диалектика согласно гегелю есть внутренняя форма развития
Диалектика Гегеля
В определенном противоречии с системой находится диалектический метод Гегеля. Диалектический метод предполагает рассмотрение всех явлений и процессов во всеобщей взаимосвязи, взаимообусловленности и развитии. Диалектический метод в философии встречался и до Гегеля. Первоначально термин «диалектика» означал искусство ведения спора и разрабатывался, по преимуществу, в целях совершенствования ораторского искусства. Родоначальниками диалектики можно считать Сократа и софистов. Вместе с тем, диалектика разрабатывалась в философии как метод анализа действительности. Вспомним учение о развитии Гераклита, а позже Зенона, Kaнта и т. д. Однако только Гегель придал диалектике наиболее развитую и совершенную форму.
Гегель характеризовал диалектику как движущую душу истинного познания, как принцип, вносящий в содержание науки внутреннюю связь и необходимость. Заслуга Гегеля, по сравнению с его предшественниками, состоит в том, что он дал обобщенный диалектический анализ всех важнейших категорий философии и сформировал три основных закона диалектики: закон перехода количественных изменений в качественные, закон взаимопроникновения противоположностей и закон отрицания отрицания. Рассмотрим кратко содержание этих законов.
Качество выступает как внутреннее основание всех свойств, присущих данной вещи, но это внутреннее понимание проявляется только при взаимодействии данного предмета с другими предметами. Число свойств у каждого предмета теоретически бесконечно, ибо в системе универсального взаимодействия возможно бесконечное количество взаимодействий. Различия между свойствами предмета и его качествами всегда относительны, ибо то, что является свойством в одном отношении, становится качеством в другом отношении.
Количество Гегель определял как внешнюю для бытия определенность, видел в нем нечто относительно безразличное для той или иной вещи. Например, дом остается тем, что он есть, независимо от того, будет ли он больше или меньше и т. д. Вместе с тем, Гегель рассматривал качество и количество как взаимопроникающие противоположности и считал, что как нет качества без количественных характеристик, так нет и не может быть количества, абсолютно лишенного качественной определенности.
Показывая переход количества в качество, Гегель обращал внимание на обратный процесс, выраженный этим законом, а именно на переход качества в количество. Эти взаимопереходы Гегель рассматривал как бесконечный процесс, который, по его мнению, состоит в том, что количество, переходя в качество, отнюдь не отрицает качества вообще, но отрицает лишь данное определенное качество, место которого одновременно занимает другое качество. Это вновь образованное качество означает новую меру, то есть новое конкретное единство качества и количества, которое делает возможным дальнейшее количественное изменение нового качества и переход количества в качество.
Другой неотъемлемой стороной диалектического противоречия является взаимное отрицание сторон и тенденций. Именно потому, что стороны единого целого суть противоположности, они находятся не только в состоянии взаимосвязи, взаимообусловленности, но и взaимоотрицания, взаимоисключения, взаимоотталкивания. Гегель подчеркивал, что противоположности в любой форме их конкретного единства находятся в состоянии непрерывного движения и тайного взаимодействия между собой, которое ведет к их взаимным переходам друг в друга, к развитию взаимопроникающих противоположностей, взаимопредполагающих одна другую и в то же время борющихся, отрицающих друг друга. Именно такого рода взаимоотношения противоположностей Гегель называл противоречиями.
Противоречия, согласно учению Гегеля, являются внутренней основой развития мира. развитие представляет собой процесс становления, обострения и разрешения противоречий. Попробуем описать этот процесс. Каждый предмет первоначально существует как тождество самому себе, в котором содержатся определенные различия. Вначале различия носят несущественный характер, затем превращаются в существенный и, наконец, переходят в противоположности. Противоположности, в данном случае, отражают взаимоотношения таких внутренне присущих любому предмету сторон, которые коренным образом отличаются друг от друга, но своими действиями, функциями и одновременно взаимно предполагают, обуславливают и исключают друг друга. Развитие противоположностей достигает стадии противоречия, которая фиксируется моментом единства и борьбы противоположностей. Вот эта стадия становления противоречия, которая характеризуется конфликтом, острым противостоянием сторон, который разрешается переходом противоположностей не только друг в друга, но и в более высокие формы развития самого предмета. Разрешение любого конфликта противоречий представляет собой скачок, качественное изменение данного объекта, превращение его в качественно иной объект, отрицание новым объектом старого, возникновение новых, иных противоречий, присущих объекту нового качества.
Всякое отрицание означает уничтожение старого качества новым, переход из одного качественного состояния в другое. Однако, отрицание, по Гегелю, не просто уничтожение старого новым. Оно обладает диалектической природой. Эта диалектическая природа проявляется в том, что отрицание представляет собой единство трех основных моментов: 1) преодоление старого; 2) преемственность в развитии; 3) утверждение нового.
Отрицание отрицания в двойном виде включает в себя эти три момента и характеризует цикличность развития. Эту цикличность Гегель, прежде всего, связывал с прохождением в процессе развития трех стадий: утверждение или положение (тезис), отрицание или противоположение этого утверждения (антитезис) и, наконец, отрицания отрицания, снятие противоположностей (синтез). Эту существенную сторону действия закона отрицания отрицания Гегель демонстрирует как на абстрактном уровне, уровне движения чистой мысли, так и на конкретных примерах. Процесс отрицания отрицания, как чисто логический процесс, складывается, по Гегелю, так, что мысль сначала полагается, затем противополагается самой себе и, наконец, сменяется синтезирующей высшей мыслью, в которой борьба снятых ею предыдущих мыслей как противопoлoжнocтeй является движущей силой дальнейшего развития логического процесса. На уровне природы действие этого закона Гегель иллюстрирует на примере роста растений. Берем, например, зернышко овса. Бросим его в землю. Из него прорастает стебель, отрицающий это зернышко. Стебель через какое-то время начинает колоситься и дает новое зерно, оно уже в десятикратном и более размере произошло отрицание отрицания. Гегель придает значение этому тройственному ритму, но не сводит цикличность к этой «триаде». Главное в этой цикличности состоит в том, что в развитии осуществляется повторение прошлого, взаимопроникновение к «исходному состоянию, «якобы к старому», но на принципиально иной качественной основе. Поэтому процесс развития носит поступательный характер. Поступательность и повторяемость придают цикличности спиралевидную форму. Это означает, что процесс развития представляет собой не прямую, а восходящую линию, обязательно включающую в себя возврат «якобы к старому» и переходящую на новую более высокую ступень. Каждая новая ступень богаче по своему содержанию, поскольку она включает в себя все лучшее, что было накоплено на предшествующей ступени. Этот процесс обозначен в гегелевской философии термином «снятие». Таким образом, процесс развития характеризуется поступательным движением расширяющейся спирали.
Кроме диалектического истолкования категории и разработки трех законов, диалектический метод Гегеля включает в себя также принципы анализа действительности: как восхождение от абстрактного к конкретному, соответствие исторического и логического, всесторонности и другие. Это наследие вошло в сокровищницу мировой философской мысли.
Сущность и особенности диалектики Гегеля
Диалектика Гегеля: в чем ее суть, основные положения
Диалектика в общем ее смысле — это способ мышления, затрагивающий противоречия, которые обнаруживаются в мыслимом содержании данного мышления.
Особенности гегелевской диалектики состоят в том, что Гегель рассматривает ее как метод познания противоречий в качестве внутренних движущих сил развития бытия, духа и истории. Основой гегелевской диалектики становится идея о том, что все конечное на самом деле изменчиво и преходяще, потому что оно «выходит за пределы того, что оно есть непосредственно, и переходит в свою противоположность». Иными словами, внутренняя противоречивость явлений является источником развития как такового.
Началом всего сущего (субстанцией) он видит Абсолютный дух (в религии это положение занимает Бог), который, существуя, должен развиваться и познавать. Проходя процесс самопознания, Абсолютный дух раскрывается во всех своих проявлениях. В конечном счете можно заявить, что развитие происходит по причине существования противоречий.
Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.
Фактически концепцию Гегеля можно представить в виде следующей триады: тезис — антитезис — синтез. Определенное понятие (тезис) подразумевает противоположность самого себя (антитезис), и между ними непременно возникает противостояние, противоречие, которое приводит к синтезу (объединению тезиса и антитезиса). И этот синтез представляет собой новую ступень развития — превращается в новый тезис.
Законы диалектики Гегеля и основные категории
Таким образом, существует три главных принципа развития (движения понятий), представляющих собой всеобщие законы развития:
Противоречия философии Гегеля
В рамках философии Гегеля существует противоречие между метафизической системой и диалектическим методом. В отличие от метафизиков, Гегель рассматривал понятия в их взаимосвязи. Размышляя об основных понятиях философии и естествознания, он признает развитие и смену понятий, их связь и взаимодействие между собой и движение по направлению от простого к сложному. По его мнению, общественный прогресс имеет определенные закономерности: государство, правовые, религиозные, философские идеи и т.д. преодолели долгий путь в своем историческом развитии. Однако при этом развитие общественной жизни для него существовало исключительно в прошлом. Таким образом, его идеалистические взгляды имели консервативную направленность.
Помимо этого, собственный принцип триады (в котором в целом есть рациональное зерно) сам Гегель иногда использует в качестве шаблона, подгоняя под него конкретный материал. К примеру, им не была обоснована триада «искусство — религия — философия», он провозгласил ее как данность.
Тем не менее, диалектический метод Гегеля оказал огромное влияние на последующее развитие философской науки, имел важное значение для формирования диалектико-материалистической теории.
Что такое Диалектика Гегеля
Диалектика Гегеля — это особый диалектический метод аргументации, он опирается на противоречивый процесс между двумя противоборствующими сторонами (которые зависят от обсуждаемого предмета); кажущиеся парадоксы соединяются с целью прийти к абсолютной истине. Этот метод использовал немецкий философ Георг Вильгельм Фридрих Гегель.
Формулировка диалектики Гегеля представляет собой трёхступенчатый процесс — движение от тезиса к антитезису, и затем к синтезу. Процесс начинается с чёткого определения понятия (тезиса), потом переходит к его противоположности (антитезису). Затем оба понятия переплетаются и решаются, из чего вытекает универсальное решение (синтез).
Примеры диалектики Гегеля
Для создания своих новых теорий синтеза достаточно понять, что такое тезис и антитезис:
Пример о банкоматах
Люди должны идти в банк, чтобы снять наличные со своего счёта — тезис. Люди НЕ должны идти в банк, чтобы снять наличные со своего счёта — антитезис. Синтез — разработать машины, которые будут выдавать людям наличные в любом удобном им месте (банкоматы).
Наше взросление
Когда ребёнок ещё маленький, он не подвергает сомнению авторитет родителей. Это полное послушание — тезис. В подростковом возрасте, при переходе во взрослую личность, обычно протекает фаза бунта — своеобразное восстание против власти, т.е. это противоположность или антитезис.
Когда же человек становится взрослым, его отношение к власти (и родителям) становится более умеренным, т.е. для достижения независимости ему уже не нужно бунтовать. Независимость — это синтез.
Что такое диалектика?
Диалектика — это философский образ мышления и аргументации, специфический противоречивый процесс между противоборствующими сторонами; таким образом противоречие становится не тупиком для познания, а отправной точкой.
Законы диалектики
Существует три закона диалектики:
Закон перехода количественных изменений в качественные (и наоборот)
Количественные изменения, когда доходят до определённой отметки, переходят в качественные различия. Например, при охлаждении воды наступает момент, когда её форма превращается из жидкой в твёрдую.
Закон единства и борьбы противоположностей
Всё имеет внутренне противоречивый характер, содержит в себе свою собственную противоположность. Однако между противоположными сторонами никогда не бывает точного разделения, т.е. между противоположностями существуют внутренние связи.
Закон отрицания отрицания
Согласно этому закону, развитие происходит циклами:
Принципы диалектики
Это обобщение законов диалектики, т.е. принципы были сформулированы на основе законов.
Основные принципы диалектики:
Существуют и другие:
Два последних принципа используются во многих разных науках.
Диалектический метод
Это система взаимосвязанных требований и правил, которые направляют человека на познавательную деятельность. Диалектический метод стремится разделить одно на две полярности, затем изучить их противоречивое единство. Этот метод изучает диалектическая логика.
Что такое диалектика и какие этапы развития она прошла — 3 закона диалектики в философии Гегеля
«Диалектика есть искусство (или же трюк)
взять две стороны и к ним приделать проблему».
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Диалектика – это понятие, смысл которого не то что не всем, а скорее даже никому не ясен до конца.
Разве что Гегель постиг всю его глубину, но доходчиво объяснить свое знание не смог, о чем и объявил на смертном одре: «Изо всех моих учеников только один понял меня, да и тот неправильно».
Диалектика — это.
Чтобы понять хотя бы азы диалектики, вернемся к истокам и проследим основные вехи становления этого понятия. Со времен своего появления в Древней Греции оно значительно усложнилось и обогатилось новыми смыслами.
Само по себе слово «диалектика» происходит от древнегреческого διαλεκτική, что в переводе означает «искусство спорить, вести рассуждение» (само это древнегреческое слово состоит из двух частей: διά — «через; раздельно» и λέγω — означающего «говорить, излагать»).
В общих чертах диалектика в философии – это теория о развитии бытия, где все закономерно и связано между собой, но при этом полно внутренних противоречий, благодаря которым и происходит развитие.
Если тяготеете к более сложным формулировкам, то вам может понравиться это определение диалектики:
Диалектическое направление философии развивается на протяжении истории человечества с античных времен, но в философии принято выделять три основных исторических этапа.
Стихийная диалектика античных философов
Началась с Гераклита Эфесского (544-483 гг. до н.э.), выразившего мысль, что:
основной закон бытия – это борьба противоположностей, в ходе которой что-то рождается, а что-то разрушается.
Искусство спора. Диалектика Сократа
Древнегреческий философ Сократ (469-399 гг. до н.э.) оказал значительное влияние на развитие философии, но при этом не оставил после себя письменных трудов, т.к. свои размышления предпочитал озвучивать в устных беседах. Именно Сократу принадлежат слова «В споре рождается истина», а для постижения истины необходимо искусство спора.
Для Сократа диалектика (dialektike techne) – это такое искусство построения беседы, когда в суждениях оппонентов последовательно выявляются противоречия, на каждый аргумент находится контраргумент, только таким образом возможно рождение истины, появление нового знания.
Сократовский метод ведения интеллектуальных споров базируется на трех главных принципах:
Сократ ввел термин диалектика, говоря об искусстве ведения спора. Платон и Аристотель развивали учение Сократа в своих поисках источника развития мира.
Параллельно в древнекитайской философии даосисты вывели понятие Инь и Янь – единство противоположностей, неразрывное начало всего сущего.
Средние века и Ренессанс (что это?) дополнили и расширили понятие диалектики, мыслители того времени (Б. Спиноза, Р. Декарт, Д. Бруно) изучали природу с позиции ее целостности, в которой сосуществуют внутренние и внешние связи и противоречия.
Но все же тогда преобладала упрощенная картина мира, где явления предпочитали анализировать обособленно.
Идеалистическая диалектика Гегеля
Огромный вклад в учение о диалектике внес немецкий философ Георг Гегель (1770—1831 гг.), который считал, что в основе всего сущего лежит абсолютная идея, находящаяся в постоянном движении и развитии. Смысл эволюции в самореализации абсолютной идеи, а движущая сила этого процесса рождается из борьбы противоположностей.
Гегель выводит диалектическую триаду: тезис – антитезис – синтез
Любое развитие происходит по этой схеме – выдвигается тезис, но на каждый тезис найдется свой антитезис, а это неминуемо вызывает конфликт.
Синтез примиряет эти два противоположных начала, приводит их к компромиссу и гармоничному единству, вследствие чего рождается новая сущность. Так может продолжаться до бесконечности.
Ярким примером диалектической триады Гегеля является любая революция, где тезис – условия одного социального слоя, антитезис – условия другого слоя, а синтез – это рожденный в борьбе новый политический строй, вобравший в себя элементы противоборствующих начал.
Законы диалектики
Отвечая на важнейшие вопросы диалектики, Гегель сформулировал 3 ее закона.
«Как происходит развитие?»
На определенном этапе под грузом количественных накоплений происходит качественный скачок – переход предмета в иное качественное состояние.
Пример: при добавлении в бульон большего количества мяса, суставов и костей, он станет холодцом.
«Что является источником развития?»
Закон занимает центральное место в диалектике и основывается на том, что каждое явление имеет два противоположных начала, которые по своей природе едины, но находятся в конфликте и противоречат друг другу. Именно этот конфликт и является источником развития всего сущего.
Пример: день и ночь образуют сутки.
«Куда направлено развитие?»
Этот закон диалектики основан на триаде тезис-антитезис-синтез в философии Гегеля, то есть развитие строится на отрицании, за которым следует синтез. Впоследствии сложившийся синтез также подвергнется отрицанию. Это движение по спирали бесконечно.
Пример: феодализм – это отрицание рабовладельческого строя, а капитализм – это отрицание феодализма.
Материалистическая диалектика Маркса
Материалисты К. Маркс и Ф. Энгельс превратили гегелевскую диалектику в инструмент философского исследования мира, утвердив ее как метод познания и преобразования действительности.
Что же такое диалектика по Марксу? Это несколько основных составляющих.
Современное восприятие диалектики
Сегодня мы понимаем диалектику как теорию развития, основанную на противоречиях всех форм бытия. Диалектическое познание мира, в котором все подвижно и изменчиво, противопоставлено метафизическому, где отдельные объекты рассматриваются в статике.
Очень изящное толкование диалектики дает в своем живом журнале автор zogin https://zogin.livejournal.com/84678.html.
«Диалектика – это что-то сильно похожее на «Игру в бисер» Гессе. Даже еще более крутое. Это явление, находящееся на стыке науки, искусства, идеологии и религии. Она имеет определенную цель, не сводящуюся к собственно научным целям».
Действительно, при всех своих слабых сторонах диалектика делает попытки выстроить элементы бытия в гармоничную целостную картину. Сегодня она служит для разрешения противоречий в науке, в основном в социологии и психологии.
Автор статьи: Елена Румянцева
Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru
Эта статья относится к рубрикам:
Комментарии и отзывы (7)
Не может быть в формах бытия противоречий, а всякое противоречие основывается лишь на ложности суждений.
Философы прошлого, которые мало чем занимались кроме бумагомарания вообще были склонны усложнять простые и понятные понятия, наделять их новым смыслом, который часто существовал только в их воображении.
Сейчас диалектика введена в качестве отдельного предмета во многих школах. Я считаю, это правильно.
Истина в споре может родиться только тогда, когда оба спорщика способны объективно воспринимать и сопоставлять факты, если же хотя бы один из спорщиков идиот, то спор будет длиться вечно.
«Отвечая на важнейшие вопросы диалектики, Гегель сформулировал 3 ее закона» — очень интересно узнать, где же Гегель сформулировал эти законы? — Может быть, приведёте цитату? — Или Вы путаете Энгельса с Гегелем? — Или не читали Гегеля вовсе? Ох уж эти марксисты-недоучки!
Вадим: Энгельс ссылался на Гегеля (хотя и неправомерно), поэтому и сформировалось такое представление, что последний был автором этих законов. История не то чтобы сильно запутанная, но в рамки статьи не укладывалась. Упростили — каюсь. Спасибо, что уточнили.
Добрый вечер, Дмитрий. Не только Вы упростили — это было бы не столь печально. У марксистов нет ни одного научного труда по философии или логике не случайно — невозможно какими-либо представлениями (не важно, какими именно, важно то, что они так и остаются всего лишь представлениями) познать процесс движения мышления, разумный процесс. К сожалению, марксисты-ленинцы так и не научились различать рассудок и разум, общее и всеобщее. Рассудок оперирует конечными определениями, не понимая их природы. Общее есть общее лишь для сравнивающего рассудка, всеобщего же рассудок не осознаёт. Разумное движение невозможно уложить в тесные рамки «законов», даже «наиболее общих законов природы и общества».
Правда, кроме Вас, никто ещё не покаялся, хотя это могло бы послужить началом движения к разуму.
Философия доступным языком: Философия Гегеля. (Абсолютная идея. Диалектика Гегеля)
Философия Гегеля – вершина классической немецкой философии. Диалектика, знаменитые законы диалектики, были тоже найдены этим великим мыслителем.
Георг Вильгельм Фридрих Гегель – годы жизни (1770-1831). Его труды были написаны под влиянием немецкого философа Канта и в меньшей степени Фихте. Во многих своих философских поисках Гегель опирается именно на труды Канта и получает поистине ошеломляющие результаты, имеющие огромное значение для всего человечества.
Развитие, эволюция абсолютной идеи:
Метод восхождения от абстрактного, к конкретному. Развитие абсолютной идеи начинается с предельно пустых, абстрактных, не наполненных ни каким, конкретным содержанием понятий.
Чистое бытие у Гегеля равное понятию «ничто».
Сущность – Для Гегеля сущность как бы просвечивается, через те явления, которые мы наблюдаем. Сущность по своей структуре – это проникновение во внутренние закономерности предметов и это проникновение открывает для человека возможность видеть, что любой предмет по своей сути является противоречивым.
Понятие – это категория, которая воспроизводит весь процесс развития бытия и мышления. Гегель говорит, что понятие всегда исторично, оно несёт исторический характер.
Триада в развитие мира и мышления, связка «БЫТИЕ» «СУЩНОСТЬ» и «ПОНЯТИЕ» это закон познания окружающего нас мира. Наше познание всегда начинается с наличного бытия, то, что мы видим, наблюдаем, то, что мы можем обнаружить в своём опыте, затем мы исследуем сущность познаваемого предмета, а когда мы называем предмет, мы получаем понятие. Поэтому Гегель говорит, что понятие исторично, ведь оно впитывает в себя весь предшествующий опыт прежних поколений.
2. Диалектика Гегеля : Закон отрицание отрицания, или закон двойного отрицания – в понимании Гегеля, это закон возвращение объекта в процессе его развития к старому качеству, но на уже высшую ступень развития.
Отрицание — это логический термин. К примеру; утверждение «А» объявляется неправильным. Как результат возникает отрицание «не-А». В свою очередь отрицанию «не-А» противопоставляется утверждение «не-А» Происходит повторное отрицание «НЕ-НЕ-А» возвращающееся к утверждению «А». Подобный процесс называется, снятие двойного отрицания.
В диалектическом отрицании Гегеля всегда присутствуют три момента; 1) преодоление старого, тех процессов, которые себя уже отжили. Любой процесс развития не возможен без отрицания. 2)Преемственность в развитии. 3) И третий этап – это утверждение нового. Всё, что связанно с развитием человека и его постижением этого мира, имеет спиральную форму. Каждая новая ступень, спираль развития, более усовершенствована, более насыщена. По мнению Гегеля, старое не исчезает, оно трансформируется в новое.
Философия доступным языком: Философия Гегеля. (Абсолютная идея. Диалектика Гегеля)