

Время чтения: 2 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Фамилия, имя, отчество автора (соавторов) Лепехина Надежда Викторовна
Место работы КГУ «ОСШ № 22 г. Темиртау»
Карагандинской области
Должность учитель русского языка и литературы
Наименование материала Двоеточие в бессоюзном сложном предложении

Цель: изучить правила постановки двоеточия в сложных бессоюзных предложениях и на этой основе сформировать соответствующий пунктуационный навык; повторить постановку двоеточия в простых предложениях и предложениях с прямой речью.

Задачи:
• повторить основные сведения о видах сложных предложений и формировать умения в применении теоретических сведений на практике;
• работать над правильной интонацией, совершенствовать пунктуационные навыки в простом предложении;
• развивать монологическую речь через элементы развивающего обучения;
• обучать элементам исследования при изучении данной темы.

Оборудование урока: интерактивная доска, раздаточный материал с текстами и заданиями, презентация по уроку, схемы.

Методические приемы: диктант «Проверяю себя», работа со «слепой схемой», работа в группах, «третье лишнее», самостоятельная работа, тест, рефлексия.

I. Организационный момент. Постановка целей и задач урока, мотивация деятельности учащихся.

Учитель сообщает детям тему урока и просит их определить цели урока:
— Какое слово в названии темы урока вы считаете главным?
— Ребята, давайте назовём цели нашего урока: что мы сегодня узнаем, чему можем научиться?

II. Актуализация знаний:

1. Диктант «Проверяю себя».
— Подчеркните главные члены предложения, составьте схемы, выполните морфемный и словообразовательный разбор одного слова (по выбору учащихся).
Вечер был тихий, легкий; солнце над макушками закатывалось в чистейшее золото. Останусь жив – вернусь.
Один учащийся работает у доски, остальные в тетрадях. Взаимопроверка.

2. Проверка домашнего задания. Работа со “слепой схемой”. Приложение 1

III. Реализация темы урока.
Проблема: при каких условиях ставится двоеточие в БСП?
Исследование в группах. Приложение 2
Предлагаются предложения с двоеточием, которые закрыты планкой с союзами то есть, что, так как (см. презентацию). Проводится беседа по таблице, в ходе которой данные предложения сопоставляются с синонимичными бессоюзными. Планочка убирается, и вместо союзов оказывается двоеточие. Появляются схемы предложений.
Правило Примеры
СПП БСП
Постановка двоеточия в БСП. Предметы потеряли свою форму, то есть всё сливалось сначала в серую, потом темную массу. [Предметы потеряли свою форму ] : [ всё сливалось сначала в серую, потом темную массу ].
[ ] : [ пояснение ] (а именно, то есть)
Недаром говорится, что дело мастера боится. [Недаром говорится] : [дело мастера боится].
[ ] : [ дополнение ] (что, как
(и увидел, и услышал, и почувствовал))
Любите книгу, так как она поможет вам выбрать правильную дорогу в жизни. [Любите книгу] : [она поможет вам выбрать правильную дорогу в жизни].
[ ] : [причина ] (потому что; так как)

Работа с таблицей по алгоритму:
 Сколько простых предложений в составе БСП?
 Какую смысловую нагрузку несет в себе второе предложение?
 Какие союзы, указанные в таблице, можно поставить вместо двоеточия?
 Посмотрите, как изменилось данное предложение.
 Обратите внимание на придаточную часть, назвав вид придаточного.
 Пользуясь схемами, сформулируйте правило постановки двоеточия в сложном бессоюзном предложении.
Выступления представителей групп: представитель каждой группы объясняет правило постановки двоеточия в БСП, доказывая свой выбор.
— Оцените свою работу.
— Какие трудности возникли?
— Что нужно сделать, чтобы добиться успеха?

IV. Закрепление изученного:

1. Работа в группах. Приложение 3
Прочитайте предложения, соблюдая правильную интонацию. Перепишите, вставляя где нужно, пропущенные буквы. Определите вид бессоюзных сложных предложений. Составьте схемы. Устно подберите к каждому предложению синонимичное союзное предложение.
Выступления представителей групп: представитель каждой группы объясняет постановку
двоеточия в БСП, доказывая свой выбор. Предлагается проанализировать работу другой
группы.
Вывод группы № 1: Двоеточие ставится, так как вторая часть указывает на причину
того, о чем говорится в первой части (между частями можно вставить союз «потому что»).
Вывод группы № 2: Двоеточие ставится, так как вторая часть дополняет первую (между ними можно вставить союз «что»).
Вывод группы № 3: Двоеточие ставится, так как вторая часть раскрывает и поясняет содержание того, о чем говорится в первой части (между частями можно вставить «а именно»).

2. Самостоятельная работа по учебнику.
Учащиеся записывают 3 предложения из упражнения 419 на стр. 190. Проверяются знаки препинания в бессоюзных сложных предложениях.

3. Игра «Третье лишнее»
Помни про школу:
Только с ней
Станешь строителем радостных дней.
(В.Маяковский)

Таким друзьям на свете
(Не) страшно (ни) чего:
Один за всех на свете
И все за одного.
(С.Михалков)

Как отчий дом, как старый горец горы,
Люблю я землю: ее тень лесов,
И моря рокоты, и звезд узоры,
И странные строенья облаков.
( В.Брюсов)
(Третье предложение лишнее, так как оно простое, с обобщающим словом при однородных членах предложения).
Объясните правописание не и ни.
Запишите последнее предложение. Когда еще ставиться двоеточие в простом предложении? (В предложениях с прямой речью). Найдите в тексте предложение с прямой речью и запишите его, расставляя знаки препинания. Приложение 4

4. Готовимся к ВОУД (с последующей самопроверкой).

V. Рефлексия.
— Что узнали на уроке? Чему научились? Достигли ли целей, которые ставили в начале урока? Оцените свою работу на уроке.
«Закончи предложение» (дети выбирают значимые для себя варианты предложений):
Я вспомнил…
Я понял…
Особенно интересно…
Трудно…
Нужно…

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *