декларация о государственном суверенитете эстонии

Признание независимости Эстонии, Латвии и Литвы (1991)

декларация о государственном суверенитете эстонии. Смотреть фото декларация о государственном суверенитете эстонии. Смотреть картинку декларация о государственном суверенитете эстонии. Картинка про декларация о государственном суверенитете эстонии. Фото декларация о государственном суверенитете эстонии

6 сентября 1991 года СССР признал независимость трех прибалтийских республик — Латвии, Литвы и Эстонии. Это было первое решение открывшегося в этот день в Кремле заседания вновь образованного Государственного совета — высшего органа управления страной.

Процесс распада СССР начался в конце 1980-х годов. Прибалтийские республики раньше других союзных республик стали проявлять осознанное стремление к выходу из СССР. К 1988 году это стремление вылилось в массовые движения, ставившие своей целью восстановление независимости Латвии, Литвы и Эстонии путем выхода из Союза на основании того, что они были включены в состав СССР в 1940 году по советско-германскому договору 1939 года.

Раньше всех заявила о себе Эстония Декларацией о суверенитете от 16 ноября 1988 года. Латвия и Литва начали с принятия законов об экономической самостоятельности (закон Латвийской ССР от 27 июля 1989 года) и о государственном языке (указ Верховного Совета Литовской ССР от 25 января 1989 года).

В Декларации Верховного Совета Латвийской ССР о государственном суверенитете Латвии от 28 июля 1989 года, в Акте о восстановлении Литовского государства 11 марта 1990 года, в Декларации о суверенитете Эстонии от 16 ноября 1988 года однозначно говорилось о том, что эти республики считают себя продолжателями буржуазных республик, существовавшими на их территориях до установления советской власти, и что они намерены строить отношения с Советским Союзом на основе межгосударственных договоров.

2-10 апреля 1990 года Верховный Совет СССР принял ряд законов, касающихся отношений «республики — центр», в частности Закон СССР «О порядке решения вопросов, связанных с выходом союзной республики из СССР» от 3 апреля. Закон предусматривал проведение в республике, заявившей о выходе, референдума (не ранее, чем через шесть месяцев после принятия такого решения), а также установление переходного периода, не превышающего пяти лет, в течение которого должны были быть решены такие вопросы, как судьба объектов общесоюзной собственности на территории республики, ее финансово-кредитные и имущественные отношения с другими республиками и т.д. Одновременно Закон СССР «Об усилении ответственности за посягательства на национальное равноправие граждан и насильственное нарушение единства территории Союза ССР» от 2 апреля устанавливал уголовную ответственность за публичные призывы к насильственному нарушению единства территории Союза ССР.

В этом контексте состоялись первые контакты руководства РСФСР и прибалтийских республик.

В июле 1990 года в Юрмале на встрече руководителей прибалтийских республик и РСФСР, в которой участвовал председатель Верховного Совета РСФСР Борис Ельцин, было решено незамедлительно начать подготовку двусторонних переговоров для выработки «исходных политико-правовых договоров, а также договоров об экономических, научно-технических, торговых, социальных, межнациональных, культурных и других отношений», соглашений по вопросам гражданства. Это было открытым выражением поддержки России Латвии, Литвы и Эстонии и вызовом союзному Центру.

В январе 1991 года частями Прибалтийского военного округа были взяты ряд правительственных зданий и узлов связи в Риге и Вильнюсе. В эти дни Верховный Совет РСФСР сделал заявление, в котором призвал союзное руководство гарантировать неприменение силы при решении возникающих проблем и в кратчайшие сроки начать переговоры с законными представителями прибалтийских республик для поиска выхода из кризиса.

Сразу после событий в Вильнюсе 13 января 1991 года председатель Президиума Верховного Совета РСФСР Борис Ельцин прилетел в Таллин. Там были подписаны Договоры с Латвией, Литвой и Эстонией, согласно которым Россия признала республики Прибалтики независимыми государствами.

15 января было опубликовано заявление руководителей четырех республик — Латвии, Литвы, России и Эстонии, согласно которым стороны признавали государственный суверенитет друг друга и выражали готовность «оказать конкретную поддержку и помощь друг другу в случае возникновения угрозы их суверенитету».

Окончательно вопрос о взаимоотношениях республик Прибалтики с СССР был решен в августе-сентябре 1991 года. Прибалтийские республики воспользовались августовскими событиями в Москве для заявления о своей полной государственной независимости.

20 августа 1991 года Верховный Совет Эстонии принял Постановление о независимости Эстонской республики, 21 августа Верховный совет Латвии принял Конституционный закон Латвийской республики «О Государственном статусе Латвийской республики».

Эти шаги балтийских республик были поддержаны руководством России. В августе 1991 года президент РСФСР Борис Ельцин издал указы, в которых признавалась государственная независимость прибалтийских республик, а президент СССР призывался провести переговоры для урегулирования межгосударственных отношений между СССР и этими республиками. В конце августа с заявлением о готовности установить дипломатические отношения с балтийскими республиками выступило Европейское Сообщество.

2 сентября 1991 года президент США Джордж Буш заявил о готовности Соединенных Штатов установить дипломатические отношения с республиками Прибалтики.

Признание независимости Эстонии, Латвии и Литвы со стороны президента СССР Михаила Горбачева последовало 6 сентября 1991 года и было оформлено постановлением Государственного Совета СССР, созданного 5 сентября для решения вопросов, затрагивающих общие интересы республик.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Источник

декларация о государственном суверенитете эстонии. Смотреть фото декларация о государственном суверенитете эстонии. Смотреть картинку декларация о государственном суверенитете эстонии. Картинка про декларация о государственном суверенитете эстонии. Фото декларация о государственном суверенитете эстонииed_glezin

ed_glezin

Декларация о суверенитете провозглашала Верховных совет ЭССР носителем верховной власти в республике и ставила его законодательные акты выше законов СССР. Это стало одним из шагов к восстановлению независимости.

Дата принятия декларации не случайна. В октябре 1988 года в центральной прессе был опубликован проект поправок в конституцию СССР. В прибалтийских республиках этот законопроект был воспринят как покушение на их права и усиление власти союзного центра. В преамбуле декларации прямо говорилось об этом: «Верховный Совет Эстонской ССР выражает несогласие с теми вынесенными Президиумом Верховного Совета СССР на всенародное обсуждение изменениями и дополнениями Конституции СССР, которые исключают конституционное право Эстонской ССР на самоопределение.»

Опубликованный проект предусматривал съезд народных депутатов, который мог бы вносить изменения в Конституцию СССР, создал бы возможность упрощения процесса отмены статей, гарантирующих суверенитет республик. Также проектом был предусмотрен комитет СССР по конституционному надзору, которому было бы предоставлено право на отмену принятых союзными республиками правовых актов.

Во время встречи представителей Саюдиса, Народных Фронтов Латвии и Эстонии, состоявшейся в Риге 8 ноября, было постановлено, что вступление в законную силу проекта изменений и дополнений в Конституцию СССР создало бы централизованное унитарное государство и отменило бы право союзных республик на государственный суверенитет. Также было принято решение о сборе подписей против поправок в Конституцию СССР.

В течение короткого срока (9–20 ноября) в Литве было собрано 1,8 млн подписей, которые 24 ноября доверенные лица Совета Сейма Саюдиса поездом отвезли в Москву и 25 ноября вручили представителям приемной ВС СССР. В Латвии похожую петицию подписало свыше 1,1 млн человек, в Эстонии – почти 1 млн. Таким образом, на неофициальном референдуме против централизации власти СССР высказалось почти 4 млн человек.

10 сессия одиннадцатого созыва Верховного совета Литовской ССР (17–18 ноября 1988 г.) приняла Указы о присвоении литовскому языку статуса государственного, о национальном (желто-зелено-красном) флаге и гимне. Но большинство депутатов ВС отказалось принять поправку к 70 статье Конституции Литовской ССР, которая объявляла верховенство республиканских законов над союзными.
Солидарного голосования прибалтийских республик за суверенитет не получилось. Этот момент стал отправной точкой открытого конфликта «Саюдиса» и литовской компартии.

Латвийский Верховный совет также сделал лишь символические шаги к суверенитету. 29 сентября 1988 года был принят указ Президиума Верховного совета Латвийской ССР «О культурно-исторической символике латышского народа», который признал красно-бело-красное сочетание цветов латышской национальной символикой и разрешил его использование, среди прочего, и в виде флага. В тот же день депутаты официально объявили латышский язык государственным.

Несмотря на то, что решения эстонского парламента были отменены уже 26 ноября на заседании Президиума ВС СССР, они имели позитивное значение в рамках назревшего вопроса о пересмотре полномочий между центром и республиками. Резолюция Верховного Совета ЭССР, принятая в один день с декларацией о суверенитете, инициировала разработку нового Союзного договора. В ответ на это Президиум Верховного Совета СССР уже 28 декабря 1988 года издал постановление об «образовании рабочей группы из депутатов Верховного Совета СССР по подготовке предложений о разграничении компетенции Союза СССР и республик».

Пошел процесс разработки Союзного договора.

декларация о государственном суверенитете эстонии. Смотреть фото декларация о государственном суверенитете эстонии. Смотреть картинку декларация о государственном суверенитете эстонии. Картинка про декларация о государственном суверенитете эстонии. Фото декларация о государственном суверенитете эстонии

декларация о государственном суверенитете эстонии. Смотреть фото декларация о государственном суверенитете эстонии. Смотреть картинку декларация о государственном суверенитете эстонии. Картинка про декларация о государственном суверенитете эстонии. Фото декларация о государственном суверенитете эстонии

декларация о государственном суверенитете эстонии. Смотреть фото декларация о государственном суверенитете эстонии. Смотреть картинку декларация о государственном суверенитете эстонии. Картинка про декларация о государственном суверенитете эстонии. Фото декларация о государственном суверенитете эстонии

декларация о государственном суверенитете эстонии. Смотреть фото декларация о государственном суверенитете эстонии. Смотреть картинку декларация о государственном суверенитете эстонии. Картинка про декларация о государственном суверенитете эстонии. Фото декларация о государственном суверенитете эстонии

декларация о государственном суверенитете эстонии. Смотреть фото декларация о государственном суверенитете эстонии. Смотреть картинку декларация о государственном суверенитете эстонии. Картинка про декларация о государственном суверенитете эстонии. Фото декларация о государственном суверенитете эстонии

декларация о государственном суверенитете эстонии. Смотреть фото декларация о государственном суверенитете эстонии. Смотреть картинку декларация о государственном суверенитете эстонии. Картинка про декларация о государственном суверенитете эстонии. Фото декларация о государственном суверенитете эстонии

Когда 16 ноября 1988 года Верховный Совет Эстонской ССР принял Декларацию о суверенитете, именно от Вяляса исходило распоряжение немедленно опубликовать текст декларации. Дело было в том, что сразу же за принятием этого документа последовал созыв на 27 ноября Президиума Верховного Совета СССР, на котором декларация должна была быть аннулирована. Но любое решение Верховного Совета союзной республики вступало в силу через десять дней после опубликования в республиканской печати. Отменить уже вступившее в силу решение не мог никто, кроме того, кто его принял. Следовательно, к 27 ноября должны были истечь 10 дней.


ДЕКЛАРАЦИЯ
Верховного Совета Эстонской Советской Социалистической республики
О СУВЕРЕНИТЕТЕ ЭСТОНСКОЙ ССР

Эстонский народ на берегах Балтийского моря обрабатывает землю и развивает свою культуру уже более пяти тысяч лет. В 1940 году гомогенное в национальном отношении, суверенное Эстонское государство стало составной частью Советского Союза, при этом было предусмотрено сохранение гарантий суверенитета и расцвет нации. Однако внутренняя политика сталинизма и периода застоя игнорировала эти гарантии и принципы. В результате этого на эстонской земле для эстонцев как коренной национальности сложилась неблагоприятная демографическая ситуация, природная среда во многих регионах республики оказалась в катастрофическом положении, продолжающаяся дестабилизация экономики отрицательно сказывается на жизненном уровне всего населения республики.

Изменения и дополнения Конституции СССР на территории Эстонской ССР вступают в дальнейшем в силу после их одобрения Верховным Советом Эстонской ССР и внесения соответствующих изменений и дополнений в Конституцию Эстонской ССР.

Верховный Совет Эстонской ССР призывает всех, кто связал свою судьбу с Эстонией, объединиться во имя построения в Эстонии демократического социалистического общества. Юридическая и фактическая реализация суверенитета означает и то, что народу Эстонии и в будущем будет неприемлем любой закон, дискриминирующий жителей Эстонии любой национальности.

Председатель Президиума Верховного Совета Эстонской ССР А.Рюйтель
Секретарь Президиума Верховного Совета Эстонской ССР В.Вахт
Таллин, 16 ноября 1988 г.

Резолюция Верховного Совета Эстонской Советской Социалистической Республики
о Союзном Договоре.

Верховный Совет Эстонской ССР, основываясь на Декларации о суверенитете Эстонской ССР, входит в Президиум Верховного Совета СССР с предложением разработать Союзный договор и уполномочивает Президиум Верховного Совета Эстонской ССР представлять интересы республики при разработке текста договора.

Председатель Президиума Верховного Совета Эстонской ССР А. Рюйтелъ
Секретарь Президиума Верховного Совета Эстонской ССР В. Вахт
Таллин, 16 ноября 1988 г.

ЗАКОН ЭСТОНСКОЙ ССР
«О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В КОНСТИТУЦИЮ (ОСНОВНОЙ ЗАКОН) ЭСТОНСКОЙ ССР»

Верховный Совет Эстонской Советской Социалистической Республики постановляет внести в Конституцию (Основной Закон) Эстонской ССР следующие изменения и дополнения:
Статья 1.
Изменить последнюю часть преамбулы Конституции Эстонской ССР и сформулировать ее следующим образом:
«Неотделимой частью правовой системы Эстонской ССР являются положения международного пакта «Об экономических, социальных правах и правах в области культуры», международного пакта «О гражданских и политических правах», а также других международных пактов и деклараций о защите прав человека и гражданских прав, получивших всеобщее признание у государств мира и ратифицированных Союзом ССР.
Статья 2.
Дополнить статью 4 Конституции частью 3 в следующей формулировке:
«В Эстонской ССР гражданам и юридическим лицам обеспечивается судебная защита конституционных прав».
Статья 3.
Изменить части 1, 2 и 3 статьи 10 Конституции Эстонской ССР и сформулировать следующим образом:
«Основу экономической системы Эстонской ССР составляет социалистическая собственность и средства производства государственной, кооперативной собственности, а также в форме собственности общественных организаций и общественных движений.
В экономическую систему Эстонской ССР входят также личная, частная и смешанная собственность.
Государство защищает все формы собственности и создает условия для приумножения имущества, соответствующего этим формам».
Статья 4.
Изменить часть 2 статьи 11 Конституции Эстонской ССР и сформулировать ее следующим образом:
«В исключительной собственности Эстонской ССР находятся земля, ее недра, атмосферный воздух, внутренние и территориальные воды, шельф, леса и другие природные ресурсы. Собственностью Эстонской ССР являются также основные средства производства в промышленности, строительстве и сельском хозяйстве, средства транспорта и связи, государственные банки, имущество организованных государством торговых, коммунальных и иных предприятий, а также основной городской жилищный фонд и другое имущество, необходимое для выполнения задач Эстонской ССР».
Статья 5.
Изменить статью 74 Конституции Эстонской ССР и сформулировать ее следующим образом:
«Законы и иные нормативные акты СССР вступают в силу на территории Эстонской ССР после их регистрации в порядке, установленном Президиумом Верховного Совета Эстонской ССР.
Верховный Совет Эстонской ССР имеет право приостанавливать или устанавливать пределы применения законодательного или иного нормативного акта СССР, если этим актом нарушен суверенитет Эстонской ССР или не урегулированы вопросы, которые по Конституции Эстонской ССР относятся к ведению Эстонской ССР, либо если в них не учтена специфика республики».
Статья 6.
Внести в статьи 4, 6, 7, 9, 10, 49, 89, 96, 101, 131, 163 Конституции Эстонской ССР следующие дополнения:
1) добавить во вторую часть статьи 4 после слов «общественные организации» слова «общественные движения»;
2) добавить в первую часть статьи 6 после слов «общественных организаций» слова «общественных движений»;
3) добавить в статье 7 после слов «общественные организации» слова «и общественные движения»;
4) добавить в статье 9 после слов «общественных организаций» слова «и общественных движений»;
5) добавить во вторую часть статьи 10 после слов «общественных организаций» слова «и общественных движений»;
6) добавить в первую часть статьи 49 после слов «в общественные организации» слова «и общественные движения»; добавить во вторую часть той же статьи после слов «общественным организациям» слова «и общественным движениям»;
7) добавить в первую часть статьи 89 после слов «организациям Союза молодежи» слова «общественным движениям»; добавить во вторую часть той же статьи после слов «общественным организациям» слова «и общественным движениям»;
8) добавить в первую часть статьи 96 после слов «общественными организациями» слова «и общественными движениями»;
9) добавить во вторую часть статьи 101 после слов «общественные организации» слова «и общественные движения»;
10) добавить в статью 131 после слов «общественными организациями» слова «общественными движениями»;
11) добавить в статью 163 после слов «общественными организациями» слова «и общественными движениями».

Председатель Президиума Верховного Совета Эстонской ССР А. Рюйтель
Секретарь Президиума Верховного Совета Эстонской ССР В. Вахт
Таллин, 16 ноября 1988 г.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
ВЕРХОВНОГО СОВЕТА ЭСТОНСКОЙ ССР

О предложениях по проектам Закона СССР об изменениях и дополнениях Конституции (Основного Закона) СССР и Закона СССР о выборах народных депутатов СССР.

Приложение
к Постановлению Верховного Совета
Эстонской ССР
от 16 ноября 1988 г.

Внести в статьи 95—102 13-й главы проекта Закона СССР об изменениях и дополнениях Конституции (Основного Закона) СССР следующие изменения и дополнения:

Ведомости Верховного Совета и Правительства Эстонской ССР, 1988, № 48 (873), 25 ноября 1988:
http://ведомости.эстонской.сср.рус/1988/48/

УКАЗ ПРЕЗИДИУМА ВЕРХОВНОГО СОВЕТА СССР ОТ 26 НОЯБРЯ 1988 Г. «О НЕСООТВЕТСТВИИ ЗАКОНА ЭСТОНСКОЙ ССР «О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В КОНСТИТУЦИЮ (ОСНОВНОЙ ЗАКОН) ЭСТОНСКОЙ ССР» И ДЕКЛАРАЦИИ ВЕРХОВНОГО СОВЕТА ЭСТОНСКОЙ ССР О СУВЕРЕНИТЕТЕ ЭСТОНСКОЙ ССР, ПРИНЯТЫХ 16 НОЯБРЯ 1988 ГОДА, КОНСТИТУЦИИ СССР И ЗАКОНАМ СССР»

На основании пункта 4 статьи 121 Конституции СССР, возложившей на Президиум Верховного Совета СССР контроль за соблюдением Конституции СССР и соответствия конституций и законов союзных республик Конституции и законам СССР, Президиум Верховного Совета СССР рассмотрел Закон Эстонской ССР «О внесении изменений и дополнений в Конституцию (Основной Закон) Эстонской ССР» и Декларацию Эстонской ССР о суверенитете Эстонской ССР и отмечает, что их предложения не соответствуют Конституции СССР и законам СССР.

1. Статья 5 Закона Эстонской ССР предусматривает регистрацию Президиумом Верховного Совета Эстонской ССР законов СССР в качестве предварительного условия их действия на территории республики, а также право Верховного Совета Эстонской ССР в определенных случаях приостанавливать или устанавливать пределы действия законодательных и иных нормативных актов СССР.

Согласно статье 74 Конституции СССР законы СССР имеют одинаковую силу на территории всех союзных республик. В соответствии с пунктом 4 статьи 73 Конституции СССР Союз ССР в лице его высших органов государственной власти и управления обеспечивает единство законодательного регулирования на всей территории СССР. Отсюда следует, что действие законов СССР не может быть приостановлено или ограничено союзной республикой и не нуждается в каком— либо подтверждении со стороны ее высших органов.

2. Статья 4 Закона Эстонской ССР провозглашает исключительную собственность Эстонской ССР на землю, ее недра, воды, леса и другие природные ресурсы, а так же собственность республики на «основные средства производства в промышленности, строительстве и сельском хозяйстве, средства транспорта и связи, государственные банки, имущество организованных государством торговых, коммунальных и иных предприятий и основной городской жилищный фонд, а также другое имущество, необходимое для выполнения задач Эстонской ССР»

Данное положение противоречит статье 11 Конституции СССР, предусматривающей, что такого рода объекты являются достоянием всего советского народа. Объявление их собственностью Эстонской ССР противоречит также пункту 7 статьи 73 Конституции СССР, который относит руководство объединениями и предприятиями союзного подчинения к ведению Союза ССР.

Статья 3 Закона Эстонской ССР устанавливает, что в экономическую систему республики входит частная собственность. Это положение не соответствует статьям 10 и 13 Конституции СССР, которые среди форм собственности в СССР частную собственность не предусматривают.

В статье 2 Закона Эстонской ССР говорится, что в Эстонской ССР «юридическим лицам обеспечивается судебная защита конституционных прав». В соответствии с Конституцией СССР и законами СССР защита интересов предприятий, организаций и других юридических лиц осуществляется как в судебном, так и в арбитражном порядке.

Декларация Верховного Совета Эстонской ССР о суверенитете Эстонской ССР устанавливает, что изменения и дополнения Конституции СССР вступают в силу на территории республики лишь после одобрения их Верховным Советом Эстонской ССР и внесения соответствующих изменений и дополнений в Конституцию Эстонской ССР. Это положение не соответствует статье 174 Конституции СССР, согласно которой порядок изменения Конституции СССР не предусматривает одобрения органами союзных республик вносимых в нее изменений.

В декларации Верховного Совета Эстонской ССР провозглашается верховенство законов Эстонской ССР на ее территории. Это положение не соответствует статье 75 Конституции СССР, согласно которой суверенитет СССР распространяется на всю его территорию, то есть и на территорию каждой республики, и статье 74 Конституции СССР, в соответствии с которой закон СССР имеет одинаковую силу на территории всех союзных республик.

В связи с изложенным, учитывая заключение комиссий законодательных предположений Совета Союза и Совета Национальностей Верховного Совета СССР и руководствуясь статьями 74 и 76 Конституции СССР, Президиум Верховного Совета СССР постановляет:

Признать статьи 2, 3, 4, и 5 Закона Эстонской ССР от 16 ноября 1988 года «О внесении изменений и дополнений в Конституцию (Основной Закон) Эстонской ССР» и абзацы третий и четвертый Декларации Верховного Совета Эстонской ССР о суверенитете Эстонской ССР от 16 ноября 1988 года недействующими.

Признать целесообразным в рамках следующего этапа политической реформы разработать на основе конституционных норм систему мер и государственно-правовых механизмов, имея, прежде всего, в виду воз— можности Совета Национальностей Верховного Совета СССР и создаваемого Комитета конституционного надзора СССР для обеспечения политических, социально-экономических интересов союзных республик, расширения и защиты их суверенных прав в Союзе ССР.

Поручить комиссиям законодательных предположений Совета Союза и Совета национальностей Верховного Совета СССР разработать с участием союзных республик соответствующие предложения и внести их на рассмотрение Президиума Верховного Совета СССР.

Ведомости Верховного Совета СССР, 1988, № 48, с. 720.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРЕЗИДИУМА ВЕРХОВНОГО СВЕТА СССР «ОБ ОБРАЗОВАНИИ РАБОЧЕЙ ГРУППЫ ИЗ ДЕПУТАТОВ ВЕРХОВНОГО СОВЕТА СССР ПО ПОДГОТОВКЕ ПРЕДЛОЖЕНИЙ О РАЗГРАНИЧЕНИИ КОМПЕТЕНЦИИ СОЮЗА ССР И РЕСПУБЛИК» ОТ 28 ДЕКАБРЯ 1988 Г. (ИЗВЛЕЧЕНИЕ)

В соответствии с поручением Верховного Совета СССР, содержащимся в Постановлении Верховного Совета СССР от 1 декабря 1988 года «О дальнейших шагах по осуществлению политической реформы в области государственного строительства», Президиум Верховного Совета СССР постановляет:

Образовать рабочую группу из депутатов Верховного Совета СССР по подготовке предложений о разграничении компетенции Союза СССР и республик.

Ведомости Верховного Совета СССР, 1989, № 1, с. 5

Рассмотрение «эстонского вопроса» на заседании Президиума Верховного совета СССР 26 ноября 1988 года. Фрагмент программы «Время».

Программа «Время» от 26 ноября 1988 года.

Опубликованный в октябре проект изменений и дополнений в Конституцию СССР предусматривал съезд народных депутатов, который мог бы вносить изменения в Конституцию СССР, создал бы возможность упрощения процесса отмены статей, гарантирующих суверенитет республик. Также проектом был предусмотрен комитет СССР по конституционному надзору, которому было бы предоставлено право на отмену принятых союзными республиками правовых актов. В ответ на этот проект Совет Сейма Саюдиса принял постановление, которое гласило, что в Конституцию СССР могут быть внесены статьи, не противоречащие Конституциям отдельных республик, а Конституция СССР вступила бы в силу только в случае ее ратификации парламентами республик. В письме М. Горбачеву от 2 ноября Совет Сейма Саюдиса утверждал, что опубликованный проект изменений и дополнений в Конституцию СССР относительно прав союзных республик не может быть принят на сессии ВС СССР в связи с его ненадлежащей разработкой. Во время встречи представителей Саюдиса, Народных Фронтов Латвии и Эстонии, состоявшейся в Риге 8 ноября, было постановлено, что вступление в законную силу проекта изменений и дополнений в Конституцию СССР создало бы централизованное унитарное государство и отменило бы право союзных республик на государственный суверенитет. Также было принято решение о сборе подписей против поправок в Конституцию СССР.

9 ноября во время своей программы «Атгимимо банга» («Волна возрождения») Саюдис объявил о начале акции по сбору подписей «Миллион подписей», целью которой была отмена рассмотрения этого проекта на ближайшей сессии ВС СССР (26 ноября). В документе, адресованном Президиуму ВС СССР, утверждается, что опубликованный проект изменений и дополнений в Конституцию СССР нарушает принципы правового государства, не соответствует целям XIX партийной конференции, ограничивает права союзных республик и других народов, а также ужесточает централизованную бюрократическую систему управления.

В рамках первой сессии Сейма Саюдиса, состоявшейся 13 ноября, были приняты две резолюции, осуждающие проект изменений и дополнений в Конституцию СССР, порядок избрания народных депутатов СССР, и поддержанный абсолютным большинством голосов проект Конституции ЛССР. На негативах Ю. Казлаускаса зафиксирована сессия Сейма Саюдиса в АН: члены с приколотыми значками с надписью «Нет поправкам в Конституцию СССР», некоторые изучают новую редакцию Конституции ЛССР[97]. Сбор подписей организовал Совет Сейма Саюдиса, в городах и районах акцию координировали районные советы Саюдиса. За одну ночь для привлечения внимания к акции был выпущен плакат:[98] на красном фоне спины солдат советской армии, над ними – литовский трехцветный флаг и надпись: «Собирай подписи в своем доме!», а также надпись на русском языке «Конституция». Подписи собирались повсеместно: на улицах, в местах работы, даже по квартирам. На негативах и фотографиях Ю. Казлаускаса, Й. Чеснавичюса зафиксированы люди в Вильнюсе около штаба Саюдиса[99], подписывающиеся против поправок в Конституцию СССР, плакат, извещающий о приближении к 1 млн подписей. Члены Сейма Саюдиса, прибывшие на сессию Сейма ЛДП 13 ноября, передавали огромные папки с подписями из районов и городов[100]. В течение короткого срока (9–20 ноября) было собрано 1,8 млн подписей, которые 24 ноября доверенные лица Совета Сейма Саюдиса (члены Сейма Саюдиса) А. Каушпедас, Ч. Станкявичюс, М. Лауринкус, С. Печелюнас, представитель Координационного центра по подготовке акций Саюдиса Ангонита Рупшите вместе с группой студентов Физического факультета Вильнюсского университета поездом отвезли в Москву и 25 ноября вручили представителям приемной ВС СССР. В Латвии похожую петицию подписало свыше 1,1 млн человек, в Эстонии – почти 1 млн. Таким образом, на неофициальном референдуме против централизации власти СССР высказалось почти 4 млн человек[101].

17–18 ноября 1988 г. на сессии ВС ЛССР литовскому языку был присвоен статус государственного языка, приняты поправки к Конституции ЛССР относительно флага и гимна, однако поправки к Конституции ЛССР относительно суверенитета приняты не были, не была высказана поддержка Эстонии, которой такие поправки были приняты. Между Саюдисом и советской властью произошла конфронтация. Саюдисом было принято обращение к ВС Эстонии, Народному Фронту Эстонии, в котором, как это видно по хранящейся в личном архиве О. Волунгявичюте копии этого документа, была высказана поддержка решениям ВС Эстонии и выражены сожаления относительно незащищенных предложений конституционных поправок[105]. На негативах Ю. Казлаускаса зафиксирован митинг, проходивший около ВС ЛССР, митингующие держат в руках плакаты: «Требуем гражданства ЛССР», «Литве – государственный литовский язык»[106], «Литве нужна настоящая Конституция», «Язык – жизнь народа», «Литва – это государство», «SOS: погибнет родной язык – исчезнет народ», участник митинга с мегафоном, видеооператоры.

На состоявшемся 20 ноября расширенном заседании Совета Сейма Саюдиса было принято Заявление о моральной независимости[107], копия которого хранится в личном архиве О. Волунгявичюте. В нем высказана поддержка моральной независимости Литвы, принятия и уважения законов, не стесняющих независимость Литвы. На заседании Совета Сейма Саюдиса 21 ноября были высказаны требования относительно отставки председателя Президиума ВС ЛССР Витаутаса Астраускаса, секретаря КПЛ и председателя ВС ЛССР Ленгинаса Шепетиса, секретаря Президиума Йонаса Гуряцкаса. Позиция советской власти в отношении Саюдиса стала более строгой: 23 ноября была прервана трансляция программы «Атгимимо банга», публиковались статьи, обвинявшие Саюдис в разжигании конфронтации. В ответ на попытки КПЛ внести раскол в руководство Саюдиса, Совет Сейма Саюдиса на заседании 25 ноября избрал Председателем Совета Сейма Саюдиса Витаутаса Ландсбергиса. На принятой в тот же день декларации Совета Сейма Саюдиса о моральном единстве провозглашена цель Саюдиса – суверенитет Литвы, ради которого должны быть преодолены все взаимные противоречия[108].

На посвященном проводам депутатов на сессию ВС СССР митинге Саюдиса, состоявшемся 26 ноября на Кафедральной площади, была высказана критика в адрес власти за ограничение деятельности Саюдиса. В митинге принимали участие члены Совета Сейма Саюдиса, представители КПЛ, из всех приглашенных прибыли только два депутата СССР – А. Ференсас и В. Микучяускас. На негативах В. Дарашкявичюса, Ю. Казлаускаса зафиксированы: члены Совета Сейма Саюдиса, докладчики, многотысячная толпа, молодежь с плакатами в руках: «Депутат, победи в себе раба!», «Родина Литва ждет ваших решительных шагов», «Никому не позволим расколоть Литву», «За демократическую Конституцию», «Без независимости мы не успокоимся», «Армия оккупантов – прочь!», «Литве – государственность»[109].

10 сессия одиннадцатого созыва ВС Лит. ССР (17–18 ноября 1988 г.) приняла Указы о государственном языке, национальном флага и гимне. Но большинство депутатов ВС отказалось принять поправку к 70 статье Конституции Лит. ССР, которая объявляла верховенство республиканских законов над союзными.

Дополнительно Совет сейма «Саюдиса» 20 ноября 1988 г. принял «Заявление о моральной независимости», суть которого была в том, что для граждан Литвы обязательны законы Литвы, но не СССР. За контролем исполнения этого заявления был учрежден «Суд чести» «Саюдиса».

В ответ Бюро ЦК Компартии 28 ноября 1988 г. приняло заявление «О сегодняшней политической ситуации в республике». В нем руководство «Саюдиса» было подвергнуто заслуженной критике за «нереальные политические требования и шумные антигосударственные акции». Однако этот шаг партийного руководства республики не получил должной поддержки из ЦК КПСС. Вера литовских коммунистов в Москву таяла на глазах.

В итоге отчетно-выборную осеннюю кампанию 1988 г. в первичных, городских и районных партийных организациях выиграли представители «Саюдиса». Группы «Саюдиса» врастали в партийные организации. Представители «Саюдиса» были избраны секретарями ряда райкомов партии и парткомов. Например, в городе Шяуляе все десять выдвинутых от «Саюдиса» кандидатов были избраны в состав городского комитета Компартии. Первым секретарем горкома был избран член сейма «Саюдиса» М. Стаквилявичюс.

декларация о государственном суверенитете эстонии. Смотреть фото декларация о государственном суверенитете эстонии. Смотреть картинку декларация о государственном суверенитете эстонии. Картинка про декларация о государственном суверенитете эстонии. Фото декларация о государственном суверенитете эстонии

Какую политику проводил в жизнь Карл Вайно на посту первого секретаря ЦК компартии Эстонии? Diletant.media побеседовал об этом с членом Союза журналистов Эстонии Юрием Эхасалу.

В издании «Самоопределение и независимость Эстонии» сказано, что в 1988 году Вайно запрашивал у Москвы разрешение на проведение силовой операции в связи с манифестациями. Любопытно, что никакой достоверной информации по этому поводу нет. В ряде книг и статей подобным образом трактуется встреча Карла Генриховича с Министром обороны СССР, членом Политбюро маршалом Дмитрием Язовым, которая состоялась в правительственной резиденции Кейла-Йоа под Таллинном 14 июня 1988 года. Действительно, на 17 июня была запланирована масштабная акция протеста. На митинг собирались выйти больше 200 тысяч человек. Критические настроения по отношению к Карлу Вайно достигли своего пика.

На встрече первого секретаря и маршала Язова также присутствовали председатель Совета Министров Бруно Сayл и руководитель КГБ Эстонской ССР генерал-лейтенант Карл Кортелайнен. В своих мемуарах Бруно Сayл пишет:

«При встрече с председателем Совета Министров СССР Николаем Рыжковым 5 июня в Москве я снова ставил перед Рыжковым как членом Политбюро ЦК КПСС вопрос о замене Вайно… С Рыжковым у меня были доверительные отношения, и он поддерживал мое мнение по поводу Вайно. 14 июня утром у меня по правительственному телефону состоялся повторный разговор с Николаем Ивановичем по этому поводу, и он заверял меня в том, что в тот же день на заседании Политбюро ЦК КПСС рассматривается вопрос о рекомендации избрания Вайно Вяльяса первым секретарем ЦК Компартии Эстонии и освобождении Карла Вайно с этой должности. Тем больше было мое удивление, когда мне из нашей правительственной резиденции по кремлевскому телефону звонит Дмитрий Язов и просит приехать туда для беседы… Приехав в Кейла-Йоа, я кроме Язова встретил там и Вайно с Кортелайненом. Я спросил у Язова, известно ли ему, что именно в это время в Москве на заседании Политбюро рассматривается вопрос о замене первого секретаря ЦК Компартии Эстонии? Маршал Язов сказал, что ему об этом ничего неизвестно. Предметом разговора в Кейла-Йоа стала обстановка в Эстонии и вопрос о том, не понадобится ли руководству Эстонии в связи с этим какая-либо помощь от Язова. Во время разговора с Вайно и Кортелайненом у Язова сложилось мнение, что планируются националистические акции. Я высказал ему свое мнение об обстановке и отверг любую помощь».

По прочтении этих строк возникает вопрос: не планировал ли маршал Язов по личной инициативе вмешаться в события, превысив свои полномочия? Надо признать, что подобная гипотеза выглядит крайне сомнительной: Министр обороны в 1988 году ни при каких обстоятельствах не пошел бы в обход Горбачева.

Преемник Карла Вайно

16 июня 1988-го на фоне бурных общественных протестов Карла Генриховича сняли с должности первого секретаря, по официальной версии — в связи с переводом на ответственную работу в Москву. На смену ему пришел дипломат Вайно Вяльяс. Руководить республикой ему пришлось в непростое время: остановить движение за независимость было уже невозможно. Как нельзя кстати пришелся талант дипломата: Вяльяс пытался сгладить противоречия между Народным Фронтом Эстонии, выступавшим в поддержку перестройки, и коммунистической партией.

Пожалуй, самым решительным шагом Вяльяса было принятие 16 ноября 1988 года декларации о суверенитете Верховным Советом Эстонской ССР. Однако уже 26 ноября Президиум Верховного Совета СССР признал ее недействительной и противоречащей Конституции Советского Союза.

Россия одним из первых государств признала независимость Эстонии 24 августа 1991 года. Соединенные Штаты Америки, кстати, сообщили о восстановлении дипломатических отношений с Эстонией только 2 сентября.

декларация о государственном суверенитете эстонии. Смотреть фото декларация о государственном суверенитете эстонии. Смотреть картинку декларация о государственном суверенитете эстонии. Картинка про декларация о государственном суверенитете эстонии. Фото декларация о государственном суверенитете эстонии

декларация о государственном суверенитете эстонии. Смотреть фото декларация о государственном суверенитете эстонии. Смотреть картинку декларация о государственном суверенитете эстонии. Картинка про декларация о государственном суверенитете эстонии. Фото декларация о государственном суверенитете эстонии

декларация о государственном суверенитете эстонии. Смотреть фото декларация о государственном суверенитете эстонии. Смотреть картинку декларация о государственном суверенитете эстонии. Картинка про декларация о государственном суверенитете эстонии. Фото декларация о государственном суверенитете эстонии

Рюйтель в том же 1988 году:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *