для учета процесса заготовления используются счета

Особенности учета процесса производства

Производственный процесс – это отражение превращения сырья и материалов в готовый продукт. Это один из важнейших элементов учета на предприятии, поскольку отражает расходы и затраты на сырье в сопоставлении с прибылью от реализованной продукции. Корректность данного учета обеспечивает своевременное отслеживание финансовых результатов организации и позволяет осуществлять эффективное управление.

Вопрос: Как отражаются в учете поступление материалов, расходы на их доставку, а также списание указанных материалов в производство, если в бухгалтерском учете материалы отражаются по учетным (планово-расчетным) ценам с использованием счетов 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» и 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей», при этом фактическая себестоимость приобретенных материалов превышает их учетную цену?
Посмотреть ответ

Рассмотрим, какие существуют особенности бухгалтерского учета процесса производства на предприятии.

Производство и себестоимость

Производство – основная цель создания любого предприятия. Сотрудники, используя необходимые орудия труда, в ходе различных хозяйственных операций преобразуют сырье в товар, готовый к реализации – это и есть производственный процесс. К нему также относится деятельность, направленная на выполнение работ и оказание услуг. Изделия появляются в ходе объединения:

Чтобы правильно определить себестоимость единицы каждого вида продукции и всего массива в целом, нужно учесть все затраты, вложенные в ее производство. Часть затрат войдет в себестоимость, некоторые придется оставить «за скобками» – учет покажет, какие именно.

Что отражается в бухучете производства

Чтобы зафиксировать динамику процесса производства, бухгалтеру следует учитывать:

Формы производственных затрат

Затраты на производство – это те издержки, которые несет предприятие в ходе преобразования сырья в продукцию. Учитываются все проявления этих издержек:

Вопрос: Как отразить в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности организации (ООО) исправление допущенной в 2019 г. существенной ошибки, которая выявлена в декабре 2020 г.? В ноябре 2019 г. организация произвела продукцию и в том же месяце ее реализовала. Фактическая себестоимость использованного в производстве сырья в бухгалтерском учете (составляет 600 000 руб., равна стоимости его приобретения в налоговом учете) по вине бухгалтера организации ошибочно не была списана на затраты производства и в себестоимость продаж, а также не была учтена в целях налогообложения прибыли.
Посмотреть ответ

Фактически данные затраты представляют собой один или сразу оба варианта движения денежных (иногда неденежных) средств:

Классификация производственных издержек

Разделение затрат обусловлено разным подходом к их учету:

Что входит в производственные затраты

Перечислим основные позиции расходов предприятия на создание продукции, которые обязательно должны быть отражены в учете:

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! В этих расходах часть входит в себестоимость непосредственно (прямые издержки), а часть распределяется косвенно.

Объекты учета

В различных отраслях объекты учета могут отличаться, завися от специфики производства. Это могут быть:

Счета для бухучета производственного процесса

Для ведения учета производства бухгалтеру понадобится несколько обособленных счетов:

Принципы учета производственных издержек

Финансовый итог производственного процесса

Если уменьшить выручку, полученную от реализации товара, на себестоимость, в результате останется валовая прибыль, ясно отражающая эффективность работы предприятия.

Счет 90 «Продажи» отражает этот итог: если кредит больше дебета, имеем прибыль, дебет превышает кредит – налицо убытки. Сальдо выводится следующим образом:

ВАЖНО! Если на 99 счете сальдо образовалось по кредиту, значит, результат положительный, в распоряжении компании остается нераспределенная прибыль. При дебетовом сальдо необходимо пересмотреть политику управления производством и сбытом.

Таким образом, данные бухучета становятся основой для принятия жизненно важных для предприятия решений.

Источник

Учет процесса заготовления

Процессы воспроизводства в нормально функционирующем экономическом субъекте носят непрерывный характер. Локомотивом расширенного воспроизводства в современных условиях как на микроуровне, так и на макроэкономическом уровне является процесс производства материальных благ. В процессе производства потребляются средства труда и предметы труда, а поэтому непрерывность данного процесса зависит от постоянного возобновления этих производственных ресурсов, что в свою очередь связано с непрерывным и четким осуществлением процесса материально-технического снабжения (заготовления).

Этот процесс представляет собой систему экономических отношений, в т.ч. приобретение организациями у поставщиков материалов, товаров и других ресурсов в целях обеспечения бесперебойного развития производства, повышения его эффективности.
В процессе снабжения организации заключают договора с поставщиками на поставку производственных ресурсов. В договорах обуславливают объемы поставок, цены, размеры поставок по периодам времени, условия перехода грузов в собственность покупателя, условия оплаты стоимости поступивших материально-производственных запасов и других ресурсов, другие условия.

В процессе снабжения (заготовления) организации – покупатели, заказчики несут определенные затраты, к которым относятся покупная стоимость материально-производственных запасов и транспортно- заготовительные расходы.

Покупная стоимость и затраты, связанные с заготовкой и доставкой, составляют фактическую себестоимость заготовления материально – производственных ценностей. Поэтому перед бухгалтерским учетом процесса снабжения стоят следующие задачи: правильно и своевременно определить объемы заготовления;выявить возможные потери на пути, виновников потерь ценностей и предъявить к ним претензии с целью возмещения убытков; определить фактическую себестоимость приобретенных ценностей, принять к бухгалтерскому учету эти ценности в оценке по фактической себестоимости их заготовления или по учетным ценам (в соответствии с принятой учетной политикой), определить отклонения от учетных цен или в стоимости материалов.

Такой учет позволяет обеспечивать контроль за выполнением договорных условий поступления, приобретения материальных ценностей, а также определять в целях анализа и управления структуру себестоимости заготовленных материальных ценностей.
В плане счетов бухгалтерского учета предусмотрены счета для отражения приобретенных материально-производственных запасов – «Материалы», «Животные на выращивании и откорме», «Товары» и специальные счета для учета процесса снабжения – «Заготовление и приобретение материальных ценностей», «Отклонение в стоимости материальных ценностей», «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям». В Плане счетов предусмотрены также счета для отражения других приобретенных ресурсов (основных средств, оборудования и др.).

В текущем аналитическом учете организации процесс заготовления материалов могут вести сразу по фактической себестоимости или же по внутренним (трансфертным) планово-учетным ценам. Последний вариант оценки принятых к бухгалтерскому учету материалов рекомендуется для средних и крупных организаций, что связано с большим количеством хозяйственных операций и документов, неотфактурованными поставками ценностей и с инфляционными процессами, влияющими на ценообразование и т.д.

Если аналитический учет материальных ценностей ведется по фактической себестоимости, то на счете «Материалы» отражается информация о наличии и движении материальных ценностей в оценке по фактической себестоимости. При этом организации на отдельных аналитических счетах могут учитывать раздельно транспортно- заготовительные расходы для их контроля и правильности списания по направлениям использования ценностей.
Если же аналитический учет материальных ценностей ведется по планово-учетным ценам, то их фактическая себестоимость предварительно накапливается на счете «Заготовление и приобретение материальных ценностей», а отклонения (разница между стоимостью ценностей по учетным ценам и их фактической себестоимостью) относят на счет «Отклонение в стоимости материальных ценностей». Эти суммы отклонений в последующем списывают по направлениям использования материалов пропорционально их стоимости расхода (использования) по учетным ценам.

Приобретенные товары оцениваются и принимаются к бухгалтерскому учету по покупной стоимости. Транспортно-заготовительные расходы по приобретенным товарам отражаются на счете «Расходы на продажу» как издержки обращения. Эти издержки в последующем списываются на дебет счета «Продажи» по мере реализации товаров.
Рассмотрим порядок учета заготовления материалов с использованием счетов «Заготовление и приобретение материальных ценностей» и «Отклонение в стоимости материальных ценностей».

Первая операция. Поступили в организацию материалы: покупная стоимость материалов – 100 тыс. руб., налог на добавленную стоимость по приобретенным материалам – 20 тыс. руб.
Сумму покупной стоимости материалов следует записать по дебету счета «Заготовление и приобретение материальных ценностей», а налог на добавленную стоимость по дебету счета «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям». Поскольку приобретенные материалы еще не оплачены, необходимо одновременно кредитовать счет «Расчеты с поставщиками и подрядчиками».

Схема отражения данной операции в учете выглядит следующим образом:

Дебет счета «Заготовление и приобретение материальных ценностей» – 100 тыс. руб.
Дебет счета «Налог на добавленную стоимость по приобретенным материальным ценностям» – 20 тыс. руб.
Кредит счета «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» – 120 тыс. руб.

Вторая операция. Расходы на транспортировку материалов с поставщика до склада организации – покупателя составили 8 тыс. руб. При транспортировке использованы автотранспортные услуги сторонней организации (подрядчика). Налог на добавленную стоимость по услугам автотранспорта согласно предъявленному счету – фактуре составил 2 тыс. руб.

Запись данной операции в учете отразится следующим образом:
Дебет счета «Заготовление и приобретение материальных ценностей» – 8 тыс. руб.
Дебет счета «Налог на добавленную стоимость по приобретенным материальным ценностям» – 2 тыс. руб.
Кредит счета «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» – 10 тыс. руб.

Третья операция. Оприходованы на склад поступившие от поставщиков материалы в оценке по планово-учетным ценам организации на сумму 100 тыс. руб. Сумму данной операции необходимо отразить по дебету счета «Материалы» и по кредиту счета «Заготовление и приобретение материальных ценностей».
Схема отражения третьей операции:
Дебет счета «Материалы» – 100 тыс. руб.
Кредит счета «Заготовление и приобретение материальных ценностей» – 100 тыс. руб.

Четвертая операция. Определена сумма отклонений как разница оборота по дебету(108тыс.руб.)и кредиту(100тыс.руб.)счета
«Заготовление и приобретение материальных ценностей». Сумма отклонений
подлежит списанию на счет «Отклонение в стоимости материальных ценностей».
Запись данной операции в учете:
Дебет счета «Отклонение в стоимости материальных ценностей» – 8 тыс. руб.
Кредит счета «Заготовление и приобретение материальных ценностей»
– 8 тыс. руб.

Пятая операция. Перечислена с расчетного счета сумма в счет погашения кредиторской задолженности поставщикам за приобретенные материалы, в том числе налог на добавленную стоимость. Общая сумма перечисленная поставщикам – 130 тыс. руб.
Данная операция отражается проводкой:
Дебет счета «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» – 130 тыс. руб. Кредит счета «Расчетные счета» – 130 тыс. руб.

Все хозяйственные операции в бухгалтерском учете должны быть занесены в регистрационный журнал хозяйственных операций процесса снабжения. На основании Регистрационного журнала делается разноска всех хозяйственных операций по счетам бухгалтерского учета (см. схемы – в тыс. руб.).

для учета процесса заготовления используются счета. Смотреть фото для учета процесса заготовления используются счета. Смотреть картинку для учета процесса заготовления используются счета. Картинка про для учета процесса заготовления используются счета. Фото для учета процесса заготовления используются счета

для учета процесса заготовления используются счета. Смотреть фото для учета процесса заготовления используются счета. Смотреть картинку для учета процесса заготовления используются счета. Картинка про для учета процесса заготовления используются счета. Фото для учета процесса заготовления используются счета

Схема отражения операций на счетах аналитического учета:

для учета процесса заготовления используются счета. Смотреть фото для учета процесса заготовления используются счета. Смотреть картинку для учета процесса заготовления используются счета. Картинка про для учета процесса заготовления используются счета. Фото для учета процесса заготовления используются счета

Для более глубокого понимания учета процесса заготовления
(снабжения) рассмотрим пример решения задачи, для чего приведем задание:
Задание. Отражение в учете процесса заготовления (снабжения):
а) Открыть синтетические и аналитические счета и записать в них остатки на 1 счета
февраля 200__ г.
б) Записать хозяйственные операции в регистрационный журнал.
в) Отразить хозяйственные операции на счетах, дополнительно открыв

«Основное производство» и «Вспомогательные производства». г) Составить расчет распределения транспортно-заготовительных расходов.

для учета процесса заготовления используются счета. Смотреть фото для учета процесса заготовления используются счета. Смотреть картинку для учета процесса заготовления используются счета. Картинка про для учета процесса заготовления используются счета. Фото для учета процесса заготовления используются счета

для учета процесса заготовления используются счета. Смотреть фото для учета процесса заготовления используются счета. Смотреть картинку для учета процесса заготовления используются счета. Картинка про для учета процесса заготовления используются счета. Фото для учета процесса заготовления используются счета

для учета процесса заготовления используются счета. Смотреть фото для учета процесса заготовления используются счета. Смотреть картинку для учета процесса заготовления используются счета. Картинка про для учета процесса заготовления используются счета. Фото для учета процесса заготовления используются счета

для учета процесса заготовления используются счета. Смотреть фото для учета процесса заготовления используются счета. Смотреть картинку для учета процесса заготовления используются счета. Картинка про для учета процесса заготовления используются счета. Фото для учета процесса заготовления используются счета

для учета процесса заготовления используются счета. Смотреть фото для учета процесса заготовления используются счета. Смотреть картинку для учета процесса заготовления используются счета. Картинка про для учета процесса заготовления используются счета. Фото для учета процесса заготовления используются счета

для учета процесса заготовления используются счета. Смотреть фото для учета процесса заготовления используются счета. Смотреть картинку для учета процесса заготовления используются счета. Картинка про для учета процесса заготовления используются счета. Фото для учета процесса заготовления используются счета

для учета процесса заготовления используются счета. Смотреть фото для учета процесса заготовления используются счета. Смотреть картинку для учета процесса заготовления используются счета. Картинка про для учета процесса заготовления используются счета. Фото для учета процесса заготовления используются счета

для учета процесса заготовления используются счета. Смотреть фото для учета процесса заготовления используются счета. Смотреть картинку для учета процесса заготовления используются счета. Картинка про для учета процесса заготовления используются счета. Фото для учета процесса заготовления используются счета

для учета процесса заготовления используются счета. Смотреть фото для учета процесса заготовления используются счета. Смотреть картинку для учета процесса заготовления используются счета. Картинка про для учета процесса заготовления используются счета. Фото для учета процесса заготовления используются счета

для учета процесса заготовления используются счета. Смотреть фото для учета процесса заготовления используются счета. Смотреть картинку для учета процесса заготовления используются счета. Картинка про для учета процесса заготовления используются счета. Фото для учета процесса заготовления используются счета

Приведенный пример решения задачи наглядно демонстрирует процедуру (последовательность) учета процесса заготовления (приобретения) материальных ценностей. Для наглядности приобретение материальных ценностей отражено без учета налога на добавленную стоимость.

Источник

Вопрос 1. Учет процесса заготовления

Процесс снабжения или заготовления – это совокупность операций по обеспечению предприятия средствами и предметами труда, необходимыми для осуществления процесса производства. Как правило, закупаются товары, произведенные другими предприятиями, но в процесс производства могут направляться сырьё и материалы собственного производства. В учет процесса снабжения включается только закупленные ценности.

Материалы принимаются к учету по фактической себестоимо­сти. Фактическая себестоимость приобретаемых материалов складывается из 2 величин:

Ø покупная стоимость материально-производственных запасов (МПЗ);

Ø транспортно-заготовительные расходы (ТЗР) или отклонения учетной цены от фактической себестоимости

ТЗР – это затраты организации, непосредственно связанные с процессом заготовления и доставки материалов в организацию.

В состав транспортно-заготовительных расходов входят:

— расходы по погрузке материалов в транспортные средства и их транспортировке, подлежащие оплате покупателем сверх цены этих материалов согласно договору;

— расходы по содержанию заготовительно-складского аппарата организации, н-р, расходы на оплату труда работников организации, непосредственно занятых заготовкой, приемкой, хранением и отпуском приобретаемых материалов, работников, непосредственно занятых заготовкой (закупкой) материалов и их доставкой (сопровождением) в организацию;

— расходы по содержанию специальных заготовительных пунк­тов, складов и агентств, организованных в местах заготовок (кроме расходов на оплату труда с отчислениями на социальные нужды);

— наценки (надбавки), комиссионные вознаграждения (стои­мость услуг), уплачиваемые снабженческим, внешнеэкономическим и иным посредническим организациям;

— плата за хранение материалов в местах приобретения, на же­лезнодорожных станциях, пристанях, в портах;

— расходы на командировки по непосредственному заготовле­нию материалов;

— стоимость потерь по поставленным материалам в пути (не­достача, порча) в пределах норм естественной убыли;

Формирование фактической себестоимости материалов осуществляется в зависимости от способа учета ТЗР (отклонений).

Методическими указаниями по бухгалтерскому учету МПЗ предусмотрены следующие варианты учета ТЗР:

1) непосредственного (прямого) включения ТЗР в фактическую себестоимость материала;

2) отнесения ТЗР на отдельный субсчет к счету 10 «Материалы»;

3) отнесения ТЗР на отдельный счет 15 «Заготовление и приобретение материалов», согласно расчетным документам поставщика.

Конкретный вариант учета ТЗР устанавливается организацией самостоятельно и отражается в учетной политике.

1. Прямое включение ТЗР в фактическую себестоимость материала целесообразно в случаях существенной значимости отдельных видов и групп материалов. Данный вариант предполагает присоединение ТЗР к договорной цене материала, к денежной оценке вклада в уставный капитал, внесенный в форме МПЗ, к рыночной стоимости безвозмездно полученных материалов и др.

При этом способе все данные о фактических расходах, понесенных при заготовлении материалов, собираются по дебету счета 10 и отражаются в учете следующими записями:

Содержание хозяйственных операцийПервичный документДебетКредит
Акцептован счет поставщика, оприходованы ма­териальные ценности по покупной ценеПриходный ордер, товарная накладная
Отражена сумма НДССчет-фактура
Отражены расходы по доставке материальных ценностей на складАкт выполненных работ
Отражена сумма вознаграждения, уплачиваемая посреднической ор­ганизации в связи с приобретением материаловОтчеты поверенных, комиссионеров, агентов
Расходы по разгрузке материалов собственными си­лами: а) заработная плата грузчиков б) страховые взносы во внебюджетные фондыНаряд на сдельную работу, ведомость начисления взносов

Аналитический учет по счету 10 организуется по отдельным наиме­нованиям материалов и местам их нахождения.

Рассмотренный способ формирования фактической себестоимости за­готовления материалов целесообразно использовать лишь предприятиям, у которых:

• небольшая номенклатура используемых материалов;

• небольшое количество поставок материалов за период;

• все данные для формирования фактической себестоимости матери­алов, как правило, поступают в бухгалтерию одновременно.

2. Учет ТЗР на отдельном субсчете к счету 10 «Материалы». При данном способе учета, материалы в аналитическом учете учитываются на счете 10 «Материалы» по учетным ценам,а возникающие транспортно-заготовительные расходы отражаются, обособлено на субсчете 10 «ТЗР». Таким образом, на счете 10 «Материалы» материалы в синтетическом учете учитываются по фактической себестоимости приобретения.

В качестве учетных цен на материалы могут быть:

2) фактическая себестоимость материалов по данным преды­дущего отчетного периода

3) планово-расчетные цены

4) среднюю цену группы

В конце отчетного месяца для списания ТЗР определяется процент списания, сумма списания ТЗР.

для учета процесса заготовления используются счета. Смотреть фото для учета процесса заготовления используются счета. Смотреть картинку для учета процесса заготовления используются счета. Картинка про для учета процесса заготовления используются счета. Фото для учета процесса заготовления используются счета

для учета процесса заготовления используются счета. Смотреть фото для учета процесса заготовления используются счета. Смотреть картинку для учета процесса заготовления используются счета. Картинка про для учета процесса заготовления используются счета. Фото для учета процесса заготовления используются счета

Содержание хозяйственных операцийПервичный документДебетКредит
Акцептован счет поставщика, оприходованы ма­териальные ценности по покупной ценеПриходный ордер, товарная накладная
Отражена сумма НДССчет-фактура
Отражены расходы по доставке материальных ценностей на складАкт выполненных работ10/ТЗР
Отражена сумма вознаграждения, уплачиваемая посреднической ор­ганизации в связи с приобретением материаловОтчеты поверенных, комиссионеров, агентов10/ТЗР
Расходы по разгрузке материалов собственными си­лами: а) заработная плата грузчиков б) страховые взносы во внебюджетные фондыНаряд на сдельную работу, ведомость начисления взносов10/ТЗР 10/ТЗР
Списана стоимость израсходованных материалов в основном производстве по учетным ценамТребование-накладная
Списана сумма ТЗР по материалам, отпущенным в основное производствоБухгалтерская справка10/ТЗР

3. Учет ТЗР на отдельном счете 15 «Заготовление и приобретение материалов». На счете 15 собирается информация обо всех затратах по приобретению материалов. При этом по дебету счета 10 матери­алы учитываются по учетным ценам, а на счете 16 показывается разни­ца между учетной ценой и фактической себестоимостью заготовления материалов. Счет 15 «Заготовление и приобретение материалов» используется в качестве вспомогательного (промежуточного) счета.

Информация о фактической себестоимости материалов выявляется путем суммирования данных, от­раженных по дебету счета 10 «Материалы» и дебету (кредиту) счета 16 «Откло­нение в стоимости материалов».

В конце отчетного месяца для списания суммы отклонений по счету 16 определяется процент списания, и сумма списания отклонений.

Источник

Учет хозяйственных процессов

Учет процесса снабжения

Процесс снабжения (заготовления) — совокупность операций по обеспечению предприятия предметами и средствами труда, необходимыми для осуществления хозяйственной деятельности.

Основными задачами учета процесса снабжения (заготовления) являются:

Учет процесса снабжения рассмотрим на примере учета приобретения предметов труда. Приобретая материальные ценности, предприятие уплачивает поставщику их стоимость по оптовым ценам, т.е. таким ценам, по которым одно предприятие продает продукцию другому предприятию или государству. Предприятие несет также расходы, связанные с транспортировкой и погрузочно-разгрузочными работами (транспортно-заготовительные расходы (ТЗР)).

Оптовые цены на товарно-материальные ценности вместе с транспортно-заготовительными расходами составляют фактическую заготовительную себестоимость предметов труда.

Структура себестоимости заготовленных предметов труда зависит от порядка ценообразования.

Цены на предметы труда могут устанавливаться с учетом затрат на доставку продукции до станции отправления (места погрузки в вагоны, на пароходы, баржи и т.д.). В этом случае цена на товары будет называться ценой франко-станции отправления.

Цена на продукцию, установленная с учетом затрат на транспортировку товаров до станции получения, называется ценой франко-станции назначения.

В бухгалтерском учете предметы труда учитываются на синтетических счетах 10 «Материалы», 15 «Заготовление и приобретение материалов», 16 «Отклонение в стоимости материалов».

К счету 10 «Материалы» открываются субсчета:

Аналитический учет материалов ведется в соответствии с их номенклатурой. Номенклатура материалов — перечень отдельных видов, наименований и сортов материалов, используемых на предприятии.

Каждому отдельному наименованию, размеру, профилю материалов присваивается постоянный номер (код), называемый номенклатурным номером. Во всех документах, связанных с учетом предметов труда, указываются номенклатурные номера вместо словесного их названия.

Номенклатура потребляемых в процессе производства предметов труда очень разнообразна и достигает огромного числа наименований.

Определять (калькулировать) фактическую себестоимость каждого предмета труда практически не представляется возможным. Во избежание трудоемкой работы текущий бухгалтерский учет заготовленных предметов труда ведется по твердым учетным ценам. В качестве такой цены могут выступать оптовые цены поставщика, плановая себестоимость.

На счетах бухгалтерского учета процесс заготовления предметов труда может осуществляться одним из двух способов.

При первом способе на счете 10 «Материалы» отражается оптовая цена приобретенных ценностей. Транспортно-заготовительные расходы учитываются на субсчете «Транспортно-заготовительные расходы», открываемом к счету 10 «Материалы».

Таким образом, в дебете счета «Материалы» отражается стоимость приобретенных материалов по оптовым ценам (Дт сч. 10 «Материалы», Кт сч. 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»), а на субсчете «ТЗР» собираются транспортно-заготовительные расходы: провозная плата (Дт сч. 10 «Материалы», субсчет ТЗР Кт сч. 51 «Расчетные счета»), погрузочно-разгрузочные расходы (Дт сч. 10 «Материалы», субсчет ТЗР Кт сч. 71 «Расчеты с подотчетными лицами») и т.д.

Фактическая себестоимость предметов труда будет складываться из суммы оборотов по дебету счета 10 «Материалы» и субсчета «ТЗР».

Предметы труда отпускаются в цеха для изготовления продукции, работ и услуг, что отражается записью по дебету счетов затрат (20 «Основное производство», 23 «Вспомогательные производства», 25 «Общепроизводственные расходы», 26 «Общехозяйственные расходы») и кредиту счета 10 «Материалы». Одновременно рассчитывается сумма ТЗР, подлежащая списанию на счета затрат. Расчет осуществляется в два этапа.

Для определения сумм ТЗР, подлежащих списанию на расходы, рассчитывают средний процент ТЗР.

Полученный процент умножают на стоимость израсходованных материалов на основное производство, общепроизводственные расходы, общехозяйственные расходы.

Найденные суммы спишем со субсчета ТЗР на соответствующие счета затрат, в результате чего материалы, использованные в производстве, будут отражены по фактической заготовительной себестоимости.

При втором способе на счете 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» собираются все затраты по приобретению предметов труда, а на счете 10 «Материалы» отражается их твердая оценка. Разница между фактической себестоимостью приобретенных ценностей и их твердой оценкой собирается на счете 16 «Отклонение в стоимости материалов».

В дебете счета 15 «Заготовление и приобретение материалов» собираются фактические расходы по приобретению предметов труда. С кредита счета 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» в дебет счета 10 «Материалы» списывается стоимость поступивших на склад предприятия материалов в твердой оценке. Разница между дебетовым и кредитовым оборотами по счету 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» показывает отклонение фактической себестоимости материалов от их учетной оценки, которое списывается на счет 16 «Отклонение в стоимости материалов» двумя способами.

При превышении фактической себестоимости над учетной оценкой делается запись по дебету счета 16 «Отклонение в стоимости материалов» и кредиту счета 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей». При превышении учетной (твердой) оценки над фактической заготовительной себестоимостью по счетам делается такая же запись, но способом «красного сторно». (Сумма превышения твердой оценки вычитается.)

В течение месяца отпуск материалов для изготовления продукции, работ и услуг отражается записью по дебету счетов затрат и кредиту счета 10 «Материалы».

В конце отчетного периода на счета затрат списывается и сумма отклонений, относящихся к потребленным (использованным) ценностям. Для этого вначале рассчитывается процент отклонений.

Для определения сумм отклонений, подлежащих списанию на счета затрат, рассчитаем вначале процент отклонений. Для этого нужно сальдо начальное и дебетовый оборот по счету 16 «Отклонения» разделить на сальдо начальное и дебетовый оборот по счету 10 «Материалы» и умножить на 100%.

Рассчитанные суммы отражаются на соответствующих счетах, и материалы, использованные на различные цели, будут включены в затраты по фактической заготовительной себестоимости.

Учет процесса производства

в условиях рыночной экономики себестоимость продукции, работ и услуг — важнейший показатель деятельности любого предприятия.

Себестоимость продукции, работ и услуг складывается в ходе осуществления процесса производства. Основными задачами учета процесса производства являются:

Учет процесса производства предполагает:

Различают производство основное и вспомогательные.

К основному производству относят цехи, выпускающие продукцию по профилю предприятия. Под вспомогательными понимают цехи, занятые обслуживанием основных цехов с целью создания благоприятных условий для их работы. Поэтому затраты на производство учитываются на счетах 20 «Основное производство» и 23 «Вспомогательные производства».

В аналитическом учете затраты, собираемые на этих счетах, подразделяются по цехам, стадиям обработки, заказам.

В течение отчетного периода на счетах 20 «Основное производство» и 23 «Вспомогательные производства» собираются прямые затраты, непосредственно связанные с изготовлением конкретных видов продукции, осуществлением работ и услуг.

Косвенные расходы, связанные с обслуживанием производства и управлением, в течение отчетного периода учитываются на счетах 25 «Общепроизводственные расходы» и 26 «Общехозяйственные расходы».

В дебете счета 25 «Общепроизводственные расходы» собираются затраты на содержание, амортизацию и текущий ремонт производственного оборудования, цехового транспорта, рабочих мест. На этом же счете учитываются расходы, связанные с управлением цехом, затраты по содержанию цехового персонала, основная и дополнительная заработная плата, отчисления на социальное страхование, амортизацию и расходы по содержанию и текущему ремонту зданий, сооружений, инвентаря цехового назначения, расходы по испытаниям, оплате труда и т.д.

В состав данных расходов включаются также расходы непроизводительного характера (оплата простоев).

Собранные в течение отчетного периода расходы по счету 25 «Общепроизводственные расходы» после распределения по объектам учета списываются в дебет счетов 20 «Основное производство», 23 «Вспомогательные производства».

Счет 26 «Общехозяйственные расходы» служит для текущего учета и контроля за исполнением сметы этих расходов. Обычно к ним относятся расходы: по содержанию общезаводского персонала, зданий, сооружений, помещений и инвентаря общехозяйственного назначения, военизированной, пожарной и сторожевой охраны, расходы по производственной практике, подготовке кадров, конторские, типографские, содержание медицинских учреждений и т.д.

Собранные в течение отчетного периода расходы по счетам 26 «Общехозяйственные расходы» и 25 «Общепроизводственные расходы» после распределения по объектам учета списываются в дебет счетов 20 «Основное производство», 23 «Вспомогательные производства». Общепроизводственные расходы могут списываться и на счет 90 «Продажи».

Таким образом, на калькуляционных счетах в конце месяца будут учтены все затраты на производство продукции, работ и услуг.

Понятие о себестоимости продукции и услуг ее виды

Себестоимость продукции — выраженные в денежной форме затраты на ее производство и реализацию.

По экономическим элементам затраты организаций независимо от их правовой формы в бухгалтерском учете формируют по следующим составляющим:

Принципы классификации расходов сформулированы в Положении о составе затрат (с внесенными изменениями и дополнениями).

По порядку бухгалтерского учета затрат и включения их в себестоимость различают прямые и косвенные затраты.

Прямые затраты — это те, которые можно включать в себестоимость конкретного изделия непосредственно на основе первичных документов: сырье и материалы, заработная плата производственных рабочих, создающих эту продукцию.

Косвенные затраты относятся одновременно ко всем видам производимой продукции: освещение, отопление, заработная плата цехового персонала и т.д. Их включают в себестоимость готовых изделий по окончании месяца путем косвенного распределения пропорционально, например, заработной плате производственных рабочих и др.

В бухгалтерском учете прямые затраты ведутся на счете 20 «Основное производство», а косвенные — на счетах 23 «Вспомогательные производства» и 25 «Общепроизводственные расходы».

По отношению к технологическому процессу затраты в бухгалтерском учете классифицируются на основные и накладные.

Основные осуществляются при основных технологических операциях производства продукции.

Накладные — затраты на обслуживание производства и его управление.

Учет расходов по управлению цехами ведется на счете 25 «Общепроизводственные расходы», а по управлению организацией в целом на счете 26 «Общехозяйственные расходы».

По периодичности затраты делятся на постоянные и периодические.

Постоянные затраты производятся постоянно (ежедневно или не реже 1 раза в месяц): расход материалов, оплата труда и т.д.

Периодические затраты осуществляются реже, чем раз в месяц: затраты на подготовку и освоение новых видов продукции и т.д.

К числу важнейших задач бухгалтерского учета относится исчисление в денежном измерении практической величины затрат на производство определенных видов продукции (работ, услуг), а также приобретенных материальных ресурсов, сопоставление этих затрат с нормативными (плановыми), выявление величины отклонений фактической себестоимости от нормативной (плановой). Решение этой задачи достигается применением калькуляции себестоимости продукции как элемента метода бухгалтерского учета.

Калькулирование — способ учета затрат на производство и реализацию продукции, работ, услуг. Калькулирование себестоимости позволяет знать и анализировать затраты на производство продукции и услуг, обоснованно устанавливать цены. Себестоимость является базой для определения цены производственной продукции, выполненных работ и услуг. Правильно составленная калькуляция позволяет реально оценить все возможные затраты на различные виды продукции и выбрать ту, которая даст наивысшую прибыль.

Полнота и правильность отнесения затрат на отдельные виды продукции — важная задача, стоящая перед бухгалтерским учетом.

Учет процесса реализации (продажи)

В процессе реализации происходит превращение продуктов труда в денежные средства. При этом реализуется созданный в процессе производства прибавочный продукт.

Основными задачами учета процесса реализации являются:

На стадии реализации складывается полная (коммерческая) себестоимость продукции, которая отличается от производственной себестоимости на сумму расходов на продажу.

Учет расходов по реализации продукции ведется на синтетическом счете 44 «Расходы на продажу». По дебету этого счета собираются:

При этом кредитуются счет 51 «Расчетные счета», 50 «Касса» и другие на сумму произведенных расходов.

Порядок учета расходов на продажу можно представить следующим образом.

В течение отчетного периода по дебету счета 44 «Расходы на продажу» собираются расходы по отгрузке продукции. С кредита счета 44 «Расходы на продажу» списываются затраты, относящиеся к реализованной продукции на счете 90 «Продажи».

Дебетовое сальдо по счету 44 «Расходы на продажу» показывает сумму затрат на упаковку и транспортировку продукции, отгруженной, но не реализованной в данном месяце.

По дебету счета 45 «Товары отгруженные» отражается фактическая производственная себестоимость товаров, отгруженных покупателям. При этом кредитуется счет 43 «Готовая продукция». По кредиту счета 45 «Товары отгруженные» отражаются фактическая производственная себестоимость реализованной продукции в корреспонденции с дебетом счета 90 «Продажи». Сальдо по дебету счета показывает фактическую себестоимость отгруженной покупателям продукции, платежи за которую еще не поступили.

На счете 90 «Продажи» определяется результат от реализации продукции. По дебету счета отражается полная фактическая себестоимость реализованной продукции, а по кредиту — отпускная стоимость реализованной продукции (выручка). Сальдо по дебету счета показывает убыток от реализации, сальдо по кредиту счета — прибыль реализации. Ежемесячно счет закрывается, результат реализации продукции, работ и услуг списывается на счет 99 «Прибыли и убытки».

Предприятия и организации являются плательщиками налога на добавленную стоимость (НДС). НДС — часть чистого дохода общества, поступающая в государственный бюджет в виде установленных отчислений. Все расчеты предприятия с государством по НДС за проданную продукцию отражаются на пассивном счете 68 «Расчеты по налогам и сборам». Начисленные суммы налога на добавленную стоимость отражаются проводкой: кредит счета 68 «Расчеты по налогам и сборам» и дебет счета 90 «Продажи», а перечисление — дебет счета 68 «Расчеты по налогам и сборам», кредит счета 51 «Расчетные счета».

На практике используются два варианта учета процесса реализации:

I. Учет реализации продукции по моменту оплаты

При этом варианте продукция считается проданной только после поступления денег продавцу. Продукция, отгруженная покупателю, но не оплаченная, учитывается на счете 45 «Товары отгруженные». Учет процесса реализации по моменту оплаты можно представить в виде схемы.

В конце отчетного периода счет 90 «Продажи» закрывается, т.е. результат от реализации списывается на счет 99 «Прибыли и убытки».

Отгрузка продукции отражается по счету 45 «Товары отгруженные».

После отгрузки продукции отражается выручка от продажи: дебет 62 «Расчеты с покупателями», кредит 90 «Продажи», а также начисляется НДС: дебет 90 «Продажи» кредит 68 «Расчеты по налогам и сборам».

Поступление платежей от покупателя отражается записью по кредиту счета 62 «Расчеты с покупателями» и дебету счета 51 «Расчетные счета». Только после поступления денег по дебету счета 90 «Продажи» определяется полная фактическая себестоимость оплаченной продукции. Сопоставив кредитовый и дебетовый обороты по счету 90 «Продажи», выявляют результат по продаже и списывают на счет 99 «Прибыли и убытки».

II. Учет реализации продукции по моменту отгрузки.

При этом варианте продукция считается реализованной в момент ее отправки покупателю независимо от поступления платежа. На счете 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» отражается долг покупателя за отправленную ему продукцию.

Последовательность совершения операции при учете продажи по моменту отгрузки:

Счет 90 «Продажи» в конце месяца закрывается, т.е. результат от реализации продукции списывается на счет 99 «Прибыли и убытки».

Оценка хозяйственных средств в балансе и в текущем учете. Виды оценок

Для учета движения средств необходима правильная оценка всех объектов бухгалтерского учета. Оценка является одним из элементов метода бухгалтерского учета. Это способ, с помощью которого хозяйственные средства получают денежное выражение. Оценка объектов бухгалтерского учета должна быть реальной и единой.

Реальность оценки — это объективное соответствие денежного выражения того или иного объекта учета его фактической величине. Под единством оценки понимают ее единообразие и неизменность. Одни и те же объекты учета оцениваются одинаково во всех организациях. Реальность и единство оценки имеют важное значение для правильности отражения имущественного состояния организации, определения финансовых результатов ее деятельности. Всякая неточность оценки средств может сказаться на показателях итогов работы организации. Основные средства, как правило, оцениваются по первоначальной стоимости, которая включает фактические затраты организации на приобретение, сооружение и изготовление, за исключением налога на добавленную стоимость и иных возмещаемых налогов (кроме случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации). Фактическими затратами на приобретение, сооружение и изготовление основных средств могут быть:

«Нематериальные активы» принимаются к бухгалтерскому учету по первоначальной стоимости.

Первоначальная стоимость нематериальных активов, приобретенных за плату, определяется как сумма фактических расходов на приобретение, за исключением налога на добавленную стоимость и иных возмещаемых налогов (кроме случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации).

Фактическими расходами на приобретение нематериальных активов могут быть:

При оплате приобретаемых нематериальных активов, если условиями договора предусмотрена отсрочка или рассрочка платежа, фактические расходы принимаются к бухгалтерскому учету в полной сумме кредиторской задолженности.

При приобретении нематериальных активов могут возникнуть дополнительные расходы на приведение их в состояние, в котором они пригодны к использованию в запланированных целях. Такими расходами могут быть суммы оплаты труда занятых этим работников, соответствующие отчисления на социальное страхование и обеспечение, материальные и иные расходы. Дополнительные расходы увеличивают первоначальную стоимость нематериальных активов.

В бухгалтерском балансе нематериальные активы отражаются по остаточной стоимости.

Учет материалов ведется на счете 10 «Материалы» и принимается к бухгалтерскому учету по фактической себестоимости.

При приобретении за плату фактической себестоимостью признается сумма затрат организации на приобретение, за исключением налога на добавленную стоимость и иных возмещаемых налогов (кроме случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации). Фактическими затратами могут быть:

Фактическая себестоимость материальных запасов при их изготовлении Силами организации определяется исходя из фактических затрат, связанных с производством данных запасов. Учет и формирование затрат осуществляется организацией в порядке, установленном для определения себестоимости соответствующих видов продукции.

Оценка материальных запасов при отпуске в производство и ином выбытии производится одним из следующих методов:

Применение одного из методов по виду (группе) запасов производится в течение отчетного года.

По себестоимости каждой единицы оцениваются драгоценные металлы, драгоценные камни и т.д., которые не могут обычным образом заменять друг друга.

Материальные запасы могут оцениваться организацией по средней себестоимости, которая определяется по каждому виду (группе) запасов как частное от деления общей себестоимости вида (группы) запасов на их количество, соответственно складывающихся из себестоимости и количества по остатку на начало месяца и по поступившим запасам в этом месяце.

Метод ФИФО — оценка по себестоимости первых по времени приобретения материальных запасов. При этом методе списание материалов производится в хронологическом порядке поступления партий. Вначале списывается при отпуске в производство или на реализацию первая партия поступивших материалов, затем вторая партия, затем — третья и т.д.

При применении этого метода оценка материальных ресурсов, находящихся в запасе (на складе) на конец месяца, производится по фактической себестоимости, а в себестоимости продажи продукции (работ,, услуг) учитывается себестоимость более ранних по времени приобретений.

Учет готовой продукции ведется на счете 43 «Готовая продукция». Этот счет используется организациями, осуществляющими промышленную, сельскохозяйственную и иную производственную деятельность. При учете готовой продукции по фактической производственной себестоимости в аналитическом учете движение ее отдельных наименований возможно отражать по учетным ценам (плановой себестоимости, отпускным ценам и т.п.) с выделением отклонений фактической производственной себестоимости изделий от их себестоимости по учетным ценам.

Счет 41 «Товары» используется в основном торгующими организациями, а также предприятиями общественного питания. Товары в организациях, занятых торговой деятельностью, как правило, учитываются по покупным или продажным (розничным) ценам.

Отгруженные товары учитываются на счете 45 «Товары отгруженные» по стоимости, складывающейся из фактической производственной себестоимости и расходов по отгрузке продукции (товаров).

Соблюдение правил оценки обеспечивает единство ее во всех организациях.

Чтобы обеспечить реальность оценки средств, необходимо точно определять их фактическую себестоимость.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *