Духовное воспитание молодежи через привлечение к организации благотворительных акций

Духовное воспитание молодежи через привлечение к организации благотворительных акций

ПОТЕНЦИАЛ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ

Благотворительность – социально ориентированная, добровольная, бескорыстная деятельность, в основе которой лежат нравственные ценности альтруизма, коллективизма и сострадания, содержит значительный потенциал духовно-нравственного воспитания молодежи. В таком качестве она является, с одной стороны, эффективным средством воспитания и самореализации личности, с другой – средством решения актуальных социальных и личностных проблем.

Благотворительность как нравственная задача выражается не просто в готовности поделиться, отдать, но и в готовности вырваться из ограниченности собственного эгоизма. Только бескорыстия, только самоотверженности недостаточно – необходимы понимание, сочувствие, солидарность, чтобы практически воплотить заповедь любви. Милосердие требует не только щедрости, но и духовной чуткости, и нравственной зрелости, и человеку надо самому возвыситься до добра, искоренить в себе зло, чтобы суметь другому сделать добро.

Проблема формирования духовного мира человека, утверждения нравственных ценностей всегда имела важное социально-педагогическое значение и вызывала непреходящий научный интерес, что отражено в различных социально-гуманитарных концепциях, школах и направлениях и является центральным предметом философско-культурологической, социологической, психологической и педагогической мысли. Духовно-нравственное воспитание есть сфера духовного производства, в результате которого происходит внутреннее осмысление общечеловеческих цен­ностей, раскрытие способностей и сущностных сил человека, самоопределение и саморазвитие личности.

Значительные ценностные ресурсы нравственного воспитания молодежи содержит социально-культурная деятельность, и, прежде всего, такое ее важнейшее направление как благотворительность. Благотворительность выступает в последние годы средством самореализации личности и способом решения актуальных социальных проблем. Участие в благотворительной деятельности способствует обретению нравственного здоровья человека и общества в целом, становлению высоко морального и социально ответственного гра­жданина. Поддержка благотворительности особенно актуальна в кризисные периоды развития общества, когда благотворительная деятельность становится способом самореализации личности, средством сохранения душевного здоровья, условием выживания для социально ослабленных групп населения. Однако на фоне количественного и качественно развития института благотворительности усиливаются негативные тенденции, обу­словленные общей коммерциализацией досуга, что ведет к снижению вос­питательного потенциала данного социально-культурного явления, выхо­лащиванию его альтруистической сущности.

В своем историческом раз­витии благотворительность приобретала различные формы – от милосты­ни и общественного призрения до организованной системы социальной защиты, сочетающейся с различными видами общественной и частной благотворительности. Однако практически неизменными на всех этапах развития данного явления остаются стержневые мотивы благотворитель­ности: сострадание, человеколюбие, искупление греха, социальный пре­стиж и признание. Благотворительность имеет глубокие исторические традиции и корни в российской культуре. Исторически устойчивыми и наиболее распространенными сферами российской благотворительности были помощь бедным, поддержка религии и распространение образования.

В 1796 г. супруга Павла I императрица Мария Федоровна приняла под свое покровительство и заведование Воспитательное общество благородных девиц, а затем все воспитательные дома и аналогичные учреждения. Императрицей Марией Федоровной были созданы школы для глухонемых и слепых детей, а детские приюты воспитывали детей-сирот обоего пола, давая им религиозно-нравственное воспитание и первоначальное образование.

Начиная с 1861 года, в России отмечается громадный рост числа благотворительных обществ и учреждений. И уже к началу 20 века в России существовала довольно разветвленная сеть благотворительных обществ и учреждений, которые оказывали разнообразную помощь бедным. Это были дома милосердия, вдовьи дома, сиротские и детские приюты, дешевые столовые, учебные мастерские, торговые школы, технические училища.

При создании воспитательных и образовательных благотворительных учреждений для детей нищих и сирот ставились задачи воспитательного и нравственного воздействия на подопечных, т.к. воздействие на личность и коррекция ее поведения являются созданием условий для получения образования и профессиональной квалификации, повышения просветительного потенциала общества. В благотворительной помощи детям бедных и детям-сиротам наблюдается постоянная тенденция использования просветительских и педагогических методов в их образовании и воспитании. Подтверждением этому является открытие многочисленных частных школ для народа во второй половине 19 – начале 20 века. Это делали на частные средства не только богатые образованные дворяне-филантропы, но и многочисленные городские и земские просветительные и благотворительные общества. Образованию в таких школах отводилась различная роль: от политического воздействия на народ с целью дальнейшего радикального изменения социальной действительности до противоположных целей – воспитания верноподданических чувств и религиозной нравственности, либо простого аполитичного обучения элементарной профессии и первоначальной грамотности, при этом, однако, не исключалась возможность таким путем изменить к лучшему социальную действительность.

Огромную благотворительную помощь детям-сиротам в России оказывали представители купеческого сословия. Капиталист-промышленник был заинтересован в высококвалифицированном персонале, способным овладеть новым оборудованием, приемами ведения хозяйства. Заинтересованность в развитии образования (в том числе профессионального) вызывала отчисления на школы, училища, институты и университеты. Во многих компаниях подобные расходы становятся обязательными к концу прошлого века.

Так в Москве на деньги купечества были открыты Коммерческий институт, Практическая академия, Техническое училище им. Комиссарова, мещанские и ремесленные училища, десятки сельскохозяйственных школ.

Благотворительность как явление духовное, имеющее в России глубокие культурно-исторические корни, не могло прерваться после глобальных политических событий 1917 года. Несмотря на тотальную экспансию государства во все сферы жизни, а порой и прямой запрет, люди объединялись и находили силы и возможности помогать тем, кому трудно. Государство поощряло «организованную» благотворительность (шефство, тимуровское движение, студенческие отряды безвозмездного труда), существовали Добровольные общества и Фонды.

Современное российское общество, переживая трудности становления рыночных отношений, пытается возродить национальные традиции благотворительности. Среди достижений современной российской благотворительности – привлечение к решению общественных проблем все большего числа людей, сближение представителей различных социальных групп и улучшение взаимопонимания между ними, мобилизация общественных ресурсов и осуществление социальных программ.

Педагогический потенциал благотворительной деятельности как средства духовно-нравственного воспитания молодежи максимально полно реализуется в рамках благотворительных общественных объединений и движений.

Источник

Духовное воспитание молодежи через привлечение к организации благотворительных акций

Охременко Любовь Владимировна, Учитель математики

Частное учреждение «Православная гимназия

Имени святителя Филофея

Духовное воспитание молодежи через привлечение к организации благотворительных акций

Как бы жизнь не летела-

Дней своих не жалей,

Ради счастья людей.

Чтобы сердце горело,

А не тлело во мгле

Тем живём на земле.

В Нагорной Проповеди от Мф 5: (14-16) Иисус сказал ученикам своим: « Вы свет мира. Не может укрыться город, стоящий на верху горы. И, зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике и светит всем в доме. Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего небесного. (Мф 5:48) Будьте совершенны, как совершен Отец ваш небесный»

Благотворительность – способность творить благо, то есть делать добро, действовать по – доброму. Благотворительностью называют главным образом добрые дела, совершаемые в пользу других людей В понимании морали благотворительность делает нас человечнее. А в обычной жизни после совершения добрых поступков у нас становится хорошо на душе. С воспитанием приходит желание помочь другому и переносится во взрослую жизнь. Мало знать, что такое благотворительность и милосердие, нужно, чтобы благотворительность, доброта и милосердие были в нашей жизни.

В любом обществе есть люди бедные, которые не могут работать, есть многодетные семьи и семьи с низким достатком, есть инвалиды и больные. Все они нуждаются в доброй и бескорыстной помощи. Любому человеку важна и приятна помощь в трудные минуты жизни.

Это правда. В нашей стране и раньше и сейчас благотворительность была всегда в почете. Во времена наших прабабушек было принято творить «тихую милостыню». В избе богатых крестьян было специальное маленькое окошко, откуда подавали нищим милостыню, чтобы не смущать их своей жалостью. К одинокой больной старушке бабушка посылала внучку и наказывала незаметно на порог положить подаяние: деньги или хлебушек и говорила: «Смотри, на глаза людям не кажись, сострадание должно быть незаметным, ради помощи другому, а не ради доброй славы о себе».

В христианской религии говорится: «Не оскудеет рука дающего» какой смысл несут в себе эти слова?Я думаю, что человек, который делает добрые дела, который отдает нуждающимся то, что имеет, он не теряет, а приобретает. Приобретает благодарные слова и пожелания здравствовать, а это дорого стоит. Тот, кто дает, не становится бедным, со временем его добрые дела возвращаются сторицей. Во все времена самой ценной отдачей и дарами считались дары духовные, такие, как чувство благодарности и любви, чувства благородства, доброты, миролюбия, терпения к окружающим, и т. д. Щедрый человек найдет всегда возможность помогать другим, добро его возвращается к нему.
Не стой в стороне равнодушно,

Когда, у кого-то беда.

Рвануться на выручку нужно

В любую минуту, всегда.

И если кому — то, поможет

Твоя доброта, улыбка твоя,

Ты счастлив, что день не напрасно был прожит,

Что годы живешь ты не зря.

Доброта непременно спасает наш мир,

Помогая расти всем на свете.

Чтобы людям гармонию вдруг обрести,

Своё сердце добром вы согрейте.

Милосердие в душах людских зажглось,

Все познают его, несомненно.

Оно светом своим озарит весь народ,

Даже если зажглось на мгновенье.

Причинами, по которым люди жертвуют или не жертвуют средства на благотворительность, занимаются социологи и сами работники благотворительных фондов. Например, исследуя возможную связь между ощущением счастья и желание помочь другим людям, выяснилась интересная статистика: чем более счастлив человек, тем охотнее он занимается благотворительностью.

Счастье, писала Елизавета Федоровна Романова, состоит не в том, чтобы жить во дворце и быть богатым, всего этого можно лишиться, настоящее счастье то, которое не люди, не события не могут похитить, ты найдешь его в жизни души и в отдании себя. Постарайся сделать счастливыми тех, кто рядом с тобой, и ты сам будешь счастлив.

Кто такая Елизавета Федоровна Романова, которая очень тонко могла пояснить понимание счастья?

Вот на таком житие воспитывается духовность детей.

Выйдя замуж за младшего брата русского императора, она переехала в Россию и получила титул великой княгини. Однако эта княгиня была какая-то очень странная, совсем не похожая на остальных придворных дам.

Уже впервые месяцы брака, проживая в Ильинском, родовом имении мужа, Елизавета была поражена крайней убогостью крестьянского быта, нищетой, отсутствием квалифицированной медицинской помощи. По ее настоянию в деревню были выписаны врачи и акушерки.

Впоследствии великая княгиня на свои деньги откроет в Москве уже целую больницу для бедных. Однажды туда привезут кухарку, получившую тяжелейшие ожоги от опрокинувшейся керосиновой печки. У больной уже развивалась гангрена, положение ее было совершенно безнадежным. И тогда дочь Людвига IV и внучка английской королевы сама взялась перевязывать ей раны. Несколько раз ей приходилось останавливаться — так велики были страдания несчастной женщины, — но, закусив губу, княгиня довела перевязку до конца. Потом ее платье еще долго будет пропитано ужасным запахом гниющего человеческого тела. В последующие дни Елизавета продолжала делать ей по две перевязки ежедневно. Произошло невероятное: больная поправилась и встала на ноги!

Это была очень странная великая княгиня. Она не особо любила придворные балы и великосветские приемы, Елисавета все свое время и силы старалась посвятить облегчению страданий вовсе незнакомых ей людей. С началом русско-японской войны Елисавета становится во главе практически всех благотворительных организаций Москвы. Все кремлевские залы княгиня превращает в швейные мастерские, где приглашенные ею работницы целыми днями готовят перевязочный материал для фронта. Лишь Тронный зал Кремля остался свободен от швейных машин и тюков с бинтами. А когда грянула Первая мировая война, Елисавета, опять же на свои деньги, организовала несколько санитарных поездов, устроила в Москве госпитали для раненых.

Через тринадцать лет она точно так же будет просить Господа помиловать пьяных красноармейцев, которые ударами прикладов скинут ее в глубокую шахту заброшенного рудника под Алапаевском. «Отче прости им, ибо не ведают, что творят». Эти слова Христа, сказанные Им на кресте, Елизавета попросила когда-то написать на памятнике своему погибшему мужу. Этими же словами она простила перед смертью и собственных убийц.

После смерти мужа Елизавета Федоровна основала в Москве на Большой Ордынской обитель и назвала её в честь библейских сестёр, принимавших Христа. Добродетельной Марфы и Боголюбивой Марии. В Евангелии есть две главные заповеди: «Возлюби Бога своего всем сердцем своим, и ближнего своего, как самого себя». И вот воплощение этих заповедей Княгиня хотела совместить в обители. Служение направленности к Богу, желание служить Христу, воплощалось в служении нуждающимся людям.

В Марфо – Мариинской обители у великой княгини Елизаветы за честь желали бывать аристократы, министры, миллионеры, но не их хозяйка окружала заботой и любовью. Ее обитель предназначалась для самых убогих и несчастных, солдат, сирот и даже уголовникам. Для них была открыта аптека и больница. Великая Княгиня не стесняясь сама шла кормила и переодевала немощных, меняла под ними судна. Здесь была школа для бедных девочек. Учили шить, готовить, а потом ещё и замуж выдавали. Дважды в неделю, без всякой охраны Елизавета Федоровна шла в опасные районы Москвы на Хитровку. И не было ни одного случая, чтобы кто то оскорбил Елизавету Федоровну. Они обожали ее и называли матушкой или Ангелом Москвы. Елизавета больше не бывала в свете, не выезжала за границу зато много ездила по святым местам России. Жила в монастырях и скитах. Разговаривала там с отшельниками. Ухаживала за больными и калеками, которые приезжали к мощам святым за помощью. Уже тогда многие говорили, что от Великой Княгини исходит какая – то удивительная чудотворная сила. Порой ее взгляда и прикосновения хватало, чтобы больным становилось на много лучше, болезнь уходила. Ее уже при жизни считали Святой.

Вдохновленные жизнедеятельностью святой Княгини, я с учащимися, их родителями приняли решение проводить благотворительные акции – ярмарки «Твори добро» в нашей Филофеевской гимназии. Сначала мы решили двумя классами приготовить поделки, выпечку. К нашей радости, все приготовленное детьми вмиг разобралось гимназистами, учителями, работниками гимназии. Каждый хотел внести частичку своего сердца для помощи больным детям «бабочкам». Атмосфера акции «Твори добро» была непередаваемой это заметно даже по фотографиям. Первая акция состоялась в декабре 2016 года.

Первый опыт удался. Решили, что проведение благотворительных акций станет еще одной традицией в нашей гимназии. До этого дети каждый год ходили на Пасху в больницу и поздравляли там людей с самым великим христианским праздником, возвещая людям, что Христос Воскрес!

Очень хорошей благотворительной традицией в гимназии есть проведение концертов к Рождеству Христову и Пасхе, которые проходят в КСЦ «Газодобытчик» для всех горожан Нового Уренгоя. Выступая, дети сами проникаются библейскими историями, а также проповедуют Евангелие для жителей города.

В декабре 2017 года акция «Твори добро» повторилась с таким же задором и успехом, что и в первый раз. Когда мы оповестили маму мальчика, которому решили собрать денежку, то она была очень растрогана нашим вниманием и заботой потому, что им никогда никто раньше не помогал.

Прочитав житие Ионна Кронштадского, который говорил “Нужно любить всякого человека: и в грехе его, и в позоре его, человек несет в себе образ Божий, и его не надо смешивать со злом, которое иногда поселяется в людях”.

Будучи молодым, священник стал обходить лачуги и землянки, знакомиться с их жителями. В некоторых землянках он обнаруживал больных, и на свои деньги покупал им лекарства. В других видел людей без одежды, обуви, и тогда отдавал им свою. Несколько раз возвращался он домой без сапог. Жена, пока еще, не привыкла к этому, встречала его удивленно. Счастливых семей, Лиза, и без нас много, а мы с тобой давай посвятим себя служению Богу. – Так сказал он ей уже в первый день супружеской жизни.

Отец Иоанн своим примером показывал какой должен быть христианин. Узнав о подвиге батюшки Иоанна, дети решили уже дважды за учебный год проводить благотворительные акции, помогать ближним.

В декабрь 2018 мы помогали девочки, которая почти все свои три годика провела в больнице, ее семья, особенно мама, была нам очень благодарна за поддержку и внимание.

Доброта нужна всем людям. И не только тем, кто находится в сложных ситуациях. Есть поговорки: «Посмотрит, рублем одарит. Словом можно излечить человека, а можно и убить». Ведь это не просто слова. В жизни так и бывает, что человека можно поддержать словесно, утешить, посочувствовать, кому то просто улыбнуться, кого то поблагодарить особенно. И это тоже есть добрые дела. А если еще начинаешь помогать людям, то это и вовсе замечательно. Оглянись вокруг, и ты можешь увидеть очень много людей, нуждающихся в твоей помощи. И не нужно думать, что совершать добрые дела это сложно. Узнав о святых ХХ века, мы должны помнить, что эти люди жили не когда то давно, а вот почти рядом. И что святости всегда есть место. Исполнена заповедь о любви к ближнему будет тогда, когда человек искренне, от сердца будет делать ближнему добро и любить своего врага, не глядя на то, как тот к нему относится.

Во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы сними (МФ. 7,12).

Список используемой литературы:

— Старец Фадей Витовницкий «Мир и радость в Духе Святом»,Москва 2014 г

— Любовь Миллер « Святая мученица Российская Великая княгиня Елизавета Федоровна»

Источник

3. Духовное воспитание молодежи через привлечение к организации благотворительных акций

Удалова Татьяна Александровна, учитель начальных классов

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №1 г.Лабытнанги

Каждый раз, когда ты можешь помочь кому-то, просто сделай это. И радуйся тому, что Бог отвечает на чьи-то молитвы через тебя.

Добродетели надо взращивать в детском сердце, и это не произойдет в один день, а надо иметь терпение и мудрость, чтобы различать, когда и какое слово сказать, на что обратить внимание и, самое главное, как самим себя вести, чтобы показывать достойный пример детям.

В образовании я работаю 24 года и хорошо знаю, что проблема духовно- нравственного воспитания подрастающего поколения наиболее актуальна в нашем развивающемся, постоянно меняющемся современном мире. К глубокому сожалению, в современном обществе происходит утрата духовно – нравственных ориентиров и ценностей. В нашем обществе в дефиците не чёрная икра, а милосердие, доброта, отзывчивость и порядочность. На сегодняшний день нравственное становление подрастающего поколения является важной составляющей развития нашего современного общества, реализующееся через систему образования.

Первостепенной задачей современной образовательной системы является духовно-нравственное развитие, воспитание и социализация обучающихся. Становление и развитие высоконравственной личности начинается с начального общего образования. Психологи установили, что именно младший школьный возраст характеризуется повышенной восприимчивостью к усвоению нравственных правил и норм. Я считаю, что одним из решений проблемы духовно-нравственного воспитания молодежи является привлечение подрастающего поколения к участию в благотворительных акциях, к волонтерской деятельности. Именно с детства закладываются простые понятия, без которых жизнь невозможна, такие понятия как доброта, милосердие, сострадание, отзывчивость, помощь нуждающемуся. В нашем образовательном учреждении ведется полноценная систематическая работа по духовно-нравственному воспитанию подрастающего поколения. В своей статье я бы хотела рассказать о развитии духовно-нравственных качеств у своих воспитанников через привлечение их к благотворительным акциям, волонтерской деятельности. Стержнем воспитания в своей работе, определяющим нравственное развитие личности в младшем школьном возрасте, я считаю формирование у детей гуманистического отношения к окружающим, добрых взаимоотношений внутри коллектива, взаимопомощь и поддержку. Педагогическим смыслом в своей воспитательной работе считаю научить детей делать правильный нравственный выбор в любой жизненной ситуации. При формировании нравственных качеств у обучающихся большую роль отвожу благотворительным акциям и волонтерской деятельности. Считаю, что нравственное воспитание невозможно без заботы об окружающем мире. Поэтому все социальные акции, проводимые в классе стали ежегодными традициями, мои воспитанники принимают активное участие в них вместе с родителями, а это особенно ценно, когда родители становятся активными участниками и помощниками благотворительных акций. С большой радостью и отзывчивостью мои воспитанники участвуют в акциях: «Посылка полная тепла», посвященная Дню пожилого человека, «Доброе сердце», помощь детям с особенностями здоровья, «День доброты», совершение спонтанных добрых поступков для окружающих, «День счастья» поделись теплом и хорошим настроением с окружающими, «Помоги братьям нашим меньшим», сбор корма для бездомных животных благотворительного фонда «Дорога домой», «Письмо водителю», «Чистый двор», «Домик для пернатых», «Аллея первоклассников», посадка деревьев на территории школы, в течение года пополняем социальные полки для нуждающихся в магазинах города. Доброй традицией в классе стала акция «Мы помним, мы гордимся!» для ветеранов и участников Великой Отечественной войны, готовим с ребятами праздничный концерт и подарки своими руками. С большим интересом и активностью ребята принимают участие в городских акциях «Педагогам с любовью», «Посылка для солдата», «Равный равному», сбор школьных принадлежностей для нуждающихся школьников.

Приобщая детей к благотворительности, мы повышаем уровень духовно- нравственных представлений, способствуем формированию своей «Я–концепции» и мировоззрения, помогаем устанавливать новые способы социального взаимодействия с миром взрослых. Добровольческая деятельность развивает эмоциональную и чувственную сферы личности, помогает стать успешным не только в учебной деятельности, но и в дальнейшем в жизни современного общества. Воплощая в жизнь первые добрые дела, наблюдала за своими воспитанниками, ребята осознавали свою ответственность, получали внутреннее удовлетворение и радость от своей работы, у них повышалась самооценка, уверенность в себе. А сколько радости и счастья было в глазах ребят, когда неожиданно для всех в класс пришла одинокая бабушка с пакетом конфет и со слезами на глазах благодарила ребят, за то, что они не забывают о ней и каждый год поздравляют в День пожилого человека. Я пришла к твердому убеждению, к добрым делам, благотворительной и волонтерской деятельности надо приобщать наших детей с малых лет. Участие в социальных акциях создает условия для творческой самореализации личности, позволяет проявить способности в разных сферах деятельности. А самое главное, дети осознают пользу от своей деятельности, осознают себя частью природы, частью социума, частью окружающего мира, частью культуры, получают радость от помощи другим и приобретают первый практический социальный опыт. И я уверена, когда мои воспитанники вырастут, они обязательно будут совершать добрые дела, помогать нуждающимся, ведь то, что заложено в детстве, остается с нами навсегда.

1.Ахновская С. М., Савина Н. И. Воспитание отзывчивости в контексте концепции организации волонтерского движения // Концепции и практические подходы в работе добровольцев и волонтеров: XVIII межрег. научно-практ. конф. (Старый Оскол, 27 марта 2018).

2. Киселева Н. А., Смирнова Т. В. Организация волонтерской деятельности в дошкольной образовательной организации // Молодой ученый, 2016. № 12–6 (116). — С. 43–47.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *