девушка в военной форме ссср
Девушка в военной форме ссср
По приказу НКО №005 от января 1941 года, женщинам, занимающим строевые должности, полагалось носить форму полностью соответствующую мужской, т.е. пилотка, гимнастёрка, шаровары, обувь и прочее, со снаряжением соответствующего образца. Женщинам, на нестроевых должностях, полагались пилотка, гимнастёрка и юбка, но так как в армии переобмундирование занимает значительное время, большая часть женщин из числа кадрового состава продолжали носить форму в сочетании берет, гимнастёрка и юбка, как именно женский вариант обмундирования, хотя и полностью мужское обмундирование женщины так же носили, видимо в зависимости от выполняемых ими служебных задач.
Медсёстры госпиталей и медсанбатов, имевшие среднее медицинское образование, носили как минимум звание военфельдшера (2 «кубика»). Врачи с высшим медицинским образованием, призывавшиеся по окончании учебы в РККА, в большинстве своем носили звание военврача 3 ранга (1 «шпала»), редко старшего военфельшера (3 кубаря).
И тем не менее, в начальные месяцы войны, женщины на передовой были либо из отступающих или разгромленных частей, то есть те же штабные которых не сумели отправить в тыл, например связисты как правило были в достаточном количестве из подготовленных бойцов кадровой армии, это к осени-зиме когда подготовленные кадры иссякли, когда кадровыми бойцами всех специальностей латали прорехи на фронте используя их как простых стрелков.
Советские женщины в военное время
В мессенджерах началась акция акция «Георгиевская лента», текст такой «Наши деды дали нам жизнь и мирное небо. Поддержи акцию!«.
Не спорю деды дали! Много дедов, отцов, братьев и сыновей погибло. Но давайте не забывать о наших бабушках, которые воевали, трудились, помогали как могли в это тяжелое время. Моя бабушка была ветераном труда, с 14 лет она работала, потому что началась война. Медали и льготы она получила значительно позже.
Отдельно я соберу информацию про послевоенную жизнь женщин прошедших войну. Им действительно было тяжело и было неприятие со стороны женщин, которые не воевали. Но об этом отдельно. Сегодня пост о женщинах в военное время…
1941, Бойцы Красной Армии в деревне. Фото Б. Вдовенко
1941, Строительство укреплений. На подступах к Москве. Фото Д. Бальтерманца
1941, Жители Ростова-на-Дону строят баррикады. Фото Б. Ярославцева
1941, Женщины-партизанки. В оккупированном районе Подмосковья. Фото М. Бачурина
1942, Изготовление деталей для снарядов на оборонном заводе. Москва. Фото Я. Халипа
1942, Изготовление головных частей к снарядам реактивной артиллерии большой мощности на оборонном заводе. Фото Я. Халипа
1942. Очистка питьевой воды во фронтовой лаборатории. Фото Л. Доренского
1942. В доме отдыха для командиров. Фото Б. Вдовенко
1945. Регулировщица Таня — Артемьева Татьяна Александровна. Фото М. Редькина
Оператор и штурман 586-го истребительного авиационного полка в штабе наведения во время Великой Отечественной войны. Ноябрь 1941 года
Девушки-санитарки во время Великой Отечественной войны. Ноябрь 1942 года
Антонина Лебедева, летчик-истребитель. Погибла в июле 1943 года в деревне Выползово под Курском.
Дагестанские девушки – участницы Великой Отечественной войны 1941-1945 годов. В центре – Галина Пуренкова (Курлина).
Великая Отечественная война 1941 — 1945 годов. Рига после освобождения. Октябрь 1944 года.
Герой Советского Союза заместитель командира эскадрильи 125-го гвардейского авиационного женского полка Мария Долина. Июль 1944 года
Герой Советского Союза штурман полка Григорий Сивков, штурман звена Екатерина Рябова, летчик Марина Чечнева и заместитель командира штурмового авиаполка по политчасти Афанасий Кущ. Снимок сделан на Кубани летом. 1944 год. Великая Отечественная война 1941-1945 года.
Литовские партизаны в Вильнюсе в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 годов. Фото сделано в июле 1944 года
Молодые крымские партизаны. Май 1944 года
Великая Отечественная война 1941-1945 гг. Украинские партизанки. Сентябрь 1944 года
Молодые поляки поднимают флаг над освобожденным Люблином во время Великой Отечественной войны. Июль 1944 года
Военная регулировщица Мария Шальнева на Александерплац в Берлине. 1 мая 1945 года
Женщины передают пленным одежду и еду
Партизанка доит корову. Август 1943 года
Советские летчицы из женского 46-го гвардейского ночного бомбардировочного авиаполка, Герои Советского Союза Руфина Гашева (слева) и Наталья Меклин у самолетов По-2. Одни из самых результативных летчиков советской военной авиации по боевым вылетам. Руфина Сергеевна Гашева (р. 1921) — штурман, за годы войны совершила 848 боевых вылетов. Наталья Федоровна Меклин (Кравцова) (1922–2005) — летчик, 980 боевых вылетов. Звание Героя Советского Союза обеим девушкам присвоено 23 февраля 1945 года. После войны обе закончили Военный институт иностранных языков. В отставку каждая вышла в звании майора. 1945 год. Автор: Иван Шагин
Девушки знаменитой 2-й гвардейской Таманской дивизии: медработники, связистки, телефонистки. Фото сделано в двадцатых числах мая 1945 года в Кенигсберге
Пленные советские женщины-военнослужащие в Невеле (ныне Невельский район Псковской области). 26.07.1941
Девушки-ополченцы готовятся к отбытию на защиту Москвы.
Девушки-бойцы противовоздушной обороны несут боевое дежурство на крыше дома № 4 по улице Халтурина (в настоящее время — Миллионная улица) в Ленинграде. Справа — Кировский мост (в настоящее время — Троицкий).
Советская санитарка оказывает помощь раненому красноармейцу под вражеским огнем.
Советская регулировщица на улице освобожденного Выборга. Выборг, Ленинградская область. Время съемки: 21.06.1944. Автор: Григорий Чертов. Источник: vbgcity.ru.
Девушки 487-го истребительного авиаполка. На фото сидит слева сержант О.Доброва. Надписи на обороте фотографии: «Маша, Валя, Надя, Оля, Таня — девушки нашей части п/п 23234-а». Щигры, Курская область. 29.07.1943
Советские девушки-добровольцы направляются на фронт. Лето 1941 года
Партизанки, участвовавшие в освобождении Крыма. Поселок Симеиз на южном берегу Крымского полуострова. Источник информации о фото: РГАКФД, архивный номер 0-251062.
Девушки-снайперы на марше. Подольск, 1944 г.
Гражданское население строит баррикады на улицах Одессы. Август 1941 года
Советские женщины готовят красноармейцам подарки к Новому году. Декабрь 1941 года
Жители блокадного Ленинграда убирают урожай капусты на огороде у Исаакиевского собора. Сентябрь 1942 года
Жители блокадного Ленинграда берут воду из проруби на Неве. Январь 1942 года
Советские военнослужащие-участники штурма Кенигсберга — перед отправкой домой.
Женщины роют противотанковые рвы под Москвой осенью 1941 года.
Советские войска вступают в освобожденную Одессу
Три советских девушки в отряде партизан, во время Второй мировой войны
Работница завода подготавливает минометы к отправке на фронт во время Великой Отечественной войны. Февраль 1942 года
Ученица школы трудовых резервов работает на токарном станке. Декабрь 1941 года
(фото и подписи к ним с сайта https://moiarussia.ru/)
Я обязательно продолжу свою серию постов «Несломленные».
«Девочек на фронте нет, а есть солдат»: красота на войне — как это было
Восприятие общества
«Женская» тема всегда замалчивалась или освещалась крайне скудно. Историк Виктория Петракова, заместитель начальника научного отдела Российского военно-исторического общества, говорит, что первые исследовательские работы стали появляться только в 1960-е годы. Репутация участниц войны была изрядно дискредитирована негласной институцией так называемых походно-полевых жен – подруг офицеров, которые жили с ними на фронте за нехитрые блага.
Одежда
Как бы нам ни хотелось поддерживать романтический образ девушки в приталенной гимнастерке и берете, из-под которого выглядывают идеально уложенные локоны, фронтовой быт был максимально чудовищен. Женская форма появилась в широком доступе только в 1943 году – до этого большинство получали мужскую. «3 августа 1941 года в СССР было введено обмундирование для военнослужащих женщин, занимавших нестроевые должности начальствующего состава. Оно состояло из берета, пальто и платья, – рассказывает историк Людмила Сахарова. – Но на практике девушки одевались в мужскую одежду и сапоги больших размеров, в которых было тяжело передвигаться. На зиму выдавали огромные ватные штаны, и они были настолько велики, что приходилось подпоясываться веревкой под мышками. Поверх этого сооружения надевали гимнастерку и уже на талии затягивали обычный ремень». Даже запоздалое введение женских комплектов не сильно облегчило ситуацию: в них входили юбки, которые были неудобны связисткам и снайпершам, чья работа связана с передвижениями по земле.
Гигиена
Возможности ухаживать за собой не было вообще. Доступ к одежде и минимальной косметике появился в 1944 году, когда началось освобождение оккупированных территорий. «За весь период на фронте я была в бане один раз, – вспоминает Нина Смаркалова, героиня документальной книги «А зори здесь громкие. Женское лицо войны». Гигиенические проблемы решались радикально. «Мы обмывались из лужиц, а зимой натирались снегом, –рассказала нам Мария Дмитриева (Кузнецова), которая служила на Волховском, Ленинградском и 2-м Прибалтийском фронтах. – Никаких бань и в помине не было». «Легче приходилось женщинам, работавшим в госпиталях медсестрами, нянечками, уборщицами, поварихами. Они могли взять горячую воду, немного бинтов и ваты, даже спирт, которым растирали друг друга», – говорит Людмила Сахарова.
Ни послаблений, ни приспособлений для женщин во время менструации, естественно, не предусматривалось. В индивидуальный перевязочный пакет входили вата и бинты, но в некоторых войсках их недоставало. « мы использовали листья, а зимой – снег», – объясняет связистка Валентина Лихачева (Сепова), которая принимала участие в освобождении Новороссийска, Тамани, Керчи, Севастополя, Минска, участвовала в боях на территории Восточной Пруссии и штурме Кёнигсберга.
Мария Дмитриева, 95 лет, на фронте была писарем и комсоргом батальона:
«В фильмах о войне постоянно какие-то разговоры, даже сплетни, хотя на самом деле нам было некогда этим заниматься. спать постоянно хотелось, но на усталость никто внимания не обращал. И на снегу иногда засыпали, веточки под себя подкладывали, чтобы легче было. Травмы, естественно, случались на фронте, но я все равно счастлива, потому что осталась жива!»
С оправлением естественных надобностей все было ненамного поэтичнее. Ирина Дунаевская рассказывает авторам книги «А зори здесь громкие»: «Был общий туалет – будка над ямой. Если вас, женщин, двое в части, то надо группироваться – одна стоит на подступах и не пускает мужиков, а вторая в это время делает свои дела.
Если часть в обороне и ходы сообщения и окопы тесно населены, то тихого уголочка не найдешь. Так что надо в каком-то месте поспокойнее вылезать на бруствер, а там трассирующие пули».
Прически
Вши были у всех. «Когда зимой останавливались в Эстонии, зашли во двор к одной женщине, – вспоминает Мария Дмитриева. – Я спросила про гребень для волос, она дала. Едва я начала расчесываться, вши так и посыпались. Женщина помочь взялась, сказала, что у нее остался керосин. Она оставляла себе, чтобы лампу зажечь, у нее совсем чуть-чуть было, но дала, не пожалела. Мы им смазывали волосы, чтобы уничтожить гнид». «Спать невозможно было: поднимешь бушлат, соскоблишь с себя палочкой вшей и выбросишь в форточку, – рассказывает героиня книги «А зори здесь громкие» Надежда Гейжа.
«Женщин стригли коротко, – говорит Людмила Сахарова. – Фронтовички друг другу обрезали волосы, командование находило подчиненных, кто мог это сделать».
Женщины за границей
Подход к быту и красоте был иным в США и у стран-союзниц. Тогда стал популярен слоган «Beauty is your duty»: красота как патриотический долг перед защитниками отечества. В ходу были плакаты с пинап-девушками, которые волновали и вдохновляли солдат. Военнослужащие женщины обычно не допускались к прямым боевым действиям: в основном они работали связистками, поварами, медиками, но иногда и летчицами. Последнее было крушением стереотипов.
Отношение сослуживцев-мужчин оставалось в лучшем случае покровительственным. В американских пропагандистских роликах того времени ведущий умиляется «мускулам на этих хорошеньких ручках», «ногтям, с которых смыли лак» и демонстративно сбивается, когда девушки на экране начинают задирать ноги в процессе армейской тренировки.
Макияж
Женщины на службе обязаны были прекрасно выглядеть: на знаменитой фотографии, где британская связистка Элизабет Гурлей передает радиосообщение союзникам, у нее идеально уложены волосы. Производство косметики, хоть и изрядно сократилось, но барахталось на плаву. Широко известно было, что Гитлер ненавидит макияж, особенно яркий – и несколько предприимчивых брендов построили на этом свои кампании. Больше всего производилось помад – недорого и символично. По легенде, сам Уинстон Черчилль призывал женщин красить губы для поднятия боевого духа солдат. «Помада стала символом непобедимой женственности перед лицом опасности», – пишет гарвардская исследовательница Сара Шаффер в работе Reading Our Lips.
Людмила Сахарова приводит пример: Элизабет Арден и Элен Рубинштейн выпустили свои версии «патриотических» красных помад с говорящими названиями – Victory Red, Fighting Red, Commando. Арден создала мейкап-набор для морских пехотинок, и цвет помады в нем гармонировал с оттенками формы.
Валентина Лихачева, 94 года, на фронте была связисткой:
«Очень тяжело было. Постоянно сидишь как на работе, нужно следить за тем, что происходит. Все время бомбежки приходилось ходить через болота, с катушкой, винтовкой, телефоном и рюкзаком. Но все выдерживала, потому что правда любила страну. Мне как-то мой будущий муж сказал: «девочек на фронте нет, а есть солдат». Да мы и не обращали внимания на усталость. Все воевали из последних сил».
Военный долг
Не надо думать, что европейки и американки на фронте только и делали, что красили губы. На них легла двойная нагрузка: служить родине всеми возможными способами плюс быть «красивыми и вдохновляющими». Женщины, несмотря на помады, часто не могли позволить себе помыться: дефицит шампуня и мыла был тотальным. Сандра Лоренс в исследовании для The Telegraph рассказывает, что уже в 1942 году косметическая индустрия Британии сильно просела (зато вырос черный рынок). Правительство запретило использовать металл для помадных тюбиков, и находчивые девушки стали подкрашивать губы свекольным соком. Попробовали делать из него и тушь, но она сильно раздражала глаза. Овощным соком красили волосы, а если нужна была бритва, затачивали пемзу для ног.
И все это проделывалось не столько из собственного желания, сколько из необходимости «не раскисать».
Романтизация войны естественна для общества – и как этап переживания национального травматического опыта, и как естественное желание забыть за подвигом все некрасивое, что ему сопутствовало. Но что бы ни говорили патриотические плакаты 1940-х и современные фильмы, война – это всегда грязно и некрасиво. И если уже некому сказать «спасибо», нужно просто не забывать.
Текст: Мур Соболева для Cosmopolitan Beauty
Послевоенная мода. Военная форма, женские шляпки, пиджаки стиляг
Какой была мода второй половины 1940‑х годов? Эпоха противоречива: с одной стороны, страна восстанавливается после войны и людям вроде бы не до красивых нарядов. С другой — когда, как не сейчас, свободно вздохнуть и вспомнить, что одежда может быть способом самовыражения: не только практичной, но и красивой. VATNIKSTAN рассказывает о модных тенденциях послевоенного периода, влиянии трофейного кино на массовую моду и стилягах.
Модные тенденции второй половины 1940‑х годов
После войны мода в СССР остаётся уделом «избранных», преимущественно женщин и горожан. Одежды не хватает, поэтому практичность и долговечность большинство людей ценят сильнее красоты.
Государство в этот период признаёт важность моды: она представляется партийцам одним из средств пропаганды и даже орудием борьбы в Холодной войне. Правительство хотело, чтобы в СССР шили современные наряды по собственным эскизам, а не копировали Запад. Для этого в 1944 году начал работу Московский дом моделей одежды. Под его руководством советская швейная промышленность должна была стать «синтезом лучшей мировой и отечественной практики».
Журнал Московского дома моделей
Пожалуй, главная тенденция массовой моды конца 1940‑х годов — подражание западным образам, которые советские граждане узнавали из кинематографа. Трофейные ленты показывали в кино без уточнения, в какой стране они сняты. Показу предшествовали титры наподобие таких:
«Этот фильм взят в качестве трофея после разгрома Советской Армией немецко-фашистских войск под Берлином в 1945 году».
Больше всего зрителей привлекали развлекательные, познавательные и музыкальные ленты: «Индийская гробница», «Охотники за каучуком», «Тоска», «Чио-Чио-сан», «Девушка моей мечты», а также биографии Рембрандта, Моцарта, Шиллера. Кино было не только вариантом времяпрепровождения, но и источником вдохновения. Так, советские модницы вдохновлялись образами немецких актрис, подражали их нарядам и причёскам.
Немецкая актриса Марика Рёкк в фильме «Девушка моей мечты» (1944)
Значение трофеев для моды упоминал и Эдуард Лимонов в книге «У нас была великая эпоха»:
«На барахолках страны приземлились и пошли по рукам платья, костюмы, пальто для всех полов и возрастов — „трофейное барахло“, вывезенное солдатами в вещевых мешках из покорённой Германии… Каталогом и гидом для путешествий по морю кожаных тирольских шорт, румынских, итальянских и венгерских военных пальто и детских берлинских костюмчиков служили американские фильмы… Глядя на голливудских девушек и суровых гангстеров в двубортных костюмах и шляпах, запоминала русская молодёжь модели одежды».
Одежду на заказ в этот период почти не шьют, для большинства это слишком дорого. Начинается массовый пошив готовой одежды, из многообразия которой предлагалось формировать собственный стиль.
Московский дом моделей одежды
Можно предположить, что в катастрофически трудные годы войны развитие моды в Советском Союзе остановилось. Однако это правда только отчасти. Возрождение отрасли ожидаемо стартовало в Москве. Уже в 1944‑м в столице начал работу Московский дом моделей одежды (МДМО).
Перед этим учреждением правительство ставило несколько задач: создание новых современных моделей, внедрение их в массовое швейное производство, а также контроль предприятий в сфере лёгкой промышленности. Если первые два направления давались учреждению относительно легко и вписывались в видение его руководителей, то для контроля у Дома моделей не было ни ресурсов, ни полномочий. Эти противоречия сохранятся на протяжении всех десятилетий работы МДМО.
Дом моделей создавали на базе ведущих столичных учреждений моды 1930‑х годов — художественного ателье на Кузнецком мосту и треста «Мосиндодежда».
Здание дома моделей на Кузнецком мосту
Сложилась двойственная ситуация: государство хотело развивать моду, но не имело для этого денег. У Дома моделей не было собственной машины, а за помещение на Кузнецком мосту пришлось побороться с военными учреждениями. Планировалось, что МДМО будет разрабатывать модели одежды для швейных фабрик, а те будут платить ему за новые выкройки. Учреждение должно было стать самоокупаемым и не требовать на свою деятельность денег из бюджета. На практике схема оказалась нерабочей, потому что швейные предприятия не хотели покупать новинки и шили по старым образцам 1920‑х и 1930‑х годов.
Источником дохода Дома моделей в годы войны стали заказы Главособторга. Работники МДМО не только разрабатывали эскизы новой одежды, но и сами шили её небольшими партиями. Хотя изначально такая задача перед ними не ставилась. В 1945–1947 годах МДМО перестроится на гражданскую одежду и снова будет производить её самостоятельно, а не только готовить выкройки.
Предполагалось, что после войны Дом моделей создаст концепцию «советской моды». Она должна была стать основой для планирования в лёгкой промышленности на годы вперёд. При этом МДМО настоятельно призывали «не брать иностранные журналы мод и копировать, а создавать своё». Мода рассматривалась как средство пропаганды и источник повышения культуры граждан. Так сформировался основной принцип советского моделирования нарядов — «нужно соединить мечту и фантазию художника с мастерством конструктора и современной техникой производства», как гласила формула искусствоведа-конструктора МДМО Наумовой.
Советскую моду, по мнению правительства, должен был отличать демократизм, массовость, «бессословность» и общедоступность. Таким образом она противопоставлялась «западной» моде, которая, по представлению партийцев, была «привилегированной» и «буржуазной». При этом не запрещалось заимствовать передовой мировой опыт. В общем, сплошные противоречия.
Для популяризации своей деятельности Дом моделей проводил выставки и показы мод, где представлял новые коллекции. Модные показы сопровождались рассказами искусствоведов, а посетители стационарных выставок могли заполнить анкету и поделиться мнением о представленной одежде. С 1951 года каждый посетитель мог получить консультацию для создания индивидуального стиля.
Дом моделей будет работать несколько десятилетий, а расцвет его деятельности придётся на 1960–1970‑е годы.
Как выглядели советские модницы
Женщины оставались основными заказчиками модной индустрии. Все, кто мог покупать новую одежду и избавиться от практичных мужеподобных нарядов, при первой же возможности делали это. Речь, конечно, о жительницах крупных городов, где уже работали дома мод — Москве, Ленинграде, Минске, Киеве, Риге, Львове.
Модница второй половины сороковых носила:
Набор не случаен — мы уже рассказали о трофейных кинолентах, героини которых блистали именно в таких нарядах. В женскую моду прочно вошли наплечники, которые делали силуэт похожим на песочные часы. Их пришивали не только к пальто, но и к блузкам, и платьям. Некоторые историки моды предполагают, что эта тенденция связана с желанием женщин выглядеть сильнее, так это или нет — судить не берёмся. Например, брюки почти не носили, хотя, разумеется, никаких запретов на них не было.
Другой обязательный атрибут модницы — маленькая шляпка: «таблетка» (круглая шляпка, сдвинутая на макушку) и «арбузная корка» (полумесяц от уха до уха). Преимущество таких шляпок в том, что большая часть волос остаётся открытой, а значит, можно продемонстрировать и причёску, и новый головной убор. Иронично, что такие шляпки называли «менингитками», хотя их любительницы утверждали, что они отлично оберегают голову от мороза.
Параллельно с немецким стилем в моду вошёл испано-латиноамериканский. Для советских женщин он выражался в юбках и платьях в горошек, беретах и тюрбанах. Последние трудно было найти в продаже, потому их роль исполняла сложенная полоской косынка, которую заматывали на макушке концами вверх.
Если одежду ещё можно было найти в магазинах, то обувь и чулки в послевоенные годы были в остром дефиците. Достать капроновые чулки считалось большой удачей. Впрочем, эта проблема была характерна не только нашей страны, а для всей послевоенной Европы. Зарубежные модницы решали проблему творчески — рисовали швы и пятки на ногах или красили кожу в цвет чулок. Делали ли так в СССР, точно неизвестно — найти фотографии или другие источники не удалось. Советские женщины заменяли чулки белыми носочками и носили с туфлями и босоножками.
Мужская мода
Мужская мода развивалась не так бурно, как женская. Большинство мужчин продолжали носить военную форму: не только из-за недостатка новых костюмов, но и из-за популярности образа военного-защитника в целом.
Популярны свободные широкие силуэты, двубортные пиджаки, длинные кожаные пальто и куртки на молнии — их называли «москвички» или «хулиганки». Во второй половине 1940‑х годов носят рубашки с мягким воротником, укороченные пиджаки, брюки-гольф и вязаные свитера. Галстуки широкие и короткие (в противоположность узким галстукам стиляг), узор в горошек или в полоску. Тона преимущественно тёмные, достать костюм светлого оттенка или в полоску считается роскошью. Из головных уборов — фетровые шляпы и кепки-восьмиклинки, прозванные в народе «лондонками».
Стиляги
У большинства сейчас слово «стиляги» прочно ассоциируется с одноимённым фильмом Валерия Тодоровского. В этой музыкальной истории яркие молодые ребята-стиляги противопоставлены скучным и серым комсомольцам. Противостояние в фильме показано гротескно, хотя и в реальности стилягам приходилось убегать от комсомольских активистов.
Общественное мнение нередко видело в стилягах тунеядцев, прохиндеев, хулиганов и, конечно, «подражателей западу». Пожалуй, это стремление выделиться, модно одеться на западный манер и вызывало больше всего недовольства. Внешний вид стиляг высмеивали в карикатурах и фельетонах:
Иностранцы! Иностранки!
Нет! От пяток до бровей
Это местные поганки
Доморощенный Бродвей.
«Бродвеем» на сленге стиляг именовалась правая сторона улицы Горького, одного из главных мест сбора стиляг в столице.
Внешний вид стиляг эволюционировал. В самом начале их облик действительно был почти карикатурным: яркие широкие штаны, мешковатые пиджаки, носки кричащих цветов и широкополые шляпы.
Из воспоминаний Дмитрия Беляева, автора фельетона про стиляг «Типы, уходящие в прошлое»:
«В дверях зала показался юноша. Он имел изумительно нелепый вид: спина куртки ярко-оранжевая, а рукава и полы зелёные; таких широченных штанов канареечно-горохового цвета я не видел даже в годы знаменитого клёша; ботинки на нем представляли собой хитроумную комбинацию из чёрного лака и красной замши. Юноша опёрся о косяк двери и каким-то на редкость развязным движением закинул правую ногу на левую. Обнаружились носки, которые слепили глаза, до того они были ярки…»
Ближе к 1950‑м годам образ «типичного стиляги» изменился. Стали носить узкие брюки-дудочки, более аккуратные пиджаки с широкими плечами, тонкие галстуки-селёдки, причёску «кок» и лаковые туфли на светлой каучуковой подошве. Девушкам стать «стилягой» было ещё проще — достаточно было ярко накраситься, завить волосы и надеть узкую юбку.
Чего хотели стиляги? Вопрос до сих пор остаётся дискуссионным. Пресса того времени и общественное мнение пытались представить их как лентяев и идейных врагов, которые стремятся подражать «буржуазному образу жизни». Их обвиняли в «низкопоклонстве перед западом» и в том, что они не разделяют коммунистические ценности. Историки видят причину появления такой субкультуры в активизации международных контактов СССР: дипломаты привозили одежду и музыку из зарубежных стран, поэтому их дети стремились вести другой образ жизни.
Можно предположить, что для молодёжи идейная сторона оставалась второстепенной. Стиляги вообще отличались нарочитой аполитичностью. Модная, непохожая на скучную школьную форму одежда, красивые танцы под заграничные ритмы и своя «тусовка» были способом самовыражения и дарили ощущение красивой жизни «как в кино».
Мода второй половины 1940‑х характеризуется противоречиями: стремление модно одеваться ограничивалось нехваткой денег, отсутствием товаров, а иногда и общественным мнением, как в случае со стилягами. Жители СССР в поиске новых образов нередко вдохновляются западным кинематографом. Правительство понимало значимость хорошей современной одежды и уже в 1944 году учредило Дом моделей, но нагрузило его дополнительными непосильными задачами — контролировать всю швейную промышленность. Дом моделей будет определять модные тенденции следующие несколько десятилетий.
Читайте другие статьи цикла «История советской моды Виктории Мокиной»: