дидактическое пособие для развития техники чтения

Дидактическое пособие для развития техники чтения

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Данное пособие предназначено для развития у младших школьников умения бегло и правильно читать слова разной слоговой структуры как изолированно, так и в соста ве словосочетаний и предложений. Упражнения в чтении материала пособия создают благоприятные предпосылки для развития осознанности чтения.

Пособие может быть использовано логопедами, учителями для работы в классе, воспитателями групп продлённого дня или родителями для индивидуальной работы с детьми, испыты вающими трудности при чтении.

КАК РАБОТАТЬ С ПОСОБИЕМ

Прежде чем начать работу с материалом пособия, необходимо путём несложной диагностики определить для каждого ребенка «рубежную» группу слов. Для этого надо предложить ученику прочитать несколько любых пред ложений 1-й группы, затем — столько же предложений 2-й группы и так далее до того момента, пока в чтении ученика не появятся ошибки. Например, это будет в 4-й группе; значит, чтение слов данной группы и является тем рубежом, когда у ребёнка возникают трудности и появляется излишнее напряжение.

Определив «рубежную» группу, работу тем не менее следует начинать с чтения слов 1-й группы. Здесь материал для работы определяется в зависи мости от возможностей каждого ребёнка. Так, детям со значительными трудностями предлагаются слова самых первых столбиков: щи, ива. Дру гим детям можно начать со структуры слов типа баня, берёза, третьим — вареники. Чтение 2-й и последующих групп всегда начинается с самого первого столбика слов.

На работу с каждой «предрубежной» группой отводится 1—2 занятия. Они нужны для того, чтобы ребёнок почувствовал, что он может читать без ошибок и ощутимого напряжения, внушить ребёнку веру в собственные силы.

Начиная с «рубежной» группы слов количество занятий увеличивается. С каждой группой нужно работать до тех пор, пока не исчезнут ошибки и напряжение при чтении. Количество занятий определяется сугубо индиви дуально в зависимости от успехов ребёнка. Так, на одну группу может понадобиться 7—10 занятий, а на другую — 3—4.

Иногда возникает ситуация, когда ошибки и напряжение у ребёнка не исчезли, а весь материал, представленный в данной группе, исчерпан, и ребёнок потерял к нему интерес. Тогда взрослый может самостоятельно составить карточки со словосочетаниями и предложениями, дополнять сло восочетания до предложений и пр., используя слова из столбиков той груп пы, с которой работает ребёнок, и ранее отработанных групп.

Обязательным методическим требованием к работе с пособием является постепенное движение от группы к группе. Не рекомендуется перешагивать через какую-либо группу, структурную подгруппу или менять их местами.

Пособие может быть использовано как для индивидуальной работы с плохо читающим ребёнком во внеурочное время, так и для работы на уроках чтения.

Рассмотрим оба варианта работы с пособием на примере одной «после- рубежной» группы.

1-й вариант индивидуальная работа во внеурочное время. Занятие с первоклассниками длится 10—15 минут, с учениками 2—4 классов — 15—20 минут.

На первых занятиях примерно 75% времени отводится чтению столби ков слов. Количество слов или столбиков для чтения определяется взрос лым каждый раз индивидуально в зависимости от возраста, усидчивости, желания читать, самочувствия и настроения ребёнка и т. п.: для одного ребёнка достаточно прочитать 15—20 слов, другой осилит два столбика. А можно предложить ученику самому определить количество слов и читать до тех пор, пока ему это не надоест.

Потренировавшись в чтении слов, оставшиеся 25% времени занятия ученик читает одну из групп словосочетаний, обозначенных цифрами. На следующем занятии он будет читать другую группу словосочетаний и т. д. Постепенно, от занятия к занятию, время чтения слов уменьшается, а словосочетаний — увеличивается.

Когда ребёнок научится относительно легко и без ошибок читать слова и словосочетания данной группы в темпе, приближенном к нормативному, можно переходить к чтению предложений. На чтение слов, словосочетаний и предложений отводится примерно по 1/3 времени, отведённого на заня тие. Проведя таким образом 1—2 занятия, можно исключить чтение слово сочетаний. Ребёнок будет читать слова и предложения.

Когда взрослый увидит, что ребёнок читает предложения практически без ошибок, можно переходить к чтению текстов. На этих занятиях пример но 25% времени отводится на чтение слов или словосочетаний, остальное время — на чтение текстов. Доведя чтение предложений и текстов данной структурной группы до нормативных требований, можно переходить к сле дующей группе.

2-й вариант работа с пособием в классе. На уроке пособие может решать четыре задачи.

Во-первых, служить неким подобием камертона. Известно, что для того, чтобы человек успешно выполнил работу, он должен быть настроен на её выполнение, и не только на уровне «хочу — не хочу», но и на психофизио логическом уровне.

Отличительной особенностью данного пособия является весьма строгое структурирование, основанное на психологии чтения. Чтение столбиков слов помогает анализаторной системе ученика настроиться на определённый вид деятельности, образовать нужную систему межанализаторных связей.

В начале каждого урока чтения целесообразно предлагать ученикам свое образную разминку: сначала прочитывать столбики слов, затем словосоче тания (1—2 кл.) или предложения (3—4 кл.). Такая разминка поможет уче никам быстро переключиться с перемены на урок.

Учителя, работавшие с пособием, предлагают разнообразные приёмы разминки:

а) ученики читают «для себя» в течение заданного учителем времени;

б) ученики читают заданное количество слов по цепочке, например, каж дый — по 3 слова;

в) дети объединяются в пары и читают слова или словосочетания друг другу по очереди — 1—2 слова один ученик, 1—2 слова другой и т. д.;

г) дети читают хором;

д) ученики читают «для себя», отмечая галочкой незнакомые слова, по истечении времени разминки проводится словарная работа.

Во-вторых, пособие может быть использовано как материал для словарной работы. В нём встречается слова, которые могут быть незнакомы детям, такие, как этикет, тайга и др. Это объясняется тем, что перед данным пособием поставлены две задачи:

научить детей не бояться незнакомых слов, не пасовать перед ними, а прочитывать независимо от того, знакомо слово ребёнку или не знакомо, понятно или нет;

учить детей догадываться о смысле незнакомого слова по контексту. Решение второй задачи и можно положить в основу словарной работы на уроке.

В-третьих, пособие может служить источником для подбора словарного материала к урокам русского языка. Например, при изучении категории рода в столбиках легко отыскать слова с ударным и безударным родовым окончанием. На основании структурной последовательности можно сплани ровать работу по обучению первоклассников звуко-буквенному анализу. Сначала дети будут анализировать слова 1-й группы, в которых есть изу ченные буквы, затем структура анализируемых слов будет усложняться.

Как при индивидуальной работе во внеурочное время, так и при работе в классе необходимо уделять внимание и упражнениям в смысловом чтении. Однако эти упражнения не следует вводить сразу на первых занятиях по отработке очередной структуры. Они вводятся постепенно, с учётом тех усилий, которые ребёнок затрачивает на чтение. Если он читает медленно, с трудом соединяя слоги в слова и делая много ошибок, то в этом случае лучше подождать, пока процесс чтения не станет для ребёнка более лёгкой работой. Таким образом, задавать вопросы на понимание смысла прочи танного следует тогда, когда процесс чтения более или менее автоматизи рован.

Вопросы и задания на понимание смысла прочитанного могут быть самыми разными. Но в основу этих заданий, с точки зрения современной педагогики, следует положить поиски скрытого смысла, понимание опосредованной информации, которая содержится в речи. Приведём примеры та ких вопросов и заданий.

К столбикам слов любой группы

Найди среди прочитанных тобой слов название птицы (дерева, про фессии и т. п.).

Прочитывай про себя слова столбика и произноси вслух только те слова, смысл которых тебе не очень понятен.

Прочитай 10 слов. Слово, которое оканчивается буквами -ар, читать вслух не надо.

Взрослый выбирает столбик слов с нечётным количеством букв, на пример, лук, комар, акробат. Затем он (или ребёнок) берёт в руки нитку и прокладывает её так, чтобы она проходила через среднюю букву. Ребёнок должен читать слова, не отводя глаз от нитки, т. е. боковым зрением.

Для выполнения этого задания сначала подбираются слова из трёх букв. Когда ребёнок с ними освоится, он начинает читать слова из пяти букв, затем из семи. Но при этом взрослый должен быть особенно внимателен к ребёнку. Как только он увидит, что ребёнку слишком трудно справляться с предложенным количеством букв, необходимо вернуться на ту структуру, которую школьник читает без труда.

Сначала, в любой структуре, ребёнок читает хорошо знакомые слова. По мере освоения такого способа чтения слов данной структуры (три, пять, семь и т. д. букв), взрослый вводит слова из пассивного словаря ученика типа зал, лещ, моль; почва, возня. Если они не вызывают затруднений, можно вводить малознакомые слова типа дог, рой, сев; копна, пурга, суфле.

То же упражнение выполняется с ниткой, проложенной по последним буквам. Структура слов усложняется, как в задании 6. Требования к смыс ловому содержанию сохраняются.

К словосочетаниям, предложениям и текстам.

Общая рекомендация заключается в следующем. Первый раз учащийся читает заданный абзац целиком, его внимание сконцентрировано на правильном прочтении слов от первой буквы до последней. После этого взрослый задаёт вопрос на понимание смысла прочитанного. Ребёнок снова прочитывает абзац обязательно от начала до конца, ища при этом ответ на поставленный вопрос. Не рекомендуется позволять бросать чтение, дойдя до ответа. Ученик должен убедиться в том, что это правильный и единственный ответ.

Источник

Сборник упражнений для повышения качества техники чтения

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ЧТЕНИЯ.

Отработка произношения гласных и согласных звуков и их сочетаний.

Чтение согласных по таблице.

Учащиеся делают глубокий вдох и читают согласных одного ряда:

Чтение согласного с гласными с использованием этой же таблицы. Например,

с ударением на одном из них: а, о, у, ы, и, э.

Звуковая разминка, куда входят: работа над артикуляцией.

гласные: А, О, У, Ы, И, Э.

сочетания: А-У, А-О, Ы-И, Э-А, И-О.

согласные и гласные: ЖЕ, ЧЕ, ЩА, ЖРА, ЖРИ.

Чтение по таблице-треугольнику.

1. Водовоз вез из-под водопровода.

2. Говори, говори да не заговаривайся.

3. На горе гогочут гуси, под горой огонь горит.

4. Наша голова вашу голову головой переголовит, перевыголовит.

5. Наш дуда и туда и сюда.

6. Дерево скоро садят, да не скоро плоды едят.

7. На дворе трава, на траве дрова, не руби дрова на траве двора.

8. Возле горки на пригорке встали 33 Егорки: раз Егорка, два Егорка, три Егорка и т.д.

9. Летят три пичужки, через три пусты избушки.

10. В один, Клим, клин колоти.

11. Каково волокно, таково и полотно.

12. Клюет курка крупку, курит турка трубку.

13. Либретто «Риголетто».

14. Полили ли лилию, видели ли Лидию?

15. Бежит лиса по шесточку, жизни, лиса, песочку.

16. Лавировали корабли, лавировали, да не вылавировали.

17. Сшит колпак, вязан колпак, да не поколпаковски.

18. Съел молодец тридцать три пирога с пирогом да все с творогом.

19. Шли сорок мышей, несли сорок грошей; две мышипоплоше несли по два гроша.

20. У нас на дворе-подворье погода размокропогодилась.

21. На семерых сани, по семеро в сани.

22. Везет Сенька Саньку с Сонькой на санках. Санки – скок, Сеньку с ног, Саньку в бок, Соньку в лоб, все – в сугроб.

23. Ткет ткач ткани на платки Тане.

24. Мама мыла Милу мылом.

25. Осип охрип, Архип осип.

27. От топота копыт пыль по полю летит.

28. Не диковина полубрату сказать про Поликарпа.

29. Сыворотка из-под кислого молока, из-под простокваши.

30. Протокол про протокол протоколом запротоколирован.

31. Пришел Прокоп – кипел укроп, ушел Прокоп – кипел укроп, как при Прокопе кипел укроп, так и без Прокопа кипел укроп.

32. Из-под Костромщины шли четыре мужчины: говорили они про торги да, про покупки, про крупу да, про подкрупки.

33. Петр Петрович, по прозвищу Петров, поймал птицу-пигалицу; понес по рынку, просил полтынку, подали пятак, а он и продал так.

34. Всех скороговорок не перескоговоришь, не перевыскоговоришь.

35. Два дровосека, два дровокола, два дроворуба говорили про Ларю, про Ларьку, про Ларину жену.

36. Свинья тупорыла, весь двор перерыла, вырыла пол рыла, до норы не дорыла.

37. У осы не усы, не усищи, а усики.

38. Фофан-Фофан – в землю вкопан.

39. Была у Фрола – Фролу про Лавра наврала, пойду к Лавру – про Фрола Лавру навру.

40. Хохлатые хохотушки хохотом хохотали: ха-ха-ха-ха-ха.

41. Худ идет на гору, худ идет под гору; худ худу бает: ты худ, я худ; сядь худ на худ; погоняй худ худом железным прутом.

42. Не велика птица-синица, да умница.

43. Молодец против овец, а против молодца сам как овца.

44. Только у молодца и золотца, что пуговка оловца.

45. Чайные чашки в печали, стуча и бренча, закричали.

46. Полчетверта четверика гороху, без червоточинки.

47. В четверг четвертого числа в четыре с четвертью часа четыре черненьких чумазеньких чертенка чертили черными чернилами чертеж.

48. Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

49. Шакал шагал, шакал скакал.

50. Чешуя у щучки, щетина у чашки.

51. Щипцы да клещи – вот наши вещи.

52. Волки рыщут – пищу ищут.

53. Шел грек через реку, видит грек: в реке рак; сунул грек руку в реку, рак за руку грека цап.

54. Стоит стопочка на окошечке, не подъявлена, не выявлена; пришел хват подъявить; подъявил и выявил.

Эти упражнения развивают подвижность речевого аппарата, служат разминкой перед чтением.

2. Отработка литературного произношения.

Упражнения на выработку навыков правильного произношения и ударения я

3. Выполнение упражнений, повышающих концентрацию внимания.

1. Чем схожи следующие слова?

Утюг, вьюга, палка, часы, лампа, стакан.

(Все слова состоят из двух слогов).

2. Составь слово путем перестановки букв.

3. Составь новое слово, взяв у каждого из данных только первый слог.

Молоко, нерест, тарелка.

4. Составь новое слово, взяв у каждого второй слог.

Пуговица, молоток, лава.

Поворот, пороша, канава.

5. Составь новое слово, взяв последний слог в каждом слове.

6. Найти вторую половину слова:

Кос-ничий мо-мент ко-на

Пар-мос со-тор вес-род

Пар-мос со-тор вес-род

Из слогов первого столбика учащиеся составляют слова: лесничий, парта,

из слогов второго столбика – мотор, совок, момент;

из слогов третьего столбика – коса, город, весна и др.

7. Какая буква, слог, слово лишние?

реки, речка, ручей, ручка, ручеёк

8. Найди слово, обозначающее животное «среди строк».

И шланг протянут к огороду.

Среди кустов царит покой,

Здесь хорошо бродить одной.

ма ти ма си ра му по ка до

4.Задания к тексту, которые вызывают интерес к чтению:

2. Придумать свое окончание к рассказу, сравнить с окончанием автора.

3. Составить вопросы к тексту.

4. Взрослый читает текст и заканчивает на самом интересном месте, предлагая ученику закончить чтение.

5. Взрослый предлагает проблемный вопрос, для ответа на который у учащегося нет необходимых знаний, предлагает найти ответ на поставленный вопрос в тексте.

5. Одним из упражнений по технике чтения является следующее:

ученик сам или вместе с родителями выбирает текст, меняя его каждый день, просчитывает количество слов в нем (примерно 120-160 слов). Несколько раз он читает один и тот же текст, каждый раз в течение одной минуты записывает количество слов, прочитанных за первую минуту, вторую и так далее в таблицу отчета, который ученик сдает по мере заполнения через 7-10 дней от начала работы учителю и администратору, прилагая составленные вопросы, проверяющие осмысление текста.

6. Полезны специальные игры, способствующие развитию памяти, выработке устойчивости внимания.

1. «Разведчики». Сначала желательно рассказать воспитанникам о той роли, которую играет память в работе разведчика, привести примеры из книг и кинофильмов. Игра проводится так: учитель или кто-либо из детей раскладывает на столе 20 мелких предметов (для младших классов количество можно уменьшить) и накрывает их листом бумаги. На определенное время лист снимается. Школьники могут рассмотреть предметы, потрогать их пальцами, посчитать. После этого стол вновь накрывается бумагой, а ребята по памяти записывают названия предметов.

2. «Сыщик». В классе на заметных местах раскладывают спичку, карандаш, веточку и т.п. Можно, наоборот, вынести вещи, которые там постоянно находятся. После этого в комнату приглашаются ученики: они молча осматривают ее, записывая в тетради название предметов, которые появились в классе или вынесены из него.

3. «Волшебная палочка». Эта игра существует в нескольких вариантах: географическом, историческом, музыкальном, литературном и т.д. и проводится в быстром темпе. Класс делится на две группы. Ученик, на которого учитель показывает «волшебной палочкой», должен вспомнить название горы или реки, дату, стихотворение, пропеть популярную песню т.д. Побеждает та команда, у которой меньше штрафных очков.

Примерный набор предложений для слуховых диктантов для развития памяти.

Источник

100 игр и упражнений на формирование навыков выразительного чтения

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Измайлова Антонина Вячеславовна Венгловская Анна Юзьковна

100 игр и упражнений на формирование навыков выразительного чтения

Методическое пособие для учителя

Измайлова Антонина Вячеславовна, Венгловская Анна Юзьковна

Кады-Оглы Ольга Сергеевна

«100 игр и упражнений на формирование навыков выра-зительного чтения»

В данном методическом пособии рассматриваются основ-ные недостатки развития речи детей с нарушением зрения и интеллекта и методы коррекции навыков формирования выразительного чтения. Включены дидактические игры и упражнения на развития техники речи, которые могут быть использованы для работы на уроках учителем-дефектоло-гом и учителем по коррекции недостатков развития речи детей с нарушением зрения и интеллекта младшего школь-ного возраста.

Отпечатана в типографии SMYK Издательство 2015 г.

Речь – это процесс практического освоения человеком языка в целях общения с другими людьми. При взаимном общении люди выражают с помощью речи и языка мысли и чувства. В процессе общения речь и язык человека приобретают важное значение для развития сознания, мышления, всей психической деятельности. Речевое развитие является важнейшим аспектом общего психического развития. По мере овладения речью ре-бенок учится адекватно понимать речь окружающих, связно выражать свои мысли. Речь дает ребенку возможность верба-лизовать собственные чувства и переживания, помогает осу-ществлять саморегуляцию и самоконтроль деятельности.

Общее нарушение интеллектуальной деятельности и зрительной недостаточности ребенка приводит к трудностям в овладении речью.

Развитие речи детей данной категории характеризуются дву-мя важными особенностями:

Значительная задержка становления речи.

Недоразвитие всех её компонентов.

Развитие речевого (фонематического) восприятия проис-ходит у детей с нарушением зрения и интеллекта с большим опозданием и отклонением. У таких детей страдают все сторо-ны речи: фонетико – фонематическая, лексическая, граммати-ческая. Наиболее нарушено смысловое понятие значений тех слов, которые используют окружающие.

Для детей данной категории характерен ограниченный словар-ный запас. Значения слов недостаточно дифференцированы. Речь детей характеризуется бедностью содержания, недостаточной развёрнутостью, фрагментарностью. Учителям коррекционной школы хорошо известно, что дети с нарушением зрения и интел-лекта не владеют мелодикой и тембром речи, поэтому она звучит монотонно, без эмоционально-экспрессивных оттенков. Замед-ленный темп речи приводит к ненужным паузам, повторам одних

Таким образом, у детей с нарушением зрения и интеллекта необходимо специально формировать выразительное чтение, которое является основой понимания смысла прочитанного, «видение» и сопереживание..

Одним из путей повышения активности и пробуждения ин-тереса у детей с нарушением зрения и интеллекта к чтению, является дидактическая игра. Игра способствует созданию у учеников эмоционального настроя, вызывает положительное отношение к выполняемой деятельности, улучшает общую ра-ботоспособность. А так же позволяет обеспечить нужное ко-личество повторений на разнообразном материале, постоянно поддерживая, сохраняя положительное отношение к заданию, которое заложено в содержании игры. Ценность дидактиче-ских игр в процессе обучения выразительному чтению заклю-чается в том, что они создаются в обучающих целях, служат воспитанию и развитию учащихся. Дают возможность решать различные педагогические задачи в игровой форме, наиболее доступной и привлекательной для данной категории детей.

В школе основной формой обучения становится урок. Включение в урок дидактической игры, которая удовлетворяет требованиям, вытекающим из задач обучения и воспитания, и

Подбор дидактических игр и упражнений для обучения детей с нарушением зрения и интеллекта проводится в соот-ветствии с программными требованиями. Каждая игра долж-на быть направлена на решение той или иной учебной задачи. При подборе игр необходимо учитывать особенности участия в дидактической игре детей, интерес к различным играм, воз-можности участия их в игре.

Обучение выразительному чтению следует проводить в си-стеме. Для того, чтобы работа носила систематический, а не эпизодический характер, учителю следует включать в каждый урок чтения речевые разминки или речевые пятиминутки. Ре-чевая разминка может проходить в интересной, игровой фор-ме, например, в форме соревнования. Речевой материал для разминки подбирается в соответствии с возрастом и индиви-дуальными возможностями учащихся с нарушением зрения и интеллекта. Система заданий предусматривает тренировку го-лосового аппарата и выработку некоторых психофизических качеств, необходимых для овладения искусством выразитель-ного чтения. Специальные упражнения направлены на воспи-тание наблюдательности, воображения, эмоциональной отзыв-чивости. В тренировку включатся и упражнения, позволяющие работать над эстетикой движения, верностью и уместностью жестов, мимики и т.д. Все это позволяет систематически, в комплексе работать над приобретением умений и навыков, обязательных для выразительного чтения, а также одновремен-но совершенствовать технику чтения учащихся в силу много-функциональности ряда упражнений.

А так же, для успешного формирования навыка выразитель-ного чтения учитель должен выполнять следующие условия:

1. учитывать предпочтение ребенком того или иного содер-

следует отбирать те задания, которые ребёнок объективно может выполнить хорошо (задания не должны быть слишком легкими);

учитель должен оценивать только конкретную работу, а не самого ученика;

реакция на ошибки ребенка должна быть формой помощи ему (главное не порицание, а разъяснение ошибок);

нужно научиться словом, поощрять ребёнка, малейший его успех.

для повышения учебной мотивации можно использовать различные формы коллективной деятельности учеников.

Методическое пособие состоит из следующих разделов:

I. Игры и упражнения на выделение пауз.

II. Упражнения для развития речевого дыхани.

III. Упражнения на развитие мимики и жестов.

IV. Игры-упражнения на развитие восприятия речевого тем-па и на совершенствование чувства ритма.

V. Игры-упражнения на развитие восприятия мелодики.

VI. Упражнения на развитие силы голоса.

VIII. Упражнения в постановке логического ударения.

ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ НА ВЫДЕЛЕНИЕ ПАУЗ

каждого ребёнка маленький бубен. Читаем стих, сопрово-ждая его ударами о бубен, на паузы – поднять бубен вверх. Бубен весело звенит: “Дили – дили – дон! Дили – дили – дон!” Ребятишек веселит: “Дили – дили – дон! Дили – дили – дон!” Бубен, спой ещё разок: “Дили – дили – дон! Дили – дили – дон!” Твой чудесен голосок: “Дили – дили – дон! Дили – дили – дон!”

Прочитайте предложения парами. Докажите, что в зависи-мости от места паузы изменяется смысл высказывания. Паузы обозначены вертикальной чертой.

Как обрадовали | его успехи | друга! Как обрадовали его | успехи друга!

После ухода учителя | в класс принесли журнал. После ухода учителя в класс | принесли журнал.

нас | с братом беда.

нас с братом | беда.

Часто паузы ставятся там, где в письменном тексте есть знаки препинания – точка, запятая, тире, двоеточие, точка с запятой. Про-читайте следующие пары предложений, правильно делая паузы.

Ну что, споем? – Ну, что споем?

Как вы закончили? – Как, вы закончили? Дайте мне другую, новую книгу.

Дайте мне другую новую книгу.

не видел брата, товарища и его сестру.

не видел брата товарища и его сестру.

Определите варианты прочтения следующих фраз. Что по-могает различить разный смысл этих предложений при одина-ковом их написании?

5. Рассеянный наборщик.

Прочитайте стихотворение Бориса Заходера, который набрал в типографии один рассеянный наборщик. Что тут напутано? Как исправить стихотворение в соответствии с законами логи-ки и здравого смысла? Правильно расставьте паузы и запятые.

Где поставить запятую. Очень-очень Странный вид:

Речка за окном Горит, Чей-то дом

Хвостом виляет, Песик из ружья стреляет, Мальчик чуть не слопал Мышку, Кот в очках

Читает книжку, Старый дед Влетел в окно, Воробей Схватил зерно Да как крикнет, Улетая:

Вот что значит запята! Б.Заходер

6. Устраните путаницу.

Надо устранить смысловую нелепость, правильно рас-ставив знаки препинания и обозначив в тексте паузы верти-кальной линией. Затем необходимо прочитать получившийся текст, обращая особое внимание на паузы.

В реке там рыба на бугре мычит корова в конуре собака лает на заборе поет синичка в коридоре играют дети на стене висит картина на окне узоры инея в печурке

горят дрова в руках девчурки нарядная там кукла в клетке ручной щегол поет салфетки там на столе лежат коньки к зиме готовят там очки лежат для бабушки тетрадки всегда содержатся в порядке. Г.Граник

7. Что написал почтальон Печкин?

Вот такое письмо прислал родителям дяди Федора почта-льон Печкин из книги Эдуарда Успенского «Дядя Федор, пес и кот». Прочитайте письмо, делая в нужных местах паузы, обозначив их вертикальной чертой.

Здравствуйте мама и папа!

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *