декларация соответствия техническим условиям
Сертификация и декларирование
Форма обязательного подтверждения соответствия
Сертификат соответствия и декларация соответствия по закону «О техническом регулировании» являются двумя формами обязательной сертификации продукции на исполнение требований национальных стандартов, Технических регламентов, правил или других нормативных документов. Оба документа имеют на территории РФ равную юридическую силу в течение времени действия того и другого документа.
В чем разница между сертификатом соответствия и декларации о соответствии
Несмотря на то, что сертификат соответствия и декларация соответствия – это две формы обязательного подтверждения соответствия, отличия между ними существуют следующие:
Нарушение законодательства в области сертификации и декларирования продукции
Нарушение законодательства в части отсутствия обязательных разрешительных документов на продукцию влечет за собой административную ответственность. Это установлено в статьях 4 и 7 закона Российской Федерации № 2300-1 «О защите прав потребителей» от 7 февраля 1992 г. Без сертификата или декларации о соответствии товаров, безопасность которых должна быть подтверждена в процессе обязательной сертификации или декларирования, невозможен законный выпуск в обращение такой продукции.
Обязательное наличие разрешительных документов на товары, предназначенные для продажи на территории нашей страны, также регламентируется федеральным законом № 184-ФЗ «О техническом регулировании» от 27 декабря 2002 г. (далее ФЗ № 184), в котором собраны общие обязательные требования к проектированию, производству, а также реализации различных групп продукции. В законе установлены возможные формы подтверждения соответствия, в частности обязательная сертификация или декларирование, и документы, определяющие эти требования.
На сегодняшний момент для большинства групп товаров обязательные нормы безопасности закреплены в технических регламентах Таможенного союза. В документах также прописаны требования к получению, хранению, предоставлению в случае необходимости сертификатов, деклараций, протоколов испытаний, а также прочих материалов, подтверждающих безопасность изделий.
Требования к реализации продукции приняты постановлением Правительства РФ № 918 «Об утверждении правил продажи товаров по образцам» от 21 июля 1997 г., где также установлена необходимость получения разрешительных документов для продукции, в отношении которой действуют обязательные нормы безопасности (статья II пункт 30).
Схема 1. Законодательство в области обеспечения соответствия продукции
Степень ответственности за нарушение законодательства установлена в Кодексе Российской Федерации № 195-ФЗ «Об административных правонарушениях» от 30 декабря 2001 г. (далее КоАП РФ), а именно главе 14 «Административные правонарушения в области предпринимательской деятельности».
Ответственность заявителей
Обязанности заявителя в области обязательного подтверждения безопасности продукции, как при сертификации, так и при декларировании соответствия, регламентированы в статье 27 ФЗ № 184.
Кроме того, в положениях технических регламентов Таможенного союза установлено, что заявитель обязан хранить протоколы испытаний, полученные в процессе декларирования соответствия на собственных обоснованиях безопасности, в течение 5 лет после окончания срока действия декларации.
За нарушение обязательств заявитель несет административную ответственность согласно законодательству нашей страны. Размеры штрафов по каждому виду нарушения указаны в сводной таблице штрафов.
Ответственность органов по сертификации
В задачи органа по сертификации входит выдача обязательных сертификатов, а также регистрация деклараций о соответствии различных групп продукции. Получение документов заявителем осуществляется только после проверки специалистами органов:
Объект проверки зависит от применяемой схемы сертификации или декларирования. При этом в любом случае сертификат не может быть выдан, а декларация не может быть зарегистрирована органом по сертификации без обоснованных доказательств подтверждения безопасности продукции.
Административная ответственность органа за нарушение правил выполнения работ по сертификации устанавливается в соответствии со статьей 41 ФЗ № 184. Под нарушением при этом понимаются действия, повлекшие за собой:
За необоснованную выдачу сертификатов и регистрацию деклараций органом по сертификации установлена также административная ответственность. В большинстве случаях за нарушение установленных законодательством требований взимается штраф, размер которого определен в сводной таблице штрафов.
Ответственность испытательных лабораторий
Для проведения испытаний отобранных типовых образцов сертифицированной или декларируемой продукции органы по сертификации заключают договор с испытательными центрами, в котором прописываются условия исследований. При этом в целях сертификации может быть привлечена только испытательная лаборатория, имеющая аттестат аккредитации на такие товары, в соответствии со статьей 26 пунктом 4 ФЗ № 184.
Что касается выбора испытательной лаборатории при декларировании, то он зависит от применяемой схемы декларирования, которыми может быть разрешено осуществление исследований в неаккредитованной лаборатории.
После осуществления испытаний лаборатория обязана предоставить достоверные результаты таких исследований, что также установлено в ФЗ № 184 (статья 26 пункт 4).
Степень ответственности испытательных лабораторий за выдачу недостоверных и необъективных результатов исследований и измерений определяется согласно статье 42 ФЗ № 184.
Сводная таблица штрафов
Таблица 1. Виды правонарушений в части реализации продукции и ответственность за них
Вы можете задать любой вопрос на тему сертификации вашей продукции.
Приложение N 1. Порядок регистрации деклараций о соответствии
Приложение N 1
к приказу Минэкономразвития России
от 31.07.2020 г. N 478
Порядок
регистрации деклараций о соответствии
С изменениями и дополнениями от:
Настоящий Порядок не применяется в отношении деклараций о соответствии на продукцию (работы, услуги), поставляемую для федеральных государственных нужд по государственному оборонному заказу, а также на продукцию (работы, услуги), используемую в целях защиты сведений, составляющих государственную тайну или относимых к охраняемой в соответствии с законодательством Российской Федерации информации ограниченного доступа, и на продукцию (работы, услуги), сведения о которой составляют государственную тайну.
3. Регистрацию деклараций о соответствии осуществляет Федеральная служба по аккредитации.
В случае если правом Евразийского экономического союза предусмотрено, что регистрацию деклараций о соответствии осуществляют исключительно органы по сертификации, регистрацию деклараций о соответствии осуществляют аккредитованные в национальной системе аккредитации органы по сертификации, включенные в единый реестр органов по оценке соответствия Евразийского экономического союза и область аккредитации которых распространяется на декларируемую продукцию.
4. Декларация о соответствии считается принятой с момента ее регистрации в едином реестре.
6. При регистрации декларации о соответствии органом по сертификации заявитель представляет в орган по сертификации декларацию о соответствии и прилагаемые к ней документы и сведения, предусмотренные пунктом 7 настоящего Порядка, одним из следующих способов:
в электронной форме в виде электронных образов (скан-копий) документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью;
заказным почтовым отправлением с описью вложения и уведомлением о вручении.
Днем представления декларации о соответствии и прилагаемых к ней документов в орган по сертификации считается день регистрации органом по сертификации заявления о регистрации декларации о соответствии. При направлении декларации о соответствии в орган по сертификации заказным почтовым отправлением днем ее представления считается день получения почтового отправления в органе по сертификации.
7. Для регистрации декларации о соответствии в единый реестр с использованием сервиса регистрации деклараций о соответствии передаются, вносятся и заверяются усиленной квалифицированной электронной подписью заявителя или органа по сертификации следующие сведения и электронные образы (скан-копии) документов:
7.1. Заявление о регистрации декларации о соответствии, подписанное заявителем и содержащее следующие сведения:
а) сведения о заявителе, а также контактные данные, в том числе для потребителей, включающие в себя:
ГАРАНТ:
До 1 июля 2021 г. сведения о УНП/GLN указываются при их наличии
Информация об изменениях:
в) информацию об объекте декларирования, позволяющую его идентифицировать, в том числе сведения о продукции, включая:
наименование и обозначение продукции и (или) иное условное обозначение, присвоенное изготовителем продукции (при наличии);
название продукции (при наличии);
международный код GTIN (Global Trade Item Number) (при наличии);
иные сведения о продукции, обеспечивающие ее идентификацию (товарный знак, размещенный на продукции (ее упаковке), модель, артикул, сорт и иные сведения) (при наличии);
обозначение и наименование документа (документов), в соответствии с которым изготовлена продукция (стандарт, стандарт организации, технические условия или иной документ) (при наличии);
д) наименование и обозначение (в зависимости от вида декларации о соответствии, в отношении которой представляются сведения):
технического регламента (технических регламентов), на соответствие требованиям которого проводилось декларирование соответствия;
нормативных документов с указанием разделов (пунктов, подпунктов), на соответствие требованиям которых проведено декларирование соответствия и которые предусмотрены единым перечнем продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии;
нормативных документов с указанием разделов (пунктов, подпунктов), на соответствие требованиям которых проведено декларирование соответствия и которые предусмотрены единым перечнем продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия с выдачей сертификатов соответствия и деклараций о соответствии по единой форме.
При проведении декларирования соответствия допускается не указывать разделы (пункты, подпункты) нормативных документов в случае применения этих нормативных документов в целом;
е) сведения о примененной схеме декларирования соответствия;
ж) регистрационный номер таможенной декларации или иных документов, оформляемых при таможенном декларировании на продукцию, ввезенную для проведения исследований и испытаний в качестве проб (образцов) для целей подтверждения соответствия, или сведения о причинах, по которым таможенная декларация в соответствии с правом Евразийского экономического союза, законодательством Российской Федерации о таможенном регулировании, не оформляется;
з) сведения, представленные в декларации о соответствии в качестве дополнительной информации:
обозначение и наименование иных стандартов и документов (в случае их применения);
условия и срок хранения продукции (в случаях, предусмотренных техническими регламентами, нормативными документами, документами по стандартизации и технической документацией изготовителя);
срок службы (годности) или ресурс продукции (в случаях, предусмотренных техническими регламентами, нормативными документами, документами по стандартизации);
иную информацию, в том числе сведения о дате изготовления отобранных образцов (проб) продукции, прошедших исследования (испытания) и измерения (при наличии).
7.2. Сведения, подтверждающие государственную регистрацию юридического лица или физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.
7.3. Договор с изготовителем (в том числе с иностранным изготовителем), предусматривающий обеспечение соответствия поставляемой на таможенную территорию Евразийского экономического союза продукции требованиям технического регламента (технических регламентов) и ответственность за несоответствие такой продукции указанным требованиям (для уполномоченного изготовителем лица).
7.4. Документы, подтверждающие соответствие продукции требованиям технического регламента (технических регламентов) либо требованиям нормативных документов, документов по стандартизации (в зависимости от вида декларации о соответствии, в отношении которой представляются сведения), включая:
сертификат системы менеджмента (в случаях, предусмотренных схемой декларирования соответствия) с указанием номера, даты, наименования органа по сертификации систем менеджмента, выдавшего сертификат системы менеджмента, уникального номера записи об аккредитации в реестре аккредитованных лиц;
заключение об исследовании типа продукции (в случаях, предусмотренных схемой декларирования соответствия) с указанием номера и даты оформления;
другие документы, представленные заявителем в качестве доказательства соответствия продукции требованиям технического регламента (технических регламентов), нормативных документов, документов по стандартизации.
Информация об изменениях:
ГАРАНТ:
Подпункт 7.5 вступает в силу с 1 августа 2021 г.
7.5. Документы (договор с аккредитованным органом по сертификации (аккредитованной испытательной лабораторией (центром) и (или) письмо от аккредитованного лица), подтверждающие необходимое количество (вес и объем) ввозимых проб (образцов) продукции, в случае оформления таможенной декларации или иных документов при таможенном декларировании на продукцию, ввезенную для проведения исследований и испытаний в качестве проб (образцов) для целей подтверждения соответствия.
8. В случае соблюдения установленных настоящим Порядком требований декларация о соответствии подлежит регистрации.
Федеральная служба по аккредитации в течение трех рабочих дней со дня представления в единый реестр сведений и документов, предусмотренных пунктом 7 настоящего Порядка, регистрирует декларацию о соответствии посредством присвоения ей регистрационного номера и вносит сведения о декларации о соответствии и ее регистрации в единый реестр.
Орган по сертификации в течение трех рабочих дней со дня представления декларации о соответствии и прилагаемых к ней документов и сведений, предусмотренных пунктом 7 настоящего Порядка, регистрирует декларацию о соответствии в электронной форме посредством сервиса регистрации деклараций о соответствии.
9. Не допускается регистрация декларации о соответствии органом по сертификации в случае, если дата представления сведений и документов, указанных в пункте 7 настоящего Порядка, в национальный орган по аккредитации приходится на период приостановления, сокращения области аккредитации, соответствующей объекту декларирования соответствия, либо прекращения действия аккредитации органа по сертификации.
10. Регистрация деклараций о соответствии, внесение сведений и электронных образов (скан-копий) представленных документов в единый реестр, а также формирование содержащихся в нем сведений и информации осуществляются с применением структурного, форматно-логического и иных видов контроля соответствия включаемых в записи о декларации о соответствии сведений требованиям настоящего Порядка, законодательства Российской Федерации и права Евразийского экономического союза, направленных на обеспечение качества государственных данных и сервисов.
При осуществлении указанных структурного, форматно-логического и иных видов контроля должна обеспечиваться проверка соответствия вносимых с использованием сервиса регистрации деклараций о соответствии сведений об аккредитованных лицах и результатах их деятельности сведениям, содержащимся во ФГИС Росаккредитации, в том числе сведениям о выданных аккредитованными испытательными лабораториями протоколах испытаний (исследований) и измерений.
11. В случае выявления средствами структурного, форматно-логического и иных видов контроля несоответствия переданных для регистрации в единый реестр сведений и электронных образов (скан-копий) представленных документов требованиям, предъявляемым к сведениям и информации, содержащимся в записи о декларации о соответствии, а также оснований для отказа в регистрации декларации о соответствии, предусмотренных пунктом 13 настоящего Порядка, декларация о соответствии не подлежит регистрации, а сведения о декларации о соответствии не подлежат внесению в единый реестр, о чем уполномоченное лицо, осуществившее передачу сведений, уведомляется в электронном виде при помощи функциональных возможностей сервиса регистрации деклараций о соответствии.
ГАРАНТ:
Пункт 12 вступает в силу с 1 августа 2021 г.
12. Декларация о соответствии не подлежит регистрации в случае поступления в Росаккредитацию сведений об отсутствии информации о заявителе, являющемся изготовителем, зарегистрированным в установленном порядке на территории Российской Федерации, в реестре уведомлений, в который уполномоченными органами осуществляется внесение сведений в соответствии с Правилами представления уведомлений о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности и учета указанных уведомлений, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 г. N 584 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 30, ст. 3823; 2018, N 47, ст. 7275).
13. Основаниями для отказа в регистрации декларации о соответствии являются:
а) несоблюдение заявителем установленных требований к форме декларации о соответствии;
б) представление документов и сведений, предусмотренных пунктом 7 настоящего Порядка, не в полном объеме;
в) отсутствие в законодательстве Российской Федерации о техническом регулировании и праве Евразийского экономического союза требования, устанавливающего, что соответствие определенного вида продукции требованиям законодательства Российской Федерации о техническом регулировании и права Евразийского экономического союза подтверждается в форме принятия декларации о соответствии;
г) несоответствие заявителя, принявшего декларацию о соответствии, требованиям законодательства Российской Федерации о техническом регулировании и права Евразийского экономического союза, устанавливающим круг заявителей для определенного объекта декларирования соответствия (серийный выпуск, партия или единичное изделие);
д) отсутствие в декларации о соответствии и в заявлении о регистрации декларации о соответствии, представленных заявителем в виде электронных документов, усиленной квалифицированной электронной подписи.
14. Внесение изменений в зарегистрированную декларацию о соответствии не допускается. При необходимости внесения изменений заявитель принимает новую декларацию о соответствии и осуществляет ее регистрацию в соответствии с настоящим Порядком.
При регистрации новой декларации о соответствии заявитель принимает решение о прекращении действия декларации о соответствии, подлежащей замене. При этом в едином реестре производится запись «принята взамен» и указываются регистрационный номер и дата регистрации декларации о соответствии, подлежащей замене.
выявления в декларации о соответствии и приложениях к ней ошибок (опечаток);
изменения организационно-правовой формы, места нахождения (адреса юридического лица), места жительства (индивидуального предпринимателя), адреса места осуществления деятельности (в случае если адреса различаются), номера телефона и (или) адреса электронной почты заявителя;
изменения организационно-правовой формы, места нахождения (адреса юридического лица) изготовителя продукции;
изменения кода (кодов) ТН ВЭД ЕАЭС либо ОКПД 2;
сокращения количества адресов мест осуществления деятельности по изготовлению продукции.
В случае изменения номера телефона и (или) адреса электронной почты заявителя, а также кода (кодов) ТН ВЭД ЕАЭС либо ОКПД 2 замена декларации о соответствии и (или) приложений к ней не требуется и осуществляется по усмотрению заявителя.
16. В случае принятия заявителем решения о прекращении действия декларации о соответствии заявитель представляет соответствующие сведения (уведомление) в единый реестр посредством сервиса регистрации деклараций о соответствии. Если декларация о соответствии, в отношении которой заявителем принято решение о прекращении ее действия, зарегистрирована органом по сертификации, уполномоченным регистрировать декларации о соответствии в случае, предусмотренном абзацем вторым пункта 3 настоящего Порядка, уведомление о прекращении действия декларации о соответствии может быть направлено в такой орган по сертификации.
В случае, предусмотренном в абзаце первом настоящего пункта, Росаккредитация, орган по сертификации вносят сведения о прекращении действия декларации о соответствии в единый реестр в течение трех рабочих дней с даты получения сведений (уведомления) о прекращении действия декларации о соответствии.
17. Декларация о соответствии считается прекратившей свое действие с момента внесения сведений о прекращении действия декларации о соответствии по решению заявителя в единый реестр.
Информация об изменениях:
19. Информация о выдаче заявителю предписания о приостановлении или прекращении действия декларации о соответствии вносится органами государственного контроля (надзора) через сервис регистрации деклараций о соответствии в единый реестр в течение одного рабочего дня со дня выдачи предписания.
При этом такая информация заверяется усиленной квалифицированной электронной подписью должностного лица органа государственного контроля (надзора), осуществившего внесение указанных сведений.
20. За регистрацию декларации о соответствии взимается плата в случаях, порядке и размерах, установленных в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 412-ФЗ «Об аккредитации в национальной системе аккредитации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 52, ст. 6977; 2018, N 31, ст. 4851) и принимаемыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Декларация соответствия ТР ТС
Декларация соответствия ТР ТС — один из двух основных документов ЕАЭС, наличие которого свидетельствует о том, что продукция успешно прошла проверку и в полной мере удовлетворяет требованиям техрегламентов.
Если техрегламентом предусмотрено проведение декларирования, то наличие документа является обязательным. При отсутствии декларации соответствия ТР ТС/ЕАЭС любая коммерческая деятельность (производство, реализация, ввоз из-за границы) будет незаконна. Это влечет наложение крупных штрафов на предпринимателя (до 450 тыс. руб.).
От сертификации декларирование отличается несколько упрощенной процедурой получения разрешения.
Сроки действия и стоимость
Срок действия документа зависит от типа объекта декларирования (партия или серийное производство) и применяемой схемы проверок. Так, при использовании схем, предназначенных для серийного выпуска, срок действия декларации устанавливается в интервале от 1 года до 5 лет. При оформлении разрешения на партию товаров, период его действия ограничивается, как правило, сроком службы/годности продукции.
На стоимость услуг декларирования влияют такие критерии как:
С учетом всех этих факторов стоимость декларирования в каждом случае рассчитывается индивидуально.
Чем сертификация отличается от декларирования?
Наглядно представить отличия сертификации и декларирования можно при помощи следующей таблицы:
Использование специального бланка
Нет, не используется. Составляют на обычной белой бумаге
Да, используется специальный защищенный от фальсификаций бланк
Ответственность за сведения в документе
На заявителе и аккредитованном органе
Основания для оформления
Собственные протоколы декларанта или протоколы аккредитованной лаборатории (зависит от схемы)
Только по результатам положительного заключения протокола от аккредитованной лаборатории
Какие техрегламенты действуют?
На данный момент в ЕАЭС разработано около принято около 45-50 технических регламентов (некоторые разработаны, но не вступили в силу).
Отдельные регламенты предусматривают проведение обязательной оценки соответствия в форме декларирования (пищевая продукция, тара и упаковка, бензин и смазочные масла, парфюмерно-косметические средства). Другие — в форме сертификации (взрывоопасное оборудование, лифты, детские игрушки).
Большинство же технических регламентов предусматривают необходимость применения той или иной формы тв зависимости от вида и назначения товара (мебель, товары легкой промышленности, детская продукция, СИЗ, оборудование).
Кто выдает декларации?
Правом выдачи деклараций обладают аккредитованные сертификационные органы, которые уполномочены регистрировать декларацию в едином реестре ФСА.
Схемы получения
Всего существует 6 типовых схем декларирования. Выбор схемы оценки предоставляется заявителю. Для правильного определения наиболее подходящей схемы необходимо учитывать тип объекта, статус заявителя, страну происхождения продукции, наличие/отсутствие на предприятии системы менеджмента качества.
Наиболее популярными схемами являются:
Как проверить разрешительный документ?
Все декларации соответствия ТР ТС/ЕАЭС вступают в законную силу с момента регистрации их в реестре Федеральной службы по аккредитации. В этом же реестре каждое заинтересованное лицо может проверить подлинность интересующего его разрешительного документа. Доступ к реестру дает возможность узнать статус документа, дату начала и окончания срока действия, информацию о продукции, заявителе и производителе, статус испытаний и инспекционного контроля.
Оформление декларации ТР ТС
Документ регистрируется от имени заявителя. Это означает, что именно он несет полную ответственность за достоверность всей указанной в нем информации.
Правила выдачи
Для составления декларации не предусматривается использование специальных типографских бланков. Она заполняется на обычном листе формата А4. К содержанию и структуре документа имеются определенные требования. Так, в ней обязательно должна быть указаны следующие сведения:
Любая другая важная информация (срок годности, особенности хранения, перевозки или маркировки, применяемая схема) указывается в графе «Дополнительная информация».
Перечень необходимых документов
При обращении в сертификационный центр заявителю потребуется предоставить следующий пакет документов:
Алгоритм работы
Основные этапы декларирования выглядят следующим образом:
За дополнительной консультацией о порядке проведения декларирования товаров обращайтесь к специалистам нашего центра «Ростест Урал». Оставить заявку можно прямо на нашем сайте!
Заполните форму ниже и наши специалисты ответят вам максимально быстро: