демократизация общественных отношений это

Демократизация

демократизация общественных отношений это. Смотреть фото демократизация общественных отношений это. Смотреть картинку демократизация общественных отношений это. Картинка про демократизация общественных отношений это. Фото демократизация общественных отношений это демократизация общественных отношений это. Смотреть фото демократизация общественных отношений это. Смотреть картинку демократизация общественных отношений это. Картинка про демократизация общественных отношений это. Фото демократизация общественных отношений это демократизация общественных отношений это. Смотреть фото демократизация общественных отношений это. Смотреть картинку демократизация общественных отношений это. Картинка про демократизация общественных отношений это. Фото демократизация общественных отношений это демократизация общественных отношений это. Смотреть фото демократизация общественных отношений это. Смотреть картинку демократизация общественных отношений это. Картинка про демократизация общественных отношений это. Фото демократизация общественных отношений это

демократизация общественных отношений это. Смотреть фото демократизация общественных отношений это. Смотреть картинку демократизация общественных отношений это. Картинка про демократизация общественных отношений это. Фото демократизация общественных отношений это

демократизация общественных отношений это. Смотреть фото демократизация общественных отношений это. Смотреть картинку демократизация общественных отношений это. Картинка про демократизация общественных отношений это. Фото демократизация общественных отношений это

Преобразование государственной и общественной жизни на основе прав человека на жизнь, свободу, собственность.

Процесс, ведущий ко все более полному развитию народовластия.

Процесс, направленный на устранение иерархии руководства в различных организациях, партиях и общественных учреждениях посредством установления порядка, ориентирующегося на интересы большинства и уравнивающего всех в правах и обязанностях.

Пояснения:

Демократизация общественной жизни и государственных институтов заключается в выборности различных органов государственной власти, использовании разнообразных средств массовой информации и коммуникации для выработки гражданами своего отношения к этим органам и активного влияния на их деятельность, легитимности протеста против нарушения демократических прав и свобод, развитии многопартийности.

Основными направлениями Демократизации являются:

— все более широкое участие граждан в управлении делами общества и государства путем создания условий для проявления инициативы отдельных лиц, представительных органов власти, общественных организаций, трудовых коллективов, развития самоуправления общества;

— постоянное укрепление законности и правопорядка, правовой основы государственной и общественной жизни;

— расширение гласности;

— регулярный учет общественного мнения при обсуждении и решении государственных и общественных дел;

— свободное развитие каждой нации и народности, укрепление их дружбы и равноправного сотрудничества;

— совершенствование избирательной системы.

Демократизация охватывает различные сферы общественной и государственной жизни, связана с преобразованием общества как в целом, так и его отдельных составляющих (например, Демократизация на производстве).

Демократизация ведет к минимизации конфликтности в обществе.

Эффективная политика управления политическими конфликтами предполагает использование социальных технологий демократического урегулирования конфликтов. Они основаны на научно и практически выверенной реалистической оценке возможностей позитивного влияния на складывающиеся в политической сфере конфликтные ситуации и противоборство путем таких воздействий, которые обеспечивают конструктивное и взаимовыгодное разрешение возникающих противоречий совместными партнерскими усилиями самих конфликтующих субъектов.

Источник

Вопрос2. Демократизация общественных отношений: уроки российского и зарубежного опыта.

Процессы демократизации общественной жизни в Российской Федерации актуализируют проблемы повышения эффективности функционирования институтов гражданского общества и правового государства. Одним из условий этого является формирование стойкой гражданской позиции всех социальных групп. Становление и развитие гражданского общества и правового государства находятся в прямой зависимости от понимания каждым гражданином своих прав и свобод, а также от умений и навыков использовать их и готовности поступать в соответствии с законом.

Можно назвать три основных вида условий демократизации общества: 1) экономические; 2) политические; 3) социальные.

1. Экономические условия — это создание в обществе достаточно развитой рыночной экономики, которая предполагает:

• товарный способ производства, основанный на индустриальных и постиндустриальных технологиях;

• стабильные, прозрачные законы и правовые акты, регулирующие рыночные отношения в стране;

• равные для всех условия предпринимательской и финансовой деятельности;

• свободную конкуренцию различных форм собственности и недопущение создания монополий;

• защиту государством участников рынка от недобросовестной конкуренции и произвола чиновников;

• защиту отечественного рынка от внешней «интервенции». Рыночная экономика является институтом демократии. Она препятствует концентрации экономической и политической власти в руках немногих, стимулирует развитие свободы, предприимчивости, ответственности и др. Рынок — это «плюрализм» товаров, услуг, потребностей, это свобода выбора в производстве и потреблении. Кроме того, рыночная экономика является наиболее эффективной и способна обеспечить достаточно высокий уровень жизни людей.

2. Политические условия — это создание правового демократического государства, которое предполагает:

• наличие развитого гражданского общества;

• правовое равенство всех граждан и гарантированность законных прав и свобод;

• всеобщность прав и их распространение на всех граждан, все организации и институты;

• взаимную ответственность государства и личности, равенство сторон перед законом;

• суверенитет народа, признание того, что народ является основным источником власти, а государственная власть носит представительный характер;

• реальное разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную.

3. Социальные условия — это формирование гражданского общества, состоящего из свободных, независимых от произвола государства граждан, способных защищать свои права и интересы. Такое общество предполагает:

• разграничение компетенций государства и общества, независимость институтов гражданского общества от государства в рамках своей компетентности;

• демократию и плюрализм в политической сфере;

• рыночную экономику, основу которой составляют негосударственные предприятия;

• экономику, основанную на индустриальных и постиндустриальных технологиях;

• наличие среднего класса как социальной основы гражданского общества — экономически, политически, социально независимых от государства граждан, имеющих возможности и способности обеспечить самих себя;

• тесное взаимодействие с правовым государством в правовой сфере. Приоритет прав и свобод индивида перед интересами государства;

• идеологический и религиозный плюрализм;

• свободу слова и средств массовой информации.

Процессы демократизации общественной жизни в Российской Федерации актуализируют проблемы повышения эффективности функционирования институтов гражданского общества и правового государства. Одним из условий этого является формирование стойкой гражданской позиции всех социальных групп. Становление и развитие гражданского общества и правового государства находятся в прямой зависимости от понимания каждым гражданином своих прав и свобод, а также от умений и навыков использовать их и готовности поступать в соответствии с законом.

В современной России наблюдается ситуация социально-политической аномии и правового нигилизма. Принятые и действующие нормы не соблюдаются и не исполняются в должной мере абсолютным большинством участников общественных отношений. Эти обстоятельства являются следствием социально-политической безграмотности, нравственной и правовой деформации как личности, так и общества в целом. В наибольшей степени это находит выражение в молодежной среде, где отсутствие сформированных императивов политической и правовой культуры усугубляется состоянием социального и гражданского становления этой социальной группы. У молодежи сформировано устойчивое отторжение и неприятие гражданской позиции, чувства гордости за принадлежность к своему государству, отсутствует уважение к нормам, действующим в обществе, что, безусловно, приводит к различного рода отклонениям от общепринятых и охраняемых государством правил поведения и возникающим в этой связи негативным последствиям социального, политического и правового характера.

Вместе с тем общество не может существовать без соблюдения норм социального порядка. В любой социальной системе люди действуют чаще всего в соответствии с порядком, поскольку признают определенные стандарты, ценности и действуют в соответствии с ними. В общественной жизни зачастую поведенческая культура молодого человека не согласуется с правовыми предписаниями общества и государства. Проведенная Ф. Э. Шереги сегментация по характеру восприятия гражданами своих гражданских обязательств в возрасте до 25 лет показала, что «законопослушных» (тех, кто склонен соблюдать закон в любых условиях, независимо от того, справедлив он или нет) – 18%; «конвенцио- налистов» (тех, кто личное соблюдение законов ставит в зависимость от их соблюдения представителями государственных органов власти) – 48%; «моралистов» (при следовании закону они соотносят свое поведение с принципами справедливости) – 21%; «эгоистов» (те, кто личные интересы ставит выше закона) – 4%; «неопределившихся» – 9%. Приведенные данные говорят о неблагоприятной тенденции развития гражданского общества и правового государства в России, что актуализирует потребность в целенаправленном воздействии на молодежь. Самая важная роль отводится учащейся молодежи, поскольку творческая и активная социально-познавательная деятельность данной социальной группы наиболее ярко выражена и результативна, что, безусловно, создает предпосылки в будущем для становления и развития профессиональных навыков и умений, а также воспитания чувства гражданственности и формирования определенного уровня правовой культуры.

Формирование политико-правовой культуры – процесс, в котором задействованы три составляющие: во-первых, социокультурная парадигма общественного развития; во-вторых, мировоззренческие и индивидуально- психологические особенности молодежи как особой социальной группы и, в-третьих, правовое образование как целенаправленная, организованная, иерархически выстроенная интериоризация молодежью правовых норм.

Политико-правовое образование – это определяющий фактор формирования стойкой гражданской позиции каждого молодого человека и его гражданской культуры. В этой связи особую значимость приобретают приемы и способы политико-правового обучения и правового воспитания – компонентов целостной системы гражданского образования, как всего населения, так и отдельных социальных групп – студенческой молодежи и той группы, из которой она рекрутируется. Но в практике образования мы сталкиваемся с рядом противоречий. С одной стороны, между знанием и осознанием значимости и ценности социальных норм, а с другой – между их интерпретацией, применением понятой тем или иным образом нормы к конкретным обстоятельствам для решения конкретного дела. Следствием этого является возникновение двух проблем, с которыми сталкивается образовательное учреждение, – прагматической и этической.

Прагматическая проблема состоит в том, что для апплицирования требуется как бы «двойная процедура» интерпретации: она направлена на интерпретацию текста, осуществляемую в вузе в процессе образовательной деятельности, а также на интерпретацию действий, что связано с тем, как свести тексты политико-правовых норм к определенным социальным отношениям, а социальные отношения представить как текст. Решение прагматической проблемы связано, с одной стороны, с поисками исследовательских технологий, а с другой – с внедрением их в образовательный и воспитательный процессы вуза.

Этический аспект политико-правового образования выражается в проблеме выбора, который обусловливается необходимостью интерпретации личностью названных норм, поэтому он всегда присутствует при осмыслении норм и выборе форм поведения, что связано с человекотворче- ской миссией культуры. Таким образом, актуальность обсуждаемой темы определяется следующими обстоятельствами: во-первых, необходимостью развития институциональных основ формирования демократии и правового государства в Российской Федерации; во-вторых, широким распространением в молодежной среде политико-правового нигилизма и социальных девиаций, требующих активного противодействия со стороны социальных институтов и всего социума; в-третьих, особой значимостью процессов оптимизации формирования политико-правовой культуры учащихся.

Источник

Основы социального государства

СЛОВАРЬ ОСНОВНЫХ ТЕРМИНОВ

Государственная пенсия – ежемесячные денежные выплаты, предназначенные для компенсации гражданам заработка (дохода), утраченного в связи с достижением установленного законодательством возраста, наступлением инвалидности, потерей кормильца, а также по другим основаниям, право на получение которых определяется по условиям и нормам, установленным законодательством Российской Федерации.

Государственное пенсионное страхование – страхование, осуществляемое государством (в лице Пенсионного фонда Российской Федерации) за счет средств единого социального налога и/или обязательных страховых взносов работодателей и застрахованных с целью возмещения части утраченного заработка при наступлении страхового события (старость, инвалидность, потеря кормильца, выслуга лет) путем выплаты пенсии на протяжении всего страхового случая.

Государственные социальные стандарты – устанавливаемые государством нормы и нормативы, обеспечивающие реализацию гарантированных конституцией социальных прав граждан.

Государство – это социальный институт организации жизни общества, удовлетворяющий общественные потребности людей, реализующий их общие интересы; основной орган политической власти, руководящий всеми сферами общественной жизни и использующий при этом различные средства, в т.ч. принуждение.

Государство всеобщего благоденствия – это особый тип социального государства, политика которого направлена на обеспечение высокого уровня и качества жизни всех членов общества путем создания государственной системы образования, здравоохранения, жилищного строительства; реализации программы социального обеспечения, регулирования минимального размера заработной платы, а также защиты национальной культуры.

Гражданское общество – это система независимых от государства структур (хозяйствующих субъектов, общественных организаций и творческих объединений), создаваемых для защиты и реализации частных интересов граждан. Социальное государство признает и поддерживает деятельность гражданского общества, предоставляя институтам гражданского общества возможность влиять на социальную политику государства.

Демократизация общественных отношений означает перераспределение властных полномочий от управляющего субъекта к управляемому субъекту на основе согласования их интересов. Демократизация охватывает сферу политической власти и сферу экономических отношений.

Демократический режим власти – это система демократических форм и методов принятия политических решений и обеспечения общественного контроля за их реализацией. Государственное регулирование различных сфер общественной жизни осуществляется преимущественно косвенными методами без прямого вмешательства.

Минимальные государственные социальные стандарты – государственные услуги, предоставление которых гражданам на безвозмездной и безвозвратной основах (за счет финансирования из бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ и бюджетов государственных внебюджетных фондов) гарантируется государством на определенном минимально допустимом уровне на всей территории РФ.

Модели социального государства различаются механизмами реализации принципов социального государства.

В условиях либеральной модели социальное государство отвечает лишь за сохранение минимальных доходов людей и адресную поддержку социально уязвимых слоев населения.

Корпоративная модель социального государства предусматривает создание условий, активизирующих участие в социальной деятельности государства бизнес-структур, а также проведение ими эффективной социальной политики по отношению к работникам и местному сообществу.

В рамках общественной (социал-демократической) модели социальное государство несет основную ответственность за благополучие всех людей.

Негосударственное пенсионное обеспечение – пенсионное обеспечение, осуществляемое негосударственными пенсионными фондами за счет страховых взносов страхователей с целью возмещения части утраченного заработка при наступлении страхового события путем выплаты пенсии на протяжении всего страхового случая.

Обязательное социальное страхование – один из базовых институтов социальной защиты, построенный на принципах солидарной взаимопомощи и ответственности занятого населения и работодателей, и имеющий целью компенсацию социальных рисков утраты или заработков, или значительных дополнительных расходов вследствие утраты места работы, болезни, несчастного случая, утраты трудоспособности в связи со старостью, а также получение гражданами медицинской и реабилитационной помощи, санаторно-курортного лечения. Социальное страхование выполняет функцию воспроизводства рабочей силы в ситуациях наступления социальных рисков.

Основные функции социальной политики – противодействие тенденции ухудшения демографической ситуации, предотвращение массовой бедности населения, сдерживание процесса имущественного расслоения на очень бедных и очень богатых; минимизация отрицательных последствий массовой безработицы; целенаправленная помощь населению, попавшему в кризисное состояние.

Охрана труда – система обеспечения безопасности жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включая правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия.

Патернализм – (от лат. pater – отец, patemus – отцовский) идеология, политика и практика благотворительности, «отцовской заботы», осуществляемая: 1) государством по отношению к своим гражданам; 2) администрацией фирм, корпораций, учреждений к своим работникам и др. организациям; 3) одной страной по отношению к другой и т.д.

Пенсионная система – совокупность правовых, экономических и организационных институтов и норм, имеющих целью предоставление материального обеспечения в виде пенсии гражданам при достижении ими установленного законом возраста, наступлении инвалидности, утрате кормильца, а также по другим основаниям, определенным законодательством Российской Федерации.

Политическая демократия предусматривает формирование властных структур путем свободного волеизъявления граждан в условиях политического плюрализма и общественного контроля за деятельностью властных структур, обеспечивает политическое и правовое равноправие всех граждан и их объединений, сочетание решений большинства с обеспечением интересов меньшинства.

Правовое государство – особая организация публичной политической власти, основанная на праве и законе, реализуемая преимущественно в правовых формах и пределах, ограниченных правами (законом). Правовое государство провозглашает основные права и свободы человека и гарантирует их реальное осуществление.

Правовая основа социального государства – совокупность внутригосударственных и международно-правовых актов, провозглашающих и гарантирующих социально-экономические права личности. В социальном государстве нормативно-правовые акты закрепляют определенные социальные стандарты, соблюдение которых составляет конституционную обязанность государства.

Признаки социального государства – это совокупность важнейших качественных характеристик социального государства, позволяющих отличать социальное государство от иных государственных образований. К числу этих признаков относят: ответственность государства за уровень личного благосостояния каждого члена общества, соблюдение прав и свобод человека, наличие государственной системы социальной защиты и социального обеспечения, ответственность государства за развитие демократических основ общественной жизни, создание условий для эффективной деятельности гражданского общества и др.

Принципы социального государства – это система важнейших положений, лежащих в основе деятельности социального государства. К числу этих принципов относят: экономическую свободу человека; доверие к регулирующей роли рынка и, при необходимости, государственное регулирование рыночных отношений; становление эффективного социального рыночного хозяйства, социальную справедливость, социальную солидарность, гендерное равенство мужчин и женщин; участие граждан в управлении государственными и общественными делами и участие работников в управлении производством.

Проблема социальная – объективно возникающее в процессе функционирования и развития общества противоречие; комплекс вопросов, требующих решения средствами социального управления.

Рынок труда – динамическая система, в которой взаимодействуют субъекты собственности на средства производства и наемные работники, формируя объем, структуру и соотношение спроса и предложения на рабочую силу.

Система здравоохранения – одна из сфер жизни общества, обеспечивающая возможность осуществления политических, экономических, научно-образовательных, лечебно-профилактических, управленческих и организационных мероприятий, направленных на реализацию права граждан на сохранение собственного здоровья.

Система образования – совокупность образовательных программ и стандартов, сеть образовательных учреждений и органов управления, а также комплекс принципов, определяющих ее функционирование.

Система социальной безопасности (Socialsafetynet) – в широком смысле – все виды социальных расходов, направляемые малообеспеченным слоям населения. В узком смысле – система пособий, выплачиваемых в целях борьбы с бедностью.

Социальная защита в широком смысле – деятельность государства по воплощению в жизнь целей и приоритетных задач социальной политики по реализации совокупности законодательно закрепленных экономических, правовых и социальных гарантий, обеспечивающих каждому члену общества соблюдение его важнейших социальных прав. В узком смысле – комплекс целенаправленных конкретных мероприятий экономического, правового и организационного характера для поддержки наиболее уязвимых слоев населения.

Социальная ответственность гражданина включает в себя, с одной стороны, ответственность перед обществом, что выражается в соблюдении законов и других правовых норм, а также выплате им налогов на общественные и социальные нужды, с другой стороны, ответственность перед своими близкими, что проявляется, в первую очередь, в заботе о членах своей семьи.

Социальная ответственность бизнеса проявляется, прежде всего, в высоком качестве выпускаемой продукции, в противодействии нечестной конкуренции, в своевременной выплате работникам достойной заработной платы и обеспечении всех условий для воспроизводства рабочей силы, в проведении эффективной кадровой политики. Социально ответственный бизнес принимает участие в создании и развитии системы корпоративного пенсионного страхования, в софинансировании объектов социальной сферы, в реализации социальных программ по оказанию помощи малообеспеченным слоям населения.

Социальная ответственность органов власти и управления находит свое выражение в их активной и результативной деятельности по реализации социальных программ в интересах различных слоев населения. Социально ответственные органы власти и управления обеспечивают эффективное функционирование отраслей социальной инфраструктуры (образование, наука, здравоохранение, культура и др.), контролируют соблюдение государственных социальных стандартов, успешно выполняют другие функции социального характера.

Социальная пенсия – пенсия, которая предоставляется государством вне зависимости от трудового вклада всем гражданам, которые нуждаются в текущем доходе и не приобрели права на трудовую пенсию (инвалиды, сироты и т.п.).

Социальная политика (в широком понимании) – совокупность теоретических принципов и практических мер, вырабатываемых и реализуемых государственными и негосударственными органами, организациями и учреждениями, направленных на создание необходимых условий жизнедеятельности, удовлетворение социальных потребностей населения, создание в обществе благоприятного социального климата.

Социальная политика (в узком смысле) – это деятельность государства, других политических и социальных институтов, направленная на обеспечение прогрессивного развития социальной сферы общества, совершенствование условий, образа и качества жизни людей, удовлетворения их социальных потребностей, оказание им необходимой социальной помощи и поддержки в сложных для них жизненных ситуациях.

Социальная помощь, социальная поддержка – оказание в денежной и/или натуральной форме, адресной помощи безработным и/или нетрудоспособным гражданам и семьям с детьми предоставляемой с учетом законодательно установленных гарантий по социальному обеспечению. Оказывается за счет средств местных органов власти, предприятий, внебюджетных и благотворительных фондов.

Социальная рыночная экономика – экономика, выдвигающая на первый план наряду с развитием рыночного хозяйства приоритет социальной защиты и социальной справедливости над экономической эффективностью, что обеспечивается реализацией эффективной социальной политики и государственным регулированием экономики.

Социальное государство – понятие, призванное подчеркнуть, что социальные проблемы входят в состав приоритетных направлений деятельности данного государства. Например, ст. 7, ч.1 Конституции РФ гласит: «1. Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека». Главной целью социального государства является максимальное удовлетворение постоянно растущих материальных и духовных потребностей членов общества, последовательное повышение уровня жизни населения и снижение социального неравенства, обеспечение всеобщей доступности основных социальных благ, прежде всего, качественного образования, медицинского и социального обслуживания.

Социальное обеспечение (Socialsecurity) – государственная программа полного или частичного содержания нетрудоспособных. Этот система социально-экономических мероприятий, гарантирующих: материальное обеспечение граждан в старости, в период временной нетрудоспособности, при потере кормильца в семье; обеспечение пособиями и предоставление льгот женщинам-матерям, семьям со сравнительно низкими среднедушевыми доходами и др.

Социальное партнерство – способ регулирования социально-трудовых отношений и согласования интересов наемных работников и работодателей посредством заключения коллективных договоров и соглашений.

Социальное правовое государство, как отмечается в официальном Комментарии к Конституции РФ, можно считать особым историческим видом социального государства, который основан на взаимопроникновении двух идей: формального равенства людей (главный признак правового государства) и фактического благополучия людей (главный признак социального государства).

Социальное страхование (Socialinsurance) – система отношений по распределению и перераспределению национального дохода в целях формирования специальных страховых фондов для содержания лиц, не участвующих в общественном труде. Фонды социального страхования формируются из государственных дотаций и страховых взносов, уплачиваемых работодателями и работающими гражданами. Социальное страхование – система денежных пособий: по безработице, по нетрудоспособности, по беременности и родам, пенсии по старости, по инвалидности и по случаю потери кормильца.

Социально-трудовая сфера – составная часть социальной рыночной экономики, основными элементами и компонентами которой являются: социальная сфера (отрасли социально-культурного комплекса – образование, здравоохранение, культура, спорт, туризм, ЖКХ и др.), социально-трудовые отношения в области формирования и развития рынка труда, занятости, заработной платы, системы социального партнерства, социальной защиты, социального страхования, подготовки, профессиональной переподготовки и повышения квалификации персонала.

Социальные права человека – совокупность конституционных прав человека, позволяющих ему претендовать на получение от государства определенных материальных благ. Обычно к социальным правам человека относят: право на социальное обеспечение; право на образование; право на охрану здоровья и медицинскую помощь; право на жилище; особые права детей и права инвалидов.

Функции социального государства – это деятельность социального государства, направленная на сглаживание социального неравенства в обществе и создание условий, необходимых для обеспечения достойной жизни человека и его свободного развития. С этой целью социальным государством принимаются меры по развитию рынка труда и обеспечению занятости трудоспособного населения, совершенствованию системы социального страхования и пенсионного обеспечения, социальной защите нуждающихся, предоставлению людям доступного и качественного здравоохранения, образования и других социальных благ.

Экономическая демократия характеризуется участием субъектов экономических отношений в управлении производством и распределением его результатов. Экономическая демократия предусматривает ограничение прав собственников имущества или капитала и передачу части этих прав наемным работникам, органам местного самоуправления, государственным или иным институтам.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *