для обозначения механизма регуляции отношений индивида и общества с целью укрепления
Социальный контроль
Понятие социального контроля
Социальный контроль — это совокупность мер, которые предпринимаются для того, чтобы поведение людей было в согласии с принятыми в обществе нормами и правилами. Главные элементы:
общность в виде группы, класса;
Признаки социального контроля:
направленность на профилактику отклонений в поведении людей и борьбу с отклонениями от нормы;
шаблонность и категоричность.
Основные задачи контроля социума:
Рассмотрение результатов — сопоставление и сравнение выполненных результатов с запланированными.
Оценка — применение специальных средств, которые показывают, насколько эффективно была выполнена работа.
Распознавание — предупреждение выявления нарушений и их мотивов.
Устранение — назначение санкций для ликвидации нарушений.
Структура социального контроля:
Социальные нормы — правила взаимодействия человека с обществом и государством. Например: законы, обычаи, религиозные каноны, нормы морали.
Санкции — позитивная или негативная мотивация к соблюдению норм. Например: грамота, звание, медаль, увольнение, административный арест, лишение свободы.
Наказание за нарушение закона или административного порядка; штрафы, тюремное заключение, исправительные работы.
Осуждение человека за поступок со стороны общества: оскорбительный тон, ругань или выговор, демонстративное игнорирование.
Поощрение деятельности или поступка человека со стороны официальных организаций: награждения, свидетельства о профессиональных, академических успехах.
Благодарность и одобрение неофициальных лиц (друзей, знакомых, коллег): похвала, объятие.
Функции социального контроля
Социальный контроль выполняет важную роль в жизни общества — без него общество не могло бы существовать.
Основные функции социального контроля:
Регулирование поведения и отношений людей в социуме.
Обеспечение процесса социализации, то есть усвоения человеком норм группы.
Функция адаптации — социальный контроль помогает новому члену сообщества адаптироваться к требованиям социума.
Интеграция — реализация эффективного взаимодействия членов группы и сплочение их вокруг общих традиций и норм.
Защита общегрупповых интересов, обеспечение безопасности членов сообщества.
Поддержание стабильности социума, предотвращение попыток разрушить устоявшиеся нормы и ценности.
Часто отношение к социальному контролю у людей неоднозначное, и может быть даже откровенно негативным. В ряде случаев он не только ущемляет права, но и поддерживает устаревшие и непрогрессивные нормы и ценности. При этом важно помнить, что это главный механизм, который обеспечивает стабильность общества.
Механизмы социального контроля
Социальный контроль включает в себя разные методы, через которые общество или социальная группа регулирует поведение людей и предотвращает нежелательные поступки.
Три главных метода социального контроля:
Изоляция — создание непроходимых перегородок между девиантом (человеком, который нарушает социальные нормы) и всем остальным обществом без попыток исправления или перевоспитания его.
Обособление — ограничение контактов девианта с другими людьми, при этом без изоляции от общества. Допустимо исправление девиантов и их возвращение в общество, когда они будут готовы не нарушать общепринятых норм.
Реабилитация — процесс, в ходе которого девианты могут подготовиться к возвращению к нормальной жизни и правильному исполнению своих социальных ролей в обществе.
Методы реализации контроля в зависимости от санкций:
Прямые — характеризуются жестким действием (репрессии) и мягким действием (конституционный кодекс).
Косвенные — жесткое воздействие (санкции международных организаций), мягкое (СМИ).
Организационные — общий контроль (задание руководства подчиненному без надзора), детальный контроль (надзор за выполнением работы).
Методы социального контроля в группе:
Социализация — формируется в ходе развития личности (желания, привычки, предпочтения), устанавливает общественный порядок.
Групповое давление может происходить в процессе жизни. Когда человек разделяет принятые в обществе порядки и культурные нормы, он обязан вести себя подобающе, а в случае несоблюдения правил на него накладываются санкции со стороны группы (осуждение).
Принуждение — реализуется в ходе невыполнения индивидом общепринятых правил.
Виды социального контроля
Как известно, в традиционном обществе социальный контроль держался на неписаных правилах. В современном — в основе выступают писаные нормы: инструкции, указы, постановления, законы.
Сейчас у социального контроля есть институциональная поддержка в виде суда, образования, армии, производства, средств массовой информации, политических партий, правительства.
В Российской Федерации созданы специальные органы для реализации социального контроля: прокуратура РФ, Счетная палата РФ, Федеральная служба безопасности, различные органы финансового контроля и другие. Функциями контроля также наделены депутаты различных уровней. Кроме государственных органов, большую роль в России играют различные общественные организации, например, в области защиты прав потребителей, в контроле за трудовыми отношениями, за состоянием окружающей среды и т. д.
Чем выше у членов общества развит самоконтроль, тем меньше этому обществу приходится прибегать к внешнему контролю. И наоборот, чем меньше у людей развит самоконтроль, тем чаще вступают в действие институты социального контроля. Чем слабее самоконтроль, тем жестче должен быть внешний контроль.
Внешний социальный контроль — комплекс методов и действий, которые приняты с целью соблюдения общественных форм поведения. Его разделяют на:
Формальный — проявляется в виде общественной похвалы или порицания. Его характеристики:
Осуществляется государственными органами, общественными организациями, СМИ и распространяется на всю государственную территорию.
Закреплен законодательством, указами, инструкциями.
Имеет направленность на ознакомление и принятие законов, господствующих в социуме.
Зачастую представлен в виде идеологии.
Неформальный — проявляется в форме похвалы или порицания со стороны неофициальных лиц и выражен культурой СМИ. Его особенности:
Осуществляется в социальных институтах: семья, религия, учебные заведения.
Большую эффективность приобретает в малых группах.
Внутренний социальный контроль — это когда индивид самостоятельно принимает решения о регулировании общественного поведения. В ходе социализации человек приобретает самоконтроль и может использовать механизм саморегуляции. Регуляция происходит через сознание, совесть и волю.
Сознание — способность мыслить, рассуждать и определять свое отношение к действительности.
Совесть — формирование норм поведения, ценностей у человека и действие в согласии с ними.
Воля — преодоление трудностей в общественном поведении через самостоятельную регуляцию поведения.
Для обозначения механизма регуляции отношений индивида и общества с целью укрепления
При выполнении заданий с кратким ответом впишите в поле для ответа цифру, которая соответствует номеру правильного ответа, или число, слово, последовательность букв (слов) или цифр. Ответ следует записывать без пробелов и каких-либо дополнительных символов. Дробную часть отделяйте от целой десятичной запятой. Единицы измерений писать не нужно. Ответом к заданиям 1–16 является последовательность цифр. Задания 17–25 требуют полного ответа (дать объяснение, описание или обоснование; высказать и аргументировать собственное мнение).
Если вариант задан учителем, вы можете вписать или загрузить в систему ответы к заданиям с развернутым ответом. Учитель увидит результаты выполнения заданий с кратким ответом и сможет оценить загруженные ответы к заданиям с развернутым ответом. Выставленные учителем баллы отобразятся в вашей статистике.
Основным фактором производства в традиционном обществе является
На что направлено научное знание?
1) раскрытие смысла жизни
2) выработку нравственных норм
3) выявление закономерностей развития мира
4) создание материальных ценностей
Верны ли следующие высказывания о культуре?
А. Культура — совокупность всех достижений в развитии материальной и духовной жизни общества.
Б. Культура — практическая реализация общечеловеческих ценностей в делах и отношениях людей.
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
В стране Z основными отраслями науки и техники выступают механика и машиностроение, химия и химическая индустрия. Какие иные признаки свидетельствуют о том, что страна Z развивается как индустриальное общество? Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) развитие массового стандартизированного производства
2) усиление роли малого и среднего бизнеса
3) преобладание доли физического труда над умственным
4) рост доли умственного высококвалифицированного, творческого труда
5) индивид ориентирован на производство и потребление
6) развитие наукоёмких, ресурсосберегающих, информационных технологий
Характерным признаком экономики как системы хозяйствования является
1) разработка путей повышения эффективности производства
2) производство материальных благ и услуг
3) исследование покупательной способности населения
4) изучение причин циклического экономического развития
Какой из перечисленных налогов относится к прямым?
1) налог на продажи
2) налог на прибыль
3) импортные пошлины
4) на добавленную стоимость
На графике изображено изменение предложения зарубежных поездок на рынке туристических услуг. Что из приведённого ниже могло вызвать сдвиг кривой предложения из положения S1 в положение S2? (На графике P — цена товара, Q — количество товара.)
1) снижение цен на гостиничные услуги
2) начало сезона отпусков
3) увеличение стоимости страховых взносов
4) открытие новых туристических фирм
Верны ли следующие высказывания о предпринимательской деятельности?
А. При организации и ведении своего дела предприниматель стремится рационально соединить различные факторы производства, учесть влияние издержек на его результативность.
Б. Коммерческое предпринимательство предполагает производство товаров, услуг, информации и духовных ценностей.
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
Экономическая политика государства R основана на регулировании объёма денежной массы в обращении. По каким признакам можно установить, что эта политика монетарная (денежно-кредитная)? Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) повышаются таможенные пошлины
2) расширяется государственная закупка товаров и услуг
3) Центральный банк изменяет учётную ставку процента
4) вводятся запреты на импорт продукции
5) устанавливается норма обязательных резервов
6) увеличивается размер налогов
Для обозначения механизма регуляции отношений индивида и общества с целью укрепления порядка и стабильности в обществе используется термин
4) социальный контроль
Верны ли следующие высказывания о стратификации общества?
А. В рамках конкретного исторического этапа социальная стратификация отличается определённой стабильностью.
Б. Выделяют четыре исторических типа стратификации: рабство, кастовая, сословная, классовая.
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
В стране Л. провели социологические исследования готовности молодых людей к участию в обсуждении законов муниципального самоуправления и реализации государственной молодёжной политики. Полученные результаты (в % от числа опрошенных) представлены в виде диаграммы.
Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе диаграммы, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Треть респондентов не хочет участвовать в политике.
2) Большая доля молодых людей готова обсуждать законы муниципального самоуправления и участвовать в акциях и мероприятиях.
3) Каждый пятый молодой человек не интересуется политикой в силу разных причин.
4) Почти равные доли опрошенных считают, что обсуждение законов и участие в акциях и мероприятиях будет для них полезным и интересным.
5) Самая незначительная доля молодёжи ещё не определилась.
В состав какой подсистемы политической системы общества входят: государство, политические партии, общественно-политические движения?
Комплекс правовых норм о порядке проведения выборов в представительные учреждения государственной власти называется
1) избирательная система
2) избирательный процесс
3) политический процесс
4) избирательное право
Верны ли следующие высказывания о видах демократии?
А. Плебисцитная демократия предполагает, что граждане могут только поддержать или отвергнуть предлагаемое решение, но участвовать в подготовке и контролировать выполнение решения не в силах.
Б. Граждане опосредованно участвуют в принятии решений в условиях представительной демократии.
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
Государство К. согласно конституции имеет единое территориальное устройство, центральные органы власти назначают глав территорий, выборы законодательных органов власти проходят регулярно, на альтернативной основе. Президент выбирается на совместном заседании обеих палат парламента. Кандидатуру главы правительства предлагает лидер партии, победившей на выборах. Найдите в приведённом ниже списке характеристики формы государства К. и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) унитарное государство
2) федеративное государство
3) президентская республика
4) парламентская республика
5) демократическое государство
6) социальное государство
Распоряжения какого органа власти являются источником права?
1) Парламента ассоциации Совета Европы
2) Конституционного собрания
3) Правительства РФ
4) Академии наук РФ
В законах какой отрасли права используется понятие «преступление»?
Верны ли следующие высказывания о воинской обязанности?
А. На военную службу призываются все граждане в возрасте от 18 до 27 лет.
Б. За уклонение от призыва на военную службу установлена административная ответственность.
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
В районном суде рассматривается дело о разводе супругов М., имеющих совместных несовершеннолетних детей.
Найдите в приведённом списке термины, которые могут быть использованы при характеристике судебного разбирательства по этому делу, и запишите цифры, под которыми они указаны.
2) уголовный процесс
5) гражданский процесс
Что из перечисленного относится к социально-экономическим правам граждан, гарантированным Конституцией РФ? Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) право на защиту чести и достоинства
3) право на выбор любой религии или атеизма
4) право на свободу экономической деятельности
5) право частной собственности
6) право избирать и быть избранным в органы государственной власти
Запишите слово, пропущенное в таблице.
Издержки (затраты) производства
ВИД ИЗДЕРЖЕК | СУЩНОСТЬ |
---|---|
Постоянные | Затраты, которые не зависят от объёма выпускаемой продукции, и их величина не меняется от изменений объёма производства |
… | Затраты, напрямую зависящие от объёма производства |
Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно указано.
1) консерватизм, 2) либерализм, 3) идеология, 4) коммунизм, 5) социал-демократия.
Ниже приведён ряд терминов. Все они, за исключением двух, относятся к понятию «религия».
1) культ, 2) монотеизм, 3) системность, 4) православие, 5) иудаизм, 6) доказательность.
Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда. Запишите цифры, под которыми они указаны.
Установите соответствие между правовыми вопросами и отраслями права: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца. Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.
ПРАВОВЫЕ ВОПРОСЫ | ОТРАСЛИ ПРАВА | |||||||
1) отклоняющееся | 2) взаимоотношения | 3) нормы |
4) организация | 5) партия | 6) коррупция |
7) ответственность | 8) санкция | 9) преступление |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
В чём суть стратегического выбора России, по мнению автора текста? Через какие меры, по мнению автора, может быть реализована эта стратегия?
Прочитайте текст и выполните задания 21—24.
Постиндустриальная наука XXI в. – величайшее достижение человеческого интеллекта, которая способна и вознести человечество к новым вершинам, и погубить его. Но как повернётся ход событий, зависит от человека, от общества, а не от науки. Будем надеяться, что в новом столетии возобладает разум, а не безумие, гуманность, а не взаимная ненависть, наука, а не обскурантизм.
Применительно к отечественной науке можно сказать только одно: ещё не всё потеряно. Но время не ждёт. Стратегический выбор президентом сделан: Россия отвергает «сырьевой» путь, вступает на инновационный, а поддержка фундаментальной науки наконец-то объявлена государственным приоритетом. Теперь страна стоит перед другой альтернативой: или эта стратегия станет основой реальной политики государства, будет создана и станет эффективно действовать национальная инновационная система, и начнётся преобразование производства на основе высоких технологий со всеми вытекающими отсюда экономическими и социальными последствиями, и стратегический выбор останется лишь на бумаге, а российская наука не только не перейдёт в производство новых технологий, но, напротив, начнёт постепенно угасать как сфера познавательной деятельности.
Будем надеяться, что этого не произойдёт. Конечно, ослаб экономический и научно-технический потенциал страны. Но и теперь она начинает не с нуля. Имеются определённая индустриальная база, развитая система
образования, фундаментальная наука, культура с её великолепными традициями. Все эти институты поддерживают человеческий потенциал России – духовный и интеллектуальный.
Несмотря на эмиграцию, утечку умов, страна располагает высоко квалифицированными кадрами специалистов, профессионалов в самых различных областях деятельности. Не секрет, что Россия обладает и мощным творческим потенциалом. Нельзя также сбрасывать со счетов и тот факт, что народ получил свободу, страна стала открытой. Все это даёт основания полагать, что Россия справится со своими недугами, болезнями, проявлениями социальной деградации, что будет расти не число самоубийств, а рождаемость, снижаться не жизненный уровень, а уровень преступности. В прошлом наша родина не раз с достоинством выходила из очень тяжёлых ситуаций, безусловно, она сумеет подняться и сегодня, если у неё хватит сил, ума, воли, таланта, активности, чтобы двигаться по пути инновационного развития.
из статьи В.Ж. Келле «От производства знаний к производству технологий»
Назовите три основания, дающие автору текста уверенность в том, что Россия сможет перейти к постиндустриальному обществу. Привлекая обществоведческие знания, факты общественной жизни, назовите ещё одно основание, не названное в тексте.
Прочитайте текст и выполните задания 21—24.
Постиндустриальная наука XXI в. – величайшее достижение человеческого интеллекта, которая способна и вознести человечество к новым вершинам, и погубить его. Но как повернётся ход событий, зависит от человека, от общества, а не от науки. Будем надеяться, что в новом столетии возобладает разум, а не безумие, гуманность, а не взаимная ненависть, наука, а не обскурантизм.
Применительно к отечественной науке можно сказать только одно: ещё не всё потеряно. Но время не ждёт. Стратегический выбор президентом сделан: Россия отвергает «сырьевой» путь, вступает на инновационный, а поддержка фундаментальной науки наконец-то объявлена государственным приоритетом. Теперь страна стоит перед другой альтернативой: или эта стратегия станет основой реальной политики государства, будет создана и станет эффективно действовать национальная инновационная система, и начнётся преобразование производства на основе высоких технологий со всеми вытекающими отсюда экономическими и социальными последствиями, и стратегический выбор останется лишь на бумаге, а российская наука не только не перейдёт в производство новых технологий, но, напротив, начнёт постепенно угасать как сфера познавательной деятельности.
Будем надеяться, что этого не произойдёт. Конечно, ослаб экономический и научно-технический потенциал страны. Но и теперь она начинает не с нуля. Имеются определённая индустриальная база, развитая система
образования, фундаментальная наука, культура с её великолепными традициями. Все эти институты поддерживают человеческий потенциал России – духовный и интеллектуальный.
Несмотря на эмиграцию, утечку умов, страна располагает высоко квалифицированными кадрами специалистов, профессионалов в самых различных областях деятельности. Не секрет, что Россия обладает и мощным творческим потенциалом. Нельзя также сбрасывать со счетов и тот факт, что народ получил свободу, страна стала открытой. Все это даёт основания полагать, что Россия справится со своими недугами, болезнями, проявлениями социальной деградации, что будет расти не число самоубийств, а рождаемость, снижаться не жизненный уровень, а уровень преступности. В прошлом наша родина не раз с достоинством выходила из очень тяжёлых ситуаций, безусловно, она сумеет подняться и сегодня, если у неё хватит сил, ума, воли, таланта, активности, чтобы двигаться по пути инновационного развития.
из статьи В.Ж. Келле «От производства знаний к производству технологий»
Какую роль, по мнению автора текста, играет наука в процессе модернизации? Привлекая обществоведческие знания и используя социальный опыт, приведите два примера, раскрывающих роль науки при переходе к постиндустриальному обществу.
Прочитайте текст и выполните задания 21—24.
Постиндустриальная наука XXI в. – величайшее достижение человеческого интеллекта, которая способна и вознести человечество к новым вершинам, и погубить его. Но как повернётся ход событий, зависит от человека, от общества, а не от науки. Будем надеяться, что в новом столетии возобладает разум, а не безумие, гуманность, а не взаимная ненависть, наука, а не обскурантизм.
Применительно к отечественной науке можно сказать только одно: ещё не всё потеряно. Но время не ждёт. Стратегический выбор президентом сделан: Россия отвергает «сырьевой» путь, вступает на инновационный, а поддержка фундаментальной науки наконец-то объявлена государственным приоритетом. Теперь страна стоит перед другой альтернативой: или эта стратегия станет основой реальной политики государства, будет создана и станет эффективно действовать национальная инновационная система, и начнётся преобразование производства на основе высоких технологий со всеми вытекающими отсюда экономическими и социальными последствиями, и стратегический выбор останется лишь на бумаге, а российская наука не только не перейдёт в производство новых технологий, но, напротив, начнёт постепенно угасать как сфера познавательной деятельности.
Будем надеяться, что этого не произойдёт. Конечно, ослаб экономический и научно-технический потенциал страны. Но и теперь она начинает не с нуля. Имеются определённая индустриальная база, развитая система
образования, фундаментальная наука, культура с её великолепными традициями. Все эти институты поддерживают человеческий потенциал России – духовный и интеллектуальный.
Несмотря на эмиграцию, утечку умов, страна располагает высоко квалифицированными кадрами специалистов, профессионалов в самых различных областях деятельности. Не секрет, что Россия обладает и мощным творческим потенциалом. Нельзя также сбрасывать со счетов и тот факт, что народ получил свободу, страна стала открытой. Все это даёт основания полагать, что Россия справится со своими недугами, болезнями, проявлениями социальной деградации, что будет расти не число самоубийств, а рождаемость, снижаться не жизненный уровень, а уровень преступности. В прошлом наша родина не раз с достоинством выходила из очень тяжёлых ситуаций, безусловно, она сумеет подняться и сегодня, если у неё хватит сил, ума, воли, таланта, активности, чтобы двигаться по пути инновационного развития.
из статьи В.Ж. Келле «От производства знаний к производству технологий»
Как Вы понимаете слова автора «инновационное развитие, национальная инновационная система»? Приведите два объяснения, в чём состоит их роль в преобразовании производства на основе высоких технологий.
Прочитайте текст и выполните задания 21—24.
Постиндустриальная наука XXI в. – величайшее достижение человеческого интеллекта, которая способна и вознести человечество к новым вершинам, и погубить его. Но как повернётся ход событий, зависит от человека, от общества, а не от науки. Будем надеяться, что в новом столетии возобладает разум, а не безумие, гуманность, а не взаимная ненависть, наука, а не обскурантизм.
Применительно к отечественной науке можно сказать только одно: ещё не всё потеряно. Но время не ждёт. Стратегический выбор президентом сделан: Россия отвергает «сырьевой» путь, вступает на инновационный, а поддержка фундаментальной науки наконец-то объявлена государственным приоритетом. Теперь страна стоит перед другой альтернативой: или эта стратегия станет основой реальной политики государства, будет создана и станет эффективно действовать национальная инновационная система, и начнётся преобразование производства на основе высоких технологий со всеми вытекающими отсюда экономическими и социальными последствиями, и стратегический выбор останется лишь на бумаге, а российская наука не только не перейдёт в производство новых технологий, но, напротив, начнёт постепенно угасать как сфера познавательной деятельности.
Будем надеяться, что этого не произойдёт. Конечно, ослаб экономический и научно-технический потенциал страны. Но и теперь она начинает не с нуля. Имеются определённая индустриальная база, развитая система
образования, фундаментальная наука, культура с её великолепными традициями. Все эти институты поддерживают человеческий потенциал России – духовный и интеллектуальный.
Несмотря на эмиграцию, утечку умов, страна располагает высоко квалифицированными кадрами специалистов, профессионалов в самых различных областях деятельности. Не секрет, что Россия обладает и мощным творческим потенциалом. Нельзя также сбрасывать со счетов и тот факт, что народ получил свободу, страна стала открытой. Все это даёт основания полагать, что Россия справится со своими недугами, болезнями, проявлениями социальной деградации, что будет расти не число самоубийств, а рождаемость, снижаться не жизненный уровень, а уровень преступности. В прошлом наша родина не раз с достоинством выходила из очень тяжёлых ситуаций, безусловно, она сумеет подняться и сегодня, если у неё хватит сил, ума, воли, таланта, активности, чтобы двигаться по пути инновационного развития.
из статьи В.Ж. Келле «От производства знаний к производству технологий»
- для обнаружения нитрат ионов к исследуемому образцу добавляют
- для обозначения нарушения избирательных прав законодатель использует в коап рф категорию