Э шиллз рассматривал общество как такое объединение людей которое
Социология. Конспект лекций (26 стр.)
5.9. Личность и общество в переходный период
Как свидетельствуют происходящие в России события, глубокая трансформация общества, связанная с переходом от тоталитаризма к демократии, от жестко централизованной системы управления экономикой к рыночным механизмам хозяйствования, предполагает усвоение новых знаний, идей, ценностных идеалов, норм, социальных установок, образцов и моделей поведения. Это ставит перед многими людьми задачи, решение которых не предусматривалось ни прежней системой воспитания и образования, ни всем образом прошлой жизни.
Как показывают социологические и социально-психологические исследования, в условиях советского общества сложился социальный тип личности (homo soveticus), набор качеств которой включал среди прочих и такие черты, как двоемыслие, фамилизм (доверие прежде всего к кровнородственным отношениям), неприятие всего нового, плохое знание реальности, неумение представить себя в другой, нетрадиционной роли.
Социальные психологи установили, что в условиях тоталитарной системы, в строго контролируемом и регламентируемом распорядке жизни рано или поздно вырабатывается эффект «выученной беспомощности». Суть этого эффекта состоит в том, что человек, неоднократно убеждавшийся в невозможности повлиять на ход событий, вообще отказывается от проявления своей инициативы. Доминирующими чертами характера становятся послушание и исполнительность. Личность чувствует себя более комфортно в ситуации, когда решение не вырабатывается ею самостоятельно, а задается извне, навязывается авторитетом или властными структурами. При этом личность является лишь исполнителем и проводником воли руководящих лиц.
С эффектом «выученной беспомощности» связан и так называемый «пролонгированный инфантилизм», который проявляется в стремлении уклониться от ответственности, переложить ее на других людей. Неизбежным следствием таких жизненных установок является постоянное требование социальной защиты и надежда не на собственные силы, а на помощь со стороны государства.
По мере развития рыночных отношений в нашей стране стали формироваться новые интересы, ценностные ориентации, стереотипы поведения. Исследователи отмечают появление таких психологических феноменов, как «рыночная ориентация» и «личностный рынок». Теперь, чтобы добиться успеха, недостаточно обладать знаниями, талантом, мастерством, искренностью и порядочностью. Успех зависит от того, насколько человек умеет подать себя на рынке, насколько привлекательна его «упаковка», насколько он способен выдержать конкурентную борьбу. Это ставит перед личностью ряд проблем, связанных с освоением новых моделей взаимодействия с кардинально изменившейся социальной средой.
Однако значительная часть населения не смогла адаптироваться к новым условиям. У многих россиян возникло ощущение своей социальной уязвимости, незащищенности. Социологические опросы выявили три реакции человека на такую ситуацию: первая – усиление ориентации на индивидуальную вертикальную мобильность (6.7), на индивидуальное выживание; вторая – усиление группового эгоизма, т. е. стремление реализовать индивидуальные интересы через интересы групповые, причем любыми средствами, от неформальных до насильственных, криминальных; третья – усиление стихийного процесса сопоставления собственного положения с положением других, в результате чего возникают различные формы социальной зависти и агрессивного поведения.
По мнению ряда исследователей, сегодня в России объективно возникает потребность в новом социальном типе личности, который интегрировал бы такие качества, как предприимчивость, инициативность, энергичность, ответственность, профессионализм, компетентность, здоровый риск, способность принимать самостоятельные решения и выстраивать альтернативы жизненного выбора. Такой тип личности может сформироваться прежде всего среди молодого поколения, которое в большинстве своем позитивно относится к происходящим в стране переменам и активно в них участвует.
Тема 6. Общество как целостная система
6.1. Социологическое понятие общества
В социологии существуют различные трактовки понятия «общество». Некоторые исследователи рассматривают общество как способ организации социальной жизни, локализованной на определенной территории. Так, современный американский социолог Н. Смелзер определяет общество как «объединение людей, имеющее определенные географические границы, общую законодательную систему и определенную национальную (социально-культурную) идентичность».
С точки зрения «сетевой» теории, общество представляет собой совокупность связей (сетей), возникающих в процессе социального взаимодействия и коммуникации людей. При этом поведение личности или группы объясняется как производное от социальных сетей, элементами которых оно выступает.
В теориях «социальных групп» общество интерпретируется как совокупность различных пересекающихся групп, выступающих в качестве разновидностей одной доминирующей группы. В этом смысле некоторые социологи говорят о «народном обществе», включающем все группы и общности, существующие в пределах одного определенного народа.
Согласно институциональному подходу, общество – это система социальных институтов и организаций, в рамках которой осуществляется жизнедеятельность людей. Выделяя наличие институтов и организаций как главного признака общества, сторонники этой концепции подчеркивают, что именно они формируют структуру всевозможных форм коллективной жизни, гарантируют воспроизводство социальных отношений и устойчивость общественного развития.
Некоторые социологи называют ряд конкретных признаков общества. Так, американский социолог Э. Шилз считает обществом такое объединение людей, которое соответствует следующим условиям:
? объединение не является частью какой-либо более крупной системы;
? браки заключаются между представителями данного объединения;
? пополнение объединения происходит главным образом благодаря деторождению;
? объединение имеет собственную территорию;
? у объединения есть свое название и своя история;
? объединение обладает собственной системой управления;
? объединение существует дольше средней продолжительности жизни человека;
? объединение скрепляет общая система культурных норм, образцов и ценностей.
В современной отечественной социологии общество часто определяется как исторически сложившаяся относительно устойчивая система социальных связей и отношений больших и малых групп людей, поддерживаемая силой обычая, традиции, закона, социальных институтов и т. д. (гражданское общество), основывающаяся на определенном способе производства, распределения, обмена и потребления материальных и духовных благ.
Несмотря на существенные различия, рассмотренные теории и концептуальные подходы содержат общие положения, позволяющие выделить ряд устойчивых характеристик современного общества. Прежде всего, это универсальность общества, его всеобъемлющий, разносторонний характер. Общество охватывает все многообразие социальных связей и отношений, всю совокупность социальных групп, институтов и общностей, сложившихся в границах определенного территориального пространства.
Благодаря своей универсальности общество может создавать необходимые условия для удовлетворения разнообразных потребностей индивидов и предоставлять широкие возможности для их самоутверждения и самореализации. Только в обществе человек может заниматься профессиональной деятельностью, приобретать необходимые навыки, знакомиться с достижениями культуры и науки, развивать свои личностные качества.
Вторая важная характеристика общества – автономность, способность существовать самостоятельно, что достигается за счет высокого уровня внутренней саморегуляции, обеспечивающей поддержку и постоянное воспроизводство сложной системы социальных отношений. Только в обществе складываются механизмы контроля и регуляции всей совокупности социальных связей. Это выражается в создании особых институтов (прежде всего, государства и его органов управления), обеспечивающих координацию различных сфер жизни общества.
Наконец, третья сущностная характеристика общества – интегративность, которая проявляется в том, что ему удается включать индивидов в единый контекст социальной жизни, побуждать их воспроизводить в своих действиях сложнейшую структуру общественных отношений. В то же время общество обладает внутренними механизмами не только поддержания ранее сложившихся структур, но и включения в сложившуюся ткань взаимосвязей новых социальных образований, создаваемых людьми в практической деятельности.
Таким образом, общество – это необычайно сложный вид организации совместной деятельности людей. Оно включает в себя все многообразие устойчивых социальных взаимодействий, все институты и общности, локализованные в рамках конкретных государственно-территориальных границ. Общество обладает такими механизмами саморегуляции, которые позволяют ему поддерживать свою целостность, интегрировать социальные группы и подчинять своей логике поведение людей, побуждая их воспроизводить в своих действиях единую ткань социальной жизни.
Какова структура общества? Дайте характеристику его элементов.
Понятие общество
1.Охарактеризуйте понятие «общество». Как оно возникло?
Таким образом, общество — это продукт взаимодействия людей. Человек не может существовать вне общества, так же как не существует общества без людей. Общество появилось тогда, когда человек выделился из мира животных. С тех пор человек как биологический вид перестал меняться. Наоборот, значительные изменения начало претерпевать человеческое общество.
2.Может ли человек жить вне общества? Представьте себя изолированным от общества. Каким мог быть результат такой ситуации?
Человек — существо общественное. Он не может жить изолированно, не взаимодействуя с другими людьми.
Человек, находясь в изоляции, не имеет общения с людьми, которые были в обществе. Он перестает общаться с людьми, постепенно теряет свои человеческие качества, свойства. У него стираются любые границы морали, пропадают социальные нормы, поскольку не происходит подпитка со стороны общества, он не задействован в социуме и ему не нужно придерживаться норм. Таким образом, человек, который находится в изоляции, постепенно перестает быть человеком.
3.В чем состоит сущность социал-дарвинизма? Почему он опровергается современной наукой?
Социал-дарвинисты считали, что принцип «выживает сильнейший» должен быть перенесен не только на взаимоотношения отдельных людей и их групп, но и на развитие отдельных народов. Подобная точка зрения опровергается современной наукой. Каждый же человек в обществе сугубо индивидуален, обладает волей и сознанием и может принимать самостоятельные решения.
4.Почему термин «социальные животные» считается условным? В чем состоит отличие общественных животных от человеческого общества?
Человеческое общество более сложно и более развито, чем животное. Человек использует язык для общения, как устный так и письменный. Животные тоже общаются через звуки, но это нельзя назвать языком.
Основные различия:
-Человеческое общество более развито чем животный мир
-У человека есть моральные принципы
Животные действуют согласно инстинктам, общество людей же наоборот, подавляет инстинкты и пытается взаимодействовать с помощью правил, морали.
5.Дайте определение понятия «общество». Какие признаки общества выделил американский социолог Э.Шилз?
Общество — это обособившаяся от природы часть материального мира со всей совокупностью исторически сложившихся форм совместной деятельности людей.
Американский социолог Э.Шилз считал, что общество – это объединение людей, которое обладает определенными признаки:
-Не является частью крупной системы;
-Браки заключаются между представителями данного объединения;
-Пополняется за счет детей представителей этого объединения;
-Имеете свою территорию;
-Имеет свое название и даже свою историю;
-Обладает собственной системой управления;
-Существует дольше средней продолжительности жизни индивида;
-Его сплачивает общая система ценностей (свои обычаи, традиции и пр.), которые находят выражение в определенной культуре.
6.Раскройте понятия «страна», «государство», «нация». В чем состоит их взаимосвязь?
Страна— определенная территория, имеющая государственную принадлежность.
Государство— политическая организация, которая осуществляет управление населением определенной территории.
Нация— это группа людей, складывающаяся на основе общности территории, экономических связей, языка, культуры, сознания своего внутреннего единства и отличия от подобных образований.
7.Что такое общественные отношения? Каковы их виды? В чем состоит их взаимосвязь?
Все многообразные связи между людьми, возникающие в процессе их взаимодействия, называются общественными отношениями.
Общественные отношения также представляют собой систему связей, с помощью которых общество приобретает целостность и устойчивость. Они имеют несколько разновидностей:
· Производственные отношения, складывающиеся в процессе производства и распределения материальных благ;
· Политические отношения, возникающие в процессе управления обществом и борьбы за власть;
· Брачно-семейные отношения – личные отношения, связанные с рождением и воспитанием детей;
· Межнациональные отношения – между представителями разных наций;
· Социальные отношения – между различными социальными группами (например, между богатыми и бедными)
Указанные разновидности общественных отношений не могут существовать изолированно. Каждый человек стремится найти более оплачиваемую и престижную работу, чтобы обеспечить свою семью, и в то же время подняться выше по социальной лестнице, — так производственные отношения связаны с социальными и брачно-семейными. Если у человека не получается улучшить свое материальное и социальное положение, он часто винит государственную власть или сам стремится участвовать в осуществлении власти, отдавая предпочтение той или иной политической силе на выборах в государственные органы. Иногда недовольство выливается в обвинения в адрес представителей других наций. Так могут пересекаться производственные, социальные, политические и национальные отношения.
Какова структура общества? Дайте характеристику его элементов.
На основе системы общественных отношений можно охарактеризовать структуру общества, под которой понимается совокупность его составных элементов:
· производство материальных и духовных благ;
· социальные общности — группы людей, объединенные на основе каких-либо общих признаков;
· политические организации, главное место среди которых занимает государство;
Основные признаки общества по Э. Шиллзу
1. Оно не является частью какой-либо более крупной системы (автономность и самодостаточность общества).
2. Браки заключаются между представителями данного объединения.
3. Оно пополняется преимущественно за счет детей тех людей, которые уже являются признанными представителями объединения (самовоспроизводство).
4. Объединение имеет территорию, которую считает собственной.
5. У него собственное название и собственная история.
6. Оно обладает собственной системой управления.
7. Объединение существует дольше средней продолжительности жизни отдельного индивида (целостность и устойчивость).
8. Его сплачивает общая система ценностей, обычаев, традиций, нравов, которую называют культурой.
Составными элементами общества являются
1) социальные связи и отношения;
2) социальные действия и взаимодействия;
3) социальные ценности и нормы.
Основные уровни общества:
1) Микроуровень (уровень отдельно взятого индивида);
2) Мезоуровень (уровень социальных групп и социальных институтов);
3) Макроуровень (уровень общества в целом).
В марксистской социологии, в которой выявляется детерминистская (причинно-следственная) связь социальных явлений и процессов, их субординация, общество включает в себя четыре основные сферы – экономическую, социальную, политическую и духовную (идеологическую). Каждая из предыдущих подсистем оказывает определяющее влияние на последующие и испытывает обратное воздействие. Каждая из этих наиболее общих социальных систем занимает определенное место в социетальной системе и выполняет (хорошо, плохо или вовсе не выполняет) строго очерченные функции. В свою очередь, каждая из наиболее общих систем включает в свою структуру в качестве элементов бесконечное множество социальных систем менее общего порядка (семья, трудовой коллектив и т.д.).
Постоянное воспроизведение способов взаимосвязи и взаимодействия компонентов, а следовательно, сохранения целостности и устойчивости общества обеспечивается путем выполнения обществом определенных функций. Т.Парсонс определяет основные функции, без которых система как таковая существовать не может:
· способность к адаптации (обеспечивается экономической подсистемой общества);
· целедостижения (политической подсистемой);
· интеграции (правовыми институтами и обычаями);
· воспроизводство структуры (системой верований, моралью и органами социализации).
Чем последовательнее осуществляется функциональное разделение деятельности на уровне институтов и социальных ролей, тем стабильнее сама социальная система.
Чаще всего понятие общество понимается в двух значениях: узком и широком.
Общество следует понимать как исторический результат естественно складывающихся взаимоотношений людей; как устойчивую систему социальных связей и отношений между индивидами и социальными группами, которая регулируется законом, обычаями, социальными институтами.
Кроме общества существуют еще и такие понятия как «страна» и «государство».
Страна– территория, имеющая определенные границы и пользующаяся государственным суверенитетом.
2.Долгие годы в отечественной социологии термин «социальные изменения» не употреблялся. В общественных науках и в практической политике у нас культивировалось понятие «социальное развитие», обозначающее лишь определенный вид социальных изменений, имеющих направленность в сторону улучшения, усложнения, усовершенствования. Однако существует множество других социальных изменений, которые невозможно признать изменениями в сторону совершенствования, как, например, возникновение, становление, рост, исчезновение, переходный период и т.д. Поэтому и получило широкое распространение более широкое понятие «социальные изменения», которое не содержит оценочного компонента, охватывает широкий круг социальных перемен, безотносительно к их направленности. Социальные изменения подразумевают не любые изменения, происходящие в какой-либо сфере (экономической, политической, духовной), а изменения социальных систем, социальной стратификации, социальных общностей, социальных процессов, институтов, организаций, их взаимодействий.
Таким образом, понятием «социальные изменения» обозначаются различные перемены, происходящие в течение некоторого времени в социальных общностях, группах, институтах, организациях и обществах, в их взаимоотношениях друг с другом, а также с индивидами.
Изменения могут осуществляться на следующих уровнях:
1. На уровне межличностных отношений (либерализация половой морали).
2. На уровне организаций и институтов (изменение существующих социальных институтов).
3. На уровне малых и больших социальных групп (появление фермеров, предпринимателей).
4. На социетальном и глобальном уровнях (экономическое развитие одних стран, застой и кризис в других).
Виды социальных изменений в зависимости от типа социальных связей:
Все эти изменения тесно связаны между собой: изменения одного вида с необходимостью влекут за собой изменения других видов.
Также выделяют такие типы социальных изменений как:
1. Эволюционные (постепенные, медленные, плавные, количественные преобразования объектов) и революционные (относительно быстрые, коренные, качественные) изменения;
2. Прогрессивные (движение вперед) и регрессивные (откат назад);
3. Имитационные (копирование существующих форм социальной жизни) и инновационные (создание новых форм социальной жизни).
Если наличие социальных изменений в социальных системах признается всеми социологами, то по поводу факторов социальных изменений высказываются различные мнения.
1. На вопрос, откуда поступает импульс для социальных изменений, имеются два ответа:
1) представители экзогенных теорий (географическое направление) полагают, что социальные изменения порождаются внешними факторами: климатом, ландшафтом и т.д.;
2. Относительно роли объективных и субъективных факторовв социальных изменений высказываются две точки зрения:
1) сторонники субъективизма в качестве основной причины социальных изменений рассматривают сознательную деятельность индивида или группы людей, на первый план выдвигается индивидуальное сознание;
2) сторонники объективизмаполагают, что в обществе действуют объективные законы, не зависимые от воли и сознания людей.
3. На вопрос, носят ли социальные изменения причинно обусловленный или случайный характер, также предлагается два ответа:
1) марксистский детерминизм подчеркивает причинную обусловленность всех социальных явлений; это означает, что каждая из подсистем, входящих в общество, существует не сама по себе, а находится в причинно-следственной зависимости от других сфер, все подсистемы зависимы от экономической подсистемы;
2) социальный дарвинизм считает, что социальные изменения совершаются благодаря случайным вариациям и природному отбору.
4. На вопрос о том, какие причины порождают социальные изменения, предлагаются следующие ответы:
1. Социокультурные теории первопричиной социальных изменений считают изменения, происходящие в социокультурной сфере – мировоззрениях, религии, сознании социальных групп, общества в целом. Такие изменения определяют облик всего общества.
2. Социально-экономические теории главную причину видят в экономике, производственных отношениях.
3. Индустриально-технологические теории полагают, что социальные изменения производны от технологических изменений. Выделяют 3 способа, посредством которых технология детерминирует социальные изменения:
1) изменения в технологии создают проблемы социального порядка, которые требуют определенных действий со стороны людей (возникновение биотехнологий, позволяющих женщинам вынашивать неродных детей, породило суррогатное материнство, нуждающееся как в новых социальных нормах, так и в новых социальных ролях);
2) новые технологии, новая техника создают новые возможности для индивида и групп в их деятельности, общении (новые возможности социальной коммуникации созданы благодаря телефонизации, развитию телевидения, компьютерной техники и т.д.);
3) новые технологии нередко создают новые формы взаимодействия между индивидами и различного рода общностями (развитие Интернета индивидуализирует труд многих высококвалифицированных работников).
Признаки общества Эдварда Шилза
Американский социолог Э. Шилз выделяет следующие критерии общества:
50. Способность и талант – их природа и сущность.
Способности— это индивидуальные свойства личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определённого родадеятельности. Способности не сводятся к имеющимся у индивида знаниям, умениям, навыкам. Они обнаруживаются в быстроте, глубине и прочности овладения способами и приёмами некоторой деятельности и являются внутренними психическими регулятивами, обусловливающими возможность их приобретения.
Условия формирования способностей
Способности и индивидуальные различия
Говоря о способностях, надо упомянуть, что они у каждого человека разные. Каждый человек имеет индивидуально-своеобразное сочетание способностей, и успешность его деятельности определяется наличием того или иного сочетания способностей. Одни способности могут заменяться другими — схожими по проявлениям, но отличающимися по своему происхождению. На успешность одной и той же деятельности могут влиять разные способности, поэтому, отсутствие одной способности может быть скомпенсировано наличием другой.
Способности и одарённость
Одаренность — это комплексное явление. Оно связано с выполнением человеком определённой деятельности, то есть одарённость состоит из различных способностей. Одарённость — это «качественно-своеобразное сочетание способностей, от которого зависит возможность достижения большего или меньшего успеха в выполнении той или другой деятельности»[3]. Одарённость обеспечивает не успех в какой-либо деятельности, а только возможность достижения этого успеха. Кроме наличия комплекса способностей, для успешного выполнения деятельности человеку необходимо обладать определённой суммой знаний, умений и навыков.
Виды способностей
Способности делятся на общие и специальные. Выделяют следующие виды специальных способностей:
1. учебные и творческие
2. умственные и специальные
8. физические способности
1. вербально-лингвистический (отвечает за способность писать и читать, присущ журналистам, писателям и юристам)
2. цифровой (характерен для математиков, программистов)
3. слуховой (музыканты, лингвисты, языковеды)
4. пространственный (присущ дизайнерам и художникам)
5. физический (им наделены спортсмены и танцоры, эти люди легче обучаются на практике)
6. личностный (его также называют эмоциональным; отвечает за то, что человек говорит сам себе)
7. межличностный (люди с этим талантом часто становятся политиками, ораторами, торговцами, актерами)
8. талант окружающей среды (этим талантом бывают наделены дрессировщики, земледельцы).
Свойства долга
Осознание необходимости
Заинтересованность в исполнении
Добровольность принятия
1. углубление изучения духовности человека, внимание к его внутренними миру, его чувствам и переживаниям (С.Кьеркегор, В.Дильтей, Ф.Ницше);
2. 2) формирование целостного взгляда на общественную жизнь, на отношение общества и человека (О.Конт, Г.Спенсер, К.Маркс);
57. Многозначность понятия «общество» и его разн интерпретации в истории соц-философ учений.
Общество —
1) в широком понимании слова, это совокупность всех видов взаимодействия и форм объединения людей, которые сложились исторически;
2) в узком понимании — исторически конкретный тип социальной системы, определённая форма социальных отношений.[1]
3) группа лиц, объединенная общими морально-этическими нормами (устоями)[источник не указан 272 дня].
4) объединение людей, в результате которого, т.к. это единение, всё всестороннее возможное пространство общества становится общественной, т.е. общей для этих людей и их потомков, собственностью, всё остальные формы считаются не завершившими объединение,т.е. не сформировавшими до конца общество.
В истории социальной философии могут быть выделены следующие парадигмыинтерпретации общества:
1. Отождествление общества с организмом и попытка объяснить социальную жизнь биологическими закономерностями. В XX веке концепцияорганицизма утратила популярность;[2]
2. Концепция общества как продукта произвольного соглашения индивидов (см. Общественный договор, Руссо, Жан-Жак);
3. Антропологический принцип рассмотрения общества и человека как части природы (Спиноза, Дидро и др.). Достойным существования признавалось лишь общество, соответствующее подлинной, высокой, неизменной природе человека. В современных условиях наиболее полное обоснование философской антропологии дано Шелером;
4. Теория социального действия, возникшая в 20-е годы XX века (Понимающая социология). Согласно этой теории, в основе социальных отношений лежит установление «смысла» (понимание) намерений и целей действий друг друга. Главное во взаимодействии между людьми — осознание ими общих целей и задач и то, чтобы действие было адекватно понято другими участниками социального отношения;
5. Функционалистский подход (Парсонс, Мертон). Общество рассматривается как система.
6. Холистический подход. Общество рассматривается как целостная циклическая система, закономерно функционирующая на основе как линейногогосударственного механизма управления с использованием внутренних энергоинформационных ресурсов, так и внешней нелинейной координации определённой структуры (соборного общества) с притоком внешней энергии.[источник не указан 592 дня]
Еще в античности в социально-философских учениях в чем-то оправдано из-за недостаточности знаний и потому в чем-то закономерно, закрепилось мнение, являющееся по существу заблуждением, но которое до сих пор высказывается, а если преодолевается, то формально. Дело в том, что изначально при осмыслении социальных проблем и в решении практических общественных задач опирались на понятие «государство», а не «общество». Это подтверждается использованием фактически всеми философами и политическими деятелями термина «государство» вплоть до XVIII века при фактических рассуждениях об обществе. Философы древности трактуют государство как сословную, классовую или кастовую целостность. Фактически отождествляются государство и общество, поскольку используют термин государство, но ведь, рассуждая об устройстве власти, о праве, о морали, о благе и справедливости говорят, по-сути, об обществе. В том же русле шли и последующие учения о государстве – обществе.
У Платона государство – это совместное поселение людей для взаимопомощи и удовлетворения потребностей. Т.е.общество возникает в силу того, что люди нуждаются в друг друге для удовлетворения своих потребностей Образующая государство функция: защита населения и, прежде всего, территории от внешних врагов и поддержания порядка внутри. Платон выделяет три сословия: правители, воины, свободные граждане. Сословие воинов-стражей у него основа государства и носитель государственности. При этом для него государство – полная аналогия устройства индивидуальной человеческой души, т.к. государство представляется как своего рода громадный человек. Важно заметить, что по Платону в каждом государстве существуют два государства: бедных и богатых. Для ликвидации социальных раздоров, которые возникают из-за имущественного неравенства, он предлагал ликвидировать частную собственность, семью и воспитывать новое поколение чуждое эгоизма.
Так называемые «утопии» разрабатывали идею именно справедливого государства как «общества будущего» (Т. Мор, Т. Кампанелла).
Согласно Руссо человек в естественном состоянии находился в гармонии с природой. Ему присущи стремление к самосохранению и сострадание, что явно не по Гоббсу. Помимо «потребностей тела» появляются искусственные «потребности духа». Завершается замена естественного, антропологического неравенства неравенством политическим, то есть общественным – установлением частной собственности. По общественному договору человек теряет свою естественную свободу, взамен получая свободу гражданскую и право собственности на все то, чем владеет. Возврат к естественному состоянию невозможен. Но предотвращение неравенства в правах возможно, если обеспечить имущественное равенство и запретить роскошь, что можно сделать, ликвидировав частную собственность. Само государство должно быть небольшим, чтобы обеспечить контроль за правительством и осуществлять непосредственное волеизъявление. В то же время Руссо понимал, что это невозможно среди нравственно несовершенных людей и потому необходимо всеобщее просвещение, но не всеобщее знание науки, т.к. она портит нравы, порождая честолюбие, наука препятствует естественному поведению людей.
С XVIII века стала оформляться экономически-реалистическая тенденция установления основания общества, появилась новое и особое научное учение: политическая экономия.
А. Смит обосновывает и развивает идею общества как трудового и менового союза людей, связанных разделением труда. Он специально подчеркивает, что эта связь особого рода: каждый индивид, работая на себя, вынужден работать на других и наоборот, работая на других, работает на себя. Потому общество есть единство индивидуального и общественного.
Но только с XIX века усиливается понимание того, что государство и общество далеко не одно и то же. И внимание философов стало все больше обращаться на различие государства и общества. Для толкования общества в XX веке характерна своеобразная борьба альтернативных по своей сути направлений: цивилизационного и формационного.