демократизация общественных отношений это
Демократизация
Преобразование государственной и общественной жизни на основе прав человека на жизнь, свободу, собственность.
Процесс, ведущий ко все более полному развитию народовластия.
Процесс, направленный на устранение иерархии руководства в различных организациях, партиях и общественных учреждениях посредством установления порядка, ориентирующегося на интересы большинства и уравнивающего всех в правах и обязанностях.
Пояснения:
Демократизация общественной жизни и государственных институтов заключается в выборности различных органов государственной власти, использовании разнообразных средств массовой информации и коммуникации для выработки гражданами своего отношения к этим органам и активного влияния на их деятельность, легитимности протеста против нарушения демократических прав и свобод, развитии многопартийности.
Основными направлениями Демократизации являются:
— все более широкое участие граждан в управлении делами общества и государства путем создания условий для проявления инициативы отдельных лиц, представительных органов власти, общественных организаций, трудовых коллективов, развития самоуправления общества;
— постоянное укрепление законности и правопорядка, правовой основы государственной и общественной жизни;
— расширение гласности;
— регулярный учет общественного мнения при обсуждении и решении государственных и общественных дел;
— свободное развитие каждой нации и народности, укрепление их дружбы и равноправного сотрудничества;
— совершенствование избирательной системы.
Демократизация охватывает различные сферы общественной и государственной жизни, связана с преобразованием общества как в целом, так и его отдельных составляющих (например, Демократизация на производстве).
Демократизация ведет к минимизации конфликтности в обществе.
Эффективная политика управления политическими конфликтами предполагает использование социальных технологий демократического урегулирования конфликтов. Они основаны на научно и практически выверенной реалистической оценке возможностей позитивного влияния на складывающиеся в политической сфере конфликтные ситуации и противоборство путем таких воздействий, которые обеспечивают конструктивное и взаимовыгодное разрешение возникающих противоречий совместными партнерскими усилиями самих конфликтующих субъектов.
Вопрос2. Демократизация общественных отношений: уроки российского и зарубежного опыта.
Процессы демократизации общественной жизни в Российской Федерации актуализируют проблемы повышения эффективности функционирования институтов гражданского общества и правового государства. Одним из условий этого является формирование стойкой гражданской позиции всех социальных групп. Становление и развитие гражданского общества и правового государства находятся в прямой зависимости от понимания каждым гражданином своих прав и свобод, а также от умений и навыков использовать их и готовности поступать в соответствии с законом.
Можно назвать три основных вида условий демократизации общества: 1) экономические; 2) политические; 3) социальные.
1. Экономические условия — это создание в обществе достаточно развитой рыночной экономики, которая предполагает:
• товарный способ производства, основанный на индустриальных и постиндустриальных технологиях;
• стабильные, прозрачные законы и правовые акты, регулирующие рыночные отношения в стране;
• равные для всех условия предпринимательской и финансовой деятельности;
• свободную конкуренцию различных форм собственности и недопущение создания монополий;
• защиту государством участников рынка от недобросовестной конкуренции и произвола чиновников;
• защиту отечественного рынка от внешней «интервенции». Рыночная экономика является институтом демократии. Она препятствует концентрации экономической и политической власти в руках немногих, стимулирует развитие свободы, предприимчивости, ответственности и др. Рынок — это «плюрализм» товаров, услуг, потребностей, это свобода выбора в производстве и потреблении. Кроме того, рыночная экономика является наиболее эффективной и способна обеспечить достаточно высокий уровень жизни людей.
2. Политические условия — это создание правового демократического государства, которое предполагает:
• наличие развитого гражданского общества;
• правовое равенство всех граждан и гарантированность законных прав и свобод;
• всеобщность прав и их распространение на всех граждан, все организации и институты;
• взаимную ответственность государства и личности, равенство сторон перед законом;
• суверенитет народа, признание того, что народ является основным источником власти, а государственная власть носит представительный характер;
• реальное разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную.
3. Социальные условия — это формирование гражданского общества, состоящего из свободных, независимых от произвола государства граждан, способных защищать свои права и интересы. Такое общество предполагает:
• разграничение компетенций государства и общества, независимость институтов гражданского общества от государства в рамках своей компетентности;
• демократию и плюрализм в политической сфере;
• рыночную экономику, основу которой составляют негосударственные предприятия;
• экономику, основанную на индустриальных и постиндустриальных технологиях;
• наличие среднего класса как социальной основы гражданского общества — экономически, политически, социально независимых от государства граждан, имеющих возможности и способности обеспечить самих себя;
• тесное взаимодействие с правовым государством в правовой сфере. Приоритет прав и свобод индивида перед интересами государства;
• идеологический и религиозный плюрализм;
• свободу слова и средств массовой информации.
Процессы демократизации общественной жизни в Российской Федерации актуализируют проблемы повышения эффективности функционирования институтов гражданского общества и правового государства. Одним из условий этого является формирование стойкой гражданской позиции всех социальных групп. Становление и развитие гражданского общества и правового государства находятся в прямой зависимости от понимания каждым гражданином своих прав и свобод, а также от умений и навыков использовать их и готовности поступать в соответствии с законом.
В современной России наблюдается ситуация социально-политической аномии и правового нигилизма. Принятые и действующие нормы не соблюдаются и не исполняются в должной мере абсолютным большинством участников общественных отношений. Эти обстоятельства являются следствием социально-политической безграмотности, нравственной и правовой деформации как личности, так и общества в целом. В наибольшей степени это находит выражение в молодежной среде, где отсутствие сформированных императивов политической и правовой культуры усугубляется состоянием социального и гражданского становления этой социальной группы. У молодежи сформировано устойчивое отторжение и неприятие гражданской позиции, чувства гордости за принадлежность к своему государству, отсутствует уважение к нормам, действующим в обществе, что, безусловно, приводит к различного рода отклонениям от общепринятых и охраняемых государством правил поведения и возникающим в этой связи негативным последствиям социального, политического и правового характера.
Вместе с тем общество не может существовать без соблюдения норм социального порядка. В любой социальной системе люди действуют чаще всего в соответствии с порядком, поскольку признают определенные стандарты, ценности и действуют в соответствии с ними. В общественной жизни зачастую поведенческая культура молодого человека не согласуется с правовыми предписаниями общества и государства. Проведенная Ф. Э. Шереги сегментация по характеру восприятия гражданами своих гражданских обязательств в возрасте до 25 лет показала, что «законопослушных» (тех, кто склонен соблюдать закон в любых условиях, независимо от того, справедлив он или нет) – 18%; «конвенцио- налистов» (тех, кто личное соблюдение законов ставит в зависимость от их соблюдения представителями государственных органов власти) – 48%; «моралистов» (при следовании закону они соотносят свое поведение с принципами справедливости) – 21%; «эгоистов» (те, кто личные интересы ставит выше закона) – 4%; «неопределившихся» – 9%. Приведенные данные говорят о неблагоприятной тенденции развития гражданского общества и правового государства в России, что актуализирует потребность в целенаправленном воздействии на молодежь. Самая важная роль отводится учащейся молодежи, поскольку творческая и активная социально-познавательная деятельность данной социальной группы наиболее ярко выражена и результативна, что, безусловно, создает предпосылки в будущем для становления и развития профессиональных навыков и умений, а также воспитания чувства гражданственности и формирования определенного уровня правовой культуры.
Формирование политико-правовой культуры – процесс, в котором задействованы три составляющие: во-первых, социокультурная парадигма общественного развития; во-вторых, мировоззренческие и индивидуально- психологические особенности молодежи как особой социальной группы и, в-третьих, правовое образование как целенаправленная, организованная, иерархически выстроенная интериоризация молодежью правовых норм.
Политико-правовое образование – это определяющий фактор формирования стойкой гражданской позиции каждого молодого человека и его гражданской культуры. В этой связи особую значимость приобретают приемы и способы политико-правового обучения и правового воспитания – компонентов целостной системы гражданского образования, как всего населения, так и отдельных социальных групп – студенческой молодежи и той группы, из которой она рекрутируется. Но в практике образования мы сталкиваемся с рядом противоречий. С одной стороны, между знанием и осознанием значимости и ценности социальных норм, а с другой – между их интерпретацией, применением понятой тем или иным образом нормы к конкретным обстоятельствам для решения конкретного дела. Следствием этого является возникновение двух проблем, с которыми сталкивается образовательное учреждение, – прагматической и этической.
Прагматическая проблема состоит в том, что для апплицирования требуется как бы «двойная процедура» интерпретации: она направлена на интерпретацию текста, осуществляемую в вузе в процессе образовательной деятельности, а также на интерпретацию действий, что связано с тем, как свести тексты политико-правовых норм к определенным социальным отношениям, а социальные отношения представить как текст. Решение прагматической проблемы связано, с одной стороны, с поисками исследовательских технологий, а с другой – с внедрением их в образовательный и воспитательный процессы вуза.
Этический аспект политико-правового образования выражается в проблеме выбора, который обусловливается необходимостью интерпретации личностью названных норм, поэтому он всегда присутствует при осмыслении норм и выборе форм поведения, что связано с человекотворче- ской миссией культуры. Таким образом, актуальность обсуждаемой темы определяется следующими обстоятельствами: во-первых, необходимостью развития институциональных основ формирования демократии и правового государства в Российской Федерации; во-вторых, широким распространением в молодежной среде политико-правового нигилизма и социальных девиаций, требующих активного противодействия со стороны социальных институтов и всего социума; в-третьих, особой значимостью процессов оптимизации формирования политико-правовой культуры учащихся.
Основы социального государства
СЛОВАРЬ ОСНОВНЫХ ТЕРМИНОВ
Государственная пенсия – ежемесячные денежные выплаты, предназначенные для компенсации гражданам заработка (дохода), утраченного в связи с достижением установленного законодательством возраста, наступлением инвалидности, потерей кормильца, а также по другим основаниям, право на получение которых определяется по условиям и нормам, установленным законодательством Российской Федерации.
Государственное пенсионное страхование – страхование, осуществляемое государством (в лице Пенсионного фонда Российской Федерации) за счет средств единого социального налога и/или обязательных страховых взносов работодателей и застрахованных с целью возмещения части утраченного заработка при наступлении страхового события (старость, инвалидность, потеря кормильца, выслуга лет) путем выплаты пенсии на протяжении всего страхового случая.
Государственные социальные стандарты – устанавливаемые государством нормы и нормативы, обеспечивающие реализацию гарантированных конституцией социальных прав граждан.
Государство – это социальный институт организации жизни общества, удовлетворяющий общественные потребности людей, реализующий их общие интересы; основной орган политической власти, руководящий всеми сферами общественной жизни и использующий при этом различные средства, в т.ч. принуждение.
Государство всеобщего благоденствия – это особый тип социального государства, политика которого направлена на обеспечение высокого уровня и качества жизни всех членов общества путем создания государственной системы образования, здравоохранения, жилищного строительства; реализации программы социального обеспечения, регулирования минимального размера заработной платы, а также защиты национальной культуры.
Гражданское общество – это система независимых от государства структур (хозяйствующих субъектов, общественных организаций и творческих объединений), создаваемых для защиты и реализации частных интересов граждан. Социальное государство признает и поддерживает деятельность гражданского общества, предоставляя институтам гражданского общества возможность влиять на социальную политику государства.
Демократизация общественных отношений означает перераспределение властных полномочий от управляющего субъекта к управляемому субъекту на основе согласования их интересов. Демократизация охватывает сферу политической власти и сферу экономических отношений.
Демократический режим власти – это система демократических форм и методов принятия политических решений и обеспечения общественного контроля за их реализацией. Государственное регулирование различных сфер общественной жизни осуществляется преимущественно косвенными методами без прямого вмешательства.
Минимальные государственные социальные стандарты – государственные услуги, предоставление которых гражданам на безвозмездной и безвозвратной основах (за счет финансирования из бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ и бюджетов государственных внебюджетных фондов) гарантируется государством на определенном минимально допустимом уровне на всей территории РФ.
Модели социального государства различаются механизмами реализации принципов социального государства.
В условиях либеральной модели социальное государство отвечает лишь за сохранение минимальных доходов людей и адресную поддержку социально уязвимых слоев населения.
Корпоративная модель социального государства предусматривает создание условий, активизирующих участие в социальной деятельности государства бизнес-структур, а также проведение ими эффективной социальной политики по отношению к работникам и местному сообществу.
В рамках общественной (социал-демократической) модели социальное государство несет основную ответственность за благополучие всех людей.
Негосударственное пенсионное обеспечение – пенсионное обеспечение, осуществляемое негосударственными пенсионными фондами за счет страховых взносов страхователей с целью возмещения части утраченного заработка при наступлении страхового события путем выплаты пенсии на протяжении всего страхового случая.
Обязательное социальное страхование – один из базовых институтов социальной защиты, построенный на принципах солидарной взаимопомощи и ответственности занятого населения и работодателей, и имеющий целью компенсацию социальных рисков утраты или заработков, или значительных дополнительных расходов вследствие утраты места работы, болезни, несчастного случая, утраты трудоспособности в связи со старостью, а также получение гражданами медицинской и реабилитационной помощи, санаторно-курортного лечения. Социальное страхование выполняет функцию воспроизводства рабочей силы в ситуациях наступления социальных рисков.
Основные функции социальной политики – противодействие тенденции ухудшения демографической ситуации, предотвращение массовой бедности населения, сдерживание процесса имущественного расслоения на очень бедных и очень богатых; минимизация отрицательных последствий массовой безработицы; целенаправленная помощь населению, попавшему в кризисное состояние.
Охрана труда – система обеспечения безопасности жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включая правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия.
Патернализм – (от лат. pater – отец, patemus – отцовский) идеология, политика и практика благотворительности, «отцовской заботы», осуществляемая: 1) государством по отношению к своим гражданам; 2) администрацией фирм, корпораций, учреждений к своим работникам и др. организациям; 3) одной страной по отношению к другой и т.д.
Пенсионная система – совокупность правовых, экономических и организационных институтов и норм, имеющих целью предоставление материального обеспечения в виде пенсии гражданам при достижении ими установленного законом возраста, наступлении инвалидности, утрате кормильца, а также по другим основаниям, определенным законодательством Российской Федерации.
Политическая демократия предусматривает формирование властных структур путем свободного волеизъявления граждан в условиях политического плюрализма и общественного контроля за деятельностью властных структур, обеспечивает политическое и правовое равноправие всех граждан и их объединений, сочетание решений большинства с обеспечением интересов меньшинства.
Правовое государство – особая организация публичной политической власти, основанная на праве и законе, реализуемая преимущественно в правовых формах и пределах, ограниченных правами (законом). Правовое государство провозглашает основные права и свободы человека и гарантирует их реальное осуществление.
Правовая основа социального государства – совокупность внутригосударственных и международно-правовых актов, провозглашающих и гарантирующих социально-экономические права личности. В социальном государстве нормативно-правовые акты закрепляют определенные социальные стандарты, соблюдение которых составляет конституционную обязанность государства.
Признаки социального государства – это совокупность важнейших качественных характеристик социального государства, позволяющих отличать социальное государство от иных государственных образований. К числу этих признаков относят: ответственность государства за уровень личного благосостояния каждого члена общества, соблюдение прав и свобод человека, наличие государственной системы социальной защиты и социального обеспечения, ответственность государства за развитие демократических основ общественной жизни, создание условий для эффективной деятельности гражданского общества и др.
Принципы социального государства – это система важнейших положений, лежащих в основе деятельности социального государства. К числу этих принципов относят: экономическую свободу человека; доверие к регулирующей роли рынка и, при необходимости, государственное регулирование рыночных отношений; становление эффективного социального рыночного хозяйства, социальную справедливость, социальную солидарность, гендерное равенство мужчин и женщин; участие граждан в управлении государственными и общественными делами и участие работников в управлении производством.
Проблема социальная – объективно возникающее в процессе функционирования и развития общества противоречие; комплекс вопросов, требующих решения средствами социального управления.
Рынок труда – динамическая система, в которой взаимодействуют субъекты собственности на средства производства и наемные работники, формируя объем, структуру и соотношение спроса и предложения на рабочую силу.
Система здравоохранения – одна из сфер жизни общества, обеспечивающая возможность осуществления политических, экономических, научно-образовательных, лечебно-профилактических, управленческих и организационных мероприятий, направленных на реализацию права граждан на сохранение собственного здоровья.
Система образования – совокупность образовательных программ и стандартов, сеть образовательных учреждений и органов управления, а также комплекс принципов, определяющих ее функционирование.
Система социальной безопасности (Socialsafetynet) – в широком смысле – все виды социальных расходов, направляемые малообеспеченным слоям населения. В узком смысле – система пособий, выплачиваемых в целях борьбы с бедностью.
Социальная защита в широком смысле – деятельность государства по воплощению в жизнь целей и приоритетных задач социальной политики по реализации совокупности законодательно закрепленных экономических, правовых и социальных гарантий, обеспечивающих каждому члену общества соблюдение его важнейших социальных прав. В узком смысле – комплекс целенаправленных конкретных мероприятий экономического, правового и организационного характера для поддержки наиболее уязвимых слоев населения.
Социальная ответственность гражданина включает в себя, с одной стороны, ответственность перед обществом, что выражается в соблюдении законов и других правовых норм, а также выплате им налогов на общественные и социальные нужды, с другой стороны, ответственность перед своими близкими, что проявляется, в первую очередь, в заботе о членах своей семьи.
Социальная ответственность бизнеса проявляется, прежде всего, в высоком качестве выпускаемой продукции, в противодействии нечестной конкуренции, в своевременной выплате работникам достойной заработной платы и обеспечении всех условий для воспроизводства рабочей силы, в проведении эффективной кадровой политики. Социально ответственный бизнес принимает участие в создании и развитии системы корпоративного пенсионного страхования, в софинансировании объектов социальной сферы, в реализации социальных программ по оказанию помощи малообеспеченным слоям населения.
Социальная ответственность органов власти и управления находит свое выражение в их активной и результативной деятельности по реализации социальных программ в интересах различных слоев населения. Социально ответственные органы власти и управления обеспечивают эффективное функционирование отраслей социальной инфраструктуры (образование, наука, здравоохранение, культура и др.), контролируют соблюдение государственных социальных стандартов, успешно выполняют другие функции социального характера.
Социальная пенсия – пенсия, которая предоставляется государством вне зависимости от трудового вклада всем гражданам, которые нуждаются в текущем доходе и не приобрели права на трудовую пенсию (инвалиды, сироты и т.п.).
Социальная политика (в широком понимании) – совокупность теоретических принципов и практических мер, вырабатываемых и реализуемых государственными и негосударственными органами, организациями и учреждениями, направленных на создание необходимых условий жизнедеятельности, удовлетворение социальных потребностей населения, создание в обществе благоприятного социального климата.
Социальная политика (в узком смысле) – это деятельность государства, других политических и социальных институтов, направленная на обеспечение прогрессивного развития социальной сферы общества, совершенствование условий, образа и качества жизни людей, удовлетворения их социальных потребностей, оказание им необходимой социальной помощи и поддержки в сложных для них жизненных ситуациях.
Социальная помощь, социальная поддержка – оказание в денежной и/или натуральной форме, адресной помощи безработным и/или нетрудоспособным гражданам и семьям с детьми предоставляемой с учетом законодательно установленных гарантий по социальному обеспечению. Оказывается за счет средств местных органов власти, предприятий, внебюджетных и благотворительных фондов.
Социальная рыночная экономика – экономика, выдвигающая на первый план наряду с развитием рыночного хозяйства приоритет социальной защиты и социальной справедливости над экономической эффективностью, что обеспечивается реализацией эффективной социальной политики и государственным регулированием экономики.
Социальное государство – понятие, призванное подчеркнуть, что социальные проблемы входят в состав приоритетных направлений деятельности данного государства. Например, ст. 7, ч.1 Конституции РФ гласит: «1. Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека». Главной целью социального государства является максимальное удовлетворение постоянно растущих материальных и духовных потребностей членов общества, последовательное повышение уровня жизни населения и снижение социального неравенства, обеспечение всеобщей доступности основных социальных благ, прежде всего, качественного образования, медицинского и социального обслуживания.
Социальное обеспечение (Socialsecurity) – государственная программа полного или частичного содержания нетрудоспособных. Этот система социально-экономических мероприятий, гарантирующих: материальное обеспечение граждан в старости, в период временной нетрудоспособности, при потере кормильца в семье; обеспечение пособиями и предоставление льгот женщинам-матерям, семьям со сравнительно низкими среднедушевыми доходами и др.
Социальное партнерство – способ регулирования социально-трудовых отношений и согласования интересов наемных работников и работодателей посредством заключения коллективных договоров и соглашений.
Социальное правовое государство, как отмечается в официальном Комментарии к Конституции РФ, можно считать особым историческим видом социального государства, который основан на взаимопроникновении двух идей: формального равенства людей (главный признак правового государства) и фактического благополучия людей (главный признак социального государства).
Социальное страхование (Socialinsurance) – система отношений по распределению и перераспределению национального дохода в целях формирования специальных страховых фондов для содержания лиц, не участвующих в общественном труде. Фонды социального страхования формируются из государственных дотаций и страховых взносов, уплачиваемых работодателями и работающими гражданами. Социальное страхование – система денежных пособий: по безработице, по нетрудоспособности, по беременности и родам, пенсии по старости, по инвалидности и по случаю потери кормильца.
Социально-трудовая сфера – составная часть социальной рыночной экономики, основными элементами и компонентами которой являются: социальная сфера (отрасли социально-культурного комплекса – образование, здравоохранение, культура, спорт, туризм, ЖКХ и др.), социально-трудовые отношения в области формирования и развития рынка труда, занятости, заработной платы, системы социального партнерства, социальной защиты, социального страхования, подготовки, профессиональной переподготовки и повышения квалификации персонала.
Социальные права человека – совокупность конституционных прав человека, позволяющих ему претендовать на получение от государства определенных материальных благ. Обычно к социальным правам человека относят: право на социальное обеспечение; право на образование; право на охрану здоровья и медицинскую помощь; право на жилище; особые права детей и права инвалидов.
Функции социального государства – это деятельность социального государства, направленная на сглаживание социального неравенства в обществе и создание условий, необходимых для обеспечения достойной жизни человека и его свободного развития. С этой целью социальным государством принимаются меры по развитию рынка труда и обеспечению занятости трудоспособного населения, совершенствованию системы социального страхования и пенсионного обеспечения, социальной защите нуждающихся, предоставлению людям доступного и качественного здравоохранения, образования и других социальных благ.
Экономическая демократия характеризуется участием субъектов экономических отношений в управлении производством и распределением его результатов. Экономическая демократия предусматривает ограничение прав собственников имущества или капитала и передачу части этих прав наемным работникам, органам местного самоуправления, государственным или иным институтам.