договор китая с россией об аренде ляодунского полуострова и порт артура
День, когда Порт-Артур стал русским
27 марта 1898 года в Пекине подписана «Русско-китайская конвенция о Ляодунском полуострове»
Если бы Порт-Артур и по сей день оставался русским городом, он наверняка служил бы таким же наглядным символом мужества и стойкости российских моряков, как Севастополь. Военная судьба этих двух городов очень похожа. Тот и другой должны были стать форпостами русской политики на прежде малодоступных России морях. И тот, и другой с самого начала задумывались именно как военно-морские базы, позволяющие нашему флоту действовать независимо от политической воли соседних стран. А главное, оба города покрыли себя неувядаемой ратной славой, не раз доказав всему миру, что такое стойкость и мужество русских моряков и солдат.
Но если Севастополю было суждено, образно говоря, вернуться в родную гавань, то Порт-Артур навсегда остался вне России. Правда, к тому были и предпосылки. Ведь крымские берега еще в конце XVIII столетия стали частью Российской империи, а Ляодунский полуостров никогда такой чести не имел. Порт-Артур и его торгового соседа, порт Дальний, Россия получила в аренду на 25 лет, подписав 27 (15 по ст. ст.) марта 1898 года конвенцию, открывшую дорогу к берегам Желтого моря.
В поисках незамерзающего океанского порта
Идея получить незамерзающий, в отличие от Владивостока, порт на Тихом океане владела умами русских моряков, пожалуй, с тех пор как флот России стал по-настоящему океанским. Из всех морей, в которых базировался русский флот, ни одно — ни Черное, ни Балтийское, ни Японское — не обеспечивали свободный круглогодичный выход в Мировой океан. Позднее, уже в советское время эта проблема была решена за счет создания военно-морских баз в Североморске (не случайно сегодня именно Северный флот является самым главным и мощным в составе российского ВМФ), но в то время еще и Мурманска-то не было!
Вид на большой рейд Порт-Артура, начало ХХ века. Источник: https://topwar.ru
Но все-таки именно Дальний Восток, хотя в 1880-х он и имел довольно слабую транспортную связь с центром России, решено было превращать в океанские ворота. Это сулило гораздо меньшие издержки, чем начинать строительство базы в суровых условиях Севера. Но российские порты на дальневосточных берегах не отвечали главному требованию военных моряков – они не были круглогодичными. И тогда взгляды из Петербурга обратились южнее – на корейские и китайские берега. Именно там можно было найти подходящие бухты, пусть даже и не слишком обустроенные, и именно там местная власть была достаточно слаба, чтобы согласиться с условиями и требованиями более мощного северного соседа.
Моряки смотрели в первую очередь на Корейский полуостров, поскольку он был ближе и отличался лучшей транспортной доступностью. Но главное неудобство корейских берегов состояло в их чрезвычайной близости к Японии, которая к тому времени уже начала заявлять существенные политические претензии в Юго-Восточной Азии, и нельзя было исключать в будущем прямого военного столкновения (как оно, в сущности, вскоре и произошло). Что же касается берегов Китая, то там наилучшей гаванью считался порт Циндао, или, как его называли в то время, Киао-Чао.
Именно с него и начал освоение китайского берега русский военный флот при прямой поддержке дипломатов. С 12 по 18 апреля (по ст. ст.) 1896 года отряд русских кораблей под командованием контр-адмирала Григория Чухнина находился в порту Циндао с визитом, тем самым фактически заявляя о стремлении России закрепить за собой право пользования этой гаванью, закрытой для иностранцев. Но китайские власти предпочли не обратить внимание на этот сигнал, а лишь подтвердили, что и дальше хотели бы сохранить «закрытый» статус порта. Но в Пекине говорили, если Циндао решено будет открыть, первенство будет предоставлено русским.
Корабли Первой Тихоокеанской эскадры на внешнем рейде Порт-Артура, 1904 год. Источник: http://fai.org.ru
Можно Германии, можно и России
Увы, выполнить задуманное им так и не удалось, как и русскому флоту не удалось получить базу в Киао-Чао. Германия, которая так же, как и Россия, предпринимала колоссальные усилия, чтобы закрепиться на южно-азиатских морях, действовала решительнее и жестче. Использовав в качестве повода для отправки эскадры убийство двух немецких священников, Берлин отправил в Циндао свою эскадру — формально для того, чтобы «оттуда действовать против мародеров», как писал император Вильгельм II императору Николаю II. В действительности германский флот просто оккупировал порт и прилегающую территорию на расстоянии 50 км от наивысшей точки прилива и превратил Циндао в свою военно-морскую базу.
Это был тот самый случай, когда оказывается верна русская поговорка «Не было бы счастья, да несчастье помогло». В Санкт-Петербурге оценили решительность действий Германии, а кроме того, хорошо понимали, что интерес России к Желтому морю вызывает категорическое неприятие Англии, и она может начать активные действия в регионе. Создавать прецеденты, подобные тем, что открыли немцам путь в Циндао, Россия не стала, но зато решила активнее использовать свой флот. Тем более, что и Пекин, смертельно напуганный действиями Берлина, прямо просил Петербург оказать помощь и даже предлагал ввести свои корабли в тот же Киао-Чао.
Такой шаг с политической точки зрения был невозможен, зато просьба Китая открывала русскому флоту путь в другие порты. Оставалось только одно: успеть появиться в них раньше англичан. И с этой задачей наши моряки справились.
Эскадренный броненосец «Цесаревич» в Восточном бассейне Порт-Артура, 1904 год. Источник: https://pastvu.com
2 декабря (по ст. ст.) Николай II отдал приказ занять бухту Порт-Артур, днем позже такой же приказ был отдан относительно порта Далянвань — будущего Дальнего. 4 декабря русская эскадра под командованием контр-адмирала Михаила Реунова вошла на порт-артурский рейд и не увидела там никаких других кораблей, кроме китайских. Это вызвало категорический протест Британии, которая спешно отправила туда же свою канонерскую лодку «Дафне», но ей оставалось только наблюдать за русскими броненосцами, так же, как и английским крейсерам «Ифигения» и «Имморалит», которые добрались туда только 17 декабря, одновременно с русской канонеркой «Кореец». А 8 и 9 декабря крейсер «Дмитрий Донской» и канонерки «Сивуч» и «Гремящий» дошли до порта Далянвань — и тоже опередили англичан.
Этот демарш вызвал переполох не только в Лондоне, но и в Петербурге, где с идеей силового решения проблемы незамерзающего порта были согласны далеко не все высшие чиновники. В частности, категорически против выступал министр финансов Сергей Витте, продвигавший идею «мирной экономической экспансии» России в Китае. Он был настолько раздосадован решениями Николая II, что в разговорах даже называл занятие Порт-Артура «ребячеством, которое плохо кончится» и «фатальной ошибкой, которая приведет к большим неприятностям». И надо признать, в дальней перспективе граф Витте оказался прав. Хотя уже тогда оставалось очень мало шансов избежать войны между Россией и Японией, которую изо всех сил подталкивала Британия.
«Вполне надежная опора»
Заинтересованное в сохранении столь важной военно-морской базы в Желтом море российское правительство сделало все, чтобы убедить Пекин заключить взаимовыгодный договор. Китайскому правительству пошли навстречу в условиях получения им крупного займа и не стали настаивать, в частности, на предоставлении в полной мере «совершенно исключительного преобладания» российских экономических интересов на китайской территории, которое Пекин предлагал в обмен на предоставление займа. Кроме того, в Санкт-Петербурге выдвинули гораздо более мягкие, чем Германия, условия использования столь необходимых России портов: 25 лет вместо 99-ти и сохранение верховенства китайской юрисдикции над арендуемыми территориями.
Советские морские пехотинцы водружают военно-морской флаг над освобожденным Порт-Артуром, август 1945 года. Источник: https://livejournal.com
После согласования всех условий аренды китайских территорий 15 марта 1898 года в Пекине была подписана «Русско-китайская конвенция о Ляодунском полуострове». Она состояла из девяти статей, но самыми важными для России были первые три.
Статья I оговаривала, что «в видах обеспечения для русских военно-морских сил вполне надежной опоры на побережье Северного Китая» китайский император соглашается предоставить российскому правительству в арендное пользование Порт-Артур и Далянвань «вместе с прилегающим к этим портам водным пространством». При этом отдельно оговаривалось, что «арендою этою, однако, никоим образом не нарушаются верховные права его величества императора китайского на вышесказанную территорию». Статья II уточняла, что граница предоставляемого в арендное пользование участка пройдет к северу от бухты Далянвань «на расстоянии, необходимом для должной обороны сказанного участка со стороны суши» и что «вся ограниченная ею площадь территории, вместе с прилегающим к этой площади водным пространством поступает в полное и исключительное пользование русского правительства». А статья III — что «срок аренды устанавливается в двадцать пять лет со дня подписания настоящего соглашения и может быть затем продолжен по обоюдному соглашению между обоими правительствами».
Конвенция также предусматривала, что на арендуемой территории военное и гражданское управление будет в руках русских властей, разрешение которых будет необходимо для того, чтобы китайские войска могли входить на территорию демилитаризованной зоны, организуемой за пределами границы арендованной части Лаодунского полуострова. Кроме того, имелось условие, что все преступления, совершенные китайскими подданными на арендованной территории, будут рассматриваться только китайскими судами, которым и надлежало передавать преступников.
Отдельно оговаривалось, что Порт-Артур будет открыт только для русских и китайских кораблей, а в Далянване такой закрытый статус будет иметь одна из тамошних бухт, тогда как все остальные считаются порто-франко. Наконец, статья VIII предоставляла России право построить дополнительную ветку от Китайско-Восточной железной дороги до Далянваня, а в случае необходимости и до другого пункта на Лаодунском полуострове.
Современный вид порта Люйшинкоу — бывшего русского Порт-Артура. Источник: https://commons.wikimedia.org
Уже на следующий день после подписания конвенции, 16 марта 1898 года на Золотой горе по распоряжению командовавшего русским отрядом кораблей адмирала Федора Дубасова был поднят русский флаг. Такой же флаг в тот же день взвился и над Далянванем, который уже почти официально назывался по-русски Дальним. Любопытно, что автором этого топонима считается главный противник операции по занятию портов граф Сергей Витте. Он сам вспомнил, что на вопрос императора, как назвать строящийся в гавани Даляньвань порто-франко, ответил: «Да вот, например, ваше величество, бухта называется Даляньвань, вероятно, наши солдаты окрестят ее и скажут «Дальний», и это название будет соответствовать действительному положению дела, потому что этот порт ужасно как далек от России».
Россия владела Лаодунским полуостровом недолго — неполных семь лет. 2 января (по н. ст.) 1905 года после 329-дневной обороны Порт-Артур был сдан японцам, а Дальний они захватили еще раньше, в мае 1904 года. В августе-сентябре 1945 года Советский Союз вернул себе эти порты и получил от нового, коммунистического Китая право арендовать их еще на 30 лет. А десять лет спустя советские моряки навсегда ушли из Порт-Артура, оставив после себя множество памятников погибшим товарищам и память о стойкости тех, кто держал здесь оборону в начале ХХ века.
«Влияние России на Дальнем Востоке усилилось»: какую роль в истории сыграл русско-китайский договор 1896 года
3 июня 1896 года в Москве был заключён русско-китайский договор, включавший в себя положения о создании оборонительного союза между Санкт-Петербургом и Пекином, а также о строительстве Китайско-Восточной железной дороги. По мнению специалистов, документ был выгоден обеим сторонам. Китай получал поддержку со стороны более мощной в военном плане державы, а Россия усиливала свои позиции в Дальневосточном регионе.
Предпосылки к заключению договора
Как отмечают историки, непосредственные предпосылки для подписания Московского договора создала экспансионистская политика Японии, а также активность западных держав в Дальневосточном регионе. Официальный Токио навязал Пекину ряд неравноправных договоров, а затем одержал победу в войне 1894—1895 годов. Согласно условиям заключённого по итогам войны Симоносекского договора, империя Цин отказалась от сюзеренитета над Кореей, а также согласилась передать Японии остров Тайвань, архипелаг Пэнхуледао и Ляодунский полуостров. Кроме того, Китай должен был выплатить Японии крупную контрибуцию и открыть для её судов свои торговые порты.
«Договор с Японией был унизительным для Китая. В то же самое время такое резкое изменение геополитической ситуации было невыгодно ряду других государств, в частности России», — рассказал в беседе с RT профессор МПГУ, доктор исторических наук Виталий Захаров.
По его словам, Россию сильно встревожила перспектива перехода под контроль Японии Ляодунского полуострова. Санкт-Петербург видел в этом угрозу создания антироссийского плацдарма — как самой Японией, так и союзной с ней Великобританией. Более того, российские власти хотели договориться с Китаем об аренде незамерзающего порта в этом регионе. В итоге Санкт-Петербург, заручившись поддержкой Парижа и Берлина, путём дипломатического давления вынудил Японию отказаться от прав на Ляодунский полуостров. Кроме того, Россия и Франция предоставили империи Цин кредит для уплаты предусмотренной Симоносекским договором контрибуции.
Ещё во время Китайско-японской войны в Санкт-Петербурге началось обсуждение перспективы заключения с Цинской империей договора о совместной защите от дальнейшей экспансии со стороны Японии и о строительстве на территории Китая железной дороги, ведущей по кратчайшему пути на российский Дальний Восток. В 1895 году Китай посетила группа российских инженеров, изучавших возможные пути прокладки железнодорожной магистрали.
«Думаю, что теперь именно время на переговоры с Китаем для получения концессии на постройку через Маньчжурию железной дороги из Забайкалья прямо во Владивосток», — написал 15 ноября 1895 года Николай II на секретной телеграмме, полученной из посольства России в Китае и посвящённой заключению франко-китайской железнодорожной конвенции.
Китайские власти сначала сомневались в целесообразности передачи России всех прав на строительство проходящей по территории империи Цин железной дороги. Весной 1896 года из Китая в Россию на коронацию Николая II выехала делегация во главе с влиятельным чиновником Ли Хунчжаном. Китайские власти поручили ему договориться о строительстве железной дороги силами самой Цинской империи, но с привлечением российских инвестиций и специалистов. В переговоры с ним в Санкт-Петербурге вступил министр финансов России Сергей Витте. Кроме того, встречу с Ли Хунчжаном провёл император Николай II. После неё китайский чиновник склонился к тому, чтобы принять условия, предложенные российской стороной, и по телеграфу получил согласие из Пекина на подписание договора.
Московский договор
3 июня 1896 года русско-китайский договор был официально заключён. Его подписание состоялось в Москве, поэтому историки часто называют его Московским договором. Свои подписи под документом с российской стороны поставили министр финансов Сергей Витте и министр иностранных дел Алексей Лобанов-Ростовский, а с китайской — Ли Хунчжан как государственный секретарь и чрезвычайный и полномочный посол Цинской империи.
Согласно документу, обе стороны договорились поддерживать друг друга «всеми сухопутными и морскими силами» в случае нападения Японии на одну из них. Китай пообещал в случае начала военных действий открыть для России все свои порты. Кроме того, «чтобы облегчить русским сухопутным войскам доступ в угрожаемые пункты и обеспечить их съестными припасами», правительство империи Цин согласилось на строительство через Амурскую и Гиринскую провинции Китая российской железной дороги в направлении Владивостока. В мирное время Россия получала право на сквозной транзит войск через территорию Китая. А в случае войны железная дорога могла использоваться Российской империей в военных целях без каких-либо ограничений.
По словам историков, русско-китайский договор 1896 года позволил Пекину завершить эпоху неравноправных международных актов, подписанных между Китаем и западными державами во второй половине XIX столетия.
«По итогам Опиумных войн с Великобританией и Францией Китай был превращён в полузависимое государство. Контроль над страной в значительной мере перешёл к иностранцам. Московский же договор с Россией частично восстанавливал самостоятельность Китая», — заявил в беседе с RT врио директора Института Дальнего Востока РАН Алексей Маслов.
Как отметил руководитель Школы востоковедения факультета мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ Андрей Карнеев, новый договор с Китаем позволял России более активно защищать свои интересы на Дальнем Востоке.
«Россия была заинтересована в продвижении к Тихому океану. Она имела серьёзные экономические интересы в регионе и поэтому хотела видеть в Китае надёжного партнёра. Договор стал большим шагом в данном направлении», — подчеркнул эксперт.
В рамках реализации положений Московского договора в августе 1896 года был подписан контракт на постройку и эксплуатацию Китайско-Восточной железной дороги. Управлять магистралью должно было специально учреждённое «Общество Китайско-Восточной железной дороги». Китайское правительство получало право выкупить магистраль через 36 лет после запуска движения поездов. В свою очередь, власти Цинской империи бесплатно передавали «Обществу КВЖД» земли, необходимые для строительства, эксплуатации и охраны дороги. Предприятие было освобождено не только от контроля со стороны китайского правительства, но также от ряда местных налогов и пошлин.
Состав управления КВЖД утверждался министром финансов России. Для обеспечения безопасности магистрали была создана специальная Охранная стража, преобразованная в дальнейшем в пограничную стражу Заамурского округа Отдельного корпуса пограничной стражи.
Основные работы по строительству КВЖД производились в 1897—1903 годах. Общая протяжённость железной дороги составила 2450 км. Было построено 92 станции и проложено девять тоннелей.
Как рассказал Виталий Захаров, помимо строительства КВЖД, Россия, развивая достигнутые в Москве соглашения, подписала в 1898 году конвенцию по аренде у Китая Порт-Артура и Дальнего, получив их в полное и исключительное пользование на 25 лет.
«В результате реализации положений Московского договора влияние России на Дальнем Востоке резко усилилось. Однако это, в свою очередь, привело к росту напряжённости в отношениях с Японией, следствием чего стала Русско-японская война», — отметил эксперт.
По словам Алексея Маслова, договор 1896 года и строительство КВЖД были выгодны обеим сторонам.
«КВЖД создала позиции для укрепления России в регионе, предоставила ей военный доступ в Маньчжурию. Россия усилила защиту дальних рубежей. С другой стороны, она принесла пользу Китаю — оживилась торговля, возникли новые населённые пункты, учебные заведения, которые существуют до сих пор, была создана промышленная база. Если бы не неудачная для нас Русско-японская война, после которой действие договора было приостановлено, обе стороны и дальше могли бы пользоваться его выгодами», — резюмировал Маслов.
Подписано русско-китайское соглашение об аренде Россией у Китая Ляодунского п-ва с городами Порт-Артур и Дальний (сроком на 25 лет). КВЖД
15.03.1898 (28.03). – Подписано русско-китайское соглашение об аренде Россией у Китая Ляодунского п-ва с городами Порт-Артур и Дальний (сроком на 25 лет)
Порт-Артур, КВЖД, «Русский Харбин»
Этот портовый город был сооружен для китайцев немецкими инженерами в 1884 г. на месте китайского рыбацкого поселка Люйшунь. Английское название Порт Артур дали ему англичане в связи с тем, что там чинился корабль английского лейтенанта Уильяма К. Артура. Это название позже было принято в России и в других европейских странах. Строительство военно-морской базы там было начато Китаем. В 1894 г. в ходе этот район заняла Япония, но под давлением России, Германии и Франции Япония вскоре была вынуждена вернуть залив китайцам.
В те годы Англия, Франция и Германия соперничали друг с другом в хищном дележе слабого Китая, что все больше затрагивало стратегические интересы России на Дальнем востоке и его безопасность. Китай обратился к России за помощью. В ноябре 1897 г. на заседании российского правительства обсуждалась записка графа Муравьева (министра иностранных дел) с предложением занять незамерзающий Порт-Артур – пользуясь в качестве удобного предлога тем, что немцы незадолго до того заняли китайский порт Циндао. С.Ю. Витте выразил несогласие: после российско-китайских секретных договоров об обороне, в которых мы «обязались защищать Китай от всяких поползновений Японии занять какую-либо часть китайской территории. после всего этого подобного рода захват явился бы мерою возмутительною и в высокой степени коварною. Мера эта является опасною. возбудит Китай и из страны крайне к нам расположенной и дружественной сделает страну нас ненавидящую, вследствие нашего коварства».
Тем не менее Император Николай II решил, что с Китаем можно взаимовыгодно договориться об аренде порта в целях взаимной обороны, не посягая на отторжение полуострова. 15 марта 1898 г. в Пекине было подписано Русско-китайское соглашение о передаче Порт-Артура вместе с прилегающим Ляодунским (Квантунским) полуостровом в аренду на 25 лет России. Указывалось, что аренда не нарушит суверенных прав Китая на эту территорию. Были даны щедрые отступные (взятки) китайским чиновникам и в Порт-Артуре, чтобы они не чувствовали себя обиженными при вынужденном уходе. Потому обе стороны сочли соглашение взаимовыгодным. Этим для России была решена проблема незамерзающей военно-морской базы на Тихом океане, что было настоятельной необходимостью в грозившем военном противостоянии с Японией и ее закулисными союзниками: Англией и США.
Тем самым Россия и все более слабеющий Китай стали открытыми союзниками в тлеющем дальневосточном конфликте. В результате этого соглашения Китай смог заявить европейским колониальным державам, что более не допустит захвата ими новых территорий. Доступ их военным судам на полуостров был запрещен. Правда и подозрения против России в Китае сеялись и время от времени вспыхивали из-за быстрой русской колонизации этой пустовавшей земли.
В декабре 1897 г. русская эскадра вошла в Порт-Артур. Строительство крепости было начато в 1901 г. и к началу Русско-японской войны было выполнено около 20 % общего объема работ. В порту базировалась 1-я Тихоокеанская эскадра адмирала Старка (7 броненосцев, 9 крейсеров, 24 миноносца, 4 канонерские лодки и другие суда). В крепости был расквартирован Порт-Артурский крепостной пехотный полк в составе 4 батальонов из войск Европейской России.
Ляодунский (Квантунский) полуостров с прилегающими островами позднее составил Квантунскую область и в 1903 г. вместе с Приамурским генерал-губернаторством вошел в состав Дальневосточного наместничества. Статистические данные на 1903 г.: 42065 жителей, из них 13585 военнослужащих, 4297 женщин, 3455 детей; русских подданных 17709, китайских 23394, японцев 678, различных европейцев 246. Жилых домов 3263. Кирпичные и известковые заводы, спиртоочистительная и табачная фабрики, отделение Русско-Китайского банка, типография, газета «Новый край».
Для транспортного обезпечения края в 1897–1903 гг. Россией была построена Китайско-Восточная железная дорога (КВЖД) как южная ветка Великого Сибирского пути, соединявшая Читу с Владивостоком и Порт-Артуром. КВЖД была построена по договору с Китаем, но была российской собственностью и обслуживалась русскими подданными на всем ее протяжении (это были десятки тысяч человек оседлого населения), что фактически вело к русской колонизации Манчжурии, где возникло русское «государство в государстве». В административном центре КВЖД городе Харбине, основанном русскими в 1898 г. на реке Сунгари, в 1903 г. жило 16 тысяч русских подданных, составлявших высший культурно-административный слой, и 28 тысяч китайцев. (Столь стремительная русская колонизация вызывала опасения у китайского правительства, доходившие до бытовых и политических эксцессов, – какая ирония судьбы, если посмотреть на российский Дальний Восток в наши дни конца ХХ века. )
Свято-Алексеевский Собор в Харбине (1935 г.)
После революции 1917 г. и гражданской войны КВЖД с Харбином, пополнившись десятками тысяч беженцев, превратились в одну из наиболее заметных русских эмигрантских колоний со своей автономной административной инфраструктурой (в Харбине, например, имелись свое епархиальное управление и Русская духовная миссия, 22 храма, построенных в основном эмигрантами; свои военизированные охранные части и казачьи станицы, множество профессиональных и политических объединений, больницы, детские приюты и дома милосердия, оперный и драматический театры, десятки газет и издательств, шесть русских вузов: Юридический факультет, Политехнический институт, Институт восточных и коммерческих наук, Педагогический институт, Высшая богословская школа, Высшая медицинская школа; в 1934 г. был создан Институт Св. Владиміра, объединивший богословский, восточно-экономический и вновь созданный политехнический факультеты).
В послереволюционный период статус КВЖД несколько раз менялся. Сначала территория вдоль КВЖД оказалась под контролем китайцев. 31 мая 1924 г. СССР и Китай подписали соглашение об отказе СССР от «специальных прав и привилегий», после чего были ликвидированы российские концессии в Харбине, Тяньцзине и Ханькоу при обязательстве китайского правительства не передавать эти права и привилегии третьей державе. КВЖД оставалась под управлением и обслуживанием советской стороны. 30 марта 1926 г. главнокомандующий китайскими войсками в Харбине расформировал все выборные органы русского общественного самоуправления, взамен которых был образован Временный комитет, в состав которого вошли только китайцы. В июле 1929 г. китайские войска захватили КВЖД, арестовали свыше 200 советских служащих дороги и 35 из них депортировали в СССР. В ноябре 1929 г. советские войска провели операцию по восстановлению контроля над КВЖД.
В сентябре 1931 г. Харбин заняли японские войска и включили его в состав государства Маньчжоу-Го. 23 марта 1935 г. было подписано соглашение с СССР о продаже КВЖД правительству Маньчжоу-го. Но русская колония продолжала безпрепятственно существовать и под японской властью. Русский Харбин был примечательным понятием в истории Русского зарубежья и прекратил свое существование лишь с установлением коммунистического режима в Китае в конце 1940-х гг.
В августе 1945 г. советская армия взяла Порт-Артур и вернула КВЖД под контроль СССР. Как и на всех таких «освобожденных» красной армией территориях, там были устроены массовые репрессии против русских эмигрантов, многие были депортированы в советские лагеря, активные деятели расстреляны (как атаман Семенов и Родзаевский). Часть их смогла бежать в Шанхай, где тоже возникла большая русская колония, а после захвата власти коммунистами ‒ эмигрировать в Австралию и Америку.
Однако 14 февраля 1950 г. в Москве состоялось подписание Договора о дружбе, союзе и взаимной помощи между СССР и КНР, при этом КВЖД, Порт-Артур и Дальний были Сталиным безвозмездно переданы «братскому» Китаю.