диадок счет фактура с 1 июля 2021
Электронные счета-фактуры станут обязательными для прослеживаемых товаров
С 1 июля 2021 года в России вводится национальная система прослеживаемости — заканчивается двухгодичный добровольный эксперимент. Участникам оборота понадобится настроить отправку и прием электронных счетов-фактур или первичных документов для неплательщиков НДС.
Зачем нужна прослеживаемость товаров
Система прослеживаемости — еще один инструмент контроля над перемещением товара, наряду с маркировкой. Система будет действовать как внутри страны, так и между государствами на территории Евразийского экономического союза (ЕАЭС). К международному соглашению подключились Армения, Беларусь, Киргизия и Казахстан. С помощью механизма прослеживаемости страны-участники хотят ликвидировать серый импорт, исключить ввоз контрафакта, повысить собираемость налогов и таможенных платежей. Национальная система прослеживаемости дополняет существующие виды надзора. К налоговому и таможенному контролю добавится также контроль оборота товаров.
Чем прослеживаемость отличается от маркировки
Основные отличия двух систем контроля перемещения товара:
Планируется, что с 1 января 2023 года передача сведений по прослеживаемости в ФНС будет происходить в режиме реального времени. Электронные документы, содержащие РНПТ, оператор ЭДО будет направлять в ФНС. Как и при маркировке, данные будут передаваться при подписании с двух сторон.
У кого появятся новые обязанности
Прослеживаемость коснется импортеров, а также всех участников товарооборота, которые перепродают, передают, утилизируют, конфискуют и вывозят продукцию из страны. Новые обязанности появятся у организаций и ИП, независимо от системы налогообложения. Налогоплательщики должны будут сдавать в ФНС ежеквартальный отчет об операциях с прослеживаемыми товарами, а также уведомления об остатках, о вывозе в страны ЕАЭС или ввозе из них. Документы нужно передавать в налоговые органы в электронном виде. Формы документов и правила их заполнения вы найдете в письме ФНС России от 14.04.2021 № ЕА-4-15/5042@.
Как выставлять и принимать счета-фактуры
Федеральный закон от 09.11.2020 № 371-ФЗ внес правки в Налоговый кодекс РФ. С 1 июля организации обязаны выставлять электронные счета-фактуры, в том числе корректировочные, по всем операциям, подлежащим прослеживаемости, кроме:
Покупатели обязаны обеспечить прием электронных счетов-фактур с 1 июля. Электронные счета-фактуры обязательны, даже если организация не является плательщиком НДС.
Для работы с прослеживаемыми товарами в файлах документов (счетов-фактур или первичных документов) надо будет заполнять дополнительные реквизиты: регистрационный номер партии товара (РНПТ), единица измерения и количество прослеживаемого товара. В системе ЭДО Контур.Диадок уже сейчас можно вносить специальные реквизиты в перечисленные электронные документы. Их визуализации будут доработаны в сервисе к 1 июля.
Как подготовиться к прослеживаемости
Если организация работает с прослеживаемыми товарами, следует перейти на партионный учет и начать вести справочник номенклатур в программе учета. Для обмена электронными счетами-фактурами необходимо наладить ЭДО с контрагентами.
Сергей Киселев
Эксперт сервиса Контур.Диадок
Прежде всего проанализируйте список ваших поставщиков и покупателей и определите готовность каждого из них к переходу на ЭДО. Если контрагент уже работает в системе ЭДО, отправьте приглашение к обмену электронными документами. С клиентами других операторов ЭДО начните настраивать роуминг. Тем, кто ведет документооборот на бумаге, расскажите о необходимости перейти на новые технологии. С 1 июля продажу и покупку прослеживаемого товара обязательно оформлять в электронном виде. Уже в октябре при подготовке налоговых деклараций нужно учитывать новые требования и при запросе ФНС представлять электронные документы, содержащие специальные реквизиты.
Какие товары подлежат прослеживаемости
Окончательный список в разработке. Пока участники оборота ориентируются на печень товаров, утвержденный для добровольного эксперимента Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.06.2019 № 807:
Диадок поддержал новый формат УКД в API
Изменение формата скоро поддержим в веб-интерфейсе и остальных интеграционных решениях. Для корректной работы интеграционные решения понадобится обновить. В статье расскажем, как это сделать, сравним старый и новый форматы, поделимся новостями о поддержке формата в Диадоке.
С октября 2021 года выставлять корректировочные документы в электронном виде можно только в новом формате по Приказу ФНС России № 736. Приказ № 189 перестанет действовать. До 1 октября налогоплательщики могут выставлять корректировочные документы и в старом, и в новом форматах. Налоговые органы будут принимать файлы в старом формате до 1 января 2025 года при условии, что они созданы до 1 октября 2021 года.
В Диадоке поддержку и возможность отправки документов в старом формате ограничим с 1 октября 2021 года.
Сравнение старого и нового форматов
Об изменениях в формате вы можете прочитать в предыдущей статье, в основном они связаны с введением обязательной маркировки и прослеживаемости товаров.
В новом формате в табличной части должны присутствовать только те товары, по которым произошли изменения (поменялась сумма). Становится невозможным включение позиций, по которым ничего не изменилось. Формат предусматривает только значения изменений больше нуля.
В случае если для позиции нужно поменять только коды маркировки без изменения суммы или количества — необходимо сформировать исправление.
API Диадока
В API Диадока обновленный формат уже доступен пользователям для отправки и подписания.
Решение на основе API Диадока понадобится доработать. Если интеграцию делал подрядчик или ваш IT-отдел, им помогут документация по API Диадока и описание формата. Чтобы получить консультацию специалистов Диадока, обратитесь к вашему менеджеру.
Веб-интерфейс
До конца апреля появится визуализация для УКД, КСФ, иУКД, иКСФ в новом формате.
Летом добавим возможности подписывать входящие и формировать корректировочные документы с помощью редактора.
Модули для 1С
В модулях Диадока для 1С новый формат станет доступен весной.
До конца апреля выйдут обновления модулей «Стандарт» и «Про» для всех поддерживаемых конфигураций. Пользователи смогут принимать и отправлять корректировочные документы в новом формате.
Как обновить модуль:
Решение Контур.ERP Диадок будет доработано после выпуска обновлений SAP.
Коннектор
Во всех типах Диадок.Коннектора возможность обработки документов в новом формате станет доступна до конца апреля. После этого мы отправим на почту инструкции по обновлению.
Запуск системы прослеживаемости перенесен
Раньше ФНС сообщала, что система обязательной прослеживаемости заработает с 1 июля 2021 года, но сроки сдвинулись. О новой дате запуска пока не проинформировали.
С 1 июля 2021 года у юрлиц и предпринимателей, которые реализуют прослеживаемые товары, должны были появиться новые обязанности. Однако 30 июня ФНС опубликовала письмо № ЕА-4-15/9208@, в котором сообщила, что запуск системы откладывается до момента вступления в законную силу Постановлений со списком товаров, подлежащих прослеживаемости.
Что с этим делать
Работать в прежнем режиме и следить за новостями. Подавать в налоговую отчеты об операциях с прослеживаемыми товарами и формировать электронные счета-фактуры с новыми реквизитами пока не требуется.
Перенос даты запуска системы не означает, что законодатель отказывается от обязательной прослеживаемости. Запланированные изменения вступят в законную силу, но когда — еще неизвестно. Мы следим за новостями и сообщим, как только появится официальная информация.
Что будет с печатными формами
1 июля вступила в силу новая редакция Постановления № 1137 — Постановление № 534. Внесены изменения в печатные формы для документов в формате Приказов № 820 и 736. Формат электронных документов не изменился. Документы по-прежнему формируются по Приказу № 820.
Изменения в печатной форме не являются причиной для отказа в подписании электронного документа. Если контрагент отказывает вам в подписи, обратитесь, пожалуйста, к нему.
Ответы на частые вопросы
Общие вопросы
— Почему печатная форма модуля не соответствует печатной форме в 1С — нет столбцов 12, 12а, 13, отличается нумерация?
Необходимо различать электронные и бумажные документы. Для электронных документов есть форматы, которые утверждают Приказы Федеральной налоговой службы. Форматы нужны, чтобы пользователи создавали документы по единым правилам, а ФНС могла принять их в электронном виде и обработать автоматически.
В Приказах нет требований к визуализации документов, потому что налоговой важна не печатная форма, а соответствие формату. Так, печатная форма УПД согласно Письму ФНС РФ от 21.10.2013 N ММВ-20-3/96@ «носит рекомендательный характер. Неприменение данной формы для оформления фактов хозяйственной жизни не может быть основанием для отказа в учете этих фактов хозяйственной жизни в целях налогообложения».
Мы можем разработать персонализированную визуализацию документа. Для этого обратитесь, пожалуйста, к своему менеджеру.
— Будет ли по умолчанию визуализация строки 5а?
Строка 5а счета-фактуры останется пустой, пока в электронном документе не будет заполнена соответствующая структура — ДокПодтвОтгр.
Законодатель добавил в бумажный документ этот реквизит, чтобы связать первичный документ и счет-фактуру. В формате электронного документа реквизит ДокПодтвОтгр необязательный. Его нечем заполнить при работе с авансовыми счетами-фактурами или документами с функцией СЧФДОП, поскольку сам первичный документ уже объединен со счетом-фактурой и дублировать номер и дату бессмысленно. У оператора нет оснований не пропускать документ с незаполненным необязательным реквизитом.
Если хотите видеть строку 5а в визуале заполненной, договоритесь об этом со своим контрагентом.
Если работаете с товарами, подлежащими прослеживаемости
— У меня типовой модуль, стандартные печатные формы. Какие нужны доработки для визуализации входящих документов?
Доработки не нужны. Во всех актуальных версиях модулей для 1С библиотеки печатных форм уже обновлены.
— У меня стандартный модуль для 1С. После обновления он будет автоматически заполнять данные о прослеживаемости в электронном документе?
В актуальном релизе предусмотрена только визуализация печатных форм. Чтобы заполнять структуру прослеживаемости, интеграционное решение нужно доработать.
— У меня кастомные печатные формы, их нужно дорабатывать?
Кастомные печатные формы не изменятся автоматически, но при желании их можно доработать.
Если не работаете с товарами, подлежащими прослеживаемости
— Надо ли что-то менять в работе? Могу ли я отправить в ФНС обычные XML-документы?
Если не поставляете товары, подлежащие прослеживаемости, перестраивать работу не надо. Доработки тоже не требуются. Формировать электронные документы можно так же, как раньше.
— Будут ли визуализироваться пустые поля соответствующие требованиям ФНС?
При составлении счета-фактуры и корректировочного счета-фактуры на товары, не подлежащие прослеживаемости, работы и услуги, имущественные права графы 12–13 не формируются. Графы 12–13 будут показаны только если в электронном документе заполнена структура СведПрослеж.
— У меня кастомные печатные формы (КПФ). Будет ли в веб-интерфейсе Диадока отображаться строка 5а?
По умолчанию — нет. Если отображение строки 5а необходимо, обратитесь к нам, мы внесем изменения в печатные формы.
Порядок работы с электронными счетами-фактурами с 1 июля 2021 года
Порядок работы с электронными счетами-фактурами изменяется с 01.07.2021. Новый порядок утвержден приказом Минфина России от 05.02.2021 № 14н. Порядок выставления и получения счетов-фактур в электронной форме, утв. приказом Минфина России от 10.11.2015 № 174н, утрачивает силу. Рассмотрим изменения подробнее.
Электронные счета-фактуры при реализации прослеживаемого товара
В настоящее время счета-фактуры оформляются в бумажной или электронной форме. Причем в электронной форме они составляются, только если стороны договорились об этом и у них есть технические возможности для их приема и обработки (п. 1 ст. 169 НК РФ).
С 01.07.2021 счета-фактуры (в т. ч. корректировочные) при реализации прослеживаемых товаров нужно составлять только в электронной форме. Исключения представляют следующие операции с прослеживаемыми товарами (п. 2 ст. 2 Федерального закона от 09.11.2020 № 371-ФЗ):
реализация физическим лицам для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с предпринимательской деятельностью;
реализация плательщикам налога на профессиональный доход;
реализация и перемещение товара с территории РФ при экспорте (реэкспорте);
Эти правила нашли свое отражение в новом приказе (п. 4 Порядка). В связи с этим организации и предприниматели, реализующие и приобретающие прослеживаемые товары, должны обеспечить возможность работы с электронными счетами-фактурами (в т. ч. корректировочными) через оператора электронного документооборота (ЭДО).
Как подключиться к 1С-ЭДО, см. на сайте 1С-ЭДО (доступна видеоинструкция).
Зашифрованные электронные счета-фактуры
Действующий порядок (утв. Приказом № 174н) допускает составление счетов-фактур как в зашифрованном, так и в незашифрованном виде. Если сейчас нет четких правил, то с 01.07.2021 не допускаются зашифрованные счета-фактуры, если (п. 7 Порядка):
нормативными правовыми актами запрещено шифрование информации счетов-фактур;
счет-фактура выставляется по прослеживаемым товарам и содержит регистрационные номера партии товара. Это новый реквизит счета-фактуры, который появится с 01.07.2021;
по договору с продавцом или покупателем оператор ЭДО проверяет электронные счета-фактуры, в том числе на соответствие утвержденному формату.
Механизм отправки-получения электронных счетов-фактур
Порядок направления, получения счетов-фактур через операторов ЭДО более детально прописан, он практически не изменился (п.п. 11-24 Порядка). Из новшеств можно выделить следующее:
продавец и покупатель не должны формировать дополнительный служебный документ-извещение о получении подтверждения оператора ЭДО;
продавец, выставляющий счет-фактуру, не должен проверять действительность усиленной квалифицированной электронной подписи (УКЭП) лица, уполномоченного его подписывать;
оператор ЭДО по договору с продавцом может проверять правильность электронного счета-фактуры и его подписи (условия такой проверки оговариваются в договоре) и в случае отрицательного результата направлять в адрес продавца сообщение об ошибке.
От редакции. На сайте 1С:ИТС см. также видеозапись лекции «Система прослеживаемости товаров: законодательство и отражение в программе «1С:Бухгалтерия 8» с участием представителя ФНС России и эксперта 1С.
Счета-фактуры в ЭДО
Счет-фактура — документ налогового учета, который предназначен для принятия к вычету покупателем суммы НДС. Регулируется п. 1 ст. 169 Налогового кодекса Российской Федерации.
Электронный счет-фактура равнозначен бумажному, когда передан через оператора ЭДО и подписан квалифицированной электронной подписью (КЭП).
Передавайте счета-фактуры через Диадок. Экономьте свое время и место в бумажном архиве
Форматы счета-фактуры для ЭДО
Статья 169 Налогового кодекса Российской Федерации регулирует выставление счета-фактуры через ЭДО. Указано, что передавать подобные документы можно исключительно через оператора электронного документооборота в установленных форматах.
До начала 2020 года электронные счета-фактуры можно было передавать в двух форматах:
В 2020 году приказ от 2016 года утратил силу. Это значит, что счета-фактуры действительны лишь в одном виде в соответствии с новым приказом. Документы в старом формате, которые были выставлены до 1 января 2020 года, принимаются ФНС до конца 2022 года.
Новый формат счета-фактуры для ЭДО
Изменения затронули несколько аспектов, в том числе:
Также новый формат позволяет контрагентам заранее договориться, какие поля нужны в документе.
Как выставлять счет-фактуру через ЭДО
По закону выставить счет-фактуру через средства электронного документооборота можно только с помощью оператора, подтвержденного ФНС. Список таких операторов есть на сайте налоговой.
Как происходит обмен:
Датой выставления электронного счета-фактуры считается дата, указанная в подтверждении оператора ЭДО о том, что документ поступил к нему на сервер.
Требования к счету-фактуре, выставленному по ЭДО
Отправляйте счета-фактуры и другие документы в электронном виде через оператора, подтвержденного ФНС
Вопрос-ответ
Какой формат предусмотрен для исправленных счетов-фактур?
Формат электронных счетов-фактур описан в Приказе ФНС от 19.12.2018 № ММВ-7-15/820@.
Форматы корректировочных счетов-фактур определены Приказом от 13.04.2016 № ММВ-7-15/189@ (действует до 01.10.2021) и Приказом от 12.10.2020 № ЕД-7-26/736@.
Как отправить счет-фактуру в налоговую?
Порядок подачи отчетных документов в налоговые органы такой: ФНС присылает уведомление, в ответ на которое необходимо подготовить и отправить пакет документов. Далее налоговая подтверждает или отказывает в приеме в зависимости от корректности заполнения.
Каким числом выставить счет-фактуру через ЭДО, если не уложились в положенные пять дней?
Закон утверждает, что счет-фактуру полагается выставить в течение пяти календарных дней с момента покупки. Зачастую, если продавец не успел выставить документ, он указывает необходимую дату. Это возможно как в бумажном документообороте, так и в ЭДО. Продавцу достаточно выбрать необходимую дату документа.
Что будет, если продавец не успел выставить счет-фактуру? В текущем законодательстве штрафных санкций не предусмотрено. Если документ заполнен правильно, ФНС не откажет в вычете НДС, несмотря на опоздание.
Можно ли отправить счет-фактуру в формате PDF по ЭДО?
Для счета-фактуры формат утвержден Приказом ФНС от 19.12.2018 № ММВ-7-15/820@. Единственно возможный формат для передачи счета-фактуры по ЭДО — XML. Выставление счетов-фактур в PDF или других произвольных форматах — нарушение требований НК РФ.