договор займа между физическими лицами претензионный порядок

Справочная информация: «Обязательный претензионный, досудебный порядок урегулирования спора, предусмотренный федеральными законами» (Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ ПРЕТЕНЗИОННЫЙ, ДОСУДЕБНЫЙ ПОРЯДОК

УРЕГУЛИРОВАНИЯ СПОРА, ПРЕДУСМОТРЕННЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫМИ ЗАКОНАМИ

Претензионный или иной досудебный порядок урегулирования спора является обязательным в случаях, предусмотренных законом или договором (ч. 5 ст. 4 АПК РФ, п. 3 ст. 132 ГПК РФ, ч. 3 ст. 4 КАС РФ).

Досудебный порядок соблюдать не требуется, если рассматриваются дела:

— об установлении фактов, имеющих юридическое значение (гл. 27 АПК РФ);

— о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок (гл. 27.1 АПК РФ);

— о несостоятельности (банкротстве) (гл. 28 АПК РФ);

— по корпоративным спорам (гл. 28.1 АПК РФ);

— о защите прав и законных интересов группы лиц (гл. 28.2 АПК РФ);

— приказного производства (гл. 29.1 АПК РФ);

— связанные с выполнением арбитражными судами функций содействия и контроля в отношении третейских судов (гл. 30 АПК РФ);

— о признании и приведении в исполнение решений иностранных судов и иностранных арбитражных решений (гл. 31 АПК РФ),

а также при обращении в арбитражный суд прокурора, государственных органов, органов местного самоуправления в защиту публичных интересов, прав и законных интересов организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (ст. 52, ст. 53 АПК РФ).

Также см. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 22.06.2021 N 18 «О некоторых вопросах досудебного урегулирования споров, рассматриваемых в порядке гражданского и арбитражного судопроизводства» и Обзор практики применения арбитражными судами положений процессуального законодательства об обязательном досудебном порядке урегулирования спора, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 22.07.2020.

Источник

ВС объяснил, когда не нужен досудебный порядок

договор займа между физическими лицами претензионный порядок. Смотреть фото договор займа между физическими лицами претензионный порядок. Смотреть картинку договор займа между физическими лицами претензионный порядок. Картинка про договор займа между физическими лицами претензионный порядок. Фото договор займа между физическими лицами претензионный порядок

Вернуть долг оказалось непросто

В 2015 году Татьяна Шепелева* взяла в долг у своих знакомых 450 000 руб. 250 000 руб. ей одолжила Ольга Монархова* под 3% в месяц, а ещё 200 000 руб. дал Сергей Монархов* – её супруг. Деньги передавались под расписки, где стороны не указывали срок возврата средств.

В дальнейшем Монархова выкупила у своего мужа права требования к Шепелевой, став её единственным кредитором по этим двум займам. К 2017 году должница вернула лишь 110 000 из 450 000 руб. При этом на протяжении двух лет заимодавец не раз просила отдать ей всю сумму: она неоднократно говорила об этом по телефону и устно при свидетелях, когда виделась с Шепелевой.

Но Шепелева игнорировала такие обращения. Тогда Монархова решила вернуть оставшиеся деньги в судебном порядке. Летом 2017 года она потребовала взыскать с должницы 340 000 руб. основного долга и 321 900 руб. процентов. Через два месяца после подачи иска кредитор дополнительно отправила ответчице письмо с просьбой вернуть деньги, но никаких средств так и не получила.

Само дело рассмотрели лишь весной 2018 года. Сургутский городской суд отказал истице, сославшись на то, что заявительница до обращения в суд не направила письменное требование о возврате денег. Учитывая это обстоятельство, у Монарховой на момент подачи иска не возникло права требовать займа и процентов по нему. Апелляция оставила такое решение без изменений и дополнительно подчеркнула, что деньги давались ответчице до востребования, а истица не доказала, что просила вернуть эти средства до обращения в суд (дело № 33-5195/2018).

Монархова не согласилась с такими выводами и обжаловала акты нижестоящих инстанций в Верховном суде. ВС пояснил, что действующее законодательство не обязывает заимодавца в подобной ситуации направлять заёмщику требование о возврате денег до обращения в суд. Судьи ВС пояснили, что не предусмотрен досудебный порядок для споров, вытекающих из заёмных правоотношений между гражданами. Таким образом, сам факт подачи иска кредитором уже является требованием о возврате долга по договорам займа, подчеркнула судебная коллегия по гражданским делам ВС (дело № 69-КГ19-11).

Учитывая перечисленные обстоятельства, тройка судей под председательством Андрея Марьина отменила все акты нижестоящих инстанций и отправила дело на новое рассмотрение обратно в апелляцию (прим. ред. – пока ещё не рассмотрено).

Эксперты «Право.ru»: «Заимодавец поступил плохо, но вовсе не критично»

договор займа между физическими лицами претензионный порядок. Смотреть фото договор займа между физическими лицами претензионный порядок. Смотреть картинку договор займа между физическими лицами претензионный порядок. Картинка про договор займа между физическими лицами претензионный порядок. Фото договор займа между физическими лицами претензионный порядок

Я согласен с подходом ВС. Суд откинул лишний формализм и посмотрел на суть спора. Да, это плохо, что перед обращением в суд заимодавец не направила требование о возврате займа. Плохо, но вовсе не критично, потому что по существу ничего не изменилось. Подача иска о взыскании задолженности по договору займа совершенно явно показывает волю заимодавца забрать свои деньги.

Что не так с досудебным порядком

Если говорить об обязательном досудебном порядке, то с ним сейчас происходит сплошная «профанация», возмущается Шефас. По его словам, норма работает лишь как ещё одно формальное основание для суда или ответчика, чтобы, оставив исковое заявление без рассмотрения, уклониться от разрешения спора по существу: «При этом забывается, что досудебный порядок нужен сторонам, а не суду. Если стороны хотят договориться, то они сделают это без каких-либо публичных предписаний».

Источник

Претензионный порядок по договору займа

договор займа между физическими лицами претензионный порядок. Смотреть фото договор займа между физическими лицами претензионный порядок. Смотреть картинку договор займа между физическими лицами претензионный порядок. Картинка про договор займа между физическими лицами претензионный порядок. Фото договор займа между физическими лицами претензионный порядок

Договор займа: общая характеристика

До перехода к рассмотрению претензионного порядка по договору займа приведем характерисику такого вида соглашений. Также затронем вопросы значения претензий с позиций процессуального права.

Под договором займа, согласно п. 1 ст. 807 Гражданского кодекса РФ (далее — ГК РФ), понимается соглашение между заимодавцем и заемщиком, по которому первый передает или обязуется передать второму деньги, ценные бумаги или имущество, определенное родовыми признаками, а второй должен будет вернуть такое же количество денег, ценных бумаг или имущества в последующем.

Важно! Момент заключения договора займа зависит от того, кто является заимодавцем — организация или физлицо. Если заимодавец — физлицо, то договор займа считается реальным: заключенным только с того момента, как гражданин передал заем заемщику или лицу, которое указал заемщик (п. 1 ст. 807 ГК РФ).

Правовые отношения, связанные с договором займа, урегулированы § 1 гл. 42 ГК РФ, в котором, в частности, обозначены правила, касающиеся:

Претензия: понятие и общие положения

Претензия ― требование об устранении нарушения прав одной из стороны договора, направленное в адрес второй. В нашем случае речь, как правило, идет о требовании, предъявляемом кредитором должнику.

Как составить претензию

Претензия по договору займа, как и по любому другому, составляется в свободной форме, однако есть ряд обязательных реквизитов. Так, в претензии следует указать:

Претензия вручается должнику под подпись (с отметкой на втором экземпляре, оставляемом у кредитора) или направляется по почте способом, позволяющим в дальнейшем при необходимости подтвердить направление претензии (заказное письмо с уведомлением о вручении, ценное письмо с описью вложения.

При отправлении претензии почтой России рекомендуем выбрать ценное письмо с описью вложения ― в противном случае доказать, что контрагенту направлялась именно претензия будет непросто.

Поскольку претензия не всегда приводит к желаемому для кредитора результату, следует учитывать, насколько направление претензии обязательно с позиции последующего судебного разбирательства, о чем будет рассказано в следующих разделах статьи.

Рекомендуем ознакомиться с интересной статьей от «КонсультантПлюс» о том, нужно ли предъявлять претензию при досрочном истребовании денег по договору займа. Если у вас еще нет доступа к системе, вы можете получить его на 2 дня бесплатно. Или закажите актуальный прайс-лист, чтобы приобрести постоянный доступ.

Претензия по договору займа между физическими лицами

Порядок составления и отправки претензии по договору займа, заключенному между физическими лицами точно такой же, как и в случае, когда сторонами договора являются организации.

Однако, если получатель претензии ― физическое лицо, вероятность уклонения от ее получения выше. Поэтому в такой ситуации рекомендуем пользоваться услугами почты России: даже если адресат не получит претензию, несмотря на ее своевременную доставку почтой, претензионный порядок будет считаться соблюденным.

Позиция судов по этому вопросу однозначна: в случаях уклонения адресата от получения почтовой корреспонденции несмотря на ее своевременную доставку, ответственность ложится на получателя (см., например, апелляционное определение Московского городского суда от 10.02.2020 по делу № 33-5396/2020.

Кроме того, по договорам займа обязательный претензионный (досудебный) порядок урегулирования споров не установлен. Так что неполучение адресатом претензии не помешает кредитору обратиться в суд за защитой своих прав.

Важно: поскольку до 25.10.2019 закон позволял устанавливать обязательный претензионный порядок урегулирования спора в самом договоре займа. Поэтому, если договор заключен до этой даты, обязательно проверьте наличие в договоре такого условия.

Если такое условие есть, претензию придется направлять в обязательном порядке. В противном случае суд не примет исковое заявление.

Внимание: если граждане являются индивидуальными предпринимателями, и их спор связан с предпринимательской деятельностью, то значение претензии по договору займа будет определяться исходя из норм АПК РФ. А они требуют обязательного направления претензии по денежным обязательствам.

В судебной практике относительно претензионного порядка по спорам между физлицами по договору займа отмечается, в частности, следующее:

Претензионный порядок по договору займа в гражданском процессе

В соответствии с абз. 7 ст. 132 Гражданского процессуального кодекса РФ (далее — ГПК РФ) к иску в суд необходимо приложить доказательства того, что был соблюден претензионный порядок. Это требуется, если порядок установлен федеральным законодательством. В отношении займа такого закона нет.

Ранее обязательный претензионный порядок мог быть закреплен в любом виде соглашения, включая сам договор займа. Однако эта норма отменена с 25.10.2019

О медиации как альтернативной процедуре разрешения споров читайте в наших статьях:

Претензионный порядок по договору займа в арбитражном процессе

Правила Арбитражного процессуального кодекса РФ (далее — АПК РФ) о необходимости соблюдения досудебного претензионного порядка несколько отличаются от указанных в ГПК РФ.

В ч. 5 ст. 4 АПК РФ о праве на обращение в арбитраж установлены, в частности, следующие правила, касающиеся досудебного претензионного урегулирования ситуаций:

Подробнее о претензионном порядке в арбитраже:

Образец претензии по договору займа

У нас вы можете скачать образец претензии по договору займа, актуальный на 2021 год:

О вариантах ответа на претензию можно прочитать, например, в нашей статье «Образец ответа на претензию о возмещении ущерба».

При принятии решения о направлении претензии по договору займа, ее составлении и направлении необходимо учитывать, в частности, следующие нюансы, выявленные в судебной практике:

Досудебная претензия по договору займа: отдельные нюансы

Помимо изложенного в предыдущих разделах статьи, судебная практика указывает также на следующие нюансы, связанные с досудебными претензиями по договору займа:

Варианты прекращения обязательств по договору займа

Получение претензии по ДЗ не означает, что должник может прекратить свои обязательства только надлежащим исполнением. Стороны могут согласовать и иные варианты для бесконфликтного прекращения их договорных отношений.

В частности, ГК РФ предусматривает следующие альтернативные возможности:

О новации и уступке права требования по договору займа подробнее читайте в наших материалах:

Обратите внимание: обязательства по договору займа не прекращаются смертью должника, в том числе если он являлся частным предпринимателем, они переходят к его наследникам (апелляционное определение ВС РБ от 21.11.2017 по делу № 33-23189/2017).

Итак, претензия по договору займа обязательна, если спор предполагается рассматривать в арбитражном суде. В других случаях требуется внимательно изучить договор займа, обращая внимание на сроки его заключения.

Источник

Претензионный порядок по договору займа

Нужно ли направлять досудебную претензию для того, чтобы взыскать долг по договору займа c должника-гражданина?

Исковое заявление подается в суд после соблюдения претензионного или иного досудебного порядка урегулирования спора, если такое требование предусмотрено федеральным законодательством для данной категории споров.

Согласно статьей 131 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в исковом заявлении помимо прочего должны быть указаны сведения о соблюдении досудебного порядка обращения к ответчику, если это установлено федеральным законом.

Досудебный порядок урегулирования спора

В соответствии со статьей 132 Гражданского процессуального кодекса установлено, что к исковому заявлению должны быть приложены документы, подтверждающие выполнение обязательного досудебного порядка урегулирования спора, если такой порядок установлен законом.

Судья возвращает исковое заявление в случае, если истцом не соблюден установленный федеральным законом для данной категории дел досудебный порядок урегулирования спора либо представлены документы, подтверждающие соблюдение такого порядка.

Претензионный порядок по договору займа

Действующим законодательством не предусмотрен обязательный претензионный или иной досудебный порядок урегулирования спора по взысканию задолженности по договору займа c должника-гражданина. Соблюдение претензионного порядка в данном случае не требуется.

Вместе с тем, если кредитор и должник являются индивидуальными предпринимателями и займ выдан в рамках осуществления ими предпринимательской деятельности, то в силу требований Арбитражного процессуального кодекса потребуется направить досудебную претензию.

Досудебное урегулирование споров по АПК

В соответствии с положениями Арбитражного процессуального кодекса претензионный порядок при гражданско-правовых спорах необходимо соблюдать при обращении в арбитражный суд с иском о взыскании денежных средств по требованиям, возникшим по договору займа.

Споры по договору займа могут быть переданы на разрешение арбитражного суда после принятия сторонами мер по досудебному урегулированию по истечении тридцати дней со дня направления претензии, если иные срок или порядок не установлены законом или договором.

Несоблюдение обязательного досудебного порядка

Соблюдение досудебного порядка разрешения спора проверяется арбитражным судом на стадии принятия искового заявления к производству. Если истец не приложил доказательства соблюдения такого порядка, оно подлежит оставлению без движения, а затем – возвращению.

В случае если несоблюдение истцом обязательного досудебного порядка разрешения спора по договору займа выявлено после принятия искового заявления к производству, арбитражный суд оставляет такое исковое заявление без рассмотрения.

Если вам нужен квалифицированный и опытный юрист по судебным спорам, обращайтесь в центр Кирпиков и партнеры.

Источник

Как бизнесу решить спор без суда

Что такое досудебное урегулирование спора и когда оно нужно

Когда предприниматель или компания не могут договориться с поставщиком или собственником помещения, кажется, что следующее логичное действие — идти в суд.

Но иногда подавать иск может быть бесполезно. Сначала нужно попытаться решить проблему другими способами.

Гендиректор Андрей скачал из интернета образец иска, заполнил его, приложил копии договора и платежки, поехал в суд. Там все документы приняли, и Андрей стал ждать, когда назначат заседание. Но вместо этого из суда пришел документ — иск оставлен без движения, то есть судья откладывает дело. Причина — несоблюдение обязательного досудебного порядка урегулирования спора. Все потому, что компания должна была попытаться решить спор самостоятельно перед тем, как идти в суд.

Расскажу, что нужно было сделать, почему звонка бухгалтера недостаточно, и когда еще нужно соблюдать досудебный порядок.

В чем суть обязательного досудебного порядка

Обычно если ИП или компания недовольны работой контрагента, это сразу дают понять — сотрудник звонит контрагенту или отправляет ему письмо, объясняет сложившуюся ситуацию. Стороны обсуждают проблему, договариваются, как ее решить. Чаще всего все заканчивается спокойно и до суда дело не доходит.

Если проблема не решается, стороны могут пригласить посредника — медиатора — и провести переговоры в его присутствии. Если есть письменная договоренность, можно также обратиться в третейский суд — негосударственный коммерческий суд, который разрешает экономические споры между организациями или между организациями и гражданами. Официально третейские суды не входят в судебную систему России, но их решения имеют юридическую силу — как решения арбитражных судов.

Переговоры, переписка, медиация — все это внесудебные способы решить спор, проводить их или нет, каждая компания или ИП решают сами.

Но есть случаи, когда организации, ИП и даже граждане до подачи иска обязаны попытаться решить разногласия мирным путем — если действует обязательный досудебный порядок урегулирования споров.

Обязательный досудебный порядок устанавливается законом, а для некоторых споров — и договором, игнорировать его нельзя. Если у суда не будет письменных доказательств того, что истец пытался найти компромисс с ответчиком, иск не будут рассматривать и вернут.

В отношении бизнеса это выглядит так. Сторона, которая считает, что контрагент не исполнил или плохо исполнил свои обязательства, обязана сообщить ему об этом, чтобы тот исправился. Для этого она направляет документ, в котором говорит примерно следующее: «Мы недовольны, потому что вы допустили такие-то недочеты. Требуем их устранить в эти сроки либо расторгнуть договор и возместить убытки, иначе будем обращаться в суд».

Чаще всего такой документ называется претензией. Его можно назвать требованием или предложением, но смысл от этого не меняется — в этом документе одна сторона предъявляет другой обоснованные претензии. Кстати, именно поэтому обязательный досудебный порядок часто называют претензионным порядком.

Если контрагент не отреагирует в установленный срок на претензию, то отправитель может обращаться в суд.

Как победить выгорание

Для кого установлен обязательный досудебный порядок

Досудебное урегулирование используют для самых распространенных видов споров, которые бывают между ИП, организациями, с участием граждан и госорганов.

Споры, где одна из сторон — обычный человек. Досудебный порядок в этой сфере обязателен, только если о нем указано в законе. Даже если в договоре прописано, что перед обращением в суд нужно направлять претензию, но по закону такого требования нет, то одна из сторон может сразу идти в суд — без предварительной отправки претензии.

Обязательный досудебный порядок для гражданских споров действует, например, в туризме. Турист, который хочет судиться с туроператором за испорченный отдых или с авиакомпанией за потерянный багаж, должен сначала направить претензию.

На претензии адресаты должны отреагировать в сроки, которые установлены для них в законе. Например, туроператоры обязаны ответить в течение 10 календарных дней, а авиаперевозчики — в течение 30 календарных дней.

Споры между организациями и/или индивидуальными предпринимателями. Обязательный досудебный порядок для бизнеса может быть установлен как законом, так и договором. То есть стороны могут договориться, что в случае разногласий они сначала попытаются решить их сами на уровне «претензия — ответ на нее» или обратятся к медиатору и только потом пойдут в суд.

По закону досудебную претензию нужно направлять, например:

Споры, где ответчик — госорган. Досудебный порядок для таких споров обязателен в двух случаях:

Акты налоговой инспекции нужно сначала обжаловать в вышестоящей инстанции — в Управлении налоговой службы по конкретному региону, и если управление не отменило решение ИФНС, обращаться в суд.

Как написать о досудебном порядке в договоре

В предпринимательской сфере досудебный претензионный порядок часто прописывают в договоре по своей инициативе. Это возможность решить потенциальные разногласия без похода в суд, сэкономив тем самым время, силы и деньги.

Если предприниматели взяли на себя обязательство соблюдать досудебный порядок, то они должны его исполнять. Судья не станет рассматривать спор, если истец не выполнил досудебный порядок, хотя по договору должен был.

Как составить досудебную претензию

Претензию составляют в письменном виде. Утвержденной формы нет, как правило, в досудебной претензии нужно описать суть проблемы и что-то потребовать от адресата.

Вот что стоит включить в претензию.

Шапка документа. В правом верхнем углу укажите, кому адресована претензия:

Адресовать претензию нужно тому, кто указан в договоре как ваш контрагент, и кто потом будет указан в качестве ответчика в иске. Если направить претензию не тому лицу, обязательный досудебный порядок не будет соблюден.

Описание претензии. Она начинается сразу после названия документа, то есть после слова «претензия». В ней нужно указать:

Требование. После того как описали суть своего недовольства, укажите, что хотите получить от контрагента. То есть какие действия и в какой последовательности, если она есть, контрагент должен совершить. Можно заявить на выбор:

Указывайте именно те требования, с которыми вы потом пойдете в суд, если контрагент не отреагирует на претензию.

Расчет неустойки. Если вам не возвращают деньги, то после перечисления требований укажите сумму долга, ее расчет, а также сумму неустойки или процентов, если будете их взыскивать.

Заключительная часть. В конце претензии укажите срок для выполнения ваших требований, — конкретную дату или период.

Претензию от организации должен подписать ее руководитель либо лицо, уполномоченное доверенностью.

Образец досудебной претензииPDF, 66,2 КБ

Как правильно направить претензию контрагенту

Претензию нужно направить так, чтобы у отправителя на руках остались документы, которые подтвердят факты отправки и доставки претензии. Например, почтовая квитанция и опись вложения, уведомление о вручении, распечатка уведомления о доставке электронного письма, копия претензии с подписью получателя.

Эти документы потом нужно будет приложить к иску, чтобы доказать соблюдение обязательного досудебного порядка. Если к иску приложить лишь копию претензии без доказательств, что она была получена ответчиком, то суд не станет браться за рассмотрение иска, а потом и вовсе вернет его обратно.

Претензию надо отправить на один из адресов, указанный в договоре. Если в договоре указан исключительный адрес для отправки юридически значимых сообщений, то претензию нужно отправлять туда.

Если в договоре есть только юридический адрес контрагента, тот, что значится в ЕГРЮЛ, претензию можно направить и на него. По закону она считается полученной, даже если фактически контрагент по этому адресу не находится и уведомление о вручении письма вернулось к вам с пометкой «адресат не найден». Главное, что вы свою обязанность выполнили, и у вас есть тому подтверждение.

Отправить претензию на электронную почту контрагента можно, только если в договоре прямо сказано, что такой способ отправки претензии допустим. Если же в договоре будет упоминаться просто электронная переписка, без конкретики, что по имейлу можно направлять и претензию, тогда ее нужно отправить на бумаге.

В какой срок нужно направлять досудебную претензию. По общему правилу в срок, установленный в конкретном законе или договоре.

Например, по закону претензию туроператору нужно направлять в течение 20 календарных дней со дня возвращения из поездки.

Претензии к железнодорожному перевозчику, например, за утрату багажа или груза, предъявляют в течение шести месяцев. Если нарушить этот срок, перевозчик будет рассматривать претензию, только если сочтет, что причина пропуска уважительная.

Претензию о несоответствиях и недостатках, выявленных при приемке товара, получатель должен направить поставщику в тот же день или на следующий день после обнаружения недостатков.

Если в законе или договоре срока для предъявления претензии нет, значит, ее можно предъявить в течение трех лет.

Сколько нужно ждать ответа на претензию

Срок для ответа на претензию обычно установлен в законе. Самый распространенный — 30 календарных дней. Столько надо выждать после отправки претензии, например:

Если в законе срока для ответа на претензию нет, то срок прописывают в договоре либо указывают в самой претензии. Срок можно установить любой, обычно пишут от 10 до 30 календарных дней.

Пока вы не получите ответ на претензию или не истечет срок, установленный для ответа, обращаться в суд бесполезно, иск рассматривать не будут.

Если ни в законе, ни в договоре, ни в самой претензии не указан срок для ответа, то выжидать нужно так называемый разумный срок. Что это за разумный срок, нигде не прописано. Суд будет определять разумность срока в каждом конкретном случае с учетом обстоятельств дела. То есть разумным может оказаться срок как в несколько дней, так и в несколько недель. Поэтому я рекомендую все же прописывать сроки в претензии.

Получатель претензии должен ответить на нее, только если это указано в законе. Например, такая обязанность есть у грузоперевозчиков или туроператоров. Если такой обязанности по закону нет, получатель может не отвечать. Например, контрагент, который по договору должен денег фирме, не обязан отвечать или выполнять требования из претензии. Но компания обязана направить ему документ перед тем, как идти в суд.

Как пояснил Верховный суд, если ответ на претензию не поступил в течение 30 календарных дней либо срока, прописанного в договоре, можно считать, что контрагент отказался выполнять требования.

Считается, что отказ от контрагента поступил на 30-й день либо в последний день договорного срока.

К слову, если контрагент не ответит на вашу претензию в срок, потом, при разбирательстве, суд возложит на него все судебные расходы независимо от исхода дела. Речь о госпошлине и других издержках, например об оплате услуг юриста, нанятого для ведения дела.

Если истец должен был направить претензию, но не сделал этого, суд по закону:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *