депонирование займа на счет для прибыли
Депонирование заработной платы
В тех случаях, когда заработанное вознаграждение не перечисляется на банковскую карточку работника безналичным способом, а выдается в кассе, всегда могут сложиться ситуации, когда деньги готовы к выдаче, но человек не смог явиться за ними в назначенное время. Причины могут оказаться различными: отсутствие по болезни, вследствие командировки или вызванное другими обстоятельствами. Как в таких случаях должен поступить кассир или бухгалтер?
Законодательством для этого предусмотрена процедура депонирования заработной платы. Расскажем о том, как она должна проводиться.
В чем смысл депонирования
По законодательству, работодатель сам может выбирать способ выплаты заработанного сотрудниками вознаграждения:
В последнем случае предполагается, что это происходит по месту работы, и нерабочие часы персонала не будут тратиться на перемещения для того, чтобы получить заслуженные финансы.
Если трудящийся не успел подойти к кассиру, собственноручно поставить подпись в ведомости и забрать свои деньги в положенное время, при этом никому не поручал совершить это вместо себя, не выданная з/п должна быть депонирована.
Депонирование – это бухгалтерское отражение в первичной учетной документации зарплатных сумм как не выданных на руки наемному работнику.
Сроки для депонирования
Если з/п выдается кэшем, это должно отражаться в специальных унифицированных формах документов, утвержденных постановлением Государственного комитета статистики России от 05 января 2004 г. № 1:
На первом листе этого документа обязательно проставляется дата, когда он сформирован и выдается з/п. Период, который можно держать финансовые средства в кассе фирмы, а значит, время на их получение сотрудниками, ограничены источником финансов, предназначенных на выплату трудового вознаграждения:
Если установленное время истекло, а работник не явился за своими деньгами, бухгалтер депонирует их, а ведомость будет закрыта.
Действия бухгалтера (кассира) при депонировании
По истечении времени, отведенного для выплаты зарплатных средств, бухгалтер должен произвести последовательные действия, регламентированные Порядком ведения кассовых операций (о депонировании говорит п.18).
ВАЖНО! Если средства выдавал не кассир, а другое лицо по его поручению, то внизу документа необходима дополнительная отметка о том, кем выдавались деньги по данной ведомости.
Бухгалтерские проводки депонированной зарплаты
Не важно, когда именно представитель персонала должен был получить на руки и не получил свои «кровные», бухучет по з/п должен касаться того месяца, когда ее начислили, как это утверждается в п. 5 ПБУ 1/2008. Бухгалтерские процедуры разделяются на три части: начисление, депонирование и выплата депонированной з/п.
Начисление средств на зарплату:
Депонирование зарплатных сумм проводится по субсчету «Расчеты по депонированным суммам», являющемуся частью счета 76 «Расчеты с различными дебиторами и кредиторами»:
Выплата депонированных зарплатных средств:
Вопрос: Каков срок удержания и уплаты НДФЛ с зарплаты, депонированной работодателем?
Посмотреть ответ
Депонированные деньги, налоги и взносы
Если финансы для з/п получают из банка, НДФЛ с них перечисляется сразу по получении, той же датой (абз. 1 п. 6 ст. 226 НК РФ), еще до того, как открывается зарплатная ведомость для выплаты денег персоналу.
Выручка в наличной форме для выплаты заработанных денег позволяет удержать НДФЛ тогда, когда деньги отдаются рабочим (п. 4 ст. 226 НК РФ), а совершить налоговый платеж можно на следующий за зарплатой день.
Взносы в различные фонды социального страхования нужно производить независимо от дней выдачи зарплаты: для этого предусмотрен обязательный срок, не превышающий середины следующего за зарплатным месячного периода (ч. 5 ст. 15 Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ). Депонирование зарплаты никоим образом не влияет на эти сроки.
Как получить депонированные деньги?
Сотрудник, просрочивший время получения своей зарплаты, должен обратиться к кассиру или в секретариат (письменной или устной должна быть форма обращения, решается на предприятии). Зарегистрированная заявка передается главбуху, который учтет эти средства как дополнительные кассовые поступления.
В каких случаях депонированную зарплату уже не отдадут?
Не полученные по каким-либо причинам средства, вернувшиеся на счет фирмы, заработавший их человек может потребовать в течение довольно продолжительного, но не бесконечного времени.
Возвращенные в банк финансы, которые представляли в свое время заработную плату, превратятся просто в прибыль организации и уже не могут быть выплачены по требованию работника после истечения трехгодичного срока (ст. 196 ГК РФ).
Если такое произошло, то эти средства будут проходить по статье доходов, именно так учитываясь в бухгалтерии и налогообложении.
Бухгалтеру предлагается отражать это так: дебет 76, кредит 91-1, субсчет «Расчеты по депонированным суммам» – «Депонированная заработная плата списана по истечении срока востребования».
Конкретный пример депонирования
25 сентября 2016 г. сотрудникам ООО «Клиент-Сервис» была начислена заработная плата за сентябрь 2016 г.
27 октября 2016 г. компания сняла с расчетного счета для выплаты заработной платы 1 400 000 руб., оприходовав эту сумму в кассу.
Кассир выдавал заработную плату сотрудникам компании в период с по 28 по 30 сентября по платежной ведомости от 27.09.2016 № 123. В эти дни за своей заработной платой не явились двое сотрудников: А.П.Изуграфов (находился в командировке), должен был получить 14 800 руб., и С.И. Тарантаева (в связи с временной нетрудоспособностью по болезни), ей причиталось 17 200 руб.
В конце дня 30 сентября кассир ООО «Клиент-Сервис» сформировал реестр депонированных сумм, сделал записи в книге учета депонированной заработной платы и сдал депонированные суммы в банк.
Депонированная заработная плата была выдана:
В бухгалтерском учете ООО «Клиент-Сервис» это было отражено следующими проводками:
Как малому бизнесу работать с наличкой в 2021 году и не нарваться на неприятности
Порядок ведения кассовых операций не дает покоя чиновникам. Меняют в нем что-то постоянно. То упрощают бизнесу жизнь, то закручивают гайки. Разберем, что изменилось в последнее время в кассовой дисциплине, и как безопасно работать с наличкой в 2021 году.
Сначала о приятном
Спойлер: бумажной волокиты стало меньше.
Кассовый лимит
Организации и ИП – субъекты малого бизнеса могут не устанавливать кассовый лимит (п. 2 Указаний ЦБ РФ от 11.03.2014 № 3210-У). То есть на конец рабочего дня в кассе можно оставлять любую нужную сумму.
С 07.11.2020 налоговики обновляют реестр МСП ежемесячно. Так что сведения о новых субъектах малого бизнеса попадают в него оперативно.
Однако с окончанием 2020 года истек и мораторий на проверки кассовой дисциплины. Поэтому документы важно содержать в полном порядке. Если ваше предприятие решило не устанавливать лимит кассы, зафиксируйте этот факт приказом.
Порядок оформления кассовых операций
Поступление денег в кассу оформляют приходными кассовыми ордерами (форма КО-1), а выбытие – расходными кассовыми ордерами (форма КО-2).
Оформить документы может кассир, а вот подписывать их должен главбух или руководитель. Все операции по приходу и выбытию наличных вносят в кассовую книгу (форма КО-4). Документы можно вести как на бумаге, так и электронным способом.
ИП вправе не оформлять перечисленные выше кассовые документы, если они ведут налоговый учет. То есть учитывают доходы, расходы, физические показатели – данные, которые нужны для правильного расчета налогов.
Организации и ИП теперь могут вести кассовые операции через автоматические устройства без участия кассира. Главное, чтобы устройство умело распознавать на банкноте не менее четырех защитных признаков. Полный список признаков приводить не будем, его можно посмотреть в п. 1.1. Положения ЦБ РФ от 29.01.2018 № 630-П.
При загрузке денег в устройство заполняют расходный ордер. А изъятие денег оформляют приходником.
Идентификация получателя
Депонирование зарплаты
Отметка о депонировании зарплаты в ведомости теперь не нужна. Если на предприятии установлен кассовый лимит, то через пять дней невыданную зарплату нужно сдать в банк. Если лимита нет, можно оставить деньги в кассе.
Выдача денег под отчет
В заявлении от работника теперь не обязательно указывать сумму аванса и срок, на который его нужно выдать. Подпись руководителя на заявлении также не обязательна. Приказ о выдаче средств можно издать сразу на несколько человек. В приказе перечисляют фамилии работников, суммы и сроки выдачи денег под отчет.
Отменили трехдневный срок отчета по подотчетным суммам.
Теперь организации и ИП могут решать самостоятельно, через какой период времени работник должен сдать авансовый отчет. Выдавать деньги работнику снова можно даже тогда, когда он еще не отчитался за прошлые суммы.
Теперь о неприятном
Спойлер: государство хочет, чтобы бизнес работал по безналу.
Расходование денег из кассы
Не все деньги, которые поступили в кассу, можно взять и сразу истратить на какие-то цели. Фактически расходовать напрямую можно только выручку.
Хотя правила наличных расчетов (п. 1 Указаний ЦБ РФ от 09.12.2019 № 5348-У) и содержат еще несколько вариантов, на практике такие ситуации встречаются редко. Например: можно напрямую истратить наличку, поступившую по договору займа от МФО или ломбарда.
Получается, что если подотчетник сдал в кассу остаток средств, то выдать их, например, на зарплату или под отчет другому работнику, уже нельзя. Сначала деньги нужно положить на расчетный счет, а потом снова снять нужную сумму.
Выручку из кассы можно израсходовать на следующие цели:
Нельзя расходовать выручку на:
Ограничение по расчетам наличными
Максимальная сумма расчетов наличными между организациями и ИП в рамках одного договора осталась прежней: 100 тысяч рублей.
И вообще с 10.01.2021 бизнес будут контролировать жестче. Все операции по снятию или внесению на счет наличных больше 600 тысяч рублей будут попадать «на карандаш». И тот факт, что операция связана с хоздеятельностью предприятия, в расчет приниматься не будет. Эту информацию банк обязан передать в Росфинмониторинг, который, в свою очередь, может оповестить ФНС.
Контроль качества денег
Кассир теперь обязан проверять платежеспособность денег.
Поврежденные, но платежеспособные банкноты и монеты нужно принять в кассу. Деньги проверяют по признакам из п. 1 Указаний Банка России от 26.12.2006 № 1778-У. В частности: купюры могут быть изношенными, потертыми, надорванными, а монеты иметь мелкие механические повреждения.
А вот выдавать из кассы деньги, которые имеют хотя бы одно повреждение из списка в п. 2.9 Положения ЦБ от 29.01.2018 № 630-П, нельзя. Речь идет в частности о купюрах с посторонними надписями, штампами, сквозными отверстиями.
Поврежденные деньги нужно сдавать в банк.
Штрафы
За нарушение кассовой дисциплины организациям и ИП грозят штрафы по ст. 15.1. КоАП РФ:
Малый бизнес на первый раз может отделаться предупреждением, если не причинен ущерб здоровью и жизни людей, имуществу и отсутствует угроза чрезвычайных ситуаций.
Устали разбираться в дебрях законодательства? Боитесь наделать ошибок и попасть под штрафы? Обращайтесь к профессионалам. Специалисты Черной Бухгалтерии разберутся в нюансах вашего бизнеса, исправят ошибки в учете, заберут на себя общение с контролирующими ведомствами. Занимайтесь любимым делом без лишних забот.
Если хотите быть в курсе важных новостей и изменений, подписывайтесь на нас в соцсетях:
8. Депонирование нотариусом движимых вещей, безналичных денежных средств или бездокументарных ценных бумаг
Депонирование — относительно новый инструмент в российской практике. Однако у него большой потенциал в связи с исключительными правовыми гарантиями, которые получают стороны сделки. Рассказываем о деталях и преимуществах этого способа расчета.
Что такое депонирование имущества
Депонирование имущества нотариусом — это способ исполнения обязательств по сделке, когда должник передает имущество кредитору через нотариуса. Иными словами, нотариус принимает на хранение имущество от одного человека или юрлица (должника) и передает его второму (кредитору) после выполнения определенных условий сделки.
Депонирование может быть предусмотрено, например, в рамках сделки по купле-продаже квартиры. Должник (покупатель) переводит деньги на публичный депозитный счет нотариуса, а нотариус перечисляет эту сумму кредитору (продавцу) после того, как сделка состоится и Росреестр зарегистрирует переход права собственности на недвижимость.
Еще пример — приобретение автомобиля. В данном случае депонирование — хорошая альтернатива задатку. Это помогает избежать мошеннических схем, когда недобросовестный продавец просит покупателя внести задаток, а потом исчезает с деньгами и машиной.
Особенности такого способа расчетов
Кредитор получает право распоряжаться переданным нотариусу имуществом только после того, как будет исполнено условие, о котором стороны сделки договорились заранее. Таким условием может быть:
В нашем примере с квартирой — условием для передачи денег кредитору (продавцу) будет регистрация документов в Росреестре. До этого момента право собственности на деньги, переданные нотариусу, сохраняется за должником (покупателем жилплощади), при этом он считается исполнившим свое обязательство перед кредитором (продавцом).
Каким образом нотариус проверяет возникновение тех или иных условий, стороны определяют заранее — в договоре и/или в совместном заявлении на депонирование соответствующего имущества.
Нужно учитывать, что имущество, переданное на депонирование нотариусу, может храниться у него не больше пяти лет. Если за это время основания для передачи имущества кредитору так и не наступили, оно возвращается должнику.
Как воспользоваться депонированием
Если сделка заключена в простой письменной форме, с совместным заявлением о депонировании к нотариусу должны обратиться обе стороны. В заявлении определяется порядок, сроки и условия передачи имущества.
Если сделка, по которой необходимо депонирование, нотариально удостоверена, достаточно заявления одного должника, без присутствия кредитора. Вместе с заявлением должник должен предоставить нотариально удостоверенный договор или соглашение, в котором указано, что целью депонирования является передача имущества кредитору, прописаны срок депонирования, порядок и условия передачи имущества.
Депонировать можно любые движимые вещи, а также безналичные денежные средства и бездокументарные ценные бумаги. Напомним, движимые вещи — это любое имущество, которое не относится к категории недвижимости (включая наличные деньги и документарные ценные бумаги). То есть все, кроме земли и того, что с ней связано (здания, сооружения, земельные участки и другое), а также кроме подлежащих государственной регистрации воздушных и морских судов, судов внутреннего плавания и космических объектов.
Совершить депонирование имущества может любой нотариус по месту исполнения обязательства, следующего из договора. Найти ближайшего нотариуса можно здесь.
Подать заявление на депонирование нотариусом безналичных денежных средств можно удаленно, без личного визита в нотариальную контору. Для этого необходимо подписать заявление усиленной квалифицированной электронной подписью (УКЭП), и направить его вместе с необходимыми документами (в электронном виде) через личный кабинет на портале Федеральной нотариальной палаты.
Сохранность имущества, переданного на депонирование нотариусу
Нотариус обеспечивает сохранность имущества, переданного ему на депонирование, и несет гражданско-правовую ответственность за его утрату, недостачу или повреждение. Кроме тех случаев, когда это произошло из-за обстоятельств непреодолимой силы, либо из-за свойств вещей, о которых нотариус не знал и не должен был знать, либо в результате умысла или грубой неосторожности депонента (лица, передавшего имущество на депонирование нотариусу). Нотариус может отказать в депонировании движимых вещей, если у него нет технической возможности обеспечить их сохранность.
На имущество, переданное на депонирование нотариусу, не может быть обращено взыскание. Не допускается арест такого имущества или принятие в отношении его обеспечительных мер по долгам нотариуса либо должника. Сам нотариус также не может распоряжаться денежными средствами, находящимися на его публичном депозитном счете.
В случае банкротстве банка, где хранится депонированное имущество, денежные средства и иные депонированные объекты сохраняются, поскольку они не входят в конкурсную массу имущества банка.
юридические и физические лица, заключающие или заключившие между собой договор. Стороной договора может быть государство (Российская Федерация, ее субъекты), которые выступают на равных началах с иными участниками гражданско-правовых отношений. это лицо, которое в силу принятого на себя обязательства, обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие. уполномоченное государством должностное лицо, имеющее право совершать нотариальные действия от имени Российской Федерации в интересах российских граждан и организаций (юридических лиц). действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей. определенные действия (или бездействие), в результате которых изменяется собственник имущества. С переходом права собственности у нового собственника возникают законные основания для владения, распоряжения и использования имущества. Как правило, основанием для перехода права собственности является совершение сделки. земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых невозможно без несоразмерного ущерба их назначению, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства, а также части зданий, предназначенные для размещения транспортных средств (машино-места). К недвижимым вещам относятся также подлежащие государственной регистрации воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания. лицо, имеющее право требовать исполнения какого-либо обязательства должником правовая ситуация, в силу которой одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие (например, передать имущество, выполнить работу, оказать услугу, внести вклад в совместную деятельность, уплатить деньги и т.п.), либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности. соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей.
Договор денежного займа. Как применять безопасно для бизнеса?
В первый месяц с момента создания с займами сталкивается 80% начинающих предпринимателей. Размер уставного капитала на начальных этапах минимален, а на старте большинству проектов требуются вложения. Кто-то находит инвесторов, кто-то вкладывает собственные средства, – вариантов оформления таких сумм не так много: самые распространенные – это вклад в уставный капитал или займ. О последнем и поговорим в этой статье.
Начнем с базовых знаний: каждый руководитель обязан хотя бы минимально разбираться в основах и знать подводные камни, ведь с займами приходится сталкиваться постоянно.
Итак, в качестве предмета займа можно передать:
денежные средства (в том числе иностранная валюта с учетом ограничений);
вещи, определенные родовыми признаками;
Поскольку денежный займ наиболее распространенный, рассмотрим его особенности.
Выдать займ и получить его может как любое физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель, так и юридическое лицо. При этом (если конечно выдача займов и кредитов – не ваша основная деятельность) лицензия для этой операции вам не потребуется.
По общему правилу договор займа в письменном виде можно не заключать, если он составлен между физическими лицами и его размер не превышает более 10 тысяч рублей. Если хотя бы одна сторона – юридическое лицо – в любом случае. Да, расписка в Гражданском кодексе упомянута, но, как показывает практика, ее редко кто заполняет правильно, поэтому возьмите себе за правило – есть займ – есть договор.
Существенное условие, без указания которого договор будет считаться незаключенным только одно – сумма займа (п. 1 ст. 807 ГК РФ).
Сумму займа можно указать в рублях, условных единицах или в валюте, но если стороны – резиденты РФ, сами операции должны производиться исключительно в российских рублях.
Срок займа – определяется договором. Можно указать конкретную дату, можно период (например, календарный год), можно определить срок возврата моментом востребования.
В случае если займ предоставлен до востребования или срок не указан – сумма подлежит возврату в течение 30 дней со дня предъявления соответствующего требования. Вы можете предусмотреть договором иной срок возврата.
Досрочный возврат процентного займа допускается только в двух случаях:
с согласия займодавца. Его можно упомянуть в договоре, можно получить в виде отдельного документа;
в случае если это заемщик – гражданин, а займ предоставлен для личного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью, сумма может быть возвращена досрочно при условии предупреждения займодавца не менее чем за 30 дней до возврата.
Беспроцентный займ можно вернуть досрочно по умолчанию как полностью, так и частично, если такой запрет не установлен договором.
Если займодавец – гражданин, договор займа считается заключенным с момента перечисления денежных средств. Если юридическое лицо – можно указать в договоре обязанность по передаче суммы займа.
Если заимодавец в силу договора займа обязался предоставить заем, он вправе отказаться от исполнения договора полностью или частично. Это возможно при наличии обстоятельств, очевидно свидетельствующих о том, что предоставленный заем не будет возвращен в срок (п. 3 ст. 807 ГК РФ).
Как известно, займ может быть как процентным, так и беспроцентным. Проценты могут быть установлены как в твердом размере, так и в зависимости от курса валют, ключевой ставки и т.д.
Если в договоре отсутствует условие о процентах, займ по умолчанию признается процентным. Размер процентов при этом равен размеру ключевой ставки Банка России, проценты должны выплачиваться ежемесячно.
Из этого правила есть исключения. Займ считается беспроцентным, если в нем отсутствует условие о процентах в случаях:
если договор заключен между физическими лицами (в том числе ИП) на сумму не более 100 тысяч рублей;
по договору в качестве предмета займа передаются не деньги, а вещи, определенные родовыми признаками (10 т. зерна, мешок сахара)
физическое лицо – это ваш сотрудник или вы являетесь взаимозависимыми лицами (например, ваш учредитель);
если займ фактически является материальной помощью либо исполнением встречного обязательства, в том числе оплатой за товары (работы, услуги).
Не облагаем если одновременно:
целью займа было приобретение (строительство) жилья на территории РФ;
физическое лицо имеет право на имущественный вычет по расходам при приобретении (строительстве) жилья, земли (пп. 3 п. 1 ст. 220 НК РФ). Подтвердить этот вычет можно уведомлением от налогового органа.
Ставка НДФЛ для резидентов – 35%, для нерезидентов – 30%. Несправедливо, да.
Чтобы рассчитать материальную выгоду, нужно вычесть из суммы процентов, рассчитанной исходя из 2/3 ставки рефинансирования Банка России или 9% годовых при валютном займе, размер процентов по договору. Положительная разница признается доходом в виде материальной выгоды (пп. 1 п. 1, пп. 1 п. 2 ст. 212 НК РФ)
Удержание налога производится за счет любых выплат физлицу в денежной форме (например, из заработной платы). При этом удерживаемая сумма налога не может превышать 50% суммы выплачиваемого дохода в денежной форме.
Если никаких доходов в денежной форме вы физлицу не выплачиваете, у вас нет возможности удержать налог. Об этом, а также о сумме налога к уплате, необходимо сообщить самому физлицу и налоговому органу не позднее 1 марта года, следующего за годом, в котором возникла соответствующая ситуация (п. 5 ст. 226 НК РФ). После этого обязанность по уплате НДФЛ переходит к физлицу, получившему доход в виде экономии на процентах.
Сумма займа обычно передается посредством перечисления денежных средств на расчетный счет заемщика. Обращайте внимание на это условие – в какой момент обязательство займодавца по передаче займа (если оно есть) или заемщика по его возврату и уплате процентов считаются исполненным – это может быть момент списания денежных средств или их поступления. Особенно важным такое условие было в период массового отзыва лицензий у банков – часто возникали ситуации, когда платеж уже отправлен, но банк его не исполнил.
На мой взгляд, оптимальный вариант – указать момент зачисления денежных средств на корреспондентский счет банка стороны по договору.
Что касается наличных расчетов – помним об ограничении размера таких операций между юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями – 100 тысяч рублей в рамках одного договора.
Обращаю ваше внимание, что при возврате наличными денежными средствами займа, предоставленного для оплаты товаров, работ, услуг, а так же процентов по нему, необходимо применять ККТ. При этом неважно – возвращаете вы такой займ сами или его возвращают вам.
Что касается возврата займа наличными из кассы организации, стоит учитывать несколько моментов:
для возврата можно использовать только наличные, поступившие в кассу с расчетного счета (п. 4 Указания N 3073-У). То есть, вернуть займ из дневной наличной выручки нельзя. Придется сначала сдать деньги в банк, затем снять и только тогда выдать;
учитываем необходимость применения ККТ. При выдаче/возврате наличными займа, предоставленного для целей, не связанных с оплатой товаров (работ, услуг), ККТ применять не нужно, поскольку такая операция не отнесена к расчетам. Но тут ситуация довольно спорная – даже если в договоре прямо не указана цель получения займа – у организации или ИП легко отследить на что данный займ был потрачен. Как правило, это как раз и есть товары, работы, услуги. Получается, что при возврате такого займа наличными денежными средствами, лучше все же пробить кассовый чек с признаком расход.
В практике российских предпринимателей займы – очень частый вид сделки. Пожалуй, чаще встречаются только купля-продажа и аренда. Вот только займ для бизнеса – совсем непростой договор. Внимательно отнеситесь к отображению таких операций в вашей бухгалтерской отчетности – наличие займов влияет на финансовое положение компании, на ее способность привлекать инвесторов, получать субсидии и льготы.
Есть еще один момент, о котором обычно не говорят. Для налоговой инспекции займы – предмет пристального изучения. Особенно между взаимозависимыми лицами и особенно беспроцентные.
В первую очередь такие сделки оцениваются с точки зрения экономической целесообразности: если у организации миллионный долг по налогам, зачем в этот период на выдает займ сторонней организации, тем самым лишь ухудшая финансовое положение?
Все такие операции должны быть экономически оправданы с точки зрения получения коммерческой выгоды, а не ухода от налогов или блокировок счетов.
В противном случае такой займ может быть квалифицирован как доход со всеми вытекающими доначислениями налогов, пеней, штрафов.
Остались вопросы? Попробую угадать:
Могу ли я выдать займ, если моя организация не является микрофинансовой и не имеет лицензии?
Да, можете, лицензия нужна, если выдача кредитов и займов – ваша основная деятельность.
Облагается ли налогом на прибыль/УСН получение займа?
Ваш доход – только проценты по договорам займа. Вы получили чужие денежные средства и обязаны их вернуть. Сумма займа не облагается налогом на прибыль или налогом, уплачиваемым в связи с применением упрощенной системы налогообложения.
Можно ли выдать займы сотрудникам?
Можно, но не забывайте про материальную выгоду.
Можно ли вернуть займ учредителю переводом на его личный счет?
Можно. Обратите внимание: если займ целевой (на приобретение товаров, работ, услуг), и вы возвращаете его с применением электронного средства платежа – требуется применение ККТ.
Можно ли выдать займ до востребования?
Можно. По общему правилу заемщик будет обязан вернуть его в течение 30 дней с момента получения запроса.
Гражданский кодекс в большинстве случаев дает сторонам свободу договора. Используйте ее, учитывайте в договоре все важные условия: сумму займа, срок, проценты, порядок предоставления и возврата, порядок уплаты процентов, ответственность за непредоставление займа, за просрочку его возврата и уплаты процентов, обеспечение исполнения обязательств (залог, поручительство и т.д.)