для обнаружения нитрат ионов к исследуемому образцу добавляют
Урок№ 46. Лабораторная работа. Обнаружение нитратов в растениях
Тип урока – комплексное применение ЗУН учащихся
Формы организации деятельности учащихся
Форма организации работы
В каком случае выбираем ту или иную форму на теоретическом обучении
В каком случае выбираем ту или иную форму на практическому обучении
Когда преподаватель организует выполнение работы парами: сильный учащийся – слабый учащийся. Или два равных по успеваемости.
1.В ходе актуализации опорных знаний, когда предстоящая работа требует серьезного предварительного осмысления. Пары учащихся обсуждают предстоящее задание.
2.В ходе лабораторно-практической работы возможна организация взаимоконтроля и взаимопомощи.
Во время проведения итогов возможна организация взаимной оценки работ.
1.В ходе вводного инструктажа, когда предстоящая практическая работа требует серьезного осмысления, пары учащихся обсуждают предстоящее задание.
2.В ходе практической работы возможна организация взаимоконтроля и взаимопомощи.
3.В ходе заключительного инструктажа возможна организация оценки работы
Закономерности взаимодействия организмов и экологических факторов.
Любой организм в среде своего обитания подвергается воздействию самых разнообразных экологических факторов: климатических, эдафических и биотических.
Несмотря на очень большое разнообразие экологических факторов в природе можно выявить общие закономерности их воздействия на организм и ответных реакций организма на них.
Эффект воздействия экологических факторов среды зависит от их характера, дозы, воспринимаемой организмом (высокая или низкая температура, яркий свет или темнота, дефицит или избыток влаги), его физиологического состояния и возраста.
Для каждого организма существуют наиболее благоприятные конкретные значения факторов, при которых все процессы его жизнедеятельности осуществляются наиболее активно. Наиболее благоприятное значение факторов для жизнедеятельности получило название точки оптимума. При изменении экологического фактора как в сторону снижения от точки оптимума, так и увеличения жизнедеятельность организм будет угнетаться.
Способ оценки абиотических и биотических факторов местообитания при помощи биологических систем называют биоиндикацией.
Организмы или сообщества организмов, жизненные функции которых тесно коррелируют с определенными факторами среды и могут применяться для их оценки, называются биоиндикаторами.
Обнаружение нитратов в растениях
Интенсификация земледелия в XX в. породила нитратную проблему. Азотные удобрения, вносимые без соблюдения дозы и правил, привели к увеличению содержания нитратов в растительных продуктах до размеров, угрожающих здоровью человека.
Попадание большой дозы нитратов в организм грозит острым отравлением. Нередки отравления дынями, арбузами и другими продуктами с повышенным содержанием нитратов; возможно отравление питьевой водой за счет попадания повышенного количества удобрений в водные источники.
По данным Министерства здравоохранения РФ, предельно допустимая доза нитратов для взрослого человека в сутки составляет 500 мг, токсичная — 600 мг, для грудного ребенка доза в 10 мг может быть смертельной. Сведения о содержании нитратов в овощах, их распределении по органам и тканям даны в таблицах.
Соли азотной и азотистой кислот, поглощаемые корнями из почвы, восстанавливаются в растении до аммиака, который используется для синтеза аминокислот и других соединений. Для восстановления нитратов требуется АТФ, образующаяся в процессе окислительного или фотосинтетического фосфорилирования.
При достаточном содержании растворимых углеводов и высокой активности соответствующих ферментов перечисленные биохимические процессы происходят в клетках корня. Однако при неблагоприятных условиях часть нитратов (нередко весьма значительная) может пройти через паренхиму коры корня в неизмененном виде. В этом случае нитраты попадают в сосуды ксилемы и поднимаются с восходящим током к листьям, где и происходит их восстановление.
Определение содержания нитратов в соке, отжатом из стеблей, черешков и пластинок листа, позволяет судить о восстановлении нитратов в корнях: чем меньше в них обнаруживается нитрат- ионов, тем активнее происходит этот процесс в клетках корня. Сопоставление содержания нитратов в различных органах растения, например, в черешках, пластинках листа, корнях, дает представление о нитратредуктазной активности этих органов.
Для обнаружения нитратов можно использовать реактив с дифениламином, который в присутствии иона NО3 дает синюю окраску. По интенсивности посинения можно судить о количестве нитратов в исследуемом объекте.
Данные таблицы позволяют с помощью этого реактива оценить количество нитратов в растении на разных стадиях развития и сделать вывод о необходимости азотной подкормки. Малое количество нитратов в начале вегетации растений означает недостаток азотного питания. Такое же малое количество их в фазе цветения является нормой и не требует подкормки растений.
Шкала для определения нитратов в срезах и соке растений (по Церлинг)
Научно-исследовательская работа «Обнаружение нитратов в овощах»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Выбранный для просмотра документ н-и. работа Обнаружение нитратов в овощах.doc
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Новоникольской средней общеобразовательной школы
Мичуринского района Тамбовской области
Обнаружение нитратов в овощах
МБОУ Новоникольской СОШ
учитель химии Никитина
Глава 1. Происхождение и накопление нитратов в продукции растениеводства………………………………………………………………….…5
Роль азота и его соединений для растений……………….….5
Накопление нитратов в растениях………………………. ….6
Снижение содержания нитратов в овощах. 9
Глава 2. Нитраты и организм человека. 10
2.1. Влияние нитратов на организм человека…………….……….10
2.2.Помощь при отравлении нитратами. 12
2.3. Как выбрать овощи без нитратов. 12
Глава 3.Экспериментальная часть. Определение нитратов в овощах…14
Методы исследования………………………………………. 14
Овощи и фрукты – важный поставщик витаминов и минеральных веществ, необходимых для организма человека. Но вместе с полезными веществами в организм человека попадают и опасные, которые накапливаются в растениях и вызывают отравление организма. Этими опасными веществами являются нитраты. Само по себе присутствие нитратов в растениях – нормальное явление, т. к. они являются источниками азота в этих организмах, но излишнее увеличение их крайне нежелательно, потому, что они обладают высокой токсичностью для человека и сельскохозяйственных животных. За последнее время сообщения об отравлениях нитратами практически не встречаются, но угроза попадания на прилавки торговых точек города продукции с повышенной концентрацией солей азотной кислоты велика и последствия их для населения очень серьёзны.
Проблемой нашего исследования является случаи превышения допустимых норм нитратов в сельскохозяйственной продукции.
В то же время, наука может дать точные оценки вредности того или иного товара на основе накопления факторов использования и влияния на организм человека.
Исходя из выше изложенного, мы пришли к выводу, что данная проблема является достаточно актуальной. Поэтому в предлагаемой работе мы рассматриваем вопрос о нитратах.
Практическая значимость исследования с остоит в определении наличия нитратов в овощах и зелени; в выработке рекомендаций по предотвращению отравления нитратами; в привлечении внимания к качеству продуктов, полезных для здоровья человека.
Наличие нитратов в овощах
Овощи: капуста, картофель, морковь, лук, петрушка, укроп, зеленый лук, огурец.
Цель. Выявить случаи превышения норм содержания нитратов в овощах и зелени, купленных в магазинах.
Проанализировать научно–методическую литературу по вопросам происхождения и накопления нитратов в растениях.
Выяснить, что происходит с нитратами в человеческом организме, как они влияют на здоровье.
Определить меры оказания первой помощи при отравлении нитратами.
Разработать рекомендации по предотвращению отравления нитратами.
Исследовать содержание нитратов в продуктах питания со своего огорода и купленных в продуктовом магазине.
Методы исследования: изучение литературных и Интернет-источников информации; э ксперимент; наблюдение; с равнение; а нализ.
Гипотеза. В овощах, купленных в магазинах нашего района, имеют место случаи превышения допустимых норм нитратов.
ГЛАВА 1. ПРОИСХОЖДЕНИЕ И НАКОПЛЕНИЕ НИТРАТОВ В ПРОДУКЦИИ РАСТЕНИЕВОДСТВА
Роль азота и его соединений для растений.
Растения усваивают азот из почвы. При правильном азотном питании растения хорошо растут и развиваются. Азот используется для синтеза белков – основы жизнедеятельности всякого организма. Рост и развитие, образование новых листьев, корней, цветков, плодов и других органов зависят от достаточного поступления этого химического элемента.
В норме плоды, достигшие полной (биологической) зрелости, уже не содержат нитратов – произошло полное превращение соединений азота в белки. Но у многих овощей ценится именно незрелый плод (огурцы, кабачки) Отмечено, что огурцы, выращенные в теплицах в ранневесенний период, накапливают нитратов значительно больше, чем грунтовые летние. Вот почему они могут быть причиной отравления нитратами.
Кроме того, полному превращению нитратов в белки препятствует плохая освещённость, избыточная влажность и несбалансированность питательных элементов (недостаток фосфора и калия).
Овощи и картофель – основные поставщики нитратов в организм человека. При сбалансированном пищевом рационе на их долю приходится около 70 процентов суточной дозы, остальное попадает с водой, мясными и другими продуктами. [4]
В результате участия ферментов и углеводов в растениях происходит восстановление нитратов до аммиака через нитриты:
Образующийся аммиак взаимодействует с органическими кислотами, в результате получаются аминокислоты, из которых образуются белки:
NH 3 + органическая кислота аминокислота.
Однако избыточное количество нитратов не восстанавливается и, попадая в организм человека, оказывает неблагоприятное воздействие на него.
Также возможно образование при взаимодействии нитритов и вторичных аминов новых соединений – нитрозаминов, которых следует отнести к наиболее опасным веществам. Нитрозамины не только не имеют себе равных по канцерогенной активности, но и способны активировать и другие, более слабые канцерогены. Это воздействие обусловлено тем, что в кислой среде нитриты дают азотистую кислоту, а она, взаимодействуя с вторичными и третичными аминами, образует канцерогенные нитрозамины:
Накопление нитратов в растениях.
При несоблюдении норм внесения азотных удобрений в почву накапливается большое количество нитратов. Выше допустимых норм они при этом содержатся не только в почве, но и в воде, и в растениях – как продовольственных, так и кормовых. Накопление нитратов в овощах зависит не только от доз и сроков внесения минеральных подкормок. Различные растения в силу своих биологических особенностей обладают разной способностью к накоплению нитратов: из овощей несомненные лидеры – зеленные культуры (укроп, салат, петрушка и т. д.), за ними идёт свёкла, дальше с существенным отставанием – капуста и морковь. У картофеля, занимающего в нашем рационе особое место, к счастью, менее развита склонность к такому накопительству.
Количество нитратов определяется и биологическими особенностями культуры, и погодными условиями, и тем, на солнышке, в тени или в теплице произрастал данный овощ. Приобретя же его в магазине или на рынке, мы, естественно, этого всего не знаем. Но, твердо следуя постулату – ешьте больше овощей, – овощи покупаем, заготовки овощные делаем, а мысль о вреде нитратов и нитритов отравляет радостное предвкушение «наесться до отвала».
Вот этого-то как раз – «до отвала» – делать ни в коем случае не надо. Никогда. Даже если овощи со своего огорода.
В растениях нитраты распределены неравномерно:
Нитраты в овощах и фруктах в больше части находятся в кожице.
В спелых плодах нитратов меньше, чем в зеленых.
Нитратов больше в сосудопроводящих системах растений. То есть, в стебле той же петрушки нитратов больше чем в ее листьях.
В сердцевине моркови на 80% больше нитратов, чем в, окружающей ее, поверхности.
Нитраты в арбузах и дынях содержатся в незрелой мякоти, которая прилегает к корке.
В огурцах, редьке и свекле нитраты находятся на обоих концах плодов.
Нитраты в разных овощах концентрируются в определённых зонах. Например, капуста накапливает нитраты в кочерыжке и верхних листьях, огурцы и патиссоны – в кожуре, кабачки, свёкла, морковь – в нижней части плода, картофель в середине. (Приложение № 1).
Поэтому, используя в пищу, те части растений, которые заведомо содержат наименьшее количество нитратов, можно снизить их поступление в организм практически вдвое. Это очень важно учитывать при приготовлении сырых витаминных салатов. [8]
Чтобы оценить пригодность овощей в пищу, потребовались ориентиры. Большой группой специалистов созданы нормативы, утверждённые Минздравом России – «Предельно допустимые концентрации нитратов в продукции растениеводства» (Приложение № 2).
Для ранних овощей и выращенных в защищённом грунте эти нормативные цифры увеличиваются вдвое.
Также овощи, фрукты и плоды можно разделить на следующие группы по содержанию нитратов:
Овощи, которые содержат мало нитратов (10-80 мг): горох, щавель, фасоль, брюссельская капуста, картофель, репчатый лук, ягоды и фрукты.
Овощи, которые содержат среднее количество нитратов (300-600 мг): кабачки, репа, тыква, цветная и белокочанная капуста, редька, морковь, огурцы и хрен.
Овощи, которые содержат высокое количество нитратов (до 5000 мг): шпинат, свекла, зеленый лук, редис, листовая капуста, салат, дыня и арбузы.
Таким образом, накопление нитратов в растениях зависит от комплекса многих причин:
От биологических особенностей самих растений и их сортов. Содержание нитратов зависит и от возраста растений: в молодых органах их больше (кроме шпината и овса). Меньше накапливается нитратов в гибридных растениях. Нитратов больше в ранних овощах, чем в поздних.
От режима минерального питания растений. Уменьшается содержание нитратов в растениях и в результате замены минеральных удобрений на органические (навоз, торф и др.), которые постепенно разлагаются и усваиваются растениями. Нерациональное, халатное использование химических удобрений, чрезмерные дозы их приводят к сильному накоплению нитратов, особенно в столовых корнеплодах.
Накопление нитратов зависит и от факторов окружающей среды (температуры, влажности воздуха, почвы, интенсивности и продолжительности светового освещения).
Снижение содержания нитратов в овощах.
Нитраты хорошо растворяются. Именно поэтому овощи следует варить. В отвар уйдёт большая часть вредных соединений. При варке картофеля и моркови в воде окажется до 60, у свеклы до 40, а у капусты до 70% нитратов, содержащихся в этих продуктах. Кроме того, необходимо помнить, что корни и стебли более «богаты» нитратами, поэтому их лучше срезать или же варить дольше, чем обычно. [5]
Есть ещё способ избавиться от нитратов – при солении, мариновании или квашении их число значительно уменьшается (в рассол уходит до 60%).
Изучив различные источники информации, мы составили рекомендации по уменьшению содержания нитратов в овощах (Приложение № 3).
ГЛАВА 2. НИТРАТЫ И ОРГАНИЗМ ЧЕЛОВЕКА
2.1. Влияние нитратов на организм человека.
В организм человека нитраты попадают, в основном, через пищу. Их содержание в овощах является более частым случаем, чуть реже встречаются нитраты во фруктах, хлебобулочных изделиях и молочных продуктах. Животная пища также содержит нитраты, однако в натуральном виде та же мясная или рыбная продукция содержит меньшее их количество.
В настоящее время общеизвестно, что нитраты обладают высокой токсичностью для человека и сельскохозяйственных животных.
При попадании в организм человека нитраты под воздействием фермента нитратредуктазы восстанавливаются до нитритов, которые взаимодействуют с гемоглобином крови и окисляют в нем 2-х валентное железо в 3-х валентное. В результате образуется вещество метгемоглобин,
Во время косвенного окисления гемоглобина сначала нитриты окисляются до нитратов с образованием пероксида водорода, затем последний вступает в реакцию с железом гемоглобина:
Угрозой для жизни является накопление в крови 20% и более метгемоглобина (HbFe 3+ ).
Особенно опасны нитраты для грудных детей, т. к. их ферментная основа несовершенна и восстановление метгемоглобина в гемоглобин идет медленно.
Нитраты способствуют развитию патогенной (вредной) кишечной микрофлоры, которая выделяет в организм человека ядовитые вещества токсины, в результате чего идёт токсикация, т. е. отравление организма. Основными признаками нитратных отравлений у человека являются:
синюшность ногтей, лица, губ и видимых слизистых оболочек;
тошнота, рвота, боли в животе;
понос, часто с кровью, увеличение печени, желтизна белков глаз;
головные боли, повышенная усталость, сонливость, снижение работоспособности;
одышка, усиленное сердцебиение, вплоть до потери сознания;
Нитраты снижают содержание витаминов в пище, которые входят в состав многих ферментов, стимулируют действие гормонов, а через них влияют на все виды обмена веществ.
У беременных женщин возникают выкидыши, а у мужчин – снижение потенции.
При длительном поступлении нитратов в организм человека (пусть даже в незначительно дозах) уменьшается количество йода, что приводит к увеличению щитовидной железы.
Установлено, что нитраты сильно влияют на возникновение раковых
опухолей в желудочно-кишечном тракте у человека.
Нитраты способны вызывать резкое расширение сосудов, в результате чего понижается кровеносное давление.
2.2. Помощь при отравлении нитратами.
Исходя из выше сказанного и изучив литературу, мы составили памятку по оказанию первой помощи при отравлении нитратами и нитритами (Приложение № 4).
2.3. Как выбрать овощи без нитратов?
Допустимая суточная доза нитратов для взрослого человека составляет 325 мг в сутки. Чтобы уложиться в эти допуски (300 – 325 миллиграммов нитратов в сутки), совсем необязательно иметь собственные дорогостоящие приборы для определения нитратов или ходить за покупками с индикаторными бумажками. Поверьте, точность их настолько приблизительна, что ничего, кроме «психоза», это в дом не принесет. Положитесь на государственный контроль, который, конечно, не без трудностей, но постепенно повсеместно налаживается, и воспользуйтесь нашими советами.
Первым признаком наличия нитратов является «химический» цвет – слишком яркий, искусственный. Старайтесь употреблять овощи с естественной окраской.
Второй признак – размер. Если овощ слишком мелкий, то, скорее всего азот остался внутри и овощ не ушел в рост. А плоды гигантских размеров просто раздуты от переизбытка химии. И слишком мелкие и крупные овощи наполнены нитратами – выбирайте растения среднего размера.
Третий признак содержания химии в овощах и фруктах – это запах. Овощи и фрукты не пахнут. Они напичканы нитратами и прочей химией.
Четвертый признак – вкус. Плоды горьковатого вкуса или вообще безвкусные также не стоит покупать. [6,7]
Таким образом, мы можем немного управлять содержанием нитратов в продуктах потребления, но следует помнить, что вместе с нитратами ликвидируются и витамины. Введите в свой рацион ягоды и фрукты, которые являются висячими плодами, в них нитратов мало. Употребление зеленого чая может нейтрализовать нитраты, которые уже попали в организм. Особенно хорош в защите витамин Е.
ГЛАВА 3. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЧАСТЬ. ОПРЕДЕЛЕНИЕ НИТРАТОВ В ОВОЩАХ
3.1. Методы исследования
Традиционный реактив для обнаружения нитрат-ионов в срезах растений – ароматический вторичный амин – дифениламин ((C 6 H 5 ) 2 NH), растворенный в концентрированной серной кислоте. Дифениламин окисляется нитрат-ионами до продукта, имеющего темно-синее окрашивание.
Цель эксперимента: определить содержание нитратов в овощах, купленных в магазине и выращенных на собственном огородном участке; оценить содержание нитратов в разных частях овощей, определить содержание нитратов в парниковых культурах.
Реактивы и оборудование: раствор дифениламина в серной кислоте (0,1г дифениламина на 10 мл крепкой серной кислоты) в темной склянке, пипетка, ступка с пестиком, предметное стекло, стеклянная палочка, растительные объекты.
Определение нитратов в овощах и их частях.
Используя приведенную методику, исследовали присутствие нитратов в овощах. Для исследования были взяты овощи: капуста белокочанная, морковь, картофель, лук репка, выращенные на собственном участке и купленные в магазине. Исследования проводили в начале марта 2014 года.
В лабораторных чашках с помощью ступки размяли подготовленные нарезанные плоды, корнеплоды и зелень до появления сока. В каждую ёмкость с исследуемым материалом налили небольшое количество раствора дифениламина с серной кислотой.
Содержание нитратов оценивают таким образом: в отсутствие нитратов сок не изменяет цвет; при небольшом количестве нитратов, сок приобретает светло-голубую окраску; при большом количестве – темно-синюю (см. таблицу 1).
Содержание нитратов в растениях
очень быстро наступает обугливание
Синяя, постепенно исчезающая
Темно-синяя или темно-фиолетовая,
быстро наступающая, устойчивая
Полученные данные занесли в таблицу 2.
Содержание нитратов в овощах
Выводы об употреблении в пищу
Капуста с приусадебного участка (листья)
Капуста из магазина (листья)
Капуста с приусадебного участка (кочерыга)
Капуста из магазина (кочерыга)
Лук репка с приусадебного участка
Лук репка из магазина
Картофель с приусадебного участка
Картофель из магазина
Морковь с приусадебного участка
Морковь из магазина
По данным исследования в листьях капусты, купленной в магазине, содержатся низкое количество нитратов, а в листьях выращенной на участке – их нет. А в кочерыгах капусты концентрация нитрат-ионов намного превышает предельно допустимый уровень.
Исследования показали, что в купленных и выращенных образцах лука картофеля и моркови содержание нитратов не превышает ПДК (Приложение № 5).
Все эти овощи – лук, картофель и морковь – длительное время хранились, количество нитратов в них снизилось, значит, их можно употреблять в пищу.
Определение нитратов в растениях, выращенных в теплицах.
Для исследования были взяты овощи: огурец, кабачок, петрушка, зеленый лук, укроп. Измельчили овощи и проанализировали раствором дифениламина. Результаты занесли в таблицу 3.
Содержание нитратов в тепличных культурах
Тест по химии для 9 класса по теме «Свойства ионов»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
по теме «Определение ионов»
К каждому из заданий А1 – А12 даны 4 варианта ответов, из которых только один правильный. Отметьте номер правильного ответа.
1. малиновую и синюю
2. синюю и бесцветную
3. бесцветную и фиолетовую
4. фиолетовую и малиновую
Обнаружить присутствие сульфат – анионов в растворе можно с помощью раствора, содержащего ионы
Изменение осадка зеленой окраски на бурый цвет в растворе у соединений железа может произойти
1. на открытом воздухе в течение некоторого времени
2. при сильном нагревании
3. под действием щелочей
4. при упаривании раствора.
Поваренная соль окрашивает пламя в:
2. кирпично – красный цвет
3. светло – фиолетовый цвет
Какие вещества добавляют к образцу для обнаружения в нем нитрат – ионов
Выделение бурого газа («лисий хвост») – качественная реакция на:
Фосфат – ион Р O 4 3- можно распознать по :
1. изменению окраски индикатора
2. окрашиванию пламени
Силикат – ионы нельзя осадить катионами
Реакция между ионами не происходит если:
3. образуется малодиссоциирующее вещество
4. обратимая реакция
Катионы щелочных металлов определяют по:
1. изменению окраски индикатора
2. окрашиванию пламени
При выполнении заданий В1 –В3 к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца. Выбранные цифры запишите под соответствующими буквами таблицы.
определяемый ион результат реакции
A ) Си 2+ 1) белый осадок
Б) Fe 3+ 2) бурый осадок
В) Al 3+ 3) черный осадок
Установите соответствие между определяемым ионом и реактивом, содержащий ион, если выпадает осадок белого цвета:
определяемый ион реактив, содержащий ион
Установите соответствие между определяемым ионом и результатом реакции по окрашиванию пламени:
определяемый ион результат реакции
A ) Си 2+ 1) сине – зеленый цвет
В) Ca 2+ 3) желто – зеленый цвет
Выберите признаки характерные для катионов кальция
1. выпадают в осадок бурого цвета
2. выделяются в виде газа с резким запахом
3. обуславливают жесткость воды
4. входят в состав кальцинированной соды
5. входят в состав гашеной извести
6. окрашивают пламя в кирпично – красный цвет
Задание с развернутым ответом.
Для определения качественного состава неизвестного соединения учащимся выдали кристаллическое вещество, которое растворили в воде и разделили на две части. К одной части прилили раствор фиолетового лакмуса, который приобрел вишневый оттенок. К другой части добавили прозрачный раствор нитрата серебра. Образовался осадок желтого цвета.
Запишите химическую формулу соединения, которое пользуется в основном для производства минеральных удобрений, и дайте ему название. Составьте два уравнения реакций, которые были проведены в процессе распознавания.
Система оценивания теста по части 1 и 2
Верное выполнение каждого задания части 1 (А1 – А12) оценивается 1 баллом. За выполнение задания с выбором ответа выставляется 1 балл при условии, что указан только один номер правильного ответа. Если отмечены два или более ответов, в том числе и правильный, то ответ не засчитывается.
В части 2 задание с кратким ответом считается выполненным верно, если в заданиях В1 –В4 правильно указана последовательность цифр. За полный правильный ответ на задания В1 – В4 ставится два балла; если допущена одна ошибка, то ответ оценивается в 1 балл. Если допущены две ошибки и более или ответа нет, то выставляется 0 баллов.
Для определения качественного состава неизвестного соединения учащимся выдали кристаллическое вещество, которое растворили в воде и разделили на две части. К одной части прилили раствор фиолетового лакмуса, который приобрел вишневый оттенок. К другой части добавили прозрачный раствор нитрата серебра. Образовался осадок желтого цвета.
Запишите химическую формулу соединения, которое пользуется в основном для производства минеральных удобрений, и дайте ему название. Составьте два уравнения реакций, которые были проведены в процессе распознавания.
Элементы ответа (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)
Определены формула и название вещества:
1. H 3 PO 4 – ортофосфорная кислота
Записаны молекулярные уравнения реакций:
Ответ правильный и полный, включает все названные элементы
Правильно записаны 2 первых элемента из названных выше
Правильно записан 1элемент из названных выше элементов(1-й или 2-й)
Все элементы записаны неверно
14 – 15 баллов, из них если верно задание С1 – «4»;
Система оценивания теста
Каждое верно выполнение задание оценивается 1 баллом. За выполнение задания с выбором ответа выставляется 1 балл при условии, что указан только один номер правильного ответа. Если отмечены два или более ответов, в том числе и правильный, то ответ не засчитывается.
Выполнено 25 – 22 задание оценка 5,
Менее 12ответов, то повторить проблемные вопросы.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Современные педтехнологии в деятельности учителя
Курс повышения квалификации
Современные образовательные технологии в преподавании химии с учетом ФГОС
Номер материала: 56445040237
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
В Иркутской области продлили школьные каникулы
Время чтения: 1 минута
Заболеваемость ковидом среди студентов и преподавателей снизилась на 33%
Время чтения: 4 минуты
Кабмин утвердил список вузов, в которых можно получить второе высшее образование бесплатно
Время чтения: 2 минуты
СК предложил обучать педагогов выявлять деструктивное поведение учащихся
Время чтения: 1 минута
В Минпросвещения предложили приравнять нападения на школы к терактам
Время чтения: 1 минута
Путин попросил привлекать родителей к капремонту школ на всех этапах
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.