диагностические методики изучения межличностных отношений в группе

Диагностическая методика: «Изучения межличностных отношений в группе»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Диагностическая методика: «Изучения межличностных отношений в группе»

Для исследования межличностных отношений используется модифицированный вариант социометрической методики Р. Желя.

Ребенку дают бланк с изображением стола и стульев и предлагают посадить за праздничный стол тех одноклассников, которых он пригласил бы на свой день рождения, а отдельно –тех, кого бы не хотел пригласить.

Целесообразно не ограничивать детей в числе выборов, это поможет глубже выявить социовалентность, т.е. потребность в общении, но в тоже время необходимо подробно разъяснить, что нужно выбирать только самых близких, хороших друзей и отсаживать самых неприятных, тем самым предупредить эмоциональную экспансивность и исполнительность.

Кому из детей в классе ты написал бы поздравительную открытку? Кому не написал бы?

Ты переходишь в новый класс. Кого возьмешь с собой? Кого оставишь?

Анкета для оценки привлекательности классного коллектива

1. Как вы оценили бы свою принадлежность к классу?

а) Чувствую себя членом класса, частью коллектива;

б) Участвую в большинстве видов деятельности;

в) Участвую в одних видах деятельности и не участвую в других;

г) Не чувствую что являюсь членом коллектива;

д) Учусь, не общаясь с другими детьми класса;

е) Не знаю, затрудняюсь ответить.

2. Перешли бы вы учиться в другой класс, если бы представилась такая возможность?

а) Да, очень хотел бы перейти;

б) Скорее всего, перешел бы, чем остался;

в) Не вижу никакой разницы;

г) Скорее всего, остался бы в своем классе;

д) Очень хотел бы остаться в своем классе;

е) Не знаю, трудно сказать.

3. Каковы взаимоотношения между учениками в вашем классе?

а) Лучше, чем в любом другом классе;

б) Лучше, чем в большинстве классов;

в) Примерно такие же, как и в большинстве классов;

г) Хуже, чем в большинстве классов;

д) Хуже, чем в любом классе;

4. Каковы взаимоотношения учеников с воспитателем (классным руководителем)?

а) Лучше, чем в любом другом классе;

б) Лучше, чем в большинстве классов;

в) Примерно такие же, как большинстве классов;

г) Хуже, чем в большинстве классов;

д) Хуже, чем в любом классе;

5. Какого отношение учеников к учебе в классе?

а) Лучше, чем любом другом классе;

б) Лучше, чем в большинстве классов;

в) Примерно такие же, как и в большинстве классов;

д) Хуже, чем в любом классе;

Все баллы, полученные ребёнком за каждый ответ, суммируются и интерпретируются следующим образом:

25-18 баллов – классный коллектив является для ребенка очень привлекательным. Атмосфера внутри класса полностью удовлетворяет ребенка. Он дорожит взаимоотношениями с остальными детьми коллектива.

17-12 баллов – ребенок хорошо адаптирован в классном коллективе. Атмосфера взаимоотношений является для него комфортной и благоприятной. Классный коллектив представляет ценность для ребенка.

11-6 баллов – нейтральное отношение ребенка к коллективу свидетельствует о наличии определенных благоприятных зон взаимоотношений, которые дискомфортно влияют на ощущение собственного положения ученика в классе. Имеется явное желание либо отдалиться от коллектива, либо изменить свое отношение в нем.

5 и менее баллов – негативное отношение к классу. Неудовлетворенность своим положением и ролью в нем. Возможна дезадаптация в его структуре. Изучение привлекательности классного коллектива целесообразно проводить совместно с другими методиками, направленными на выявление особенностей структуры классного коллектива,таких как “ Социометрия” или “Выбор”.Сопоставление полученных данных по анкете и методике позволит сделать вывод о соответствии собственных впечатлений ребенка об учебном коллективе, его месте в структуре класса и отношении школьников к ребенку.

Бодалёв А.А. Личность и общение. М.,2010.

Возрастные особенности психического развития детей (под ред. Дубровиной, М.И. Липсиной) М.,2011

Психология детства (практикум под ред. А.А. Реана) М.,2010

Л.Н. Блинова. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития М.,2011

Собчик Л.Н. Метод цветовых выборов. Модифицированный цветовой тест Люшера. Методическое руководство М., 2011

Лутошкин А.Н. Эмоциональная жизнь детского коллектива М., 2010

Журнал практического психолога №4. 2013 Фолиум М.,

Липкина Т.Н. Самооценка младшего школьника М., 2009

Источник

Методики изучения межличностных отношений

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

МБОУ Телейская средняя общеобразовательная школа

Чурапчинского улуса РС(Я)

Методики изучения межличностных отношений в условиях школьного коллектива

Кононова Алена Семеновна

учитель начальных классов

Человек, как и все живое в природе развивается, усваивая опыт, который человечество накопило на всем протяжении своего существования. Развитие человека – это сложный и противоречивый процесс, инициированный совокупностью многих сил: биологических и культурных; внутренних побуждений и внешних воздействий. Этот процесс начинается с момента рождения и длится до конца жизни, характер его протекания определяется во многом окружающей средой, но вместе с тем зависит от личностных характеристик и свойств человека. Первоначальное развитие человека рассматривается в психологии как переход от простого, нераздельного тождества индивида и рода к выделению единичности. Развитие человека осуществляется в общении с другими людьми.

Все социальные институты действуют на развитие личности не непосредственно, а через малые группы, членом которых ребенок является, через общение с людьми, которые окружают ребенка в этих группах. Это – члены семьи, товарищи по классу, друзья по дому, отдельные люди, с которыми ребенок вступает в контакты. Не только общение, сколько отношения с этими людьми определяют развитие личности.

Это развитие может идти нормально лишь при достаточно благоприятных взаимоотношениях, в которых создается и действует система взаимной поддержки, доверия, открытости, обнаруживается искреннее стремление общающихся друг с другом людей бескорыстно помогать друг другу, способствовать развитию друг друга как личностей. При плохих взаимоотношениях, напротив, возникают препятствия на пути личностного совершенствования человека, так как люди перестают доверять друг другу, проявляют себя по отношению друг к другу в основном с отрицательной стороны, не обнаруживают желания помогать друг другу. В общении возникают более и менее устойчивые представления ребенка о самом себе. Они выступают как непосредственное отражение в его сознании того, что о нем думают окружающие люди. Общение играет весьма существенную роль

Цель : исследование межличностных отношений в коллективе младших школьников, как этапа становления целостной личности.
Задачи:

изучить и проанализировать литературу по данной теме;

— провести диагностику младших школьников с целью выявления их поведений и представлений о себе;

Межличностные отношения детей в классном коллективе – это форма реализации социальной сущности каждого ребенка, психологическая основа для сплочения детей. В коллективе у младшего школьника реализуется потребность в социальном соответствии: желание соответствовать социальным требованиям, выполнять правила общественной жизни, быть общественно полноценным. Это побуждает ребенка проявлять интерес к сверстникам, искать друзей.

Младший школьный возраст, представляет себе большие возможности для формирования нравственных качеств и положительных черт личности. Податливость, внушаемость, склонность к подражанию, авторитет учителя и взрослых создает благоприятные предпосылки для формирования личности.

Детский коллектив активно формирует межличностные отношения. Общаясь со сверстниками, младший школьник приобретает личный опыт отношений в социуме, социально-психологические качества (умение понимать одноклассников, тактичность, вежливость, способность к взаимодействию). Именно межличностные отношения дают основу чувствам, переживаниям, позволяют проявить эмоциональный отклик, помогают развивать самоконтроль. Духовное влияние коллектива и личности взаимно.

Важна и социально-психологическая атмосфера коллектива. Она должна создавать оптимальные условия для развития младшего школьника: порождать чувство психологической защищенности, удовлетворять потребность ребенка в эмоциональном контакте, быть значимым для других людей.

Положительный психологический и педагогический потенциал детского коллектива не может сложиться сам, стихийно. Нужна “окружающая ребенка атмосфера” социальной мысли, внешнее педагогическое влияние и руководство.

При изучении межличностных отношений в классах начальной школы можно применить следующие методики:

— Поздравь товарища ( по методике И.Л. Коломинского)

— Анкета для родителей, воспитателей и учителей

— Анкета для оценки привлекательности классного коллектива

— Диагностика нравственного климата в коллективе

— Исследование сферы межличностных отношений ребенка

(по методике Рене Жиля) и др.

В своем классе я использовала следующие методики: поздравь товарища, анкету для оценки привлекательности классного коллектива, методику Рене Жиля, фрактальный рисунок и получила следующие результаты:

«Поздравь товарища» по методике И.Л. Коломинского

Цель методики состоит в изучении динамики развития взаимоотношений. На каждого ученика раздается поздравительная открытка с картинками. Дети по одному заходят в класс и раскладывают свои открытки на парты тех кого хотели бы поздравить.

После того как все дети положили открытки, учитель фиксирует выборы и приглашает ознакомиться с результатами. В запасе следует иметь несколько лишних открыток, чтобы положить по 1- 2 открыток тем детям, которые не получили их от сверстников. Это делается втайне от детей, до прихода в класс.

Оценка результатов производится по следующим критериям:

— от 2 и более открыток – относят к категории «принятых»;

— 0 открыток – относят к категории «изолированных»;

Источник

Методики по выявлению межличностных отношений в классе

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

_________________________ Диагностические материалы ________________________

педагог-психолог ГОУ ТО ТОЦО

Методики по выявлению

межличностных взаимоотношений в классе

Опросник «Мой класс» (Гильбух)

Проективная методика «Как я отношусь к одноклассникам»

Диагностическая методика «Пьедестал»

Диагностическая методика «Круги на воде»

Диагностическая методика «Мультфильм о нашем классе»

Диагностическая методика Рисунок «Мои друзья»

Опросник «Мой класс»

Указанные вопросы предъявляются на бланке, имеющем следую­щую форму:

степень удовлетворенности (У) — 10;

степень конфликтности (К) — 9;

степень сплоченности (С) — 12.

Заполнение анкеты учащимися в среднем занимает 5—10 минут.

При ее предъявлении классу дается следующая инструкция (ус­тная):

«Вопросы этой анкеты направлены на то, чтобы установить, каким является ваш класс. Обведите кружком слово «Да», если вы согласны с этим утверждением, и слово «Нет», если не согласны с этим ут­верждением.

Не забудьте подписать свое имя и фамилию вверху на обратной стороне анкеты»

Данная методика позволяет диагностировать, прежде всего, отно­шение отдельных учеников к своему классу. Вместе с тем она дает возможность получить и обобщенную его характеристику. Для этого по каждому из параметров выводится средний балл (по формуле вычисления среднего арифметического).

Бланк опросника «Мой класс»

( Метод разработан Дж. Морено.)

Данная методика позволяет выяснить положение ребенка в межличностных отношениях, изучить структуру межличностных отношений.

Ход выполнения задания

(адаптированный вариант для детей Дома детства)

Ребенку предлагается ответить на следующие вопросы:

С кем бы ты хотел сидеть за одним столом? Выбери себе 3-х человек.

Представь, что тебе на День рождения подарили 4 билета в цирк. Один билет тебе, у тебя остается 3 билета. Кого бы ты хотел пригласить с собой в цирк?

С кем бы ты хотел пойти погулять на улицу? Выбери из группы 3 человека.

Для получения более достоверных результатов им предлагают ограничить выбор тремя фамилиями, расположив их от более предпочитаемых к менее предпочитаемым.

Анкета обязательно подписывается. В опросе должны принимать все участники изучаемой группы (коллектива). Обработка данных производится по каждому предложенному в ней вопросу в отдельности. Для этого изготавливается матрица.

Социоматрица – это таблица, в которую вносятся результаты опроса.

Кол-во взаимных выборов

В графу слева под номерами заносят фамилии всех участников группы. Вверху по горизонтали располагаются те же номера, соответствующие фамилиям в списке. Выборы, которые сделал ребенок, располагаются по горизонтали напротив его фамилии на пересечении с той вертикальной графой, над которой находится номер учащегося, выбранного им. Внизу таблицы (слева) располагаются две графы: 1) количество полученных учеником выборов; 2) количество взаимных выборов из общего числа, полученных им. Выборы, которые получил ребенок от других, подсчитываются по вертикали под номером, соответствующим фамилии ребенка по списку (отсутствие выборов обозначено прочерком). Взаимные выборы обводятся кружком или полукружком (если взаимосвязь неполная).

После первичной обработки результатов по всей группе проводят анализ данных, выделяя:

лидеры или «Звезды» (5и 6 выборов);

— предпочитаемые (3-4 выбора);

— пренебрегаемые (1-2 выбора);

— изолированные (0 выборов);

2) микрогруппы (группы детей, избравших друг друга).

Для определения микрогрупп составляется матрица на основе первой, по мере проведения анализа, взаимных выборов.

Проективная методика «Как я отношусь к одноклассникам»

Еще одна диагностическая проективная методика предлагает учащимся определить свое отношение к одноклассникам. Нужно раздать детям листы с готовыми фразами и попросить их продолжить предложения.

Самый близкий мне человек в классе, это.

Ребята, с которыми мне приятно проводить свободное от
учебы время, это.

Ребята, которых мне приятно видеть в своем доме, это.

Ребята, с которыми я хотел бы общаться в школе, это.

Ребята, с которыми я хотел бы общаться вне школы, это.

Ребята, с которыми я не общаюсь, это.

Ребята, с которыми мне приходиться общаться в школе по
необходимости, это.

Ребята, интересы которых мне чужды, это.

Ребята, которые мне неприятны, это.

Ребята, которых я избегаю, это.

Диагностические методики очень эффективны в процессе исследования не только нового классного коллектива, но и при изучении состояния уже знакомого класса на разных этапах его развития. Данный подход довольно информативен и не требует много времени от учеников. Классный руководитель с его помощью получает фактический материал, помогающий увидеть даже не слишком явные процессы и события, имеющие место в жизни детского коллектива.

Учащимся класса раздают листы бумаги, на которых они должны построить пьедестал для награждения. Пьедестал состоит из пяти ступенек. На каждую ступеньку они должны возвести лишь пять человек из класса. Ученик имеет право одну ступеньку оставить для себя, если считает нужным. На пьедестал возводят тех ребят, кто, по их мнению является значимой фигурой в жизни класса.

Данная методика позволяет увидеть взаимоотношения учащихся в коллективе, их привязанность друг к другу, определить нравственную сторону взаимоотношений учащихся.

Ребятам предлагается лист бумаги, на котором нарисовано 5 кругов, один в другом. В каждый круг нужно вписать имена одноклассников по степени значимости для себя. В каждый круг вписывается не более трех имен одноклассников.

«Мультфильм о нашем классе»

Учащимся класса предлагается создать мультфильм о своем классе. Для того, чтобы мультфильм получился, ребятам предлагается подготовить один кадр к мультфильму. Ребятам раздаются фломастеры, лист бумаги (по одному листочку). Ребята работают самостоятельно, без подсказки и коррекции учителя. Кадры склеиваются, и ребятам предоставляется возможность озвучить каждый кадр. Эта методика интересна тем, что она позволяет получить очень много информации о классе.

Какие сцены и факты из жизни класса чаще всего повторяются.

Какие имена чаще всего называются в кадрах мультфильма.

Какая эмоциональная окраска фильма (злой, добрый, смешной и т.д.)

Рисунок «Мои друзья»

Цель: Диагностика отношений детей в классе.

Детям предлагается нарисовать своих друзей, как им хочется: или как людей, или в виде животных, птиц, цветов, деревьев и т.п. После рисования можно обсудить рисунки детей, спросить, кто здесь нарисован, почему нарисованы именно эти дети?

Источник

Практическое занятие по теме «Диагностика межличностных отношений в группе. Метод социометрических измерений (социометрия)»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

«ГАЗПРОМ КОЛЛЕДЖ ВОЛГОГРАД»

по организации и проведению

по учебным дисциплинам

«Психология общения», «Социальная психология»,

Тема: «Диагностика межличностных отношений в группе.

Метод социометрических измерений (социометрия)»

для разных специальности и 10-11 классов

Разработчик (и): Орлова Светлана Васильевна,

ЧПОУ «Газпром колледж Волгоград»

Методические указания предназначены для организации и выполнения практического занятия по теме «Диагностика межличностных отношений в группе. Метод социометрических измерений (социометрия)».

Практическое занятие снабжено кратким словарем понятий (в кратких теоретических сведениях имеются объяснения всех понятий), ходом (алгоритмом) выполнения, необходимым инструментарием для обработки и интерпретации результатов исследования, а также вопросами для самоконтроля (контрольными вопросами), заданиями и литературой.

По итогам выполнения практического задания, студенты (школьники) должны выработать навыки: владения методикой социометрия; умения формулировать вопросы, для социометрического исследования; обрабатывать и анализировать результаты социометрического исследования в группе; давать рекомендации по улучшению межличностных отношений; осознавать собственную рефлексивную позицию, необходимую в процессе общения; пользоваться простейшими приемами саморегуляции поведения в процессе межличностного общения.

Данные методические указания могут быть использованы для практических занятий по дисциплинам «Психология общения», «Социальная психология», «Обществознание» и др.

«Диагностика межличностных отношений в группе.

Метод социометрических измерений (социометрия)»

Умение и навыки: навыки владения методикой социометрия; умения формулировать вопросы, для социометрического исследования; умения давать рекомендации по улучшению межличностных отношений.

Оборудование и наглядные пособия: тетрадь или чистый лист бумаги, ручка (карандаш), социометрическая матрица (таблица 1.1), социограмма отношений симпатии и антипатии в группе из 6 человек (рис. 1.3), ситуация для анализа.

Количество часов – 2 часа.

Краткие теоретические сведения

Межличностные (психологические) отношениярезультат непо­средственных контактов между конкретными людьми, наделенных опреде­ленными особенностями, способных выражать свои симпатии и ан­типа­тии, осознавать и переживать их [15, с.51]. Они насыщены эмоциями и чувствами, т.е. переживанием и выраже­нием индивидами или группами сво­его отношения к взаимодействию с другими конкретными людьми и груп­пами.

Межличностные отношениясубъективно переживаемые взаимо­связи между людьми, объективно проявляющиеся в характере и способах взаимных влияний, оказываемых людьми друг на друга в процессе со­вместной деятельности и общения [1, с.65].

Межличностные (психологические) отношения полностью персонифи­цированы, так как носят сугубо личностный характер. Их содержание и спе­цифика зависят от конкретных людей, между которыми они возни­кают. Когда мы говорим о своем отношении к другому человеку, мы, прежде всего, имеем в виду эмоции и чувства, которые он в нас вызывает. Человече­ские эмоции и чувства представляют собой специфические способы реагиро­вания людей на изменения, происходящие во внутренней или внешней среде.

Чувства (эмоции) – это аналитическая единица межличностных отношений.

Чувства это относительно устойчивые человеческие переживания, которые имеют мотивацион­ную основу и связаны с удовлетворением по­требностей [8, с.161]. В социальном плане они представляют собой взаим­ные ориентации людей.

Эмоции особый класс психических процессов и состояний, связан­ный с инстинктами, потребно­стями и мотивами, отражающий в форме непо­средственного переживания (удовлетворения, радости, страха и т. д.) значи­мость действующих на индивида явлений и ситуаций для осуществления его жизнедеятельности [2, с.233].

Эмоции это субъективные реакции человека или животного на воз­действие внутренних и внешних раздражителей, проявляющихся в виде удо­вольствия или неудовольствия, радости, страха и т.д. [8, с.161]. Они больше связаны с реактивностью человека, нежели с его активностью.

Активность представляет собой целенаправленное поведение, опосре­дованное желаниями, потребно­стями, устремлениями человека. Реактив­ность – непосредственную реакцию на ситуацию или стимул [8, с.161].

Основное отличие между эмоциями и чувствами связано с такими па­раметрами, как длитель­ность/кратковременность, устойчи­вость/изменчивость.

Таким образом, в отличие от эмоций чувства носят более устойчивый характер. Однако достаточно часто эти понятия употребляются как очень близкие понятия, в частности существует «объединяющая» катего­рия – эмо­циональные состояния. Это могут быть радость, счастье, любовь, преданность, ненависть, зависть, возмущение и др. Пе­реживания, которые возникают в процессе взаимодействия, способны разрушить, укрепить, изменить отноше­ния.

Репертуар чувств и эмоций у каждого человека формируется в про­цессе его общения с ограниченным числом людей, входящих в его окруже­ние. Реакции таких людей очень важ­ны для создания и укрепления его «Я-концепции», и те, от кого зависит ее подтверждение, могут быть обозначены как значимые другие. Каждый из нас весьма чувствителен к требованиям та­ких лиц, поскольку мы не можем себе позволить потерять под­держку этой аудитории.

Значимые другие — это все, с кем человек близко знаком. Высокая сте­пень интимности при этом не яв­ляется необходимой. Руководитель (менеджер), учитель или популяр­ный актер могут оказывать очень большое влияние, даже если чело­век не знаком с ними в личной жизни. Круг значимых других включает, согласно данным целого ряда исследо­ваний, от 3 до 22 человек.

Социальные эмоции — это эмоции и чувства, возникающие при удовле­творении социальных потребно­стей. Они включают чувства, вызванные не­преднамеренным и нежелаемым социальным положением, расхож­дением между тем, как нам хочется выглядеть, и тем, как мы действительно выгля­дим, дискредитацией основ­ной установки, а характер отношения (смущение, застенчивость, социальная тревога) и т. д.

Как и в случае с любыми другими видами эмоций (биологическими или психологическими), социаль­ные эмоции могут быть позитивными (ино­гда их называют объединяющими, или конъюнктивными) и негатив­ными (иногда их называют разделяющими, или дизъюнктивными).

Позитивные чувства обычно возникают тогда, когда люди преследуют общие цели, достижение кото­рых приносит каждому определенное удовле­творение. Участники общения в таких ситуациях взаимозависимы: инициа­тива, и активность одного зависит от вклада, внесенного другими. Соответ­ственно, каждая сторона рас­сматривает другую в качестве желаемого объ­екта.

Негативные чувства обычно возникают в тех случаях, когда успех од­ного человека влечет за собой ка­кую-то неудачу для другого. Если тот дер­жится мужественно, его называют фанатиком, если перед лицом вну­шитель­ной оппозиции он отступает, его называют трусом. Поскольку врага расце­нивают как нечто низшее, по отношению к нему оправдывают использование принципа «цель оправдывает средства».

Чувства и эмоциональные состояния имеют определенные социальные функции, такие как познава­тельная, мобилизационная, интегративно-за­щитная и предупреждающая.

На процесс развития межличностных отношений оказывают влияние два важных социально-психоло­гических явления: аттракция и межлично­стная совместимость.

Процесс предпочтения одних людей другим, взаимного притяжения между людьми, взаимной симпа­тии получил название «межличностная аттракция» (от английского attract – привлекать, притягивать, пле­нять, прельщать).

Как видно из приведенного определения, аттракция это, прежде всего эмоция, имеющая своим предметом другого человека [9, с.133]. Вместе с тем это сравнительно устойчивая оценочная реакция, которая побуж­дает нас действовать определенным образом при взаимодействии с конкретным человеком. Тем самым аттрак­ция предстает как определенный вид со­циаль­ной установки, как отношение одного человека к другому. Таким образом, она всегда включена в межличностный контекст, выступая одним из ключе­вых факто­ров формирова­ния и реализации межличностных отношений.

Межличностная совместимость это оптимальное сочетание пси­хологических особенностей парт­неров, способствующих оптимизации их общения и деятельности. Межличностная совместимость основана на прин­ципах сходства и взаимодополнительности.

Таким образом, межличностные отношения включают:

1) восприятие и понимание людьми друг друга;

2) межличностную привлекательность (притяжение и симпатия);

3) взаимодействие и поведение (в частности, ролевое).

Эффективность межличностных отношений оценивается по состоя­нию удовлетворенности – неудовлетворенности группы и ее членов.

Межличностная привлекательность – это сложное психологическое свой­ство личности, которое как бы «притягивает к себе» партнера по обще­нию и непроизвольно вызывает у него чувство симпатии.

Обаяние личности позво­ляет ей располагать людей к себе. Привлекательность человека зависит от его физического и социального облика, способности к переживанию, го­товности к позитивному общению и т.д. Межличностная привлекательность способствует развитию интерперсональных связей, вызывает у партнера ког­нитивный, эмо­циональный и поведенческий отклик. Используется и такое понятие, как «эмоциональная привлекательность» – способность личности к пониманию психических состояний партнера по об­щению и, особенно – к сопереживанию с ним [16, с. 519]. Последнее проявляется в отзыв­чивости чувств на различные состояния партера. Данное понятие не­сколько уже, чем «межличностная привлекательность».

Под термином «притяжение» понимается потребность одного человека быть вместе с другим, обладающим определенными особенностями, которые получают положительную оценку воспринимающего. Оно означает пережи­ваемую симпатию одного человека к другому. Притяжение может быть одно- и двунаправленным. Противоположное понятие «отталкивание» (негация) свя­зано с имеющимися у партнера по общению психологическими особенно­стями, которые воспринимаются и оцениваются негативно, поэтому он вызы­вает от­рицательные эмоции.

Перечень личностных качеств, которые делают человека привлекатель­ным в межличностных отношениях, включает в себя доброжелательность, от­зывчивость, способность к сопереживанию, ответственность, справедли­вость, адекватную самооценку, уважение мнений и ценностных ориентаций партне­ров по общению, уравновешенность, открытость, искренность, жизне­любие. «Отталкивающие» свойства характера обычно включают в себя агрес­сив­ность, равнодушие, высокомерие, замкнутость, скрытность, безответствен­ность, не­уравновешенность [8, с. 168]. Индивиды, обладающие свойством «межличностной привлекательно­сти», нередко становятся неформальными лидерами тех общностей, в которые они входят. Окружающим всегда приятно иметь дело с таким человеком, так как он обладает свойствами, вызывающими желание ему подражать. Люди с преобладанием «отталкивающих» черт часто пополняют когорту изгоев и либо оказываются в полной изоляции, либо находят прибежище среди таких же от­верженных.

Большинство социальных институтов (в частности, организаций) в настоящее время представляют собой сложные социотехнические системы. Чтобы действенно управлять про­исходящими в них процессами, руководители (менеджеры) должны обладать не только об­ширными знаниями и практической подготовкой, но и развивать свойства межличностной привлекательности. Так часто бывает, когда во главе организации стоит харизматический руково­дитель, чья власть основана на компетенции и личных свойствах. Харизма – это влияние, основанное на свойствах личности менеджера и его способности привлекать сторонников [4, с.60]. В то же время эффективное управление социаль­ными процессами предполагает ограничение доступа к властным рычагам лю­дей алчных, высокомерных и агрессивных.

Характер межличностных отношений в трудовом коллек­тиве организа­ции представляется одним из важнейших факторов её внутрен­ней среды, весо­мым слагаемым успеха фирмы. Умение работников всех уровней, и в первую очередь руководителей, управлять своими эмоциями, по­нимать эмо­ционального состояние других людей, готовность к сопережива­нию и сочувст­венное отноше­ние к заботам и потребностям окружающих располагают к твор­ческим контак­там и сотрудничеству в обстановке друже­любия и взаимопони­мания. Создание в трудовом коллективе организации благоприятного психоло­гического климата позволяет увеличить степень удовлетворения очень важных для человека по­требностей в психологическом комфорте, общении, самоува­жении, принадлеж­ности к коллективу как к еди­ному социальному организму, носителю значимых ценностных ориентаций и установок. Удовлетворенность работника результа­тами своего труда способ­ствует его личностному росту, творческому поиску. А для организации это ключ к повышению производи­тельности труда, совершен­ствованию «чело­веческого фактора» как наиболее ценного производственного ресурса. По­этому работа по формированию и под­держанию комфортного соци­ально-психологического климата, позитивной на­правленности межличностных от­ношений между членами коллектива органи­зации является неотъемлемым элементом управления трудовой мотивацией.

Для измерения межличност­ных предпочтений в рамках конкретных групп между хорошо знакомыми людьми Дж. Мо­рено предложил социомет­рический тест, также предполагающий ответы на вопросы, но уже о людях, которых респонденты знают в действительности (Морено, 1958). Термин «социометрия» означает измерение межличностных взаимоотношений в группе. Совокупность межличностных отношений в группе составляет, по Дж. Морено, ту первичную социально-психологическую структуру, характеристики которой во многом определяют не только целостные характеристики группы, но и душевное состояние человека. Социометрияметод социальной психологии, используемый для диаг­ностики взаимных симпатий и антипатий, статусно-ролевых отношений между членами группы [1, с.18].

По своей форме социометрический тест очень прост: человеку предлагают назвать тех людей, с кем он хотел бы выполнять какую-нибудь работу или действие, а также тех, с кем ему не хотелось бы участвовать в каком-либо деле. Например: «Кому бы вы доверили представлять интересы вашей группы на ответственном мероприятии? С кем вам было бы интереснее всего обсуждать научную проблему? Кого из своей группы вы пригласили бы к себе на день рождения? и т. д. Очевидно, что с изменением ситуации меняются и выборы людей.

К достоинствам социометрического теста можно отнести то, что:

1) его легко адаптировать для изучения предпочтений в самых разных группах — от детских до взрослых; 2) его легко комментировать; 3) его результаты для наглядности могут быть сведены в таблицы, диаграммы, статистические матрицы, социограммы.

Наиболее существенными недостатками метода принято считать:

1) трудность выявления мотивов межличностных выборов; 2) возможность искажения результатов измерения из-за неискренности испытуемых или вследствие влияния психологической защиты; 3) социометрическое измере­ние приобретает значение лишь при исследовании малых групп, имеющих опыт группового взаимодействия.

На социограммах легко увидеть непопулярных людей в группе, среди которых, в сою очередь, выделяют так называемых «изолированных», то есть не имеющих ни выборов, ни отклонений, и «отверженных», то есть не имеющих выборов или имеющих незначительное их число, но при этом получивших большое число отклонений. Таким образом, социограмма обобщает информацию о межличностных предпочтениях среди членов данной группы, а также выявляет коммуникативные связи между ними.

Внедрение этого метода в исследования советских психологов связано с именами Е.С. Кузьмина, Я.Л. Коломинского, В.А. Ядова, И.П. Волкова и других ученых [13, с.274].

Вместе с официальной или формальной структурой общения, отражающей рациональную, нормативную, обязательную сторону человеческих взаимоотношений, в любой социальной группе всегда имеется психологическая структура неофициального или неформального порядка, формирующаяся как система межличностных отношений, симпатий и антипатий. Особенности такой структуры во многом зависят от ценностных ориентаций участников, их восприятия и понимания друг друга, взаимооценок. Как правило, неформальных структур в группе возникает несколько, например, структуры взаимоподдержки, взаимовлияния, популярности, престижа, лидерства и другие. Неформальная структура зависит от формальной структуры группы в той степени, в которой индивиды подчиняют свое поведение целям и задачам совместной деятельности, правилам ролевого взаимодействия. С помощью социометрии можно оценить это влияние. Социометрические методы позволяют выразить внутригрупповые отношения в виде числовых величин и графиков и таким образом получить ценную информацию о состоянии группы.

Наиболее общей задачей социометрии является изучение неофициального структурного аспекта социальной группы и царящей в ней психологической атмосферы.

Цель. Социометрический тест предназначен для диагностики эмоцио­нальных связей, т.е. взаимных симпатий между членами группы, и решения следующих задач:

а) измерение степени сплоченности-разобщенности в группе;

б) выявление соотносительного авторитета членов групп по признакам симпатий-антипатий (лидеры, звезды, предпочитаемые, игнорируемые, изо­лированные);

в) социально-психологическую структуру взаимоотношений в малых группах;

г) формальных и неформальных лидеров и «отвергнутых» членов группы;

д) наличие микрогрупп и связей между ними [5, с.586-596].

Социометрическая методика позволяет выяснить положение каждого (социометриче­ский статус) в структуре эмоциональных отношений.

Выделяют несколько статусных категорий (в группе количеством 15 и более чело­век):

Данная методика также позволяет определить основные микрогруппы, а так же харак­тер взаимоотношений между ними. Они выделяются на основе взаимных выборов.

Социометрия позволяет вычислить ряд количественных индексов и ко­эффициентов, позволяющих дать характеристику группе, а также сравнивать группы между собой. Есть групповые и индивидуальные индексы и коэффи­циенты.

Важнейшим коэффициентом является коэффициент взаимности эмо­циональных от­ношений, он представляет собой % (или меру) взаимных вы­боров по отношению к общему числу выборов и вычисляется по формуле:

диагностические методики изучения межличностных отношений в группе. Смотреть фото диагностические методики изучения межличностных отношений в группе. Смотреть картинку диагностические методики изучения межличностных отношений в группе. Картинка про диагностические методики изучения межличностных отношений в группе. Фото диагностические методики изучения межличностных отношений в группе

где КВ – коэффициент взаимности;

Материалы . Бланк социометрического опроса, список членов группы, социоматрица.

Формы социометрической процедуры:

1) непараметрическая процедура – без ограничения выбора;

2) параметрическая процедура – ограниченный выбор.

Рассмотрим подробнее основные 5-ть этапов проведения социометрического исследования.

Социометрическое исследование, его основные этапы

1-ый этап: Подготовительный

1. Знакомство с малой группой, получаем о ней сведения от руководителей (как долго существует, есть ли группировки, кто лидер и т.д.). Выясняем, проводились ли социометрические исследования раньше, какие значимые события ожидаются у группы и т.д. Важно – правильно сформулировать социометрический вопрос и инструкцию.

Основными критериями социометрических вопросов являются:

1. Сильный или слабый критерий.

а) сильный – это критерий, который выявляет взаимоотношения в значимой деятельности;

б) слабый – это критерий, который не выявляет взаимоотношения в значимой деятельности, что для трудового коллектива недопустимо.

2. Критерий реальный и критерий воображаемый. Чем взрослее люди, тем важнее реальность, реальный критерий снимает настороженность.

Социометрическое исследование начинается с инструкции, в которой желательно связать её с реальной деятельностью людей.

Чётко сформулированный вопрос непременное условие социометрического исследования.

На данном этапе можно воспользоваться методом «эвристических вопросов». Этот метод известен как метод «ключевых вопросов». Его целесообразно применять для сбора дополнительной информации в условиях проблемной ситуации или упорядочения уже имеющейся информации в самом процессе решения задачи. Эвристические вопросы широко использовал в своей научной и практической деятельности еще древнеримский философ Квинтилиан. Он рекомендовал все крупным политическим деятелям для сбора достаточно полной информации о каком-либо событии поставить перед собой следующие семь ключевых (эвристических) вопросов и ответить на них: Кто? Что? Зачем? Где? Чем? Как? Когда?

Метод эвристических вопросов базируется на следующих закономерностях и соответствующих им принципах:

1. Проблемности и оптимальности. Путем искусно поставленных вопросов проблемность задачи снижается до оптимального уровня.

2. Дробления информации (эвристические вопросы позволяют осуществить разбивку задачи на подзадачи).

3. Целеполагания (каждый новый эвристический вопрос формирует новую стратегия и – цель деятельности).

Достоинство метода эвристических вопросов заключается в его простоте и эффективности для решения любых задач. Эвристические вопросы особенно развивают интуицию мышления, такую логическую схему решения творческих задач. Недостатки и ограничения этого метода заключаются в том, что он не дает особо оригинальных идей и решений и, как другие эвристические методы, не гарантируют абсолютного успеха в решении творческих задач [11, с.373].

2-ой этап Проведение социометрического исследования

Процедура данного этапа заключается в заполнении социометрической карточки (бланка) каждым членом группы (см. образец бланка социометрического опроса). В наиболее простом варианте используются карточки с одним вопросом (критерием), сформулированном в положительной и отрицательной форме. Например:

«С кем из вашего коллектива Вы хотели бы выполнять служебное задание?»

«С кем из вашего коллектива Вы не хотели бы выполнять служебное задание?»

«От искренности полученных ответов будет зависеть состав группы и ее результат. Просим отвечать самостоятельно, не советуясь, друг с другом. Ваши ответы оглашению не подлежат».

Может разрешаться делать неограниченное количество выборов (непараметрический метод) или их какое-то фиксированное количество, особенно если в группе большое количество людей (параметрический метод). При опросе удобно пользоваться специально подготовленным списком участников коллектива, не исключая отсутствующих, из числа которых делается выбор. Количество задаваемых вопросов (критериев) может быть расширено, охватывая различные формальные и неформальные области жизнедеятельности. Допускается анонимная форма опроса.

Образец бланка социометрического опроса

Ф.И.О. _______________________________________________________________________

Курс (группа, специальность) __________________________________________________

Инструкция. Ваша группа существует уже 2-ой год. За это время вы смогли неплохо узнать друг друга и между вами сложились определенные личные взаимоотношения типа симпатий и антипатий. Не всё, конечно, гладко в вашей жизни, да и сейчас ваши отношения далеки от «идеальных». С кем Вам хорошо быть в одной группе? Представьте себе, что всё начинается сначала и каждому из вас предоставляется возможность вновь по своему желанию определить состав вашей группы.

Ответьте в этой связи на следующий вопрос, записав ТРИ фамилии членов вашей группы с учетом отсутствующих.

1. Кого из членов вашей группы Вы включили бы в состав вновь создаваемой группы?

3-ий этап Обработка результатов социометрии

1. Результаты, получаемые при помощи социометрической методики, могут быть представлены в форме матриц, социограмм, специальных числовых индексов.

По данным опроса испытуемых вначале составляется социометрическая матрица (таблица 1.1), по горизонтали и по вертикали которой в одном и том же порядке перечислены фамилии всех членов исследуемой группы. Нижние строки и крайние правые столбцы матрицы являются итоговыми. Заполнение матрицы начинается с внесения в нее выборов, сделанных каждым человеком. Для этого в клетках пересечения строки соответствующего испытуемого со столбцами тех, кого он выбрал, проставляются соответственно цифры 1, 2, 3 или отмечаются знаком «+» (положительный выбор) или «-» (отрицательный выбор, т.е. отклонения). Обычно все данные, касающиеся положительных выборов, отмечаются в матрице красным цветом, а отклонения – синим (можно использовать и другую цветовую гамму).

В крайние правые столбцы матрицы заносятся результаты о количестве сделанных выборов и отклонений и т.д. (в зависимости от числа критериев).

В нижние строки матрицы заносятся результаты о количестве полученных выборов и отклонений, о количестве взаимных выборов и отклонений и т.д. (в зависимости от числа критериев).

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *