для ведения бухгалтерского учета составления калькуляций и смет

Методы калькуляции себестоимости

Калькуляция себестоимости – крайне важный параметр, определение которого обеспечивает сокращение затрат материальных и трудовых ресурсов. Это значение нужно для грамотного управления производством.

Вопрос: Как отразить в учете производственной организации, имеющей территориально обособленный филиал, выделенный на отдельный баланс, оплату головной организацией оказанных филиалу услуг производственного характера, если затраты на оплату услуг формируют себестоимость продукции филиала, а расчеты с поставщиками и подрядчиками передаются филиалом на баланс головной организации?
Стоимость услуг производственного характера, оказанных филиалу и формирующих себестоимость продукции филиала, составила 600 000 руб. (в том числе НДС 100 000 руб.). Оказание услуг подтверждено актом приемки-сдачи оказанных услуг. Организация применяет метод начисления в налоговом учете.
Посмотреть ответ

Что такое калькуляция

Калькуляция себестоимости – это определение трат на единицу продукции. К примеру, компания занимается производством дверей. В данном случае рассчитываются затраты на изготовление одной двери. Себестоимость включает в себя затраты по следующим направлениям:

В себестоимость входит много параметров. Калькуляция позволяет определить затраты по каждому направлению. В дальнейшем можно проанализировать рациональность этих трат, а затем снизить их. Руководитель ищет наиболее эффективные методики уменьшения затрат.

Разновидности калькуляции себестоимости

Можно выделить следующие виды калькуляции:

Калькуляция классифицируется по информации, которая используется в расчетах.

Методы

Калькуляция может осуществляться различными способами:

Рассматриваемые методы калькуляции нужны для эффективного управления производственным отделом.

Пример калькуляции себестоимости

Компания занимается производством межкомнатных дверей. Расчеты проводятся следующим образом:

Все полученные значения нужно сложить. Полученное число – это и есть себестоимость.

Основные задачи калькуляции

Для чего нужна калькуляция? Она требуется для решения следующих задач:

К СВЕДЕНИЮ! На основании себестоимости определяется розничная стоимость товара. Предпринимателю невыгодно снижать розничную цену ниже себестоимости. В этом случае компания уйдет в минус. Поэтому себестоимость – основа для установления разумной цены.

Что включает в себя себестоимость?

Составляющие себестоимости зависят от специфики работы организации. К примеру, стоимость строительно-монтажных работ может включать в себя следующие элементы:

Транспортные услуги могут включать в себя эти составляющие:

В состав себестоимости входят только фактические затраты. К примеру, если компания не арендует помещение, то и в стоимость не будут входить затраты на аренду. Если организация предлагает услуги, то в себестоимость будут входить те материалы, которые используются при оказании услуг.

Источник

Составление сметы затрат на производство продукции

для ведения бухгалтерского учета составления калькуляций и смет. Смотреть фото для ведения бухгалтерского учета составления калькуляций и смет. Смотреть картинку для ведения бухгалтерского учета составления калькуляций и смет. Картинка про для ведения бухгалтерского учета составления калькуляций и смет. Фото для ведения бухгалтерского учета составления калькуляций и смет

Что такое смета затрат на производство и реализацию продукции

Смета — это сводный обобщающий документ, в нем содержится информация о суммарных затратах на производство и сбыт. Смета используется как инструмент планирования, кроме того — дает возможность сравнить план с фактом. Затраты в смете объединяются по экономическим элементам. Их перечень представлен на схеме. Для целей сметы такая классификация затрат подготавливается итогом по предприятию, без обособления отдельных видов производимой продукции.

для ведения бухгалтерского учета составления калькуляций и смет. Смотреть фото для ведения бухгалтерского учета составления калькуляций и смет. Смотреть картинку для ведения бухгалтерского учета составления калькуляций и смет. Картинка про для ведения бухгалтерского учета составления калькуляций и смет. Фото для ведения бухгалтерского учета составления калькуляций и смет

Для чего нужна смета? Одними из главных целей составления сметы являются:

Как правильно учитывать затраты в бухгалтерском учете? Ответ на этот вопрос есть в КонсультантПлюс. Чтобы все сделать правильно, получите пробный доступ к системе и переходите в Готовое решение. Это бесплатно.

Методы составления сметы

Существуют различные методы составления смет. Выделим используемые чаще всего:

Первый метод используется наиболее часто. При сметном методе затраты рассчитываются в целом по предприятию, за основу берутся данные других разделов годового плана предприятия. Например, плана материального обеспечения, плана по оплате труда и т.д. Также составляемая смета должна рассчитываться исходя из планируемых объемов реализации. Сметный метод дает возможность сопоставить и увязать отдельные разделы комплексного плана предприятия между собой, однако не дает возможности провести глубокий анализ затрат, например по подразделениям.

Поэтому существует еще один метод — сводный. При нем составление сметы затрат на производство продукции происходит из самостоятельных смет по цехам основного и вспомогательного производства путем их сложения и элиминирования из суммарных затрат межцеховых оборотов. Цеховая смета затрат состоит из двух разделов:

Третий метод, калькуляционный, предполагает за основу сметы брать калькуляции себестоимости всех товаров, работ и услуг, которые будут производиться в планируемом году согласно плану производства. При этом должны быть учтены остатки незавершенки и изменения расходов будущих периодов (РБП). Чтобы в элементы затрат были включены все калькуляционные статьи затрат, необходимо составить шахматную ведомость. После этого данные по шахматной ведомости суммируются и переходят в смету затрат на производство продукции. При этом методе подсчитывается себестоимость только ТП. Для того чтобы подсчитать сумму всех затрат, себестоимость ТП необходимо скорректировать на остатки незавершенки, РБП, резервов предстоящих расходов и на не включенные в себестоимость ТП затраты.

Этапы сводного метода

Первым шагом подготовки сметы является расчет сметы затрат вспомогательных производств, так как результаты работы этих подразделений используются в основном производстве. Смета вспомогательного производства содержит:

Далее подсчитываются сметы для общепроизводственного и общехозяйственного вида затрат, сметы внепроизводственных затрат, также может понадобиться составление смет по специфическим направлениям деятельности: освоение производства, пуск и наладка, ремонт, доставка и заготовка и т.д. Далее переходят к сметам по главным подразделениям, результат работы которых является целью создания предприятия. И в итоге рассчитывается смета затрат по всему предприятию. Потом конечный итог по смете всех затрат приводят к себестоимости валовой, товарной и реализованной продукции.

Как учесть незавершенное производство, готовую продукцию в расходах по налогу на прибыль, в деталях разъяснили эксперты КонсультантПлюс. Чтобы все сделать правильно, получите пробный доступ к системе и переходите в Готовое решение. Это бесплатно.

Себестоимость валовой, товарной и реализованной продукции в смете

По результатам использования сметного и сводного методов составляется смета всех затрат предприятия. Поскольку информацию по всем соответствующим затратам, относящимся к подразделению или виду затрат, содержат как сметы подразделений (для сводного метода), так и отдельные разделы годового плана (для сметного метода),то для расчета какого-либо вида себестоимости продукции необходимо произвести некоторые корректировки. Для ВП общую сумму затрат уменьшаем на затраты непромышленного характера (капитальное строительство, обслуживание бытовых потребностей, потери от чрезвычайных ситуаций и т.д.), а также проводим корректировку на изменение РБП (прирост минусуется, снижение прибавляется).

Далее из суммы ВП путем ее корректировки на изменение остатков незавершенного производства (рост минусуется, снижение плюсуется) и прибавления коммерческих (внепроизводственных) расходов получается сумма ТП. Подсчитанная величина ТП дает возможность рассчитать показатель затрат на 1 рубль ТП.

Информацию о расчете и анализе этого показателя читайте в статье «Затраты на 1 рубль реализованной продукции — формула».

Последний пункт — определение себестоимости РП. Для этого себестоимость ТП увеличивается на снижение остатков готовой продукции и уменьшается на их увеличение.

Поскольку при калькуляционном методе составления сметы затрат изначально определяется себестоимость ТП, то, в зависимости от цели, корректировки могут делаться и в обратном порядке (например, для подсчета себестоимости ВП или общих затрат по предприятию).

Итоги

Смета затрат служит основой как для целей планирования, так и для анализа. В отличие от калькуляции смета рассчитывается по элементам затрат на общую их сумму по предприятию. Смета затрат — это документ, который должен быть одобрен и утвержден ответственными лицами.

Источник

Калькуляция стоимости услуг: образец, способы и порядок расчета

для ведения бухгалтерского учета составления калькуляций и смет. Смотреть фото для ведения бухгалтерского учета составления калькуляций и смет. Смотреть картинку для ведения бухгалтерского учета составления калькуляций и смет. Картинка про для ведения бухгалтерского учета составления калькуляций и смет. Фото для ведения бухгалтерского учета составления калькуляций и смет

для ведения бухгалтерского учета составления калькуляций и смет. Смотреть фото для ведения бухгалтерского учета составления калькуляций и смет. Смотреть картинку для ведения бухгалтерского учета составления калькуляций и смет. Картинка про для ведения бухгалтерского учета составления калькуляций и смет. Фото для ведения бухгалтерского учета составления калькуляций и смет

Калькуляцию себестоимости составляют по разным методикам в зависимости от сферы деятельности. Предприятие не может оказывать услуги меньше себестоимости и для снижения расходов предпринимает разные способы. Как сделать калькуляцию стоимости, разберемся в статье.

для ведения бухгалтерского учета составления калькуляций и смет. Смотреть фото для ведения бухгалтерского учета составления калькуляций и смет. Смотреть картинку для ведения бухгалтерского учета составления калькуляций и смет. Картинка про для ведения бухгалтерского учета составления калькуляций и смет. Фото для ведения бухгалтерского учета составления калькуляций и смет

Что понимается под себестоимостью услуг

Себестоимость — это денежное выражение расходов предприятия при оказании услуг. Этот параметр показывает, сколько средств затратит производитель при выполнении заказов. Увеличение прибыли и рентабельности напрямую зависит от снижения себестоимости. Для этого:

Соревнуясь с конкурентами на рынке, нужно сделать правильный расчет себестоимости услуг. Цены формируют, учитывая важные факторы:

К себестоимости могут принадлежать расходы основного и вспомогательного производства. Издержки, которые входят в расчет себестоимости услуг, группируют по видам статей калькуляции и элементов. Итоговая сумма расходов влияет на образование цен (изготовление товаров или предоставление услуг). Вот так будет выглядеть себестоимость услуги, на примере отделки стен помещения.

Статьи калькуляцииЦена в руб.
Затраты на материалы (шпаклевку, грунтовку)10000
Зарплата отделочника5000
Обязательные взносы для наемного персонала200
Оплата электричества100
Расходы воды200
Дополнительные производственные издержки1000
Себестоимость16500

Дополнительные или ненормированные затраты не зависят от объемов производства. Это транспортные, банковские расходы, оплата аренды. Например, сумма затрат на установку ворот будет зависеть от технологических процессов: замеры, сборка конструктивных элементов, установка на забетонированную площадку и сварка деталей и столбов. Необходима смета с разделением действий, итог которых укажет на точную стоимость установки ограждения.

Для чего нужен анализ себестоимости

Учет каждой статьи расходов нужно вести, чтобы выяснить, насколько рентабельно предприятие, выгодно ли заниматься конкретной деятельностью и определить, что нужно для получения прибыли. Для этого нужно анализировать себестоимость продукции, расходы на рабочие мероприятия, контролировать действия персонала.

для ведения бухгалтерского учета составления калькуляций и смет. Смотреть фото для ведения бухгалтерского учета составления калькуляций и смет. Смотреть картинку для ведения бухгалтерского учета составления калькуляций и смет. Картинка про для ведения бухгалтерского учета составления калькуляций и смет. Фото для ведения бухгалтерского учета составления калькуляций и смет

Задачи анализа себестоимости:

Анализ себестоимости позволяет оценить правильность калькуляции стоимости услуг и определиться с оптимальными ценами.

Источник

Какой процент накладных расходов от прямых затрат?

для ведения бухгалтерского учета составления калькуляций и смет. Смотреть фото для ведения бухгалтерского учета составления калькуляций и смет. Смотреть картинку для ведения бухгалтерского учета составления калькуляций и смет. Картинка про для ведения бухгалтерского учета составления калькуляций и смет. Фото для ведения бухгалтерского учета составления калькуляций и смет

Состав затрат на производство

Расходы, осуществляемые при производстве продукции (работ, услуг), делятся на 2 вида:

Посмотрите, какие расходы называет накладными советник государственной гражданской службы РФ 2 класса Горчилин И. О. Бесплатно получите пробный доступ к КонсультантПлюс и переходите к точке зрения чиновника.

Накладные расходы, в свою очередь, тоже делятся на 2 вида:

Начиная свою деятельность, организация для каждого вида производимой продукции (или объекта) составляет плановую калькуляцию (смету), целью которой является:

В процессе работы этот расчет будет корректироваться, приближаясь к реальным показателям деятельности, полученным при анализе фактических данных. Соответственно, более близким к реальности станет и соотношение между прямыми и накладными расходами, что позволит в дальнейших экономических расчетах ориентироваться как на процентное содержание накладных расходов в общей сумме затрат на производство, так и определять объем накладных расходов путем расчета от суммы прямых затрат.

О существующих способах калькулирования себестоимости читайте в материале «Понятие себестоимости в бухгалтерском учете (нюансы)».

Структура прямых и накладных расходов по статьям

Прямые расходы чаще всего состоят из затрат:

Состав накладных расходов, обычно разбиваемых на 2 основных вида, значительно шире и характеризуется существенным сходством перечней, имеющих место для общепроизводственных и общехозяйственных затрат. В эти перечни, как правило, входят расходы:

Образец приказа об утверждении накладных расходов вы можете найти в К+. Получите пробный доступ к системе и переходите к примеру оформления этого документа.

Подробнее о составе расходов общехозяйственного назначения читайте в статье «Счет 26 в бухгалтерском учете (нюансы)».

Из-за невозможности прямого соотнесения с конкретными видами создаваемой продукции (объектами) накладные расходы являются распределяемыми. Базу для этого распределения организация выбирает самостоятельно. Это может быть один из видов прямых расходов (материалы или оплата труда) или их общая сумма.

Расчет процента накладных расходов от прямых затрат

Для вопросов прогнозирования и принятия решений по ценам важен такой показатель, как соотношение прямых затрат и накладных расходов, точнее, та величина, умножив на которую имеющиеся прямые затраты (или сумму какого-то одного их вида), можно получить сумму накладных расходов, относящуюся к этим прямых затратам. Сам расчет этого соотношения достаточно прост: сумму накладных расходов делим на сумму прямых затрат или на величину одного из видов прямых расходов. Для выражения величины соотношения в процентах частное от деления умножают на 100%.

Первый такой расчет делается по плановой калькуляции (смете). В дальнейшем его результаты уточняются по мере накопления фактических данных. Для определения устойчивой величины соотношения прямых затрат и накладных расходов, обеспечивающих высокий уровень достоверности прогнозных расчетов, необходимо обработать фактические данные за достаточно продолжительный период.

Нормирование накладных расходов

Величина соотношения прямых затрат и накладных расходов законодательно не устанавливается. Каждая организация руководствуется особенностями собственного производственного процесса и собственными данными для расчета этого соотношения.

Однако для ряда отраслей существуют укрупненные нормативы накладных расходов, на которые организациям следует ориентироваться хотя бы при составлении плановых калькуляций с правом дальнейшего уточнения соотношения. Применять подобные нормативы рекомендуется при оценке затрат:

В большинстве этих документов определение процента накладных расходов рекомендуется осуществлять от фонда оплаты труда, входящего в состав прямых затрат. При этом он может устанавливаться разным для разных видов и условий осуществления работ.

Итоги

Установление процента накладных расходов важно для определения цен реализации продукции и осуществления прогнозов экономического характера. Первый такой расчет основывается на плановых данных. В дальнейшем соотношение расходов уточняется по мере получения фактических цифр. Пропорция между прямыми затратами и накладными расходами может устанавливаться от разных показателей прямых затрат (общей их суммы, общего объема какого-либо вида затрат, величины затрат, сформированных по конкретному объекту, его части или месту осуществления работ), что дает дополнительный материал для анализа и уточнения смет (калькуляций).

Источник

Позаказный метод учета затрат и калькулирования себестоимости

для ведения бухгалтерского учета составления калькуляций и смет. Смотреть фото для ведения бухгалтерского учета составления калькуляций и смет. Смотреть картинку для ведения бухгалтерского учета составления калькуляций и смет. Картинка про для ведения бухгалтерского учета составления калькуляций и смет. Фото для ведения бухгалтерского учета составления калькуляций и смет

Что такое позаказный метод и где он применяется

Позаказный метод учета затрат и калькулирования себестоимости состоит в том, что сбор затрат на производство на бухгалтерских счетах их учета осуществляется применительно к учетным единицам, называемым заказами. Заказ может быть открыт:

Исходя из специфики организации такого учета, его применяют для калькулирования себестоимости либо отдельных хорошо идентифицируемых объектов (например, в машиностроении, в строительстве, в НИОКР, при ремонтных работах), либо небольших партий продукции, состоящих из вполне определенного количества итоговых экземпляров (например, в типографиях, в мебельном производстве).

Какие еще методы формирования себестоимости существуют, узнайте в КонсультантПлюс. Если у вас нет доступа к системе К+, получите пробный онлайн-доступ бесплатно.

Предприятие самостоятельно разрабатывает для себя принципы, согласно которым открываются заказы, и ведет перечень этих заказов. Началу работ по заказу, как правило, предшествует составление сметы (плановой калькуляции) на работы по нему, позволяющей определить:

Позаказный метод отличает детальность учета и довольно высокая трудоемкость, поскольку недостаточно просто довести перечень заказов до ответственных исполнителей каждого из подразделений. Должна быть налажена четкая схема работы с первичными документами, обеспечивающая правильную привязку прямых затрат, возникающих в подразделениях, к определенному заказу. На бухгалтерию дополнительно ложится проверка соответствия реально понесенных прямых затрат предварительной их калькуляции во избежание отнесения на заказ лишних расходов.

Заказ может выполняться в течение достаточно длительного времени, и если он оказывается незавершенным на конец очередного месяца, его показывают в составе незавершенного производства. Как и любые учетные единицы, заказы в незавершенном производстве подлежат инвентаризации, периодичность которой в зависимости от типа производства может быть разной. Обязательна инвентаризация перед годовой отчетностью (п. 27 ПБУ о бухучете и бухотчетности, утвержденного приказом Минфина РФ от 29.07.1998 № 34н).

Подробнее о незавершенном производстве читайте в статье «Незавершенное производство в бухгалтерском учете».

Формирование прямых затрат на заказ

Прямые затраты на заказ могут формироваться на счетах:

Причем в рамках одного и того же заказа прямые затраты могут возникать в разных подразделениях (например, вспомогательное производство выполняет работы по изготовлению или ремонту какого-либо оборудования, входящего составной частью в основной заказ). Поскольку итоговый результат себестоимости заказа должен быть создан на вполне определенном счете учета затрат, отвечающем назначению выпускаемой продукции, необходимо предусмотреть схему взаимодействия между подразделениями. В эту схему могут входить:

Таким образом, прямые затраты по конкретному заказу будут калькулироваться в разрезе:

В состав прямых затрат по заказу входят те из них, которые могут быть непосредственно отнесены именно на этот заказ. В их числе, как правило, присутствуют материальные затраты (сырье, комплектующие, вспомогательные материалы), расходы на оплату труда лиц, непосредственно выполнявших работы по созданию (ремонту) объекта, и начисления на оплату труда этих лиц. Кроме того, прямо на конкретный заказ, если это возможно учесть непосредственно по отношению к нему, могут быть отнесены:

Эксперты КонсультантПлюс детально разъяснили порядок учета затрат на производство и на продажу. Чтобы все сделать правильно, получите пробный доступ к системе и переходите в материал. Это бесплатно.

Сбор и распределение косвенных затрат

К косвенным относят 2 вида расходов:

Выбор способа учета общехозяйственных расходов и базы распределения косвенных расходов (только общепроизводственных или обоих их видов) необходимо закрепить в учетной политике. При наличии отраслевых рекомендаций предпочтение следует отдать способу учета косвенных расходов, содержащемуся в этих рекомендациях.

Таким образом, не завершенное на конец месяца производство по каждому из заказов будет сформировано по фактической себестоимости (как того и требует п. 64 ПБУ о бухучете и бухотчетности). И себестоимость эта в зависимости от способа учета расходов, собираемых на счете 26, окажется полной или неполной. Формирование неполной себестоимости не служит препятствием для оценки полной себестоимости заказа, поскольку объем общехозяйственных расходов считается условно постоянным и может быть учтен в себестоимости конкретного заказа достаточно простым расчетом.

Состав косвенных расходов, формируемых на обоих счетах, в целом сходен, хотя и имеет свою специфику в зависимости от подразделения. Как правило, в них отражаются расходы:

О том, какие бухгалтерские проводки используются для отражения операций по общехозяйственным расходам, читайте в материале «Счет 26 в бухгалтерском учете (нюансы)».

С 2021 года материально-производственные запасы, в т.ч. и оставшиеся в производстве, нужно учитывать в соответствии с ФСБУ 5/2019 «Запасы». Стандарт пришел на смену ПБУ 5/01.

Какие изменения принес новый стандарт, узнайте в Готовом решении от КонсультантПлюс. Изучите материал, получив пробный доступ к системе К+ бесплатно.

Оценка себестоимости единицы, входящей в заказ

По завершении работы по заказу отнести на него какие-либо затраты уже нельзя. Продукцию, сдаваемую на склад до наступления того момента, когда можно будет рассчитать ее реальную себестоимость (до завершения очередного месяца), оценивают по плановой себестоимости, которая корректируется до фактической по окончании месяца.

Если заказ открывался на одну учетную единицу, то ее фактическая себестоимость будет равна общей сумме собранных за время работ с заказом затрат. Когда заказ соответствует партии, состоящей из нескольких идентичных единиц, себестоимость каждой единицы определяется делением общей суммы собранных затрат на количество созданных единиц.

Сравнение фактической калькуляции с плановой, составлявшейся до начала работ по заказу, позволяет выявить причины отклонений их друг от друга и способствует принятию решений по снижению себестоимости.

Итоги

Позаказный учет затрат применяется, когда речь идет о производстве либо отдельных достаточно крупных объектов, либо партий одинаковой продукции. Прямые затраты, относимые на заказы, должны хорошо идентифицироваться. Косвенные общепроизводственные расходы распределяются по заказам в пропорции к выбранной базе. Общехозяйственные расходы могут либо распределяться аналогично общепроизводственным, либо не участвовать в определении себестоимости заказа.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *